какие инструменты входят в состав оркестра русских народных инструментов входят
Оркестр русских народных инструментов
Оркестр русских народных инструментов — оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.
Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах и т. п.
Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них.
Современные оркестры русских народных инструментов — серьёзные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках в России и за границей.
Состав
Оркестр русских народных инструментов обычно включает в себя следующие инструменты (в порядке расположения в партитуре и примерного количества исполнителей):
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ КОНЦЕРТНЫЙ ОРКЕСТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: http://grko-spb.ru
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Оркестр русских народных инструментов» в других словарях:
Оркестр русских народных инструментов — имени В. В. Андреева (с 1960 Русский народный оркестр имени В. В. Андреева Ленинградского телевидения и радио), ведёт своё начало от Великорусского оркестра, созданного в 1896 В. В. Андреевым на основе организованного им же в Петербурге «Кружка… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Оркестр Русских Народных Инструментов — имени В. В. Андреева (с 1960 Русский народный оркестр имени В. В. Андреева Ленинградского телевидения и радио), ведёт своё начало от Великорусского оркестра, созданного в 1896 В. В. Андреевым на основе организованного им же в Петербурге… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Оркестр русских народных инструментов — имени В. В. Андреева (с 1960 Русский народный оркестр имени В. В. Андреева Ленинградского телевидения и радио). Ведёт своё начало от Великорусского оркестра. В 1925 при Ленингр. радио был создан оркестр нар. инструментов, бульшая часть… … Музыкальная энциклопедия
Академический оркестр русских народных инструментов ВГТРК — Жанр народная музыка Годы c 1945 Страна … Википедия
Оркестр народных инструментов — ансамбль, состоящий из национальных музыкальных инструментов (См. Музыкальные инструменты) в их подлинном или реконструированном виде. О. н. и. бывают однородными по своему составу (например, из одних домр, бандур, мандолин и т.п.) и… … Большая советская энциклопедия
Оркестры народных инструментов — ансамбли, состоящие из нац. муз. инструментов в их подлинном или реконструированном виде. О. н. и. бывают однородными по составу (напр., из одних домр, бандур, мандолин и т. п.) и смешанными (напр., домрово балалаечный оркестр). Принцип… … Музыкальная энциклопедия
Оркестр — (от греч. ορχήστρα) большой коллектив музыкантов инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон. Содержание 1 Исторический очерк … Википедия
ОРКЕСТР — В Древней Греции оркестрой (orchestra) называлось место перед сценой, на котором во время представления трагедий помещался хор. Много позднее, во время расцвета музыкального искусства в Европе, оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов … Музыкальный словарь
Русский народный оркестр — Оркестр русских народных инструментов оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства Домр и балалаек, а также [гусли], [баяны], [жалейки] и другие русские народные инструменты. Первый подобный коллектив был создан в начале 1880 х годов … Википедия
Великорусский оркестр — оркестр рус. нар. инструментов. Создан в 1887 В. В. Андреевым первоначально как Кружок любителей игры на балалайках (ансамбль балалаек в составе 8 чел.); первый концерт состоялся 20 марта 1888 в Петербурге. Коллектив с успехом… … Музыкальная энциклопедия
Какие инструменты входят в состав оркестра русских народных инструментов входят
Инструменты русского народного оркестра
Культурная сокровищница. У каждого народа есть национальное достояние, которым он очень дорожит и бережно передаёт из поколения в поколение. Оно включает в себя легенды, сказки, предания, декоративно-прикладное искусство, песни, танцы и несомненно музыкальные инструменты, также являющиеся частью истории того или иного этноса. В России таковыми являются: балалайка, гусли, гармонь, а также домра, свирель, жалейка и владимирские рожки, которые и по сей день, пользуются большой популярностью. Некоторые из них до сих пор веселят народ в праздничные дни, раскрывая богатство русской души и отображая её творческий нрав, входят в инструментальный состав не только самодеятельных, но и профессиональных коллективов, именуемых оркестрами русских народных инструментов.
Инструменты русского народного оркестра
Струнные инструменты народного оркестра
Поскольку верхние строчки партитуры русского народного оркестра занимают домры, то и знакомство с инструментами мы начнём с этого семейства.
Домры бывают двух модификаций: трехструнные и четырехструнные, при этом следует отметить, что четырехструнные инструменты широкого распространения не получили и в оркестрах обычно используются трёхструнные, которые в свою очередь делятся на разные подвиды, отличающиеся размером, диапазоном и настройкой: пикколо, малые, меццо-сопрановые, альтовые, теноровые, басовые и контрабасовые.
Балалайка
Гусли
Гармоники
Гармоники обладают большой звуковой силой и по тембральному окрасу значительно отличаются от остальных инструментов оркестра, поэтому они прежде всего применяются как колористические и мелодические инструменты. Самыми употребительными в группе гармоник в народном оркестре являются баяны – инструменты с хроматическим строем и двумя клавиатурами. Диапазон их правой клавиатуры составляет 5 октав: от «ми» большой октавы до «ля» четвертой. Помимо баянов в оркестре также применяются специальные гармоники, отличительной особенностью которых является наличие только правой клавиатуры. Разновидности оркестровых гармоник таковы: сопрано, альт, тенор и контрабас.
Духовые инструменты
Народные духовые инструменты
Европейские духовые инструменты
Ударные инструменты народного оркестра
В русском народном оркестре эффективно применяются ударные инструменты, которые используются в симфоническом оркестре, то есть литавры, тарелки, треугольник, колокольчики, ксилофон, колокола, бубен, кастаньеты, большие и малые барабаны. Из народных ударных инструментов в оркестре употребляются ложки, трещотки, бубенцы, коробочки, шаркуны и дрова.
Интересные факты
Инструменты русского народного оркестра. Начало их драматической истории теряется в древних временах. Они попадали в опалу, но заново возрождались. Стоит отметить, что в нынешнее время к народным инструментам относятся весьма трепетно, а они в свою очередь не остаются в долгу и ярким жизнерадостным звучанием пленяют слушателей огромных концертных залов не только в нашей стране, но и за её пределами.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Инструменты русского народного оркестра
Музыкальные инструменты русского народного оркестра
Ольга Попова
Музыкальные инструменты русского народного оркестра
Музыкальные инструменты русского народного оркестра.
• Расширить представление детей о музыке.
• Приобщение детей к народной музыке, русским традициям.
1. Познакомить детей с оркестром русских народных инструментов, его составом.
2. Воспитывать любовь к народному искусству, к русским традициям
3. Развивать желание проявлять себя в различных видах деятельности; способствовать развитию инициативы и творческой активности.
Появление музыкальных инструментов можно отнести к эпохе первобытного человека. А не была ли первым музыкальным инструментом палка, которой первобытный человек ударил о дерево, выгоняя пчёл из дупла? При этом он невольно сравнивал звук пустого внутри дерева со звуком, который получался от удара камнем о камень.
С самого раннего возраста взрослые через былины и песни, загадки и пословицы старались рассказывать детям о народных музыкальных инструментах.В доме ими становились самые простые предметы из крестьянского быта: пузырь с горохом – погремушкой; сухие дрова – ксилофоном; медный таз или горшок – звонким барабаном; связка деревянных пластинок – трещоткой…
Народные инструменты чаще всего мастерили из простых природных материалов – дерева, глины, рогов животных, тростника, камыша; инструментом могли стать обыкновенная травинка, бобовый стручок, или стручок акации, кости птиц и животных.
Народные музыкальные инструменты делятся на 3 группы:
— духовые – свистульки, свирели, жалейка, рожок, волынка и т. д.
— струнные – гусли, балалайка, домра.
— Ударные – ложки, бубенцы, колокольчики, трещотка, кокошник,
рубель, коробочка, дрова и т. д.
— русский баян – инструмент в русском народном оркестре, который не относится ни к одной из групп. Но без баяна невозможно представить оркестр русских народных инструментов.
Объединим все эти музыкальные инструменты в единый музыкальный организм и получим – оркестр русских народных инструментов. Родителем русского народного оркестра по праву считается Василий Васильевич Андреев, создав его в середине
Ударные музыкальные инструменты.
Педагог: Как вы думаете, какой был первый музыкальный инструмент? (ответы детей).
Ритмичные удары ладоней создают своеобразный узорчатый рисунок неповторимой красоты. Вот он первый ударный инструмент! А не была ли первым инструментом палка, которой первобытный человек ударил о дерево, выгоняя пчёл из дупла?
На Руси без исключения ударные называли «бряцанием» или «ударянием». Невозможно себе представить русскую плясовую без ударных инструментов. Балалайки и баяна маловато без бубна, ложек и многих других инструментов.
Самый простой и распространенный инструмент. Обычно, в игре используются три ложки. (Педагог показывает приём игры). Получается многозвучный ритмический рисунок. Наши расписные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувениров.
Педагог: Чем отличаются колокольчики от бубенчиков? (ответы детей).
Колокольчик представляет собой открытую к низу металлическую чашечку закреплённым к низу ударником (язычком). Бубенчик же является полым шаром, в котором катается металлический шарик (иногда несколько, при встряске ударяющийся о стенки и извлекающий звук. Колокольчик более чист и ярок по тембру, бубенчик тускловат; звук его менее продолжителен. Зато он звучит в любом положении. В старину колокольчики и бубенчики вешались под дугой удалой тройки.
Педагог: Как вы думаете, зачем подвешивались эти инструменты?
Трещотка представляет собой связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Этот забавный и эффектный инструмент можно сделать своими руками. Из сухого дерева вырезаются и обстругиваются примерно 20 гладких ровных пластин размером 200Х60 мм. При использовании трещотка растягивается наподобие гармошки, но веерообразно. Держат трещотку на уровне груди или головы. Нередко её украшают цветными лентами, цветами и пр. В основном играют женщины, исполняя величальные песни на свадьбах.
В прежние времена сторожа были вооружены так называемыми колотушками. Сторож ходил ночью по деревне и стучал в неё, давая тем самым знать односельчанам, что он не спит, а честно трудится. Да и воров отпугивал.
Вот именно по принципу сторожевой колотушки устроен ударный народный инструмент кокошник. Основой его служит небольшой деревянный каркас, обтянутый кожей. По нему ударяет привязанный к верху деревянный шар, извлекая звуки похожие на пулемётную дробь. В нижнюю часть вставляется ручка, за которую держат одной рукой инструмент. Совершая кистью руки частые колебательные движения, заставляют привязанный шарик мотаться из стороны в сторону. Редкие удары невозможны, шарик в этом случае «не слушается».
Деревянная коробочка – очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра. Это небольшой продолговатый, тщательно обструганный со всех сторон деревянный брусок с небольшой полостью. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками.
Коробочкой имитируют стук каблучков в танцах, цоканье копыт.
Этот музыкальный инструмент желательно изготавливать из клёна, берёзы или ели. Материал должен быть очень сухим или твёрдым. Русский народный инструмент дрова сконструирован по принципу общеизвестного ксилофона. Звук извлекается молоточками.
1. Ю. А. Васильев, А. С. Широков «Рассказы о русских народных инструментах»М:. Советский композитор, 1986г.
2. «Энциклопедический словарь юного музыканта». Издательство «Педагогика», 1985г. Составители
В. В. Медушевский, О. О. Очаковская.
3. А. Клёнов «Там, где музыка живёт». Издательство «Педагогика»,1986г.
Дидактическая игра «Вот как мы нарядились», для детей старшей группы. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад № 20 «Земляничка».
Проект «Дорога к истокам народного творчества» Проект «Дорога к истокам народного творчества» Дубина О. В. Муз. руководитель МДОУ №224 г. Кемерово Цель проекта: Разработать и экспериментально.
Музыкальные инструменты русского народного оркестра
Музыкальное искусство многолико. Нашлось в нем достойное место для народного оркестра. Привлекают внимание публики не только выступления экзотичных волынщиков и виртуозных аккордеонистов, гавайских мастеров игры на укулеле и ямайских – на маримбуле. Мировой популярностью пользуются коллективы исполнителей, играющих на этнических русских инструментах.
Каждый народ стремится к сохранению собственной самобытности. Особенное место в этом отводится традиционной музыкальной культуре, складывавшейся на протяжении столетий. В музыке отражается душа этноса. Поэтому так важно бережно относиться к этому бесценному наследию.
В состав русского оркестра включаются народные инструменты, получившие широкое распространение на территории огромной страны. Здесь можно встретить и непременно вызывающие у иностранцев ассоциацию с Россией балалайки с бубенцами, и жалейки с владимирскими рожками, и свирели с гуслями.
Какие инструменты входят в состав русского оркестра
Исполнители, по мере сил популяризующие музыку с помощью инструментов, происхождение которых уходит вглубь отечественной истории, заслуживают всяческого уважения. Они сберегают национальное наследие, помогают осознать, каковы источники происхождения отечественной культуры.
Такие коллективы немалочисленные, так как народные музыканты, как это ни удивительно, пользовались немалым арсеналом творческих орудий. Поэтому в оркестр русских народных инструментов входят целых четыре оркестровых группы:
Группы духовых и ударных удачно дополняются получившими распространение в России музыкальными инструментами европейского происхождения, а не состоят исключительно из этнических.
Струнные инструменты народного оркестра
Важнейшую роль в возрождении этнической музыки в России сыграл струнный народный оркестр. Он пополняется инструментами из трех семейств:
Домра
У трехструнного русского музыкального инструмента несколько подвидов. В оркестрах, как правило, можно встретить домру-пикколо, малую и басовую.
Балалайка
Это самый первый инструмент в русском оркестре. Ведь все начиналось с «Кружка любителей игры на балалайке», из которого выросло мощное движение, возрождающее русскую этническую музыку. Привлекательность трехструнного инструмента с треугольным корпусом объясняется звонким и мягким звучанием, теплотой и нежностью тембра.
Балалайки в народном оркестре до сих пор значимы. И не только прима с секундой, но и альт с басом и контрабасом.
Гусли
Если спросить обычного россиянина, какие инструменты входят в состав русского оркестра, то можно не сомневаться, что он вспомнит о гуслях. По большей части оркестранты пользуются клавишными или щипковыми. Но возможно также применение звончатых (крыловидных).
Баяны и гармоники
При Советской власти этническая музыка, как и всякое искусство народного происхождения, оказалась в почете, ее поддерживали официально и популяризовали. А состав народного оркестра стало нелегко представить без гармоник, важнейшим представителем которых заслуженно стал баян.
Удачная конструкция кнопочного аккордеона, способного заменить целый оркестр, привела к его повсеместному распространению. В России его именуют исключительно баяном, ценя за:
У специальных гармоник, в отличие от баяна с двусторонней клавиатурой, она одна – правая. Помимо стандартных альта, тенора, сопрано и контрабаса можно послушать гармоники, у которых тембровый окрас звучания (как у флейты, валторны, и т. д.) Оригинально звучание гармоник, нареченных областными, не получившими более широкого распространения, к примеру, ливенской.
Духовые инструменты
Составляют народный духовой оркестр артисты, пользующиеся, наряду иностранными, и инструментами исключительно отечественного происхождения:
Европейские духовые инструменты
Жизненно необходима полноценному музыкальному коллективу и большая группа духовых, происхождение которых никак не посчитаешь этническим.
Флейта
Вряд ли стоит отказываться от неоспоримых достоинств мелодичной и выразительно звучащей флеты.
Флейта – пикколо
Рассматривая инструменты, входящие в народный оркестр, обнаруживаем здесь и ее пронзительно свистящую миниатюрную версию.
Гобой
Неразумно отказываться и от проникновенно выразительного гобоя.
Английский рожок
Не обходится народный музыкальный оркестр и без альтового гобоя – английского рожка, отличающегося мягкостью и насыщенностью тембра.
Ударные инструменты народного оркестра
Из симфонического в состав оркестра народных инструментов вошла группа ударных. Она эффектно дополняется шумовым наследием, которое досталось от русских скоморохов.
Ложки
С помощью трех удлиненных музыкальных ложек, для изготовления которых берут древесину твердых пород, музыкант извлекает более звонкие звуки, чем посредством кастаньет.
Трещотки
Извлечение щелкающего звука достигается встряхиванием дощечек, нанизанных на шнурок.
Дрова
Также в состав оркестра русских народных инструментов входят дрова – предшественники ксилофона.
Шаркун
Так назвали деревянную погремушку, наполненную сухим горохом.
Коробочка
Ритмичный цокающий звук получают постукиванием барабанных палочек по деревянному бруску.
Немного истории
Впервые на официальную сцену как родоначальник современного русского народного оркестра в 1888 году вышел октет исполнителей во главе с балалаечником Василием Андреевым. По его заказу придворным мастером были специально изготовлены балалайки нескольких разновидностей.
Энергичная деятельность основателя ансамбля, сотрудничавшего с известными профессиональными музыкантами, привела к тому, что:
Уже в годы Советской власти сложнее стало сразу сосчитать, сколько музыкантов в народном оркестре. Его значительно пополнили, в том числе, гармониками и пришедшими из оркестра симфонического гобоем и флейтами.
Интересные факты
В России музыкальные инструменты народного оркестра не получали официального признания очень долго. Причиной тому была жесткая позиция, занимаемая руководителями православной церкви. Со времен крещения Руси они рассматривали народных музыкантов, скоморохов, как своих врагов, отстаивавших языческие обряды и верования.
Потому и принималось Стоглавым собором во времена Ивана Грозного решение о запрете бесовских и греховных балалаек, гуслей (только появившихся), дудок.
Могущественный патриарх Никон, реформировавший российское православие, вместе с царем Алексеем Михайлович повелел в Москве бросить в костер отобранные у скоморохов инструменты. Видать, их было немало, так как костер жгли не один день.
Внедрение Петром Великим западной культуры также не пошло на пользу народной музыке.
Но она выжила, нашла своих популяризаторов, распространилась по миру. Так и возник, помимо прочих, такой удивительный оркестр, как «Токийская балалайка», в котором все исполнители – японцы.
Реферат «Инструменты русского народного оркестра»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Якутский музыкальный колледж (училище) им. Жиркова
по предмету: Народная музыкальная культура
на тему: Инструменты русского народного оркестра
Выполнила:
студентка 1 курса
Вокального отделения,
Хисматулина Фаина Тахировна
Преподаватель:
Давлетова Розалия Рашитовна
Классификация инструментов по источнику звука и способу звукоизвлечения:
Струнные русские народные инструменты
Духовые русские народные инструменты
Ударные русские народные инструменты.
Состав оркестра русских народных инструментов:
П ервые русские народные музыкальные инструменты возникли еще в незапамятные времена. О том, на чем играли наши предки, можно узнать из картин, рукописных брошюр и лубков. Некоторое количество инструментов было найдено во время раскопок, и теперь уже ни у кого не может быть сомнений, что они действительно были распространены на Руси. Наши предки жить не могли без музыки. Очень многие из них умели самостоятельно изготавливать простейшие инструменты, которые затем передавались по наследству.
Оркестр русских народных инструментов – это оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а так же гусли, баяны, жалейка и другие русские народные инструменты.
Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах и т.п.
Репертуар русских народных инструментов включает обычно обработки русских народных инструментов и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них.
Современные оркестры русских народных инструментов – серьезные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках и России и за границей.
по источнику звука и способу звукоизвлечения
В соответствии с источником звука русские народные инструменты делятся на:
— Самозвучащие (с определенной высотой звука и неопределенной)
а. Струнные народные инструменты
Щипковые народные инструменты
Балалайка – щипковый инструмент украинского происхождения (вероятно, происходит от старой русской домры ). Она была известна уже в эпоху Петра I. Для нее характерна треугольная форма корпуса. В верхней деке сделан круглый вырез.
Балалайка имеет три струны, настроенные по квартам, но у некоторых инструментов две нижние струны настроены в унисон.
В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас – функцию баса.
Гусли – различные по конструкции и происхождению струнные музыкальные инструменты, распространённые в России. Наиболее древним русским струнным щипковым инструментом являются гусли лирообразные. В древности гуслями могли называться все струнные музыкальные инструменты. Традиционно различают несколько видов щипковых гуслей, которые связанны между собой общим названием, при этом являются разными инструментами.
В состав русского народного оркестра входят клавишные и звончатые гусли.
Устройство, внешний вид и диапазон клавишных гуслей схож со щипковыми, но все струны расположены в одной плоскости, а над струнами имеется ящик с системой глушителей – демпферов. Управляют всей этой системой при помощи 12 клавиш одной октавы фортепьянной клавиатуры, находящейся на краю демпферного ящика. При нажатии на клавишу поднимается связанный с ней демпфер и открывает соответствующие данному звуку струны сразу во всех октавах. Чаще всего на клавишных гуслях играют арпеджированные аккорды. Правой рукой исполнитель проводит медиатором (тонкой пластинкой с заостренным концом) по струнам, а левой нажимает на необходимые клавиши. С помощью педали, расположенной у клавиш, сразу поднимаются все демпфера. При нажатой педали клавишными гуслями можно пользоваться как щипковыми.
В современном русском народном оркестре используется именно этот тип гуслей; в профессиональных коллективах встречается дуэт щипковых и клавишных гуслей.
Гусли звончатые – прямые наследники древних крыловидных гуслей. Они обычно имеют форму трапеции. При игре исполнитель держит их на коленях, извлекая звук несколькими способами: защипывает струны пальцами обеих рук либо только правой рукой, а левой приглушает струны; пользуется плектром, тогда звук становится особенно звонким. Играют на этих гуслях и бряцанием, как на балалайке.
б. Духовые русские народные инструменты
К свистковым русским народным инструментам относятся различные продольные дудочки.
Одноствольная дудка – продольная трубка, обычно с шестью игровыми отверстиями, дающими диатонический звукоряд.
Двуствольная дудка ( ее так же называют двойчаткой, двойницей или свирелью) на каждой трубке обычно потри отверстия, дающие звукоряды, находящиеся в квартовом соотношении.
Кугиклы ( кувиклы, кувички) – многоствольные дудки – это несколько дудочек, обычно от двух до пяти игровых отверстий, с диатоническим звукорядом и небольшим диапазоном в пределах квинты.
Окарины – пустотелые керамические фигурки, обычно в виде птицы или животного, с двумя-тремя игровыми отверстиями, в некоторых инструментах – до десяти, с диатоническим звукорядом в пределах ноны.
Свирель – древний духовой музыкальный инструмент, род продольной флейты. Иногда он может быть двуствольным, при этом один из стволов имеет обычно длину 33-35 см, второй – 45-47 см. В верхнем конце ствола- свистковое устройство, в нижней части – по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков. Изготавливается из дерева, имеющего мягкую сердцевину: бузины, ивы, черемухи. Предполагается, что этот инструмент перекочевал в Россию из Древней Греции.
Язычковые духовые инструменты
Звук возникает в результате колебания язычка – металлической пластинки. Могут быть двух типов: бьющие язычки ( во время подачи воздуха язычок ударяет по краям прорезей), с проскакивающими , обычно металлическими язычками ( издают один звук, соответствующий частоте колебаний самой металлической пластинки). Проскакивающие язычки являются основой гармоник – от простейших конструкций гармоней до современных концертных баянов и аккордеонов.
К бьющим язычкам относятся:
Жалейка – дудочка с небольшим количеством игровых отверстий.
Волынка – язычковый духовой инструмент с особым резервуаром для воздуха, или мехом. Воздух нагнетается в мех ртом либо с помощью специальных полостей, управляемых рукой исполнителя. Поскольку трубки инструмента издают звук благодаря потоку воздуха из меха, а не изо рта, исполнитель может дышать во время игры и таким образом не прерывать звучания. Мех обычно изготовлялся из шкуры животного, в которую вставляется шантер, или мелодическая трубка с пальцевыми отверстиями.
У русской волынки – двойной шантер со сделанными из рога раструбами.
История возникновения волынки неясна, но очевидна родственность ее с теми инструментами, в которых вся трость берется внутрь рта. Волынки были известны еще во времена Древнего Рима.
Баян – духовой язычковый музыкальный инструмент, разновидность гармоники с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым аккомпанементом на левой; назван в честь древнерусского певца-сказителя Бояна.
Современный баян оснащён пятирядной правой клавиатурой с регистрами-переключателями и готово-выборной шестирядной левой и обладает отличными художественно-исполнительные возможностями, позволяет играть не только простейшие мелодии, но и шедевры мировой классики.
Мундштучные духовые инструменты
Звук вызывается вибрацией напряженных губ исполнителя, прикладываемых к узкому концу трубки или к мундштуку.
Пастуший рожок – деревянная трубка с мундштуком, раструбом и небольшим количеством игровых отверстий(чаще всего 5-6). Рожки часто используются в ансамблях и могут иметь различные размеры и тесситуру.
Пастушья труба – древний духовой инструмент. Изготавливался либо из коры деревьев, либо из двух выдолбленных половинок, обернутых берестой. Не имеют игровых отверстий.
Рог – это изогнутый канонический инструмент, в котором звук производится посредством вибрации губ исполнителя. Самые простые разновидности изготовляются из рогов животных, и именно рога животных послужили образцом для иных разновидностей примитивных рогов. Вдувание воздуха может производиться с конца либо сбоку; мелодический объем инструментов без пальцевых отверстий весьма ограничен. Они широко используются в сигнальных и ритуальных целях.
в. Ударные русские народные инструменты
Источник звука – упругая мембрана, колеблющаяся в результате удара по ней. Среди русских мембранных инструментов наиболее известен бубен – в виде деревянного обруча, одна сторона которого обтянута кожаной мембраной. В отверстия стенок обруча обычно вставляются маленькие металлические тарелочки, дополняющие звучание бубна звенящими призвуками.
Самозвучные (с определенной высотой звука)
Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определенную звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издает только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров — в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот.
Самозвучные ( с неопределенной высотой звука)
В русской этнической среде наибольшей популярностью пользовались ложки – в виде деревянных столовых ложек с несколько удлиненными рукоятками, к которым иногда привязываются бубенчики.
Большой популярностью так же пользуются также трещотки – чаще всего, в виде деревянных столовых ложек с несколько удлиненными рукоятками, к которым иногда привязываются бубенчики.
Коробочка – это очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра. Это небольшой, продолговатый, тщательно обструганный и даже отшлифованный со всех сторон деревянный кленовый или берёзовый брусок с небольшой полостью под верхней частью корпуса, которая служит резонатором. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками. Коробочкой подчёркивают отдельные ритмические точки, имитирующие цоканье копыт.
Состав оркестра народных инструментов
Группы инструментов русского народного оркестра
Оркестр русских народных инструментов обычно включает в себя следующие инструменты (в порядке расположения в партитуре и примерного количества исполнителей):
— Трёхструнные домры : пикколо, малые (6―20), альтовые (4―12) и басовые (3-6)
Русского происхождения – свирели, жалейки, волынки, владимирские рожки (в настоящее время редки в составе оркестра).
Европейские – флейты, гобои (используются чаще, так как обладают тембром, почти идентичным русским инструментам, но бо́льшим диапазоном), иногда включаются медные духовые.
— Оркестровые гармоники – в большинстве случаев используются современные баяны (от двух до пяти): обычно половина из них исполняет мелодию, остальные – басовые партии. В некоторых оркестрах могут также использоваться региональные варианты двухрядных гармошек: «ливенки», саратовские, «хромки» и т.д.
Русского происхождения – бубенцы, ложки, трещотки, бубен и т.п.
Европейские – литавры (первоначально Андреев планировал ввести в оркестр родственные им накры, однако этот инструмент из-за некоторого несовершенства своей конструкции быстро вышел из употребления), колокольчики и другие (аналогично симфоническому оркестру).
— Балалайки: примы (3-6), секунды (3-4), альтовые (2-4), басовые (1-2) и контрабасовые (2-5.)
Сто лет назад впервые в музыкальной практике был создан национальный по составу инструментов русский оркестр, ставший органичной частью профессиональной художественной культуры и вместе с тем – частью массового музыкального быта. В этом его большое просветительское значение: сегодня русский народный оркестр является важным средством активного приобщения к музыке широких слоёв населения. Отсюда ясно, насколько важна роль русских народных оркестров в современной музыкальной культуре.
До наших дней дошли многочисленные свидетельства большого разнообразия русского музыкального инструментария. Здесь и струнные щипковые, и смычковые, и духовые, и ударные инструменты. С изменением социальных условий, жизненного уклада менялись и видоизменялись музыкальные инструменты. Некоторые получили широкое распространение по всей стране, некоторые только в определённой местности. Основой народного инструментального искусства является коллективность. Идея возрождения коллективной игры на русских народных инструментах возникла у В.В. Андреева не случайно.
Даже краткий обзор фактов истории свидетельствует о глубокой исторической почвенности ансамблевого музицирования в России. Создание Андреевым Русского оркестра было уникальным явлением, ведь никогда ранее ни в отечественной, ни в зарубежной практике не существовало оркестра, инструментарий которого был бы столь доступен для начального освоения, и именно на этом моменте Андреев акцентировал особое внимание.
Оркестровое исполнительство на русских народных инструментах имеет богатые традиции. В настоящее время этот жанр занимает видное место в музыкальной культуре. Сегодня можно с уверенностью сказать, что искусство оркестрового исполнительства на русских народных инструментах находится на подъеме.
Антонин Модр «Музыкальные инструменты».
«Музыкальные инструменты мира» (Иллюстрированная энциклопедия).