какие инструменты сочетаются с пианино
Сочетание различных музыкальных инструментов в музыкальной форме
Цель: увидеть, как различные, нередко противостоящие друг другу образы создают единую, цельную картину.
Музыкальный материал: “Венгерские напевы” А. Эшпая, песня “Калининград” З. Куприянова
Оборудование: портреты композиторов, магниты, музыкальный словарь, маркеры, бланки “анализ пр-ия”, карта Венгрии, Марийская Республика, текст песни, диск.
Ход урока
Музыка – это язык души,
Это область чувств и настроений,
Это в звуках выражение жизни души.
1. Преодоление барьеров в общении, раскрепощение учащихся
— Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вздохните и выдохните….
Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгни на белое, пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои спина, ноги удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Путешествие начинается… твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь как ветер овевает твое лицо?
Здесь высоко в небе все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя в волшебную страну, где ты будешь счастлив.
Постарайся мысленно увидеть эту страну как можно более подробно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти, что-то чудесное и волшебное.
Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и будь бодрым и внимательным. (1.30)
— Ну а теперь, давайте посмотрим, с каким настроением вы пришли на этот, необычный урок. Я пришла к вам сегодня с таким настроением (играю фрагмент любого произведения под свое настроение).
— Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение; поднимите руку те, у кого в классе есть друзья; поднимите руку те, кто знает, что мы сегодня будем делать; поднимите руку те, кто не знает, что мы сегодня будем делать.
2. Введение в тему урока
(за ответы уч-ся выдаю секретные карточки)
— Вы размышляли о музыкальном образе произведений и, я уверена, пришли к выводу, что любое музыкальное произведение содержит образ, все музыкальные образы, с которыми вы знакомились, изображали жизнь в разных ее проявлениях.
— Из тех произведений, которые вы слушали, какой музыкальный образ вам больше всего запомнился, понравился?
— А я напомню, чью музыку вы слушали. (вывешиваю портреты композиторов Шуберта, Рахманинова, Бетховена, Равеля, Шостаковича, Глинки)
— Сейчас мне хотелось бы поразмышлять с вами над другой проблемой. Если в произведении не 1, а 2 образа и они находятся толи в согласии, толи в конфликте, тогда как это называется?
— Есть такое понятие, как “музыкальная драматургия”. Как вы понимаете это, каково ваше мнение? (ответы, работа с кратким муз. словарем)
Объявляю тему урока, цель, записываем тему урока в тетрадь.
— Вы, наверное знаете, из уроков географии, что существует группа славянских языков и, соответственно, славянской музыки, германских, прибалтийских, кавказских языков.
— Калининград это многонациональный, многоязычный город, здесь можно встретить многие народы – русских, украинцев, белорусов, литовцев и др.
— Ребята, а кто из вас славяне, кто из вас относится к прибалтийской группе? (поднимают руки)
— Кто может назвать эти страны, или показать на карте? (Россия, Болгария, Чехия, Словакия, Беларусь, Украина, Польша)
— Существуют другие группы языков, например, финноугорская, распространившаяся в Венгрии, Финляндии и в нашей стране, в марийской республике. (Подходим все к карте, находим Венгрию и Марийскую республику)
— И вот, что интересно: первую книгу о марийской народной музыке написал венгерский композитор Золтан Кодан. А советский марийский композитор А. Эшпай написал “Венгерские напевы”, где использовал народные венгерские интонации и родственные им марийские.
— А с каким венгерским композитором вы знакомы? (Лист – его музыка пронизана той же венгерской песенностью и танцевальностью, запись в тетрадь)
— “Венгерские напевы” состоят из 6 частей, идущих друг за другом без перерыва. Разные по своему характеру.
— Это значит какие? (Эти части контрастны).
— Ребята, а какие вы знаете произведения, где образы также контрастны, но не конфликтны?
4. Слушание пьесы и обсуждение
— во время слушания произведения поднимать руку каждый раз, когда звучит новая часть
— иллюстрация по окончании звучания по желанию
— подобрать литературный образ или строчка из стиха так же по желанию
— заполнение схемы анализа произведения (весь класс по окончании звучания произведения)
Средства музыкальной выразительности | “Венгерские напевы” А.Эшпая |
Темп | |
Динамика | |
Ритм | |
Солирующие инструменты | |
Настроение, характер | |
Драматургия произведения |
— Что же объединяет это произведение? (главную роль играет скрипка, нарастание темпа непрерывное – от медленного до быстрого, разрастание общей звучности – от скрипки до полного оркестра)
— В чем же заключается драматургия данного произведения? (в контрастном сопоставлении образов).
— Вывод – хотя все эти части разные по темпу, ритму, но все они рисуют одну целую картину венгерского народного быта. (Просмотр иллюстраций уч-ся, слушание строчек из стихов)
5. Снятие мышечного напряжения и настрой на дальнейшую работу
— А сейчас давайте все вместе попробуем станцевать элементы народного венгерского танца – чардаш, чтобы расслабиться, снять мышечное напряжение.
— Ну а теперь, чтобы настроить вас на дальнейшую работу мы с вами устроим “джаз – концерт”. (Начинаю издавать какой либо звук, напр. щелкать пальцами, стоящий справа добавляет свой звук и так далее все участники вступают в общее исполнение)
— Какой национальности мы не были, на каком языке не говорили бы, нас всех объединяет любовь к родине, к нашему городу. О нашем родном городе сложено очень много песен, которые написали наши калининградские композиторы.
6. Знакомство с песней поэта и композитора из Калининграда Куприяновой Зои Александровны.
— Ребята, вам понравилось? Какое настроение этой песни?
— Каковы ваши ощущения?
— А теперь попробуем разучить эту песню! (работа над песней.)
7. Обратная связь вопрос- ответ
Какова музыкальная драматургия произведения?
Что объединяет части произведения?
На какую музыку опирался в своих напевах Эшпай?
Какие средства музыкальной выразительности создают образ?
Назвать произведения, где образы также контрастны, но не конфликтны?)
— Закройте глаза. Представьте шкалу от 1-10 баллов, не открывая глаз поднимите то количество пальцев, которое соответствует вашему эмоциональному состоянию от сегодняшнего урока.
— Мне очень понравилось с вами работать! (выставление оценок на основе секретных карточек)
— Может, музыка для того и существует, чтобы выразить то, что нельзя выразить словами? Подумайте над этим ребята.
Концерт для рояля с топором
Это же знакомая история. Помню, как в одном агентстве с получением компьютеров когда-то выбрасывали из окна с третьего этажа прежние пишущие машинки. Хотя сотрудники умоляли отдать им эти прекрасные «Оптимы». Мы будто в параллельных мирах. Что с этим делать?
Алексей Ставицкий: Как минимум, создавать инвентаризационные комиссии. С участием опытного реставратора, пианиста и специалиста по финансовой оценке. Вы не представляете себе: среди списанных встречаются музыкальные инструменты не просто годные для употребления, но особо ценные, буквально на федеральном уровне! Потому что многие старинные рояли можно выставлять на аукционах, определив их цену.
И какую же?
Алексей Ставицкий: От нескольких десятков тысяч рублей до нескольких миллионов. Недаром во многих залах стараются сохранить старые рояли «Эстония», «Москва», «Красный Октябрь», звучащие лучше, чем новые «Блютнеры» и «Ямахи».
Кто мешает их сохранять?
Алексей Ставицкий: Невозможно противостоять финансовому лобби в стремлении освоить десятки, а то и сотни миллионов рублей. Рекорд поставил Псков: там «Стейнвей», стоивший со всеми растаможками 110-120 тысяч долларов, купили за… 170 тысяч! Вот такая накрутка. А потом его через некоторое время «случайно» подожгли.
А почему Псков покупает «Стейнвей»? Отечественного уже ничего нет?
Алексей Ставицкий: В России с начала 2000-х годов концертные рояли не производятся. Последней держалась «Лирика».
А «Михаил Глинка» почти за два миллиона рублей?
Как же обидно: ведь в XIX веке Россия делала свои оригинальные инструменты. Один «Беккер» чего стоил.
Алексей Ставицкий: Яков Беккер достиг таких высот, что его роялями комплектовались консерватории; «Беккеры» стояли почти у всех основоположников русской музыки: Мусоргского, Римского-Корсакова, Балакирева, Стравинского, Чайковского. Он был самой надежной и любимой маркой в России. Рояль изготовлялся полностью вручную из лучших пород дерева, с многоступенчатой проверкой владельцем. Он в какой-то степени загадка: инструменты делали в Петербурге, где огромная влажность, а ведь для них нужна была высокая степень сушки! Ипредставьте себе, некоторые «Беккеры» с оригинальными колками держат строй с 1860-х годов! Рояль из моей коллекции полтора года простоял на боку, а потом я его вынес на улицу для концерта open air. И почти не пришлось настраивать. А ему 120 лет.
— Так надо срочно отыскивать эти инструменты.
Когда же схлопнулось наше производство?
У вас в коллекции 110 экземпляров, вы даже открыли в Рыбинске единственный в России Музей клавишных инструментов. Может, у вас это профессиональное: мол, музейное лучше современного?
Алексей Ставицкий: Видите ли, старинные инструменты отличаются… состраданием к пианисту. Новые пианино и рояли имеют грубую, калечащую руки пианистов составляющую: это так называемый «вес» клавиатуры. В начале XIX века пианист при нажатии использовал «вес» максимум 12-25 граммов. А теперь мы пришли к 50 граммам и более.
Как же это могло случиться?
Алексей Ставицкий: Виноваты деньги и только деньги! В течение века ради сборов и окупаемости концертные залы увеличивались, рояль рос в длину, а с ним росли и толщина деки и струн, вес молотков, усиливались ударные свойства роялей… Но ведь вот что: у меня в коллекции есть детское пятиоктавное пианино «Ростов-Дон» 1960-х годов, в котором клавиатура облегчена до уровня XIX века. Советские инженеры думали о детских руках, их сохранении. И такие пианино делали не только в Ростове-на-Дону, но и в Горьком, Москве, Ленинграде. Специально для детей. Хотя взрослых уже не жалели.
Но как-то же пианисты приспособились?
Алексей Ставицкий: А вы не слышите?? Их же заранее, как штангистов, нацеливают на поднятие рекордных тяжестей.
Да, «поднятие тяжестей» для музыки оказалось во многом убийственным.
Алексей Ставицкий: Причем вы буквально чувствуете, насколько исполнителям это неудобно. Ведь даже самые разыгранные, разбитые современные рояли для пианиста гораздо менее податливы, чем старинные. Но именно на них проходили занятия и становление современных пианистов. Раньше для исполнения Листа и Шопена, Брамса и Бетховена требовалось намного меньше сил для нажатия клавиш. А теперь и стар и млад, и студенты и лауреаты поднимают лишние тонны в миллионах звуков.
Алексей Ставицкий: Я уверен, человек все больше ищет покоя и умиротворения. Миллионы пианино и роялей, созданных с применением «барабанной» технологии, уступят место менее громким инструментам с мягким и тянущимся звуком. Какие были в XIX веке.
Этому будет способствовать и то, что мы вошли в эпоху исполнительства на исторических инструментах и их копиях. Разве такие рояли менее важны, чем скрипки Страдивари и Амати? Не все пока это понимают. При надлежащем уходе срок использования роялей не ограничен. В 2018 году в Варшаве прошел Первый международный конкурс Шопена на исторических инструментах. Играли на роялях 1837 и 1842 года. Кстати, кстати, победил на нем Томаш Риттер, ученик нашего выдающегося пианиста Алексея Любимова.
И все-таки: как же лучше организовать спасение и передачу старых инструментов туда, где они очень нужны?
Алексей Ставицкий: Надо аккумулировать их на складах, свозить на сборные пункты, а не разбивать на помойке. Раздавать частным реставраторам. Или всем, кто хочет бесплатно получить их и восстановить за свои деньги. Двести лет российские фабрики создавали, сохраняли, пестовали, поддерживали рояли, возводившие огромное здание нашей музыкальной культуры. Теперь пришло время помочь этим трудягам и сберечь их!
Фортепиано (фортепьяно)
Популярные в конце XVII века клавесин и клавикорд претерпели ряд принципиальных конструктивных изменений. В результате произошло возникновение нового инструмента – фортепиано, обладающего великолепными техническими возможностями, обширным диапазоном звучания, тембровой выразительностью. В советские годы пианино было почти в каждом доме, игре на нем обучали в музыкальных школах, а умение играть на фортепиано считалось частью хорошего образования.
Что такое фортепиано
Музыкальный струнный ударно-клавишный инструмент – так классифицируется фортепиано. Он появился более трех столетий назад, по прошествии времени не теряет актуальность, используется, как сольно, так и в сопровождении оркестров.
Старинное название фортепиано – клавир. До изобретения инструмента существовали и другие ударно-клавишные струнные виды – клавесин и клавикорд. Объединяет их то, что все они состоят из корпуса и внутреннего ударно-струнного механизма. Клавесины и клавикорды утратили свое значение из-за негромкого затихающего звука, недостаточно динамичного звучания, невозможности менять громкость.
Устройство
В элегантном корпусе инструмента прячется «начинка», отвечающая за звукоизвлечение. На тяжелой чугунной раме располагаются колки. На них натягиваются струны. Под струнами располагаются штеги. Взаимодействуя с резонансной декой, они усиливают струнные колебания, звуки воспроизводятся громко с выразительным тембром.
Фортепьяно имеет клавиатуру из 88 клавиш-полутонов. Под ней располагаются две или три педали. При нажатии правой педали происходит неразрывное звучание «legato». При нажатии средней педали музыкант удерживает избранные демпферы, а левая педаль используется для ослабления звука.
Конструкция фортепиано сложная. Но, благодаря ей, инструмент имеет богатые выразительные возможности и диапазон звучания целого оркестра. Звукоизвлечение происходит, когда пианист ударяет по клавишам. В это время деревянные молоточки, обтянутые войлоком, ударяют по струнам. В нижнем регистре «работает» одна струна, в среднем и верхнем молоточки ударяют сразу по двум или трем.
Диапазон звучания инструмента семь с четвертью октав от «ля» субконтроктавы до ноты «до» пятой октавы. Наиболее популярны две основные октавы – малая и первая. Контроктава представлена тремя самыми низкими нотами, а пятая – всего одной самой высокой нотой.
Вес пианино внушительный – 250-350 килограммов. Некоторые концертные экземпляры весят около полтонны.
История
Далекий предок фортепиано – монохорд. Этот инструмент использовался в Древней Греции во времена Пифагора. Представлял собой узкий длинный деревянный ящик с натянутой над ним струной. При помощи специальной подставки, которую музыкант передвигал по длине, извлекался звук разной высоты, воспроизводимый молоточками.
Со временем струн стало больше, ящик увеличился в размерах, появилась клавиатура. Нажатием клавиш приводились в движение тангеты – пластинки из металла. Конструкция получила название клавикорд от сочетания латинских слов «clavis» и «chorde», которое означает «клавиша» и «струна». В 17 столетии он был украшением гостиных и музыкальных салонов, являлся роскошью, украшался позолотой, перламутром, драгоценными камнями.
В это же время происходило создание и развитие другого предшественника фортепиано – клавесина. От клавикорда он отличался длиной струн, вследствие чего и имел другую форму, которая позднее перешла к роялю. На струны воздействовали щипковые язычки из птичьих перышек. Звук, извлекаемый таким способом, был мощным, но невыразительным.
В начале 18 века итальянский мастер Бартоломео Кристофори изобрел новый инструмент, в механизм которого заложил все составляющие современного фортепиано: демпфер, молоточек, шультер, шпиллер. Его создание стало началом происхождения пианино.
Первое фортепиано миру представил американский изобретатель Дж. Хаккинс в 1800 году. Через год конструкцию усовершенствовал другой мастер М. Мюллер, добавив к ней педали. Выглядело пианино не так, как сегодня. Фортепиано в том виде, в каком мы привыкли видеть его сегодня, появилось только в 19 веке. В это время он стал популярным и в России. В Петербурге работало несколько десятков мастеров, развивалось фабричное производство.
Разновидности фортепьяно
Пианино и рояль – два вида одного инструмента с разными конструкционными особенностями. Их строение отличается расположением струн. Пианино – разновидность фортепиано, у которой они лежат перпендикулярно клавиатуре, у рояля – в одной плоскости с ней. Поэтому размеры рояля больше, звук громче, насыщеннее.
Отличаются типы инструмента и количеством педалей – у пианино их две, а у более крупного представителя ударных струнно-клавишных – три. В семействе фортепиано эти инструменты называют «младшим» и «старшим» братьями.
Пианино имеет меньшие габариты, является инструментом для домашнего или камерного музицирования, «старший брат» – для концертного. В свою очередь пианино и рояль имеют разновидности, которые отличаются размерами.
Игра на инструменте
Овладение инструментом – сложный, долгий, кропотливый процесс. Поэтому обучение игре на фортепиано начинается с раннего возраста. Среди выдающихся пианистов прошлого века выделяются Артур Рубинштейн, Сергей Рахманинов, Святослав Рихтер. В современной музыкальной культуре место непревзойденного виртуоза занимает Денис Мацуев.
Инструмент позволяет реализовать многогранные задачи в музыке. Он используется для аккомпанемента сольным вокальным исполнителям. Широко распространены концерты для фортепиано с оркестром. Используются рояль или пианино и в камерных ансамблях в сочетании со струнными или духовыми инструментами.
Интересные факты
Фортепиано – универсальный инструмент с беспрецедентной популярностью, открывающий многогранное звучание. Для него написано бессчетное количество произведений, а музыкальная литература по художественному значению и ценности граничит с симфонической. Пианино используется в концертах, написанных для фортепиано, но и находит применение в джазовой музыке, применяется для сопровождения вокальных партий.
Как выбрать пианино для ребенка
Сегодня поговорим о том, как выбрать пианино, если вы не обладаете никакими специальными знаниями в этой области, выясним, на что именно нужно смотреть, а что можно оставить без внимания. Речь тут будет идти исключительно о выборе акустического пианино (не цифрового).
Разумеется, наиболее рациональный вариант – консультироваться со специалистом-настройщиком, который разбирается в механике пианино и без труда может мысленно разобрать «по косточкам» тот инструмент, который вы себе присмотрели. Более того, настройщики зачастую могут подсказать, у кого можно купить лучшее пианино за скромную плату.
Но, как правило, настройщики – столь востребованные специалисты, что застать их свободными почти нереально (обычно даже в большом городе хороших настройщиков можно пересчитать по пальцам, а в маленьком городке или поселки их может и вовсе не оказаться). Также за помощью в выборе инструмента можно обратиться к педагогу-пианисту из музыкальной школы, который, оценив пианино по каким-то своим критериям, сможет сказать, подходит вам данный инструмент или нет.
Если спросить по этой проблеме некого, то придется выбирать пианино самостоятельно. И ничего страшного, если вы в этом деле не асс, и даже никогда не учились в музыкальной школе. Есть критерии, по которым вы, не имея музыкального образования или навыков настройки, сможете с наибольшей вероятностью определить пригодность инструмента к дальнейшей эксплуатации. Речь здесь, конечно же, идет о подержанных инструментах, по поводу новых будет несколько слов позже.
Прежде всего, давайте рассеем некоторые предубеждения. В объявлениях о продаже пианино чаще всего пишут следующие характеристики: хороший звук, настроенное, коричневое, название марки, антикварное, с канделябрами и т.п. Все подобного рода характеристики за исключением, пожалуй, марки – полная чушь, поэтому их просто не нужно принимать во внимание, хотя бы даже по тому, что самое лучшее пианино расстраивается в процессе транспортировки и «хороший звук» – явление далеко не постоянное и понятие многозначное. Оценивать пианино будем прямо на месте и вот на что нужно обратить внимание.
Внешний вид
Внешний вид – начальный показатель: если инструмент выглядеть непривлекательно и неаккуратно, то он не понравится ребенку (а дети должны любить свои вещи). Кроме того, по внешнему виду можно определить среду содержания и условия, в которых находилось пианино. Например, если отклеивается шпон, то это значит, что инструмент сначала подвергался переувлажнению, а потом высыханию. По данному критерию даже и говорить больше нечего: нравится – смотрим дальше, нет – переходим к осмотру следующего.
Слушаем звук
Тембр пианино должен быть приятным, а не раздражающим. Что делать? А вот что: прослушиваем каждую ноту, нажимая подряд все белые и черные клавиши одну за другой по клавиатуре слева направо, и оцениваем качество звука. Если есть такие дефекты, как стук вместо звука, звуки сильно разнятся по громкости, или звук от некоторых клавиш очень короткий (я не имею в виду верхний регистр в правой части клавиатуры), то продолжать осмотр не имеет смысла. Если две клавиши выдают звук одной и той же высоты или если одна клавиша выдает сочетание двух разных звуков, то следует насторожиться и продолжить осмотр (тут нужно разбираться в причинах).
Если, в общем, звук слишком звонкий, дребезжащий и громкий – это не очень приятно для слуха (плохой звук отвращает детей от занятий и действует также раздражающе на психику, как, к примеру, жужжание комара). Если тембр инструмента мягкий и глуховатый – это хорошо, идеально – когда матовость звучания сочетается с умеренной его громкостью (не слишком тихо и не слишком громко).
Испытываем клавиатуру
Еще раз переберем все клавиши подряд, теперь для того чтобы проверить на одинаковую ли глубину они погружаются, не западают (то есть застревают) ли отдельные клавиши и не стучат ли клавиши по дну клавиатуры. Если клавиша вообще не нажимается – эту проблему легко устранить в механике, но стоит насторожиться. Оцените легкость клавиатуры – она не должна быть чересчур тугой (для начинающих пианистов такие клавиатуры опасны) и чересчур легкой (что свидетельствует об износе конструктивных деталей).
Взгляните на клавиатуру сверху и сбоку – поверхность всех клавиш должна располагаться на одной плоскости, если какие-то клавиши выступают над этой плоскостью или, наоборот, находятся немного ниже относительно этого уровня, то это плохо, но вполне поправимо.
Осматриваем пианино внутри
Нужно убрать верхний и нижний щиты и клавиатурную крышку. Изнутри пианино выглядит примерно вот так:
Дека-резонатор и механика
Первым делом осматриваем деку-резонатор – специальную доску из хвойных пород дерева. Если она имеет трещины (трещины бывают внизу) – пианино никуда не годится (будет дребезжать). Далее переходим к механике. В механике разбираются профессионалы-настройщики, вы же можете проверить, не изъедены ли войлочные и суконные покрытия молью и не расшатаны ли молоточки (вручную покачать каждый молоточек). Молоточков, как и клавиш, у пианино всего 88 (иногда 85) и, если из них шатаются более 10-12 штук, то вероятно, что все крепления в механике ослабли и возможно выпадают какие-то детали (все можно подтянуть, но где гарантия, что через неделю не зашатаются новые?).
Далее следует снова перебрать все клавиши подряд, следя за тем, чтобы каждый молоточек двигался изолированно и не задевал соседний. Если задевает, то это тоже признак ослабленной механики и свидетельство того, что пианино давно не настраивали. Молоточек должен отскакивать от струны тотчас же после удара, звук должен обязательно исчезать тотчас же, как только вы отпустите клавишу (в этот момент на струну опускается ее глушитель, т.н. демпфер). Вот, пожалуй, и все что вы сможете проверить самостоятельно в механике, не имея понятия о ее работе и устройстве, которые я не буду описывать в данной статье.
Струны
Сразу проверяем набор струн, и если какой-либо из струн не хватает, то следует поинтересоваться у хозяина, куда она подевалась. Как узнать о том, что не хватает струн? Очень просто – по слишком большому промежутку между струнами и освободившемуся колку. Кроме того, если струна на колке закреплена необычным образом (например, не закрутка, а петелька), то это говорит об обрывах струн в прошлом (иногда обрывы можно обнаружить по числу струн в «хоре» (то есть группе из 3-х струн) – когда их не три, а всего две, косо натянутые).
Если на фортепиано не хватает хотя бы двух струн или заметны явные следы прошлых обрывов, то такое пианино ни в коем случае не следует покупать, так как большая часть остальных тонких струн могут осыпаться в течение следующего года.
Колки
Далее осматриваем колки, на которых закреплены струны. Понятно, что поворачивая колки (это делают с помощью настроечного ключа), мы регулируем высоту звучания каждой струны. Колки нужны, для того чтобы зафиксировать струну таким образом, чтобы она при колебаниях издавала совершенно определенный звук. И если колки плохо фиксируют натяжение струн, то фортепиано в целом не держит строй (то есть настраивать его практически бесполезно).
Разумеется, вряд ли вы увидите прямо шатающиеся или вываливающиеся колки (а иногда доходит и до такого). Это естественно, ведь колки крепятся в деревянном брусе, а дерево может рассыхаться и деформироваться. Гнезда, в которые вставлены колки, могут просто со временем расширяться (предположим, старый инструмент – настраивался за свою «жизнь» сотню раз). Если вы, осматривая колки, видите, что один-два из общего банка имеют необычные размеры (больше, чем все остальные), если некоторые из колков перекошенные или если вы заметили, что в гнездо кроме самого колка вставлено еще что-то (кусочки шпона, какая-то обертка для колка), то бегите от такого фортепиано прочь – оно уже погибло.
Ну вот, пожалуй, и все – более чем достаточно для того чтобы купить с рук сносный инструмент. К этому можно добавить еще проверку работы правой и левой педалей, впрочем, их функциональность довольно просто восстановить, если что-то не так.
Заключение
Давайте подведем итоги по посту «Как выбрать пианино». Итак, вот на что вам нужно обратить внимание:
– удовлетворительный и эстетичный внешний вид;
– приятный тембр звука и отсутствие звуковых дефектов;
– ровность и работоспособность клавиатуры;
– отсутствие трещин в деке-резонаторе;
– состояние механики (комплектация и работоспособность);
– комплектация струн и эффективность колков.
Теперь, информацию из данной статьи вы можете превратить в установки, которыми будете руководствоваться на практике. Заглядывайте на сайт почаще, чтобы узнать еще что-нибудь интересное. Если вы хотите, чтобы новые статьи приходили прямо к вам на почтовый ящик, подпишитесь на обновления (для этого заполните форму в верхней части страницы). Внизу, под статьей, вы найдете кнопки социальных сетей, кликнув по ним, можно отправить анонс данной статьи на свои странички – поделитесь этой статьей со своими друзьями!