какие используют упр для обучения барьерному бегу

Методика обучения технике барьерного бега

Задача 1. Дать краткую характеристику барьерного бега

Ознакомить с историей развития и современным состоянием этого вида легкой атлетики. Создать правильное представление о рациональной технике барьерного бега.

Средства: рассказ о главных особенностях бега; показ видеозаписи с обязательной демонстрацией целостного бега.

Методические указания: преподаватель должен обратить внимание на самые важные моменты: высокую скорость и динамичность бега между барьерами, слитность преодоления барьера, общую координацию движений.

Задача 2. Обучить технике преодоления барьера

Средства: стоя лицом к стенке на расстоянии 110-150 см, имитировать работу рук с одновременным подниманием бедра маховой ноги и последующим выбрасыванием голени пяткой вперед; стоя лицом к гимнастической стенке на расстоянии 90-120 см сбоку барьера, держаться за жердь на уровне груди, переносить толчковую ногу через барьер; переход барьера или нескольких барьеров, поставленных на небольшом (2-3 м) расстоянии друг от друга; то же в медленном беге с высоким подниманием бедра и незначительным продвижением вперед; преодоление учебных барьеров в медленном темпе.

Методические указания: следить за синхронностью действий маховой и толчковой ноги, за активным продвижением таза вперед. Высоту барьеров и расстояние между ними надо увеличивать постепенно. Движению рук обучать в процессе выполнения перечисленных упражнений.

Задача 3. Обучить бегу между барьерами с преодолением препятствий

Средства: те же, что и при решении задачи 2, но с увеличением расстояния и высоты барьеров; бег сбоку барьеров в три шага; бег с барьерами в три шага при их сближенной расстановке.

Методические указания: важно следить за тем, чтобы спортсмены не отталкивались близко к барьеру, не прыгали высоко через него. Необходимо своевременно изменять расстояние между барьерами, постепенно увеличивать длину и частоту шагов. Необходимо последовательно обращать внимание на основные моменты техники: активный вход на барьер, непрерывность перехода в беге после схода с барьера, отсутствие прыжкообразного бега между барьерами.

Задача 4. Научить технике высокого старта и стартового разгона с последующим преодолением барьеров

Средства: специальные упражнения барьериста, бег с высокого старта за восемь шагов до барьера, поставленного на укороченном расстоянии; барьер преодолевается сбоку; бег с высокого старта с преодолением 2-4 барьеров.

Методические указания: следует сразу обучить ритму восьми беговых шагов, делать акцент на длине первых 4-5 шагов и набегании на барьер с выпрямлением туловища на остальных 3-4 шагах.

Задача 5. Научить технике бега с низкого старта. Совершенствовать технику барьерного бега

Средства: специальные упражнения барьериста; бег с низкого старта сбоку от барьера; бег с низкого старта с преодолением 1-3 барьеров; пробегание полной соревновательной дистанции.

Методические указания: подбор специальных упражнений должен носить индивидуальный характер, а их многократное повторение должно сочетаться с пробеганием барьерной дистанции. Для повышения эффективности следует использовать учебные барьеры пониженной высоты. Обучение бегу на 400 м с барьерами происходит после овладения техникой бега на короткие дистанции. Поэтому главной задачей будет нахождение оптимального ритма бега между барьерами в соответствии с естественным шагом в гладком беге, а также овладение техникой преодоления барьеров на повороте.

Источник

Упражнения для овладения техникой барьерного бега

Упражнения, способствующие овладению работой рук

какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть фото какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть картинку какие используют упр для обучения барьерному бегу. Картинка про какие используют упр для обучения барьерному бегу. Фото какие используют упр для обучения барьерному бегу

Методические указания. Данные упражнения дают занимающимся некоторое представление о движении рук в барьерном беге. Исполняя их, нужно следить, чтобы рука проходила далеко вперед. Посылая руку вперед, одновременно наклонять туловище, как бы догоняя руку. В начале обучения темп исполнения медленный.

Упражнения, способствующие правильному движению маховой ноги

какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть фото какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть картинку какие используют упр для обучения барьерному бегу. Картинка про какие используют упр для обучения барьерному бегу. Фото какие используют упр для обучения барьерному бегу

какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть фото какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть картинку какие используют упр для обучения барьерному бегу. Картинка про какие используют упр для обучения барьерному бегу. Фото какие используют упр для обучения барьерному бегу

Методические указания. Выполняя упражнения 4-7, следить за быстрым продвижением таза вперед за счет активного выноса маховой ноги и за отталкиванием. Упражнение 7 особенно полезно, если спортсмен при «атаке» барьера посылает прямую маховую ногу, не согнутую в коленном суставе. Данное упражнение поможет исправить эту ошибку.

Упражнения, способствующие правильному движению толчковой ноги

какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть фото какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть картинку какие используют упр для обучения барьерному бегу. Картинка про какие используют упр для обучения барьерному бегу. Фото какие используют упр для обучения барьерному бегу

какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть фото какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть картинку какие используют упр для обучения барьерному бегу. Картинка про какие используют упр для обучения барьерному бегу. Фото какие используют упр для обучения барьерному бегу

какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть фото какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть картинку какие используют упр для обучения барьерному бегу. Картинка про какие используют упр для обучения барьерному бегу. Фото какие используют упр для обучения барьерному бегу

какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть фото какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть картинку какие используют упр для обучения барьерному бегу. Картинка про какие используют упр для обучения барьерному бегу. Фото какие используют упр для обучения барьерному бегу

Методические указания. При переносе толчковой ноги через барьер обратите внимание на свободный и быстрый вынос бедра вперед. При выполнении упражнений необходимо избегать отклонения туловища назад. Держаться высоко. Следить, чтобы толчковая нога при переносе через барьер была согнута в колене и движение начиналось из крайне-заднего положения. Если занимающийся во время бега через барьер поднимает стопу толчковой ноги выше колена, т.е. забрасывает голень вверх, а колено «топит» вниз, ему можно рекомендовать упражнение 6 – перенос толчковой ноги вдоль наклонного барьера.

Упражнения, способствующие согласованности движений

какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть фото какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть картинку какие используют упр для обучения барьерному бегу. Картинка про какие используют упр для обучения барьерному бегу. Фото какие используют упр для обучения барьерному бегу

какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть фото какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть картинку какие используют упр для обучения барьерному бегу. Картинка про какие используют упр для обучения барьерному бегу. Фото какие используют упр для обучения барьерному бегу

какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть фото какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть картинку какие используют упр для обучения барьерному бегу. Картинка про какие используют упр для обучения барьерному бегу. Фото какие используют упр для обучения барьерному бегу

Методические указания. «Атаку» гимнастического коня можно выполнять с места, с одного шага и с нескольких шагов. При выполнении всех упражнений таз не должен отставать. Бросок («атака») проделывается быстро. Стопу толчковой ноги во время «атаки» не разворачивать в сторону. Выполняя упражнение, не нужно спешить слишком рано делать наклон плечами вперед. Для этого «атаку» надо начинать от таза, колено согнутой ноги поднимать вверх-вперед. Во всех упражнениях толчковую ногу переносить с акцентом на быстром выносе ее в положение бегового шага. Между барьерами держаться высоко, т.е. не подседать. Расстояние между барьерами и высота их меняются в зависимости от возраста и подготовленности занимающихся.

Источник

Техника и методика обучения барьерному бегу

Легкая атлетика и методика преподаванияКнига:Техника и методика обучения барьерному бегу

Оглавление

1. Техника барьерного бега

Результат в барьерном беге определяют два основных параметра: скорость бега между барьерами и техника их преодоления. Для анализа техники барьерного бега всю дистанцию условно разделяют на четыре фазы: старт, стартовый разгон, преодоление барьеров, бег между барьерами, финиширование.

какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть фото какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть картинку какие используют упр для обучения барьерному бегу. Картинка про какие используют упр для обучения барьерному бегу. Фото какие используют упр для обучения барьерному бегу

Рис. 7. Техника преодоления барьеров

Рассмотрим технику барьерного бега на 110 м.

Старт и стартовый разгон. Особенность старта в барьерном беге заключается в том, что длина беговых шагов должна быть точно рассчитана. Кроме того, туловищу нужно придать правильный наклон, т.е. в начале бега барьеристу следует быстрее выпрямляться, чем спринтеру, так как до первого барьера расстояние 13,72 м и его пробегают за 7 или 8 шагов. При этом на старте впереди ставится маховая или толчковая нога.

Преодоление барьеров (рис 7). Для создания благоприятных условий для отталкивания последний шаг должен быть на 15-20 см короче предпоследнего, а место отталкивания у взрослых спортсменов удалено от барьера на 195-220 см. Чтобы подчеркнуть стремительность, которую необходимо проявить спортсмену в отталкивании и движении на препятствие, часто это движение называют «атакой» барьера. «Атака» начинается с момента постановки ноги для толчка и движения согнутой в колене маховой ноги вперед-вверх (рис. 8). В момент отталкивания толчковая нога и туловище должны составлять почти прямую линию (рис. 8, кадр 2). Атакуя барьер постепенно распрямляющейся ногой, барьерист вытягивает вперед разноименную ей руку. Одновременно согнутая в локте другая рука отводится назад (рис. 8, кадр 4).

какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть фото какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть картинку какие используют упр для обучения барьерному бегу. Картинка про какие используют упр для обучения барьерному бегу. Фото какие используют упр для обучения барьерному бегу

какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть фото какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть картинку какие используют упр для обучения барьерному бегу. Картинка про какие используют упр для обучения барьерному бегу. Фото какие используют упр для обучения барьерному бегу

Рис. 8. Отталкивание, преодоление и сход с барьера

Завершив отталкивание и находясь в безопорном положении, барьерист сильно наклоняется вперед, сгибает толчковую ногу в колене и быстрым движением подтягивает ее к туловищу. Одновременно маховая нога активно опускается вниз за барьер (рис. 8, кадры 6, 7, 8). После преодоления барьера бегун приземляется на переднюю часть стопы выпрямленной и напряженной ноги (рис. 8, кадры 8 и 9). Чтобы сохранить к моменту приземления ранее набранную скорость, нужно удержать наклон туловища вперед и активно перенести толчковую ногу через барьер. Также следует следить за высоким положением бедра (колена) толчковой ноги при сходе с барьера для эффективного перехода к бегу между барьерами (рис. 8, кадр 9).

Бег между барьерами. Расстояние между барьерами преодолевается в три беговых шага. Наиболее трудный из трех шагов первый, когда барьеристу надо сохранить устойчивость, ритм и скорость бега. Кроме того, первый шаг нужно стремиться делать длиннее. В этой фазе колено толчковой ноги стремительно выносится вперед-вверх. Длина первого шага примерно 170-180 см. Второй шаг самый длинный из трех. Последний шаг квалифицированные барьеристы делают немного короче второго, что создает лучшие условия для толчка и последующей «атаки» на барьер.

Финиширование. Расстояние от последнего барьера до финиша пробегается, как при гладком беге, с максимальной скоростью.

2. Обучение технике барьерного бега

Барьерный бег без преувеличения можно назвать одной из самых сложных в техническом отношении беговых дисциплин в легкой атлетике. Для успешного овладения техникой этого вида необходимо обладать высоким уровнем развития скоростно-силовых качеств, а также координацией движений и гибкостью.

Переход через барьер. Обучение этому техническому элементу осуществляется с помощью специальных упражнений барьериста:

какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть фото какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть картинку какие используют упр для обучения барьерному бегу. Картинка про какие используют упр для обучения барьерному бегу. Фото какие используют упр для обучения барьерному бегу

Рис. 9. Имитация работы толчковой ноги в барьерном беге

10. бег с преодолением барьеров высотой 40-50 см.

какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть фото какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть картинку какие используют упр для обучения барьерному бегу. Картинка про какие используют упр для обучения барьерному бегу. Фото какие используют упр для обучения барьерному бегу

Рис. 10. Перенос толчковой (А) или атакующей (Б) ноги над барьером, пробегая сбоку барьера

При выполнении упражнений необходимо избегать отклонения туловища назад. При беге держаться высоко на стопе. По мере овладения техникой барьерного шага увеличивать скорость бега и стремиться минимизировать расстояние над барьером в момент его преодоления.

Бег со старта с преодолением первых барьеров. Прежде всего нужно научиться в конце 8 шага стартового разбега точно попадать на место отталкивания на первый барьер. Для этого используются следующие упражнения:

Во всех упражнениях высота барьеров и расстояние между ними обусловливаются подготовленностью занимающихся и постепенно должны приближаться к стандартным величинам.

Техника барьерного бега в целом совершенствуется с помощью следующих упражнений:

Возможность преодолеть расстояние между барьерами (при стандартной их расстановке) в 3 беговых шага (100 и 110 м с/б) зависит не только от роста спортсмена и уровня его физической подготовленности, но и от степени технического мастерства. Чаще всего «уложиться» в 3 беговых шага мешают различные технические погрешности.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Барьеры_Школа барьерных упражнений Татьяны Зеленцовой.

Ссылка на сайт Заслуженного мастера спорта, Заслуженного тренера России(жми на картинку):
какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть фото какие используют упр для обучения барьерному бегу. Смотреть картинку какие используют упр для обучения барьерному бегу. Картинка про какие используют упр для обучения барьерному бегу. Фото какие используют упр для обучения барьерному бегу

«Многие думают, что барьерные упражнения нужно и полезно делать только тем, кто собирается бегать с барьерами. Но это не так. Вот уже 30 лет я тренирую спортсменов, используя свою методику барьерных упражнений. Мои ученики бегали спринт, средние дистанции, барьеры и тд, и многие из них стали Мастерами спорта международного класса. Моя методика замечательна тем, что помогает укрепить опорно-двигательный аппарат спортсмена. Особенно важно использовать барьерные упражнения детям, так как в период активного роста и полового созревания юные спортсмены особенно подвергнуты травмам. Я помогу пройти вам этот отрезок пути с наименьшими потерями.
Будьте внимательны в выполнении упражнений! Я всегда за качество, а не за количество! В моей программе существует 10 упражнений. Казалось бы, перешагнуть через барьер можно 2–3 способами, а здесь целых 10! Секрет в расстановке и высоте барьеров во время того или иного упражнения.
Первые 4 упражнения используются в укреплении опорно-двигательного аппарата и при посттравматическом восстановлении спортсмена, любого вида спорта (легкоатлета, лыжника, баскетболиста, футболиста, теннисиста, пловца или танцора и тд). Несколько лет я обучала этой системе спортсменов США, Канады и некоторых районов Германии. Сегодня я хочу подарить свои знания Вам!
Упражнения 5–7 подойдут для более подготовленных спортсменов. А 8–10 – для барьеристов.
Надеюсь, что научившись преодолевать спортивные барьеры, вы без труда будете преодолевать и жизненные!
Будьте здоровы! Успехов Вам!»
Т. Зеленцова

Упражнение 1: «Мельница».

Описание: Поочередное перешагивание через барьер левой и правой ногой. Барьеры стоят плотно друг к другу, ножка к ножке, высота барьера должна быть такой, чтобы не испытывать трудностей переноса ноги через барьер, при этом не сгибая опорную ногу.

Основные ошибки: плечи спортсмена во время выноса толчковой ноги отклоняются назад или опорная нога согнута в колене. Прежде всего надо научиться не делать таких ошибок, поэтому высота барьеров должна быть доступной, а расстояние — стандартным.

Упражнение 2: «Вперед—назад»

Описание: Барьеры стоят точно так же, спортсмен переходит через один барьер, потом возвращается поочередно каждой ногой назад, вновь переступает вперед и переходит на следующий барьер. Упражнение — силовое, потому что после выполнения 10 барьеров (хотя на начальном этапе мы ставим для детей меньше барьеров — 5—6—8 и тд.) мы выполняем удвоенное количество упражнений. Развивает силу в тазобедренных суставах, гибкость и также координацию. Упражнение сложное, поэтому рекомендуется исполнять на небольшом количестве.

Основные ошибки: во время возвращения назад барьерным шагом маховая нога должна возвращаться ровно, а не через сторону. Абсолютно ровно назад.

Упражнение 3: «Через-под»

Описание: Через один барьер спортсмен перешагивает, под другой пролазит. Упражнение делается на барьерах примерно на одну стопу от барьера до ножки барьера. Для детей маленького роста барьеры можно сблизить, они должны стоять настолько удобно, чтобы спортсмен, пролезая под барьером, мог достичь следующего без подскока. Особое внимание обратите на то, что спортсмен, пролезая под барьером, должен растягиваться, выпрямляя полностью сначала одну ногу, на которой он стоял, потом переходит на другую и поднимается вертикально ровно вверх.

Основные ошибки: следим, чтобы не отклонялись плечи, не сгибалось колено во время атаки следующего барьера. Надо избегать ошибок, на которые мы обращали внимание в предыдущих упражнениях. Плюс здесь добавляется большая силовая нагрузка. Переступая через барьер, делаем разворот коленом на 90 градусов и поворачиваемся сами, прежде чем присесть и уйти под барьер. Это также силовое упражнение, более высокой координации, чем предыдущее, непосредственное барьерное упражнение с подключением работы рук.

Упражнение 4: «Удержание»

Описание: Выполняется на той же расстановке, можно лишь чуть-чуть раздвинуть барьеры. Выполняется почти как первое, только спортсмен шагает одной ногой через барьер, идентично абсолютному перешагиванию через барьер, как в барьерном беге… В момент выноса толчковой ноги вперед мы ее задерживаем, почему и называется упражнение «удержанием». Поднимаем колено максимально вверх, причем стоим жестко на опорной ноге с выпрямленным коленом. После небольшого удержания спортсмен опускает ногу, ставит ее на землю и продолжает шагать этой же ногой на барьер.

Основные ошибки: Это упражнение имитирует переход через барьер, здесь необходимо четко сочетать работу рук и ног.

Первые четыре упражнения выполняются строго в ходьбе, никаких подскоков, припрыжек, переминаний с ноги на ногу. Если спортсмен в каком-то упражнении теряет равновесие, его нужно обязательно удержать, таким образом укрепляется стопа. Не хвататься за барьеры и не помогать себе удержаться руками.

В дальнейшем, когда вы освоите это количество упражнений, сделаете определенное количество повторений, можно начать применять веса.

Мы надеваем на стопы отягощения, желательно, чтобы они соответствовали возможностям исполнителя — от 100 г можно доходить до 4 кг. Все это надо делать постепенно, особенно для детей, которым совершенно не рекомендовано заниматься штангой, так как они находятся в зоне роста. Но нагружать ноги не вредно, поэтому усиливать мышцы можно.

Но еще раз обращаю внимание: отягощения можно применять только в первых четырех упражнениях, в ходьбе.

Описание: Начинается с подскока. Спортсмен становится со стороны барьера, сбоку, и переносит ноги через барьер поочередно, то левую, то правую, с маленьким подскоком в сторону. Поскольку спортсмен не переходит через барьер, ударная нагрузка на стопу — минимальная. Поэтому для детей мы рекомендуем это упражнение сделать самым первым. Прежде чем переходить через барьер в прыжке в других упражнениях, желательно набрать определенный объем в ходьбе. Это самое простое упражнение.

Имитирует упражнение на удержание, только его надо делать с небольшим подскоком. Расстояние между барьерами увеличивается, можно поставить 3—4 стопы, это зависит от исполнителя. Если это малыши — можно начать с 50 см, если взрослые — со стандартной высоты 76 см. Все 10 барьеров спортсмен проходит отталкиваясь одной ногой, а другая является маховой. Упражнение в строгом сочетании работы рук и ног.

Упражнение 7
Затем мы усложняем упражнения, на этой же установке — подскоки с ноги на ногу, называется «мельница». Оно имитирует первое упражнение. Если там шагали на месте, то здесь делаем с подскоком. Хочу обратить внимание, если в ходьбе можно ходить пошире, повыше, то с подскоков надо начинать с самых низких, доступных, чтобы не нарушать правильную схему движений и не получать большую ударную силу на приземляющуюся ногу до тех пор, пока не научитесь делать абсолютно правильно. Когда это произойдет, барьер можно поднять, расстояние раздвинуть.

Все эти упражнения исполняются в зависимости от возраста и подготовки спортсмена. Если на начальном этапе будем выполнять 100—150 барьеров в одной тренировке, то потом можно довести до 200—300 (максимально мои спортсмены выполняют до 500 барьеров). Для начинающих, если они будут выполнять 2—3—4 упражнения, им надо пройти 3—4 раза 10 барьеров. Если это дети, можно сделать меньше барьеров, но большее количество повторений, так как дети более эмоциональны. Они быстро выполняют и быстро возвращаются. Следите, чтобы они выполняли правильно и не спешили. Я рекомендую между упражнениями на барьерах давать пробежки или упражнения на расслабление, чтобы это было не в угнетающем режиме, чтобы мышцы были свежие, готовые к исполнению других упражнений. На самом деле, упражнения достаточно трудоемкие, хотя внешне кажется, что они исполняются свободно. При переходе через барьер большую нагрузку несут мышцы таза, спины, живота, все мышцы ног. Мы полностью задействуем тело. А если на более сложных упражнениях задействуем еще и руки, то работают и мышцы верхнего плечевого пояса.

Если работа направлена на выносливость, то нужно делать упражнения спокойнее и большее количество барьеров, если работа — скоростная, то количество упражнений надо уменьшить, но попросить исполнять их немного «веселее». Однако на начальном этапе надо научиться выполнять их правильно, затем — правильно и много, а уже потом — правильно и быстро.

Если тренировка направлена на силу, мы делаем с весами, если на скорость — то быстро, если выносливость — добавляем до 15 барьеров исполнения. Таким образом работа с барьерами соответствует направленности вашей сегодняшней тренировки вообще.

Следующие упражнения предлагаются спортсменам более подготовленным, специализирующимся в барьерном беге.

Такие упражнения, как «в один шаг» сбоку, когда спортсмен с 4—6 шагов разбега преодолевает барьеры в один шаг.

Барьеры расставляют на небольшой высоте, где спортсмен выполняет (не через середину барьера, а сбоку) упражнение высокое поднимание бедра, одновременно перенося одну из ног через барьер. В этом упражнении очень важно, чтобы спортсмен действовал как мячик, отскакивающий от пола, и старался акцентировать отталкивание и подпрыгивание вверх, во время которого одна нога переносится через барьер. Затем он меняет сторону и уже другую ногу переносит через барьер. Но надо обратить внимание, что нога, не переносящаяся через барьер должна подниматься так же высоко, и ритм исполнения этих упражнений должен быть равномерным, как одной, так и другой ногой. Звук от приземления звучит абсолютно монотонно: там-там, там-там. Если выполняем упражнение в один шаг, то фаза полета более длинная и ритм звучит примерно так: татам — татам. Это значит, что во время полета у спортсмена более долгая фаза, а во время приземления толчковой ноги это движение укорачивается. Это два совершенно разных упражнения. Хотя внешне кажется одно и то же. Спортсмены, освоившие упражнение «Катя», никогда не будут страдать в беге от такой ошибки, как захлест ног сзади. Бедра будут обязательно выноситься вперед и с захватом земли. Это очень сложное упражнение, но интересное, полезное и значительно меняет качество бега.

В два шага с подскоком. Спортсмен преодолевает барьер поочередно, то левой, то правой ногой и в промежутке делает два шага. Эти упражнения выполняются с подскоком, а в дальнейшем и в беге (так же в два шага, попеременно меняя атакующую ногу).

Вся суть этих упражнений в том, чтобы тренер умел правильно спланировать и равномерно распределить их на протяжении недели, когда ему нужно сделать больше упражнений: когда в ходьбе, когда силовых, когда с подскока. Все это зависит от дальнейшей направленности тренировки, от сезона исполнения. Если мы начинаем подготовительный сезон, и в основном у нас занимает основу тренировки количество исполняемых барьеров, она доходит до 500 в тренировку. И если у вас 5—6 рабочих дней в неделю, то получается достаточно солидная сумма. А если мы приближаемся к соревнованиям, количество уменьшаем, зато увеличиваем упражнения с подскока, делаем больше упражнений на скорость. В период, когда можно сделать хотя бы неделю перерыва между соревнованиями, обязательно 2—3 дня делаем упражнения силовые, с весами. Хотя в основном соревновательном периоде веса применяем гораздо реже и в меньших объемах, чем в подготовительном. Вся база, общее состояние тела, ног, туловища, закладываются в осенний период. И прежде чем перейти к беговой работе, спортсмен уже настолько крепок и подготовлен во всех группах мышц, что за время моей тренерской практики ни один спортсмен не получал никаких травм — ни ахилловых сухожилий, ни задней поверхности бедра, ни тем более икроножных. Потому что эти упражнения настолько подготавливают эти группы мышц, что во время бега нагрузка на мышцы не превышает нагрузку, которую они исполняют в тренировочном процессе.

Когда мы проводили био-химический анализ во время исполнения этих упражнений, то видели, что они происходят в креатинфосфатной зоне, то есть вырабатывают у спортсмена скоростно-силовой механизм и значительно помогают в работе в спринте. Особенно я бы рекомендовала упражнения спортсменам, бегающим на выносливость, когда они недостаточно могут применять скоростные тренировки с огромными объемами беговых работ: такие барьерные разминки помогут значительно изменить скорость бега.

Часто можно услышать, как тренеры после окончания тренировки говорят: «Ну, пойди теперь походи барьерчики!». Я бы их рекомендовала походить перед тренировкой. Это — лучший разминочный фактор, тонизирующий. Если вы всегда делаете беговые упражнения перед бегом, то нет ничего лучшего взять барьер, поскольку барьеры заставляют спортсмена и колено поднять правильно, и оттолкнуться, и приземлиться правильно. С их помощью легче контролировать исполнение любого упражнения.

Честно говоря, я беговые упражнения применяю лишь для расслабления, в промежутках между исполнениями барьерных упражнений. Если мы ограничены во времени, и нет барьеров, то перед стартом проводим безбарьерную тренировку, хотя, отмечу, у спортсмена совершенно другое состояние, чем когда проводим ее на барьерах. Даже у спортсменов, бегающих 800 и 1500 м, с которыми я работала, всегда была разминка с участием барьеров, пусть и небольшим.

По мере того, как спортсмен осваивает барьерные упражнения, мы их усложняем — поднимаем высоту, изменяем расстояния между барьерами, вес на стопе. Вес применяем только на голеностопной части тела. Я не рекомендовала бы надевать жилеты, особенно на детей. Ведь идет нагрузка на позвоночник, а и так достаточно ударной силы, нагрузка на позвоночник при исполнении с подскоками и всех остальных. Я категорически не рекомендую прыгать на двух ногах, особенно детям, у которых еще слабые колени и стопы, и нет еще никакой амортизационной силы. Вся нагрузка у них выпадает нa спину. После нескольких лет исполнения этих упражнений детям можно позволить прыжки на двух ногах, нo все-таки я не рекомендовала бы это делать через барьеры, лучше — на каком-то мягком грунте учить их подскакивать и подтягивать колени вверх, до того, как окончательно окрепнет позвоночный столб.

Мы почти не применяем прыжков с ноги на ногу, так как очень много используем барьерных упражнений. Считаю, что это и так достаточная нагрузка. Вообще, я работаю с детьми в возрасте от 11 до 14 лет, а это время их активного роста, когда они страдают болями в коленях, пятках. В таких ситуациях, пожалуйста, не прекращайте тренировки, но дайте им такие упражнения, во время исполнения которых эти ощущения минимально болезненны. В данном случае ходьба с барьерами, не подскоки, очень полезна. В этот период спортсмены укрепляют свои мышцы, но не возникает таких болезненных ощущений в коленях и пятках, когда они не могут даже бегать. Поэтому не надо давать им бегать. У меня большой опыт работы с детьми в такое время, когда рост происходит очень болезненно, и ничего лучше ходьбы с барьерами в этот период придумать нельзя. Как только это время пройдет, у спортсмена уже будут готовы все части тела, и он может перейти к упражнениям с подскоками и к бeгy.

Вот, пожалуй, и все. Хотелось бы, чтобы тренеры создали таблицу упражнений и как-то их распределяли, контролировали, чтобы сначала шли самые элементарные упражнения. Если спортсмены только начали тренироваться, то на первых этапах их надо исполнять в самых маленьких количествах. Упражнения «через-под», например, высокорослым спортсменам дается трудно — им сложно пролезать под низкими барьерами. Можно сделать барьер, через который переступают, — пониже, а под которым подлазят — выше. Таким образом, на начальном этапе можно облегчить пролезание под барьером. Кроме этого, мы применяем массу других упражнений с одним барьером, когда можно одной рукой фиксируя (держась), другую ногу (толчковую) переносить через барьер с работой рук. Это в том случае, когда спортсмен или не может ходить, или есть какая-то травма (когда одна нога болит, можно только ее переносить через барьер, а на другой стоять). Мы никогда не теряем времени, когда у спортсмена что-то болит, он травмирован. У меня был случай, когда спортсмен наступил на гвоздь и не мог ходить. Этой ногой он мог делать только переносы через барьер. И пока спортсмен не мог тренироваться, мы практически ничего не потеряли.

Кроме отягощений на стопы, делаем много барьерных упражнений с резиной. Рекомендую эти упражнения делать в более поздний период, когда спортсменом уже освоена техника перехода через барьер, потому что любое отягощение вызывает как бы ломку техники. Надо быть очень внимательным. Резина — инструмент жесткий, там есть фактор напряжения и уступания, т. е. сопротивление резине. Некоторые дети не выдерживают, резина тянет и нарушает схему исполнения. Поэтому научите сначала делать это правильно. Если спортсмен сделает 10—15 тысяч упражнений, тогда можно и усложнять их отягощениями.

Мы подсчитали, что у нас спортсмены за год набирают до 30 тысяч барьеров. Это касается мастеров спорта, кандидатов в мастера. Остальные дети в неделю могут делать до 1000 упражнений на барьерах. У нас есть дети 12 лет и младше, они с огромным удовольствием исполняют все упражнения на самых маленьких высотах, очень быстро двигаются но мере освоения и хотят повыше поднять барьерчик, пошире расставит их. Но категорически предупреждаю, не торопитесь с бегом с барьерами. Если спортсмен исполняет неправильно, то есть фактор очень жесткого приземления за барьер и удара в спину, поэтому если мы хотим, чтобы дети побегали с барьерами, он не должен быть выше 30 см (чтобы спортсмен не ощущал прыжка, а учился просто его перебегать). Барьерный бег — очень интересный вид, и дети очень любят им заниматься, бегать эстафеты, наперегонки. Если вы проводите эстафеты, старайтесь применять такое упражнение, в котором они достигли наилучшего исполнения, чтобы, несмотря на то, что они торопятся, не менялось качество исполнения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *