какие интересы преследует прагматическая концепция бизнеса
Прагматическая концепция бизнеса
Прагматизм данного подхода обусловлен тем, что понимание противоречивости бизнеса как объективного явления не сопрягается с выдвижением требований юридического, экономического и морального искоренения упомянутых противоречий. Напротив, противоречия и конфликты интересов, возникающие в связи с действиями людей, занимающихся бизнесом, не рассматриваются однозначно отрицательно. Роль конкуренции как позитивного фактора состоит в том, что обострение конкуренции до разумных пределов стимулирует развитие экономики.
В целом, можно выделить следующие элементы прагматической концепции бизнеса :
Прагматическая концепция бизнеса базируется на четырёх теоретических основаниях. Первое основание – непротиворечивое определение самого термина бизнес. Второе основание — положение о необходимости постоянного преодоления людьми естественной ограниченности материальных и нематериальных благ, лежащих в основе жизнедеятельности людей. Третье основание – представление о бизнесе как об обязательном компоненте деятельности людей вне зависимости от предмета данной деятельности. Четвертое основание – положение о наличии у людей совокупности особых свойств (деловых качеств), которые могут быть использованы в их повседневной деловой деятельности.
Для изучения того или иного объективного явления необходимо, прежде всего, объяснить происхождение термина, с помощью которого данное явление определяется. Различия в толковании явления, которое определяется с помощью слова бизнес, бывают часто обусловлены разницей в интерпретации значения самого данного слова. Под бизнесом нередко понимают неодинаковые процессы, события, действия людей. Здесь важно подчеркнуть, что слово бизнес, вошедшее в русский язык из английского ( business ), имеет абсолютно однозначное толкование. Термин бизнес является синонимом слову дело. Использование рассматриваемого термина лицами, объясняющимися по-английски, ничем не отличается от применения слова дело людьми, объясняющимися по-русски. Когда, например, кто-либо спрашивает кого-либо как дела? по-английски, он говорит именно о бизнесе.
В данном значении business начал применяться и применяется в настоящее время как научный термин. Встречаются поведенческое и коммуникационное толкования смысла этого термина. Поведенческое толкование бизнеса состоит в том, что с помощью рассматриваемого термина определяется совокупность действий людей. Отсюда выражения, такие как: делать бизнес, заниматься бизнесом, оценивать бизнес. В рамках поведенческого толкования бизнес целесообразно определить как деловую деятельность людей.
Коммуникационное толкование бизнеса состоит том, что указанный термин привлекается для описания отношений, возникающих между различными людьми, каждый из которых занимается бизнесом. Отсюда выражения деловые отношения, субъекты деловых отношений (субъекты бизнеса), интересы субъектов бизнеса.В рамках коммуникационного толкования бизнес целесообразно определить именно как деловые отношения между людьми. В нашем учебнике мы используем оба приведенных выше толкования понятия бизнес.
Материальные блага всегда имеют предметную (объектную) форму, доступную органам чувств человека; таковыми являются воздух, вода, пища, одежда, жильё, другие предметы и объекты. Нематериальные блага не имеют предметной формы, их польза для человека состоит в эффекте результата оказанной услуги или выполненной работы. Услуги составляют основу существования таких сфер общественной жизни, как образование, медицина, спорт, право, культура, наука, информация, досуг. Вместе с тем оказание услуг осуществляется и в других областях (например, сервисное обслуживание техники, услуги по инсталляции программного обеспечения). С процедурами выполнения работ можно столкнуться в процессе строительства любых объектов (строительные работы), ремонта (ремонтные работы); к числу таковых следует отнести и другие виды деятельности людей в разных областях экономики.
Материальные блага, используемые людьми в процессе своей жизнедеятельности, могут различаться между собой по различным признакам. Принято различать материальные блага,
— данные природой и произведенные людьми;
— потребительские и инвестиционные;
— частные и общественные;
— воспроизводимые и невоспроизводимые (уникальные).
Природные или произведенные материальные блага, предназначенные для личного, семейного, группового, ассоциированного потребления, являются потребительскими благами. К их числу относятся, например, бытовая техника, мебель, одежда, продукты питания. Инвестиционные материальные блага включают в себя сырье, машины, оборудование, комплектующие изделия, которые необходимы для производства других материальных благ, оказания услуг и выполнения работ. Например, автотранспортные средства, используемые для перевозки сырья или готовой продукции, следует отнести к числу инвестиционных материальных благ, а используемые в семейном быту, – к числу потребительских.
В зависимости от того, кто именно является потребителем материальных благ, сами материальные блага разделяются на частные и общественные. К примеру, домашний автомобиль – это частное благо. Общественный парк, посещением которого наслаждаются многие граждане, становится общественным благом.
Материальные блага могут быть воспроизводимыми и уникальными. Уникальными являются те из них, которые не могут быть воспроизведены в силу различных обстоятельств. Остальные материальные блага являются воспроизводимыми.
И материальные блага, и услуги, работы могут существовать потенциально, в том числе в нашем воображении, и фактически, реально. Фактическое наличие любых благ, как материальных, так и нематериальных, фиксируется в тех случаях, когда потребность людей в таких благах совпадает с их предложением. По критерию соответствия потребности в благах и предложения благ целесообразно выделить свободные блага и ограниченные блага. Свободными или постоянно доступными благами являются те из них, потребность в которых всегда может быть удовлетворена. Таковыми могут быть лишь некоторые природные материальные блага, используемые в обычных обстоятельствах, например, такое природное благо, как воздух.
Все остальные материальные и нематериальные блага являются относительно ограниченными. Это значит, что размеры потребности в них всегда превышают размеры их предложения.
Относительная ограниченность благ возникает по разным причинам. Таковыми являются
— опережение развития потребностей людей по сравнению с динамикой предложения благ (так называемое возвышение потребностей);
— относительная ограниченность природных ресурсов как потенциальных источников сырья для создания готовой продукции;
— относительная ограниченность производственных возможностей людей, участвующих в создании готовой продукции;
— относительная неравномерность географического распределения природных материальных благ, сырьевых и людских ресурсов, а также людей как обладателей потребностей в благах;
Названные причины обусловливают относительную ограниченность и материальных, и нематериальных благ. Крайней степенью относительной ограниченности благ является их редкость. Если относительная ограниченность благ не выражается в их редкости, принято говорить об их относительной недостаточности.
Наличие относительной ограниченности материальных и нематериальных благ обусловливает действие в человеческом обществе объективной тенденции восполнения (преодоления) этой ограниченности. Поэтому деятельность людей по созданию продукции, оказанию услуг и выполнению работ всегда направлена на создание условий для обеспечения доступа других людей и своего собственного к благам.
Потребности членов общества в благах должны удовлетворяться, а следовательно, деятельность людей по созданию продукции, выполнению работ и оказанию услуг другим людям, другими словами, их дело, их бизнес всегда возникает там, где формируется объективная потребность в преодолении относительной ограниченности благ. Таким образом, блага являются объектами бизнеса, а относительная ограниченность благ становится объективным фактором, наличие которого побуждает человека искать возможность получить указанные блага.
Данная возможность реализуется двумя путями. Люди, занимающиеся бизнесом (назовём их субъектами бизнеса), вправе удовлетворять собственные потребности в благах самостоятельно, либо путём обращения к другим субъектам бизнеса посредством заключения с ними сделки.
Под сделкой следует понимать процедуру осуществления деловых отношений. Вступая в сделку, субъекты бизнеса реализуют свое стремление получить доступ к относительно ограниченным благам с помощью других людей. В сделках отражается противоречивый характер деловых отношений – с одной стороны, участниками сделки становятся конкуренты, с другой стороны, данные конкуренты оказываются заинтересованы во взаимном (взаимовыгодном) сотрудничестве. Сделки являются обязательным компонентом деловой деятельности людей вне зависимости от конкретного предмета данной деятельности.
Для возникновения сделки необходимо соблюдение ряда условий. Во-первых, люди, составляющие стороны данной сделки, должны обладать правом на вступление в сделку. Данное право определяется наличием у них правоспособности и дееспособности – с содержанием данных понятий мы познакомимся во втором разделе учебника Основы бизнеса.
Во-вторых , сделки между субъектами деловых отношений должны быть целесообразны. Под целесообразностью сделки понимается соотнесение целей, ради которых люди вступают между собой в деловые отношения, и средств, которые могли бы обеспечивать возможность их достижения. Назначение сделки состоит в том, чтобы, связав цель бизнеса со средствами ее достижения, обеспечить каждому из участников сделки наилучшие условия доступа к относительно ограниченным благам. Правильное и умелое применение принципа целесообразности сделок является необходимым условием высокой эффективности бизнеса.
В-третьих , проводимая сделка должна быть законной. Под законностью сделки понимается неуклонное следование нормам международного и национального законодательства всеми участниками деловых отношений на стадии подготовки сделки и в процессе ее осуществления.
В-четвертых , проведение сделок должно соответствовать обычаям делового оборота. Под обычаями делового оборота понимается не предусмотренные законодательством или условиями конкретного договора, но сложившиеся и широко применяемые правила поведения, например, традиции исполнения участниками сделок тех или иных обязательств.
В-пятых , порядок проведения сделки должен сопровождаться неукоснительным соблюдением условий договора в части сохранения служебных и коммерческих секретов участников сделки, поддержания заработанной сторонами ранее деловой репутации.
Пренебрежение указанными условиями влечет признание сделки недействительной. В Гражданском кодексе Российской Федерации, к примеру, содержатся следующие признаки недействительности сделок. Сделка считается недействительной в силу признания ее таковой судом (в этом случае она называется оспоримой сделкой), либо независимо от такого признания (в этом случае она называется ничтожной сделкой). Сделка признается недействительной, если участником ее является лицо, не имеющее на то права. Сделка признается ничтожной, если
♦ она совершена с целью, заведомо противоположной закону или основам нравственности;
♦ она совершена лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия;
Если же основания признания сделки недействительной отсутствуют, данная сделка является правомерной. Правомерность сделки состоит в том, что она, во-первых, проводится субъектами бизнеса, которые вправе быть участниками сделок (они обладают необходимыми правоспособностью и дееспособностью), а во-вторых, сопровождается обоснованием и соблюдением взаимных прав и обязанностей всех участников данных сделок.
Различают обязательственные права и вещные права субъектов бизнеса. Вещные права возникают у участников сделок по отношению к объектам бизнеса и состоят в исключительном использовании данных объектов бизнеса в интересах обладателя вещных прав. Основным вещным правом в бизнесе является право собственности, к рассмотрению которого мы приступим в следующем параграфе учебника Основы бизнеса. Обязательственные права возникают у субъектов бизнеса в качестве взаимных обязательств, подлежащих неукоснительному выполнению. Определение и описание таких взаимных обязательств составляет основу содержания любых договоров и контрактов, в виде которых письменно оформляются сделки между субъектами бизнеса, в том числе торговых контрактов, договоров поручения, а также учредительных договоров по созданию различных типов предпринимательских фирм.
3.1.3. Прагматическая концепция бизнеса
Данная концепция рассматривает бизнес как неизбежное и положительное явление. Она является усредненной позицией между позитивной и критической концепциями. Ее сторонники не абсолютизируют ни положительных, ни отрицательных сторон деловых отношений.
является необходимым компонентом экономики является неизбежным компонентом экономики представляет собой противоречивое явление представляет собой постоянное явление в истории объединяет интересы предпринимателей и населения
Рис. 3.3. Прагматическая концепция бизнеса
Следующий тезис гласит, что бизнес есть неизбежный компонент экономической системы. Здесь мы акцентируем внимание на том, что экономическая система образовывается из совокупности деловых отношений, т.е.
Третий тезис прагматической концепции предполагает, что бизнес есть противоречивое явление. Мы уже неоднократно отмечали, что бизнес порождает конфликты между предпринимателями за клиента и ограниченные ресурсы. Однако это не единственный источник противоречий, связанный с бизнесом. Другой тип конфликтов представляет собой столкновения между бизнесменом и потребителем по поводу условий сделок. Если сторонники критической концепции утверждали, что предприниматель будет всячески игнорировать требования клиента ради своей личной выгоды, то в рамках прагматической концепции предполагается, что предпринима-
Тема 5. Концепции и родовые признаки бизнеса
тель будет всячески учитывать интересы общества, чтобы завоевать большую часть рынка, увеличить количество своих клиентов и таким образом достичь высокой прибыли. Т.е. условия диктует уже не предприниматель потребителю, а потребитель предпринимателю. Это может проявляться в открытой или скрытой формах. В первом случае клиент прямо заявляет бизнесмену, что условия сделки его не устраивают и просит изменить их, заявляя, что у него есть альтернативные возможности (вести дела с другой компанией). К примеру, покупатель, приобретая большую партию товара, настаивает на предоставлении скидки. В случае скрытого конфликта человек просто предпочитает воспользоваться услугами конкурирующей фирмы.
Прагматическая концепция бизнеса полностью укладывается в современную экономическую теорию, подтверждается исторической практикой и принимается большинством ученых-экономистов нашего времени. Она рассматривает бизнес как существенный атрибут именно рыночной экономики. В других типах экономических систем деловые отношения, безусловно, сохраняются, но в условиях рынка они приобретают больший вес и значение в обеспечении благополучия общества.
Прагматическая концепция бизнеса
Прагматическая концепция бизнеса
Под прагматизмом здесь и далее понимается ориентация планов и целей деятельности людей на достижение практических выгод в обстоятельствах, имеющих объективный и поэтому независимый от воли и желания этих людей. Сущность прагматической концепции бизнеса состоит в том, что бизнес рассматривается как явление, неизбежное в контексте развития общества. Указанное явление оказывается, с одной стороны, необходимым, а с другой стороны выгодным людям, которые воспринимается обществом в качестве бизнесменов, стремящихся удовлетворить свои корыстные (эгоистические) интересы, и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность постоянно насыщать свои потребности при помощи созданных товаров и оказанных услуг.
Роль конкуренции как позитивного фактора состоит в том, что обострение конкуренции до разумных пределов стимулирует развитие экономики.
В целом, можно выделить следующие элементы прагматической концепции бизнеса :
♦ бизнес базируется на отношениях между людьми, каждый из которых, вступая в эти отношения, преследует собственные интересы, не обязательно совпадающие с интересами других людей; с одной стороны, естественная конкуренция интересов ведёт к конфликту интересов, к навязыванию интересов одних людей другим, собственные интересы которых в такой ситуации оказываются ущемлены, что, в конце концов, действительно, может привести к непредсказуемым последствиям; с другой стороны, в конечном итоге конфликт интересов не приводит к гибельным последствиям для человеческого общества, а напротив, способствует постоянному росту экономики и благосостояния людей;
Для изучения того или иного объективного явления необходимо, прежде всего, объяснить происхождение термина, с помощью которого данное явление определяется. Различия в толковании явления, которое определяется с помощью слова бизнес, бывают часто обусловлены разницей в интерпретации значения самого данного слова. Под бизнесом нередко понимают неодинаковые процессы, события, действия людей. Здесь важно подчеркнуть, что слово бизнес, вошедшее в русский язык из английского (business), имеет абсолютно однозначное толкование. Термин бизнес является синонимом слову дело. Использование рассматриваемого термина лицами, объясняющимися по-английски, ничем не отличается от применения слова дело людьми, объясняющимися по-русски. Когда, например, кто-либо спрашивает кого-либо как дела? по-английски, он говорит именно о бизнесе.
В данном значении business начал применяться и применяется в настоящее время как научный термин. Встречаются поведенческое и коммуникационное толкования смысла этого термина. Поведенческое толкование бизнеса состоит в том, что с помощью рассматриваемого термина определяется совокупность действий людей. Отсюда выражения, такие как: делать бизнес, заниматься бизнесом, оценивать бизнес. В рамках поведенческого толкования бизнес целесообразно определить как деловую деятельность людей.
Коммуникационное толкование бизнеса состоит том, что указанный термин привлекается для описания отношений, возникающих между различными людьми, каждый из которых занимается бизнесом. Отсюда выражения деловые отношения, субъекты деловых отношений (субъекты бизнеса), интересы субъектов бизнеса. В рамках коммуникационного толкования бизнес целесообразно определить именно как деловые отношения между людьми. В нашем учебнике мы используем оба приведенных выше толкования понятия бизнес.
Материальные блага всегда имеют предметную (объектную) форму, доступную органам чувств человека; таковыми являются воздух, вода, пища, одежда, жильё, другие предметы и объекты. Нематериальные блага не имеют предметной формы, их польза для человека состоит в эффекте результата оказанной услуги или выполненной работы. Услуги составляют основу существования таких сфер общественной жизни, как образование, медицина, спорт, право, культура, наука, информация, досуг. Вместе с тем оказание услуг осуществляется и в других областях (например, сервисное обслуживание техники, услуги по инсталляции программного обеспечения). С процедурами выполнения работ можно столкнуться в процессе строительства любых объектов (строительные работы), ремонта (ремонтные работы); к числу таковых следует отнести и другие виды деятельности людей в разных областях экономики.
Материальные блага, используемые людьми в процессе своей жизнедеятельности, могут различаться между собой по различным признакам. Принято различать материальные блага,
— данные природой и произведенные людьми;
— потребительские и инвестиционные;
— частные и общественные;
— воспроизводимые и невоспроизводимые (уникальные).
В зависимости от того, кто именно является потребителем материальных благ, сами материальные блага разделяются на частные и общественные. К примеру, домашний автомобиль – это частное благо. Общественный парк, посещением которого наслаждаются многие граждане, становится общественным благом.
Под сделкой следует понимать процедуру осуществления деловых отношений. Вступая в сделку, субъекты бизнеса реализуют свое стремление получить доступ к относительно ограниченным благам с помощью других людей. В сделках отражается противоречивый характер деловых отношений – с одной стороны, участниками сделки становятся конкуренты, с другой стороны, данные конкуренты оказываются заинтересованы во взаимном (взаимовыгодном) сотрудничестве. Сделки являются обязательным компонентом деловой деятельности людей вне зависимости от конкретного предмета данной деятельности.
Для возникновения сделки необходимо соблюдение ряда условий. Во-первых, люди, составляющие стороны данной сделки, должны обладать правом на вступление в сделку. Данное право определяется наличием у них правоспособности и дееспособности – с содержанием данных понятий мы познакомимся во втором разделе учебника Основы бизнеса.
Во-вторых, сделки между субъектами деловых отношений должны быть целесообразны. Под целесообразностью сделки понимается соотнесение целей, ради которых люди вступают между собой в деловые отношения, и средств, которые могли бы обеспечивать возможность их достижения. Назначение сделки состоит в том, чтобы, связав цель бизнеса со средствами ее достижения, обеспечить каждому из участников сделки наилучшие условия доступа к относительно ограниченным благам. Правильное и умелое применение принципа целесообразности сделок является необходимым условием высокой эффективности бизнеса.
В-третьих, проводимая сделка должна быть законной. Под законностью сделки понимается неуклонное следование нормам международного и национального законодательства всеми участниками деловых отношений на стадии подготовки сделки и в процессе ее осуществления.
В-четвертых, проведение сделок должно соответствовать обычаям делового оборота. Под обычаями делового оборота понимается не предусмотренные законодательством или условиями конкретного договора, но сложившиеся и широко применяемые правила поведения, например, традиции исполнения участниками сделок тех или иных обязательств.
В-пятых, порядок проведения сделки должен сопровождаться неукоснительным соблюдением условий договора в части сохранения служебных и коммерческих секретов участников сделки, поддержания заработанной сторонами ранее деловой репутации.
Пренебрежение указанными условиями влечет признание сделки недействительной. В Гражданском кодексе Российской Федерации, к примеру, содержатся следующие признаки недействительности сделок. Сделка считается недействительной в силу признания ее таковой судом (в этом случае она называется оспоримой сделкой), либо независимо от такого признания (в этом случае она называется ничтожной сделкой). Сделка признается недействительной, если участником ее является лицо, не имеющее на то права. Сделка признается ничтожной, если
♦ она совершена с целью, заведомо противоположной закону или основам нравственности;
♦ она совершена лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия;
Если же основания признания сделки недействительной отсутствуют, данная сделка является правомерной. Правомерность сделки состоит в том, что она, во-первых, проводится субъектами бизнеса, которые вправе быть участниками сделок (они обладают необходимыми правоспособностью и дееспособностью), а во-вторых, сопровождается обоснованием и соблюдением взаимных прав и обязанностей всех участников данных сделок.
Различают обязательственные права и вещные права субъектов бизнеса. Вещные права возникают у участников сделок по отношению к объектам бизнеса и состоят в исключительном использовании данных объектов бизнеса в интересах обладателя вещных прав. Основным вещным правом в бизнесе является право собственности, к рассмотрению которого мы приступим в следующем параграфе учебника Основы бизнеса. Обязательственные права возникают у субъектов бизнеса в качестве взаимных обязательств, подлежащих неукоснительному выполнению. Определение и описание таких взаимных обязательств составляет основу содержания любых договоров и контрактов, в виде которых письменно оформляются сделки между субъектами бизнеса, в том числе торговых контрактов, договоров поручения, а также учредительных договоров по созданию различных типов предпринимательских фирм.
Краткий словарь основных бизнес терминов
АВАНС — имущественное предоставление, вручаемое в счет будущих платежей за выполнение работы, оказание услуг или передачу имущества. В отличие от задатка А. не является способом обеспечения обязательства и в любой момент может быть истребован назад или возвращен (см. также задаток, залог, предоплата).
АГЕНТ — 1. представитель организации, выполняющей деловые поручения; сторона Агентского Договора; сотрудник риэлтерской фирмы, не имеющий квалификации (см. также брокер, маклер).
АДВОКАТ — профессиональный юрист, предоставляющий услуги по защите интересов своих клиентов (правовую помощь) и входящий в коллегию адвокатов.
АККРЕДИТИВ — поручение банка производить по распоряжению и за счет клиента платежи третьим лицам в пределах суммы и на условиях, обозначенных в нем. А. используется при расчетах за продаваемое недвижимое имущество.
АКТ ПРИЕМКИ-ПЕРЕДАЧИ (приемосдаточный акт) — в соответствии со ст. 556 ГК РФ документ, составляемый в простой письменной форме и подтверждающий фактическое исполнение заключенного договора.
АКЦЕПТ — ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии, что означает согласие на заключение договора.
АЛЬТЕРНАТИВА (альтернативная покупка) — сделка с недвижимостью, совершаемая с одновременной куплей-продажей двух или более объектов (см. также обмен).
АННУИТЕТ — одинаковые платежи, производимые в равные промежутки времени в течение определенного периода (например, при арендном обмене, выплате долга, покупки недвижимости в рассрочку).
АПОСТИЛЬ — удостоверение подлинности подписи на документе, направляемом для использования на территории другого государства. Выполняется либо нотариусом, либо консульским учреждением.
АРЕНДА — предоставление одной стороной (арендодателем) другой стороне (арендатору) какого-либо имущества (земли, квартиры, автомобиля, помещения, оборудования) во временное пользование по договору аренды.
БАЗА ДАННЫХ — 1. объективная форма представления совокупности данных, обычно в электронном виде; 2. совокупность вариантов сделок с недвижимостью, предлагаемых агентством.
БАНК — кредитная организация, имеющая право совершать банковские операции, предусмотренные действующим законодательством и полученной лицензией.
БАНКРОТСТВО — 1. неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ, услуг; 2. процедура признания должника несостоятельным.
БАРТЕР — натуральный обмен между участниками гражданского оборота по принципу «товар (услуга) за товар», оформляемый специальным договором (контрактом) (см. также взаимозачет).
БЛОК КВАРТИР — две или более жилплощади, граничащие между собой стенами (на одном этаже), либо полом и потолком (двухэтажный блок).
БРОКЕР — специалист рынка недвижимости самой высокой квалификации, получивший соответствующий аттестат (сдавший квалификационный экзамен) (см. также агент, маклер).
БТИ (бюро технической инвентаризации) — муниципальное учреждение, ведущее учет недвижимого имущества (жилого и нежилого фонда) и выдающее справки для его отчуждения, уплаты налогов, реконструкции и перепланировки.
ВЕКСЕЛЬ — ценная бумага, удостоверяющая безусловное обязательство векселедателя (простой В.) или иного указанного лица (переводной В.) выплатить в определенный срок указанную денежную сумму.
ВЗАИМОЗАЧЕТ — один из способов расчетов, в основе которого лежит зачет взаимных требований и обязательств (по товарам и услугам) (см. также бартер).
ВЗНОС ПАЕВОЙ — денежные или иные средства, вносимые участником кооператива, полного или коммандитного товарищества для обеспечения уставной деятельности организации (приобретения права требования на результаты подобной деятельности).
ВЛАДЕНИЕ — одно из полномочий собственника вещи, выражающее возможность непосредственного воздействия на нее. Владельцем вещи может быть не только собственник, но и арендатор, наниматель, безвозмездный пользователь, залого держатель, комиссионер, перевозчик и др.
ГОСРЕГИСТРАЦИЯ НЕДВИЖИМОСТИ — система государственного учета возникновения и изменения прав на недвижимое имущество (собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования, а также ипотека и сервитуты), а также сделок с недвижимостью.
ГОСТИНКА (квартира гостиничного типа) — изолированное жилое помещение, не имеющее кухни или с кухней 3—4 м2.
ДАРЕНИЕ — юридическое действие, по которому одна сторона (даритель) безвозмездно передает другой (одариваемому) в собственность имущество. Правоотношения сторон, возникающие при этом, регулируются ст. 572—582 ГК РФ.
ДИЛЕР — 1. лицо, осуществляющее биржевое или торговое посредничество от своего имени и за свой счет; 2. организация — официальный уполномоченный муниципальных властей при продаже квартир в домах-новостройках.
ДЕПОЗИТ — материальные ценности (деньги, вещи, ценные бумаги), вносимые на хранение в кредитно-финансовые учреждения, а также в суд или к нотариусу и подлежащие при наступлении определенных условий выдаче лицу, их внесшему, или передаче по указанию последнего другому лицу.
ДОБРОСОВЕСТНЫЙ ПРИОБРЕТАТЕЛЬ — лицо, которое приобрело имущество и в этот момент не знало или не могло знать о правах третьих лиц на него, если не доказано иное (см. также виндикация).
ДОВЕРЕННОСТЬ — письменное полномочие, даваемое одним лицом (доверителем) другому (поверенному) для представительства перед третьими лицами. Д. подразделяются на общие (генеральные), специальные, разовые, хозяйственные, а также выданные в порядке передоверия.
ДОЛЬЩИК — участник договора долевого участия в строительстве, выбравший конкретную жилплощадь (квартиру, блок таунхауза, коттедж), оплативший се договорную стоимость и ожидающий получения соответствующего имущества в натуре.
ДУБЛИКАТ — второй экземпляр документа, выдававшийся взамен утерянного первого и имеющий одинаковую с подлинником юридическую силу. С момента выдачи Д. утраченный оригинал считается недействительным.
ЕГРП (единый государственный реестр прав на недвижимое имущество) — электронная база данных, содержащая информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, а также о правообладателях. В настоящий момент ЕГРП ведется в каждом регионе РФ обособленно.
ЖАЛОБА — устное или письменное обращение в суд, государственный или муниципальный орган по поводу нарушения законных прав или интересов физического или юридического лица.
ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (ПРАВО) — совокупность норм, регулирующих комплекс жилищных и смежных с ним правоотношений: приобретения вещных прав на жилье, эксплуатации жилого фонда, учета нуждающихся в жилье граждан и др. Ж. З. регулируется в первую очередь Жилищным кодексом РФ.
ЖК, ЖСК (жилищный или жилищно-строительный кооператив) — добровольное объединение граждан (для ЖК — с участием юридических лиц), создаваемое для строительства многоквартирного жилого дома на собственные или заемные средства с целью его последующего совместного использования (для ЖК — возможной реализации построенных квартир и нежилых помещений с. целью получения прибыли)
ЗАВЕЩАНИЕ — распоряжение гражданином своим имуществом на случай смерти, сделанное в установленном законом порядке. Сделанное 3. может быть в любой момент изменено, отменено или заменено новым (более поздним по времени), которое и считается действительным (см. также наследство, наследование по закону).
ЗАДАТОК — денежная сумма, выдаваемая одной из сторон другой в счет причитающихся с нее по договору платежей, в доказательство заключения договора и обеспечения его исполнения. В отличие от аванса 3. является одним из способов обеспечения исполнения обязательств. Передача и получение 3. регулируются ст. 380-381 ГК РФ.
ЗАЕМ (займ) — соглашение о предоставлении одним лицом (займодавцем) другому (заемщику) денежных средств или вещей в долг на определенных условиях. Правоотношения, возникающие при 3., регулируются ст. 807—818 ТК РФ.
ЗАКАЗЧИК — уполномоченное инвестором физическое или юридическое лицо, которое осуществляет практическую реализацию инвестиционного проекта. При этом 3. наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями в пределах полномочий, установленных договором с инвестором (см. также застройщик, инвестор, соинвестор, подрядчик, субподрядчик).
ЗАЛОГ — один из способов обеспечения обязательств, в силу которого кредитор (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником своих обязательств получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами. В общем случае 3. возникает в силу договора (см. также ипотека).
ЗАСТРОЙЩИК — физическое или юридическое лицо, которое организует строительство, реконструкцию или ремонт объектов недвижимости (жилого и нежилого фонда) с целью собственного проживания, продажи, предоставления в наем или аренду) (см. также заказчик, инвестор, подрядчик).
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ (облкомзем, райкомзем) — муниципальный орган, осуществляющий учет, обмер, кадастрирование и систематизацию сведений о земельных участках и их правообладателях.
ИЖС (индивидуальное жилищное строительство) — один из способов строительства (возведения) жилья в малых городах, поселках городского типа (ПГТ), сельских населенных пунктах (деревня, село). При этом земельные участки под строительство выделяются целевым назначением для ИЖС.
ИНВЕСТОР — юридическое или физическое лицо, осуществляющее капитальные вложения с использованием собственных или привлеченных средств и осуществляющее практическую деятельность в целях получения прибыли или достижения другого полезного эффекта. И. наряду с соинвестором, заказчиком, застройщиком, подрядчиком, субподрядчиком является участником инвестиционного процесса.
ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) — единый и оригинальный (неповторимый) на территории РФ номер любого юридического или физического лица, являющегося налоговым резидентом РФ.
ИНФРАСТРУКТУРА — совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования материального производства и обеспечения жизнедеятельности общества. Различают производственную, инженерную, социальную, транспортную, техническую И.
ИПОТЕКА — 1. залог предприятия, строения, здания, сооружения, иного недвижимого имущества; 2. долговое свидетельство о залоге недвижимости, выдаваемое банком заемщику (закладная); 3. денежная ссуда, выдаваемая банком под залог недвижимости (ипотечная ссуда).
ИСК — юридический способ защиты нарушенного или оспариваемого субъективного права. В гражданском или арбитражном процессе И. может быть предъявлен любым заинтересованным лицом в установленном законом порядке.
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО — заключительная и самая важная стадия гражданского или арбитражного процесса, в которой принудительно осуществляется вступившее в законную силу решение суда. И. П. осуществляется судебными исполнителями (приставами) на основании выдаваемого в суде исполнительного листа
КАДАСТР — реестр, содержащий описание и учетные данные земельных участков (земельный К.), а также зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений. Внесение в К. подразумевает присвоение объекту индивидуального и неповторимого кадастрового номера.
КАССАЦИЯ (кассационная жалоба) — обжалование и опротестование в вышестоящий суд решений и приговоров, не вступивших в законную силу, а также проверка вышестоящим судом (кассационной коллегией) законности и обоснованности вердиктов нижестоящего суда.
КВАРТИРА — обособленное жилое помещение в многоквартирном доме, предназначенное исключительно для проживания в нем Граждан; один из главных объектов риэлтерской и девелоперской деятельности.
КОНКУРС — 1. состязание кандидатов (претендентов) на право ведения какой либо деятельности или занятия должности. 2. способ реализации объектов недвижимости с выявлением лица предложившего наименьшую цену. В отличие от аукциона К. подразумевает определенные ограничения в дальнейшем использовании объекта.
КООПЕРАТИВ — добровольное объединение лиц, в общем случае и юридических для совместной работы в различных областях экономической деятельности и достижения общеполезных целей. регламентируется ст. 107—112, 116 ГК РФ (см. также ЖСК; Ж К; ГС К; ДСК).
КРЕДИТ — ссуда, предоставляемая в денежной или натуральной форме на условиях возвратности с уплатой согласованных между кредитором и заемщиком процентов. В обороте недвижимости используются К. под залог объекта недвижимости (квартиры, комнаты, дома), а также ипотечные К. (см. также залог, ипотека).
КУПЛЯ-ПРОДАЖА — двусторонняя возмездная сделка, по которой одна сторона (продавец) передает в собственность товар другой (покупателю), а последний передает продавцу оговоренную сторонами денежную сумму. Правоотношения, возникающие при К.-П., регулируются ст. 454-491 ГК РФ.
КУПЧАЯ — 1. письменное соглашение, по которому совершается купля-продажа; 2. договор купли-продажи земельного участка или индивидуального домовладения (участка с домом).
ЛЕСНОЙ ФОНД — фактически существующие леса и предоставленные для лесного хозяйства земли. По законодательству РФ Л. Ф. делится на 3 категории — к первой и второй относятся собственно лесные массивы, не подлежащие передаче в частную собственность, к третьей — кустарники и мелколесья, относящиеся к землям поселений и резерва, с которыми возможны все гражданско-правовые сделки.
ЛИЦЕНЗИЯ — выдаваемое государственным или муниципальным органом специальное разрешение на осуществление в течение установленного срока видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с законом.
МАКЛЕР — 1. посредник при заключении сделок, действующий по поручению клиентов и за их счет; 2. специалист рынка недвижимости, осуществляющий переговоры с клиентами, экспертизу и оформление сделок (см. также агент, брокер, дилер).
МАРЖА — разница между скупочной и продажной ценой товара, в т. ч. недвижимого имущества. В агентствах недвижимости фактически является гонораром за выполненную работу.
МВК (межведомственная комиссия) — специальная комиссия при местных органах власти (префектурах, районных администрациях), уполномоченная решать вопросы реконструкции, ремонта, перепланировки и изменения целевого назначения жилого и нежилого фонда.
МЕЖЕВАНИЕ — комплекс работ по установлению и закреплению на местности границ земельных участков. М. Обычно предшествует составлению кадастра земельных участков.
МЕНА — сделка, при совершении которой происходит обмен одного имущества, н ;одящегося в собственности, на д iyroe. Правоотношения мены peryj :руются ст. 567— 571 ГК РФ (см. та. сже обмен).
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — имущество, в том числе и недвижимое, принадлежащее муниципальным образованиям: городам, сельским поселениям (ПГТ, село, деревня). Права собственника М. С. осуществляют органы местного самоуправления.
НАЛОГ — обязательный взнос (платеж) в бюджет соответствующего уровня или внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и на условиях, определяемых федеральными и местными нормативными актами. При совершении сделок с недвижимостью уплачиваются следующие виды налогов: подоходный; поимущественный (на недвижимость и землю); на наследование и дарение; на добавленную стоимость (НДС).
НАСЛЕДОВАНИЕ — переход имущественных прав и обязательств умершего (наследодателя) к его наследникам. Существует наследование по закону (родственники умершего призываются к наследству по очередям) и по завещанию. Н. оформляется путем получения свидетельства о праве на наследство, выдаваемое нотариусом по месту жительства наследодателя.
НЕДВИЖИМОСТЬ (недвижимое имущество) — объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых без ущерба их назначению невозможно. Разделяют жилую, нежилую (коммерческую) и земельную Н.!
НЕПРЕОДОЛИМАЯ СИЛА (форсмажор) — чрезвычайное и непредотвратимое в данных условиях событие, являющееся обстоятельством, полностью или частично освобождающим от ответственности. Различается классический (стихийное бедствие, техногенная катастрофа, война, революция и т. д.) и расширенный (изменение законодательства, конъюнктуры рынка, правил коммерческого оборота) форс-мажор.
НЕУСТОЙКА — определенная законом или договором денежная сумма, которую сторона, неисполнив-шая обязательство, должна уплатить. Н. является одним из способов обеспечения обязательств.
НОВАЦИЯ — соглашение сторон о замене одного заключенного ими положения договора (взятого обязательства) на другое, новое.
НОТАРИАТ — система органов, на которые государством возложено совершение нотариальных действий, направленных на возникновение, изменение и закрепление юридических прав и обязанностей. Н. обеспечивает защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц путем совершения нотариусами юридических действий от имени государства.
ОБЛИГАЦИЯ — ценная бумага, подтверждающая право ее держателя на получение от эмитента О. в пре- дусмотренный срок номинальной стоимости О. (или имущественного эквивалента), а также указанного в ней процента.
ОБМЕН — 1. получение от кого-либо желаемого объекта с предложением иного имущества взамен; 2. передача прав и обязанностей по договорам мены, найма или аренды, в основном жилых помещений. Различаются О. коммерческий и некоммерческий, а также натуральный и альтернативный (см. также альтернатива, мена, найм).
ОБРЕМЕНЕНИЯ — установленные законом или государственными органами условия, запрещения, ограничивающие правообладателя вещных прав. К основным видам О. относят сервитут, ипотеку, арест, доверительное управление.
ОБЩАЯ СОБСТВЕННОСТЬ СУПРУГОВ — имущество, нажитое супругами во время брака, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. В О. С.С. не входит имущество, полученное каждым из супругов до брака, а также полученное в дар, по наследству, в результате приватизации.
ОПЕКА — 1. контроль, осуществляемый за малолетними, несовершеннолетними, а также над гражданами, признанными в судебном порядке недееспособными; 2. совет (отдел) по опеке и попечительству несовершеннолетних детей, ограниченно дееспособных и недееспособных граждан, разрешение которого требуется при совершении указанными лицами сделок с недвижимостью (см. также группа риска).
ОРДЕР — 1. письменный документ, предписание на выдачу, получение чего-либо; 2. документ, даюший пр^ао на вселение в муниципальное жилое помещение, :stom числе слу-жебное или по обмену.
ОТЧУЖДЕНИЕ — передача имущества в собственность другого лица, один из способов распоряжения имуществом. О. бывает возмездным (купля-продажа, мена) и безвозмездным (дарение, приватизация).
ОФЕРТА — адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно конкретно выражает намерение лица, его сделавшего (см. также акцепт).
ОЦЕНКА (ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) — 1. объективно и научно обоснованное мнение эксперта (оценщика) о стоимости объекта; 2. совокупность регламентированных законом действий оценщика, направленных на определение оценочной стоимости объекта оценки (переоценки).
ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ — установленная законом плата за предоставление земельных участков в собственность, пользование, владение или аренду. Может взиматься в виде земельного налога, арендной платы, установлен-. ной нормативной цены за земли.
ПОДНАЕМ (поднайм) — зависимый от договора найма вторичный договор, в силу которого наниматель сдает (частично или полностью) полученное от наймодателя имущество третьему лицу.
ПОДРЯДЧИК.- 1. юридическое или физическое лицо, обязующееся своими силами выполнить для заказчика определенную работу к оговоренному сроку за согласованную оплату; 2. строительная организация, которая на основании договора подряда с заказчиком несет ответственность за выполнение оговоренных строительно-монтажных работ (см. также генподрядчик, субподрядчик).
ПОЛЬЗОВАНИЕ — одно из трех, наряду с распоряжением и владением, правомочий собственника, заключающееся в праве потребления полезных свойств веши. П. Может осуществляться также и лицом, не являющимся собственником.
ПОМЕЩЕНИЕ — единица комплекса недвижимого имущества (здания), выделенная в натуре, предназначенная для самостоятельного использования для жилых или нежилых целей и зарегистрированное в установленном законом порядке.
ПОРУЧЕНИЕ — сущность гражданско-правового договора, по которому одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридически значимые действия. Доверитель при этом обязан уплатить поверенному вознаграждение.
ПОСРЕДНИК — физическое или юридическое лицо, оказывающее услуги другим лицам в совершении гражданско-правовых сделок и не связанный с вышеуказанными лицами организационно.
ПРАВОУСТАНАВЛИВАЮЩЕЕ ДОКУМЕНТЫ — документы, выдаваемые государственными органами и закрепляющие права и обязанности правообладателей, в том числе и объектов недвижимости. является свидетельство о государственной регистрации права.
ПРОПИСКА (устаревш.) — см. регистрация по месту жительства.
ПРОСРОЧКА — нарушение должником или кредитором предусмотренного сроком исполнения обязательства, которое регламентируется соответственно ст. 405 и 406 ГКРФ.
РАЗДЕЛ ЖИЛЬЯ (ЖИЛПЛОЩАДИ) — изменение договора найма жилого помещения по требованию нанимателя или члена его семьи, в том числе и бывшего. Требование РЖ. предполагает выделение заявителю изолированного жилья (комнаты или части дома) и заключение на него отдельного договора найма.
РАЗРЕШЕНИЕ (ОРДЕР) НА СТРОИТЕЛЬСТВО — документ, подтверждающий право собственника, владельца, арендатора или землепользователя осуществить застройку участка, реконструкцию здания, благоустройство территории.
РАЗЪЕЗД — сделка на вторичном рынке недвижимости, при которой граждане (собственники или наниматели) переезжают из одного жилого помещения в разные. Р. коммунальной квартиры получил название расселения.
РАСПИСКА — документ с подписью, удостоверяющий получение подписавшим чего-либо. Р. является одним из видов письменных доказательств.
РАССРОЧКА — способ оплаты товаров и услуг, при которой платеж выполняется не полностью, а по частям на условиях, согласованных сторонами.
РАССЕЛЕНИЕ — см. разъезд.
РЕГИСТРАЦИИ НЕДВИЖИМОСТИ — юридический акт, обеспечивающий права (собственника, ПНВ, БП, хозяйственного ведения, оперативного управления) юридических и физических лиц на объекты недвижимости, а также учитывающий сделки с ними (переход права). Госрегистрацию недвижимости в России осуществляют т. н. органы юстиции, в каждом субъекте РФ свои.
РЕКВИЗИЦИЯ — принудительное возмездное изъятие государством имущества физических или юридических лиц в собственность или временное пользование. Стоимость имущества, возмещаемого бывшему собственнику государством (муниципальными властями) может быть оспорена в судебном порядке.
РЕНТА — 1. регулярно получаемый доход на капитал без ведения предпринимательской деятельности; 2. денежная сумма, выплачиваемая плательщиком по договору ренты в течение срока жизни получателя (пожизненная Р.) или бессрочно (постоянная Р.). Правоотношения Р. регулируются ст. 589— 605 ГК РФ.
РЕСТИТУЦИЯ — возврат сторонами, заключившими сделку, всего полученного по ней (двусторонняя Р.) в случае расторжения последней. Возможна также односторонняя Р. (полученное по сделке недобросовестной стороной переходит в доход государства), а также понятие «никакой Р.» — все, что обе сторона получили или должны были получить по сделке, взыскивается в доход государства ( см. также виндикация).
СЕБЕСТОИМОСТЬ — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.
СЕРВИТУТ — право ограниченного пользования чужим объектом недвижимости, в первую очередь земельным участком. Для собственника недвижимости, в отношении прав которого установлен С, последний выступает в качестве обременения.
СНиП (СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА) — свод основных нормативных документов, используемых в строительстве, обязательный к применению всеми хозяйствующими субъектами, государственными и муниципальными органами.
СУБАРЕНДА — передача арендованного имущества или его части в дальнейшую аренду третьим лицам на условиях и в сроки, не выходящие за рамки первичного договора аренды.
СУБСИДИЯ — 1. пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое государством или местными органами власти за счет средств соответствующего бюджета; 2. частичная оплата стоимости приобретаемого жилья для очередников (жилищная С.) или компенсация части стоимости коммунальных услуг для малоимущих граждан (коммунальная С).
ТАУНХАУЗ — объект жилищного строительства, представляющий из себя полностью или частично сблокированный с аналогичными 2-3—этажный индивидуальный жилой дом с небольшим земельным участком.
ТЕНДЕР — форма проведения подрядных торгов, заключающаяся в предоставлении соискателями предложений (оферт), соответствующих критериям, содержащимся в тендерной документации.
ТИТУЛ — юридическое основание права на имущество, в т. ч. недвижимое, обоснованное соответствующими правоустанавливающими документами.
ТОВАРИЩЕСТВО — добровольное объединение 2-х и более лиц, которые соединяют свои имущественные средства и личными усилиями способствуют получению прибыли или достижения иной общеполезной задачи. Т. бывают коммерческими (полное Т.; коммандитное Т.) и некоммерческими (например, ТСЖ) организациями.
ТОРГИ — заключение сделки с лицом, предложившим наиболее выгодные условия с точки зрения заказчика Т. (такое лицо признается выигравшим Т.). На практике разделяют аукционные, гласные, негласные, закрытые Т., а также тендеры и конкурсы.
УДЕРЖАНИЕ — один из способов обеспечения обязательств, согласно которому кредитор, у которого находится вещь, принадлежащая или подлежащая передаче должнику, может не передавать ее последнему до полного исполнения должником своих обязательств.
УДОБСТВА — полезные свойства объектов недвижимости, повышающие потребительские качества и цену последних. На практике различают постоянные (неизменные) и дополняемые У.
ФОРМА СДЕЛКИ — совокупность требований, которым должна соответствовать сделка (договор), чтобы она имела юридическую силу. Согласно ст. 153—165 ГК РФ различаются устная, простая письменная (ППФ) и нотариальная Ф. С.
ФОРС-МАЖОР — см. непреодолимая сипа.
ЦЕНА — 1. денежное выражение стоимости товара, сложившееся в результате соотношения спроса и предложения; 2. стоимостная характеристика сделки с недвижимостью (скупочная и продажная Ц.) (см. также маржа).
ЭКСПРОПРИАЦИЯ — принудительное безвозмездное изъятие имущества, производимое государством или муниципальными властями (см. также конфискация, реквизиция).
ЭСКИЗ — 1. план здания, сооружения, земельного участка без детальной проработки его элементов; 2. чертеж, подтверждающий законность выделения земельного участка под строительство (эскиз № 1).
Типы субъектов бизнеса. Предпринимательский бизнес
♦ субъектами бизнеса выступают отдельные люди (их обычно определяют в качестве физических лиц), фирмы, в том числе учреждения, организации, предприятия, партнерства, фонды, товарищества, общества (их обычно определяют в качестве юридических лиц), а также иные субъекты, не являющиеся ни физическими лицами, ни юридическими лицами в соответствии с национальным законодательством той или иной страны (в России к таковым относятся собственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования);
♦ субъекты бизнеса, руководствуясь деловыми интересами, могут заниматься любым типом и любым видом деловой деятельности, не запрещенными действующим законодательством;
♦ деятельность субъектов бизнеса является экстерриториальной, это означает, что никакие различия в национальном законодательстве различных стран не могут отменить способности субъектов бизнеса вступать в деловые отношения между собой по всему свету;
Обратимся к понятиям типов и видов субъектов бизнеса, типов и видов их деловой деятельности. Под типом субъекта бизнеса здесь и далее понимается функциональная принадлежность данного субъекта бизнеса, функциональная специализация его действий. Разграничение субъектов бизнеса по признаку их функциональной специализации обусловливает следующую классификацию субъектов бизнеса:
• предприниматели, осуществляющие инициативную деятельность на свой риск и под свою исключительную экономическую и юридическую ответственность, в том числе коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоциации;
• индивидуальные и коллективные потребители продукции (работ, услуг), предлагаемой предпринимателями, в том числе союзы и ассоциации потребителей;
• работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы;
• органы государственной и муниципальной власти и управления в тех случаях, когда они выступают непосредственными участниками сделок (предоставление правительственных заказов предпринимателям, определение цен, состава и объемов льгот при выполнении специальных работ и др.); государственные служащие;
• международные и национальные общественные организации, обладающие директивными полномочиями, и их сотрудники.
Приведенная классификация отражает расширительную трактовку состава субъектов бизнеса, которая характерна для прагматической концепции бизнеса. Между тем, часто можно встретить узкую трактовку состава субъектов бизнеса, к числу которых относят исключительно предпринимателей. В рамках узкой трактовки происходит отождествление предпринимателей и субъектов бизнеса (бизнесменов), предпринимательской деятельности и деловой деятельности, предпринимательства и бизнеса, предпринимательских отношений и деловых отношений вообще. Именно к сфере предпринимательства адресуются, такие понятия, как бизнес-единица, бизнес-процесс.
Никто сегодня не спорит о том, что предприниматели выступают субъектами бизнеса. Между тем исключение других упомянутых выше субъектов отношений из числа субъектов бизнеса означало бы, что все отношения, участниками которых они оказываются, не имеют делового характера. Какими же в таком случае окажутся отношения между людьми, например, между предпринимателями и потребителями, между предпринимателями и наемными работниками? Неделовыми? Невозможно предположить, что люди или другие субъекты, действующие в обществе, могут, находясь в здравом уме, вступать в отношения между собой, руководствуясь не деловыми, а какими-либо иными интересами. Если же интересы, которые заставляют упомянутых субъектов вступать во взаимные отношения, опираются на деловые основания, налицо именно деловые отношения между ними, т. е. бизнес, а сами участники данных отношений, несомненно, являются субъектами бизнеса.
В дальнейшем, в рамках настоящего курса предметом изучения станет именно предпринимательский бизнес (предпринимательство). Тем не менее, в рассматриваемой главе мы укажем на особенности отдельных типов субъектов бизнеса, которые проявляются в деловых отношениях между ними и другими субъектами бизнеса.
В экономической литературе понятие предприниматель впервые появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., где под ним понимался человек, берущий на себя обязательство по производству или строительству объекта.
В качестве научного термина понятие предприниматель появилось в работах известного английского экономиста начала 18 века Ричарда Кантильона. Он считал, что расхождение между спросом и предложением на рынке дает возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары подешевле и продавать их подороже. Именно этих субъектов отношений он назвал предпринимателями, что в переводе с французского означает посредник. Р. Кантильон обратил внимание, что такие люди действуют не только в сфере обращения, но и в сфере производства товаров, но не обязательно являются собственниками средств производства.
Адам Смит под предпринимателем понимал собственника предприятия, который целью своей деятельности видит получение предпринимательского дохода. Известный французский экономист 19 века Жан Батист Сэй считал, что функцией предпринимателя является соединение, комбинация условий производства.
Альфред Маршалл и его последователи большое внимание уделяли организаторской функции предпринимателя и считали, что не каждый желающий может стать предпринимателем – для этого необходимы особые предпринимательские способности. Своеобразную трактовку предпринимательства предлагал Йозеф Шумпетер, считавший, что предпринимателем может быть не только отдельный человек, но и группа лиц. Предприниматель не обязательно является собственник условий производства, полагал Й. Шумпетер, предпринимателем субъект бизнеса является лишь тогда, когда он внедряет в производство или обращение новые, не применявшиеся ранее приемы деловой деятельности.
Предпринимательская деятельность – это инициативная деятельность субъекта бизнеса, который, владея, пользуясь, либо распоряжаясь полностью или частично какими-либо материальными благами (земля, сооружения, оборудование, ноу-хау, информация, денежные ресурсы), самостоятельно предпринимает усилия по созданию продукции, оказанию услуг и выполнению работ.
В Гражданском кодексе Российской Федерации (статья 2) содержится следующее определение: …Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Приведенное определение содержит следующие ключевые характеристики предпринимательской деятельности.
В настоящее время, согласно экспертным оценкам, количество акционеров в США, обладающих ценными бумагами (акциями) различных компаний, составляет порядка 20-25% от всего трудоспособного населения США.
Диагностика предприятия с помощью финансовых коэффициентов
Основные особенности финансового анализа в том его варианте, который будет рассмотрен в настоящем разделе.
1. Подавляющее большинство финансовых показателей носит характер относительных величин, что позволяет сравнивать предприятия различного масштаба деятельности.
2. При проведении финансового анализа должен присутствовать фактор сравнения:
o сравниваются показатели деятельности предприятия за различные промежутки времени либо
o сравниваются показатели данной компании со средними показателями по отрасли или с показателями других компаний отрасли.
Для проведения финансового анализа нужно иметь полное финансовое описание предприятия за выбранное количество периодов (обычно лет). Если это один период, то в распоряжении аналитика должны быть данные баланса предприятия на начало и конец периода и отчет о прибыли за рассматриваемый период. Если количество периодов – два и больше, то количество отчетов о прибыли и балансов соответственно увеличивается, но всегда количество используемых для анализа балансов должно быть на единицу больше, чем количество отчетов о прибыли.
Финансовые показатели объединяются по группам, характеризующим основные свойства деятельности компании: 1) ликвидность и платежеспособность, 2) эффективность менеджмента предприятия, 3) прибыльность (рентабельность) его деятельности.
Ниже представлено более подробное разделение финансовых коэффициентов на группы, характеризующие различные особенности деятельности предприятия.
1. Операционный анализ
o Коэффициент изменения валовых продаж
o Коэффициент операционной прибыли
2. Анализ операционных издержек
o Коэффициент производственной себестоимости реализованной продукции
o Коэффициент издержек по реализации
o Коэффициент общих и административных издержек
o Коэффициент процентных платежей
3. Управление активами
o Оборачиваемость активов
o Средний период погашения дебиторской задолженности
o Оборачиваемость товарно-материальных запасов
o Оборачиваемость товарно-материальных запасов по себестоимости
4. Показатели ликвидности
o Коэффициент текущей ликвидности
o Коэффициент абсолютной ликвидности
5. Показатели прибыльности (рентабельности)
o Рентабельность активов
o Рентабельность используемого капитала (Рентабельность чистых активов)
6. Показатели структуры капитала
o Отношение задолженности к активам
o Отношение задолженности к капитализации
o Соотношение заемного и собственного капитала (Леверидж)
o Отношение задолженности к собственному капиталу.
o Коэффициент капитализации
7. Показатели обслуживания долга
o Показатель обеспеченности процентов
o Показатель обеспеченности процентов и основной части долга
8. Рыночные показатели
o Прибыль на одну акцию
o Дивидендный доход
o Коэффициент выплат
o Коэффициент цена/прибыль на 1 акцию.
Виды предпринимательского бизнеса и организационно – правовые формы бизнеса
В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое.
Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным производством товаров, может носить:
2) инновационный характер (инновационная предпринимательская деятельность, инновационное предпринимательство).
Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров может, таким образом, ориентироваться на производство и поставку на рынок традиционных или инновационных товаров. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс.
В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве прибыль образуется путем продажи товара по цене, превышающей ценю приобретения. Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торгово-коммерческое предпринимательство не следует называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной спекуляции.
Финансовое предпринимательство есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.
Лица (юридические или физические), представляющие интересы производителя или потребителя (а часто и действующие от их имени), но сами не являющиеся таковыми, называются посредниками.
Предпринимательская активность в сфере посредничества позволяет совместить в самые сжатые сроки экономические интересы производителя и потребителя. Посредничество, с точки зрения производителя, повышает степень эффективности работы последнего, поскольку дает возможность сосредоточить свою активность только на самом производстве, передавая посреднику функции по продвижению товара к потребителю. Кроме того, включение посредника в отношения между производителем и потребителем существенно сокращает срок оборачиваемости капитала, а значит, повышает прибыльность производства.
Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель гарантирует страхователю имущества, ценности, жизни за определенную плату компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в то что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.
Рассмотрим одно из выше перечисленных видов предпринимательств.
Коммерческое предпринимательство характеризуется, прежде всего, тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Они выражают основное содержание коммерческого предпринимательства. Суть этого вида предпринимательства представляют операции и сделки по купле-продаже, то есть перепродаже товаров и услуг.
В сознании множества людей сложился и укоренился стереотип негативных представлений о частном коммерческом предпринимательстве как об антиобщественной, нетрудовой, противозаконной деятельности, которую в обиходной речи принято называть спекуляцией. Такое представление имеет исторические корни.
В течение многих лет в стране господствовала государственная монополия не только на внешнюю, но и в значительной степени на внутреннюю торговлю. Граждане могли свободно продавать только продукцию собственного хозяйства и личные вещи, да и то с ограничениями, только на колхозных рынках и «барахолках». Кое-какими правами торговать обладали колхозы, промкооперация и потребкооперация, которые, по существу, были полугосударственными. Так что любая негосударственная торговля, как минимум, бралась под подозрение, а то и просто преследовалась. Коммерсант, занимающийся куплей-продажей не от лица государства, считался, по сути, преступником и клеймился позорной кличкой «спекулянт».
Кроме того, хотя формально экономическая наука и статистика относили торговлю к отраслям производственной сферы, в массовом сознании торговая и торгово-посредническая деятельность никак не ассоциируется не то что с производственной, а даже с трудовой деятельностью. Это обстоятельство проявляется в презрительном слове «торгаш», которым до сих пор характеризуют торговцев многие наши сограждане. Доходы от торговли далеко не все рассматривают как «нормальные», трудовые доходы.
Сложность преодоления сформировавшихся в общественном сознании взглядов на коммерческое предпринимательство проистекает еще и из того, что в ряде случаев оно действительно носило и продолжает носить противоправный, социально вредный характер.
В условиях острейшего дефицита на многие товары и услуги работники государственной торговли либо сами, либо с привлечением посредников реализовывали по повышенным ценам товары, предназначенные для продажи в государственной торговой сети по государственным ценам. В таких случаях коммерсант получал из кармана покупателя незаконную дополнительную плату за торгово-посреднические услуги, а по существу, взятку за продажу дефицитного товара. Подобная «коммерческая» деятельность преследовалась и наказывалась. Увы, несовершенство и даже отсутствие законодательного обеспечения, правовых норм коммерческого предпринимательства не позволяло провести четкую грань между законной и противозаконной коммерцией.
Естественно, что устранение дефицитов, приватизация торговли, развитие частного предпринимательства будет способствовать преодолению консервативных отношений к коммерческому делу.
Общая схема коммерческо-предпринимательской деятельности во многом аналогична изложенной выше схеме производственно-предпринимательской деятельности. Отличие состоит в том, что в коммерческом предпринимательстве нет необходимости обеспечения производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции, приобретаемые предпринимателем материальные ресурсы покупаются им в виде готового товара, который затем реализуется потребителю. Так что из схемы выпадает блок производства, который заменяется блоком получения товара. Что же касается отношений предпринимателя с покупателем, то они сохраняют общий характер и для производственной и для коммерческой деятельности, и в том и в другом случае предпринимателю надо сбыть свой товар.
Понятно, что в условиях коммерческого предпринимательства привлекаемые предпринимателем рабочая сила и средства производства имеют специфический характер, поскольку предназначены для осуществления торговых и непосредственно связанных с ними операций.
Обрисуем в общих чертах содержание и этапы осуществления коммерческой сделки на примере купли-продажи определенного товара.
Прежде всего, следует выбрать вид товара (услуги) для осуществления коммерции. Естественно, что при этом учитываются два основных требования:
— реализационная цена товара должны быть ощутимо выше покупной цены;
— должен быть достаточный спрос на данный вид товара, чтобы реализовать его в намечаемом масштабе сделки.
Таким образом, коммерческой сделке должен предшествовать маркетинговый анализ рынка, в результате которого прогнозируется объем закупки и продажи товара, цена покупки и цена реализации товара. Если предварительный анализ и прогноз свидетельствуют в пользу коммерческой сделки, предприниматель прорабатывает бизнес-план предпринимательской деятельности, включающий программу действий по осуществлению сделки, расчет затрат и результатов.
В соответствии с общей схемой коммерческо-предпринимательской деятельности программа коммерческой сделки включает:
— найм работников для выполнения операций закупки, транспортирования, продажи товара, проведения рекламной работы, оформление необходимых документов, осуществление других торгово-посреднических услуг;
— получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, не участвующих непосредственным образом в коммерческой сделке, но предоставляющих свои платные услуги для ее осуществления и выполняющих посреднические функции;
— привлечение денежных средств в кредит для финансирования сделки и последующий возврат кредита с процентами;
— получение или приобретение необходимой информации, требуемой для расчета, планирования, оформления, регулирования сделки;
Основные мероприятия коммерческой программы необходимо увязывать между собой по срокам, установив последние в соответствии с логикой и технологией сделки и предусмотрев возможность последовательно-параллельного проведения операций. Желательно довести эту часть подготовки коммерческой сделки до составления общего бизнес-плана и укрупненного координационного плана действия. Для крупных и продолжительных сделок формирование координационного плана в виде плана-графика работ с привязкой их к срокам и исполнителям практически неизбежно. Для небольших непродолжительных сделок схема выполнения и координации действий должна существовать, по крайней мере, мысленно, в голове предпринимателя.
Кроме программы мер и действий по выполнению коммерческой сделки, разработка бизнес-плана должна включать составление сметы расхода (затрат) по всем указанным выше видам расходуемых ресурсов и сопоставление затрат и результатов в денежной форме как по этапам проведения сделки, так и по сделке в целом. Предприниматель обязан во избежание неудачного исхода сделки провести хотя бы укрупненные балансовые оценочные расчеты, на основании которых он может получить представление о соотношении между затратами на приобретение и реализацию товара и выручкой от реализации в определенные временные периоды.
Денежные расходы (затраты) на проведение коммерческой сделки к
определенному моменту времени складываются из расходов на приобретение товара, на найм работников, на аренду помещений, складов, на оплату услуг сторонних организаций и лиц, на приобретение информации, выплату части процентов за кредит. Кроме того, в затраты следует включать, как уже отмечалось при описании производственного предпринимательства, внутренние издержки вследствие вовлечения в сделку собственных средств предпринимателя (износ собственного имущества, расходных материалов и рабочей силы).
Денежные затраты на приобретение товара (Дт) определяются путем умножения объема его закупки в физическом исчислении (Т) (штуки, килограммы, метры и т. д.) на отпускную цену физической единицы товара (Цо). Если товар закупается (n) партиями с разной ценой, то затраты определяются путем суммирования:
Дт = Т1Цо1 + Т2Цо2 +…+ ТоЦon
Денежные поступления предпринимателя складываются из выручки за реализованный товар.
Денежная выручка от реализации товара устанавливается путем умножения объема продаж к данному моменту времени (Tв) в физическом исчислении (штуки, килограммы, квадратные метры и т. д.) на продажную цену единицы товара (Цо)- Если товар реализуется (n) партиями, то:
Дв = Т1Ц1 + Т1Ц2 +…+ ТnЦn
Для нормального финансового обеспечения коммерческого предпринимательства в течение всего периода сделки выручка должна превышать затраты, то есть сумма поступлений должна превышать сумму затрат. Если денежных средств предпринимателя недостаточно для опережающей закупки товаров, он вынужден прибегать к кредиту, а в отдельных ситуациях и к залогу.
В итоге завершения коммерческой сделки предприниматель должен получить валовую прибыль.
Как уже указывалось выше, остаточная прибыль равна валовой прибыли за вычетом остального процента за кредит, суммы кредита, налогов, отчислений, других неизбежных выплат из прибыли. При расчете суммы налогов следует принимать во внимание более высокие ставки отчислений от прибыли при посреднической деятельности.
Особый объект коммерческого предпринимательства представляют экспортно-импортные сделки. Однако основные высказанные положения относятся и к сделкам экспортно-импортного характера, в ходе которых товар закупается в одной стране, а продается в другой. При распространении изложенной выше схемы коммерческого предпринимательства на международные сделки необходимо видоизменить схему следующим образом:
— исчислять издержки, расходы, выручку в валюте соответствующей страны с последующим их сведением при исчислении прибыли в единую валюту, используя валютные коэффициенты или валютный курс:
— исчислять расходы на закупку товара и выручку от его продажи в ценах соответствующей страны;
— учитывать налоги на экспорт и импорт, на продажу, валютные отчисления, пошлины за провоз товара через границу;
— усчитывать дополнительные издержки на транспорт и специальные виды услуг;
принимать во внимание ограниченные возможности обмена рублей на валюту, ввоза и вывоза валюты, действующие в стране ограничения на ввоз и вывоз определенных товаров, необходимость вести расчеты за товары и услуги в определенной валюте.