какие источники нельзя использовать для исследования первобытности

§ 2. Первобытная история человечества

1. Какие виды исторических источников могут быть использованы для изучения первобытного общества?

Для изучения первобытного общества могут быть использованы только археологические источники.

2. Почему существуют различные точки зрения на происхождение человека?

Потому что нет никаких письменных источников этого периода, а картину мира древнейших людей реконструируют на основе археологических раскопков, которые не позволяют получить одназначные ответы на все вопросы.

3. Какой критерий положен в основу археологической периодизации? Какие еще виды периодизации вы знаете?

В основу археологической периодизации входит изучение изготовленных человеком орудий труда и использовавшихся для этого материалов.

Помимо археологической периодизации, существует ещё геологическая, антропологическая и другие виды периодизации.

4. Составьте в тетради таблицу «Основные стадии развития человека», используя учебный материал. Сделайте вывод о том, как изменялась жизнь людей на разных этапах.

Основные стадии развития человека

ЭтапПроизошедшие изменения в жизни людей
Австралопитек (4 млн лет назад)Могли ходить на двух ногах и изготавливать примитивные орудия для добычи пищи
Человек умелый (2,5–2 млн лет назад)Мог изготавливать простейшие каменные орудия, имел более развитый мозг
Человек прямоходящий (1,8 млн лет назад)Начал активно использовать огонь, масса тела и объём мозга были близки к современному человеку
Неандерталец (400–40 тыс. лет назад)Более развитая культура, считается тупиковой ветвью развития
Кроманьонец (40 тыс. лет)Был итогом развития вида человек разумный, соответствовал человеку современного типа

5. Определите основные отличия человека от животных.

В отличие от животного человек способен мыслить, говорить, ходить на двух ногах, адаптироваться к окружающей среде, создавать орудия труда, способен к творческой деятельности, может иметь не только материальные, но и духовные потребности.

6. Используя дополнительные источники информации (в том числе карты), заполните в тетради таблицу, вписав в нее названия наиболее известных стоянок древнейших людей (не менее трех), в том числе и на территории Беларуси.

АвстралопитекЧеловек умелыйЧеловек прямоходящийНеандерталецКроманьонец
Стеркфонтейн; район Дикика, Хадар, ЭфиопияСтоянка Олдувайского ущелья, Кооби ФораОколо Амброны (Испания), стоянки Гешер Бнот Йаков и около Джальджулии (Израиль)Стоянки Молодова (Буковина), стоянки Пронятин (Подолье, Украина), стоянка ИльскаяСтоянка в Ле-Руа на юго-западе Франции, около д. Юровичи Калинковичского района и д. Бердыж Чечерского района

7. Сформулируйте определение понятия «неолитическая революция». Объясните, почему этот процесс называют революцией и почему неолитической. Охарактеризуйте последствия «неолитической революции», используя схему на с. 23. Что хорошего и что плохого принесла обществу «неолитическая революция»?

«Неолитическая революция» — переход от присваивающего хозяйства к производящему, основанному на земледелии и животноводстве. Этот процесс называют революцией, потому что изменения были глобальными для жизни всего человечества: человек перестал зависеть полностью от природы, он стал самостоятельно производить себе пищу, выращивая различные культуры и разводя скот. Революцию называют «неолитическая» потому, что она проходила в эпоху неолита.

Последствия «неолитической революции». Революция способствовала появлению ремёсел, ткачества, гончарства, начали обрабатывать металл, появление соседской общины. Из плохих последствий «неолитической революции» можно отметить зарождение военных конфликтов и неравенства людей в обществе.

8. Определите и объясните закономерности появления: а) религии, б) производящего хозяйства.

Закономерности появления религии. Первобытный человек не мог объяснить происхождение некоторых явлений природы, например, дождь, молнию, ураган, смену поры года и даже рождение новых людей. Поэтому люди объясняли это замыслами высших сил.

Закономерности появления производящего хозяйства. Человек не мог влиять на восстановление природных ресурсов, но стремился гарантированно обеспечить себя пищей, в результате чего смог организовать производящее хозяйство.

Источник

Источники изучения истории первобытного общества.

Всем понятно и известно, что историю специалисты изучают используя определенные средства информации. Содержащие сведения о прошлом источники и носят гордое название исторических. Собственно, под понятием «исторический источник» принято понимать любой взятый объект изучения, из которого можно извлечь определенные и желательно достоверные исторические сведения. Наряду с этим данные естественноисторического цикла, такие как антропологические, палеогеографические, географические, геологические, и даже химические с физическими, тоже служат для добывания информации и являются не менее значимыми и полноправными историческими источниками. Как комплексная научная дисциплина, история включает в себя массу обширных понятий, поэтому исторические источники, непосредственно на основе которых успешно складывается вся история первобытного общества, конечно же очень разнообразны, а потому являются заслуженным достоянием очень разных наук. Причем, информацию для воссоздания конкретных эпизодов специалисты часто черпают как из естественнонаучного, так и из гуманитарного циклов.
Изучение истории первобытного общества основывается на двух основных источниках планомерно изучающих ее наук: этнологии и археологии. Наряду с этим, естественно, в изучении истории присутствуют знания и из других наук, поэтому за информацию, существующую на данный момент мы благодарны геологии, восстанавливающей полную и реальную картину геологической истории планеты, а также антропологии, изучающей процессы формирования и постепенного развития человека. Даже физика и химия помогают ученым разрабатывать уникальные и эффективные методы реставрации используемых материалов, поэтому они тоже причастны к исследованиям.
Данные археологии, если объективно, имеют наибольшее значение для изучения истории, поскольку дают конкретные вещественные источники в качестве неоспоримых доказательств. Сохранившиеся с древних времен археологические памятники, это невероятно ценные и важные источники разноплановой информации. Все вещественные источники, такие как орудия труда, всевозможные остатки разных построек, декоративные украшения, бытовая посуда и прочее — это уникальные остатки ушедшей материальной культуры. Большинства создавших ее обществ уже давно нет, а вот информация, полученная благодаря их находкам, сохранится еще долго. Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что вещи являются ценнейшим историческим источником, отражающим условия жизни давних времен. Из всех вещей для досконального изучения прошлого наибольшее и наиважнейшее значение имеют орудия труда. При этом, археологическими источниками являются, конечно же, не только вещи, но и остатки жилищ, торжественных и обычных погребений, мастерские ремесленников, остатки горных выработок, пещер и святилищ, древние системы орошения, дороги и плотины. Собственно, все материальное, по чем можно делать каике-то выводы, имеет значение. Так, например, изучение эволюции жилища или целого поселения позволяет параллельно судить об эволюции семьи и конкретной общественной жизни. Что касается археологических памятников, то чаще всего, безусловно, они обнаруживаются в процессе раскопок.
Данные этнографии, как второй по значимости отрасли исторической науки дают нам сведения об особенностях культуры и типичного быта народов. Наука занимается исследованием племен и народностей, первобытных пережитков, сохранившихся у более развитых народов. Благодаря распространенным этнографическим источникам удалось получить много подробной и уточняющей информации о различных ступенях развития общества в прошлом.
Факты из лингвистики, основанные на изучении взаимоотношений и всех степеней родства существующих современных языков позволяют установить истинные данные наличия исторических связей между народами. Учитывая, что основные языковые семьи это группы языков, а наряду с этим и народов, тесно связанных общностью происхождения, по многим вопросам можно получить хотя бы косвенные выводы. Кстати, ученые установили, что все современные языки сохранили следы очень далекого прошлого.
Среди других лингвистических особенностей неоспоримо огромное значение имеют данные науки о наименованиях – ономастики. Все ее составные части, такие как антропонимика (отдельная наука о происхождении имен людей), топонимика (занимающаяся исследованиями географических наименованиях) и этнонимика (наука о названиях народов) одинаково важны для поэтапного и полноценного воссоздания прошлого.
С учетом того, что история первобытного общества в основном бесписьменная, данные письменных источников используются для ее изучения не слишком часто, однако и тут есть свои особенности. В силу неравномерности исторического развития различных обществ цивилизация и, как ее верный признак, письменность, возникали в разное время, поэтому народы, обладавшие письменностью, могли оставлять многочисленные свидетельства о других, первобытных соседях. Все письменные источники при этом делятся на нарративные, то есть повествовательные, и актовые, то есть официальные документы. Разумеется, для изучения столь давних периодов все они имеют важное значение и высокую ценность.

Данные антропологии, то есть выводы по изучению костных остатков первобытных людей, и другие естественные науки дали свой вклад изучению первобытного общества, однако их значение не столь велико, как перечисленных выше источников. Разработанная и применяемая в антропологии система измерений скелета часто дает полное представление о целом по мельчайшим найденным частям, из чего специалисты могут сделать массу разноплановых выводов. Восстановление размеров мозга, например, важно по отношению к самым ранним эпохам развития человечества, поскольку мозг постепенно разрастался и прогрессивно перестраивался благодаря развитию трудовой деятельности.

Источник

Источники по истории первобытного общества

какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Смотреть фото какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Смотреть картинку какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Картинка про какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Фото какие источники нельзя использовать для исследования первобытности какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Смотреть фото какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Смотреть картинку какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Картинка про какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Фото какие источники нельзя использовать для исследования первобытности какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Смотреть фото какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Смотреть картинку какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Картинка про какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Фото какие источники нельзя использовать для исследования первобытности какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Смотреть фото какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Смотреть картинку какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Картинка про какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Фото какие источники нельзя использовать для исследования первобытности

какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Смотреть фото какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Смотреть картинку какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Картинка про какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Фото какие источники нельзя использовать для исследования первобытности

какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Смотреть фото какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Смотреть картинку какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Картинка про какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Фото какие источники нельзя использовать для исследования первобытности

Источники по истории первобытного общества весьма специфичны. Представляя собой, по определению отдельных ученых протоисторию, противопоставляемую цивилизации, эпоха древнейшего прошлого человечества не владела одним из главных достижений цивилизации – письменностью. Поэтому столь древних письменных источников просто нет. Бесписьменные источники, нередко, представлены в весьма далеком от полноты объеме, другие имеют противоречивый характер. К источникам по истории первобытного общества относятся: археологические, антропологические, этнографические, лингвистические, палеозоологические, палеоклиматические и др.

К археологическим источникам относятся орудия труда, предметы быта, украшения, остатки построек и др. Они позволяют восстановить направления хозяйственной деятельности, степень овладения технологией производства, условия и образ жизни.

Этнографические источники представляют собой наблюдения и зафиксированные описания жизни реликтовых обществ. Возможность реконструкции хозяйства, семейно-брачных отношений, социальные отношения, религиозных представлений и др.

5) Историография первобытной истории. Переворот в науке ХIX – XIXв.

6) Место человека в природе. Отличия человека от животных.

7) Основные теории о происхождении человека.

Практически одновременно с осознанием себя человек стал задумываться и над такими вопросами как «авторство» этого мира, место человека в живой природе и откуда и как появился человек. Вследствие того, что ранее других сформировались религиозные представления, то и ответы на эти вопросы имели религиозную окраску. Но так как была весьма велика зависимость человека от окружающей среды, то господствовали представления о родстве человека с животными и о рождении первого человека от брачного союза земной женщины и звериного предка. С течением времени развитие общества, другие исторические процессы подвергли эту примитивную гипотезу уточнениям, но суть ее осталась практически той же.

1. «Божественная теория» – человек сотворен богами.

В некоторые исторические периоды и в отдельных регионах теория эта имела определенную специфику. Так в Двуречье имели распространены представления о том, что когда богов и старших и младших стало слишком много, было решено создать людей. Чтобы в качестве слуг удовлетворять все их потребности. Бог Энки слепил первого человека из глины. По этому поводу состоялся пир, в ходе которого боги лепили людей, но получались только уродцы. Только после того, как взгляд и разум богов стали светлыми, боги слепили хорошего человека.

В греческой мифологии господствовали представления о том, что первоначально мир был населен богами и человек рожден от богов.

Библейская концепция творения – человек сотворен богом по образу и подобию своему из глины и праха земного.

2. Дарвиновская теория. Человек произошел от обезьяны в процессе эволюции.

Одна из, пожалуй, самых «революционных» теорий о месте человека в природе и истории. Более точно следовало бы говорить о коллективном характере ее авторства (с ней связаны имена Канта и Дидро, Гельвеция и Ламарка, Геккеля и Гексли, а именно Ж.Б. Ламарк был ближе всех к созданию убедительной и последовательной симиальной теории антропогенеза). Хотя труд, с ее изложением принадлежит Ч. Дарвину. В 1871 г. опубликована его книга «Происхождение человека и половой отбор», в которой правда сделана оговорка, что ни одна из нынешних обезьян не может рассматриваться как непосредственная предковая форма человека.

Теория имела и имеет как множество последователей, так и множество критиков. Последним принадлежат и карикатурные изображения плачущих обезьян, к которым Дарвин набивался в наследники, и едкие замечания: с какой стороны родство, по линии бабушки или дедушки?

какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Смотреть фото какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Смотреть картинку какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Картинка про какие источники нельзя использовать для исследования первобытности. Фото какие источники нельзя использовать для исследования первобытности

Одна из причин неприятия теории Дарвина чисто психологического свойства, называемая «синдромом Лайеля». Этот ученый-геолог с уважением относился к трудам Дарвина, но говорил, что испытывает непреодолимое отвращение к принятию вывода о родстве человека и обезьяны.

3. «Теория радиоактивного взрыва». Человек появился вследствие изменения природных условий.

4. «Космическая» теория.

Любая теория должна быть доказана. Никаких сколько-нибудь весомых доводов в пользу божественной, радиоактивной и космической теорий нет. Доводом против космического происхождения жизни на земле служит единый генетический код всего живого. Симиальная теория в ХХ в. получила такие доказательства, которые практически невозможно опровергнуть.

Во-первых, это хромосомный набор: 95-99% генных локусов у человека и шимпанзе гомологичны, т.е. сравнимы. Во-вторых, белковый состав организма, в особенности мозга: исследование 44 видов белков человека и шимпанзе показало, что различия минимальны (несколько процентов). В-третьих, наличие абсолютно идентичных групп крови у человека, гориллы и орангутана (весьма успешные опыты Труазье подтвердили безопасность переливания крови от шимпанзе к человеку). В-четвертых, кожные узоры у шимпанзе и горилл сопоставимы с формами, характерными для человека.

Из всех ныне живущих на земле видов приматов к человеку ближе всего именно шимпанзе. Эффект относительно больших различий биологических форм связан с тем, что генетическая информация, отвечающая за внешние морфологические признаки располагается в рагуляторных генах, отличающихся повышенными темпами эволюции. Американский генетик Гудмэн в конце ХХ в. создал новую классификацию отряда приматов, правда еще далекую от того, чтобы быть принятой научной общественностью. «На основе математической обработки генетических данных он пришел к сенсационному результату: шимпанзе следует включить в род Homo, на уровне подрода. Род Homo состоит из двух подродов – Homo (pan) и Homo (homo) («Человек (шимпанзе)» и «Человек (человек)»)».[ii]

8) Антропогенез его движущие силы и их значение.

Источник

Источники первобытной истории

Источники истории первобытного общества очень разнообразны. Все, что может свидетельствовать о прошлом человечества, все, что создал человек, все, на что он воздействовал, и все, что воздействовало на человеческую деятельность, — таков круг источников для первобытноисторической науки.

Первобытная история является почти «бесписьменным периодом»; важнейшие для исторической науки письменные источники играют для первобытной истории, за исключением ее последнего периода, несравнимо меньшую роль, чем другие виды источников.

Данные археологии. Большое значение имеют вещественные источники, сохранившиеся с древних времен, или, как их иначе называют, археологические памятники. Вещественные источники, т. е. орудия труда, остатки древних построек, украшения, посуда и т. п., — это остатки материальной культуры создавшего ее общества. Вещи — ценнейший исторический источник, так как все они являются продуктами своей эпохи, свойственны данной эпохе и отражают условия жизни того времени, когда они были произведены.

Советские историки первобытного общества, исходя из марксистского тезиса об определенных закономерностях развития производительных сил и производственных отношений, считают, что между материальной культурой и социально-экономической жизнью общества на любой ступени его развития существует определенная закономерная связь. Поэтому, зная условия существования общества, можно представить себе, какая материальная культура соответствовала этому обществу, и наоборот, по материальной культуре можно восстановить основные черты социально-экономического строя, а иногда и историю создавшего эту материальную культуру общества. Из всех вещей для изучения прошлого наибольшее значение имеют орудия труда. «Такую же важность, какую строение останков костей имеет для изучения организации исчезнувших животных видов, останки средств труда имеют для изучения исчезнувших общественно-экономических формаций. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда. Средства труда не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд».

Археологическими источниками являются не только вещи, но и остатки поселений и жилищ, погребений, мастерские, горные выработки и святилища, пещеры, древние системы орошения, каналы, плотины, дороги и т. д. Изучение эволюции жилища или поселения позволяет судить в какой-то мере об эволюции семьи и общественной жизни — коллективные жилища сменяются обособленными семейными жилищами, неукрепленные поселения — укрепленными и т. д. Большей частью археологические памятники обнаруживаются и изучаются в процессе раскопок.

К концу XIX в. в археологической науке сложилось понятие об археологической культуре, имеющее очень большое значение для изучения первобытной истории. «Археологической культурой» называют общность археологических памятников, относящихся к одному времени, отличающихся местными особенностями и сосредоточенных на определенной ограниченной территории. Чаще всего археологическая культура отражает обособленное существование древних племен и народностей. Представление об археологической культуре и изучение ее возникновения, распространения и исчезновения позволяют реконструировать историю племен и народностей в эпохи, предшествующие возникновению письменных источников.

Данные этнографии. Однако археологические источники в целом ряде случаев остались бы немыми и не могли бы дать ответа на многие вопросы, если бы историк первобытного общества не прибегал к сравнительно-историческому методу и не использовал бы для реконструкции прошлого наблюдения над жизнью племен и народностей, сохранивших в той или иной степени черты первобытнообщинного строя.

Одна из отраслей исторической науки — этнография, изучающая особенности культуры и быта народов земного шара, занимается исследованием этих племен и народностей, а также тех первобытных пережитков, которые сохранились в быту более развитых народов. Благодаря этнографическим источникам удалось получить более полное представление о различных ступенях общественного развития в прошлом.

Племена и народности, сохранившие в той или иной степени черты первобытнообщинного строя, и поныне живут или недавно еще жили в разных местах земного шара. Они находятся на разных ступенях и представляют различные этапы развития. Некоторые из них
еще почти не знают металлов и живут в каменном веке, другие подверглись сильному влиянию классовых обществ, но все же сохранили элементы древнего уклада жизни. Можно утверждать, что основные черты хозяйства, общественного строя, материальной и духовной культуры, сравнительно недавно наблюдавшиеся у отставших в своем развитии племен, в отдаленном прошлом были свойственны всему человечеству.

Для реконструкции этого отдаленного прошлого, как уже сказано, имеет большое значение изучение пережитков, т. е. следов и остатков прошлого, сохранившихся в позднейших обществах. Такие пережитки наблюдаются особенно ярко в обрядах (свадебных, праздничных, похоронных), в одежде, украшениях, в устройстве жилища и т. п. Первобытные культы и другие проявления первобытной жизни отразились в фольклоре — в сказках, песнях, былинах, загадках, заговорах и т. д.

Особый, очень важный этнографический (и в то же время фольклористический) источник реконструкции прошлого — устные традиции аборигенов. Генеалогические и этногонические предания, являющиеся как бы устной историографией, до некоторой степени заменяют писаную историю.

Данные лингвистики. Важным источником представлений о прошлом народа могут служить лингвистические данные. Все современные языки складывались по мере развития общества и сохранили в себе следы нередко очень далекого прошлого. Например, слово «стрелять» происходит от слова «стрела» т. е. восходит еще к той эпохе, когда стреляли из лука стрелами. По мере общественного развития менялись значение, смысл (семантика) слов. Во многих индоевропейских языках, в том числе и в русском, слово «скот» употреблялось в значении «имущество», «казна», «деньги», потому что в древности скот действительно заменял деньги и служил средством обмена. Древняя организация семьи отразилась, например, в том, что в древнеиндийском (санскритском) языке слово «племянник» означает также и «соперник». Изучение взаимоотношений и степени родства современных языков ведет к установлению фактов исторических связей между народами, так как языковые семьи — это группы языков, а следовательно, как правило, и народов, связанных общностью происхождения.

Среди других лингвистических данных большое значение имеют данные ономастики, т. е. науки о наименованиях. Все ее три составные части — антропонимика (наука о именах людей), этнонимика (наука о названиях народов) и топонимика (наука о географических наименованиях)— одинаково важны для воссоздания прошлого. Они позволяют судить о характере древней природной среды, хозяйственных занятиях, племенном составе и межплеменных отношениях, религиозных верованиях и т. п.

Данные письменных источников. Как уже говорилось, первобытная история — история в основном бесписьменная: само возникновение упорядоченной письменности рассматривалось Морганом, а многими рассматривается и сейчас как один из признаков перехода от первобытного общества к классовому. Но в силу неравномерности исторического развития в различных обществах цивилизация и письменность возникли в разное время. Народы, уже обладавшие письменностью, оставили многочисленные свидетельства о своих еще бесписьменных, первобытных соседях. Это упоминавшиеся выше сообщения античных авторов о варварах, средневековых путешественников — о виденных ими «экзотических» народах, европейских администраторов, миссионеров, колонистов — о племенах Америки, Африки, Австралии и т. д. Как и другие письменные источники, они делятся на нарративные (повествовательные) и актовые (официальные документы). И те и другие, как правило, представляют большую ценность для исторической реконструкции жизни первобытных обществ, позволяя их как бы историзировать (т. е. изучать с помощью собственно исторических данных) извне. В США, где соответствующая область этнографии выделена в особую науку — этноисторию, даже существует специальное общество этноисториков и издается журнал «Этноистория».

Данные антропологии и других естественных наук. Велико также значение антропологических источников — костных остатков первобытных людей. Чем древнее эпоха, к которой относятся эти остатки, тем они фрагментарнее и тем большее искусство требуется для того, чтобы извлечь из них полноценную информацию. Часто представление о физическом типе той или иной ископаемой формы базируется на фрагментах костей скелета, неполностью сохранившихся черепах и челюстях. Только тщательное сравнительно-анатомическое исследование дает возможность реконструировать недостающие отделы и составить представление о целом по его частям. Этому помогает тщательно разработанная в антропологии система измерений скелета. Скелет человека используется не только для непосредственного изучения: по рельефу мест прикрепления мышц, например, можно составить представление о развитии мускулатуры древних людей; слепки внутренней полости черепной коробки, иначе называемые эндокранами, служат для восстановления размеров и наружного строения мозга. Последнее обстоятельство особенно важно по отношению к ранним эпохам развития человечества, когда мозг разрастался и прогрессивно перестраивался в связи с трудовой деятельностью. Черепа и эндокраны позволяют судить о способности древнейшего человека к мышлению и членораздельной речи, а следовательно, и к формированию человеческого общества. В этом же плане важны представляемые антропологией данные палеодемографии. Анализ повреждений на костных остатках дает материал для суждения о частоте конфликтов, каннибализме и т. п.; в то же время такой факт, как открытие в мустьерском слое пещеры Шанидар в Ираке скелета старика, у которого задолго до смерти была ампутирована выше локтя правая рука, может быть истолкован как свидетельство в пользу складывавшихся социальных связей.

Материалы большой важности предоставляет в распоряжение антрополога и историка первобытного общества приматология — область зоологии, специально занимающаяся изучением обезьян. С одной стороны, сравнительно-анатомическое исследование строения тела высших человекообразных обезьян открывает возможность для реконструкции морфологических особенностей непосредственных предков человека, с другой — изучение высшей нервной деятельности антропоидов помогает понять процесс зарождения и формирования мышления, речи, зачатков трудовой деятельности. В последние десятилетия, когда приматологи стали активно изучать сообщества обезьян не в неволе, а в природной среде, возникла и добилась заметных успехов наука о поведении приматов, их этология.

Данные для реконструкции природной среды, в которой протекала жизнь первобытных людей, предоставляют историку такие науки, как геология, палеозоология, палеоботаника. В двух последних случаях мы судим о составе стад приручаемых или уже домашних животных и о формах культивируемых злаков. Это в то же время хотя и косвенные, но очень важные данные для реконструкции жизни самого первобытного общества. Так, недавними раскопками в той же пещере Шанидар было обнаружено погребение палеоантропа с обильными остатками цветочной пыльцы. Исследование установило, что это пыльца не обычных, а различных лекарственных цветов. А это, в свою очередь, позволило выдвинуть гипотезу, что погребенный был знахарем, что в среднем палеолите уже получила развитие народная медицина. Значение данных естественных наук как косвенного источника первобытной истории в последнее время возросло и продолжает расти.

Особенности источниковедения первобытной истории. Ни один из основных видов источников первобытной истории не отражает прошлого всесторонне. Целиком относятся к изучаемой эпохе лишь вещественные — археологические и антропологические — памятники, но возможности, открываемые их анализом для реконструкции истории первобытного общества, остаются ограниченными.

Материалы, которыми располагает антропология применительно к древнейшим эпохам, т. е. как раз там, где дорога каждая крупица информации, пока очень невелики по объему и, стало быть, далеко не всегда дают возможность решить, где правило, а где исключение. Ведь, например, допустимо предположить, что шанидарский инвалид обладал такой исключительной силой и ловкостью, что даже однорукий не уступал своим здоровым собратьям. Значительно более многочисленны и информативны археологические материалы, однако и они далеко не всегда допускают однозначное решение. Бывает, что одни и те же остатки жилищ приводят различных исследователей к диаметрально противоположным выводам относительно форм семьи у населявших их коллективов; археологически установленные факты перемещения сырья и даже некоторых орудий труда одними исследователями трактуются как доказательство наличия обмена, другими — только как результат брачных связей между коллективами. Но и помимо этого, даже при однозначном толковании, вещественные памятники не дают представления об обществе в целом. Здесь, как уже было сказано, необходима помощь этнографии.

Однако использование этнографических материалов для исторических реконструкций не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Прежде всего этнографам не удалось изучить ни одного отсталого племени, культура которого целиком соответствовала хотя бы позднепалеолитической. По-видимому, на самом низком уровне развития производительных сил европейцы застали аборигенов Австралии. Еще менее развиты были тасманийцы, но они были истреблены колонизаторами в первой половине XIX в. и их культура осталась мало изученной. Австралийцы ко времени колонизации вели охотничье хозяйство без применения лука и стрел, их техника во многом напоминала позднепалеолитическую, но в то же время имела ряд черт, характерных для мезолита и даже неолита. Однако дело не только в этом. Даже используя этнографические данные о племенах, материальная культура которых в основном сходна с той или иной археологической культурой, историк далеко не во всем может проводить аналогию между этими племенами и первобытными носителями сходных культур. Самые отсталые племена мира прожили тысячелетия, в течение которых их культура медленно развивалась своеобразными путями, вероятно, во многом отличными от путей классической первобытности. Одни из них еще в период, предшествовавший европейской колонизации, в какой-то мере испытали влияние более развитых племен и народностей, другие могли регрессировать, попав в неблагоприятные условия. Сам тот факт, что определенные племена отстали в своем развитии, заставляет задуматься о том, можно ли отождествлять их с первобытными племенами Ближнего Востока и Европы, где развитие совершалось наиболее быстрыми темпами, и, следовательно, не имели существенного значения способствовавшие застою географические и исторические факторы. Поэтому сложный живой организм изучаемых этнографами отсталых племен не является музейной реликвией, точно воспроизводящей прошлое человечества. Нельзя сравнительно-исторический метод рассматривать как право ученого прямо налагать живую культуру на ископаемую и делать свои выводы.

Так как археологические материалы недостаточно информативны, а этнографические — не всегда репрезентативны (представительны), в науке ведется многолетний спор о методах и процедуре реконструкции первобытной истории. Одни ученые отдают предпочтение собственно археологическим методам, другие — собственно этнографическим, большинство же считают наиболее плодотворными возможности междисциплинарного синтеза.

Воссоздание истории первобытного общества одними только археологическими методами — скорее программное требование, чем реализованная возможность некоторых теоретиков западной археологии. По мысли сторонников этого направления (так называемого контекстуализма и близкой к нему «новой археологии»), такое воссоздание возможно на основе системного, или контекстного, анализа взаимосвязанных элементов, составляющих археологические комплексы. При этом теоретически возможно реконструировать и недостающие звенья системы путем сопоставления одних субсистем с другими, проверяя массовые факты статистическими и компьютерными методами. Но на деле ученым все равно приходится обращаться к этнографическим данным как к средству моделирования воссоздаваемых социальных и идеологических структур и для проверки археологических гипотез. Одни археологи (контекетуалисты) делают это неявно и иногда даже бессознательно, другие («новые археологи») — явно и даже акцентируя значение этнографических моделей.

Нередко реконструкция первобытной истории, начиная с верхнего палеолита и появления человека современного вида, ведется одними только или преимущественно этнографическими средствами. Важнейшее из них — сравнительно-исторический метод. Он не специфичен для этнографии, так как является частнонаучным методом многих общественных наук, но применяется в этнографии и этнографических реконструкциях первобытной истории так широко, что этнографы нередко говорят о «сравнительно-этнографическом» методе. С его помощью этнографы устанавливают сходства и различия социальных общностей, а историки первобытности находят этнографические аналоги социальным общностям первобытной эпохи. В последнем случае чаще всего обращаются к той разновидности сравнительно-исторического метода, которую советский филолог В. М. Жирмунский обозначил как историко-типологическое сравнение. Применение историко-типологического сравнения в этнографических реконструкциях первобытной истории основано на понимании общественного и культурного развития как закономерного естественноисторического процесса. «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Значит, сходные способы производства определяют в принципе сходные, в общих чертах повторяющиеся у всего человечества процессы. Это позволяет не только сопоставлять между собой однотипные социально-исторические системы независимо от их пространственно-временного соотношения, но и объяснять повторяемость единством законов исторического развития. И вот здесь-то открывается возможность использования историко-типологических сравнений для синтеза этнографической информации о древнейшем прошлом человечества.

Какова же непосредственная методика такого использования? Общепризнано, что ни одно отдельно взятое общество непредставительно для воссоздания какой-либо определенной стадии развития. Многие его особенности обусловлены не только стадиальной принадлежностью, но и своеобразием природной среды, условиями изоляции или, напротив, последствиями культурных контактов и т. п. Иными словами, в нем соединены как общие, типические черты переживаемой им исторической стадии, так и его особенные и даже единичные конкретно-исторические черты. Необходимо сопоставить между собой ряд обществ и, отделив таким образом типическое от конкретно-исторического, опрокинуть это типическое в первобытную историю. Чем шире ряд сопоставляемых обществ, тем обоснованнее выводы и надежнее реконструкция. И все же у этой методики пока еще есть уязвимые стороны. Как сопоставлять между собой социальные общности — в целом или в их наиболее значимых комплексах взаимосвязанных признаков? Если в целом, то не слишком ли много окажется более или менее существенных несовпадений, а если в комплексах, то какие их составляющие связаны жестко, а какие не жестко? Все это пока остается предметом споров о методике реконструкций, которая еще только разрабатывается.

Другим этнографическим (хотя также применяемым не только в этнографии) методом реконструкции первобытной истории является метод изучения пережитков. Создатель этого метода Э. Тайлор сравнивал пережиток с рудиментом в живом организме и считал его основным признаком несоответствие данному состоянию культуры. Однако уже этнографы-функционалисты справедливо обратили внимание на то, что в обществе не бывает таких остатков прошлого, которые не были бы видоизменены применительно к позднейшим условиям, не наполнились бы новым содержанием, не стали бы функциональным элементом вобравшей их системы. Спасая понятие пережитка, В. Шмидт определил его как явление, старое только по своей форме, а Дж. Мэрдок обратил внимание на то, что разные сферы культуры не всегда жестко связаны и развиваются с разной скоростью. Существование пережиточных, хотя бы только по форме, явлений можно считать установленным. Но как определить их стадиальную глубину? Как выяснить, к какому именно пласту первобытности восходят, например, известные в древней Спарте пережитки тайных союзов или еще недавно существовавшая у многих народов Кавказа обязательная передача детей на воспитание в чужие семьи — аталычество? Это можно сделать только сочетая метод пережитков со сравнительно-историческим методом, да и то без полной уверенности, так как пережиточное явление могло частично видоизмениться или же исчезнуть и возникнуть снова, да и не один раз. Поэтому для первобытноисторических реконструкций наиболее ценны стабильные пережитки (реликты), менее информативны видоизмененные (дериваты) и особенно ненадежны рецидивирующие (реституты). Вот почему первоочередной задачей при использовании метода пережитков является определение самого вида пережитка.

Ограниченные возможности археологии и этнографии, взятых порознь, ведут к тому, что теперь все больше историков первобытного общества стремятся овладеть методом археолого-этнографических аналогий, включая сюда обычные требования повышения вероятности выводов по аналогии. Это означает, что для суждения о первобытном прототипе А важно установить сходство у него с сопоставляемой моделью А1 в значительной совокупности важных признаков, выявляемых в первом случае археологически, а во втором — этнографически. Чем обширнее эта совокупность, тем вероятнее аналогия. Важно иметь в виду и другое основное требование повышения вероятности выводов по аналогии: выявляемый признак должен быть возможно более связан с другими признаками, возможно более детерминирован. При этих условиях аналогия может считаться доказательной, хотя и, как всякая аналогия, не бесспорной. Некоторые зарубежные исследователи, признавая правомерность археолого-этнографических сопоставлений, ограничивают их возможность лишь теми регионами, где может быть прослежена непрерывность культурного развития (так называемый метод контролируемого сравнения).

Означает ли все сказанное, что в нашем » распоряжении нет надежных источников для реконструкции истории первобытного общества? Такой вывод был бы неправилен, но надо учитывать, что источниковедение этой науки обладает особой спецификой, делающей восстановление древнейшего прошлого человечества едва ли не самой сложной областью исторического познания.

Только комплексное изучение всех видов источников позволяет представить себе жизнь первобытного общества. При этом важнейшее значение имеют привлечение всей совокупности данных сравнительной этнографии и археологии, учет общих направлений и общих закономерностей всемирно-исторического процесса. Большое значение имеет упорядочивающая фактический материал марксистская теория. Все это вместе создает значительные возможности для изучения первобытной истории.

Специфика источников первобытной истории такова, что в реконструируемых на их основе исторических фактах отсутствуют не только действующие лица и отдельные события, но и многие детали хозяйственной и общественной жизни. Удается выяснить лишь важнейшие изменения в развитии производительных сил и производственных отношений, основные общественные и идеологические структуры, общую картину межплеменных сношений и связей, причем даже здесь из-за недостаточности и противоречивости фактических данных многое еще остается не до конца ясным и спорным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *