какие инструментальные жанры причисляют к музыке прикладного характера
Прикладная музыка
В древних (в том числе фольклорных) культурах музыка носила преимущественно прикладной характер, сопровождая ритуал, танец, коллективные трудовые акции (например, трудовые песни). В европейской традиционной культуре музыка выполняла прикладные задачи в церковной культуре, а также в рамках церемоний. Прикладную музыку можно отнести к разновидности массовой культуры.
С XIX века в прикладной музыке различных уровней городской культуры преобладают развлекательные жанры (салонная музыка, танцевальная музыка, шлягер, цыганский романс и др.)
Панорама видов современной прикладной музыки широка: помимо развлекательной танцевальной музыки, музыкальных сигналов радиостанций, рекламных джинглов, так называемой функциональной музыки («звукового дизайна» в промышленных цехах, залах ожидания, супермаркетах, др. учреждениях), к ней относят некоторые разновидности музыки в театре и кино, выполняющие сугубо иллюстративные задачи и не несущие самостоятельного художественного образа. В частности в производстве кино, ТВ, рекламы активно используется продакшн-музыка в составе музыкальных продакшн-библиотек — сборников произведений для соответствующего использовании.
Связанные понятия
Музыка постмодернизма может быть рассмотрена как музыка эпохи постмодерна или музыка, которая следует эстетическим и философским направлениям постмодернизма. Как музыкальный стиль, постмодерн включает характерные черты художественного постмодерна — это искусство после модернизма (см. Модернизм в музыке). Он характеризуется сочетанием различных музыкальных стилей и жанров. Характерно также самокопание и ироничность, желание стереть границы между «высоким искусством» и китчем, (Д. Олбрайт. Daniel Albright.
Музыкальный инструмент из семейства готово-выборных аккордеонов с усовершенствованной в 1981 году профессором Н.А.Кравцовым органно-фортепианной клавиатурой, размещённой в устройстве как правой, так и в левой выборной клавиатуре инструмента.
Прикладная музыка
Прикладна́я музыка, или функциональная музыка [источник не указан 570 дней] (нем. gebrauchsmusik, Funktionale Musik), — жанры и отдельные опусы, ориентированные на выполнение определённых, не собственно художественных функций.
В древних (в том числе фольклорных) культурах музыка носила преимущественно прикладной характер, участвуя в обряде, ритуале, в коллективных трудовых акциях (например, трудовые песни). В Европейской традиционной культуре музыка выполняла прикладные задачи в церковной культуре, а также в рамках церемоний.
С XIX века в прикладной музыке различных уровней городской культуры преобладают развлекательные жанры (салонная музыка, танцевальная музыка, шлягер, цыганский романс и др.)
Панорама видов современной прикладной музыки широка: помимо развлекательной танцевальной музыки, музыкальных сигналов радиостанций, рекламных джинглов, так называемой функциональной музыки («звукового дизайна» в промышленных цехах, залах ожидания, супермаркетах, др. учреждениях), к ней относят некоторые разновидности музыки в театре и кино, выполняющие сугубо иллюстративные задачи и не несущие самостоятельного художественного образа. В частности в производстве кино, ТВ, рекламы активно используется продакшн музыка в составе музыкальных продакшн библиотек — сборников произведений для соответствующего использовании.
Литература
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Прикладная музыка» в других словарях:
ПРИКЛАДНАЯ МУЗЫКА — музыка, выполняющая определенные, не собственно художественные функции (в древних культурах сопровождение обрядов, ритуалов, трудовые песни; в европейской традиционной культуре оформление церковного культа, церемоний, танцевальная музыка и др.) … Большой Энциклопедический словарь
прикладная музыка — музыка, выполняющая определённые, не собственно художественные функции (в древних культурах сопровождение обрядов, ритуалов, трудовые песни; в европейской традиционной культуре оформление церковного культа, церемоний, танцевальная музыка и др.) … Энциклопедический словарь
Прикладная музыка — (нем. Gebrauchsmusik) понятие совр. муз. эстетики и социологии, обобщающее все те ситуации функционирования музыки, в к рых она как таковая не является основной целью и объектом слушательского интереса. В колич. отношении массив П. М. значит.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Музыка — У этого термина существуют и другие значения, см. Музыка (значения). Скрипичный ключ используется в нотной записи Музыка (греч … Википедия
Прикладная психология — Прикладная психология общий термин, используемый для обозначения всех тех отраслей психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика),… … Википедия
Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия
Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия
Музыка — (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия
Вокальная музыка — Вокальная музыка это музыка, в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella. Крупные жанры музыкально драматическое произведение, оратория, средние жанры кантата, вокальный цикл,… … Википедия
Функциональная музыка — Функциональная музыка музыка, создаваемая для профессионального использования в местах продаж, торговых помещениях или на производствах. С помощью функциональной музыки решаются задачи повышения производительности труда, лояльности… … Википедия
Музыкальные жанры в культурно-досуговых программах
Вопросы для самопроверки
1. Понятие «музыкальное оформление» культурно-досуговой программы.
2. Музыка каких жанров и форм включается в культурно-досуговые программы?
Раздел II. Технология культурно-досуговой деятельности
3. Какова классификация музыки в культурно-досуговых программах?
4. Дайте характеристику музыкального пролога.
5. Что такое музыкальный эпизод?
6. Охарактеризуйте понятие «вставной музыкальный номер».
7. Какую роль в культурно-досуговых программах выполняют музыкальные финалы?
8. Перечислите функции музыки в культурно-досуговых программах.
9. Роль музыки как носителя конфликта в культурно-досуговой программе.
Рекомендуемая литература
1. Глумов А.Н. Музыка в русском драматическом театре.
3. Морголин Л.М. Музыка в театральном представлении.
Поскольку жанры сложились внутри всех видов искусства, это понятие имеет эстетический характер.
Каждый жанр отличается совокупностью относительно устойчивых художественных средств, играющих роль его своеобразных опознавательных признаков. Они носят производный характер, поскольку обусловлены характерным для каждого жанра преимущественным объектом отражения.
Жанр связан со всеми сторонами образной структуры искусства и прежде всего с темой, сюжетом, композицией. Отдельные элементы жанра (его внешние, материальные признаки) могут быть отнесены к художественной форме, но в целом он воплощает единство содержания и формы.
Таким образом, классификация жанров в музыке определяется жанрообразующими признаками. Оттого, какие признаки будут взяты за основу, такова будет в каждом конкретном случае и жанровая классификация.
Однако вряд ли справедливым было бы нивелировать в опере, оперетте, мюзикле и балете такой важнейший специфический классификационный признак как драматургическое действие. Думается, что названные виды искусства следует объединить в отдельную жанровую группу (музыкально-драматургический жанр), а основанием для такого объединения может являться большое драматургическое действие, характерное и для оперы, и для оперетты, и для мюзикла, и для балета. В общем виде схема классификации музыкальных жанров может быть представлена следующим образом:
В силу того, что народные песни складывались столетиями, переходя от одного поколения к другому, они проходили строжайший отбор, в процессе которого отшлифовывались средства выразительности. Как правило, для народной песни характерны глубокое содержание и краткая, лаконичная форма выражения. В народной песне каждый звук весом, значителен и осознан. В русском народно-песенном творчестве постепенно складывались качества, ставшие характерными для всей классической русской музыки, в частности, широта и распевность мелодии. Народная песня является источником национального своеобразия в музыке. Творчество многих величайших композиторов имеет тесную органическую связь с народной музыкой (Н. Римский-Корсаков, М. Глинка и др.).
Песня может быть составной частью какого-либо крупного музыкального произведения, например кантаты или оперы. В русской классической опере часто встречаются случаи использования народной песни для передачи душевного состояния оперного персонажа (например в «Хованщине» М. Мусоргского, «Иване Сусанине» М. Глинки, «Снегурочке» Н. Римского-Корсакова).
Романс отличается от песни прежде всего более тесной связью музыки с поэтическим текстом. Передается не только общее содержание текста, но и отдельные поэтические образы. В романсах аккомпанемент часто играет такую же роль, как и вокальная партия, в аккомпанементе развивается мелодия романса. Например, в романсе П. Чайковского «Колыбельная песня» на слова поэта А. Майкова мелодия проста, напевна и сердечна, она выражает чувства нежности и спокойствия. Но фортепианное сопровождение сложнее, в нем самостоятельно проходит мелодическое и интонационное развитие, полнее раскрывающее поэтический образ. Разница музыкальной трактовки поэтического текста в песне видна при сравнении романса П. Чайковского «Песня цыганки» с популярной песней «Мой костер», написанной на слова поэта Я. Полонского. В песне «Мой костер» мелодия передает общее настроение прощания и грусти, в романсе П. Чайковского это же настроение дается более выразительно и разнообразно: в нем воплощается эмоциональный облик цыганки, чему соответствуют характерные мелодико-интонационные обороты.
Романс отличается от песни и более сложным развернутым построением, и глубоким содержанием. Так, в романсе-фантазии А. Даргомыжского «Свадьба» композитор воплощает тему протеста против ханжества и предрассудков современного ему общества и утверждает право человека на свободу чувств.
Жанры инструментальной музыки. Инструментальная музыка (музыка, предназначенная для исполнения на каком-либо инструменте или группе инструментов) исторически возникла позже вокальной, но между песенной и инструментальной музыкой существует тесная связь.
К основным жанрам инструментальной музыки относят танец, сонату и симфонию.
С древности танец был связан с различными сторонами жизни людей. В танцах, сопровождаемых музыкой, выражались эмоциональные состояния человека (радость, печаль, торжество) и события его жизни. Народная танцевальная музыка несложна, она включает одну или две простые мелодии, которые многократно повторяются. Из этих простейших танцевальных наигрышей впоследствии возникли многие жанры танцевальной музыки, предназначенные для концертного исполнения: вальсы, мазурки и полонезы Ф. Шопена, симфонические произведения («Камаринская» и «Вальс-фантазия» М. Глинки, «Славянские танцы» А. Дворжака), балетная музыка (П. Чайковского, А. Глазунова).
Симфония. Значительным достижением музыкального творчества являются произведения для симфонического оркестра. Исполняются они, как правило, для большой аудитории. Среди других музыкальных жанров большая симфоническая музыка стоит как бы первой среди равных. Она насыщена наиболее глубоким содержанием и является «владычицей музыкального царства». Никто из великих людей не проходил мимо содержащегося в ней бесконечного, неисчерпаемого богатства чувств и идей, мимо того высокого наслаждения, которое дает человеку ее знание и понимание. 65
Симфоническая музыка охватывает произведения самого разнообразного содержания: симфонии, увертюры, концерты, симфонические поэмы, рапсодии. По глубине и многоплановости содержания особое место в симфонической музыке занимает симфония, которая во многом сходна с сонатой. Как и соната, симфония состоит из ряда самостоятельных и контрастирующих частей. Но отличается б!1а от сонаты более значительными размерами и тем, что исполняется симфоническим оркестром. Лучшие симфонии мирового музыкального искусства отражают широкий круг жизненных явлений: борьбу личности за свободу человечества (симфонии Бетховена), глубину и сложность духовного мира человека (симфонии П. Чайковского), природу (П. Чайковский, Л. Бетховен), народные празднества (финалы симфоний П. Чайковского), революционные события, освободительную борьбу народов (симфонии Д. Шостаковича).
Симфоническая музыка XX века представлена именами классиков: Д. Шостаковича, Я. Сибелиуса, И. Стравинского, Н. Мясковского, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, А. Шнитке, Р. Щедрина, Г. Галицина, О. Тактакишвили.
Жанры вокально-инструментальной музыки. Кантата и оратория представляют собой жанры, которые исполняются певцами-солистами, хором и оркестром. В них раскрываются темы гражданские, исторические, героические.
Оратория пишется на героико-драматический сюжет, произведение большого масштаба, композиционно развернутое. Оратория зародилась практически одновременно с оперой и кантатой и имеет некоторое сходство с ними. В отличие от оперы в оратории большее значение имеет не само действие, а рассказ о нем. По сравнению с кантатой оратория крупнее по масштабу, отличается более развитым сюжетом.
К высшим достижениям оратории принадлежат оратории Г. Генделя («Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон» и др.), отличающиеся исключительно широтой образного и смыслового содержания, богатством композиционных и жанровых решений. У Генделя вырабатывается масштабная трехчастная структура оратории. Генделевские оратории оказали заметное воздействие на произведения И. Гайдна (его оратории «Сотворение мира» и «Времена года» также являются вершинами в развитии жанра).
В годы Великой Отечественной войны были созданы оратории и кантаты, посвященные героической борьбе за независимость Родины, например «Сказание о битве за русскую землю» Ю. Шапорина. В послевоенный период тематика ораторий и кантат изменилась: мирный труд стал темой ораторий Д. Шостаковича («Песнь о лесах») и А. Арутюняна («Кантата о Родине»). Теме борьбы за мир посвящена оратория С. Прокофьева «На страже мира».
Музыкально-драматургический жанр объединил такие виды искусства, как оперу, оперетту, мюзикл и балет, специфику которых мы последовательно рассмотрим.
В работе композитора над оперой выделяются следующие этапы: выбор сюжета, составление общего музыкально-драматического плана, на основе которого пишется сценарий. Сценарий перерабатывается в либретто, по которому композитор сочиняет музыку.
В либретто, которое является драматургической основой оперы, учитываются будущая музыкальная композиция, соотношение арий, ансамблей, хоров. Опера представляет собой музыкально-драматургическое произведение с общим идейно-художественным и музыкально-композиционным замыслом. Вокальные партии в опере строятся в жанровых формах, характерных вообще для вокальной му-
Раздел II. Технология кулътурно-досуговой деятельности
зыки: песня, баллада, романс, ария, каватина (разновидность арии), ариетта, ариозо.
В русской классической опере музыкальные характеристики основывались прежде всего на вокально-речевом выражении. Основоположник русской национальной оперы М. Глинка строил вокальные партии с учетом интонационных особенностей живого русского языка и ла-доинтонационных основ русской народной песни. В вокальных партиях Глинка применил жанры народной музыки. Все эти средства помогают правдивому раскрытию сложных человеческих характеров.
В оркестровой партии раскрывается основной конфликт, основная идея оперы. Это достигается, в частности, тем, что в вокальной и оркестровой партии проходит одна музыкальная тема, которая, пронизывая оперу, объединяет все оперные сцены. Например, в опере М. Глинки «Иван Сусанин» заключительный хор «Славься» мелодически связан о предшествующими этапами оперного действия, пятая картина оперы
Русская классическая оперная школа дает огромное число примеров различных типов опер (жанровые разновидности оперы).
В переводе с английского «мюзикл» означает «музыкальная комедия». В современной теории музыкального искусства под мюзиклом понимается музыкально-сценическое представление, в котором используются разнообразные выразительные средства эстрадной и бытовой музыки, хореографического, драматического и оперного искусства. В отличие от оперетты имеет сквозную пластическую драматургию, включает вокально-хореографические ансамбли, может быть не только комедией, но и драмой.
Термин «балет» возник в Италии в конце XVI века для обозначения танцевального эпизода в опере, передающего определенное настроение или объединенного единым действием. Выделение балета в самостоятельный вид искусства произошло позднее. В первых французских балетах («Комедийный балет королевы», 1581 г. и др.) музыкальную основу составляли бытовавшие тогда народные и придворные танцы,
В заключение следует отметить следующее: при использовании в культурно-досуговых программах музыки необходимо учитывать ее специфику. Она состоит в высокой художественной ассоциативности, торжественности и пафосности музыкальных произведений музыкально-драматургического жанра.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Музыкальные жанры: список, какие бывают современные произведения
Человек с самого своего рождения соприкасается с музыкой: в младенчестве ему поет мать колыбельные, в детском саду и школе – исполнение песен хором и на утренниках.
Первый звонок и выпускной, посвящение в студенты и вальс Мендельсона.
Музыка вечна, она окрыляет человека в радости и помогает пережить моменты, когда тяжело.
В современном мире существуют различные музыкальные жанры:
Некоторые люди, предпочитая симфоническую или духовную музыку, слушать ничего не хотят о современной инструментальной или электронной, считая эти виды искусства некоей пародией.
В предложенной статье рассказывается, какие бывают жанры музыки и представляются неизвестные произведения.
Список классических инструментальных жанров с примерами
Каждой эпохе соответствует свой жанр музыки, некоторые из них исчезают бесследно, иные проходят сквозь века, обретая бессмертие.
Определение музыкального жанра включает совокупность определенных свойств и поведений в мире искусства, заложенных в произведении и условий, влияющих на его создание.
В таблице приведен список с примерами основных классических видов музыкальных произведений, относящихся к инструментальному жанру:
Наименование жанра | Описание |
Концерт | Музыкальное произведение, состоящее их трех частей, с сольной партией фортепиано или скрипки, сопровождаемой оркестром |
Симфония | Произведение, исполняющееся целым оркестром, состоит из трех частей |
Соната | Исключительно фортепианная музыка |
Струнный квартет | Чаще исполняется двумя скрипками, виолончелью и альтом. Подразумевается четыре исполнителя |
Увертюра | Инструментальное произведение, открывающее театральные постановки, кинофильмы и др |
Этюд | Сложная в исполнении, но маленькая по объёму музыкальная пьеса, предназначенная для тренировочных занятий |
Указан лишь небольшой список основных направлений классической музыки, имеющий расширения по каждой из категорий.
Самый популярный жанр современной электронной музыки
В конце восьмидесятых годов прошлого столетия образовалось новое музыкальное направление, прочно вошедшее в современную культуру – электронная музыка.
Ниже приведены основные и самые популярные ее направления:
Какие бывают вокальные жанры
Наиболее обширное направление в музыке – вокальный жанр.
Его многообразие включает:
Различают разновидности этого направления:
Достаточно забить в интернет поисковике Яндекс или Гугл название группы, направления или произведения и выбрать желаемое. Узнавайте новую музыку, и жизнь заиграет яркими красками.
Полезное видео
Струна, вокал и их союз. Музыкальные жанры
«Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.»
Игорь Стравинский
Каковы же основные музыкальные жанры и как ориентироваться в их многообразии?
«Ничто так сильно не меняет нравы и обычаи людей как музыка» (Джу Шин)
Что такое жанр музыки?
Приступая к классификации любого явления, сначала необходимо вывести и принять общие определения, иначе будет просто непонятно, о чем идет речь. И чаще всего затруднения возникают при попытке определить, что же такое музыкальный жанр, и отделить его от понятия музыкального стиля.
Жанр — это исторически сложившийся род музыки. Он сочетает в себе форму, содержание и цель музыкального произведения. Подробнее об этом мы поговорим ниже. Стиль же — это «кирпичики», из которых строится музыка,— гармония, мелодия, ритм — и то, как они используются в произведении. И точно так же, как и в других направлениях искусства, в музыке стиль определяется либо по эпохе (барокко, рококо, романтизм и т. д.), либо по композиторам, творившим в то время (музыкальные школы). Стиль включает в себя идеи и выразительные средства музыки, которые выбирает композитор, исходя из своего мировоззрения и вкусов.
Но, безусловно, невозможно полностью разделить жанр и стиль. Они всегда тесно переплетались между собой, составляя единую систему. Каждая ситуация — обрядовая, культовая, бытовая — ставила перед музыкантами свои задачи, которые можно было решить только в жанрово-стилевом взаимодействии.
«Музыка — это особенно трудноуловимое искусство, обладающее неисчислимыми эмоциональными коннотациями. Она состоит из многих элементов, и, в соответствии с их пропорцией, она может успокаивать или ободрять, облагораживать или вульгаризировать… Она — мощная сила, как для добра, так и для зла» (Герхард Хансен)
Классификация жанров
Однако даже после разграничения понятий жанра и стиля, пусть и условного, остается неясным, как определяется жанр музыкального произведения.
И снова мы сталкиваемся с трудным выбором критерия классификации. Если говорить очень широко, то самая простая классификация — по способу исполнения. Тогда мы получаем всего две большие группы:
Если немного сузить понятийные поля, то в широком смысле можно говорить о жанре оперном, камерном, симфоническом, а в более узком смысле ввести нисходящую подробную классификацию, выделяя «жанры внутри жанров»: лирическая и комическая опера, симфония и симфониетта, ария и ариозо и т. д.
Существует другое деление музыки на четыре основных жанра по принципу обстановки исполнения:
Условно выделяются четыре критерия, по которым музыка относится к тому или иному жанру:
Это противопоставление давно утратило свою значимость, хотя деление оркестров на обычные и камерные осталось. И до сих пор камерные ансамбли, включающие до десяти музыкантов, носят именно такое название (струнный квартет, фортепианное трио и т. п.).
Немного науки
Ученые провели эксперимент с участием 36 518 молодых людей со всего мира и пришли к выводу: жанр музыки, который вы слушаете, влияет на ваше мировосприятие.
От молитвы богам до рока
Теперь необходимо рассмотреть, в какой последовательности рождались жанры. Самыми древними, разумеется, являются религиозные гимны. Вершиной развития этого жанра считается культово-обрядовая музыка Древнего Египта и Древней Греции.
Средневековье и Возрождение с их постепенным разделением церковного и светского дали начало таким вокальным и вокально-инструментальным жанрам, как опера и хорал, месса и мадригал, шансон и павана.
«Музыка — универсальный язык человечества.» (Генри Лонгфелло)
В 1600-1700-е годы, когда в Европе наблюдался расцвет симфонической музыки, в Северной Америке активно развивался своеобразный жанр сельской музыки — кантри. На конец 1800-х и начало 1900-х годов пришлось возрождение фольклорных ритмов Африки и Латинской Америки, в среде афроамериканцев появился блюз, а на его основе — джаз. Кстати, в одном только жанре джаза насчитывается более двух десятков стилей: новоорлеанский, диксиленд, свинг, вестерн-свинг, бибоп, хард-боп, буги-вуги, прохладный джаз, соул-джаз, босса-нова и даже электрический джаз. Оба этих жанра — блюз и джаз — стали родоначальниками такого песенно-танцевального жанра 1940-х годов, как ритм-н-блюз. Позднее началось развитие фанка и соула.
Чем дальше, тем больше ветвится жанровое музыкальное древо. Одновременно с расцветом афроамериканских стилей 1900-х годов зарождается поп-музыка, которая берет начало в уличных романсах и балладах. Одним из самых ярких «детей», рожденных в жанре поп, стало танцевальное направление. Наконец, 1950-е годы — это время возникновения рока, ответвлений и стилей которого просто не счесть. Два десятка лет спустя новое поколение выберет регги, потом рэп, а еще чуть позже в свои права вступит электронная музыка.
Даже этот краткий обзор позволяет понять, насколько многообразен мир музыкальных жанров, число которых продолжает расти и по сей день.
Совершенно ясно, что все музыкальные направления и жанры музыки охватить в одной статье просто невозможно. Но можно попробовать рассказать о самых популярных.
«Чем старинней наивность романса. »
Как вы думаете, когда возник жанр романса? Первое, что, наверное, приходит на ум, это романс русский, тот самый, что с такой экспрессией исполняли многие певцы в первой половине ХХ века. Но на самом деле романс старше на несколько веков.
Во Франции этот термин стал употребляться наравне с термином «шансон» (фр. chanson — песня) в XVIII и в начале XIX века. (Не следует смешивать понятие французского шансона (лирической песни) и русского шансона, или, как его еще называют, «блатной песни». Это совершенно разные явления!) В некоторых странах романс и песня обозначаются одним словом: нем. Lied, англ. song. В России же романсом первоначально называли небольшие вокальные произведения, написанные на. французский текст, даже если это было написано русским композитором.
В чем же принципиальное отличие романса от обычной песни? Говоря простыми словами, в романсе мелодия связана с лирическим содержанием гораздо теснее, музыка подчеркивает не только общий поэтический размер, но и отдельные образы, их развитие, а инструментальное сопровождение нередко играет не меньшую роль, чем сам текст.
«Мы с полным правом можем назвать классический романс одним из самых демократических жанров» (Вера Васина-Гроссман)
Несмотря на то что романс начал достаточно активно развиваться еще в XVIII веке, одним из ведущих жанров он становится с наступлением эпохи романтизма, для которой были характерны обращение к внутреннему миру человека и разработка народных мотивов. Ранее, чем в других странах, романс сложился в австрийской и немецкой школе; его основными представителями считаются Ф. Шуберт, а также Р. Шуман, И. Брамс, X. Вольф. Довольно скоро начинают вспыхивать и другие яркие национальные школы этого жанра: французская (Г. Берлиоз, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне), русская (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, композиторы «Могучей кучки», П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов). Одновременно с романсом классическим развивался и романс бытовой, который чаще всего исполнялся певцами-любителями, а стилистически был очень близок к песне. Особенно ярко взаимодействие этих двух ветвей романса видно на примере романса русского. Следует отметить, что творчество великих мастеров романса в музыке нередко развивалось в тесной связи с поэтическими направлениями. В истории искусства имена Ф. Шуберта и И. В. Гёте, Р. Шумана и Г. Гейне, М. И. Глинки и А. С. Пушкина, П. И. Чайковского и А. К. Толстого, Н. А. Римского-Корсакова и А. Н. Майкова стоят рядом, а с русским романсом особенно тесно связано творчество «солнца русской поэзии» А. С. Пушкина.
Русский романс как отдельный жанр формируется в первой половине XIX века, на волне роста популярности и развития такого направления, как романтизм. Основной вклад в его становление внесли А. А. Алябьев, А. Е. Варламов и А. Л. Гурилёв. Нередко в русском романсе обыгрываются цыганские мотивы. Постепенно складывается несколько поджанров русского романса, а его расцвет как отдельного жанра приходится на начало ХХ века, и с ним связывают творчество таких талантливых и самобытных исполнителей, как А. Вертинский и А. Вяльцева. Позже их традиции подхватили Петр Лещенко и Алла Баянова, а в СССР — Изабелла Юрьева, Тамара Церетели и Вадим Козин.
Виды русского романса
Кроме того существуют:
Совсем другим путем шло развитие французского шансона. Как мы уже сказали, не стоит путать глубоко лирическую, возвышенную и всегда наполненную высоким поэтическим смыслом песню французских шансонье, ведущую свою историю от средневековых труверов, с песней блатной, родственницей «арестантских», «каторжных», «кандальных» песен середины XIX — начала XX веков, а если смотреть глубже, то и наследницей «разбойных» песен, чья тематика так близка раннему негритянскому блюзу — тяжкая доля угнетенных и несбыточная мечта о свободе.
Шансон (фр. Chanson — песня) — французская эстрадная песня в стиле кабаре, перенявшая традиции светских песен французских труверов. Считается, что первым из известных шансонье был Гильом де Машо, который жил в XIV веке
Французский шансон рождается в конце XIX века в стенах маленьких театров-кабаре. Здесь не только танцевали канкан, но и исполняли короткие скетчи, разыгрывали различные сценки, а также пели песни, зачастую исполняемые авторами, где музыка была неразрывно связана с текстом и сюжетом. Именно шансон становится воплощением пылкого галльского характера — взрывного и романтичного, язвительного и в то же время чуткого ко всякой несправедливости.
Первыми шансонье (исполнителями шансона) в современном значении этого слова были Аристид Брюан и Мистенгет. Афиши к выступлениям Брюана, едко обличавшего буржуазные ценности своего времени, писал сам великий Тулуз-Лотрек! А Мистенгет, снимавшаяся в кино с Габеном и десять лет выступавшая со своим любовником Морисом Шевалье, придумала головные уборы с перьями, которыми славится теперь на весь мир Мулен Руж.
«Область русской протяжной песни действительно является одним из высших этапов мировой мелодической культуры, ибо в ней человеческое дыхание управляет интонацией глубоких душевных помыслов, на несколько веков вперед сохраняя силу воздействия» (Борис Асафьев)
Шансон изменялся вместе с миром. Предвоенный Париж был полон джазовых мотивов, исполняемых Шарлем Трене и Джонни Хессом, после войны комедийность и шутки отходят на второй план, уступая место серьезному диалогу между певцом и слушателем. Это эпоха прозаика и джазмена Бориса Виана, бельгийца Жака Бреля, большого поэта с голосом, сразу берущим за душу, Жоржа Брассенса, сочинявшего песни не только на свои, но и на чужие стихи, и чьи! — Франсуа Вийона, Пьера Корнеля, Виктора Гюго. Кто не слышал имени «парижского воробушка» Эдит Пиаф — легенды и боли Франции, или Шарля Азнавура? А Сальваторе Адамо с его «Tombe la neige» или Сержа Генсбура? К середине ХХ века, когда во французской музыке окончательно складываются два основных направления, таких исполнителей назовут шансонье (chansonnier). Второе направление — эстрадная песня, которую исполняют певцы (chanteur), и самыми известными представителями этого течения становятся Ив Монтан, Мирей Матье, Джо Дассен, Далида, Патрисия Каас, Лара Фабиан, Милен Фармер и многие другие.
Но грань между французским шансоном и эстрадой была и остается довольно условной, а традиции его продолжают развиваться, постепенно втягивая в свой круг и рок (Джонни Холлидей), и электронику (Бенжамен Бьолэ), и даже панк-рок (Мано Соло).
«Чем старинней наивность романса, Тем живее его соловьи» (Белла Ахмадуллина)
«Весь этот джаз»
В то время как Старый Свет развивал традиции, унаследованные еще от эпохи рыцарей и прекрасных дам, в Новом Свете зарождалась музыка, которая, наверное, не смогла бы появиться нигде более, а только в котле, сплавившем воедино музыкальное наследие практически всех континентов.
Далекий уже от нас XVIII век, густая южная ночь в долине реки Миссисипи, у бедной хибары, вокруг костра — горстка негров, напевающих мелодию, от которой веет тоской, одиночеством и страданием. Ритмы ударных и переливы духовых, неповторимые, которые не спутать ни с чем, наследие предков, чей прах остался по ту сторону океана, в Африке. Так зарождался блюз. Вывезенные с Черного континента рабы, могли ли они петь о веселье и радости? Что радостного было в их жизни, что ждало их в будущем? Blue devils — печаль, депрессия, тоска, так переводится это выражение с английского, от него и получила свое название музыка жанра блюз, уникальное смешение традиционных негритянских песен, религиозных песнопений Африки и библейских спиричуэлс.
Но с отменой рабства блюз не исчез. Напротив, бывшие рабы, по-прежнему не имевшие никакой уверенности в завтрашнем дне, хлынули в города, распространяя «черную» музыку среди белых.
«Блюз — индивидуальное искусство. Один человек с гитарой против всего мира» (Эрик Клэптон)
В 1912 году выходит первая пластинка с блюзовыми записями, к этому времени относится и само название стиля. «Dallas Blues», написанный Хартом Уэндом, стал первой в истории полностью блюзовой композицией. Классический блюз представлял собой импровизацию, проследить можно было только основу композиции, вместе же голос, текст и музыка каждый раз составляли новый, неповторимый узор. Самыми популярными исполнителями того времени были Ма Рейни, Джимми Рашинг, Джон Слипи Эстес. Знаковой фигурой классики блюза навсегда останется Роберт Джонсон с культовой композицией «Crossroad» («Перекресток»), позже увековеченной не менее культовым, одноименным фильмом Уолтера Хилла 1986 года.
Топ пяти блюзменов всех времен:
К сороковым годам на сцене начинает появляться электроника: электрогитары, электроорганы, бас-гитары. Это навсегда меняет облик блюза, в него все больше проникают джазовые ритмы, да и название становится другим — ритм-энд-блюз. Мадди Уотерс, Би Би Кинг, Ти-Бон Уолкер и Альберт Коллинз — они не просто играли блюз, они жили им. И хотя классический блюз никогда больше не будет пользоваться такой популярностью, но останется жить в творчестве этих гениев, которые, в свою очередь, оказали огромное влияние на рок-музыкантов последующих поколений.
Знаменитый блюз
«Cross Road Blues» (более известная как «Crossroads») — одна из самых известных песен Роберта Джонсона, выпущенная в 1937 году. Позже на эту композицию было создано множество каверов. Версия группы Cream, записанная в 1968 году вместе с Эриком Клэптоном, попала в список 500 величайших песен всех времен по версии журнала «Rolling Stone»
Еще одним жанром, без которого мировая музыкальная палитра потеряла бы изрядную долю красок, — это джаз, смесь африканского фольклора и европейской музыкальной традиции. Музыка, появившаяся в начале ХХ века, взяла от первого прародителя импровизацию, ритмичность, многократное повторение основного мотива, а от второго — гармонию и равно правомерное звучание в миноре и мажоре.
Никто не скажет, где и когда точно родился джаз, как и откуда именно взялся термин, обозначающий его, но центром возникновения классического направления джаза считается Новый Орлеан, где в 1917 году коллективом Original Dixieland Jazz Band была записана первая джазовая грампластинка.
Есть несколько признаков, отличающих джаз от других музыкальных направлений,— это полиритмия, синкопированные ритмы, ритмичная пульсация контрабаса и ударных, свинг и преднамеренное отклонение от него, использование инструментов, имитирующих речь человека, своеобразный диалог между этими инструментами и специфический вокал, который интонацией напоминает разговор.
Каждое десятилетие американского джаза отмечено рождением нового стиля. Двадцатые годы — это биг-бэнды (ансамбли из трех групп инструментов: саксофоны и кларнеты, трубы и тромбоны («медные») и ритм-секция (фортепиано, гитара, контрабас, ударные). Самые известные биг-бэнды — это оркестры под руководством знаменитых джазовых музыкантов Флетчера Хендерсона, Каунта Бэйси, Бенни Гудмена, Глена Миллера, Дюка Эллингтона. Последний уже в 40-е годы обратится к более крупным джазовым формам на основе негритянского и латиноамериканского фольклора. Тридцатые не только рождают свинг, но и привносят в джаз танцевальность, эстрадность, песенность, направление стремительно коммерциализируется. В противовес этому очень скоро возникает стиль «бибоп», открывающий современную эпоху джаза. Его яркие представители: Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Телониус Монк. С 40-х по 60-е годы джаз развивался в двух основных направлениях: «cool» («прохладный») и «west coast» («западное побережье»). И оба включают в себя серьезные разработки классической музыки, постепенно усложняется размер, а еще позже делаются попытки создать джазовые произведения крупной формы, и отсюда ведет начало еще один джазовый стиль — симфоджаз («Рапсодия в блюзовых тонах» Дж. Гершвина). В 60-е снова вспыхивает интерес к импровизации и рождается стиль, который не ограничивается даже одной музыкальной темой — фри-джаз, но ладовый принцип все-таки берет верх, а в 70-е в джаз приходят электроинструменты и ритмы рок-музыки, рождая стиль фьюжн.
Топ пяти джазовых композиций:
Сегодня, пожалуй, не найдется человека, хоть сколько-нибудь знакомого с музыкой и не слышавшего имен Луи Армстронга, Билли Холлидей, Чарли Паркера, Рэя Чарльза, Эллы Фитцджеральд или Фрэнка Синатры. А джаз и не думает уходить со сцены, это направление — одно из самых смелых в плане музыкальных экспериментов, живет и здравствует и поныне.
«Если вы спрашиваете, что такое джаз, то вам этого никогда не понять» (Луи Армстронг)
Ну и, наконец, совершенно невозможно представить себе разговор о музыке, рожденной за океаном, без народной музыкальной «белой» традиции Америки — знаменитого на весь мир кантри (англ. country music — сельская музыка).
Рожденное на юге и западе США, основанное на песенных и танцевальных мелодиях, которые привезли с собой переселенцы из Европы, опирающееся на англо-кельтскую музыкальную традицию, кантри очень долго сохранялось в почти нетронутом, первозданном виде в ряде горных районов штатов Теннесси, Кентукки и Северная Каролина.
Абсолютно узнаваемым с первых же аккордов жанром кантри становится к началу ХХ века, но есть исторические свидетельства, что самые первые кантри-мелодии относятся еще к XVII столетию. Долгое время именно обособленность и замкнутость некоторых районов Америки способствовали развитию этого оригинального направления, но в то же время и не давали ему популяризироваться. Стремительное распространение кантри получает с возникновением радио.
Одна из первых записанных кантри композиций — это «Arkansas Traveler» (Henry C. Gilliland & A. C. Robertson, 1922), однако первой «документально зафиксированной» песней в стиле кантри является «The Little Old Log Cabin in the Lane», написанная в 1871 году Уиллом Хейссом из Кентукки. Харлен Говард, один из законодателей стиля кантри, как-то сказал: «Она состоит из трех аккордов и правдивости!» И был в этом совершенно прав. Отличительными чертами этого стиля являются задушевность, простота и близость к народу. Лирические баллады, обычные житейские истории, исполнитель которых — «человек из толпы», не особенный, обычный, твой сосед или даже приятель, простые незамысловатые инструменты, знакомые каждому (гитара, банджо, губная гармоника, скрипка),— и вот перед нами одно из самых популярных направлений в музыке. Кантри — это музыка глубокой провинции, ковбойских салунов и пограничной романтики Дикого Запада.
«Получив свободу» и выйдя за пределы замкнутого пространства малолюдных территорий, кантри-музыка стала просто невероятно популярна. И очень быстро почти вся ушла на эстраду. В конце 40-х на сцене царит Хэнк Уильямс, игравший хиллбилли и задавший имидж исполнителя кантри на несколько поколений вперед, а также обозначивший основные темы жанра: любовь, одиночество и тяготы рабочей жизни. Позже ему на смену приходят Боб Уиллс и его Texas Playboys, Билл Монро, игравший в стиле блюграсс, а в 50-х кантри становится — вместе с госпелом и ритм-энд-блюзом — одним из прародителей рок-н-ролла. С пограничного жанра рокабилли начинали карьеру Элвис Пресли, Карл Перкинс и Джонни Кэш. Успех альбома «Gunfighter Ballads and Trail Songs» (1959) Марти Роббинса выводит в отдельную ветвь кантри-н-вестерн, в котором упор делался на сюжеты из жизни Дикого Запада. В 60-х на смену старому доброму кантри Уильямса приходит «нэшвиллский саунд», славившийся отшлифованным чистым звучанием и изумительными аранжировками. Его ярчайшими представителями становятся Джордж Джонс, Пэтси Клайн, Бренда Ли.
Рокабилли (англ. rockabilly) — ранняя разновидность рок-н-ролла, представляющая собой синтез рок-н-ролла и кантри-музыки
Дорожный кантри дальнобойщиков (Дейв Дадли), кантри-рок (Крис Кристоферсон, Нил Янг, Линда Ронстадт), кантри классическое (Лоретта Линн, Мерл Хаггард, Вилли Нельсон) и эстрадное (Конвей Твитти, Глен Кемпбелл, Энн Мюррей), кантри с поп-музыкой и роком (Шанайя Твейн, Ричард Маркс, Бон Джови, Дон Хенли) и даже альтернативное кантри (Стив Эрл, Райан Адамс, «Дядя Тупело»). Поджанры здесь невероятно разнообразны, эта музыка продолжает привлекать все новых и новых поклонников, и во всем мире ежегодно проводится не один десяток фестивалей кантри.
Рок-н-ролл жив?
В середине прошлого столетия рождается музыка, которая — в невероятно многочисленных своих проявлениях — будет определять в дальнейшем развитие массовой музыкальной культуры всего мира. Это рок-н-ролл.
Рок-н-ролл (англ. rock and roll или rock’n’roll — «качайся и катись») стал итогом слияния трех жанров: афроамериканских национальных ритмов, ритм-энд-блюза и кантри. Специалисты спорят, какое из музыкальных произведений стоит считать первым исполненным в стиле рок, но к единому мнению на сей счет так и не пришли. Основными чертами жанра стали четкий ритм, быстрый темп и свободная, раскованная манера исполнения. Композиции строились на чередовании куплетов и припева, в середине исполнялось гитарное соло — инструментальная вставка, а мелодии базировались на «риффе» — достаточно простой последовательности гитарных аккордов, развивавших музыкальную тему. Направлений в рок-музыке насчитывается неимоверное количество, и здесь мы можем затронуть лишь основные.
Наибольшее влияние на развитие рок-н-ролла в ранний период оказали Билл Хейли, Фэтс Домино и Чак Берри. К слову, один из великолепнейших хитов Хейли — «Rock Around The Clock» — был потом многократно перепет самыми разными исполнителями рока. Практически с самого момента возникновения за позицию лидера в этом жанре стали бороться Америка и Британия. Но первым признанным королем рок-н-ролла еще при жизни был назван Элвис Пресли.
Свой первый сингл Чак Берри записал в 1955 году и положил начало рок-стилю в текстах, имидже и игре на гитаре. В 1957 году впервые на гитаре был использован эффект фузза (англ. fuzz), при записи композиции «Rumble» гитариста Линка Рея, и это стало началом рождения всех «тяжелых» видов рока, в частности хэви-металла и панк-рока.
Расцвет рок-н-ролла был стремительным, но и падение началось почти сразу же. Литл Ричард оставил поп-музыку в 1957 году, всего два года спустя после своего успеха. Король рок-н-ролла был призван в армию, а спустя два года, по возвращении, занялся в первую очередь кинокарьерой. В течение всего двух лет, в 1959 и 1960 годы погибли Бадди Холли, Ричи Валенс и Эдди Кокран, а Чака Берри приговорили к тюремному заключению. К началу 60-х рок-н-ролл как жанр был на грани исчезновения. Спасение пришло из Старого Света.
В середине 60-х на основе ритм-энд-блюза, соула и рок-н-ролла в Британии появилась новая танцевальная музыка — бит. Именно бит в исполнении The Beatles, а конкретнее, сингл «I Want To Hold Your Hand», впервые потеснил в американских чартах американских же исполнителей, тем самым начав так называемое «британское вторжение» (англ. British Invasion). С его началом почти все хиты 50-х были перепеты британскими группами, а в обиход входит общий термин для всех направлений рок-н-ролла — рок.
Принято считать, что, по сути, рок начинается именно с The Beatles, но с другой стороны, многие музыковеды предпочитают не употреблять термин «рок» в отношении этой культовой группы, а также их музыкальных современников, творивших в середине 60-х годов. Их предложено квалифицировать как «бит», что в переводе с английского означает «ритм», и считать просто разновидностью, хоть и более жесткой и ритмичной, поп-музыки. Антиподом всемирно известных англичан принято считать группу The Rolling Stones, появившуюся примерно в то же время на музыкальной арене. Однако их противопоставление во многом преувеличено, обе группы — мощнейшие представители бит-направления, хотя «роллинги» очевидно более жестки в звучании.
В силу простоты бит довольно быстро себя исчерпал, и к середине 60-х рок совершает поворот в сторону психоделии, и это был важнейший этап в истории рок-музыки. Основой психоделического рока стали эксперименты так называемых «гаражных групп» с одной стороны, а с другой — фолк-рок, тоже переживавший период активного развития. Впервые термин «психоделический» был применен к гаражной группе, впервые же использовавшей слово «psychodelic» в названии альбома — The 13th Floor Elevators. Первым психоделическим хитом называют «Eight Miles High» The Byrds.
Топ самых узнаваемых рок-песен всех времен и народов:
Психоделическая культура развивалась одновременно с субкультурой хиппи и массовым употреблением наркотиков, главным образом галлюциногенов (ЛСД, мескалин и марихуана). Для этого стиля характерны «мистические» звук и текст песен, зачастую композиции строятся на философии хиппи (среди прочего, идеалы любви и пацифизм). Развитие психоделии в Британии было во многом обусловлено влиянием индийской и другой этнической музыки. Индийские мотивы использовала группа The Yardbirds, позже их развила The Kinks. Ну а «Битлы» первыми использовали в своей музыке национальный индийский инструмент ситар, и их песни стали самым известным случаем использования этих этнических мотивов в психоделическом роке.
Годы с 1966 по 1969-й принято считать расцветом так называемого «классического рока», который включает в себя все основные направления музыки 60-х. Год же 1967-й считается лучшим в истории рока: именно в этот год один за другим появлялись величайшие произведения в жанре поп-рока, психоделического рока, брит-попа, блюз-рока, а также началось развитие раннего музыкального андеграунда. Это время таких групп, как Pink Floyd, Jefferson Airplane, The Doors с неповторимым вокалом Джима Моррисона и Vanilla Fudge, явно повлиявшей на все виды тяжелого рока и предвосхитившей стиль арт-рок. Музыка 60-х была социальна, она неразрывно связана с культурой хиппи в Америке, молодежной революцией в Европе, общественным движением против войны во Вьетнаме. Она заложила основы всего дальнейшего пути развития рока.
Психоделия становится почвой для зарождения нескольких стилей, которые будут развиты роком в 70-е. И первый из них — хард-рок, или тяжелый рок. Кому не известны названия Queen, Deep Purple, Black Sabbath и Led Zeppelin? Жесткий гитарный звук, сложный для исполнения, но очень четкий ритм, агрессивный вокал — вот основные признаки хард-рока. Именно хард возвел в абсолют такую музыкальную категорию, как драйв.
Одновременно зарождается и стиль арт-рока (прогрессив-рок), объединившего бит и психоделию с достижениями классической музыки, джаза и народными элементами. В сущности, постепенно прогрессив-группы уходят от собственно роковых корней, но тем не менее в истории музыки The Moody Blues, King Crimson, Genesis и Yes остаются рок-группами.
Серьезное влияние на развитие жанра оказали Nazareth, Scorpions, Rainbow, Black Widow. Uriah Heep пытались скрестить хэви-металл с симфонической музыкой, Montrose и Mountain экспериментировали в области блюз-рока, развивались глэм-рок, альтернатива и другие стили. Все они отличались от более раннего рока большей масштабностью и патетичностью. «Космический рок», скрещенный с классикой, вычурный тяжелый глэм, монументальный металл — все это во многом способствовало появлению такого жанра, как рок-опера, самой известной из которых является «Иисус Христос — суперзвезда», записанная в 1970 году.
Вторая половина 70-х становится для рок-музыки роковой. Два основных направления — хард-рок и арт-рок — постепенно исчерпали свои возможности. Эксперименты и поиски новых вариантов развития не приводят к успеху, а когда в конце 70-х на мировую арену выходит стиль «диско», для большинства рок-групп это становится фатальным.
Однако природа не терпит пустоты, и 80-е годы становятся для рока эпохой возрождения. Роберт Гордон, Дейв Эдмундс и Stray Cats поднимают на вершины хит-парадов обновленное рока- билли. Нео-рокабилли, а также его поджанр сайкобилли отличались драйвом, тяжелым грязным саундом и текстами, полными черного юмора (The Meteors, The Cramps, King Curt, Quakes, Mental Hospital).
Поп-рок переживает тяжелые времена, но Пол Маккартни, Элтон Джон и The Kinks продолжают выпускать альбомы, а в конце 80-х на арену выходит The Traveling Wilburys, где принимают участие Джордж Харрисон и Боб Дилан.
Панк-рок, пост-панк, а потом и альтернативный рок провели четкий водораздел между рок- и поп-музыкой. Мейнстримом становится уже, скорее, не поп-рок, а именно поп, стоит вспомнить хотя бы таких его представителей, как Майкл Джексон и Мадонна. К середине 80-х хард-рок практически исчезает, на смену ему приходит хэви-металл. Самые известные группы этого направления — Metallica, Slayer и Megadeаth.
Альтернативный рок, пытавшийся совместить энергетику и агрессию панка, гитарные приемы и фолк-гармонии, подарил миру такого яркого представителя, как R.E.M. К концу 80-х манчестерская музыкальная сцена — мэдчестер — выводит на орбиту жанр брит-поп (The Stone Roses), хаус и техно (Happy Mondays), и это становится началом «музыки 90-х».
Такого расцвета, как в 80-е, стиль металл больше не переживет никогда. Зато в 90-е становятся чрезвычайно популярными направления, синтезирующие металл с другими стилями. Группа Pantera оказала огромное влияние на развитие грув-металл, невероятного коммерческого успеха достигло направление ставшего более мелодичным блэк-металла (Dimmu Borgir, Cradle of Filth). Соединив фанк, рок и панк, сумела «оседлать волну» группа Red Hot Chili Peppers, популярная и в настоящее время. Ярко и шумно вспыхивает стиль гранж — в противовес успевшей изрядно надоесть молодым поп-музыке — и главная звезда этого направления Nirvana. Брит-поп ложится в основу творчества одной из самых интересных инди-групп десятилетия— Radiohead.
Гранж (англ. grunge, букв. «грязь», «пренебрежение») — подстиль альтернативного рока, рожденный из хардкор-панка в середине 1980-х годов. Гранжу свойственны «грязное» гитарное звучание, контрастная динамика, мрачные тексты на тему отчуждения, одиночества и апатии
Европейский металл продолжает развитие темы классической музыки, в моду входит богатый женский вокал, так формируется своеобразный стиль симфоник-металл, главными представителями которого можно считать группы Therion, Nightwish, Within Temptation и Rhapsody. Думается, никому не придет в голову усомниться, что рок жив и продолжает процветать и развиваться и в XXI веке.
Конечно, даже краткий рассказ о роке будет неполон,если не упомянуть такое явление, как русский рок. Его формирование началось в 60-х годах ХХ века, на волне повального увлечения The Beatles. Первые советские бит-группы по сути своей и были первыми рок-ансамблями («Славяне», «Странники», «Мифы», «Авангард», «Лесные братья», «Песняры»). Но западная музыка в то время хоть и была безумно популярной в народе, не пользовалась благосклонностью властей. «Тлетворное влияние Запада» — это были не просто слова, это были слова, которые могли поставить крест на существовании любого творческого коллектива. Поэтому в это же время начинается расцвет вокально-инструментальных ансамблей (ВИА), которые «маскировались» под советскую эстраду, простую и разрешенную, такими были «Веселые ребята», «Поющие гитары» и многие другие.
Начало 80-х становится временем расцвета тяжелого рока на Западе и появления в стране настоящего рок-движения, которое уже было не остановить. Один за другим возникают не только рок-коллективы, но и рок-клубы, и первым становится основанный в 1981 году Ленинградский рок-клуб, в который вошли такие группы, как «Аквариум», «Секрет», «АукцЫон», «ДДТ», «Кино», «Алиса» и др. Многие группы исполняли композиции в стиле, получившем название «New wave» («Новая волна»). Более мягкий и мелодичный, менее тяжелый, чем хард-рок, ленинградский рок был вдумчив, философичен и глубок, словно в противовес року московскому, на первый взгляд более легкому, ироничному по отношению к существующим реалиям. Москвичи объединились в 1985 году в Московскую рок-лабораторию при ДК им. Горбунова (знаменитая Горбушка); туда вошли такие группы, как «Машина времени», «Звуки Му», «Бригада С», «Воскресенье», «Ва-банкъ», «Крематорий», «Браво» и другие. Годом позже в Свердловске также был основан рок- клуб, в него вошли «Наутилус Помпилиус», «Урфин Джюс», «Ассоциация», «Чайф», «Агата Кристи», «Настя». Уральский рок очевидно испытывал влияние психоделии, для него были характерны сложные аранжировки с ведущей ролью клавишных.
Конец 80-х и начало 90-х становятся для русского рока временем выхода из подполья. Цензура уходила в прошлое, рушился железный занавес, открывались границы. О роке писали и говорили, его пели и о нем снимали культовые фильмы.
Современный русский рок потрясающе разнообразен — брит-поп («Мумий Тролль», Земфира, «Би-2», «Сплин», Чичерина, «Танцы Минус», «Маша и медведи»), панк и гранж («Люмен», «Король и шут», «Тараканы!», «Пилот», «Наив»), фолк-рок («Мельница», The Dartz) и многие, многие другие.
Так как же соотносятся между собой эти направления и стили? Враг ли романс року, а панк — кантри? Противопоставлены ли джаз и шансон? Отнюдь нет. Все направления в музыке лишь оттеняют и подчеркивают достоинства друг друга, образуя единое органичное целое.
«Хиппи стремились к миру и любви. Мы, рокеры, хотели только Ferrari, блондинок и финские ножи. Даже не верится, что такие люди могли создавать такую глубокую музыку!» (Элис Купер)