какие издательства предоставляют эфу
Главное об ЭФУ: что нужно знать об электронной форме учебника
ЭФУ — это электронное издание, своеобразный «спутник» печатного учебника, призванный расширить и дополнить его содержание. ЭФУ соответствует печатному учебнику по структуре, содержанию и художественному оформлению, однако содержит дополнительный материал — различные мультимедийные элементы и интерактивные ссылки.
Грамотное использование ЭФУ — одно из ключевых требований к современному педагогу. С 2016 года каждый из бумажных учебников, включенных в федеральный перечень, обязательно должен быть представлен и в электронной форме. Это требование закреплено приказом Министерства образования и науки РФ № 870. Но чтобы использовать ЭФУ на полную мощность, нужно хорошо понимать, что это за ресурс, каковы его особенности и преимущества перед бумажным учебником.
Чаще всего педагоги не пользуются всеми преимуществами ЭФУ, так как, по их мнению, у электронной формы учебника есть равноценные альтернативы — цифровые копии и интерактивные приложения к учебным пособиям. Строго говоря, это не совсем верно.
ЭФУ — это не приложение к учебнику, так как необязательно в приложении присутствует четкая структура и не все элементы привязаны к конкретным темам. Чтобы воспользоваться материалами приложения, отобрать и скомпоновать их, учителю придется потратить немало времени. К тому же, даже очень качественное приложение может разнообразить учебный процесс, но никак не заменить учебник.
ЭФУ — это не цифровая копия учебника. В ней нет удобного поиска, нет мультимедийных и интерактивных элементов.
ЭФУ — это не замена бумажному учебнику, а обязательное его дополнение, с которым гораздо удобнее заниматься по выбранному УМК и обучать детей в полном соответствии с требованиями ФГОС.
Основные преимущества ЭФУ перед традиционным учебником:
Современный подход к подаче информации. Материал в ЭФУ подается широко и наглядно: обилие иллюстраций, аудио, видео, слайд-шоу позволяют легко достичь всех целей и задач обучения.
Интерактивные формы подачи информации. Ученик имеет возможность проходить тесты, выполнять задания и мгновенно получать обратную связь. Освоение знаний и закрепление результатов при помощи интерактивных элементов проходит в увлекательной игровой форме — с минимальными временными затратами со стороны учителя.
Удобная навигация. Интерактивное оглавление обеспечивает быстрый и технологичный поиск по всему контенту — как в электронной книге. В тексте учебника можно искать нужный фрагмент по ключевым словам. Есть возможность быстро переходить от одного раздела учебника к другому.
Компактность. Весь материал всех ЭФУ помещается на одном электронном носителе: минимум места в портфеле ученика и максимум полезной информации, которая всегда с тобой.
Свободное обращение с информацией. Работая с ЭФУ, учитель может дополнять материалы к урокам собственными разработками, мультимедийными объектами, а ученик — самостоятельно подбирать и изучать информацию из достоверного, проверенного источника.
Что дает педагогу использование ЭФУ?
Комфорт в работе. ЭФУ позволяет быстро и легко организовать подготовку к уроку, сэкономить время и подобрать весь необходимый контент.
Обучение по ФГОС. Использование ЭФУ дает возможность легко сформировать современную информационно-образовательную среду, которая является одним из базовых требований ФГОС.
Налаженная система контроля. При помощи ЭФУ гораздо проще получать обратную связь после изучения каждой темы.
Возможность совмещать разные формы обучения. С ЭФУ педагог может легко наладить процесс дистанционного и смешанного обучения.
Еще один важный нюанс: работа учеников и педагогов с ЭФУ строго регламентирована. После приобретения электронной формы учебника, всем ученикам выдается лицензия со сроком действия 500 дней с момента загрузки на электронное устройство. Чтобы активировать лицензии, ученики должны всего лишь зайти в любой веб-браузер и открыть учебник.
Вопросом технической поддержки ЭФУ, как правило, занимается компания, у которой вы приобрели ЭФУ. Например, компания lecta предоставляет своим клиентам бесплатную техническую поддержку — как по телефону (звонок из любого региона России бесплатный), так и по электронной почте. Еще одно удобство: с ЭФУ можно работать и онлайн, и офлайн, то есть как с подключением к сети Интернет, так и без него.
Технические требования к использованию ЭФУ на образовательной платформе LECTA:
Операционная система — Windows (не старше версии Windows 7), Android (не старше версии 4.1), iOS (не старше версии iOS 8);
Разрешение экрана 1024×768 и больше;
Процессор не менее 1 ГГц;
Оперативная память от 1Гб;
Также для загрузки учебников потребуется около 16 Гб свободного места на диске.
В целом, ЭФУ не стоит воспринимать как очередное необязательное дополнение к учебному изданию. Это отдельный цифровой продукт, в котором материал учебника подан в разнообразных интерактивных формах. Он дает ученику возможность быстро найти нужную информацию, выполнить интересные, необычные задания и получить объективную оценку своей работе. Педагогу, в свою очередь, ЭФУ позволяет быстро и легко готовиться к урокам, подбирать задания для каждого учащегося и следить за его личными успехами.
Рекомендации по работе с ЭФУ
Сколько различных устройств ученик или учитель могут использовать для работы с ЭФУ?
Лицензия, предоставляемая на одного пользователя, дает ему возможность одновременной работы с ЭФУ на трех различных устройствах. Например, на школьном компьютере, домашнем компьютере и на смартфоне пользователю будет доступен весь контент ЭФУ и все созданные этим пользователем заметки. Для этого достаточно на любом из этих трех устройств установить приложение LECTA и воспользоваться своей учетной записью.
Также у пользователя есть возможность работать с ЭФУ на любом электронном устройстве в режиме онлайн-доступа. Для этого необходимо войти на сайт lecta.rosuchebnik.ru под своей учетной записью или зарегистрироваться. После этого в портфеле пользователю будет доступен его комплект ЭФУ.
Можно ли использовать на уроке электронную и печатную форму учебника или пользоваться в школе только электронным учебником, а дома — печатным?
Участники образовательного процесса вправе решать, какую форму учебника использовать на уроке и дома. Электронная форма учебника соответствует по структуре и содержанию печатной форме учебника. Также ЭФУ поддерживает возможность определения номера страниц печатной формы учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме.
Существуют различные модели применения электронных устройств и их сочетания с традиционными печатными материалами в образовательном процессе. Подробнее о моделях организации образовательного процесса с использованием ЭФУ Вы сможете узнать, посмотрев вебинары или пройдя дистанционный онлайн-курс.
ЭФУ: от плана внедрения до применения на практике
Подготовительный этап
1. Изучение возможностей
«Школа, открытая инновациям» . Участникам проекта в течение года бесплатно предоставляются электронные формы учебников (в соответствии с имеющимся у школы бумажными изданиями). Это отличная возможность провести эксперимент по внедрению ЭФУ в учебный процесс.
Курсы. На сайте LECTA также есть бесплатные онлайн курсы для педагогов — в том числе по использованию ЭФУ в образовательном процессе.
2. Анализ и обобщение опыта
На подготовительном этапе важно понять, каким опытом и знаниями владеют педагоги и ученики, с какими цифровыми ресурсами учителя умеют и считают нужным работать.
Читайте подробнее о возможностях ЭФУ в нашей статье: « ЭФУ и ЭОР — цифровые инструменты современных уроков»
3. Общение с родителями
Знакомство родителей с целями и задачами апробации.
Знакомство непосредственно с ЭФУ.
Обсуждение норм СанПиНов и проводимых в школе мер по снижению нагрузки на зрение. (Один из актуальнейших вопросов).
Обсуждение электронных устройств: какие характеристики важны? что должны уметь дети при работе? можно ли использовать личные электронные устройства?
Обсуждение электронной почты ребенка. Она нужна для работы со многими цифровыми образовательными ресурсами, однако есть не у всех учеников.
4. Анализ технических возможностей и выбор формата использования
Платформа Lecta с технической точки зрения практически универсальна. Для использования электронного учебника диагональ экрана должна быть от 9 дюймов. Объем памяти на устройстве: желательно от 16Гб, но это не принципиально, поскольку работать с ЭФУ корпорации «Российский учебник» можно в режиме онлайн, без скачивания.
Инструменты для использования ЭФУ:
Школьные компьютеры. Работа учеников с ЭФУ на отдельных, уже имеющихся в школе компьютерах — идеальный вариант. Однако реализовать его далеко не всегда представляется возможным.
Школьные планшеты. Администрация может сделать закупку планшетов, хранить их и самостоятельно обслуживать (при участии технического специалиста). Нужно учесть, что данный вариант сопряжен с бюрократическими процедурами.
Личные планшеты. Широкие технические возможности платформы Lecta позволяют организовать учебную деятельность одновременно на разных устройствах. При использовании личных планшетов дети должны сами отвечать за их обслуживание (следить за уровнем зарядки, наличием свободной памяти и т.д.)
Без дополнительных устройств. Распространенный вариант работы: фронтально на уроке с использованием интерактивной доски (ЭФУ адаптированы к режиму презентации), а дома — индивидуально, на персональных компьютерах.
Смартфоны. Сейчас ЭФУ не подходят для использования на малых экранах, однако специалисты уверены, что за таким форматом — будущее, и готовятся уже в этом году представить адаптацию некоторых элементов образовательных цифровых ресурсов к работе на смартфонах.
Отвечая на вопросы: использовать ЭФУ вместе или вместо печатных изданий? в школе и/или дома? на каких устройствах? — администрация формирует собственную модель внедрения электронных учебников.
Стартовый этап
Действия на стартовом этапе:
Заказ электронных учебников.
Создание четких инструкций по работе с ЭФУ, выдача логинов и паролей.
Сопровождение (организационное и техническое) установки учебников на электронные устройства.
Мониторинг установки учебников.
Тренинг для школьников по работе с учебниками.
Координация участников проекта.
Мониторинг проблем использования.
Участие самих школьников в поддержке одноклассников и учителей при использовании планшетов, электронных приложений, учебников.
Обезличенная книговыдача, реализованная в проекте Lecta — это доступ к любому набору учебников из каталога по количеству выдач, приобретенных школой. После оформления покупки у администрации есть 30 календарных дней на оплату счета, при этом код активации высылается заблаговременно. Прежде, чем добавить учебник в свой «портфель», можно посмотреть его демоверсию.
Опыт «Газпром школы»
В 2017 году «Газпром школа» начала подготовительный этап апробации использования ЭФУ в параллели 5 классов. Сейчас идет непосредственно экспериментальный этап, на основе которого уже можно сделать некоторые выводы:
62% учеников предпочитают ЭФУ печатным зданиям. 37% — совмещают форматы. Остальные используют только печатные версии, в виду проблем со зрением.
81% учеников предпочитают ЭФУ обычным изданиям на уроках истории, 75% — на уроках биологии, 62,5% — на уроках музыки.
75% учеников утверждают, что использование планшетов точно помогает или скорее помогает им в учебе.
Родители с осторожностью смотрят на использование ЭФУ, однако если сформировать у них понимание, зачем нужен данный переход, они начинают относиться положительно.
Дети успешно справляются с обслуживанием личных электронных устройств.
В целом можно сказать, что применение электронных форм учебников вскоре станет неотъемлемой частью современной эффективной образовательной деятельности.
Об электронной форме учебника (ЭФУ)
Что такое ЭФУ?
ЭФУ (электронная форма учебника) — это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника (определение МОН РФ по Приказу от 18 июля 2016 г. № 870).
Для чего нужна электронная форма учебника?
Электронная форма учебника по сравнению с традиционной печатной формой обладает следующими преимуществами:
За счет разнообразных мультимедийных и интерактивных объектов ЭФУ позволит педагогу значительно сэкономить время при подготовке к уроку, а само занятие сделать более динамичным и насыщенным.
ЭФУ также предоставляет возможность самооценки и самоконтроля для обучающихся с помощью разнообразных заданий с автоматизированной проверкой. Занятия с электронным учебником дома и в классе позволяют школьникам работать с разнообразными материалами ЭФУ: интерактивными картами и схемами, видео- и анимационными роликами, что повышает вовлеченность и интерес за счет визуализации изучаемых событий, процессов и явления.
Именно поэтому, согласно приказу МОН РФ от 18 июля 2016 г. № 870, каждый учебник в печатной форме, включенный в федеральный перечень, в обязательном порядке сопровождается его представлением в электронной форме.
На какой срок предоставляется лицензия на работу с ЭФУ?
Выданные детям лицензии действуют 500 дней с момента загрузки на устройство и/или первого просмотра онлайн в любом веб-браузере (с момента активации). Не активированные лицензии хранятся в личном кабинете общеобразовательного учреждения без ограничения срока действия.
Аналитика Аналитические обзоры
Электронная форма учебника: правовой режим
Дмитрий Бородин, Старший юрист Группы Технологий и Инвестиций
Электронная форма учебника: правовой режим [1]
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минобрнауки России от 08.12.2014 № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047» (далее – Порядок формирования федерального перечня учебников; Порядок) с 2015 года в Минобрнауки России в установленные Научно-методическим советом по учебникам сроки правообладателем, лицом, обладающим правами на учебник, представляется, в числе прочего, электронная форма учебника, включенного в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
По смыслу пп. б п. 3 Порядка формирования федерального перечня учебников электронная форма учебника (далее – ЭФУ) представляет собой электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащей мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.
Ряд положений Порядка устанавливают требования к ЭФУ. Так, согласно ст. 17.2 Порядка экспертное заключение при педагогической экспертизе должно теперь содержать, помимо прочего, однозначные выводы о том, что:
структура, содержание и художественное оформление электронной и печатной форм учебника соответствуют друг другу;
электронная форма учебника в полном объеме содержит иллюстрации (с учетом их адаптации и (или) изменения композиции в электронную форму), содержащиеся в печатной форме;
электронная форма учебника содержит:
— педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное);
— средства контроля и самоконтроля.
Согласно ст. 17.3 Порядка экспертное заключение при общественной экспертизе должно теперь содержать, в том числе однозначные выводы о наличии следующих свойств:
— представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательного процесса;
— может быть воспроизведена на трех или более операционных системах, не менее двух из которых – для мобильных устройств;
— должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное);
— функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети «Интернет» (за исключением внешних ссылок) и «Интранет»;
— реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода к ним;
— поддерживает возможность определения номеров страниц печатной версии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме.
Указанные нововведения ставят перед издателями (издательствами) ряд вопросов, в частности: является ли ЭФУ самостоятельным объектом интеллектуальной собственности? Если да, то какие положения части IVГК РФ к ней применимы? Каким образом оформлять отношения с лицами, работающими над ее созданием, будь то сотрудник издательства, привлеченный специалист или организация-подрядчик? Необходимо ли получать согласие у автора учебника на создание ЭФУ? и прочие. При ответах на поставленные вопросы ключевую роль играет определение правовой природы (режима) ЭФУ.
Для начала необходимо установить, является ли объект охраняемым результатом интеллектуальной деятельности (далее – РИД). Определяющим признаком в данном случае, по смыслу положений п. 1 ст. 1228 и ст. 1257 ГК РФ, является наличие творческого вклада в создание объекта. Исходя из приведенных выше требований к ЭФУ, можно сделать вывод, что работа по его созданию носит творческий характер, поскольку предполагает не просто техническую обработку литературного произведения, но и, как минимум, подбор, расположение определенным образом «мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное), а также «средств контроля и самоконтроля». В некоторых случаях, как составную часть ЭФУ можно рассматривать и специальное программное обеспечение, необходимое для воспроизведения ЭФУ на электронных устройствах, которое, несомненно, является охраняемым РИД.
Кроме того, согласно п. 28 Постановления Пленума ВС РФ № 5, Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» до тех пор, пока не доказано иное, РИД предполагаются созданными творческим трудом, и само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности РИД не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права. В данном случае именно режим авторского права является наиболее соответствующим по своему содержанию характеру ЭФУ, как объекта интеллектуальной собственности. Так, согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. При этом перечень возможных форм таких произведений является открытым.
Согласно п. 2 ст. 1259 ГК РФ к объектам авторских прав также относятся: 1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения; 2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
Исходя из вышеназванных требований к ЭФУ, установленных в Порядке формирования федерального перечня учебников, ЭФУ обладает признаками составного произведения, так как представляет собой ни что иное как результат «подбора и расположения материалов». В связи с этим к нему применимы положения статьи 1260 ГК РФ, касающиеся осуществления прав на составное произведение.
Вместе с тем в основе данного объекта лежит литературное произведение, «расширенной» электронной версией которого ЭФУ, по своей сути, и является. В связи с чем ЭФУ может также рассматриваться как производное по отношению к печатному учебнику произведение. В данном случае к нему применимы всё те же положения статьи 1260 ГК РФ.
Наконец, в силу того, что ЭФУ может объединять в себе разнородные результаты интеллектуальной деятельности (литературные произведения, произведения изобразительного искусства, аудиовизуальные произведения, фонограммы, программы для ЭВМ и т.п.), ЭФУ можно рассматривать в качестве сложного объекта по смыслу ст. 1240 ГК РФ, в частности, как мультимедийный продукт.
Перечисленные режимы не являются взаимоисключающими. Так, режимы составного и производного произведений очень близки и служат, прежде всего, для определения условий осуществления авторами таких произведений своих прав. В свою очередь, режим сложного объекта определяет статус лица, организовавшего создание такого объекта, и его права на данный объект. Таким образом, в зависимости от решаемой задачи, издательство может руководствоваться различными положениями части IVГК РФ.
Процесс создания ЭФУ включает, как правило, несколько этапов, работа по которым может выполняться разными лицами: одно лицо подбирает и систематизирует контент для включения в ЭФУ наряду с учебником, другое лицо разрабатывает специальное программное обеспечение (ПО), третье верстает электронное издание и т.д. Часть этапов может носить явно творческий характер (например, подбор и расположение контента, разработка ПО), часть – преимущественно технический (например, верстка, оцифровка печатных материалов, адаптация ЭФУ под конкретную платформу). На каждом этапе необходимо понимать, является ли конкретный результат охраноспособным, и если да, то к какой категории РИД его следует отнести.
Адекватным представляется подход, согласно которому ЭФУ как конечный продукт является сложным произведением (особенно если рассматривать ПО, необходимое для его воспроизведения, как его составную часть), организатором создания которого является издательство, как лицо, взявшее на себя организацию процесса создания, а также финансирование и все связанные с этим риски.
При этом необходимо учитывать, что согласно п. 3 ст. 1228 ГК РФ исключительные права на «промежуточные» РИД, а также на учебник и иные составляющие ЭФУ произведения первоначально возникают у соответствующих авторов. Издательству необходимо надлежащим образом оформить с ними отношения по поводу использования соответствующих РИД, чтобы не оказаться в ситуации, когда права на часть ЭФУ будут находиться вне контроля издательства.
В этой связи издательствам при создании ЭФУ необходимо обратить особое внимание на следующие проблемные моменты:
надлежащее оформление договорных отношений с автором печатного издания и его согласие на включение произведения в состав составного/сложного произведения, на создание производного произведения;
наличие согласия правообладателей всех включаемых в ЭФУ материалов на такое использование;
надлежащее оформление отношений по поводу служебных произведений, в случае если хотя бы часть творческой работы выполняют работники издательства.
[1] Настоящая публикация носит исключительно информационный характер и не является письменной консультацией по правовым вопросам. При принятии решений в отношении конкретного спора необходимо обратиться за юридической помощью. Фирма VEGAS LEX не несет никакой ответственности за применение всех или отдельных рекомендаций, изложенных в настоящей редакции.
[2] Тем не менее в силу большого разнообразия бизнес-практик, используемых издательствами при создании ЭФУ, данный вывод может оказаться неприменимым в некоторых исключительных ситуациях. Вопросы охраноспособности и правовой природы таких нетипичных РИД требуют рассмотрения применительно к конкретной ситуации.