какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне

MN1403: Антикризисное управление

Государственная политика в сфере регулирования кризисных ситуаций заключается в выработке и реализации стратегии развития государства и общества, направленной на преодоление кризисных ситуаций и обеспечение равновесного состояния институтов экономической системы и государственной системы (власти).

«Пирамида» антикризисного управления в сфере государственного управления экономикой имеет такой же вид, как и «пирамида» для отдельных социально-экономических систем (уже известный вам рисунок 6).

В стабильном состоянии экономики в функции государственного регулирования входит мониторинг ситуации в экономике, а также совершенствование законодательства, структуры государственного управленения и государственного аппарата.

В неустойчивом состоянии (угроза кризиса) экономики осуществляется государственный контроль отдельных предприятий и отраслей, некоторых цен, государственный контроль (вплоть до государственного задания) номенклатуры и объема производства ряда товаров.

В кризисном состоянии экономики часто применяется система фондового распределения, жесткое регулирование процессов обращения, ценообразования, доходов и потребления. Система государственного реагирования экономики в кризисной ситуации является системой принуждения и во многих чертах сходна с административно-командной системой советского типа.

Роль государственного антикризисного регулирования заключается в создании такой системы взаимодействия государства и рыночной экономики, которая обеспечивает преодоление макро- и микроэкономических кризисов.

В антикризисном управлении государство играет две роли, соответствующие двум его функциям в системе общественных отношений:

Публично-правовая роль государства заключается в обеспечении законодательного регулирования и административного управления, сборе налогов, организации финансовой системы государства, эмиссии национальной валюты, поддержании ее курса.

Гражданско-правовая роль подразумевает, что государство — это тоже участник, гражданских отношений, вступающий в отношения с другими участниками. В частности, в сфере банкротства государство выступает собственником, кредитором и должником.

Среди видов государственного антикризисного регулирования выделяются:

Нормативно-законодательная деятельность государства подразумевает создание правовой базы для проведения антикризисного управления.

В частности, сюда входит законодательство о банкротстве, включая Гражданский кодекс Российской Федерации, где установлены основные правовые нормы банкротства, Налоговый, Трудовой и Уголовный кодексы Российской Федерации, законы о банкротстве, принятые в новой российской истории (1992, 1998, 2002 гг.), законы о банкротстве кредитных организаций и субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, другие законодательные акты, постановления Правительства Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и ведомственные акты по вопросам банкротства и финансового оздоровления.

Финансовое регулирование подразумевает использование финансовых рычагов и ресурсов государства для проведения антикризисных мер.

Этот вид регулирования основывается на использовании бюджетной системы государства, где аккумулируются государственные финансовые ресурсы, и проведении бюджетной политики, призванной обеспечивать финансовую поддержку в кризисной ситуации и смягчать отрицательные последствия кризисов.

Задачами бюджетной политики в условиях кризиса являются:

Кроме того, бюджетная политика является инструментом решения задач экономического реформирования общества.

Государственная промышленная политика подразумевает прогнозирование ситуации на будущие периоды, определение основных приоритетов промышленного развития и разработку мер, которые позволяют стимулировать инвестиционные программы для скорейшего продвижения реформ, сокращать и (или) ликвидировать неэффективные производства.

В задачах антикризисного государственного регулирования государственная собственность не является приоритетом. Приоритет — эффективная работа собственности в любой форме ее проявления. Неважно, какая форма капитала используется для финансирования определенного направления промышленного развития, важно, насколько эффективно она используется.

Основные черты государственной промышленной политики:

Перераспределение доходов подразумевает обеспечение социальной защиты различных слоев и групп населения в целях поступательного развития экономики. Государство должно гарантировать минимальный социальный пакет — социальный стандарт, финансируемый из федерального бюджета. Это осуществляется изъятием части доходов:

Источник

3. инструменты антикризисного регулирования развития территорий муниципальных образований

3. ИНСТРУМЕНТЫ АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Территории, имеющие неодинаковые условия и потенциал развития, в разной степени способны адаптироваться к быстро меняющимся условиям внешней среды. Для муниципальных образований и регионов с низкими социально-экономическими показателями характерен повышенный риск возникновения кризисных ситуаций, что требует создания действенной системы антикризисного регулирования, определяющей наиболее общие схемы недопущения кризиса и сглаживания его негативных последствий. При наличии такой системы муниципальные образования смогут выбрать конкретные инструменты, с помощью которых возможно сохранение налогооблагаемой базы и рабочих мест в краткосрочном периоде и переход к устойчивому росту в долгосрочном.

Антикризисное регулирование развития территории – это система мер организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства и органов местного самоуправления, обеспечивающих создание условий для снижения риска возникновения кризисных ситуаций, преодоления кризисных явлений и для дальнейшего устойчивого развития как самой территорий, так и находящихся на ней предприятий и организаций.

ИЗМЕНЕНИЕ СРОКОВ УПЛАТЫ НАЛОГОВ

СОЗДАНИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровнекакие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне

СОЦИАЛЬНАЯ СЕТКА БЕЗОПАСНОСТИ

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА

какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне

мягкие бюджетные ограничения

ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ ИЗ БЮДЖЕТОВ ДРУГИХ УРОВНЕЙ

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровнекакие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне

какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне

среднесрочная бюджетная основа

какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ

какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровнекакие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне

какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Смотреть картинку какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Картинка про какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне. Фото какие инструменты антикризисного регулирования могут применяться на муниципальном уровне

Рисунок – Инструменты территориальной антикризисной политики

Система антикризисного регулирования развития территории необходима для достижения следующих основных целей :

формирование благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата и механизмов, позволяющих привлекать дополнительные инвестиции на развитие территории;

создание систем налогообложения, бюджетного инвестирования и бюджетного финансирования, обеспечивающих развитие реального сектора экономики;

обеспечение баланса интересов органов власти, хозяйствующих субъектов и населения на территории муниципального образования, включая четкое разграничение собственности, полномочий, прав и ответственности на всех уровнях управления;

создание системы межбюджетных отношений, повышающей степень самостоятельности местных бюджетов;

формирование механизмов повышения эффективности управления региональными (муниципальными) финансами и региональной (муниципальной) собственностью;

разработка системы мер, направленных на улучшение качества жизни населения всех социальных слоев и категорий, создание благоприятных условий для образования новых рабочих мест.

Исходя из содержания поставленных задач, деятельность по антикризисному регулированию развития территорий должна включать в себя:

формирование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) муниципалитетов, а также о санации (финансовом оздоровлении) и государственной финансовой поддержке кризисных и депрессивных территорий, включая их временную консервацию, реструктуризацию и тотальную санацию;

проведение активной долговой политики, повышение качества и институционализация процедур управления государственным и муниципальным долгом, формирование условий для получения и поддержания регионом и муниципальными образованиями кредитного рейтинга;

разработку системы мер по преодолению кризиса неплатежей (диагностика кризисных предприятий, содействие реструктуризации потенциально рентабельных и ликвидация убыточных предприятий, реструктуризация и конвертация долгов государственных и муниципальных унитарных предприятий);

проведение активной инвестиционной политики с целью повышения инвестиционной привлекательности как региона в целом, так и конкретных муниципальных образований;

проведение активной промышленной политики, включая прямую государственную и муниципальную поддержку социально и экономически значимых предприятий;

однозначную регламентацию и упрощение процедур приватизации и ликвидации предприятий-должников, а также представления интересов собственника имущества должника – унитарного предприятия;

создание института антикризисных управляющих, в т.ч. подготовка государственных и муниципальных служащих для работы в условиях кризиса.

льготное налогообложение, изменение сроков уплаты налогов в виде налогового кредита и инвестиционного налогового кредита;

бюджетные кредиты, льготные займы, инвестиционные кредиты, поручительства и гарантии администрации по коммерческим кредитам;

субсидии на погашение процентов по кредитам коммерческих банков, предоставляемых для реализации инвестиционных проектов;

реструктуризацию задолженности по налоговым платежам, платежам за коммунальные услуги, по арендной плате за нежилые помещения;

нефинансовые льготы: размещение государственного и муниципального заказов, оказание помощи по созданию инфраструктуры бизнеса, стимулирование развития сети инфраструктуры услуг предприятиям промышленности, помощь при получении в аренду и лизинг оборудования, при получении в аренду и приобретении в собственность земельных участков и нежилых помещений;

участие в управлении акционерными обществами, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, учреждение хозяйственных обществ и товариществ с закреплением пакетов акций в государственной или муниципальной собственности;

бюджетное финансирование программ развития промышленности на долевых началах с другими участниками;

содействие предприятиям в расширении рынка сбыта продукции через развитие внутрирегиональной и межмуниципальной кооперации и внешнеэкономических связей и др.

Все эти инструменты используются региональными и местными администрациями при реализации антикризисных программ, причем выбор и сочетание тех или иных инструментов зависит от стадии антикризисного управления: предкризисная, кризис или банкротство.

Как правило, развитие кризисных и депрессивных территорий и выравнивание уровня их социально-экономического развития основывается на экономическом и административном стимулировании инвесторов к размещению производительных сил в слабо развитых и периферийных районах. Инвесторам, вкладывающим средства в реализацию проектов, региональные (муниципальные) органы власти могут предоставлять налоговые льготы. Кроме того, новым организациям могут быть предоставлены государственные гарантии, бюджетные и инвестиционные налоговые кредиты, субсидии на оплату процентов по привлеченным кредитам. Достаточно эффективна передача имущества в лизинг. Вместе с тем, практика свидетельствует о целесообразности государственной поддержки не только новых, но и уже существующих на кризисных территориях предприятий. При пониженной ставке налога на имущество и земельного налога льготы по налогу на прибыль для них могут быть теми же, что и для новых инвесторов, при условии увеличения фонда оплаты труда.

Для получения налоговых льгот (кроме снижения размера налога на вмененный доход) инвесторам необходимо заключить с региональной (местной) администрацией договор о региональной (муниципальной) поддержке. В случае предоставления организации дополнительных преференций, кроме налоговых льгот, договор должен быть трехсторонним: участниками договора должны быть региональная администрация, администрация муниципального образования и предприятие. В этих договорах (соглашениях) устанавливаются обязанности предприятия по размерам вкладываемых средств, срокам реализации проектов и объемам производимой продукции.

Социальные последствия экономических и финансово-бюджетных кризисов проявляются, прежде всего, в высокой безработице, сопровождающей процессы банкротства и реструктуризации промышленных предприятий, в снижении бюджетных расходов, в резком падении доходов населения и уровня жизни в целом. Использование традиционных и создание новых инструментов антикризисной социальной политики для смягчения последствий неизбежно высокой на какое-то время безработицы, постепенный перевод субсидий убыточным предприятиям и отраслям напрямую в социальную сферу, укрепление государственных и общественных систем социальной поддержки – все это позволит наименее защищенным социальным группам противостоять неблагоприятным экономическим условиям и сохранять свои средства к существованию, материальные ценности и доходы в период кризисов.

Рассмотрим более подробно механизмы использования различных инструментов антикризисного регулирования, применяемых на региональном и муниципальном уровнях.

1. Льготное налогообложение инвестиций. Налоговые льготы по федеральным налогам определяются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации и федеральными законами о федеральных налогах и сборах. Льготы по налогам в части сумм, зачисляемых в региональный (местный) бюджет, предоставляются инвесторам на основании региональных законов (решений органов местного самоуправления), в которых определяются:

виды и размеры льгот;

сроки действия льгот;

обязанности налогоплательщиков, на которых распространяются льготы;

условия предоставления льготы.

В самом общем виде льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, включая возможность не уплачивать налог (сбор) либо уплачивать их в меньшем размере посредством применения налогового вычета, уменьшения налоговой базы, исключения определенных элементов из объекта налогообложения или снижения налоговых ставок.

Предоставляемые налоговые льготы могут быть:

1) абсолютными, при предоставлении которых налогоплательщики частично или полностью освобождаются от уплаты налога в соответствующий бюджет без заранее оговоренных условий использования прибыли (дохода), получаемой в результате льготирования;

2) условными (целевыми), предоставление которых возможно при выполнения заранее оговоренных требований (условий). Эти льготы предоставляются только при наличии налогового соглашения, заключенного соответственно между региональной администрацией или администрацией муниципального образования и налогоплательщиками, претендующими на получение льгот.

Стандартная схема льготного налогообложения инвестиций предполагает, что предприятиям, направляющим собственные средства и привлекающим инвестиции для реализации программ и проектов по созданию новых, реконструкции и модернизации своих производств, уменьшается ставка налога на прибыль. Например, в Московской области ставка уменьшается на 4%, в Сахалинской области – до уровня 13,5%, в Тюменской области – до 13% и т.д. Предприятие может быть полностью освобождено от уплаты налога на прибыль, но необходимо еще раз подчеркнуть, что льготы распространяются только на ту часть прибыли, которая получена от реализации продукции, произведенной на созданных по инвестиционному проекту производственных мощностях.

Предприятие освобождается на определенный срок (как правило, на два года) от уплаты земельного налога в части земельной площади, на которой осуществляется реализация инвестиционного проекта и от налога на имущество в части тех объектов, которые созданы при реализации инвестиционного проекта.

Льготы устанавливаются на ограниченный срок, не превышающий период окупаемости проекта (3-5 лет). Администрация может поставить некоторые условия предоставления льгот, например, суммарная доля привлеченных и собственных средств не должна быть менее 50% от общей стоимости инвестиций.

Средства, высвободившиеся в результате предоставления льгот, как правило, могут использоваться строго по целевому назначению и направляются на финансирование инвестиционного проекта, а в оставшейся части – на развитие материально-технической базы предприятия.

В процессе разработки антикризисной политики, в частности, при формировании бюджета на очередной финансовый год администрация учитывает общую сумму налоговых льгот, которая не может превышать объем фактически привлеченных и направленных в инвестиции средств. Для четкого определения не подлежащих налогообложению сумм и, соответственно, выпадающих доходов бюджета предприятие должно вести раздельный бухгалтерский учет имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта. При изменении федерального и регионального налогового законодательства, приводящего к увеличению суммы налогов для инвестора против суммы, предусмотренной инвестиционным договором, администрация должна компенсировать инвестору дополнительные издержки.

Право на получение налоговых льгот должно периодически подтверждаться органом исполнительной власти, осуществляющим управление инвестиционными программами и проектами на территории региона (муниципального образования). С этой целью проводится экспертиза инвестиционных проектов. При экспертизе учитывается соответствие проекта приоритетным направлениям развития территории, а также стоимость законченных этапов, выполненных за счет собственных средств инвесторов.

оценивается финансовое состояние предприятия – инициатора проекта, т.е. его платежеспособность и финансовая устойчивость;

определяется соответствие проекта программе социально-экономического развития территории;

оцениваются основные показатели эффективности проекта: срок окупаемости, внутренняя норма прибыли, чистая текущая стоимость и др.

При нецелевом использовании налоговых льгот платежи налогов взыскиваются в региональный, местный бюджеты в полном объеме с начислением пени в установленном порядке.

Кроме инвесторов, ставка налога на прибыль может быть снижена лизинговым компаниям, оказывающим инвесторам услуги в виде финансовой аренды, страховым организациям при страховании инвестиций, а также кредитным организациям, кредитующим инвестиционные проекты (в зависимости от доли кредитных вложений со сроком не менее двух лет, направленных на финансирование инвестиционных проектов и программ).

2. Поручительства региональной (местной) администрации. Поручительства предоставляются в качестве обеспечения обязательств инвестора по возврату заемных денежных средств, привлекаемых для осуществления инвестиционной деятельности. Администрация определяет срок окупаемости и норму доходности инвестиций, под которую предоставляют поручительство. Общая сумма поручительств устанавливается на финансовый год при формировании бюджета и не может превышать установленный лимит. В свою очередь, этот лимит не может быть меньше суммы, предусмотренной к выплате в текущем финансовом году по уже заключенным договорам поручительства. Срок поручительства – не более 5 лет. Как правило, администрация ведет реестр действующих поручительств.

Администрация вправе поставить условия предоставления поручительств:

отсутствие признаков банкротства у инвестора;

отсутствие задолженности по обязательным платежам в бюджет;

доля заемных средств, привлекаемых инвестором под поручительство, в общем объеме инвестиций составляет не более 50%;

расчетный срок окупаемости инвестиций составляет не более шести лет с момента начала осуществления инвестиционной деятельности и др.

Поручительство предоставляется на возмездной основе. Размер и условия платы за поручительство определяются администрацией. Плата за поручительство может составлять от 0,25% до 10% от суммы обеспечиваемых обязательств инвестора. Эта плата зачисляется в соответствующий бюджет. При прочих равных условиях приоритетом при предоставлении поручительств обладают проекты с меньшими сроками окупаемости и с меньшими сроками запрашиваемого поручительства.

3. Изменение сроков уплаты налогов. Порядок и условия изменения сроков уплаты налогов или сборов в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита регулируется гл. 9 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации. Такое изменение возможно при наличии поручительства или залога имущества (не обязательно на всю сумму задолженности).

Основания и условия изменения сроков уплаты налогов представлены в таблице ХХ.

Таблица – Основания и условия изменения сроков уплаты налогов

Основания (ст.64 НК РФ)

Плата за пользование бюджетными средствами, %

Инвестиционный налоговый кредит

1. Ущерб в результате стихийного бедствия

2. Задержка финансирования из федерального бюджета / выполнение государственного заказа

3. Угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога

4. Производство / реализация товара, работ, услуг носит сезонный характер

5. Проведение НИР, НИОКР либо техническое перевооружение собственного производства, в том числе с созданием рабочих мест для инвалидов, для защиты окружающей среды и др.

В течение первых 2-х лет – ½ ставки; в течение последних лет – ¾ ставки рефинансирования

6. Осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья, материалов

7. Выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию территории или предоставление особо важных услуг населению

Отсрочка – изменение сроков уплаты налогов от 1 до 6 месяцев с единовременной выплатой.

Рассрочка – изменение сроков уплаты налогов от 1 до 6 месяцев с поэтапной выплатой.

Налоговый кредит – изменение срока уплаты одного или нескольких налогов на срок от 3 месяцев до 1 года. Предприятию предоставляется возможность уменьшать свои платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от 1 года до 5 лет по налогу на прибыль, по региональным и местным налогам, если средства в размере снижения налога будут использоваться по целевому назначению. Договор по инвестиционному налоговому кредиту содержит положения, в соответствии с которыми не допускается реализация либо передача во владение, пользование третьим лицам оборудования и иного имущества, приобретение которого было условием для предоставления кредита.

4. Реструктуризация задолженности по обязательным платежам в бюджет. Реструктуризация предполагает предоставление предприятию отсрочки или рассрочки по выплате задолженности по налогам и сборам на период до 6 лет и задолженности по штрафам и пени на период до 10 лет (см. постановления Правительства РФ от 03.09.99 №1002, от 11.11.02 №818 и др.). Графики реструктуризации разрабатываются для каждого предприятия в зависимости от конкретной финансовой ситуации. Как правило, большая часть суммы долга должна выплачиваться в конце срока реструктуризации. Одновременно с задолженностью по налогам реструктурируется задолженность по штрафным санкциям, причем на более льготных условиях. На период реструктуризации предприятию устанавливается плата за пользование бюджетными средствами. При погашении задолженности по основному долгу допускается списание долга по пеням и штрафам.

Порядок реструктуризации задолженности по региональным и местным налогам регламентируют законодательные и нормативные акты соответствующего уровня. Субъекты федерации и муниципальные образования могут устанавливать свои сроки и свою плату за пользование бюджетными средствами. На практике реструктуризация, как правило, проводится одновременно в бюджеты всех уровней.

Условием реструктуризации является своевременная и полная уплата текущих платежей в течение всего периода отсрочки или рассрочки. Дополнительно субъекты федерации могут выдвигать свои условия, например, невозможность или нецелесообразность погашения задолженности имуществом или имущественными правами или поставками продукции; невозможность бесспорного списания средств со счетов предприятия в погашение задолженности; предоставление предприятием-должником плана финансового оздоровления.

Реструктуризация позволяет предприятиям обеспечить уплату текущих налоговых платежей, повысить показатели своей деятельности, сократить объем кредиторской задолженности, включая выплаты зарплаты, и снизить темпы падения производства. В отдельных случаях увеличиваются объемы производства и собственных оборотных средств. Таким образом, достигается одна из основных целей антикризисного управления территорией – сохраняются налогооблагаемая база и рабочие места. С другой стороны, бюджет получает дополнительные доходы за счет платности использования бюджетных средств.

5. Бюджет развития. Бюджет развития формируется в составе капитальных расходов регионального (местного) бюджета и аккумулирует средства, предназначенные для поддержки инвесторов, финансирующих высокоэффективные инвестиционные проекты. Объем денежных средств бюджета развития устанавливается законом о бюджете на очередной финансовый год.

Источниками формирования бюджета развития выступают:

внутренние и внешние заимствования на инвестиционные цели;

доходы бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности;

доходы бюджета от аренды земель, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;

доходы бюджета от использования и приватизации объектов государственной (муниципальной) собственности, созданных в результате финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджета развития;

доходы бюджета от ранее произведенных бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности и срочности;

отчисления части поступлений в бюджет от размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг в доле, устанавливаемой законом о бюджете на очередной финансовый год;

средства, получаемые от исполнения залоговых обязательств (реализации ликвидного залога) заемщиков средств бюджета развития и гарантийных обязательств;

средства, поступающие в бюджет развития в порядке возврата, и платежи за пользование ими;

В соответствии с целями формирования, направлениями использования средств бюджета развития могут быть:

финансирование в форме бюджетных кредитов инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, в т.ч. реализуемых предприятиями на условиях лизинга в объемах не более первоначальной (авансовой) суммы лизингового платежа;

внеконкурсное финансирование доли администрации в уставном капитале вновь создаваемых для целей реализации инвестиционных проектов предприятий и инвестиционных проектов:

— имеющих статус «особо важный инвестиционный проект», реализуемых предприятиями, в состав учредителей которых входит администрация;

— включенных в утвержденные целевые программы производственного назначения;

2) компенсация процентной ставки по привлеченным для реализации инвестиционных проектов кредитам (на конкурсной основе);

3) исполнение обязательств администрации по предоставленным инвесторам государственным гарантиям (на конкурсной основе);

4) финансирование мероприятий по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций (с ограничением суммы, например, не более 1% от общего объема бюджета развития) – издание каталогов инвестиционных проектов, рекламные кампании, формирование информационных баз, консалтинг и т.д.

Администрация может установить приоритетные направления расходования средств бюджета развития: городская инфраструктура, ресурсосберегающие технологии и т.д.

В условиях кризиса (недостатка финансовых ресурсов) бюджет развития формируется в небольших объемах и используется в основном на компенсацию части процентной ставки. Преимущество отдается краткосрочным – до восьми месяцев – проектам, которые способны обеспечить быструю отдачу.

7. Субсидии на компенсацию части лизинговых платежей предоставляются по аналогичной схеме.

8. Микрокредитование позволяет малым и средним предприятиям решить проблему доступа к финансовым ресурсам, который ограничен для них высокой стоимостью кредита, невыгодными для банковского сектора размерами кредита (в среднем от 1000 до 10000 у.е.) и отсутствием у организаций имущественного залога, что тормозит развитие деловой активности. В России, как и за рубежом, микрокредитование осуществляется не только банковскими структурами, но и обществами взаимного кредитования, кредитными кооперативами, а сами микрокредиты выдаются не вновь создаваемым, а уже существующим предприятиям. Очевидно, что формирование эффективной системы микрокредитования на кризисных и депрессивных территориях приобретает особую актуальность в связи с объективной необходимостью государственной поддержки малых и средних предприятий, попавших в зону кризиса. Микрокредиты дают предприятиям возможность стабилизировать свое положение как за счет пополнения собственных оборотных средств, так и – в отдельных случаях – за счет приобретения основных средств.

10. Социальный заказ – это совокупность размещаемых на конкурсной основе договоров между муниципальным заказчиком и поставщиком, по условиям которых заказчик обязуется оплачивать социальные, образовательные, культурные, медицинские и другие социально значимые виды услуг, оказываемые поставщиком населению на бесплатной или частично оплачиваемой для потребителей этих услуг основе. Такая схема финансового обеспечения позволяет оптимизировать бюджетные расходы на социальную сферу, поскольку предполагает выделение средств по конкурсу на предоставление определенного вида и объема услуг, указанного в муниципальном контракте.

Как и все вышеперечисленные инструменты антикризисной политики, бюджетная политика в условиях кризиса направлена на расширение налогового потенциала, создание новых рабочих мест, улучшение экологической ситуации, прекращение спада производства, то есть исправление деформаций в региональной и местной экономике, вызванных кризисами различной природы. Соответственно, среди приоритетов территориального развития следует выделить два направления бюджетной поддержки:

1) кризисное – выявление в экономической или социальной сфере субъекта федерации очагов, сдерживающих нормальное развитие территории, и ориентация средств бюджета развития на реализацию проектов и программ, обеспечивающих бюджетную эффективность не за счет прямого коммерческого эффекта, а за счет снижения бюджетных расходов в долгосрочной перспективе. Устранение названных диспропорций позволит в будущем сократить нагрузку на текущий бюджет и снизить бюджетную зависимость территории;

2) перспективное – поддержка перспективных с точки зрения развития территории производств и видов деятельности. Направление бюджетных инвестиций в эти объекты может обеспечить быструю окупаемость, высокую эффективность вложений, а также дать импульс для подъема всей экономики.

Таким образом, процесс выхода регионов и муниципальных образований из зоны кризиса (независимо от природы его возникновения) предполагает изменение экономического и налогового потенциала территории, внутренней структуры и внешних связей, и одной из важнейших проблем, возникающих в период реструктуризации экономики, сопровождающейся серьезными структурными и институциональными преобразованиями, является выбор целесообразных форм смягчения «структурного шока».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *