какие искусства объединяются в мюзикле
Какими бывают мюзиклы и с чего начать знакомство с жанром? Семь типов — от любовной классики до инфернального Петербурга
Мюзикл принято считать легким жанром. До конца 1930-х он действительно развивался в этом направлении, но с выходом «Плавучего театра» — номинанта Венецианского кинофестиваля, вошедшего в топ-100 лучших мюзиклов за 100 лет — стало понятно, что он может быть актуальным и серьезным.
Среди сюжетов мюзиклов встречаются шекспировские трагедии и романы Толстого, биографии звезд и политиков, среди тем — расовые предрассудки, проблемы взросления, семейные отношения, потеря близких, войны.
Какими вообще бывают мюзиклы и с каких постановок стоит начать знакомство с жанром? Режиссер Алексей Франдетти, автор российской премьеры «Суини Тодда» и новой версии «Джекилла и Хайда», рассказывает для «Бумаги» о семи типах мюзиклов — от любовной классики до инфернальных историй из Петербурга. В июне Франдетти выпускает в «Приюте комедианта» камерный мюзикл «Дорогой мистер Смит».
«Бумага» — информационный партнер премьеры мюзикла «Дорогой мистер Смит» в «Приюте комедианта». Первые показы спектакля пройдут 4, 5 и 6 июня
Инфернальный Петербург
Десять лет назад в Петербурге родилось целое направление российского мюзикла. Череда кроваво-сексуальных спектаклей началась с «Бала вампиров» в Театре музыкальной комедии. В дальнейшем главными героями постановок становились внутренние демоны Евгения Онегина, булгаковской Маргариты или набоковской Лолиты.
Алексей Франдетти
режиссер мюзиклов
— Не назову себя фанатом «Мастера и Маргариты», «Демона Онегина» и остальных в ЛДМ, но у этих спектаклей есть одна особенность, которая заслуживает уважения, — это настойчивость, с которой создатели делают то, что они хотят, и исключительно на собственные, не государственные деньги.
Что посмотреть
Любой спектакль ЛДМ
Истории любви
Все мюзиклы — о любви. К женщине, мужчине, своему делу, Родине, деньгам. От «Вестсайдской истории» Бернстайна (которая совсем скоро выйдет в новой киноверсии Спилберга) до недооцененного мюзикла с говорящим названием «Аспекты любви» Ллойда Уэббера (шоу исследует и мимолетное увлечение, и отношения в браке, и любовь родителей и детей). Одной из самых захватывающих историй любви в мюзиклах Франдетти называет «Пробуждение весны», которую в начале ХХ века впервые в стране, в Петербурге, ставил Всеволод Мейерхольд.
В начале июня Франдетти представит в петербургском «Приюте комедианта» российскую премьеру мюзикла «Дорогой мистер Смит», по духу напоминающего «Джейн Эйр» и сериал «Аббатство Даунтон». В основу мюзикла на двух артистов лег эпистолярный роман — подборка посланий юной Джуди Эббот своему тайному попечителю, который спас ее от нищеты и дал шанс стать успешной писательницей.
— Уникальна форма этого спектакля: камерных мюзиклов очень мало. С одной стороны, именно это дает нам возможность рассматривать зарождение любви под микроскопом. С другой, такой мюзикл возможен только с мощными исполнителями, потому что кроме них нам «нечем прикрыться», мастерство артистов — это главный трюк и козырь. Хотя в нашем случае мы еще объединяем красивую ретро-картинку с современными технологиями — прямым взаимодействием с видео.
Что посмотреть
«Дорогой мистер Смит»
Криминальный сюжет
Это второй по популярности сюжет мюзиклов. Истории преступлений приходят на сцену из самых разных источников: классических детективов, например новеллы Диккенса «Тайна Эдвина Друда»; из нуара — «Город ангелов» Сая Коулмана получил сразу шесть премий «Тони»; даже из реальной жизни — например, «Убийцы» Стивена Сондхайма рассказывают об убийцах президентов США.
Но самый известный пример криминального мюзикла — «Чикаго». Он рассказывает историю сразу восьми убийств. Мюзикл занимает особенное место в российском прокате: это единственный пример высококлассного дубляжа. Киноверсия мюзикла вышла почти сразу после российской театральной премьеры: у прокатчиков был наработанный материал, они серьезно вложились в перевод и с помощью этого значительно расширили аудиторию фильма.
— Криминальный сюжет популярен, потому что работает как манок для зрителя — есть что-то в нашей природе, что тянет нас к темным началам. При этом криминальный мюзикл — это не всегда про бульварную историю убийства. Спектакль часто сосредоточен на сложном драматическом персонаже. Яркий пример — спектакль, который с успехом прошел в Лондоне и с треском провалился на Бродвее — «Американский психопат». Но еще более сложная история убийцы — это «Суини Тодд» или «Кабаре», где сначала история разворачивается как комедия, а после проваливается в мощнейшую драму.
Что посмотреть
Основано на реальных событиях
Часто мюзиклы посвящены выдающимся людям. И не обязательно музыкантам, как в «Мемфисе» Дэвида Брайана (клавишника группы Bon Jovi) о первом белом ди-джее, игравшем черную музыку. Есть шоу об артистах — от мюзиклов про Чарли Чаплина до автобиографии королевы бурлеска «Джипси» Розы Ли. Мюзиклы рассказывают о политиках — супер-хит «Гамильтон» Лина-Мануэля Миранды, ради которого туристы летят за океан, рассказывает о жизни американского госслужащего XIX века, а «Эвита» Эндрю Ллойда Уэббера — о биографии первой леди Аргентины.
— Если в «Кордебалете» текст рифмуют, то есть всё же используют художественные приемы, то в «Лондон-роуд» — чистая докудрама. Это история об очередном Джеке-потрошителе, который убивает женщин в районе британского Третьего кольца. Материал спектакля — это показания свидетелей. Я бы посоветовал посмотреть киноверсию с Оливией Колман и Томом Харди.
Что посмотреть
Библейский сюжет
Казалось бы, где блеск Бродвея, а где притчевые сюжеты. Но мюзиклы берут за основу бестселлеры, «а что такое Библия, если не главный бестселлер человечества», — рассуждает Франдетти. «На самом деле мюзикл наследует опере, которая первой начала заимствовать религиозные сюжеты, — объясняет режиссер. — Только музыкальные жанры могут реализовать размах и масштаб, необходимый для этих историй».
Чаще других к работе с религиозным материалом обращается Стивен Шварц — автор диснеевского хита «Принц Египта» о Моисее и мюзикла «Слово Божье», а также автор текста «Мессы» на музыку Леонарда Бернстайна и музыки «Детей Эдема». На втором месте — автор текстов песен Тим Райс, соавтор Ллойда Уэббера в самой известной постановке по Библии «Иисус Христос — супер-звезда».
— Это классика, волшебная и великая музыка. Пример мюзикла, который делает вокал. Его невозможно вывезти на одном актерском обаянии, поэтому и примеров удачного исполнения не так много.
Что посмотреть
«Иисус Христос — супер-звезда»
Американская мечта
Самый американский жанр не может обойтись без воплощения на сцене американской мечты: ты можешь всё — нужно только захотеть по-настоящему. С первых постановок герои мюзиклов США «переизобретают себя», становятся сильнее, стремясь к мечте. И до сих пор обретают счастье, раскрывая свой потенциал и творческие способности. Лучший пример такого мюзикла — «Билли Элиот» на музыку Элтона Джона.
— Когда я увидел этот спектакль, мне захотелось уйти из театра, потому что на сцене стояли маленькие убийцы моей профессии. Они гораздо круче меня пели, танцевали, играли. И существовали еще в пяти составах! Я понимал, что это такой «вышак», до которого наша страна не дотянется. Прошло десять лет. И начали появляться дети, с которыми можно поставить этот спектакль. Их не так много, но всё же. Другое дело, что этот мюзикл никогда не выйдет в России из-за темы и отдельных сцен. По крайней мере пока мальчик в платье у нас не сможет появиться в театре.
Что посмотреть
Концептуальный мюзикл
Концептуальный мюзикл зачастую не рассказывает конкретную историю. Его ядро — это определенная идея или концепция. Например, в «Компании» Сондхайма на сцене появляются пять семейных пар из Нью-Йорка и их друг-холостяк. Всё шоу — это не связанные друг с другом сцены из жизни и обрывки диалогов, через которые автор разбирается, что такое отношения.
Прямо сейчас можно увидеть мюзикл Стивена Шварца «Пиппин». Легендарный режиссер и хореограф Боб Фосси придал ему форму спектакля в спектакле. Герои мюзикла, странствующие средневековые комедианты, разыгрывают историю о сыне короля франков Карла Великого. В ней одержимый поисками славы и своего места в жизни принц Пиппин, нарочно подгоняемый и искушаемый Ведущим артистом, который постоянно вмешивается в действие, проходит испытания тщеславием, войной, властью и праздностью.
— Существуют мюзиклы, к которым надо готовиться. Концептуальный мюзикл появился в 1973 году, когда состоялась премьера «Кабаре». Жанр перестал быть развлечением и превратился в сложносочиненный спектакль. Лучшие примеры этого типа — «Воскресенье в парке с Джорджем» Сондхайма (как и все его спектакли), «Прелюдии» — фантазия на тему того, что видел Рахманинов, когда его с помощью гипноза лечили от депрессии. Безусловно, стоит обратить внимание на «Хэйдстаун» Анаисы Митчелл, пересказывающий древнегреческий миф об Орфее и Эвридике в постановке Национального театра в Лондоне.
Что посмотреть
В других материалах «Бумаги» читайте обзор спектакля «Русская классика» по главным произведениям XIX века, у которого есть пять версий, а также материал о постановке «Трех толстяков» в БДТ, в которой гигантский Сталин ест людей, а с потолка сыплются тонны песка. И обязательно подписывайтесь на нашу культурную рассылку: в ней мы каждую неделю рассказываем, о трех культурных событиях в Петербурге, которые стоят ваших времени и денег.
МЮЗИКЛ
МЮЗИКЛ (англ. musical), особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства. На современном этапе – один из самых сложных и своеобразных жанров, в котором, в той или иной степени, нашли свое отражение чуть ли не все стили сценического искусства, существовавшие прежде. Сформировался в США в начале 20 в.
ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЖАНРА
Театральное искусство США до конца 19 в. развивалось сложно, по особому пути, практически не соотносящемуся с общеевропейским. Английские пуритане, составлявшие большинство переселенцев в молодую страну, привезли с собой крайне нетерпимое отношение к художественной культуре вообще, и к театральному искусству в особенности. Истоки этого можно проследить еще в 17 в., со времен английской буржуазной революции, когда в 1642 английский парламент специальным указом запретил все театральные представления. Однако Англия, несмотря на свое островное расположение, все же не могла развиваться изолированно от общих тенденций европейского Просвещения 18 в., поставившего театр на службу своей идеологии, а следовательно – уделявшего театральному искусству много внимания. США же, в силу своей удаленности от Европы, обладали куда большей возможностью сопротивления интеграции тенденций художественной культуры. Переселенцы-пуритане, последовательно проповедуя идеологию аскетизма, на протяжении двух столетий отводили театру роль «низкого» и социально неодобряемого вида человеческой деятельности, провозглашая средоточием духовной жизни интеллектуальное, но не художественное развитие. Это не могло уничтожить театр вовсе, но обусловило совершенно определенные формы его развития.
Существование в 19 в. американского театра вне официальной идеологии способствовало развитию его самых простых и грубоватых форм, рассчитанных на неискушенного и потому непритязательного зрителя. К тому же мигрирующие из Европы театральные труппы и отдельные актеры, как правило, были не самыми талантливыми и не самыми состоятельными людьми, не сумевшими добиться успеха на родине. Наибольшее распространение в то время получили бродячие труппы, состоящие из небольшого количества актеров. Малый состав трупп обусловливал их репертуар: набор разнородных, преимущественно комических, номеров, короткие скетчи, музыкальные или танцевальные сценки. Как любой бродячий театр, чье материальное благополучие напрямую связано с конкретными интересами зрителей, эти труппы были вынуждены осваивать «местную специфику», в том числе – негритянский фольклор. К середине 19 в. сформировались американские театральные жанры, представляющие, несмотря на заимствование своих названий из европейского театра, совершенно особую их разновидность. Все они имели общую направленность – развлекательную. Различия между этими жанрами были скорее формальными, нежели принципиальными.
ИСТОКИ МЮЗИКЛА
Минстрел-шоу (от «менестрель» – средневековый певец, музыкант, декламатор). Первоначально минстрел-шоу представляли собой короткие комические сценки в исполнении белых актеров, загримированных под негров, пародирующих их быт, музыку и танцы. По окончанию Гражданской войны между Севером и Югом появились и негритянские труппы, продолжавшие традиции белых менестрелей. Погружение в негритянский фольклор, и особенно – в его музыкальную культуру, привело к зарождению в минстрел-шоу джаза (в частности, рег-тайма, как одной из его ранних форм). Представляется, что именно потому жанр сыграл особую роль в формировании музыкального и театрального искусства США. Пик популярности минстрел-шоу закончился к 1870-м.
Бурлеск, возникший в Европе как травестия, пародия на серьезные театральные представления, в США превратился в сборник разнообразных эстрадных номеров, основанных на двусмысленности и непристойности. К концу 19 в. в бурлеске начали появляться стриптизные номера, позже составлявшие его главную «изюминку».
Водевиль – в отличие от своей европейской версии, как правило, не имел общего сюжета и, скорее, приближался к варьете, к представлениям мюзик-холла, где различные музыкальные, танцевальные и цирковые номера следовали друг за другом в произвольном порядке. Разновидностью водевиля можно считать ревю, в котором номера соединялись некоей тематической линией.
Пожалуй, единственным музыкально-театральным жанром, сохраняющем в Америке свои европейские корни, была оперетта. В конце 19 в. наибольшей популярностью пользовались оперетты английских, французских и австрийских авторов.
В начале 20 в. произошло то, что без преувеличения можно считать революционным поворотом в развитии культуры Америки, а позже – и всего мира: формирование и становление джаза как нового родового понятия музыкального искусства. Джаз постепенно становился не просто музыкой, но и образом мышления, он проникал во все сферы художественной культуры, включая и театр. Постепенно осознаваемые в качестве самобытной национальной музыки, джазовые композиции приобретали все большую популярность. К началу 1940-х трудно было отыскать спектакль музыкально-комедийного жанра, не включающий в себя джазовых номеров. На их фоне тривиальность других сценок и скетчей выглядела все более пошлой. Качественный скачок музыкально-театральных представлений становился неизбежным. Именно джазовое мышление объединило все, не слишком отличающиеся друг от друга музыкально-зрелищные жанры на новых принципах, придав их легкому и поверхностному характеру неожиданную глубину. Изменение характера музыки неизбежно повлекло за собой и принципиальное изменение драматургической основы. Так, на пересечении, казалось бы, несоединимых художественных направлений возник мюзикл.
МЮЗИКЛ В АМЕРИКЕ
Официальной датой рождения нового жанра принято считать март 1943, когда на Бродвее состоялась премьера спектакля Оклахома! Р.Роджерса и О.Хаммерстайна. Хотя поначалу авторы традиционно именовали свой спектакль «музыкальной комедией», публика и критики восприняли его как новацию, разрушающую сложившиеся каноны. Спектакль композиционно представлял собой единое целое: в нем не было вставных дивертисментных вокальных и танцевальных номеров; сюжет, характеры героев, музыка, пение – все компоненты существовало неразрывно, подчеркивая и развивая разными средствами общую линию сценического произведения. За простой и непритязательной фабулой вставали основополагающие ценности – любовь, социальная общность, патриотизм. Недаром десятью годами позже штат Оклахома объявил песню из этого спектакля своим официальным гимном.
Уже после премьеры, прошедшей с необычайным успехом, авторы предложили новый термин для обозначения жанра спектакля: musical. Мюзикл Оклахома! не сходил с бродвейской сцены более пяти лет; после – объездил с гастрольным турне всю Америку. В 1944 получил Пулитцеровскую премию. Впервые была выпущена пластинка с записью не отдельных музыкальных номеров, но целиком всего спектакля. В 1955 был снят фильм Оклахома!, получивший два Оскара – за лучшую музыку и лучшую работу со звуком. В 2002 был вновь поставлен на Бродвее. Лига Драмы Нью-Йорка объявила Оклахому! лучшим мюзиклом века.
Так началась новая эра в истории сначала американского, а потом – и мирового театра, которую прославили такие композиторы, как Дж.Гершвин, Р.Роджерс, Л.Бернстайн, Э.Ллойд Уэббер, Дж.Герман и др. Драматургическими первоисточниками мюзиклов становились произведения У.Шекспира, М.Сервантеса, Ч.Диккенса, Б.Шоу, Т.С.Элиота, Д.Хейуарда и др.
При всей синтетичности жанра мюзикла, его видовым признаком не является обязательное наличие в спектакле «разговорных сцен»: есть несомненные мюзиклы, написанные и поставленные как бы в оперной манере, где роли превращаются в партии: Порги и Бесс, Кошки, Иисус Христос – Суперзвезда, Эвита и др. Во избежание путаницы такие произведения зачастую называют «рок-операми». Однако на самом деле с мюзиклами их роднит общий способ актерского существования, когда любое средство актерской техники, будь то танец, вокальный или пластический номер становится для исполнителя абсолютно органичным в выражении эмоции или мысли. Этот предельно условный, яркий театральный жанр должен непостижимым образом сочетаться с естественностью перехода от одного средства выражения к другому. Кроме того, при высочайшем уровне технического исполнения, постановка вокала или пластики должна быть принципиально иной, нежели в классических музыкальных жанрах: голоса не могут звучать «по оперному», а танец – выглядеть «балетным». Речь, мимика, пластика, танец могут быть только подчинены единой линии сценического поведения, задаче создания цельного образа.
Именно такой способ существования демонстрировали актеры в лучших постановках бродвейских мюзиклов, а также в их кинематографических версиях: Звуки музыки (1965), Вестсайдская история (1961), Хелло, Долли! (1969), Смешная девчонка (1968), Иисус Христос – Суперзвезда (1973), Моя прекрасная леди (1964), Скрипач на крыше (1971) и т.д. Многие из этих фильмов получили высокие кинематографические награды.
Вскоре американские мюзиклы начали свое триумфальное шествие по всему миру. Однако их европейские постановки были сопряжены с серьезными трудностями. Дело в том, что уникальная сценическая подготовка актера-универсала, отвечающего требованиям мюзикла, обусловлена определенной формой театральной практики, принятой на Бродвее: антрепризой, когда конкретная труппа собирается на воплощение конкретного проекта.
МЕНЕДЖМЕНТ И ФОРМЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Форма антрепризы обусловливает тщательный просчет коммерческого успеха работы. Ставка делается в равной степени как на искусство творческого коллектива, так и на искусство продюсера. Работа над спектаклем ведется методом «глубокого погружения», за счет отказа от участия в других проектах. Готовый спектакль, доведенный до степени технологического совершенства, эксплуатируется непрерывно, до тех пор, пока на него есть зрительский спрос (в случае удачи – на протяжении нескольких лет). Отточенность формы, в сочетании с психологической ориентацией актеров именно на антрепризную форму работы, позволяет спектаклю в течение длительного времени избегать морального износа и добиваться однотипной зрительской реакции вне зависимости от состава публики. Кроме того, сложная разработка зрелищных эффектов, ставшая одной из примет современного мюзикла, несомненно, требует от актеров автоматизма в точном соблюдении всей партитуры спектакля. Контакт таких спектаклей со зрителем можно сравнить с восприятием фильма: не взирая на индивидуальную реакцию зала, художественное произведение не меняется, оно создано раз и навсегда. Антрепризный спектакль просто не может допустить колебаний реакции зрителей: снижение интереса к проекту равнозначно его смерти. Тем более что для американского менеджмента выпуск антрепризного спектакля – только начало. Практически каждый проект сопровождается доходом от выпуска аудио- и видеозаписей, а при большом успехе – и лицензий на постановку в других театрах.
Европейской театральной традиции более свойственны стационарные театры с постоянной труппой и большим разнохарактерным репертуаром. Это диктует совершенно иной стиль работы и иной тип взаимоотношения со зрителем: более интимный и сложный. Ежедневно перевоплощаясь в разные роли, актер репертуарного театра на каждом спектакле устанавливает контакт со зрителем заново, завоевывая его внимание и подстраиваясь под реакции зрительного зала. Недаром считается, что в таком театре не бывает двух одинаковых спектаклей: смысловые акценты, нюансы взаимоотношений и характеров персонажей меняются в зависимости и от психофизического состояния актеров, и от восприимчивости и настроения зрительного зала. А если театр еще и получает дотацию, то коммерческий успех спектакля остается, конечно, важным, но не жизненно необходимым условием его существования. Все это сильно усложняет стандартизацию постановки и выполнения технических задач, стоящих перед актерами. А следовательно, вероятность успешной постановки мюзикла снижается.
Тем не менее, жанр мюзикла оказался чрезвычайно притягательным для актеров всех стран и всех театральных направлений. Это, несомненно, связано не только с естественной тягой к популярности, но и с желанием освоить новый жанр, расширить свои творческие возможности.
ИСТОРИЯ МЮЗИКЛА В РОССИИ
В России взаимоотношения с мюзиклом начали завязываться очень давно, – правда, в несколько иной, своеобразной модификации этого жанра. Однако первые подступы к мюзиклу шли так же, как и в Америке, – через джаз. Это случилось в фильмах Г.Александрова, и особенно – в Веселых ребятах с участием джаз-банда Л.Утесова. Несмотря на то, что в партитуре присутствует не так уж много музыкальных номеров, на самом деле они являются полномочными участниками фильма, существующими на равных правах с актерами. Эта линия была продолжена режиссером в Цирке, и – несколько менее органично – в Волге-Волге, где музыкальные номера зачастую были вставными. Этот опыт Александрова практически не имеет аналогов в советском кинематографе, где развитие жанра музыкальной комедии шла преимущественно по линии оперетты (от ранних фильмов И.Пырьева до творчества классика жанра Я.Фрида).
Гончаров А.А. Режиссерские тетради. М., 1980
Кудинова Т.Н. От водевиля до мюзикла. М., 1982
Кампус Э.Ю. О мюзикле. Л, 1983
Межибовская Р.Я. Играем мюзикл. М., 1988
Новая драматургия музыкального театра. Российско-американский семинар, 1–11 марта 1996 г. СПб, 1996
Великие мюзиклы мира (Справочное издание). М., 2002
Мюзиклы. Краткие содержания
Сборник синопсисов «Мюзиклы. Краткие содержания» завершает серию «Бессмертные оперы. Краткие содержания».Начнем с того, что опера (оперетта) – европейского происхождения. Они родились в Италии и во Франции. Мюзикл – дитя американской культуры. Вокал в мюзикле используется менее интенсивно, поскольку важна пластика актеров. В идеале актер мюзикла должен быть универсалом, умеющим синтезировать в одном образе речь, пение, мимику, пластику и танец.Танцевальные номера тесно связаны с основным действом.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мюзиклы. Краткие содержания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© Леонид Михрин, 2019
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Музыкальная Энциклопедия отвечает на это так:
«Музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Их сочетание и взаимосвязь придают мюзиклу особую динамичность. Характерной чертой многих мюзиклов стало решение серьезных драматургических задач несложными для восприятия художественными средствами».
Предлагаемая вниманию читателей книга включает краткое изложение истории развития мюзикла с момента его рождения до наших дней и краткое ознакомление с наиболее яркими произведениями (100 синопсисов) этого жанра. Ввиду жанрового сходства с опереттой, мюзикл как жанр театрального искусства, долгое время не признавался, однако он сформировал свои особенности, которые отличают его от других жанров. Книга рассчитана на широкий круг любителей музыки.
Что мы знаем о мюзикле?
Это двухактный музыкальный спектакль. Его название происходит от английского musical. Сюжет мюзикла представлен не только в словах и действиях, но в песнях и танцах. К тому же мюзиклы, как правило, отличаются массовостью и яркостью, чем привлекают зрителей.
Мюзикл как новый жанр XX столетия появился в Соединенных Штатах. Его рождению предшествовал целый ряд комедийных развлекательных жанров, существовавших в американской театральной культуре на протяжении столетий и соответствовавших потребностям времени его развития.
Сегодня это один из своеобразных жанров, в котором, в той или иной степени, нашли свое отражение, чуть ли не все стили сценического искусства.
В XVIII столетии в Европе опера стремительно набрала обороты в развитии, чтобы к концу XIX века явить себя в качестве солидной театральной формы.
Постановки опер в театрах Италии, Франции, Вены и Лондона собирали в роскошных залах театров преимущественно представителей привилегированных общественных слоёв, т.е. ту часть состоятельного населения, которая называла себя элитой общества. Опера предназначалась как развлечение «для избранных».
В этот период музыкальный театр Соединенных Штатов всецело находился под европейским влиянием и стремился предоставить обществу такое искусство, которое по содержанию, подаче и оформлению было доступно массовому зрителю вне зависимости от его социального статуса и финансового положения. Именно в духовном аспекте американцы сделали попытку отойти от тенденции классовости.
Военные и национальные конфликты в Европе XIX века привели к тому, что многие композиторы, по разным причинам, эмигрировали в США и стали работать в этой стране, где уже существовали свои музыкальные традиции.
На Бродвее господствовали композиторы, родившиеся и получившие образование в Европе. Обладая «европейским» профессионализмом, они сочиняли в духе Старого Света. Тон задавал В. Херберт — автор 20 оперетт, шедших на Бродвее с 1890-х годов до начала Первой мировой войны. Наибольшей популярностью пользовались оперетты английских, французских и австрийских авторов. Под влиянием потока европейских оперетт, появились первые американские оперетты. Они как легкий комический жанр по сей день продолжают традиции академической музыки, храня свои европейские корни.
Предшественником мюзикла считаются шоу менестрелей, которые в те времена были популярны. Первоначально шоу представляли собой короткие комические сценки в исполнении белых актеров, загримированных под негров, пародирующих их быт, музыку и танцы.
По окончанию Гражданской войны между Севером и Югом появились негритянские труппы, продолжившие традиции белых менестрелей. Погружение в негритянский фольклор и, особенно, в его музыкальную культуру, привело к зарождению джаза. Возможно, именно этот жанр впоследствии сыграл особую роль в формировании музыкального и театрального искусства США.
Пик популярности шоу менестрелей продолжался до 1870 года.
В годы, предшествующие Первой мировой войне, первыми классиками мюзикла стали талантливые композиторы-эмигранты Херберт, Фримль, Ромберг и др. Они способствовали активному развитию мюзикла в Америке. В период 1920—30-х годов они создали истинную американскую окраску мюзиклу: усложнили либретто, в ритмах стало заметно влияние джаза, рэгтайма, в песнях появились типичные американские обороты. Многие песни из мюзиклов того времени стали музыкальной классикой. Значительно возросли требования к актёрскому мастерству певцов.
Мюзиклы стали чрезвычайно популярными. Они заняли постоянные места в репертуарах театров. Их стали считать одним из видов американской оперетты.
Именно в этот период на подмостках американского театра зародилось новое направление, противопоставившее романтической оперетте европейского толка музыкальную комедию, национальную как по содержанию, так и по форме.
Сплав этого жанра с музыкой, появившегося в годы джаза, а со второй половины XIX века — рок-музыки, привёл к появлению новой разновидности музыкального театра — мюзикла. Его становление было бы невозможным без европейского влияния.
Эпоха становления американского мюзикла.
Мюзикл мужал и крепчал, открывал зрителю новые имена. Композиторы и хореографы помогали режиссерам создавать шедевры, а танцовщики и певцы становились звездами. В эпоху, именуемую «Золотым веком Голливуда», во Франции и в Германии с опозданием года на два-три, тоже создавались музыкальные картины. К этому процессу с начала 30-х годов присматривались и советские мастера.
Официальной датой рождения мюзикла принято считать март 1943 года, когда на Бродвее состоялась премьера спектакля «Оклахома» Р. Роджерса и О. Хаммерстайна. Эта постановка отличилась своей драматургией, которая отразила все виды творчества исполнителей: актерскую игру, музыку, вокал, пластику и пр. Спектакль уже нельзя было назвать «легкой комедией» — ведь он нес в себе такие ценности как любовь и патриотизм. Именно поэтому, позднее музыка из этого мюзикла стала официальным гимном штата Оклахома.
После этого спектакля началась новая эпоха сначала американского, а потом и мирового музыкального жанра, которую создавали и возглавляли отцы-основатели бродвейского мюзикла композиторы Дж. Гершвин, Л. Бернстайн, Э. Ллойд Уэббер, Р. Роджерс и др. С их приходом на музыкальный Олимп наступила эпоха становления американского мюзикла. Репертуары театров ежегодно пополнялись новыми произведениями.
Мюзиклы популярные на Бродвее вскоре превратились в самостоятельный легкий жанр с большим количеством костюмов, красивыми декорациями, драматическим сюжетом, рассказанным через песни простой по сравнению с оперной музыкой. Сюжет мюзикла стал более разнообразным и более сложным, чем сюжет оперы — в нем могут присутствовать трагические, сатирические, фарсовые элементы. В мюзикле активно используются джаз, рок, эстрадные жанры. В мюзикле танцевальные номера являются значимой частью основного действия — пластика и хореография становятся важными выразительными средствами.
Самостоятельности, как жанр, мюзикл достиг благодаря тому, что возрос художественный уровень музыкального содержания спектакля и одновременно литературный текст достиг художественного совершенства.
Безудержная рекламная шумиха вокруг занятых в спектакле «звезд», постановщиков, продюсеров — неизбежный спутник мюзикла, как и стремление всеми средствами популяризации превратить его мелодии в шлягеры.
В международных театральных обществах мюзикл не сразу признали. Проходило более двух тысяч успешных постановок на сценах театров США, прежде чем мюзикл поселится на европейских театральных подмостках
Уже несколько десятилетий на Бродвее царит культ мюзикла. Именно здесь композиторы и режиссеры соревнуются в мастерстве создания шедевров, а владельцы театров — в количестве спектаклей, которые выдержит та или иная постановка. Труппа, успешно выступившая на Бродвее, может смело причислять себя к числу популярных.
Название «бродвейский» возникло как обозначение места расположения театров — на Бродвее, улице Нью-Йорка. Но вскоре оно стало иметь и другой смысл: «бродвейский» — это тип театра, тип спектакля. Бродвейские театры занимают главенствующее положение в театральной жизни США.
Название улица получила от первых американских поселенцев нидерландского происхождения: Breede weg — «широкий путь». Раньше на этом месте была индейская тропа, извивавшаяся среди болот и скал острова Манхэттен.
Тип современного бродвейского театра сформировался в конце XIX — начале XX века. Для показа драматических спектаклей и музыкальных комедий театральные помещения на Бродвее сдаются внаем антрепренерам. Бродвейские театры не имеют постоянных трупп, режиссеров и репертуара. Да и само количество Бродвейских театров все время меняется. Только на одной этой улице их около 40. Американцы считают, что скопление театров в одном месте красноречивое доказательство американского практицизма.
Труппы комплектуются для исполнения одного спектакля, который показывается ежедневно до тех пор, пока делает сборы. Если спектакль не пользуется успехом и не делает сборы, труппа распускается. Некоторые спектакли идут ежевечерне по несколько лет. Например, знаменитый мюзикл «Моя прекрасная леди» не сходил со сцены 7 лет.
Спектакли Бродвейских театров обычно идут в роскошном оформлении, требующим значительных затрат, поэтому они финансируются, как правило, крупными предпринимателями, которые участвуют при выборе пьесы, приглашают режиссера и ведущих артистов.
Чем же отличается мюзикл от оперы (оперетты)?
Оперы, завозимые в Америку из Европы, обычно были написаны композиторами в паре со «своими» либреттистами. Действие протекает, как правило, в каких-нибудь экзотических местах, в ярких декорациях и богатых костюмах. В опере предусматриваются песни, написанные в стиле арий, музыка которых запоминается лучше, нежели слова, которым отводится второстепенная роль.
В опере поющие актёры не танцуют. Диалоги в опере выступают как связующие звенья между музыкальными номерами. Балетные сцены, как в опере, так и в оперетте, обычно никак не связаны с сюжетом и прерывают его развитие.
Опера предъявляет к вокальным данным артистов высокие требования.
Бродвейские мюзиклы в основном состоят из песен, написанных в быстром темпе, комических сценок, ярких танцевальных номеров. Манера пения отличается от оперной, к тому же в мюзикле используются различные вокальные и танцевальные жанры — эстрадные, народные, джаз, рок и так далее.
В мюзикле акцент делается на театральное действие с музыкальным сопровождением. Артисты, участвующие в спектакле, должны быть универсальными в плане творческого мастерства, т.е. быть танцорами, певцами, лицедеями.
В отношении сюжетов авторам предоставлялась полная свобода.
С начала 1970-х годов возникают так называемые рок-оперы. Это музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых вокалистами, раскрывается сюжет оперы. Надо отметить, что рок-оперы, хотя в них нет диалогов, по музыке они ближе к оперетте, чем к традиционной опере.
Мюзикл европейский и американский.
К концу XX века жанр «мюзикл» процветал лишь в двух столицах — Нью-Йорке и Лондоне. Англо-американская монополия мюзиклов прекратилась в 1985 году, когда на лондонской сцене состоялась премьера французской постановки «Отверженные» по мотивам одноимённого романа Виктора Гюго.
В 1998 году в Париже отметили появление собственного мюзикла «Собор Парижской Богоматери» («Notre-Dame de Paris») — одного из самых нашумевших в Европе мюзиклов. Мюзикл полюбился зрителю за зрелищность и легкость восприятия. С тех пор по сей день этот мюзикл путешествует по миру.
В Европе полюбили мюзикл за зрелищность и легкость восприятия. На сценах европейских театров при отсутствии ярких декораций мюзиклы напоминали камерные концерты.
Европейским театрам свойственен постоянный состав актеров и всякий раз при постановке спектакля приходилось довольствоваться теми актерами, которые имеются в данный момент в труппе театра. А на Бродвее предпочитают антрепризу — антрепренёр приглашал для участия в спектакле актёров из различных театров. Один проект (мюзикл) — одна труппа.
Современный мюзикл — легкий жанр, большое количество костюмов, красивые декорации, драматический сюжет, рассказанный через песни, простая, по сравнению с оперой музыка. Мюзиклы бурно развивались, стоя одной ногой на фундаменте старой европейской школы, а второй прочно укрепившись в Нью-Йорке.
Условно различают две основные разновидности мюзикла: европейскую и американскую.
Европейски ориентированный мюзикл создан теми композиторами и драматургами, которые положили в основу своих произведений оперетты признанных мастеров, такие как Рудольф Фримль (автор знаменитой «Роз Мари»), Джером Керн — самый популярный из песенных композиторов США, Р. Роджерс (знаменитая «Оклахома!»), Фредерик Лоу с «Моей прекрасной леди» и др.
Для этой разновидности мюзикла характерны в качестве сюжетного материала любовные истории на историческом или экзотическом фоне, простые легко поющиеся сентиментальные мелодии, и оркестр, в основном повторяющий состав обычного европейского опереточного оркестра.
Американский — вторая разновидность мюзикла, которую принято отождествлять с жанром американской «народной оперы» (например, «Порги и Бесс» Гершвина). Сюжеты таких мюзиклов почти исключительно национально-американские. Художественные особенности мюзикла тесно связаны с американской театральной традицией. Значительную роль здесь приобретают джаз и национальный фольклор, главным образом негритянский. Это «Maленький Джонни Джонс» М. Коэна, произведения Гершвина, «Целуй меня, Кэт» Ч. Портера и другие популярные мюзиклы, использующие негритянский фольклор.
Как создается мюзикл
Мюзикл, в отличие от оперетты, является детищем сразу нескольких нянек и всегда предназначен для универсальных (поющих и танцующих) актеров. Все это напоминает коллективный процесс создания кинофильма. Этот стиль «производства» мюзиклов получил свое окончательное завершение в многочисленных пьесах 60-х гг.
Работа над созданием мюзиклов превратилась в своего рода коллективное творческое предприятие с четким разделением труда: одновременное сотрудничество драматурга, композитора, поэта-сочинителя песенных текстов, художника — оформителя сцены, режиссера, хореографа, музыканта-аранжировщика и дирижера. Композиторы, либреттисты и хореографы брали на себя функции постановщика, будучи часто еще и сопродюсерами.
Композитор Дж. Стайн был продюсером одного мюзикла, композитором и сопродюсером другого и постановщиком третьего одновременно. Уже десятилетия на «Бродвее» автор текста, композитор и актер нередко объединялись в одном лице. Такими универсалами были Дж. М. Коэн, К. Портер, Э. Берлин, Ф. Лёссер, Г. Роум и др.
Из мюзиклов, созданных в 1950-е годы, мировую известность на театральной сцене, а затем и в кино завоевали «Моя прекрасная леди», «Вестсайдская история», «Звуки музыки», «Смешная девчонка». В 1960-е годы успех выпал на долю таких произведений, как «Хелло, Долли!», «Скрипач на крыше», «Кабаре» и, наконец, возникший на волне молодежного движения тех беспокойных лет рок-мюзикл «Волосы». Все эти спектакли сначала стали хитами на Бродвее и только потом превратились в фильмы.
Появилась «Вестсайдская история». За основу постановки взята шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта», при этом действие происходит в современном Нью-Йорке. Повышенная выразительность танцев в мюзикле означила растущее значение хореографии.
Мюзикл «Волшебник страны Оз» — одна из первых цветных кинолент, самый дорогостоящий фильм своего времени. Музыкальное сопровождение сделало «Волшебника из страны Оз» одним из лучших киномюзиклов тех лет.
Увеличение количества негритянских трупп, исполняющих мюзиклы, — характерная черта американской театральной жизни 1970-х годов в целом и жизни Бродвея — в частности.
Одновременно получила распространение переделка для негритянских трупп произведений, первоначально для них не предназначенных. В 1960-е годы чернокожие артисты заменили белых в популярном мюзикле «Хелло, Долли!», и это стало очередной театральной сенсацией, спектакль как будто обрел второе дыхание.
Золотой век мюзикла в кино.
Музыка всегда звучала в театральных представлениях — еще в давние времена на сценах театров пели и танцевали.
Годы с 1930-х до начала 1950-х, считаются золотым веком мюзикла в кино. Это была пора всеобщего увлечения джазом, танцевальными оркестрами, развитием звукозаписи, появлением музыкального радиовещания.
Период экономического процветания, последовавший за окончанием Первой мировой войны, породил настоящий бум в театральной индустрии США. Прежде всего, повысился спрос на все виды развлекательного искусства. Экранизация музыкальных комедий 1920-х годов пользовалась успехом у публики. Посетителям кинотеатров были хорошо знакомы водевили, театральные мюзиклы, музыкальные шоу на радио, а вот звуковое кино было в новинку.
Первый музыкальный фильм и, вообще, первый звуковой фильм — «Певец джаза» — вышел в 1927 году. Как только кино обрело звук, мюзикл властно заявил о своих правах на любовь широкой публики. Он уверенно шагнул с театральной сцены на экран и очень скоро завладел им. Экранизация мюзикла давала ему вторую жизнь и он прочно занял свое место на экране.
Театральные продюсеры Нью-Йорка поняли, что бродвейский мюзикл вынужден принять вызов кино и радио, чтобы выжить. Стали создавать музыкальные фильмы по оригинальным сценариям со специально написанной к ним музыкой. С появлением звукового кино началась новая эра в истории мюзикла: экранизированные версии лучших спектаклей буквально заполонили мир.
Так возник новый жанр — киномюзикл.
В золотую эру экранизации мюзиклов бродвейские постановки и музыкальные фильмы распределялись приблизительно равномерно. Голливуд делал ставку на Бродвей — самые известные мюзиклы того времени пришли на экран со сцены.
Во время Второй мировой войны наступил пик популярности мюзикла. Это было идеальное развлечение для людей, уставших от войны и новостей с фронта.
Некоторые историки мюзикла считают сезон 1940—1941 гг., ознаменованный появлением «Оклахомы!» Р. Роджерса, началом нового этапа в развитии жанра. После войны появились новые театральные мюзиклы и киномюзиклы. Шесть из десяти самых кассовых фильмов были мюзиклами.
Очень красивыми, запоминающимися танцами насыщены мюзиклы 50-70-х годов XX века. Тема танцев в кино во все времена волновала многих режиссеров. Композиторы и хореографы помогали режиссерам создавать шедевры, а танцовщики и певцы становились кинозвездами.
Мюзикл обрел зрелость. Его тематика расширилась. Теперь бродвейские авторы создавали мюзиклы по классическим драмам и современным романам, по комедиям, рассказам и киносценариям — Шекспира, Сервантеса, Вольтера, Диккенса, Бернарда Шоу, Шолома Алейхема и др.
«Вестсайдская история», «Смешная девчонка», «Оливер!»«Скрипач на крыше», «Кабаре», «Иисус Христос — суперзвезда», «Кошки», «Чикаго», «Мулен Руж», «Призрак оперы» и др. — эти мюзиклы были перенесены на экран.
Мюзикл и телевидение.
У Голливуда появился опасный конкурент — телевидение. С экранов телевизоров к зрителю хлынул поток развлекательных сериалов и передач — у зрителей появился выбор. Зрители стали реже нести в кинотеатры свои деньги. Конец 1950-х и 1960-е принято считать временем застоя для мюзикла в кино.
В золотую эру мюзиклов экранизации бродвейских постановок музыкальных фильмов распределялись приблизительно равномерно.
При этом не обошлось без потерь: исчезла неповторимость каждого театрального спектакля, ушел живой звук, началось тиражирование готовой продукции. То, что началось в кино (механическое изготовление копий), сегодня пришло в театр: «Нотр-Дам де Пари», «Кошки», «Призрак оперы», другие мюзиклы на многочисленных сценах Западной и Восточной Европы — это не различные интерпретации, а клонирование оригинальных постановок. Образцовые киномюзиклы повсюду вызвали волну подражаний.
Популярность киномюзиклов у пользователей интернета стала причиной засилья двух видов мюзиклов на современном телевидении:
— историко-биографические сериалы, в которых много поют и много музыки.
— сериалы (многосерийные мюзиклы), которые используют танцы, пение и музыкальные номера как часть своего повествования (например, мюзикл «Галавант» про поющего рыцаря Галаванта).
Экраны кинотеатров и телевизоров заполнены различными анимационными фильмами, которые интересны как детям, так и их родителям. Некоторые из них «музыкальные», или как их называют — «анимационные фильмы—мюзиклы».
Главными героями часто являются сказочные персонажи. В основу этих фильмов положены песни и танцевальные номера.
Первый в мире мультфильм появился в далёком 1906 году в Америке. Автором его был Дж. Блэктон. Первые мультфильмы были чёрно-белыми и «немыми». Первый мультфильм со звуком создал У. Дисней в 1928 году.
Студия Дисней смогла довести искусство создания мультфильмов-мюзиклов до совершенства и продолжает радовать нас ими и по сей день. Одним из первых создателей мультфильмов в жанре мюзикл является американский режиссёр-мультипликатор Дон Блут.