какие именно качества и умения соотносятся с определенными группами способностей
О соотношении понятий «способности» и «качества»
С целью деятельности в развитии способностей тесно связан и вопрос соотношения «способности» и «качества».
Существуют большие разногласия в использовании и толковании близких друг другу понятий — способности, одаренность, качества, характеризующие возможности человека. В одном случае отказываются «качества» и говорят только о «способностях». В другом случае эти два понятия использовавших синонимы, в частности в большинстве работ по психологии труда. Например, В. Д. Шадриков не разграничивает понятия «способности» и «качества», хотя и считает второе понятие более широким, чем первое. В третьем «случае способность становится синонимо А. Ф. Лазурский). В результате порой бывает очень трудно разобраться, что конкретно имеет в виду автор, использующий какое-либо из этих понятий. Такое положение не позволяет продуктивно разрабатывать целый ряд теоретических проблем, так как и ученые и практики лишены адекватного понятийного аппарата. Неудивительно, что вопрос о качествах в учебниках по психологии просто обходят молчанием.
Приступая к обсуждению этого вопроса, мы должны прежде всего выяснить, насколько необходимо для теории и практики наличие всех этих понятий, можно ли обойтись без какого-нибудь из них. Такая постановка вопроса заставила предположить, что все приведенные выше понятия определяют ряд факторов, влияющих на возможности человека и на эффективность его деятельности. Следовательно, начинать обсуждение поставленного вопроса надо с нахождения места рассматриваемых понятий в ряду всех факторов, обусловливающих возможности человека и эффективность их проявления. Только в этом случае можно увидеть, в чем специфика использования каждого из этих понятий.
Возможности человека и эффективность его деятельности определяются как социальными (приобретаемыми в процессе воспитания, обучения, тренировки) факторами, так и врожденными, биологическими. Эти индивидуально-личностные факторы, обусловливающие возможности человека, и подлежат рассмотрению в их отношении к разбираемым понятиям.
К врожденным (генотипическим) факторам относятся конституциональные, морфологические особенности (рост, вес, особенности телосложения в целом — соматотип, морфофункциональные особенности строения мышц: быстрые и медленные мышечные волокна), физиологические особенности (уровень максимального потребления кислорода — МПК, психофизиологические особенности (свойства нервной системы и темперамента),простейшие психические функции (процессы), связанные с восприятием, вниманием, памятью и т. д.
К приобретенным факторам, влияющим на возможности человека, относятся мотивы, знания, умения, а также получаемые в процессе тренировки приросты врожденных особенностей и факторов.
Между врожденными и приобретенными свойствами человека нет разрыва. Знания и умения быстрее приобретаются и достигают лучшего качества у людей с определенными врожденными особенностями; в свою очередь, обучение и тренировка способствуют развитию врожденных особенностей человека. Поэтому индивидно-личностные особенности взрослого человека представляют собой нерасторжимое единство, образно говоря — сплав врожденных и приобретенных свойств, который И. П. Павлов назвал фенотипом.
Знание того, какого уровня факторами (генотипического, фенотипического или приобретенного) обусловлены в данный момент возможности и эффективность деятельности человека, важно при прогнозировании его успехов в настоящем и будущем. При оценке возможностей человека в данный момент (например, в проявлении максимального быстродействия) для нас не существенно, за счет чего, проявляются эти возможности — как результат обучения и тренировки или только в силу врожденных особенностей человека. Здесь оценка возможностей абстрагируется от причин, их обусловивших.
Когда же нужно узнать, следствием чего являются наличные возможности человека — врожденных особенностей, их развития или обучения, — то возникает необходимость в углубленном анализе компонентов, из которых складываются наличные возможности человека, группировании этих компонентов (факторов) по уровням и включении этих групп факторов в рамки определенного понятия.
Особенно важно выяснить роль врожденных факторов в проявлении наличных возможностей человека в следующих случаях:
Таким образом, для практики необходимы понятия, помогающие обозначить группы следующих индивидно-личностных факторов, обусловливающих возможности человека и эффективность его деятельности:
Первая группа факторов соотносится со способностями и одаренностью, вторая — с опытом человека, третья — с качествами.
Очевидно, однако, что необходимо такое понятие, которое явилось бы отражением единства врожденного и приобретенного УВД. Шадрикова это способности. Мне представляется, что для этой цели больше подходит понятие «функциональное качество (термин «качество» широко используется в общей психологии — волевые и нравственные качества, в психологии спорта — двигательные качества, в психологии труда — профессионально-важные качества, однако часто понимается Как синоним способностей).
Таким образом, функциональное качество можно определить как наличный уровень проявления какой-либо стороны/возможностей человека, независимо от того, чем этот уровень обусловлен — природными особенностями, их развитием или знаниями и умениями (рис. 2.3). При этом в функциональные качества включаются не все приобретаемые человеком знания и умения, а только те, которые/помогают проявлению той или иной стороны возможностей (быстроте, точности действий, выносливости и т. д.).
Функциональные качества и способности(по названию могут совпадать (например, качество быстроты и способность к быстродействию), или иначе: одна и та же сторона возможностей (функции — например, концентрация внимания) может выступать и как качество, и как способность все зависит от угла рассмотрения фенотипа или генотипа, наличного уровня или прогноза
Важным отличием понятия «качество» от понятия «способности» состоит в том, что первое может характеризовать не только функциональные возможности человека, но и человека как личность (личностные качества) Поэтому наряду с двигательными качествами, качествами ума и т п, выделяют нравственные, волевые качества, причем первые не связаны с врожденными особенностями человека, а приобретаются в процессе его социализации и воспитания.
Функциональное качество, как и способность, не подменяет понятия «функция», «психический процесс». O6a они отражают лишь специфические стороны той или иной функции: у внимания — концентрацию (интенсивность), устойчивость, лабильность, распределение его; у движения — силу, быстроту, выносливость и т. д. Однако функциональные качества могут быть простыми и сложными, характеризовать, не только отдельную функцию, но и деятельность в целом (быстрота чтения, бега), а способности характеризуют только ту или иную сторону функции.
Вопрос о превращении способностей в функциональные качества по существу обсуждается в работе Б. А. Федоришина и соавт. (1980), когда они пишут следующее: «В профессиональной деятельности токаря, водителя автотранспорта и хирурга чрезвычайно важна координация движений обеих рук. Но вместе с тем сенсомоторная координация, четкость и точность двигательных действий сами по себе еще не являются профессиональной способностью (читай: качеством. — Е. И.). Отличная координация двигательных действий хирурга, сидящего за рулем автомобиля, не гарантирует механизм переключения скоростей в автомобиле от поломки из-за неумелого переключения. Профессиональная способность начинает проявлять себя тогда. когда сенсомоторная деятельность наполняется профессионально-технологическим содержанием. И это содержание различно у токаря, шофера, часового мастера и хирурга. Таким образом, общий для всех этих специалистов психологический механизм реализуется затем в различных профессиональных способностях (читай: качествах. — Е. И.). Ясно также, что и сенсомоторные механизмы, рассматриваемые первоначально как общие для данных специалистов, получают в дальнейшем свое специфическое развитие в зависимости от того, какое место в структуре профессиональной способности они занимают и структурными элементами каких профессиональных способностей являются. Все это в равной мере относится не только к психомоторике, но и к другим психическим процессам и явлениям».
Таким образом, в процессе овладения профессиональным мастерством каждая способность, реализуясь в конкретных действиях, получает свою огранку.
В заключение отмечу, что использование понятия «функциональное качество» как фенотипического образования, является компромиссом между крайними точками зрения на природу функциональных возможностей (приобретенные или врожденные) человека, как бы «примиряет» их.
Соотношение способностей и качества
С проблемой значения деятельности для развития способностей связан и вопрос о соотношении понятий способностей и качества. Способности, одаренность и качество характеризуют возможности человека (рис. 2.13).
Рис 2.14. Возможности человека
Возможности человека и эффективность его деятельности определяется как социальными (приобретаемыми в процессе воспитания, обучения, тренировки) факторами, так и врожденными, биологическими.
К врожденным факторам относятся:
К приобретенным факторам, влияющим на возможности человека, относятся:
Между врожденными и приобретенными свойствами человека нет разрыва. Знания и умения быстрее приобретаются и достигают лучшего качества у людей с определенными врожденными особенностями; в свою очередь обучение и тренировка способствуют развитию врожденных особенностей человека. Поэтому индивидуально-личностные особенности взрослого человека представляют собой сплав врожденных и приобретенных свойств, который И. П. Павлов назвал фенотипом.
В практических целях требуется задействовать понятия, помогающие обозначить группы следующих индивидных и личностных факторов, обуславливающих возможности человека и эффективность его деятельности:
Рис. 2.15. Схематическая структура функционального качества
Способности на приведенной схеме (рис. 2.15) занимают область слева, включающую в себя психические и физиологические врожденные особенности человека. На правой части схемы показаны приобретенные факторы — опыт и мотивы, причем первый включает в себя знания и умения (навыки), которые согласно Б. М. Теплову, не относятся к разряду способностей. Очевидно, что из совокупности указанных свойств — врожденного и приобретенного — вытекает понятие функци
ональное качество (термин «качество» широко используется в общей психологии: волевые и нравственные качества, в психологии спорта: двигательные качества, в психологии труда: ПВК, однако часто выступает синонимом способностей).
Итак, функциональное качество — наличный уровень принятия какой-либо стороны возможностей человека, независимо от того, чем этот уровень обусловлен: природными ли особенностями, их развитием или знаниями и умениями.
Функциональное качество, как и способность, не подменяет понятий функции, психического процесса. Оба они отражают лишь различные стороны той или иной функции: у внимания — концентрацию (интенсивность), устойчивость, лабильность, распределение; у движения — силу, быстроту, выносливость.
Важным отличием качества от способностей состоит в том, что первое может характеризовать не только функциональные возможности человека, но его как личность (личностные качества). Поэтому наряду с двигательными качествами, качествами ума и т.п. выделяют нравственные, волевые, причем первые не связаны с врожденными особенностями человека, а приобретаются в процессе социализации и воспитания.
Вопрос о превращении способностей в функциональные качества серьезно рассмотрен в Б. Ф. Федоршиным с соавторами:
В профессиональной деятельности токаря, водителя автотранспорта и хирурга чрезвычайно важна координация движений обеих рук. Но вместе с тем сенсомоторная координация, четкость и точность двигательных действий сами по себе еще не являются профессиональной способностью. Отличная координация двигательных действий хирурга, сидящего за рулем автомобиля, не гарантирует механизм переключения скоростей в автомобиле от поломки из-за неумелого переключения. Профессиональная способность начинает проявлять себя тогда, когда сенсомоторная деятельность наполняется профессионально-технологическим содержанием. Ясно также, что и сен- сомоторные механизмы, рассматриваемые первоначально как общие для различных специалистов, получают в дальнейшем свое специфическое развитие в зависимости от того, какое место в структуре профессиональной способности они занимают и структурными элементами каких профессиональных способностей являются. Все это относится не только к психомоторике, но и к другим психическим процессам.
Таким образом, в процессе овладения профессиональным мастерством каждая способность, реализуясь в конкретных действиях, получает свою огранку.
Общая характеристика способностей человека
Способности и задатки. Виды способностей. Формирование способностей. Одаренность, мастерство, талант, гениальность. Креативность. Структура и теории креативности. Способности и интеллект.
Общая характеристика способностей человека
Способности — это такие индивидуальные психические свойства личности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Наибольший вклад в исследования способностей внес Б. М. Теплов. Он выделил следующие три основных признака понятия «способность»:
1. Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
2. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
3. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
От способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. Приобретение же этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей.
Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается.
Следует отметить, что успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других.
В большинстве классификаций способностей различают в первую очередь природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфически человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.
Под природными способностями понимают те, которые являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации. Мышление с определенной точки зрения также можно рассматривать как способность, которая характерна не только для человека, но и для высших животных. Данные способности непосредственно связаны с врожденными задатками. У человека на базе этих задатков формируются способности. Это происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т. и. В процессе развития человека данные биологические способности способствуют формированию целого ряда других, специфически человеческих способностей.
Эти специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. В свою очередь, они могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные и др.
К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Таким образом, под общими способностями понимают способности, свойственные для большинства людей.
К числу общих способностей человека относятся также способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Эти способности являются социально обусловленными. Они формируются у человека в процессе его жизни в обществе.
Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др.
Большинство исследователей проблемы способностей сходятся на том, что общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Более того, в отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определенным видам деятельности. Подобное взаимодействие некоторыми авторами объясняется тем, что общие способности, по их мнению, являются базой для развития специальных.
Помимо разделения способностей на общие и специальные принято разделять способности на теоретическиеипрактические. Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным практическим действиям. В отличие от общих и специальных способностей теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей.
Существует также деление на учебныеитворческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др.
Следует отметить, что способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития способностей, входящих в комплекс способностей конкретного человека, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности. Поэтому определенное сочетание различных высокоразвитых способностей определяет уровень развития способностей у конкретного человека.
Уровни развития способностей:
Классификация уровней развития способностей:
Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, но для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки.
Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. К числу таких особенностей относятся:
· сила нервной системы по отношению к возбуждению, т. е. ее способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки;
· сила нервной системы по отношению к торможению, т. е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния;
· уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния;
· лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.
Следует отметить, что эти врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга, органов чувств и движения, или врожденные задатки, и определяют природную основу индивидуальных различий между людьми. По мнению И. П. Павлова, основу индивидуальных различий определяют преобладающий тип высшей нервной деятельности и особенности соотношения сигнальных систем.
Исходя из данных критериев, можно выделить три типологические группы людей:
· художественный тип (преобладание первой сигнальной системы),
· мыслительный тип (преобладание второй сигнальной системы),
· средний тип (равное представительство).
Выделенные Павловым типологические группы предполагают у представителей той или иной группы присутствие различных врожденных задатков.
Следует подчеркнуть, что наличие определенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности. В какой степени будут развиты задатки человека, зависит от условий его индивидуального развития. Таким образом, развитие задатков — это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии, если в обществе возникла потребность в тех или иных профессиях. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания.
Задатки неспецифичны. Наличие у человека задатков определенного вида не означает, что на их базе в благоприятных условиях обязательно должна развиться какая-то конкретная способность. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Вместе с тем нельзя считать, что задатки не влияют на характер будущих способностей.
Можно сделать вывод о том, что способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека. В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.
Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным способностям, как правило, относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности. Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности человека. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.
Способности рассматриваются в качестве основных свойств личности. Однако никакая отдельная способность не может сама по себе обеспечить успешное выполнение деятельности. Успешность выполнения любой деятельности всегда зависит от ряда способностей.
Структура любой конкретной способности включает в себя:
· универсальные или общие качества, отвечающие требованиям различных видов деятельности,
· специальные качества, обеспечивающие успех только в одном виде деятельности.
В структуре способностей также можно выделить две группы компонентов. Одни занимают ведущее положение, а другие являются вспомогательными. Ведущие и вспомогательные компоненты способностей образуют единство, обеспечивающее успешность деятельности. Однако структура способностей — это весьма гибкое образование. Соотношение ведущих и вспомогательных качеств в конкретной способности у разных людей неодинаково. В зависимости от того, какое качество у человека является ведущим, происходит формирование вспомогательных качеств, необходимых для выполнения деятельности. Более того, даже в рамках одной и той же деятельности люди могут обладать различным сочетанием качеств, которые позволят им одинаково успешно выполнять данную деятельность, компенсируя недостатки.
Следует отметить, что отсутствие способностей еще не означает непригодности человека к выполнению той или иной деятельности, поскольку существуют психологические механизмы компенсации отсутствующих способностей. Часто заниматься деятельностью приходится не только тем, кто имеет к ней способности, но и тем, кто их не имеет. Если человек вынужден продолжать занятия этой деятельностью, он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. По мнению Е. П. Ильина, компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения, либо через формирование индивидуально-типического стиля деятельности, либо через другую, более развитую способность. Возможность широкой компенсации одних свойств другими ведет к тому, что относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения деятельности, наиболее тесно связанной с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. Вероятно, именно это обеспечивает возможность успешной деятельности человека в самых различных областях.
Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровень их развития, как мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью.
Следующим уровнем развития способностей является одаренность.
Одаренностьюназывается своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.
В этом определении необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, по и овладение необходимыми знаниями и навыками. Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.
Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности.
Следующий уровень развития способностей человека — талант.
Под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т.д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным обществом.
Следует отметить, что талант — это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом.
Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.