какие инструменты нужны для сборки велосипеда
Какие инструменты нужны каждому велосипедисту
1. Для чего нужно обзавестись минимальным набором инструменов
Инструменты для ремонта велосипеда понадобятся вам в нескольких случаях.
1. В вашем городе нет веломастерских и всё приходится делать самому.
2. Стоимость ремонта в веломастерских по вашему мнению неадекватно завышена.
3. У вас пытливый ум, руки из правильного места и вам очень нравится ковыряться со своим велосипедом
4. Существует необходимый минимум инструментов, которым необходимо уметь пользоваться, даже если это не приносит вам удовольствия. Он позволит вам устранить поломки, возникшие вечером в воскресенье, когда помочь вам может только тот, кого вы видите в зеркале. Часть инструментов описана в статье «Что обязательно брать с собой в катание на велосипеде».
2. Необходимые инструменты каждому
Не всегда можно легко снять покрышку с обода, поэтому монтажки точно лишними не будут. Если с дедушкиного «Урала» покрышки снимались всегда отвёртками, то с современными колёсами и камерами такой фокус может обернуться заменой камеры или повреждением обода. Выбирайте пластиковые и не самые дешёвые монтажки – с ними меньше шансов повредить камеру.
Одна из самых частых проблем – прокол камеры. Бывает так, что вы ездите целый день нормально, не подозревая о проколе, а за ночь камера спускает до нуля. В таком случае вы сможете легко устранить прокол и отправиться в поездку. Что такое велоаптечка и как ею пользоваться, читайте в нашей статье.
Для домашнего использования достаточно самого распространённого набора, который на фото. В большинстве соединений головки винтов сделаны под шестигранник. С его помощью можно подтянуть ослабшие резьбовые соединения, настроить дисковые тормоза, заменить колодки на тормозах V-Brake, поднять руль (если он у вас поднимается), поменять трос тормоза или переключателя (если только на нём не гайки на 9 мм) и т. д.
Даже если на вашей цепи стоит замок, выжимка всё равно нужна для устранения разрыва цепи.
Если у вас колёса на гайках, то наверняка там стоят гайки на 15 мм. К тому же, ключом на фото можно снять и педали.
3. Инструменты для самостоятельного обслуживания велосипеда
В дальнейших инструментах необходимости нет, но иметь их под рукой крайне удобно, особенно если вы любите почистить трансмиссию до блеска, поменять смазку во втулках, перебрать каретку, рулевую колонку.
Из названия ясно его предназначение. Если на вашем велосипеде разборная каретка или полукартридж, то вам придётся менять подшипники и смазку минимум один раз в сезон. Если шатун крепится гайкой или болтом на 14, то в большинстве съёмников есть головка под этот размер, саму головку захватывают ключом на 15. Большинство валов каретки идёт под квадрат, на который с натягом крепятся шатуны. Есть каретки под шлицы, для них на съёмниках предназначен упор большего диаметра, чтобы не повредить резьбу внутри вала.
Есть каретки, где данный съёмник вообще не нужен – Hollowtech II от Shimano (достаточно раскрутить болты на левом шатуне шестигранником на 5, выкрутить пластиковую гайку специальным ключом или 10-ти рублёвой монеткой), BB30 от SRAM (снимается шестигранником на 8 или на 10, стягивая шатун с вала) и Hollowgram от Cannondale (нужен специальный инструмент).
Также отличается в зависимости от вида каретки.
Здесь можно обойтись зубилом и молотком, чтобы снять контргайку, с помощью тех же инструментов можно раскрутить левую чашку. Правая чашка выкручивается с помощью ключа на 36. Внимание! Со стороны звёзд левая резьба, если нет маркировки ITA!
Зубило и молоток для снятия контргайки вновь нам понадобятся. Чашки же выкручиваются с помощью специального ключа.
Скручивается съёмником, как на фото выше. Зависимости от типа вала (квадрат, шлицы) нет. Съёмник захватывается в зависимости от модели ключом на 24 или на 26. При скручивании картриджа со стороны звёзд нужен большой рычаг. Резьба со стороны звёзд левая, если нет маркировки ITA!
Shimano Hollowtech II, SRAM BB30, Truvativ Hovitzer или Hollowgram от Cannondale. В случае с Shimano и Truvativ нужен специальный ключ, чтобы открутить чашки.
В случае со SRAM после снятия шатунов и шайб вам открываются запрессованные подшипники. В случае с Hollowgram в некоторых случаях тоже требуется специальный съёмник.
Если у вас сзади 6 или 7 звёзд, то с большой вероятностью там стоит трещотка. Суть её в том, что механизм передачи вращения на колесо встроен прямо в блок звёзд, а сам блок накручивается на резьбу. У трещотки глубокие внутренние шлицы, а чтобы её снять, вам потребуется довольно длинный рычаг или очень много сил, потому что при кручении педалей соединение работает на затяг.
Съемник кассеты отличается более короткими шлицами, т. к. кассета садится на барабан и фиксируется тонкой гайкой. Правда, чтобы снять кассету, вам ещё понадобится хлыст.
Как вариант, можно обойтись куском старой цепи, прикреплённой к деревяшке, но это если совсем не хочется тратить лишние деньги.
Конусные ключи
Большинство велосипедов комплектуются втулками с насыпными подшипниками, которые требуют периодического устранения люфта, а раз в сезон чистки и замены смазки. Без этих ключей не обойтись. Они имеют самые распространённые размеры для задней и передней втулок. Чтобы разобрать втулку, вам нужно с одной стороны (с какой удобнее) обхватить конус конусным ключом и скрутить контрящую гайку ключом на 17. Обратно в том же порядке
Если вы ни разу им не пользовались, унесите колесо в мастерскую. Но если вы достаточно хорошо изучили вопрос устранения биений колеса, тогда он очень вам понадобится. Плоскогубцами легко сорвать все грани ниппелей, а если даже они не сорвутся, то всё равно натянуть спицу с их помощью нереально. Чтобы устранить биение, можно воспользоваться пластиковой картой, которую можно зацепить резинками на перо рамы или на штанину вилки. Она позволит сориентироваться в том, какие спицы нужно подтягивать, какие ослаблять.
Когда вы поменяли трос тормоза или переключателя, наверняка у вас осталась висеть целая «удочка», т. к. все тросики идут стандартной длины. Плоскогубцами откусить остатки троса, не распустив его конец, нереально. Это может получиться с помощью бокорезов, но с большим трудом. Помогут вам в этом специальные кусачки для тросов. У вас останется ровный кончик, который вы сможете без усилий облачить в наконечник, чтобы трос не расходился. Данный инструмент подойдёт ещё и для нарезки оболочки на трос переключателя/тормоза.
Ключ для резьбовой рулевой колонки
Резьбовой рулевой уже очень много лет, но она не спешит сдавать свои позиции в сегменте недорогих велосипедов, круизёров или сити-байков, поэтому встречается довольно часто. В большинстве случаев достаточно одного ключа, но если гайка была изначально очень сильно затянута, может понадобиться второй ключ на 36 или 30, в зависимости от величины гайки. Помимо просто подтяжки соединения, которое имеет свойство ослабляться и образовывать люфт, с его помощью можно разобрать рулевую колонку и поменять смазку в подшипниках.
В помощь вам также придут шестигранники или ключ на 12/13, чтобы открутить гайку на выносе руля.
Очень удобная вещь, особенно когда нужно настроить передачи или тормоза.
Один из самых сложных процессов в ремонте велосипеда показан подробно на видео.
Пошаговое руководство по сборке велосипеда из коробки и его настройке
В последние годы двухколесный транспорт все чаще приобретают не в специализированных магазинах, а онлайн. Популярность данного способа обусловлена приемлемой стоимостью, отличным качеством сервиса, широким ассортиментом моделей. Порой сборка велосипеда из коробки вызывает трудности, поскольку работа требует наличия определенного опыта. Для решения задачи потребуются специальные инструменты, пошаговое описание каждого этапа.
Необходимые инструменты
Крутой велик, доставленный в коробке, представляет собой набор деталей и запчастей. Для сборки конструкции потребуются следующие инструменты:
Со сборкой велосипеда из коробки способен справиться любой мужчина и даже девушка. Если возникают какие-то проблемы, всегда можно обратиться к инструкции или пошаговому описанию процесса. На тематических сайтах специалисты и опытные пользователи дают подробные разъяснения.
При выборе подходящего набора инструментов стоит отдавать предпочтение комплектам с большим количеством разных ключей. С их помощью можно с легкостью установить либо отремонтировать любой элемент велосипеда.
Этапы сборки
Для начала необходимо вытащить велосипед из коробки. Удобнее всего это делать при помощи канцелярского ножа. Все действия осуществляют аккуратно, без спешки, чтобы не повредить детали байка и не получить травм. Кусачками разрезают пластиковые хомуты, которыми соединяются некоторые компоненты. После этого достают комплектующие: светоотражатели, звонок, педали, эксцентрики. Комплектация зависит от уровня выбранной модели. Перед тем как собрать велосипед, стоит обзавестись стойкой-кронштейном, которая обеспечит удобство работы.
Установка седла и подседельного штыря
Сборка велосипеда начитается с установки подседельного штыря и седла. Действия выполняют поэтапно:
Оптимальную высоту сиденья можно установить после первой же поездки: опустить либо поднять, все зависит от индивидуальных параметров. Инструкция гласит, что в раму штырь должен уходить не менее чем на 10 см.
Монтаж выноса и руля
Часто вынос устанавливают на шток вилки, а руль представлен отдельным элементом. В этом случае помогут следующие рекомендации по сборке:
Если спортивный руль дополнен «рогами», необходимо установить их под углом 20–30 градусов. После регулировки элементы затягивают болтами при помощи шестигранного ключа 5 мм.
Руль на детском велосипеде оснащен специальными метками, за пределы которых запрещено выходить при установке.
Крепление колес и тормозов
В первую очередь необходимо уточнить направление вращения переднего колеса. Многие производители дополняют свою продукцию специальными маркировками. Если никаких меток нет, можно собрать конструкцию по собственному желанию. Далее работу выполняют по инструкции:
После того как колеса и тормоза велосипеда собраны, необходимо проверить тормозные рычаги. В случае несимметричного расположения следует проверить правильность установки, переставить эксцентрик.
Установка педалей
Сборка велосипеда завершается закручиванием педалей. Делают это против хода движения байка. У каждой детали — левой и правой — разносторонняя резьба, поэтому перепутать их невозможно. Крепления затягивают рожковыми ключами 15 мм либо шестигранником на 6, 8 мм. Фиксация должна быть крепкой, в противном случае детали могут раскрутиться.
Горный велосипед всегда собирают строго по инструкции производителя, обязательно учитывая маркировку. На педали с левой резьбой есть пометка «L», на правой — «R».
Настройки переключателя
Скоростной велосипед комплектуют переключателями. Настройку этих элементов производят поэтапно:
После настройки можно самому проверить скорости, накидывая цепь вверх. Если полотно перемещается с помехами, нужно открутить барабан натяжения троса по направлению против часовой стрелки.
При правильной настройке переключателей цепь быстро и мягко перебрасывается с одной звездочки на другую. При этом рамки устройств не должны задевать одна другую.
Обслуживание нового велосипеда
После того как велосипед полностью собран с нуля, необходимо отрегулировать механизмы, проверить цепь, подкачать колеса. Перед первой поездкой стоит уточнить, удобно ли доставать до тормозных ручек. При необходимости расположение деталей меняют при помощи специальных винтов.
Тормоза должны находиться на равном расстоянии от обода. Если это не так, следует откорректировать положение, используя болты на креплении тросика. Обязательно стоит испытать рычаги в действии, затем настроить до идеального состояния.
Завершающим этапом обслуживания станет регулировка переключателей. Процедура проводится, если на этапе тестирования наблюдались перебои в движении цепи по звездочкам. Если настойки выполнены правильно, полотно перемещается равномерно, без перекосов и задержек.
Сколько бы ни было воздуха в камерах, колеса перед выездом обязательно подкачивают. Оптимальное давление для горного велосипеда 2,8-4,5 Bar. Если нанос не оснащен датчиком, необходимо накачать покрышки в соответствии с собственным весом. От правильности выполнения процедуры зависит безопасность велосипедиста, легкость хода, долговечность конструкции.
При самостоятельной сборке велосипеда по запчастям необходимо руководствоваться инструкцией от производителя. В ней изложены основные моменты, которые требуют внимания. Если этого недостаточно, стоит воспользоваться подробным поэтапным описанием работы.
Видео
О том, как я велик собирал)
Доброго времени суток, пикабушники. Я уже рассказывал о том, как я в 28 лет начал катать на велосипеде и о том, как я пришёл к мысли о постройке кастомного байка. И вот, на данный момент у меня есть все детали и почти все инструменты для окончательной сборки. Сегодня о том, как я все эти компоненты подбирал. И о цене всего комплита.
И так, с чего начинается сборка байка? Что является базой? Мне посоветовали начать с рамы. Так я и поступил.
Отправляясь на просторы интернета в поисках рамы, я определил для себя основные критерии:
1) Рама должна быть не дорогая! (первая причина, почему не подвес).
2) Рама должна быть новая (вторая причина, почему не подвес).
3) Рама должна быть крепкая, чтобы дубасить и осваивать дропы, гэпы и т.д.)
4) И конечно, рама должна мне нравится внешне)
Изначально мне очень хотелось Nukeproof Scout 275
Отпугнула всё та же доставка в 11 т.р., ну душила меня жаба ((( Найти в России нужный размер не получилось.
И вот я наткнулся на Авито на вот такого монстра: Dartmoor Hornet 2019
Продавал эту красоту человек, который утверждал, что собрал на ней байк, не понравилось, разобрал и начал продавать по запчастям. Просил он всего 18 т.р. Я в силу своих убеждений решил приобрести такую раму новую и в более скромном, черном цвете.
Спасибо магазину TeamMano (не реклама) за данную раму, прислали целую, красивую и вроде даже ровную. Рама обошлась в 21600 р. Плюс доставка 600 р.
Вилка.
Очень хотелось мне успеть ухватить на распродаже ChainReactionCycles вилку Manitou Mattock 2 Pro 2017 года. Просили там за неё скромные 18 т.р. При этом вилка обладала не плохими характеристиками и имела настройки не только низкоскоростной компрессии, а также высокоскоростной. И вот я получил очередную ЗП, захожу на чейн, а вилок больше нет, все расхватали. Начались поиски другого варианта. На глаза попался RockShox Yari 2016 года. По уровню он проигрывал мотыге, но был вроде как более надёжным вариантом. Заказал вилку из Германии, на сайте Starbike.com Пришлось выделить на данную покупку 27500, доставили бесплатно.
Кстати, оказалось что в версии Pro на Dartmoor Hornet 2019 ставят данную вилку, с ходом 150 мм. Такой вариант как раз таки и был выбран мной.
Обода хотелось Stans Flow MK3, но они тоже закончились, а мне хотелось покупать запчасти строго по плану. Боялся не успеть собрать всё к весне. Были выбраны Spank Oozy trail 345, обошлись в 7400 за пару.
Хотелось сэкономить, рассматривал Koozer с Алика как вариант. Знакомый каталец отговорил, потом я наткнулся на отзыв мужика, который из-за такой втулки катил велик 30 км домой. Гулять, так гулять Hope Pro 4. За рубиновыми я опять таки не успел, ждать некогда, заказал черные.
Покрышки.
Взял максисы. Вперёд minion DHF 2.5 для управляемости, назад minion SS 2.5 для наката.
Я забыл включить в стоимость герметик, ленту, ниппели и спицы. Плохо помню прайс на всё это. Примерно плюс 4-5 т.р.
Колеса собрал знакомый, за что огромное ему спасибо. Кстати, спицы были выбраны Sapim Leader 2 мм. Колеса получились сравнительно лёгкими но при этом жирненькими)
У меня не получилось купить раму Nukeproof, но некоторые детали данного бренда я приобрел. Понравилась цена, понравилось как выглядят данные детали, отзывы тоже вроде хорошие.
Ценники на эти девайсы будут в конце статьи, в табличке.
Когда я думал о тормозах и трансмиссии, было много вариантов. Если бы вы знали сколько раз я изменил решение, пока подбирал компоненты. Хорошо что на это уже было время.
А вот детали трансмисии.
Ах да, тормоза. В итоге не Shimano и не Sram. Хотелось бы Hope, но не по карману. В итоге Magura MT Trail Sport. Да, у них пластиковые мастер-цилиндры и многие ругают их за не высокую прочность. Мол несколько падений и покупай новую ручку. Попробую на своей шкуре. Что касается мощности, для трейлового байка её должно хватить. Передний калипер четырех-поршневой MT5, задний с двумя поршнями MT4. Ротора этого же производителя на 180 мм.
Сложности и ошибки.
1. Ошибся с размером подседельного хомута, заказал слишком маленький. Пришлось заказывать снова.
2. Ошибся с рулевой, заказал для карбоновой рамы. Не смотря на такие-же размеры подшипников, рулевая требовала более глубокого посадочного стакана для нижнего подшипника. В итоге отдельно заказал нижнюю часть. Верхняя подошла.
Я собрал все необходимые части и у меня уже был выходной на котором я немного позанимался своим будущим байком. Не знаю как он покатит, но внешний вид мне нравится)
Изначально я планировал уложиться в 60-80 тысяч рублей, наивный))))) Выкладываю табличку с прайсом, в котором учтены не все детали. Не учтена доставка некоторых деталей. Не учтены расходы на инструменты, комплект для прокачки тормозов, масла и смазки.
С нетерпением жду сухой погоды, чтобы погонять на новом байке!
Всем крепких байков и крепкого здоровья! Извините за ошибки в тексте, лень проверять)
Инструменты для самостоятельного ремонта велосипеда
Любой владелец велосипеда должен иметь определенный набор инструментов, который требуется для ремонта и обслуживания конструкции. В продаже встречается просто огромное количество различных инструментов, все они предназначены для выполнения определенных работ.
Стандартные ключи для ремонта велосипеда
В большинстве случаев достаточно приобрести стандартный набор ключей для проведения ремонта велосипеда.
Наиболее распространены следующие:
Рожковый ключ на 15 и 14 мм
Наиболее распространенным инструментом можно назвать рожковый ключ. Он требуется для снятия колес и проведения других работ. Стандартный размер крепежных элементов составляет 14-15 мм. Именно этот вариант исполнения следует приобрести в первую очередь.
Среди особенностей отметим:
Спицевой ключ
Несмотря на применение современных материалов при изготовлении колес и бережной езде вероятность появления восьмерки достаточно велика. Именно поэтому требуется специальный съемник для спиц.
Его особенности следующие:
Разводной
Довольно широкое распространение получил разводной ключ.
Он обладает необычной конструкцией, особенности которой заключаются в следующем:
Накидной
Разновидностью ключей можно назвать накидной вариант исполнения.
Среди особенностей подобного изделия отметим следующее:
За счет конструктивных особенностей есть возможность прикладывать большое усилие. Однако не во всех случаях есть возможность охватить всю рабочую часть крепежа.
Шестигранники
Для работы с внутренними гайками используется шестигранник.
Его особенности заключаются в следующем:
Другие виды ключей для ремонта велосипеда
Для того чтобы повысить удобство проводимых работ были изобретены различные варианты исполнения универсальных ключей. Они могут заменить целый набор, характеризуются особой конструкцией.
Распространены следующие варианты:
Универсальный
Этот вариант исполнения напоминает набор ножиков и других насадок. Конструктивные особенности следующие:
Преимущество универсального инструмента заключается в том, что он позволяет проводить практически все работы. Но есть и один существенный недостаток – не всегда подобный изделие удобно в применении.
Семейный
Широкое распространение получил и семейный ключ. Он представлен пластиной с внешними рожками, а также шестигранниками и другими выступами в форме гаек.
Этот вариант:
Кроме этого можно отметить невысокую стоимость, при изготовлении применяется нержавеющая сталь, способная прослужить в течение длительного периода.
Динамометрический гаечный
Встречается также специальный механизм для затягивания болтов.
Динамометрический гаечный ключ характеризуется следующими особенностями:
Профессиональные инструменты для ремонта
В профессиональных мастерских встречаются специальные съемники, которые могут применяться для проведения различных работ. Стоят они не дешево, окупаются только при частом проведении работ.
Профессиональный набор представлен:
Некоторые из них заменяют обычным инструментом, однако скорость работы снижается. Съемник каретки – вариант исполнения, который используется для замены подшипника.
Это проводится при обслуживании каретки. Механизм представлен шлицевой круглой деталью, которая зацепляется с внутренним рисунком каретки. Съемник каретки подходит для большинства велосипедов.
Конусные ключи представлены специальными приспособлениями, которые применяются для регулировки и разборки подшипникового отсека. Этот инструмент встречается намного реже, так как многие производители перешли на закрытые промы.
Цепная выжимка считается распространенным инструментом, который требуется для ремонта цепи даже в полевых условиях. Без подобного приспособления выполнить работы практически невозможно.
Не стоит забывать о том, что трансмиссия – важная механическая часть, которая требует периодическое обслуживание. Больше всего проблем возникает с полной заменой кассет.
Для работы с задней частью требуется специальный инструмент. Специальный съемник демонтирует систему звезд с оси втулки. В продаже встречаются различные варианты съемников.