какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса

Прагматическая концепция бизнеса

Прагматизм данного подхода обусловлен тем, что понимание противоречивости бизнеса как объективного явления не сопрягается с выдвижением требований юридического, экономического и морального искоренения упомянутых противоречий. Напротив, противоречия и конфликты интересов, возникающие в связи с действиями людей, занимающихся бизнесом, не рассматриваются однозначно отрицательно. Роль конкуренции как позитивного фактора состоит в том, что обострение конкуренции до разумных пределов стимулирует развитие экономики.

В целом, можно выделить следующие элементы прагматической концепции бизнеса :

какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Смотреть фото какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Смотреть картинку какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Картинка про какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Фото какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса

Прагматическая концепция бизнеса базируется на четырёх теоретических основаниях. Первое основание – непротиворечивое определение самого термина бизнес. Второе основание — положение о необходимости постоянного преодоления людьми естественной ограниченности материальных и нематериальных благ, лежащих в основе жизнедеятельности людей. Третье основание – представление о бизнесе как об обязательном компоненте деятельности людей вне зависимости от предмета данной деятельности. Четвертое основание – положение о наличии у людей совокупности особых свойств (деловых качеств), которые могут быть использованы в их повседневной деловой деятельности.

какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Смотреть фото какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Смотреть картинку какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Картинка про какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Фото какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса

Для изучения того или иного объективного явления необходимо, прежде всего, объяснить происхождение термина, с помощью которого данное явление определяется. Различия в толковании явления, которое определяется с помощью слова бизнес, бывают часто обусловлены разницей в интерпретации значения самого данного слова. Под бизнесом нередко понимают неодинаковые процессы, события, действия людей. Здесь важно подчеркнуть, что слово бизнес, вошедшее в русский язык из английского ( business ), имеет абсолютно однозначное толкование. Термин бизнес является синонимом слову дело. Использование рассматриваемого термина лицами, объясняющимися по-английски, ничем не отличается от применения слова дело людьми, объясняющимися по-русски. Когда, например, кто-либо спрашивает кого-либо как дела? по-английски, он говорит именно о бизнесе.

В данном значении business начал применяться и применяется в настоящее время как научный термин. Встречаются поведенческое и коммуникационное толкования смысла этого термина. Поведенческое толкование бизнеса состоит в том, что с помощью рассматриваемого термина определяется совокупность действий людей. Отсюда выражения, такие как: делать бизнес, заниматься бизнесом, оценивать бизнес. В рамках поведенческого толкования бизнес целесообразно определить как деловую деятельность людей.

Коммуникационное толкование бизнеса состоит том, что указанный термин привлекается для описания отношений, возникающих между различными людьми, каждый из которых занимается бизнесом. Отсюда выражения деловые отношения, субъекты деловых отношений (субъекты бизнеса), интересы субъектов бизнеса.В рамках коммуникационного толкования бизнес целесообразно определить именно как деловые отношения между людьми. В нашем учебнике мы используем оба приведенных выше толкования понятия бизнес.

Материальные блага всегда имеют предметную (объектную) форму, доступную органам чувств человека; таковыми являются воздух, вода, пища, одежда, жильё, другие предметы и объекты. Нематериальные блага не имеют предметной формы, их польза для человека состоит в эффекте результата оказанной услуги или выполненной работы. Услуги составляют основу существования таких сфер общественной жизни, как образование, медицина, спорт, право, культура, наука, информация, досуг. Вместе с тем оказание услуг осуществляется и в других областях (например, сервисное обслуживание техники, услуги по инсталляции программного обеспечения). С процедурами выполнения работ можно столкнуться в процессе строительства любых объектов (строительные работы), ремонта (ремонтные работы); к числу таковых следует отнести и другие виды деятельности людей в разных областях экономики.

Материальные блага, используемые людьми в процессе своей жизнедеятельности, могут различаться между собой по различным признакам. Принято различать материальные блага,

— данные природой и произведенные людьми;

— потребительские и инвестиционные;

— частные и общественные;

— воспроизводимые и невоспроизводимые (уникальные).

Природные или произведенные материальные блага, предназначенные для личного, семейного, группового, ассоциированного потребления, являются потребительскими благами. К их числу относятся, например, бытовая техника, мебель, одежда, продукты питания. Инвестиционные материальные блага включают в себя сырье, машины, оборудование, комплектующие изделия, которые необходимы для производства других материальных благ, оказания услуг и выполнения работ. Например, автотранспортные средства, используемые для перевозки сырья или готовой продукции, следует отнести к числу инвестиционных материальных благ, а используемые в семейном быту, – к числу потребительских.

В зависимости от того, кто именно является потребителем материальных благ, сами материальные блага разделяются на частные и общественные. К примеру, домашний автомобиль – это частное благо. Общественный парк, посещением которого наслаждаются многие граждане, становится общественным благом.

Материальные блага могут быть воспроизводимыми и уникальными. Уникальными являются те из них, которые не могут быть воспроизведены в силу различных обстоятельств. Остальные материальные блага являются воспроизводимыми.

И материальные блага, и услуги, работы могут существовать потенциально, в том числе в нашем воображении, и фактически, реально. Фактическое наличие любых благ, как материальных, так и нематериальных, фиксируется в тех случаях, когда потребность людей в таких благах совпадает с их предложением. По критерию соответствия потребности в благах и предложения благ целесообразно выделить свободные блага и ограниченные блага. Свободными или постоянно доступными благами являются те из них, потребность в которых всегда может быть удовлетворена. Таковыми могут быть лишь некоторые природные материальные блага, используемые в обычных обстоятельствах, например, такое природное благо, как воздух.

Все остальные материальные и нематериальные блага являются относительно ограниченными. Это значит, что размеры потребности в них всегда превышают размеры их предложения.

Относительная ограниченность благ возникает по разным причинам. Таковыми являются

— опережение развития потребностей людей по сравнению с динамикой предложения благ (так называемое возвышение потребностей);

— относительная ограниченность природных ресурсов как потенциальных источников сырья для создания готовой продукции;

— относительная ограниченность производственных возможностей людей, участвующих в создании готовой продукции;

— относительная неравномерность географического распределения природных материальных благ, сырьевых и людских ресурсов, а также людей как обладателей потребностей в благах;

Названные причины обусловливают относительную ограниченность и материальных, и нематериальных благ. Крайней степенью относительной ограниченности благ является их редкость. Если относительная ограниченность благ не выражается в их редкости, принято говорить об их относительной недостаточности.

Наличие относительной ограниченности материальных и нематериальных благ обусловливает действие в человеческом обществе объективной тенденции восполнения (преодоления) этой ограниченности. Поэтому деятельность людей по созданию продукции, оказанию услуг и выполнению работ всегда направлена на создание условий для обеспечения доступа других людей и своего собственного к благам.

Потребности членов общества в благах должны удовлетворяться, а следовательно, деятельность людей по созданию продукции, выполнению работ и оказанию услуг другим людям, другими словами, их дело, их бизнес всегда возникает там, где формируется объективная потребность в преодолении относительной ограниченности благ. Таким образом, блага являются объектами бизнеса, а относительная ограниченность благ становится объективным фактором, наличие которого побуждает человека искать возможность получить указанные блага.

Данная возможность реализуется двумя путями. Люди, занимающиеся бизнесом (назовём их субъектами бизнеса), вправе удовлетворять собственные потребности в благах самостоятельно, либо путём обращения к другим субъектам бизнеса посредством заключения с ними сделки.

Под сделкой следует понимать процедуру осуществления деловых отношений. Вступая в сделку, субъекты бизнеса реализуют свое стремление получить доступ к относительно ограниченным благам с помощью других людей. В сделках отражается противоречивый характер деловых отношений – с одной стороны, участниками сделки становятся конкуренты, с другой стороны, данные конкуренты оказываются заинтересованы во взаимном (взаимовыгодном) сотрудничестве. Сделки являются обязательным компонентом деловой деятельности людей вне зависимости от конкретного предмета данной деятельности.

Для возникновения сделки необходимо соблюдение ряда условий. Во-первых, люди, составляющие стороны данной сделки, должны обладать правом на вступление в сделку. Данное право определяется наличием у них правоспособности и дееспособности – с содержанием данных понятий мы познакомимся во втором разделе учебника Основы бизнеса.

Во-вторых , сделки между субъектами деловых отношений должны быть целесообразны. Под целесообразностью сделки понимается соотнесение целей, ради которых люди вступают между собой в деловые отношения, и средств, которые могли бы обеспечивать возможность их достижения. Назначение сделки состоит в том, чтобы, связав цель бизнеса со средствами ее достижения, обеспечить каждому из участников сделки наилучшие условия доступа к относительно ограниченным благам. Правильное и умелое применение принципа целесообразности сделок является необходимым условием высокой эффективности бизнеса.

В-третьих , проводимая сделка должна быть законной. Под законностью сделки понимается неуклонное следование нормам международного и национального законодательства всеми участниками деловых отношений на стадии подготовки сделки и в процессе ее осуществления.

В-четвертых , проведение сделок должно соответствовать обычаям делового оборота. Под обычаями делового оборота понимается не предусмотренные законодательством или условиями конкретного договора, но сложившиеся и широко применяемые правила поведения, например, традиции исполнения участниками сделок тех или иных обязательств.

В-пятых , порядок проведения сделки должен сопровождаться неукоснительным соблюдением условий договора в части сохранения служебных и коммерческих секретов участников сделки, поддержания заработанной сторонами ранее деловой репутации.

Пренебрежение указанными условиями влечет признание сделки недействительной. В Гражданском кодексе Российской Федерации, к примеру, содержатся следующие признаки недействительности сделок. Сделка считается недействительной в силу признания ее таковой судом (в этом случае она называется оспоримой сделкой), либо независимо от такого признания (в этом случае она называется ничтожной сделкой). Сделка признается недействительной, если участником ее является лицо, не имеющее на то права. Сделка признается ничтожной, если

♦ она совершена с целью, заведомо противоположной закону или основам нравственности;

♦ она совершена лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия;

Если же основания признания сделки недействительной отсутствуют, данная сделка является правомерной. Правомерность сделки состоит в том, что она, во-первых, проводится субъектами бизнеса, которые вправе быть участниками сделок (они обладают необходимыми правоспособностью и дееспособностью), а во-вторых, сопровождается обоснованием и соблюдением взаимных прав и обязанностей всех участников данных сделок.

Различают обязательственные права и вещные права субъектов бизнеса. Вещные права возникают у участников сделок по отношению к объектам бизнеса и состоят в исключительном использовании данных объектов бизнеса в интересах обладателя вещных прав. Основным вещным правом в бизнесе является право собственности, к рассмотрению которого мы приступим в следующем параграфе учебника Основы бизнеса. Обязательственные права возникают у субъектов бизнеса в качестве взаимных обязательств, подлежащих неукоснительному выполнению. Определение и описание таких взаимных обязательств составляет основу содержания любых договоров и контрактов, в виде которых письменно оформляются сделки между субъектами бизнеса, в том числе торговых контрактов, договоров поручения, а также учредительных договоров по созданию различных типов предпринимательских фирм.

Источник

3.1.3. Прагматическая концепция бизнеса

Данная концепция рассматривает бизнес как неизбежное и положительное явление. Она является усредненной позицией между позитивной и критической концепциями. Ее сторонники не абсолютизируют ни положительных, ни отрицательных сторон деловых отношений.

является необходимым компонентом экономики является неизбежным компонентом экономики представляет собой противоречивое явление представляет собой постоянное явление в истории объединяет интересы предпринимателей и населения

Рис. 3.3. Прагматическая концепция бизнеса

Следующий тезис гласит, что бизнес есть неизбежный компонент экономической системы. Здесь мы акцентируем внимание на том, что экономическая система образовывается из совокупности деловых отношений, т.е.

Третий тезис прагматической концепции предполагает, что бизнес есть противоречивое явление. Мы уже неоднократно отмечали, что бизнес порождает конфликты между предпринимателями за клиента и ограниченные ресурсы. Однако это не единственный источник противоречий, связанный с бизнесом. Другой тип конфликтов представляет собой столкновения между бизнесменом и потребителем по поводу условий сделок. Если сторонники критической концепции утверждали, что предприниматель будет всячески игнорировать требования клиента ради своей личной выгоды, то в рамках прагматической концепции предполагается, что предпринима-

Тема 5. Концепции и родовые признаки бизнеса

тель будет всячески учитывать интересы общества, чтобы завоевать большую часть рынка, увеличить количество своих клиентов и таким образом достичь высокой прибыли. Т.е. условия диктует уже не предприниматель потребителю, а потребитель предпринимателю. Это может проявляться в открытой или скрытой формах. В первом случае клиент прямо заявляет бизнесмену, что условия сделки его не устраивают и просит изменить их, заявляя, что у него есть альтернативные возможности (вести дела с другой компанией). К примеру, покупатель, приобретая большую партию товара, настаивает на предоставлении скидки. В случае скрытого конфликта человек просто предпочитает воспользоваться услугами конкурирующей фирмы.

Прагматическая концепция бизнеса полностью укладывается в современную экономическую теорию, подтверждается исторической практикой и принимается большинством ученых-экономистов нашего времени. Она рассматривает бизнес как существенный атрибут именно рыночной экономики. В других типах экономических систем деловые отношения, безусловно, сохраняются, но в условиях рынка они приобретают больший вес и значение в обеспечении благополучия общества.

Источник

Прагматическая концепция бизнеса

какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Смотреть фото какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Смотреть картинку какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Картинка про какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Фото какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса

Прагматическая концепция бизнеса

Под прагматизмом здесь и далее понимается ориентация планов и целей деятельности людей на достижение практических выгод в обстоятельствах, имеющих объективный и поэтому независимый от воли и желания этих людей. Сущность прагматической концепции бизнеса состоит в том, что бизнес рассматривается как явление, неизбежное в контексте развития общества. Указанное явление оказывается, с одной стороны, необходимым, а с другой стороны выгодным людям, которые воспринимается обществом в качестве бизнесменов, стремящихся удовлетворить свои корыстные (эгоистические) интересы, и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность постоянно насыщать свои потребности при помощи созданных товаров и оказанных услуг.

Роль конкуренции как позитивного фактора состоит в том, что обострение конкуренции до разумных пределов стимулирует развитие экономики.

В целом, можно выделить следующие элементы прагматической концепции бизнеса :

♦ бизнес базируется на отношениях между людьми, каждый из которых, вступая в эти отношения, преследует собственные интересы, не обязательно совпадающие с интересами других людей; с одной стороны, естественная конкуренция интересов ведёт к конфликту интересов, к навязыванию интересов одних людей другим, собственные интересы которых в такой ситуации оказываются ущемлены, что, в конце концов, действительно, может привести к непредсказуемым последствиям; с другой стороны, в конечном итоге конфликт интересов не приводит к гибельным последствиям для человеческого общества, а напротив, способствует постоянному росту экономики и благосостояния людей;

какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Смотреть фото какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Смотреть картинку какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Картинка про какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Фото какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса

какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Смотреть фото какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Смотреть картинку какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Картинка про какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Фото какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса

Для изучения того или иного объективного явления необходимо, прежде всего, объяснить происхождение термина, с помощью которого данное явление определяется. Различия в толковании явления, которое определяется с помощью слова бизнес, бывают часто обусловлены разницей в интерпретации значения самого данного слова. Под бизнесом нередко понимают неодинаковые процессы, события, действия людей. Здесь важно подчеркнуть, что слово бизнес, вошедшее в русский язык из английского (business), имеет абсолютно однозначное толкование. Термин бизнес является синонимом слову дело. Использование рассматриваемого термина лицами, объясняющимися по-английски, ничем не отличается от применения слова дело людьми, объясняющимися по-русски. Когда, например, кто-либо спрашивает кого-либо как дела? по-английски, он говорит именно о бизнесе.

В данном значении business начал применяться и применяется в настоящее время как научный термин. Встречаются поведенческое и коммуникационное толкования смысла этого термина. Поведенческое толкование бизнеса состоит в том, что с помощью рассматриваемого термина определяется совокупность действий людей. Отсюда выражения, такие как: делать бизнес, заниматься бизнесом, оценивать бизнес. В рамках поведенческого толкования бизнес целесообразно определить как деловую деятельность людей.

Коммуникационное толкование бизнеса состоит том, что указанный термин привлекается для описания отношений, возникающих между различными людьми, каждый из которых занимается бизнесом. Отсюда выражения деловые отношения, субъекты деловых отношений (субъекты бизнеса), интересы субъектов бизнеса. В рамках коммуникационного толкования бизнес целесообразно определить именно как деловые отношения между людьми. В нашем учебнике мы используем оба приведенных выше толкования понятия бизнес.

Материальные блага всегда имеют предметную (объектную) форму, доступную органам чувств человека; таковыми являются воздух, вода, пища, одежда, жильё, другие предметы и объекты. Нематериальные блага не имеют предметной формы, их польза для человека состоит в эффекте результата оказанной услуги или выполненной работы. Услуги составляют основу существования таких сфер общественной жизни, как образование, медицина, спорт, право, культура, наука, информация, досуг. Вместе с тем оказание услуг осуществляется и в других областях (например, сервисное обслуживание техники, услуги по инсталляции программного обеспечения). С процедурами выполнения работ можно столкнуться в процессе строительства любых объектов (строительные работы), ремонта (ремонтные работы); к числу таковых следует отнести и другие виды деятельности людей в разных областях экономики.

Материальные блага, используемые людьми в процессе своей жизнедеятельности, могут различаться между собой по различным признакам. Принято различать материальные блага,

— данные природой и произведенные людьми;

— потребительские и инвестиционные;

— частные и общественные;

— воспроизводимые и невоспроизводимые (уникальные).

В зависимости от того, кто именно является потребителем материальных благ, сами материальные блага разделяются на частные и общественные. К примеру, домашний автомобиль – это частное благо. Общественный парк, посещением которого наслаждаются многие граждане, становится общественным благом.

Под сделкой следует понимать процедуру осуществления деловых отношений. Вступая в сделку, субъекты бизнеса реализуют свое стремление получить доступ к относительно ограниченным благам с помощью других людей. В сделках отражается противоречивый характер деловых отношений – с одной стороны, участниками сделки становятся конкуренты, с другой стороны, данные конкуренты оказываются заинтересованы во взаимном (взаимовыгодном) сотрудничестве. Сделки являются обязательным компонентом деловой деятельности людей вне зависимости от конкретного предмета данной деятельности.

Для возникновения сделки необходимо соблюдение ряда условий. Во-первых, люди, составляющие стороны данной сделки, должны обладать правом на вступление в сделку. Данное право определяется наличием у них правоспособности и дееспособности – с содержанием данных понятий мы познакомимся во втором разделе учебника Основы бизнеса.

Во-вторых, сделки между субъектами деловых отношений должны быть целесообразны. Под целесообразностью сделки понимается соотнесение целей, ради которых люди вступают между собой в деловые отношения, и средств, которые могли бы обеспечивать возможность их достижения. Назначение сделки состоит в том, чтобы, связав цель бизнеса со средствами ее достижения, обеспечить каждому из участников сделки наилучшие условия доступа к относительно ограниченным благам. Правильное и умелое применение принципа целесообразности сделок является необходимым условием высокой эффективности бизнеса.

В-третьих, проводимая сделка должна быть законной. Под законностью сделки понимается неуклонное следование нормам международного и национального законодательства всеми участниками деловых отношений на стадии подготовки сделки и в процессе ее осуществления.

В-четвертых, проведение сделок должно соответствовать обычаям делового оборота. Под обычаями делового оборота понимается не предусмотренные законодательством или условиями конкретного договора, но сложившиеся и широко применяемые правила поведения, например, традиции исполнения участниками сделок тех или иных обязательств.

В-пятых, порядок проведения сделки должен сопровождаться неукоснительным соблюдением условий договора в части сохранения служебных и коммерческих секретов участников сделки, поддержания заработанной сторонами ранее деловой репутации.

Пренебрежение указанными условиями влечет признание сделки недействительной. В Гражданском кодексе Российской Федерации, к примеру, содержатся следующие признаки недействительности сделок. Сделка считается недействительной в силу признания ее таковой судом (в этом случае она называется оспоримой сделкой), либо независимо от такого признания (в этом случае она называется ничтожной сделкой). Сделка признается недействительной, если участником ее является лицо, не имеющее на то права. Сделка признается ничтожной, если

♦ она совершена с целью, заведомо противоположной закону или основам нравственности;

♦ она совершена лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия;

Если же основания признания сделки недействительной отсутствуют, данная сделка является правомерной. Правомерность сделки состоит в том, что она, во-первых, проводится субъектами бизнеса, которые вправе быть участниками сделок (они обладают необходимыми правоспособностью и дееспособностью), а во-вторых, сопровождается обоснованием и соблюдением взаимных прав и обязанностей всех участников данных сделок.

Различают обязательственные права и вещные права субъектов бизнеса. Вещные права возникают у участников сделок по отношению к объектам бизнеса и состоят в исключительном использовании данных объектов бизнеса в интересах обладателя вещных прав. Основным вещным правом в бизнесе является право собственности, к рассмотрению которого мы приступим в следующем параграфе учебника Основы бизнеса. Обязательственные права возникают у субъектов бизнеса в качестве взаимных обязательств, подлежащих неукоснительному выполнению. Определение и описание таких взаимных обязательств составляет основу содержания любых договоров и контрактов, в виде которых письменно оформляются сделки между субъектами бизнеса, в том числе торговых контрактов, договоров поручения, а также учредительных договоров по созданию различных типов предпринимательских фирм.

Краткий словарь основных бизнес терминов

АВАНС — имущественное предоставле­ние, вручаемое в счет будущих плате­жей за выполнение работы, оказание услуг или передачу имущества. В от­личие от задатка А. не является спо­собом обеспечения обязательства и в любой момент может быть истребо­ван назад или возвращен (см. также задаток, залог, предоплата).

АГЕНТ — 1. представитель организации, выполняющей деловые поручения; сторона Агентского Договора; сотрудник риэлтерской фирмы, не имеющий квалификации (см. также брокер, маклер).

АДВОКАТ — профессиональный юрист, предоставляющий услуги по защите интересов своих клиентов (правовую помощь) и входящий в коллегию адвокатов.

АККРЕДИТИВ — поручение банка производить по распоряжению и за счет клиента платежи третьим ли­цам в пределах суммы и на услови­ях, обозначенных в нем. А. исполь­зуется при расчетах за продаваемое недвижимое имущество.

АКТ ПРИЕМКИ-ПЕРЕДАЧИ (при­емосдаточный акт) — в соответствии со ст. 556 ГК РФ документ, состав­ляемый в простой письменной фор­ме и подтверждающий фактическое исполнение заключенного договора.

АКЦЕПТ — ответ лица, которому ад­ресована оферта, о ее принятии, что означает согласие на заключе­ние договора.

АЛЬТЕРНАТИВА (альтернативная по­купка) — сделка с недвижимостью, совершаемая с одновременной куп­лей-продажей двух или более объектов (см. также обмен).

АННУИТЕТ — одинаковые платежи, производимые в равные промежут­ки времени в течение определенно­го периода (например, при арендном обмене, выплате долга, покупки не­движимости в рассрочку).

АПОСТИЛЬ — удостоверение под­линности подписи на документе, направляемом для использования на территории другого государства. Выполняется либо нотариусом, либо консульским учреждением.

АРЕНДА — предоставление одной стороной (арендодателем) другой стороне (арендатору) какого-либо имущества (земли, квартиры, авто­мобиля, помещения, оборудования) во временное пользование по дого­вору аренды.

БАЗА ДАННЫХ — 1. объективная форма представления совокупности данных, обычно в электронном виде; 2. совокупность вариантов сделок с недвижимостью, предлага­емых агентством.

БАНК — кредитная организация, име­ющая право совершать банковские операции, предусмотренные дей­ствующим законодательством и по­лученной лицензией.

БАНКРОТСТВО — 1. неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ, услуг; 2. процедура признания должника несостоятель­ным.

БАРТЕР — натуральный обмен между участниками гражданского оборота по принципу «товар (услуга) за товар», оформляемый специальным догово­ром (контрактом) (см. также взаимо­зачет).

БЛОК КВАРТИР — две или более жил­площади, граничащие между собой стенами (на одном этаже), либо по­лом и потолком (двухэтажный блок).

БРОКЕР — специалист рынка недви­жимости самой высокой квалифи­кации, получивший соответствую­щий аттестат (сдавший квалифика­ционный экзамен) (см. также агент, маклер).

БТИ (бюро технической инвентариза­ции) — муниципальное учреждение, ведущее учет недвижимого имуще­ства (жилого и нежилого фонда) и выдающее справки для его отчуж­дения, уплаты налогов, реконст­рукции и перепланировки.

ВЕКСЕЛЬ — ценная бумага, удостове­ряющая безусловное обязательство векселедателя (простой В.) или ино­го указанного лица (переводной В.) выплатить в определенный срок указанную денежную сумму.

ВЗАИМОЗАЧЕТ — один из способов расчетов, в основе которого лежит зачет взаимных требований и обя­зательств (по товарам и услугам) (см. также бартер).

ВЗНОС ПАЕВОЙ — денежные или иные средства, вносимые участни­ком кооператива, полного или ком­мандитного товарищества для обеспечения уставной деятельнос­ти организации (приобретения пра­ва требования на результаты подоб­ной деятельности).

ВЛАДЕНИЕ — одно из полномочий собственника вещи, выражающее возможность непосредственного воздействия на нее. Владельцем вещи может быть не только собственник, но и арендатор, наниматель, без­возмездный пользователь, залого­ держатель, комиссионер, перевоз­чик и др.

ГОСРЕГИСТРАЦИЯ НЕДВИЖИМО­СТИ — система государственного учета возникновения и изменения прав на недвижимое имущество (собственности, хозяйственного ве­дения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владе­ния, бессрочного пользования, а также ипотека и сервитуты), а также сделок с недвижимостью.

ГОСТИНКА (квартира гостиничного типа) — изолированное жилое по­мещение, не имеющее кухни или с кухней 3—4 м2.

ДАРЕНИЕ — юридическое действие, по которому одна сторона (дари­тель) безвозмездно передает другой (одариваемому) в собственность имущество. Правоотношения сто­рон, возникающие при этом, регу­лируются ст. 572—582 ГК РФ.

ДИЛЕР — 1. лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредни­чество от своего имени и за свой счет; 2. организация — официаль­ный уполномоченный муниципаль­ных властей при продаже квартир в домах-новостройках.

ДЕПОЗИТ — материальные ценности (деньги, вещи, ценные бумаги), вносимые на хранение в кредитно-финансовые учреждения, а также в суд или к нотариусу и подлежащие при наступлении определенных ус­ловий выдаче лицу, их внесшему, или передаче по указанию последнего другому лицу.

ДОБРОСОВЕСТНЫЙ ПРИОБРЕТА­ТЕЛЬ — лицо, которое приобрело имущество и в этот момент не зна­ло или не могло знать о правах тре­тьих лиц на него, если не доказано иное (см. также виндикация).

ДОВЕРЕННОСТЬ — письменное пол­номочие, даваемое одним лицом (доверителем) другому (поверенно­му) для представительства перед третьими лицами. Д. подразделя­ются на общие (генеральные), спе­циальные, разовые, хозяйствен­ные, а также выданные в порядке передоверия.

ДОЛЬЩИК — участник договора до­левого участия в строительстве, выбравший конкретную жилпло­щадь (квартиру, блок таунхауза, коттедж), оплативший се договор­ную стоимость и ожидающий полу­чения соответствующего имущества в натуре.

ДУБЛИКАТ — второй экземпляр до­кумента, выдававшийся взамен уте­рянного первого и имеющий оди­наковую с подлинником юридичес­кую силу. С момента выдачи Д. ут­раченный оригинал считается не­действительным.

ЕГРП (единый государственный ре­естр прав на недвижимое имуще­ство) — электронная база данных, содержащая информацию о суще­ствующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, а также о правообладателях. В настоящий момент ЕГРП ведется в каждом регионе РФ обособленно.

ЖАЛОБА — устное или письменное обращение в суд, государственный или муниципальный орган по пово­ду нарушения законных прав или интересов физического или юриди­ческого лица.

ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬ­СТВО (ПРАВО) — совокупность норм, регулирующих комплекс жи­лищных и смежных с ним право­отношений: приобретения вещных прав на жилье, эксплуатации жилого фонда, учета нуждающихся в жилье граждан и др. Ж. З. регулируется в первую очередь Жилищным кодек­сом РФ.

ЖК, ЖСК (жилищный или жилищно-строительный кооператив) — доб­ровольное объединение граждан (для ЖК — с участием юридичес­ких лиц), создаваемое для строитель­ства многоквартирного жилого дома на собственные или заемные сред­ства с целью его последующего со­вместного использования (для ЖК — возможной реализации построенных квартир и нежилых помещений с. целью получения прибыли)

ЗАВЕЩАНИЕ — распоряжение граж­данином своим имуществом на случай смерти, сделанное в уста­новленном законом порядке. Сде­ланное 3. может быть в любой мо­мент изменено, отменено или за­менено новым (более поздним по времени), которое и считается дей­ствительным (см. также наслед­ство, наследование по закону).

ЗАДАТОК — денежная сумма, выдава­емая одной из сторон другой в счет причитающихся с нее по договору платежей, в доказательство заклю­чения договора и обеспечения его исполнения. В отличие от аванса 3. является одним из способов обес­печения исполнения обязательств. Передача и получение 3. регулиру­ются ст. 380-381 ГК РФ.

ЗАЕМ (займ) — соглашение о предо­ставлении одним лицом (займодавцем) другому (заемщику) денежных средств или вещей в долг на опре­деленных условиях. Правоотноше­ния, возникающие при 3., регули­руются ст. 807—818 ТК РФ.

ЗАКАЗЧИК — уполномоченное инве­стором физическое или юридичес­кое лицо, которое осуществляет практическую реализацию инвести­ционного проекта. При этом 3. на­деляется правами владения, пользования и распоряжения капи­тальными вложениями в пределах полномочий, установленных дого­вором с инвестором (см. также за­стройщик, инвестор, соинвестор, подрядчик, субподрядчик).

ЗАЛОГ — один из способов обеспече­ния обязательств, в силу которого кредитор (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения долж­ником своих обязательств получить удовлетворение из стоимости зало­женного имущества преимуществен­но перед другими кредиторами. В общем случае 3. возникает в силу договора (см. также ипотека).

ЗАСТРОЙЩИК — физическое или юридическое лицо, которое орга­низует строительство, реконструк­цию или ремонт объектов недви­жимости (жилого и нежилого фон­да) с целью собственного прожива­ния, продажи, предоставления в наем или аренду) (см. также заказ­чик, инвестор, подрядчик).

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ (облкомзем, райкомзем) — муниципальный орган, осуществляющий учет, об­мер, кадастрирование и системати­зацию сведений о земельных участ­ках и их правообладателях.

ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) — один из способов строительства (возведения) жилья в малых городах, поселках городско­го типа (ПГТ), сельских населен­ных пунктах (деревня, село). При этом земельные участки под строи­тельство выделяются целевым на­значением для ИЖС.

ИНВЕСТОР — юридическое или фи­зическое лицо, осуществляющее капитальные вложения с исполь­зованием собственных или при­влеченных средств и осуществля­ющее практическую деятельность в целях получения прибыли или достижения другого полезного эффекта. И. наряду с соинвестором, заказчиком, застройщиком, подрядчиком, субподрядчиком явля­ется участником инвестиционного процесса.

ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) — единый и оригинальный (неповторимый) на территории РФ номер любого юридического или физического лица, являющегося налоговым резидентом РФ.

ИНФРАСТРУКТУРА — совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования материального производства и обес­печения жизнедеятельности обще­ства. Различают производственную, инженерную, социальную, транспор­тную, техническую И.

ИПОТЕКА — 1. залог предприятия, строения, здания, сооружения, иного недвижимого имущества; 2. долговое свидетельство о за­логе недвижимости, выдаваемое банком заемщику (закладная); 3. денежная ссуда, выдаваемая бан­ком под залог недвижимости (ипотечная ссуда).

ИСК — юридический способ защиты нарушенного или оспариваемого субъективного права. В гражданс­ком или арбитражном процессе И. может быть предъявлен любым за­интересованным лицом в установ­ленном законом порядке.

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОД­СТВО — заключительная и самая важная стадия гражданского или арбитражного процесса, в которой принудительно осуществляется вступившее в законную силу реше­ние суда. И. П. осуществляется су­дебными исполнителями (приста­вами) на основании выдаваемого в суде исполнительного листа

КАДАСТР — реестр, содержащий опи­сание и учетные данные земельных участков (земельный К.), а также зданий, сооружений, жилых и не­жилых помещений. Внесение в К. подразумевает присвоение объекту индивидуального и неповторимого кадастрового номера.

КАССАЦИЯ (кассационная жалоба) — обжалование и опротестование в вы­шестоящий суд решений и пригово­ров, не вступивших в законную силу, а также проверка вышестоящим су­дом (кассационной коллегией) законности и обоснованности вердик­тов нижестоящего суда.

КВАРТИРА — обособленное жилое помещение в многоквартирном доме, предназначенное исключи­тельно для проживания в нем Граждан; один из главных объек­тов риэлтерской и девелоперской деятельности.

КОНКУРС — 1. состязание кандида­тов (претендентов) на право ведения какой либо деятельности или заня­тия должности. 2. способ реализации объектов недвижимости с выявлени­ем лица предложившего наименьшую цену. В отличие от аукциона К. под­разумевает определенные ограниче­ния в дальнейшем использовании объекта.

КООПЕРАТИВ — добровольное объе­динение лиц, в общем случае и юри­дических для совместной работы в различных областях экономической деятельности и достижения обще­полезных целей. регламентируется ст. 107—112, 116 ГК РФ (см. также ЖСК; Ж К; ГС К; ДСК).

КРЕДИТ — ссуда, предоставляемая в денежной или натуральной форме на условиях возвратности с уплатой согласованных между кредитором и заемщиком процентов. В обороте недвижимости используются К. под залог объекта недвижимости (квар­тиры, комнаты, дома), а также ипо­течные К. (см. также залог, ипотека).

КУПЛЯ-ПРОДАЖА — двусторонняя возмездная сделка, по которой одна сторона (продавец) передает в собственность товар другой (поку­пателю), а последний передает про­давцу оговоренную сторонами де­нежную сумму. Правоотношения, возникающие при К.-П., регулиру­ются ст. 454-491 ГК РФ.

КУПЧАЯ — 1. письменное соглаше­ние, по которому совершается куп­ля-продажа; 2. договор купли-про­дажи земельного участка или инди­видуального домовладения (участка с домом).

ЛЕСНОЙ ФОНД — фактически суще­ствующие леса и предоставленные для лесного хозяйства земли. По законодательству РФ Л. Ф. делится на 3 категории — к первой и второй относятся собственно лесные мас­сивы, не подлежащие передаче в частную собственность, к тре­тьей — кустарники и мелколесья, относящиеся к землям поселений и резерва, с которыми возможны все гражданско-правовые сделки.

ЛИЦЕНЗИЯ — выдаваемое государ­ственным или муниципальным ор­ганом специальное разрешение на осуществление в течение установ­ленного срока видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с законом.

МАКЛЕР — 1. посредник при заклю­чении сделок, действующий по по­ручению клиентов и за их счет; 2. специалист рынка недвижимос­ти, осуществляющий переговоры с клиентами, экспертизу и оформле­ние сделок (см. также агент, бро­кер, дилер).

МАРЖА — разница между скупочной и продажной ценой товара, в т. ч. не­движимого имущества. В агентствах недвижимости фактически является гонораром за выполненную работу.

МВК (межведомственная комиссия) — специальная комиссия при местных органах власти (префектурах, рай­онных администрациях), уполно­моченная решать вопросы рекон­струкции, ремонта, перепланировки и изменения целевого назначения жилого и нежилого фонда.

МЕЖЕВАНИЕ — комплекс работ по установлению и закреплению на ме­стности границ земельных участков. М. Обычно предшествует составле­нию кадастра земельных участков.

МЕНА — сделка, при совершении ко­торой происходит обмен одного имущества, н ;одящегося в соб­ственности, на д iyroe. Правоотно­шения мены peryj :руются ст. 567— 571 ГК РФ (см. та. сже обмен).

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕН­НОСТЬ — имущество, в том числе и недвижимое, принадлежащее му­ниципальным образованиям: горо­дам, сельским поселениям (ПГТ, село, деревня). Права собственника М. С. осуществляют органы мест­ного самоуправления.

НАЛОГ — обязательный взнос (пла­теж) в бюджет соответствующего уровня или внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и на условиях, определяемых феде­ральными и местными норматив­ными актами. При совершении сделок с недвижимостью уплачи­ваются следующие виды налогов: подоходный; поимущественный (на недвижимость и землю); на наследование и дарение; на до­бавленную стоимость (НДС).

НАСЛЕДОВАНИЕ — переход имуще­ственных прав и обязательств умер­шего (наследодателя) к его наследни­кам. Существует наследование по за­кону (родственники умершего призы­ваются к наследству по очередям) и по завещанию. Н. оформляется путем получения свидетельства о праве на наследство, выдаваемое нотариусом по месту жительства наследодателя.

НЕДВИЖИМОСТЬ (недвижимое иму­щество) — объекты, прочно связан­ные с землей, перемещение которых без ущерба их назначению невоз­можно. Разделяют жилую, нежилую (коммерческую) и земельную Н.!

НЕПРЕОДОЛИМАЯ СИЛА (форсмажор) — чрезвычайное и непре­дотвратимое в данных условиях со­бытие, являющееся обстоятель­ством, полностью или частично ос­вобождающим от ответственности. Различается классический (стихий­ное бедствие, техногенная катаст­рофа, война, революция и т. д.) и расширенный (изменение законо­дательства, конъюнктуры рынка, правил коммерческого оборота) форс-мажор.

НЕУСТОЙКА — определенная зако­ном или договором денежная сум­ма, которую сторона, неисполнив-шая обязательство, должна упла­тить. Н. является одним из спосо­бов обеспечения обязательств.

НОВАЦИЯ — соглашение сторон о замене одного заключенного ими положения договора (взятого обя­зательства) на другое, новое.

НОТАРИАТ — система органов, на ко­торые государством возложено со­вершение нотариальных действий, направленных на возникновение, изменение и закрепление юриди­ческих прав и обязанностей. Н. обеспечивает защиту прав и закон­ных интересов физических и юри­дических лиц путем совершения нотариусами юридических действий от имени государства.

ОБЛИГАЦИЯ — ценная бумага, под­тверждающая право ее держателя на получение от эмитента О. в пре- дусмотренный срок номинальной стоимости О. (или имущественного эквивалента), а также указанного в ней процента.

ОБМЕН — 1. получение от кого-либо желаемого объекта с предложением иного имущества взамен; 2. переда­ча прав и обязанностей по догово­рам мены, найма или аренды, в ос­новном жилых помещений. Разли­чаются О. коммерческий и неком­мерческий, а также натуральный и альтернативный (см. также альтер­натива, мена, найм).

ОБРЕМЕНЕНИЯ — установленные законом или государственными органами условия, запрещения, ог­раничивающие правообладателя вещных прав. К основным видам О. относят сервитут, ипотеку, арест, доверительное управление.

ОБЩАЯ СОБСТВЕННОСТЬ СУП­РУГОВ — имущество, нажитое суп­ругами во время брака, если догово­ром между ними не установлен иной режим этого имущества. В О. С.С. не входит имущество, полученное каж­дым из супругов до брака, а также полученное в дар, по наследству, в результате приватизации.

ОПЕКА — 1. контроль, осуществляе­мый за малолетними, несовершен­нолетними, а также над граждана­ми, признанными в судебном поряд­ке недееспособными; 2. совет (от­дел) по опеке и попечительству не­совершеннолетних детей, ограни­ченно дееспособных и недееспособ­ных граждан, разрешение которого требуется при совершении указанными лицами сделок с недвижимо­стью (см. также группа риска).

ОРДЕР — 1. письменный документ, предписание на выдачу, получение чего-либо; 2. документ, даюший пр^ао на вселение в муниципальное жилое помещение, :stom числе слу-жебное или по обмену.

ОТЧУЖДЕНИЕ — передача имущества в собственность другого лица, один из способов распоряжения имуще­ством. О. бывает возмездным (куп­ля-продажа, мена) и безвозмезд­ным (дарение, приватизация).

ОФЕРТА — адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно конкретно выражает намерение лица, его сделавшего (см. также акцепт).

ОЦЕНКА (ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬ­НОСТЬ) — 1. объективно и научно обоснованное мнение эксперта (оценщика) о стоимости объекта; 2. совокупность регламентирован­ных законом действий оценщика, направленных на определение оценочной стоимости объекта оценки (переоценки).

ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ — установленная законом плата за предоставление зе­мельных участков в собственность, пользование, владение или аренду. Может взиматься в виде земельного налога, арендной платы, установлен-. ной нормативной цены за земли.

ПОДНАЕМ (поднайм) — зависимый от договора найма вторичный до­говор, в силу которого наниматель сдает (частично или полностью) полученное от наймодателя иму­щество третьему лицу.

ПОДРЯДЧИК.- 1. юридическое или физическое лицо, обязующееся своими силами выполнить для за­казчика определенную работу к оговоренному сроку за согласован­ную оплату; 2. строительная орга­низация, которая на основании до­говора подряда с заказчиком несет ответственность за выполнение оговоренных строительно-монтаж­ных работ (см. также генподрядчик, субподрядчик).

ПОЛЬЗОВАНИЕ — одно из трех, на­ряду с распоряжением и владением, правомочий собственника, заклю­чающееся в праве потребления по­лезных свойств веши. П. Может осуществляться также и лицом, не являющимся собственником.

ПОМЕЩЕНИЕ — единица комплекса недвижимого имущества (здания), выделенная в натуре, предназна­ченная для самостоятельного ис­пользования для жилых или нежи­лых целей и зарегистрированное в установленном законом порядке.

ПОРУЧЕНИЕ — сущность гражданско-правового договора, по которому одна сторона (поверенный) обязуется со­вершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридически значимые действия. До­веритель при этом обязан уплатить поверенному вознаграждение.

ПОСРЕДНИК — физическое или юри­дическое лицо, оказывающее услу­ги другим лицам в совершении гражданско-правовых сделок и не связанный с вышеуказанными ли­цами организационно.

ПРАВОУСТАНАВЛИВАЮЩЕЕ ДО­КУМЕНТЫ — документы, выдавае­мые государственными органами и закрепляющие права и обязанности правообладателей, в том числе и объектов недвижимости. является свидетельство о госу­дарственной регистрации права.

ПРОПИСКА (устаревш.) — см. регис­трация по месту жительства.

ПРОСРОЧКА — нарушение должни­ком или кредитором предусмот­ренного сроком исполнения обя­зательства, которое регламентиру­ется соответственно ст. 405 и 406 ГКРФ.

РАЗДЕЛ ЖИЛЬЯ (ЖИЛПЛОЩА­ДИ) — изменение договора найма жилого помещения по требованию нанимателя или члена его семьи, в том числе и бывшего. Требование РЖ. предполагает выделение заяви­телю изолированного жилья (комна­ты или части дома) и заключение на него отдельного договора найма.

РАЗРЕШЕНИЕ (ОРДЕР) НА СТРОИ­ТЕЛЬСТВО — документ, подтверж­дающий право собственника, вла­дельца, арендатора или землеполь­зователя осуществить застройку участка, реконструкцию здания, благоустройство территории.

РАЗЪЕЗД — сделка на вторичном рынке недвижимости, при которой граждане (собственники или нани­матели) переезжают из одного жи­лого помещения в разные. Р. ком­мунальной квартиры получил на­звание расселения.

РАСПИСКА — документ с подписью, удостоверяющий получение подпи­савшим чего-либо. Р. является од­ним из видов письменных доказа­тельств.

РАССРОЧКА — способ оплаты това­ров и услуг, при которой платеж вы­полняется не полностью, а по ча­стям на условиях, согласованных сторонами.

РАССЕЛЕНИЕ — см. разъезд.

РЕГИСТРАЦИИ НЕДВИЖИМОС­ТИ — юридический акт, обеспечи­вающий права (собственника, ПНВ, БП, хозяйственного веде­ния, оперативного управления) юридических и физических лиц на объекты недвижимости, а также учитывающий сделки с ними (пе­реход права). Госрегистрацию не­движимости в России осуществля­ют т. н. органы юстиции, в каждом субъекте РФ свои.

РЕКВИЗИЦИЯ — принудительное возмездное изъятие государством имущества физических или юриди­ческих лиц в собственность или временное пользование. Стоимость имущества, возмещаемого бывшему собственнику государством (муници­пальными властями) может быть оспорена в судебном порядке.

РЕНТА — 1. регулярно получаемый доход на капитал без ведения предпринимательской деятельнос­ти; 2. денежная сумма, выплачи­ваемая плательщиком по договору ренты в течение срока жизни по­лучателя (пожизненная Р.) или бес­срочно (постоянная Р.). Право­отношения Р. регулируются ст. 589— 605 ГК РФ.

РЕСТИТУЦИЯ — возврат сторонами, заключившими сделку, всего полу­ченного по ней (двусторонняя Р.) в случае расторжения последней. Возможна также односторонняя Р. (полученное по сделке недобросо­вестной стороной переходит в до­ход государства), а также понятие «никакой Р.» — все, что обе сторо­на получили или должны были по­лучить по сделке, взыскивается в доход государства ( см. также вин­дикация).

СЕБЕСТОИМОСТЬ — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

СЕРВИТУТ — право ограниченного пользования чужим объектом недвижимости, в первую очередь зе­мельным участком. Для собствен­ника недвижимости, в отношении прав которого установлен С, пос­ледний выступает в качестве обре­менения.

СНиП (СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА) — свод основных нор­мативных документов, используе­мых в строительстве, обязатель­ный к применению всеми хозяй­ствующими субъектами, государ­ственными и муниципальными органами.

СУБАРЕНДА — передача арендован­ного имущества или его части в дальнейшую аренду третьим лицам на условиях и в сроки, не выходя­щие за рамки первичного договора аренды.

СУБСИДИЯ — 1. пособие в денежной или натуральной форме, предостав­ляемое государством или местными органами власти за счет средств со­ответствующего бюджета; 2. час­тичная оплата стоимости приобре­таемого жилья для очередников (жилищная С.) или компенсация части стоимости коммунальных ус­луг для малоимущих граждан (ком­мунальная С).

ТАУНХАУЗ — объект жилищного строительства, представляющий из себя полностью или частично сблокированный с аналогичными 2-3—этажный индивидуальный жилой дом с небольшим земель­ным участком.

ТЕНДЕР — форма проведения под­рядных торгов, заключающаяся в предоставлении соискателями пред­ложений (оферт), соответствующих критериям, содержащимся в тен­дерной документации.

ТИТУЛ — юридическое основание права на имущество, в т. ч. недвижи­мое, обоснованное соответствую­щими правоустанавливающими до­кументами.

ТОВАРИЩЕСТВО — добровольное объединение 2-х и более лиц, ко­торые соединяют свои имуще­ственные средства и личными усилиями способствуют получе­нию прибыли или достижения иной общеполезной задачи. Т. бывают коммерческими (полное Т.; коммандитное Т.) и некоммер­ческими (например, ТСЖ) органи­зациями.

ТОРГИ — заключение сделки с ли­цом, предложившим наиболее вы­годные условия с точки зрения за­казчика Т. (такое лицо признается выигравшим Т.). На практике разде­ляют аукционные, гласные, неглас­ные, закрытые Т., а также тендеры и конкурсы.

УДЕРЖАНИЕ — один из способов обеспечения обязательств, со­гласно которому кредитор, у ко­торого находится вещь, принад­лежащая или подлежащая пере­даче должнику, может не переда­вать ее последнему до полного исполнения должником своих обязательств.

УДОБСТВА — полезные свойства объектов недвижимости, повышаю­щие потребительские качества и цену последних. На практике раз­личают постоянные (неизменные) и дополняемые У.

ФОРМА СДЕЛКИ — совокупность требований, которым должна соот­ветствовать сделка (договор), чтобы она имела юридическую силу. Со­гласно ст. 153—165 ГК РФ различа­ются устная, простая письменная (ППФ) и нотариальная Ф. С.

ФОРС-МАЖОР — см. непреодолимая сипа.

ЦЕНА — 1. денежное выражение сто­имости товара, сложившееся в ре­зультате соотношения спроса и предложения; 2. стоимостная ха­рактеристика сделки с недвижимо­стью (скупочная и продажная Ц.) (см. также маржа).

ЭКСПРОПРИАЦИЯ — принудитель­ное безвозмездное изъятие иму­щества, производимое государ­ством или муниципальными влас­тями (см. также конфискация, рек­визиция).

ЭСКИЗ — 1. план здания, сооруже­ния, земельного участка без де­тальной проработки его элемен­тов; 2. чертеж, подтверждающий законность выделения земельного участка под строительство (эскиз № 1).

Типы субъектов бизнеса. Предпринимательский бизнес

♦ субъектами бизнеса выступают отдельные люди (их обычно определяют в качестве физических лиц), фирмы, в том числе учреждения, организации, предприятия, партнерства, фонды, товарищества, общества (их обычно определяют в качестве юридических лиц), а также иные субъекты, не являющиеся ни физическими лицами, ни юридическими лицами в соответствии с национальным законодательством той или иной страны (в России к таковым относятся собственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования);

♦ субъекты бизнеса, руководствуясь деловыми интересами, могут заниматься любым типом и любым видом деловой деятельности, не запрещенными действующим законодательством;

♦ деятельность субъектов бизнеса является экстерриториальной, это означает, что никакие различия в национальном законодательстве различных стран не могут отменить способности субъектов бизнеса вступать в деловые отношения между собой по всему свету;

Обратимся к понятиям типов и видов субъектов бизнеса, типов и видов их деловой деятельности. Под типом субъекта бизнеса здесь и далее понимается функциональная принадлежность данного субъекта бизнеса, функциональная специализация его действий. Разграничение субъектов бизнеса по признаку их функциональной специализации обусловливает следующую классификацию субъектов бизнеса:

• предприниматели, осуществляющие инициативную деятельность на свой риск и под свою исключительную экономическую и юридическую ответственность, в том числе коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоциации;

• индивидуальные и коллективные потребители продукции (работ, услуг), предлагаемой предпринимателями, в том числе союзы и ассоциации потребителей;

• работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы;

• органы государственной и муниципальной власти и управления в тех случаях, когда они выступают непосредственными участниками сделок (предоставление правительственных заказов предпринимателям, определение цен, состава и объемов льгот при выполнении специальных работ и др.); государственные служащие;

• международные и национальные общественные организации, обладающие директивными полномочиями, и их сотрудники.

какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Смотреть фото какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Смотреть картинку какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Картинка про какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Фото какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса

Приведенная классификация отражает расширительную трактовку состава субъектов бизнеса, которая характерна для прагматической концепции бизнеса. Между тем, часто можно встретить узкую трактовку состава субъектов бизнеса, к числу которых относят исключительно предпринимателей. В рамках узкой трактовки происходит отождествление предпринимателей и субъектов бизнеса (бизнесменов), предпринимательской деятельности и деловой деятельности, предпринимательства и бизнеса, предпринимательских отношений и деловых отношений вообще. Именно к сфере предпринимательства адресуются, такие понятия, как бизнес-единица, бизнес-процесс.

Никто сегодня не спорит о том, что предприниматели выступают субъектами бизнеса. Между тем исключение других упомянутых выше субъектов отношений из числа субъектов бизнеса означало бы, что все отношения, участниками которых они оказываются, не имеют делового характера. Какими же в таком случае окажутся отношения между людьми, например, между предпринимателями и потребителями, между предпринимателями и наемными работниками? Неделовыми? Невозможно предположить, что люди или другие субъекты, действующие в обществе, могут, находясь в здравом уме, вступать в отношения между собой, руководствуясь не деловыми, а какими-либо иными интересами. Если же интересы, которые заставляют упомянутых субъектов вступать во взаимные отношения, опираются на деловые основания, налицо именно деловые отношения между ними, т. е. бизнес, а сами участники данных отношений, несомненно, являются субъектами бизнеса.

В дальнейшем, в рамках настоящего курса предметом изучения станет именно предпринимательский бизнес (предпринимательство). Тем не менее, в рассматриваемой главе мы укажем на особенности отдельных типов субъектов бизнеса, которые проявляются в деловых отношениях между ними и другими субъектами бизнеса.

В экономической литературе понятие предприниматель впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., где под ним понимался человек, берущий на себя обязательство по производству или строительству объекта.

В качестве научного термина понятие предприниматель появилось в работах известного английского экономиста начала 18 века Ричарда Кантильона. Он считал, что расхождение между спросом и предложением на рынке дает возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары подешевле и продавать их подороже. Именно этих субъектов отношений он назвал предпринимателями, что в переводе с французского означает посредник. Р. Кантильон обратил внимание, что такие люди действуют не только в сфере обращения, но и в сфере производства товаров, но не обязательно являются собственниками средств производства.

Адам Смит под предпринимателем понимал собственника предприятия, который целью своей деятельности видит получение предпринимательского дохода. Известный французский экономист 19 века Жан Батист Сэй считал, что функцией предпринимателя является соединение, комбинация условий производства.

Альфред Маршалл и его последователи большое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может стать предпринимателем – для этого необходимы особые предпринимательские способности. Своеобразную трактовку предпринимательства предлагал Йозеф Шумпетер, считавший, что предпринимателем может быть не только отдельный человек, но и группа лиц. Предприниматель не обязательно является собственник условий производства, полагал Й. Шумпетер, предпринимателем субъект бизнеса является лишь тогда, когда он внедряет в производство или обращение новые, не применявшиеся ранее приемы деловой деятельности.

Предпринимательская деятельность – это инициативная деятельность субъекта бизнеса, который, владея, пользуясь, либо распоряжаясь полностью или частично какими-либо материальными благами (земля, сооружения, оборудование, ноу-хау, информация, денежные ресурсы), самостоятельно предпринимает усилия по созданию продукции, оказанию услуг и выполнению работ.

В Гражданском кодексе Российской Федерации (статья 2) содержится следующее определение: …Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Приведенное определение содержит следующие ключевые характеристики предпринимательской деятельности.

какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Смотреть фото какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Смотреть картинку какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Картинка про какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса. Фото какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса

В настоящее время, согласно экспертным оценкам, количество акционеров в США, обладающих ценными бумагами (акциями) различных компаний, составляет порядка 20-25% от всего трудоспособного населения США.

Диагностика предприятия с помощью финансовых коэффициентов

Основные особенности финансового анализа в том его варианте, который будет рассмотрен в настоящем разделе.

1. Подавляющее большинство финансовых показателей носит характер относительных величин, что позволяет сравнивать предприятия различного масштаба деятельности.

2. При проведении финансового анализа должен присутствовать фактор сравнения:

o сравниваются показатели деятельности предприятия за различные промежутки времени либо

o сравниваются показатели данной компании со средними показателями по отрасли или с показателями других компаний отрасли.

Для проведения финансового анализа нужно иметь полное финансовое описание предприятия за выбранное количество периодов (обычно лет). Если это один период, то в распоряжении аналитика должны быть данные баланса предприятия на начало и конец периода и отчет о прибыли за рассматриваемый период. Если количество периодов – два и больше, то количество отчетов о прибыли и балансов соответственно увеличивается, но всегда количество используемых для анализа балансов должно быть на единицу больше, чем количество отчетов о прибыли.

Финансовые показатели объединяются по группам, характеризующим основные свойства деятельности компании: 1) ликвидность и платежеспособность, 2) эффективность менеджмента предприятия, 3) прибыльность (рентабельность) его деятельности.

Ниже представлено более подробное разделение финансовых коэффициентов на группы, характеризующие различные особенности деятельности предприятия.

1. Операционный анализ

o Коэффициент изменения валовых продаж

o Коэффициент операционной прибыли

2. Анализ операционных издержек

o Коэффициент производственной себестоимости реализованной продукции

o Коэффициент издержек по реализации

o Коэффициент общих и административных издержек

o Коэффициент процентных платежей

3. Управление активами

o Оборачиваемость активов

o Средний период погашения дебиторской задолженности

o Оборачиваемость товарно-материальных запасов

o Оборачиваемость товарно-материальных запасов по себестоимости

4. Показатели ликвидности

o Коэффициент текущей ликвидности

o Коэффициент абсолютной ликвидности

5. Показатели прибыльности (рентабельности)

o Рентабельность активов

o Рентабельность используемого капитала (Рентабельность чистых активов)

6. Показатели структуры капитала

o Отношение задолженности к активам

o Отношение задолженности к капитализации

o Соотношение заемного и собственного капитала (Леверидж)

o Отношение задолженности к собственному капиталу.

o Коэффициент капитализации

7. Показатели обслуживания долга

o Показатель обеспеченности процентов

o Показатель обеспеченности процентов и основной части долга

8. Рыночные показатели

o Прибыль на одну акцию

o Дивидендный доход

o Коэффициент выплат

o Коэффициент цена/прибыль на 1 акцию.

Виды предпринимательского бизнеса и организационно – правовые формы бизнеса

В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое.

Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным производством товаров, может носить:

2) инновационный характер (инновационная предпринимательская деятельность, инновационное предпринимательство).

Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров может, таким образом, ориентироваться на производство и поставку на рынок традиционных или инновационных товаров. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс.

В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве прибыль образуется путем продажи товара по цене, превышающей ценю приобретения. Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торгово-коммерческое предпринимательство не следует называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной спекуляции.

Финансовое предпринимательство есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.

Лица (юридические или физические), представляющие интересы производителя или потребителя (а часто и действующие от их имени), но сами не являющиеся таковыми, называются посредниками.

Предпринимательская активность в сфере посредничества позволяет совместить в самые сжатые сроки экономические интересы производителя и потребителя. Посредничество, с точки зрения производителя, повышает степень эффективности работы последнего, поскольку дает возможность сосредоточить свою активность только на самом производстве, передавая посреднику функции по продвижению товара к потребителю. Кроме того, включение посредника в отношения между производителем и потребителем существенно сокращает срок оборачиваемости капитала, а значит, повышает прибыльность производства.

Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель гарантирует страхователю имущества, ценности, жизни за определенную плату компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в то что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

Рассмотрим одно из выше перечисленных видов предпринимательств.

Коммерческое предпринимательство характеризуется, прежде всего, тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Они выражают основное содержание коммерческого предпринимательства. Суть этого вида предпринимательства представляют операции и сделки по купле-продаже, то есть перепродаже товаров и услуг.

В сознании множества людей сложился и укоренился стереотип негативных представлений о частном коммерческом предпринимательстве как об антиобщественной, нетрудовой, противозаконной деятельности, которую в обиходной речи принято называть спекуляцией. Такое представление имеет исторические корни.

В течение многих лет в стране господствовала государственная монополия не только на внешнюю, но и в значительной степени на внутреннюю торговлю. Граждане могли свободно продавать только продукцию собственного хозяйства и личные вещи, да и то с ограничениями, только на колхозных рынках и «барахолках». Кое-какими правами торговать обладали колхозы, промкооперация и потребкооперация, которые, по существу, были полугосударственными. Так что любая негосударственная торговля, как минимум, бралась под подозрение, а то и просто преследовалась. Коммерсант, занимающийся куплей-продажей не от лица государства, считался, по сути, преступником и клеймился позорной кличкой «спекулянт».

Кроме того, хотя формально экономическая наука и статистика относили торговлю к отраслям производственной сферы, в массовом сознании торговая и торгово-посредническая деятельность никак не ассоциируется не то что с производственной, а даже с трудовой деятельностью. Это обстоятельство проявляется в презрительном слове «торгаш», которым до сих пор характеризуют торговцев многие наши сограждане. Доходы от торговли далеко не все рассматривают как «нормальные», трудовые доходы.

Сложность преодоления сформировавшихся в общественном сознании взглядов на коммерческое предпринимательство проистекает еще и из того, что в ряде случаев оно действительно носило и продолжает носить противоправный, социально вредный характер.

В условиях острейшего дефицита на многие товары и услуги работники государственной торговли либо сами, либо с привлечением посредников реализовывали по повышенным ценам товары, предназначенные для продажи в государственной торговой сети по государственным ценам. В таких случаях коммерсант получал из кармана покупателя незаконную дополнительную плату за торгово-посреднические услуги, а по существу, взятку за продажу дефицитного товара. Подобная «коммерческая» деятельность преследовалась и наказывалась. Увы, несовершенство и даже отсутствие законодательного обеспечения, правовых норм коммерческого предпринимательства не позволяло провести четкую грань между законной и противозаконной коммерцией.

Естественно, что устранение дефицитов, приватизация торговли, развитие частного предпринимательства будет способствовать преодолению консервативных отношений к коммерческому делу.

Общая схема коммерческо-предпринимательской деятельности во многом аналогична изложенной выше схеме производственно-предпринимательской деятельности. Отличие состоит в том, что в коммерческом предпринимательстве нет необходимости обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции, приобретаемые предпринимателем материальные ресурсы покупаются им в виде готового товара, который затем реализуется потребителю. Так что из схемы выпадает блок производства, который заменяется блоком получения товара. Что же касается отношений предпринимателя с покупателем, то они сохраняют общий характер и для производственной и для коммерческой деятельности, и в том и в другом случае предпринимателю надо сбыть свой товар.

Понятно, что в условиях коммерческого предпринимательства привлекаемые предпринимателем рабочая сила и средства производства имеют специфический характер, поскольку предназначены для осуществления торговых и непосредственно связанных с ними операций.

Обрисуем в общих чертах содержание и этапы осуществления коммерческой сделки на примере купли-продажи определенного товара.

Прежде всего, следует выбрать вид товара (услуги) для осуществления коммерции. Естественно, что при этом учитываются два основных требования:

— реализационная цена товара должны быть ощутимо выше покупной цены;

— должен быть достаточный спрос на данный вид товара, чтобы реализовать его в намечаемом масштабе сделки.

Таким образом, коммерческой сделке должен предшествовать маркетинговый анализ рынка, в результате которого прогнозируется объем закупки и продажи товара, цена покупки и цена реализации товара. Если предварительный анализ и прогноз свидетельствуют в пользу коммерческой сделки, предприниматель прорабатывает бизнес-план предпринимательской деятельности, включающий программу действий по осуществлению сделки, расчет затрат и результатов.

В соответствии с общей схемой коммерческо-предпринимательской деятельности программа коммерческой сделки включает:

— найм работников для выполнения операций закупки, транспортирования, продажи товара, проведения рекламной работы, оформление необходимых документов, осуществление других торгово-посреднических услуг;

— получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, не участвующих непосредственным образом в коммерческой сделке, но предоставляющих свои платные услуги для ее осуществления и выполняющих посреднические функции;

— привлечение денежных средств в кредит для финансирования сделки и последующий возврат кредита с процентами;

— получение или приобретение необходимой информации, требуемой для расчета, планирования, оформления, регулирования сделки;

Основные мероприятия коммерческой программы необходимо увязывать между собой по срокам, установив последние в соответствии с логикой и технологией сделки и предусмотрев возможность последовательно-параллельного проведения операций. Желательно довести эту часть подготовки коммерческой сделки до составления общего бизнес-плана и укрупненного координационного плана действия. Для крупных и продолжительных сделок формирование координационного плана в виде плана-графика работ с привязкой их к срокам и исполнителям практически неизбежно. Для небольших непродолжительных сделок схема выполнения и координации действий должна существовать, по крайней мере, мысленно, в голове предпринимателя.

Кроме программы мер и действий по выполнению коммерческой сделки, разработка бизнес-плана должна включать составление сметы расхода (затрат) по всем указанным выше видам расходуемых ресурсов и сопоставление затрат и результатов в денежной форме как по этапам проведения сделки, так и по сделке в целом. Предприниматель обязан во избежание неудачного исхода сделки провести хотя бы укрупненные балансовые оценочные расчеты, на основании которых он может получить представление о соотношении между затратами на приобретение и реализацию товара и выручкой от реализации в определенные временные периоды.

Денежные расходы (затраты) на проведение коммерческой сделки к

определенному моменту времени складываются из расходов на приобретение товара, на найм работников, на аренду помещений, складов, на оплату услуг сторонних организаций и лиц, на приобретение информации, выплату части процентов за кредит. Кроме того, в затраты следует включать, как уже отмечалось при описании производственного предпринимательства, внутренние издержки вследствие вовлечения в сделку собственных средств предпринимателя (износ собственного имущества, расходных материалов и рабочей силы).

Денежные затраты на приобретение товара (Дт) определяются путем умножения объема его закупки в физическом исчислении (Т) (штуки, килограммы, метры и т. д.) на отпускную цену физической единицы товара (Цо). Если товар закупается (n) партиями с разной ценой, то затраты определяются путем суммирования:

Дт = Т1Цо1 + Т2Цо2 +…+ ТоЦon

Денежные поступления предпринимателя складываются из выручки за реализованный товар.

Денежная выручка от реализации товара устанавливается путем умножения объема продаж к данному моменту времени (Tв) в физическом исчислении (штуки, килограммы, квадратные метры и т. д.) на продажную цену единицы товара (Цо)- Если товар реализуется (n) партиями, то:

Дв = Т1Ц1 + Т1Ц2 +…+ ТnЦn

Для нормального финансового обеспечения коммерческого предпринимательства в течение всего периода сделки выручка должна превышать затраты, то есть сумма поступлений должна превышать сумму затрат. Если денежных средств предпринимателя недостаточно для опережающей закупки товаров, он вынужден прибегать к кредиту, а в отдельных ситуациях и к залогу.

В итоге завершения коммерческой сделки предприниматель должен получить валовую прибыль.

Как уже указывалось выше, остаточная прибыль равна валовой прибыли за вычетом остального процента за кредит, суммы кредита, налогов, отчислений, других неизбежных выплат из прибыли. При расчете суммы налогов следует принимать во внимание более высокие ставки отчислений от прибыли при посреднической деятельности.

Особый объект коммерческого предпринимательства представляют экспортно-импортные сделки. Однако основные высказанные положения относятся и к сделкам экспортно-импортного характера, в ходе которых товар закупается в одной стране, а продается в другой. При распространении изложенной выше схемы коммерческого предпринимательства на международные сделки необходимо видоизменить схему следующим образом:

— исчислять издержки, расходы, выручку в валюте соответствующей страны с последующим их сведением при исчислении прибыли в единую валюту, используя валютные коэффициенты или валютный курс:

— исчислять расходы на закупку товара и выручку от его продажи в ценах соответствующей страны;

— учитывать налоги на экспорт и импорт, на продажу, валютные отчисления, пошлины за провоз товара через границу;

— усчитывать дополнительные издержки на транспорт и специальные виды услуг;

принимать во внимание ограниченные возможности обмена рублей на валюту, ввоза и вывоза валюты, действующие в стране ограничения на ввоз и вывоз определенных товаров, необходимость вести расчеты за товары и услуги в определенной валюте.

Организационно-правовые формы бизнеса

Индивидуальное предпринимательство

Индивидуальный предприниматель (ИП) без образования юридического лица, являющийся физическим лицом, есть также организационно-правовая форма предприятия, например, крестьянское (фермерское) хозяйство является предприятием, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а его глава признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Преимущества данной организационно-правовой формы заключаются в следующем:

1. предприятие легко зарегистрировать, бюрократические процедуры незначительны;

2. владелец предприятия располагает полной свободой действий по сравнению с обществами или товариществами и поскольку доход предпринимателя непосредственно зависит от того, насколько успешно он действует в области бизнеса, таким образом, появляется стимул к эффективному ведению бизнеса;

К недостаткам же можно отнести следующие моменты:

2. существующие отношения с властью: предприниматели не испытывают практически никакой поддержки со стороны властей;

3. одной из проблем, с которой сталкивается сегодня предприниматель является проблема отсутствия у него какого-либо профессионализма: он не знает, что такое бизнес, что такое бизнес-планирование; он, возможно и слышал о бизнес-плане, возможно видел его, но как правило не имеет ни малейшего представления о том, как его составлять; например, по сравнению с техническими навыками гораздо меньшее число людей обладает какими-либо познаниями в областях учета, организации, управления или маркетинга; в основной своей массе люди не представляют всех трудностей, с которыми им придется столкнуться при начинании бизнеса, в полном объеме, но даже если все-таки имеют представление, что их ждет, они все равно не знают, как справиться с этими проблемами. У многих предпринимателей отсутствует такое понятие как предпринимательская этика, например при распространении ложной информации предприниматель не несет практически никакой ответственности, т. е. фактически он может выдавать в рекламе любую информацию, предприниматели как говорится, делают деньги всеми возможными и невозможными способами;

4. она из трудностей при регистрации данной организационно-правовой формы заключается в следующем: иной раз очень трудно выбить лицензию на лицензируемый вид деятельности;

5. еще один недостаток состоит в том, что ответственность индивидуального предпринимателя неограниченна, т. е. предприниматель рискует всем своим имуществом, в отличие от акционеров, которые рискуют только активами фирмы, а не своим имуществом.

Понятие и виды некоммерческих организаций.

Общие положения. Некоммерческими называются организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 ГК).

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Установление в законе сразу двух критериев, характеризующих некоммерческую организацию, безусловно, оправданно. В сегодняшней России большинство некоммерческих организаций, не исключая и финансируемые собственником учреждения, просто вынуждено заниматься предпринимательством, чтобы свести кон-цы с концами. Законодатель должен обеспечить такой правовой режим их деятельности, при котором неизбежное и необходимое ведение коммерции не превратится в самоцель. Зарубежный опыт показывает, что именно запрет распределять полученную прибыль между участниками юридического лица является самым действенным способом отсечения некоммерческих организаций от профессионального бизнеса

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *