какие инструменты применяют для вырезания мозаичных наборов
Какие инструменты применяют для вырезания мозаичных наборов
14. Технология изготовления мозаичных наборов
Во избежание последующих трещин в мозаичных наборах шпон должен быть очень сухим.
Лезвие заточенного ножа тщательно правят на брусках и оселках, придавая ему малый угол заострения, остроту режущей кромке и гладкость боковым поверхностям.
На рис. 47 изображены приемы выполнения резьбы. Резьбу можно выполнять одной рукой и двумя, с движением лезвия к себе и от себя.
Выполняют мозаику с помощью различных инструментов.
Резать шпон удобно на толстых листах фанеры, иногда с подкладкой резинового линолеума.
Технология вырезания гнезд и вставок мозаичных рисунков из шпона может быть следующей. Наносят рисунок вставки (гнезда) на фоновый шпон (рис. 48, а) и вырезают контур резаком (рис. 48, б). Под фоновый шпон с гнездом подкладывают лист вставки (рис. 48, г), обводят контур гнезда на шпоне карандашом и вырезают вставку. Вставку вставляют в гнездо (рис. 48, д) и склеивают набор клейкой лентой (рис. 48, е). Полученный набор наклеивают на основу.
Полоски шпона нарезают ножом с помощью металлической линейки (рис. 49, а). Линейку накладывают на лист шпона по линии разметки и плотно прижимают к нему. Прижимая лезвие ножа к линейке, за один или несколько проходов отрезают полоску.
Во избежание обламывания вершин острых углов вырезание вставок выполняют от вершины угла (рис. 49, б). Закругления вырезают по волокнам в направлении по стрелкам, с той стороны, с которой не будет сколов волокон (рис. 49, в).
Рис. 48. Последовательность выполнения вставок: а — перевод рисунка гнезда на фоновый шпон через кальку; б — вырезание гнезда; в — гнездо на фоновом шпоне; г — вырезание контура вставки на подкладном шпоне; д — вставка, соединенная с фоном; е — склеивание вставки клейкой лентой с лицевой стороны мозаики
Если производят вырезку гнезд, то, чтобы не растрескивался контур гнезда, резание выполняют в противоположных направлениях. При этом трещины будут распространяться в вырезки.
Сложные контуры вырезают от руки по линии разметки. Для этого необходимо отработать навыки выполнения таких приемов. Резкие переходы контуров и закругления с малым радиусом предварительно надрезают в виде многоугольника, врезая в поверхность носок ножа (рис. 49, г).
Если вырезается множество криволинейных контуров в виде завитков и виньеток, то применяют вырезку по шаблону одиночным или двойным ножом (рис. 49, д).
Из полосок шпона различных оттенков и пород можно изготовить различные мозаичные наборы. Склеенный из полосок лист обрезают под углом и получают набор с косым расположением полосок (рис.50).
Рис. 50. Набор с косым расположением полосок
Для изготовления шахматного набора (рис. 51) нарезают нужной ширины полоски из листов шпона контрастных цветов. Их склеивают через одну полоску в лист (рис. 51, а). Затем этот лист разрезают в поперечном направлении на полоски той же ширины, смещают их на ширину полоски и склеивают полученный шахматный набор (рис. 51, б). Выступающие с боков квадраты срезают и получают шахматную доску (рис. 51, в).
Склеенный из полосок лист можно разрезать под углом и получить набор с косым расположением полосок или многократный набор.
Древесину с резко выраженной, но малоконтрастной текстурой применяют и для декоративных, объемного изображения наборов паркетного типа (рис.52). Впечатление объема создается за счет светотеней, возникающих от разного направления волокон в рядом расположенных листах шпона.
Мозаичные наборы наклеивают на основу. Основой называют плиту или фанеру, на которую наклеивают мозаичный набор из листов шпона.
Практическая работа
Выполнение мозаичного набора
1. Получите задание у учителя на выполнение одного из видов мозаичного набора.
2. Подберите необходимые материалы, инструменты и приспособления.
3. Нанесите рисунок на фоновый шпон. (Разметьте листы шпона для шахматного или объемного изображений.)
4. Вырежьте элементы мозаики и склейте их в набор.
О Резак, вставка, гнездо, основа, набор (шахматный, с косым расположением полосок, объемного изображения паркетного типа).
1. Какие инструменты применяют для вырезания мозаичных наборов?
2. Какие приемы вырезания вставок и гнезд вы знаете?
3. В какой последовательности вырезают гнезда и вставки?
4. Как избежать раскалывания шпона при вырезании гнезд и вставок?
5. Как выполняют шахматный набор и набор с объемным изображением?
Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 7 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко.— М.: Вентана-Графф, 2003. — 192 е.: ил.
Книги и учебники согласно календарному плануванння по технологии 7 класса скачать, помощь школьнику онлайн
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Чем создавать деревянную мозаику
В настоящее время деревянная мозаика выполняется в подавляющем большинстве в технике маркетри. Для работы в этой технике потребуются некоторые инструменты и вспомогательные материалы. Основные из них следующие:
Рассмотрим несколько подробнее каждый из этих пунктов.
1. Прежде чем составить набор из древесных пластинок, необходимо подготовить рисунок. Для подготовительных рисунков может использоваться бумага белая, тонированная в серый или коричневато-охристый цвет. Применяется также тонированный картон. Изображение чаще всего рисуется графитными карандашами. Они могут быть обычными, в деревянной оправе или же в виде сменных стержней, вставляемых в различного пода держатели.
Стержни графитовых карандашей встречаются различной твердости. При работе над подготовительными рисунками степень твердости применяемого карандаша зависит от разных причин: от соотношения эскиза композиции или непосредственно самого рисунка с размером будущего панно, от величины задуманного рисунка, от степени его тональной» проработки, от цвета и фактуры бумаги или картона, взятых на основу, и т.д.
Как правило, в работе у мозаичиста бывают карандаши от М до 4М (М — обозначение степени мягкости отечественных карандашей) и от В-1 до В-6, где В — степень мягкости карандашей иностранных фирм.
Более мягкие стержни, оставляющие на бумаге сочные, плотные следы, используются обычно для крупных рисунков. А карандаши пожестче идут на проработку мелких деталей и на рисунки небольшого формата.
В качестве рисующего материала мозаичисты нередко пользуются специальными угольными палочками, карандашами «ретушь» и сангиной — стержнями красновато-охристого цвета.
Угольные палочки бывают двух родов: в виде прессованных черных грифелей и обугленных тонких древесных прутиков. Карандаши «ретушь» представляют собой тонкие стержни прессованного угля, прочно закрепленного в деревянной оправе. Они очень удобны при работе над подготовительными рисунками.
Сангина оставляет на листе бумаги теплый, приятный для глаза след; при необходимости может легко растушевываться или оставаться тонким жестким штрихом.
Когда рисунок выполняется по тонированной основе, для высветления отдельных пятен применяется мел. Это обычный мел, который широко используется в учебных заведениях для работы на классных досках.
Неверные линии, оставляемые углем, сангиной или мелом, можно снять кусочком ваты с последующей протиркой резинкой. Чтобы купленную резинку сделать более мягкой, эластичной, не разрушающей поверхностный слой бумаги, ее опускают на несколько (3—4) суток в керосин, а затем, вынув из керосина, проваривают в кипящей воде в течение двух-трех часов.
Подготовительный рисунок, выполненный рассмотренными нами рисующими материалами, от соприкосновения легко стирается, смазывается, от чего нарушаются его очертания и тоновые отношения деталей. Чтобы этого не случилось, рисунок закрепляют фиксативом путем распыления из пульверизатора. Фиксатив — это специальный раствор по составу преимущественно клеевой или смолистый. В продаже он встречается в магазинах художественных материалов. В качестве фиксатива можно использовать широко распространенный в косметике лак для волос. При фиксировании рисунок должен располагаться горизонтально, а пульверизатор — на таком расстоянии, чтобы жидкость попадала на бумагу не струей, а мелким туманным облаком. Рисунок при обработке фиксативом несколько меняет тональность, так как слегка темнеет.
Чтобы перевести подготовительный рисунок на фанеру для дальнейшей работы в материале, используется калька и копировальная бумага. Для того чтобы повысить прозрачность кальки и тем самым получить возможность перевести на нее самые мелкие детали рисунка, следует протереть ее с одной стороны ватным тампоном, смоченным в подсолнечном масле, а затем хлопчатобумажной тканью удалить следы масла. С кальки на фанеру изображение переводится через копировальную бумагу.
2. Нож-резец — основной инструмент мозаичиста. Он дает возможность вырезать детали мозаики самых различных очертаний. Мозаичистам необходимо иметь несколько сменных ножей для крупных и мелких работ. В продаже специальных резцов пока нет. Поэтому желающим обучиться искусству мозаики необходимо изготовить их самим. Нередко мозаичисты изготовляют ножи из плоских напильников или полосовой стали. Для этого может быть использована инструментальная сталь марок У8 или У9.
Ручка позволяет также увеличить усилие при резании фанеры. Кроме того, это отвечает требованиям техники безопасности, так как сводит до минимума возможность пореза рук. Косой срез под углом 50—60° на конце ручки служит для притирания клеевой бумаги во время соединения частей набора. Ручку довольно просто выполнить из дерева. Порядок ее изготовления следующий:
Нож мозаичиста должен быть исключительно острым, иначе он будет не резать, а мять и рвать волокна. Края при этом получаются как бы обгрызенными, обломанными, а после склеивания между ними образуются широкие, неопрятные щели. Кроме того, при работе тупым ножом бывают частые разрывы фанеры, обламываются и крошатся детали. В таких случаях мозаичный набор многое теряет в эстетическом отношении. Поэтому мы несколько подробнее остановимся на особенностях заточки ножей для мозаики.
Нож-циркуль |
Перегрев лезвия ножа при заточке грозит двумя опасностями:
1. На конце ножа появляются сине-коричневые цвета побежалости. Это значит начинается местный перегрев лезвия, что приводит к резкому падению твердости.
2. При активном нагреве резца от трения о круг может произойти отжиг стали, т. е. закаленная сталь приобретает нежелательные в данном случае пластические свойства, и кончик ножа станет гнуться, но не резать дерево.
Чтобы этого не случилось, заточку нужно вести без сильного нажима на вращающийся наждачный круг с частым охлаждением резца в сосуде с водой. На электронаждаке выполняется первичная, грубая обточка лезвия. Затем его доводят вручную на бруске и правят на оселке.
Для мелких окружностей можно применять стандартный слесарный разметочный циркуль, укоротив его ножки и заточив одну в виде опорной иглы, другую — в виде лезвия ножа.
Берется стальная пластинка от старой двуручной пилы или ножовки по дереву. Размеры пластинки примерно 60×90 см при толщине 1 мм. Одна из ее больших сторон затачивается под углом, как железка руоанка. Затем на этом лезвии надфилем нарезаются мелкие частые зубцы треугольного профиля. Зубья при этом не разводятся. На верхнем конце пластинки сверлится под шурупы несколько отверстий.
Из мягкой древесины древесины (липа, осина, ольха) вырезается колодка с ручкой. Ее форма показана на рисунке. Пластинка с нарезанными зубьями закрепляется на колодке шурупами. Чтобы ручка не пачкалась, ее необходимо покрыть лаком.
Древесина доски-подкладки должна быть из мягких пород (липы, осины, ольхи, березы), а ее поверхность ровной, без впадин, горбов и сучков. Она должна прочно и плотно лежать на столе. Очень удобны для этой цели чертежные доски размерм 60X40 см. Можно пользоваться также 5—10-слойной клееной фанерой, которая изготовлена из березы или ольхи. Трехслойная фанера не подходит: она сильно горбится.
5. Мозаичисту нужно иметь несколько линеек. Метр служит для точной разметки наборов по длине и ширине. Угольник помогает правильно обозначить прямой угол, что требуется почти в каждом наборе. Вместо метра и угольника можно использовать чертежную рейсшину. Она поможет и в измерениях, и в разметке прямого угла. Еще можно рекомендовать специальную планку для работы с ножом-пилой. Она должна быть длиной около метра, шириной 5—7 см, толщиной 8—10 мм. Лучше, если будет выполнена из металла.
Укрепить шпильки на линейке можно следующим образом: наметить на верхней ее плоскости места шпилек, выдолбить на этих местах прямоугольные канавки шириной 5 мм, длиной 15 мм, глубиной 3 мм; забить в середину пазов сквозь линейку по одному тонкому гвоздику с широкой шляпкой; в пазы плотно вклеить деревянные пробки. Когда клей засохнет, верхнюю плоскость зачистить и выровнять. Гвоздики, упираясь шляпками в пробки, не выдвигаются из линейки, когда на нее сильно нажимают, производя разрез фанеры. Концы гвоздей обрезают и обтачивают напильником до такой остроты, чтобы оставлять на фанере еле заметные отверстия.
В процессе работы мозаичисту иногда приходится делать параллельные линии. Для этого нужно иметь один или два треугольника. Для проведения окружностей потребуется циркуль.
6. Для столярной отделки наборов необходимы цикля, рейсмус, ножовка, рубанок, фуганок, напильники с крупной и мелкой насечкой, наждачная бумага разных номеров.
Из этого перечня более подробно нужно остановиться на описании цикли, как более редком из инструментов. Цикля применяется для снятия с набора клеевой ленты и для выравнивания поверхности деревянной мозаики, приклеенной на прочную основу. Цикля — это гибкая стальная пластинка размерами 150—70—90 мм при толщине 0,8—1,5 мм. Затачивается она несколько своеобразно: может иметь одно или два строгающих ребра. В первом случае кромка цикли затачивается, как железка рубанка, т. е. под острым углом.
Во втором — чтобы получить два строгающих ребра, кромка затачивается под прямым углом к обеим плоскостям цикли. Как в первом, так и во втором случаях выточенные ребра отгибаются в виде сплошного заусенца. Для загиба используют закаленный стальной стержень закругленной формы. Нередко это бывает обычная полукруглая стамеска или напильник со сточенной на наждаке насечкой. Чтобы отгибание шло легче, а качество отогнутого заусенца было выше, рабочее место на стержне лучше отполировать. Для удобства работы циклю можно вставить в деревянную ручку прямоугольной формы. В таком виде она имеется в продаже.
Таковы основные инструменты, применяемые в процессе составления мозаики из различных древесных пород.
Урок 21 (вариант А)
Мозаика. Технология изготовления мозаичных наборов. Мозаика с металлическим контуром
Раздел. Материальные технологии.
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов.
1. Мозаика. Технология изготовления мозаичных наборов.
2. Мозаика с металлическим контуром.
Тип урока. Комбинированный.
по теме 1: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией изготовления мозаичных наборов; обучить учащихся изготовлять мозаичный набор из шпона.;
по теме 2: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с технологией изготовления мозаики с металлическим контуром; обучить учащихся украшать мозаичные наборы из шпона филигранью и сканью.
Содержание урока 21А
Материальные технологии
Технологии обработки конструкционных материалов
§27. Технология изготовления мозаичных наборов
Создание мозаичного набора из шпона в технике маркетри включает две основные операции: изготовление элементов мозаики и соединение их в общий рисунок.
Материалы для маркетри
Для мозаичных работ используют шпон из всех пород древесины. Шпон должен быть абсолютно сухим, чтобы не появлялись трещины после приклеивания набора к основе. Для мелких деталей применяют шпон из древесины со слабовыраженной текстурой: липы, груши, берёзы. Для более крупных — шпон из клёна, дуба, ореха, ясеня, вяза, палисандра, карагача и др.
Рабочее место и инструменты для маркетри
Рабочим местом является верстак или стол, поверхность которого должна быть хорошо освещена. Нарезать шпон следует на подкладных щитах размером примерно 600 × 400 мм, изготовленных из фанеры толщиной 8. 10 мм или из отрезка доски из мягких пород древесины (липы, ольхи).
Нож-пилка (рис. 96, г) служит для разрезания шпона на полоски вдоль волокон по металлической линейке.
Притирочным молотком (рис. 96, д) разглаживают только что приклеенный к основе мозаичный набор (от середины к краям) для выдавливая из-под набора излишков клея.
Циркуль-резак (рис. 96, е) служит для вырезания кругов шпона.
Кроме этого, для мозаичных работ необходимы: металлическая линейка, угольник, циркуль, копировальная бумага или калька, лобзик, напильники, шлифовальная шкурка, струбцины, клей ПВА, бесцветный лак, кисти.
Выполнение мозаичного набора
Рисунок переводят на фоновый шпон через копировальную бумагу (рис. 97, а) или кальку.
Затем ножом-резаком вырезают из фона размеченный рисунок (рис. 97, б) и получают гнездо (рис. 97, в). Подготовленный фон с гнездом укладывают на шпон другого цвета и используют его в качестве шаблона для изготовления вставки. Кончиком ножа-резака (наклонённого внутрь гнезда) прорезают контур так, чтобы на шпоне вставки остались неглубокие надрезы (рис. 97, г). После этого фон с гнездом убирают и по полученным надрезам вырезают вставку.
Вставку помещают в гнездо фона (рис. 97, д) и скрепляют с лицевой стороны клейкой лентой или бумагой (рис. 97, е).
После того как набор высохнет, выполняют облицовывание основы. Облицовывание — это нанесение всего набора на украшаемую поверхность изделия. Для этого набор смазывают клеем, укладывают на основу — обычно лист фанеры — и разглаживают притирочным молотком, удаляя остатки клея. Затем набор для лучшего склеивания накрывают листом неплотного картона, помещают его между двумя щитами из древесно-стружечной плиты и стягивают щиты струбцинами.
Имеются определённые правила, которые необходимо соблюдать при разрезании шпона. Следует помнить, что шпон нельзя пытаться резать одним движением, так как он начнёт ломаться вдоль волокон. Надо, набравшись терпения, проводить линию реза несколько раз по одному и тому же месту, постепенно углубляясь в шпон. Тогда материал не будет расщепляться.
Полоски шпона нарезают по металлической линейке (рис. 98, а).
Иногда применяют другую технологию получения мозаичного набора — набор в бумагу. На лист плотной бумаги переводят рисунок, вырезают отдельные элементы мозаики и наклеивают их на бумагу вплотную друг к другу, заполняя весь рисунок. Готовый набор наклеивают на основу, и после высыхания клея бумагу слегка смачивают и удаляют.
Готовый приклеенный мозаичный набор обрабатывают шлифовальной колодкой с мелкозернистой шкуркой и покрывают бесцветным лаком.
Практическая работа № 29
Изготовление мозаики из шпона
1. Получите у учителя задание на изготовление мозаичного набора (например, одного из показанных на рисунке 99).
2. Подготовьте рабочее место и инструменты для изготовления мозаичного набора.
3. Подготовьте рисунок и переведите его на фоновый шпон.
4. Вырежьте элементы мозаики и наклейте их на основу.
5. На следующем уроке выполните отделку изделия лакированием. Сфотографируйте сделанное изделие и поместите фотографию в портфолио.
Запоминаем опорные понятия
Проверяем свои знания
1. Почему шпон для изготовления мозаичного набора должен быть абсолютно сухим?
2. C какой целью подкладные доски-щиты, на которых разрезают шпон, должны быть из мягких пород древесины?
§ 14. Технология изготовления мозаичных наборов
Для того чтобы в мозаичных наборах впоследствии не образовывались трещины, шпон должен быть очень сухим.
Рис. 47. Виды ножей-резаков для резьбы по древесине с режущими кромками и ручками различной формы: 1 — округлая ручка; 2 — граненая ручка; 3 — плоская ручка; 4 — прямолинейная режущая кромка; 5 — округленная режущая кромка
Лезвие заточенного ножа тщательно правят и доводят на брусках и оселках, чтобы режущая кромка была острой, а боковая поверхность — гладкой.
На рисунке 48 изображены приемы выполнения резьбы. Их применяют для вырезания гнезд. Резьбу можно выполнять одной или двумя руками с движением лезвия как к себе, так и от себя.
Рис. 48. Приемы резьбы ножом-резаком: а — резьба одной рукой на себя с наклоном вправо; б — резьба одной рукой на себя с наклоном влево; в — резьба двумя руками на себя; г — резьба двумя руками от себя
Выполняют мозаику с помощью различных инструментов.
Резать шпон удобно на толстых листах фанеры, иногда с подкладкой линолеума.
Технология вырезания гнезд и вставок мозаичных рисунков из шпона может быть следующей. На фоновый шгюн наносят рисунок вставки (гнезда) (рис. 49, а) и вырезают контур резаком (рис. 49, б, в). Под фоновый шпон с гнездом подкладывают лист вставки (рис. 49, г), обводят контур гнезда на шпоне карандашом и вырезают вставку. Вставку вставляют в гнездо (рис. 49, д) и склеивают набор клейкой лентой (рис. 49, е). Полученный набор наклеивают на основу.
Рис. 49. Последовательность выполнения вставок: а — перевод рисунка гнезда на фоновый шпон через копировальную бумагу или кальку; 6 — вырезание гнезда; в — гнездо на фоновом шпоне; г — разметка и вырезание контура вставки на подкладном шпоне; д — вставка, соединенная с фоном; е — склеивание вставки и фона клейкой лентой с лицевой стороны мозаики
Полоски шпона нарезают ножом с помощью металлической линейки (рис. 50, а). Линейку накладывают на лист шпона по линии разметки и плотно прижимают к нему. Прижимая лезвие ножа к линейке, за один или несколько проходов отрезают полоску.
Рис. 50. Вырезание вставок мозаики: а — полосок; б— остроугольных фигур; в — окружности; г — закруглений с надрезами; д — двойным ножом по шаблону
Чтобы вершины острых углов не обламывались, вырезание вставок выполняют от вершины угла (рис. 50, б). Закругления вставок вырезают с учетом направления распространения опережающих лезвие трещин (например, в направлении по стрелкам, изображенным на рисунке 50, в).
При вырезании гнезда, чтобы не растрескивался его контур, резание выполняют в противоположных направлениях. При этом трещины будут распространяться в вырезки.
Сложные контуры вырезают от руки по линии разметки. Для этого необходимо отработать навыки выполнения таких приемов. Резкие переходы контуров и закругления с малым радиусом предварительно надрезают, врезая в поверхность носок ножа (рис. 50, г).
Если необходимо вырезать множество криволинейных контуров в виде завитков, то применяют вырезку по шаблону одиночным или двойным ножом (рис. 50, 5).
Круги и кольца вырезают циркулем-резаком за несколько проходов круговыми движениями с легким нажимом на лезвие. При этом шпон крепят на подкладной плите шпильками. В кольцах прорезают сначала внутреннюю окружность, а затем наружную.
Из полосок шпона различных оттенков и пород можно изготовить различные мозаичные наборы. Склеенный из полосок лист обрезают под углом и получают набор с косым расположением полосок (рис. 51).
Рис. 51. Набор с косым расположением полосок
Для изготовления шахматного набора (рис. 52) нарезают нужной ширины полоски из листов шпона контрастных цветов. Их склеивают в лист, чередуя полоски разных цветов (рис. 52, а). Затем этот лист разрезают в поперечном направлении на полоски той же ширины, смещают их на ширину полоски и склеивают полученный шахматный набор (рис. 52, б). Выступающие с боков квадраты срезают и получают шахматную доску (рис. 52, в).
Рис. 52. Набор шахматной доски: а — склеивание полосок различной тональности; б — склеивание полосок со сдвигом; в — шахматная доска
Древесину с резко выраженной, но малоконтрастной текстурой применяют для объемного изображения декоративных наборов паркетного типа (рис. 53). Впечатление объема создается за счет светотеней, возникающих от разного направления волокон в расположенных рядом листах шпона.
Рис. 53. Наборы с объемным изображением
Практическая работа № 14
Выполнение мозаичного набора
Новые слова и понятия
Нож-резак; мозаичный набор — с косым расположением полосок; шахматный — с объемным изображением.