какие изображения дворцовых и церковных интерьеров помогли восстановить их исторический облик
Семья из Петербурга восстановила исторический облик парадной. ФАН-ТВ
Экскурсовод из Санкт-Петербурга за собственный счет отреставрировал парадную в одном из домов на Большом проспекте Петроградской стороны.
Мысль о том, что необходимо вернуть интерьеру здания исторический облик, появилась шесть лет назад, как только Даниил Ягирский с семьей переехал в бывший доходный дом В. Г. Чубакова.
«Нас не очень обрадовало состояние парадной, мы сразу захотели сделать вокруг себя условия жизни получше. Был вариант, конечно, сделать какой-то новый ремонт — всю старину убрать. Мы подумали, что это некрасиво, потому что дом все-таки с богатой историей, 1910 года постройки, архитектор у него Вильгельм Ван-дер-Гюхт», — рассказал Ягирский.
Даниил, историк по образованию, регулярно проводит экскурсии по парадным Петербурга. Мужчина с трепетом отнесся к изначальному облику внутренней отделки здания своего дома и постарался сохранить все возможные детали при реновации.
«Здесь очень много интересных элементов осталось: витражи, плитка оригинальная метлахская, балясины старые, лепной декор по большей части сохранился. И было решено нашей семьей, что лучше это все оставить, как-то законсервировать, а какие-то вещи, возможно, восстановить, как те же витражи», — добавил экскурсовод.
Работа затянулась на четыре года, так как занимались восстановлением отделки и декоративных элементов только члены семьи Ягирских — соседи никак не участвовали в процессе. После обращения в ЖЭК с вопросом согласования ремонта Ягирским пришлось «спасать» от работников инстанции старинную дверь, которую они собирались демонтировать.
«Парадная была не то чтобы в очень плохом состоянии, у нас в Петербурге есть парадные, которые, действительно, требуют колоссальных затрат, а здесь все было просто под слоем «налета ЖЭКа» — везде облупленная зеленая краска, витражи закопченные, сами оконные рамы тоже в краске были», — рассказал Даниил.
Для восстановления лепнины и витражей семья обращалась к профессиональным реставраторам, чтобы по-настоящему качественно провести работы, однако спустя два года после окончания ремонта приходится продолжать восстанавливать некоторые элементы.
Лица из прошлого: ученые восстановили облик исторических личностей
О внешности людей, живших до изобретения фотографии, мы можем судить лишь по их скорбным останкам или картинам художников современников, стремившихся облагородить свою модель и художников более поздних, ограниченных представлениями собственной эпохи, пишет BoredPanda. Однако современные технологии позволяют исследователям реконструировать лица с точностью до мельчайших деталей. Возможно, некоторые образы вас сильно удивят. Подборка в метриале «360».
№ 1 Генрих IV (король Франции)
Генрих Наваррский правил Францией с 1589 по 1610 год. Его правление оборвалось смертью от рук религиозного фанатика Франсуа Равальяка. Основатель династии Бурбонов всегда стремился к миру и радел за благополучие подданных, своими действиями он заслужил прозвище «добрый король Анри». В 1598 году он подписал Нантский эдикт, положивший конец 30-летней эпохе религиозных войн во Франции. Филипп Фрош создал трехмерную компьютерную модель на основе компьютерной томографии мумифицированной головы Генриха.
№ 2 Ава
Ава умерла 3700 лет назад в бронзовом веке, на момент смерти ей было от 18 до 22 лет. Она была похоронена в нетипичном склепе, выбитом в скале. Археологи, которые обнаружили Аву в 1987 году, предположили, что она занимала высокое положение в своем обществе, поскольку обычно останки обнаруживались в простых могилах. Шотландский археолог Майа Хул (Maya Hoole) и художник Хью Моррисон объединились, чтобы воссоздать ее внешность с помощью компьютерных программ и таблиц средней толщины тканей современного человека.
№ 3 Меритамон
Меритамон была великой царицей Египта, жившей около 2000 лет назад. Ученые из Мельбурнского Университета по мумифицированным останкам определили, что ей было от 18 до 25 лет и она болела анемией. Поскольку найдена была только голова, причину смерти установить не удалось. Чтобы воссоздать внешность Меритамон, ученные прибегли к медицинским исследованиям, судебно-медецинской экспертизе, компьютерной томографии и технологии 3D-печати.
№ 4 500-летний Дублинец
В 2014 году в захоронении на площади Колледж-грин в самом центре Дублина археологи обнаружили останки пяти молодых мужчин, живших около 500 лет назад. Изучив скелеты, ученые пришли к выводу, что все они голодали и занимались тяжелым физическим трудом. При помощи компьютерной томографии ученые воссоздали структуру лицевых мышц, мягких тканей и кожи. Длинные волосы и бороду добавили, исходя из работ художников того времени.
№ 5 Николай Коперник
Один из самых знаменитых ученых, блестящий математик и астроном, экономист и канонник, знакомый каждому за формулировку гелиоцентрической системы мира. Коперник умер в 1543 году в возрасте семидесяти лет. Место его захоронения долгое время оставалось неизвестным, однако при раскопках в кафедральном соборе Формброка в 2005 году были обнаружены останки, которые, как выяснилось после генетической экспертизы, принадлежали Копернику.
№ 6 Иоганн Себастьян Бах
Один из самых знаменитых композиторов и музыкантов в истории, живший и творивший в эпоху барокко. Реконструируя внешность человека, специалисты используют как новейшие технологии, так и любые свидетельства о жизни и привычках человека. Известно, например, что Бах был весьма дородным мужчиной и любил приналечь на пиво и шнапс, также известно, что у него были проблемы с глазами, вероятно, катаракта.
Взяв за основу лазерное сканирование черепа композитора и документальные источники, шотландский антрополог Каролин Вилкинсон вместе с художницей Каролин Нидхем воссоздали его внешность.
№ 7 Человек из раннего неолита
Эта реконструкция сделана по останкам древнего человека, найденным в 1863 году в общине Уинтерборн Стоук, недалеко от знаменитого Стоунхенджа. Исследователи в результате своей работы выяснили, как мог выглядеть мужчина, разменявший пятый десяток, за 500 лет до Стоунхенджа.
№ 8 Джейн из Джеймстауна
14-летняя девочка жила в 17 веке и была съедена поселенцами Джеймстауна. Ее изувеченный череп и отделенную от скелета ногу обнаружили в 2012 году в одном из подвалов Джеймтстауна рядом с костями животных и других остатков еды. Доктор Дуглас Оусли (Douglas Owsley), ведущий судебный антрополог в музее естественной истории смитсоновского института, изучил кости и определил, что отметки и сколы на них появились в результате отделения тканей от скелета. Оусли пришел к выводу, что это был случай каннибализма, поскольку Джеймстаун голодал зимой 1609 года.
№ 9 Мать фараона Тота, вероятно Нефертити
ДНК-тест показал, что мумия, известная как «Младшая дама», приходится сестрой Ахенатону (отцу Тота) и матерью Туттанхамону. Многие исследователи считают, что останки принадлежат Нефертити, великой царице Египта.
Палеохудожник Элизабет Дейнес (Elizabeth Daynes) использовала трехмерное сканирование «Младшей дамы», чтобы реконструировать её бюст.
№ 10 Максимилиан Робеспьер
Робеспьер был французским политиком и адвокатом, заметным деятелем Великой Французской Революции, демократом, сторонником всеобщего избирательного права и отмены рабства. Он был казнен в возрасте 36 лет.
Ученые использовали посмертную маску Робеспьера и записи его медицинской истории. Согласно этим записям, у него были проблемы со зрением, часто шла кровь носом. Робеспьер страдал от желтухи, астении, нервных тиков. Его ноги были покрыты незаживающими язвами, а лицо — шрамами от оспы. Историки считают, что Робеспьер мог болеть саркоидозом.
№ 11 Context 958
Реконструкция внешности этого мужчины, жившего 700 лет назад, выполнена в рамках более обширного проекта Университета Кембриджа по изучению быта людей Средневековья. «Context 958 был пациентом госпиталя Святого Иоанна, благотворительной организации, предоставлявшей пищу и кров малоимущим гражданам», — рассказал Джон Робб, участник исследовательской группы. Ученые считают, что мужчине было около сорока лет и, судя по износу его скелета, он всю жизнь занимался тяжелым физическим трудом.
№ 12 Антоний Падуанский
Святой Антоний Падуанский родился в 1195 году в богатой Лиссабонской семье. Антоний был католическим священником и проповедником, одним из самых знаменитых монахов-францисканцев. Антоний — один из самых быстро канонизированных святых за всю историю католической церкви. Современники отмечали его самоотверженность, доброту и талант проповедника. В 2014 году исследователи из университета, названного его именем, создали группу для реконструкции по цифровой копии черепа.
№ 13 Ричард III
Ричард правил Англией в период между 1483 и 1485 годами. Он погиб в битве при Босворте, решающем сражении между Йорками и Ланкастерами, в конфликте известном как «Война роз». Его останки считались утерянными более пяти веков, пока их не обнаружили на общественной парковке в Лестере.
№ 14 Мария Стюарт
Мария Сюарт была королевой Шотландии с 1543 по 1567 год. На трон ее короновали еще в младенчестве. Последние 18 лет своей жизни провела в заключении по приказу королевы Елизаветы, её объявили виновной в заговоре и казнили в возрасте 44 лет. Эксперты из университета Данди на основании всех известных портретов Марии создали трехмерное изображение того, как королева могла бы выглядеть во времена своего правления.
№ 15 Ариш
Ариш жил в Карфагене, на территории современного Туниса, 2500 лет назад. Ему было от 19 до 24 лет. Исследователи использовали криминологические и судебно-медицинские методики для реконструкции.
№ 16 Средневековая служанка из Эдинбурга
Эту девушку обнаружили среди останков 400 других человек при переносе кладбища приходской церкви Южного Лита в Шотландии в 2009 году. Она жила в 16 веке и умерла в возрасте от 25 до 35 лет. Исследователи обнаружили, что её рост составлял всего полтора метра, что на четыре сантиметра ниже среднего той же эпохи.
№ 17 Лучник с «Мэри Роуз»
«Мэри Роуз» была флагманом английского флота при короле Генрихе VIII и затонула в 1545 году, возглавив атаку на французский флот. Спустя 500 лет останки корабля и экипажа подняли с морского дна. Из-за наростов морской флоры почти все останки очень трудно изучать, и реконструкцию выполнили по наиболее сохранившимся. Исследовали создали трехмерный отпечаток черепа лучника, который затем использовали в реконструкции.
№ 18 Роберт Бернс
Робер Бернс был настолько популярным поэтом и фольклористом, что его день рождения стал государственным праздником в Шотландии. Он умер в возрасте 37 лет в Дамфрисе, на Юге Шотландии.
№ 19 Джон Де Стривелин
Также известный как Джон Стерлинг. Был средневековым шотландским рыцарем, погибшим в 1387 году. Его останки были найдены в замке Стерлинг под потерянной часовней 12 века. Специалисты из университета Данди использовали новейшие технологии сканирования и копирования, чтобы воссоздать внешность средневекового воина.
№ 20 Роберт Брюс
Роберт I был королем шотландцев с 1306 до самой своей смерти в 1329 году, прославился как один из величайших воинов своего поколения. Он вел солдат против англичан в первой войне за независимость Шотландии и преуспел. Шотландцы считают его национальным героем. В 2016 году группа исследователей из Университета Глазго и Ливерпульского Университета Джона Мура провели реконструкцию по черепу, который, как считается, принадлежал Роберту Брюсу.
Какие изображения дворцовых и церковных интерьеров помогли восстановить их исторический облик
Политехнический музей закрылся на масштабную реконструкцию в 2013 году, а первые экскурсии для журналистов в ещё не отремонтированном здании состоялись только спустя шесть лет.
Как тогда рассказали специалисты, в процессе реставрации нужно было решить множество проблем, касающихся не только внешнего вида здания, но и его конструктивных особенностей. Например, кирпичные колонны, расположенные в подвалах музея, опирались на фундамент из песчаника, который за 150 лет существования здания пришёл в негодность. Из-за этого разница высот между корпусами в некоторых местах достигала полутора метров. Кроме того, в музее не было центрального отопления и системы вентиляции, а одним из самых сложных этапов реконструкции стало создание дополнительного подземного уровня, в котором решено было разместить вентиляционные камеры и другие коммуникации.
Одной из главных задач реставраторов было воссоздать изначальный облик интерьеров музея. Его историческая кирпичная кладка оказалась скрыта под множеством слоёв краски и штукатурки. По словам руководителя строительства Юрия Государева, в ходе реставрации в музее была восстановлена кирпичная кладка стен, заменены оконные и дверные блоки, покрыты металлом выступающие части фасадов, а весь фасад был обработан специальным составом для защиты здания от погодных условий.
Евангелическо-лютеранская кирха в селе Зоркино, Саратовская область
Церковь Иисуса Христа в неороманском стиле с 48-метровым шпилем — на два метра выше статуи Свободы — была построена в современных окрестностях Саратова в 1877 году. В то время здесь располагалась колония поволжских немцев Цюрих (впоследствии село Зоркино). Новая каменная церковь была спроектирована берлинским архитектором Иоганном-Эдуардом Якобшталем и стала одним из самых красивых зданий Поволжья.
Приход жил и процветал до 1918 года — тогда всё имущество церквей перешло к государству. Богослужения были прекращены, а кирха начала разрушаться из-за внешних и внутренних воздействий. На протяжении нескольких десятилетий в здании бывшей церкви работало зернохранилище, мастерская и сельский клуб с кинозалом. В 1992 году случился сильный пожар, после которого уцелели только стены, а здание со временем превратилось в руины, заросшие деревьями.
Новой главой в истории кирхи стал 2013 год, когда началось её восстановление фондом «Цюрих — Зоркино». Руководитель фонда — Карл Лоор, белгородский бизнесмен и меценат, отец которого вырос в колонии Цюрих. Для восстановления церкви в архивах были найдены оригинальные чертежи, работы велись в точном соответствии с ними и заняли два года. 3 октября 2015-го кирха была вновь открыта для прихожан, в ней появились краеведческий музей и библиотека. Каждое воскресенье в 11:00 в церкви проходит служба и играет орган, установленный на прежнем месте. Рядом с кирхой был построен гостевой дом, где могут остановиться туристы и паломники.
Миусское трамвайное депо, Москва
Реставрация ансамбля Миусского трамвайного депо на Лесной улице завершилась в 2019 году. Красные кирпичные здания строились в стиле промышленной неоготики с 1874 по 1910 год и были украшены витражами, декоративными элементами на фасаде и башенками. Известно, что в строительстве наряду с другими архитекторами и инженерами принимал участие Владимир Шухов.
Практически все здания депо хорошо сохранились. Правда, кирпичные фасады были выкрашены в красный и белый цвета, так что реставраторам пришлось их расчищать. Редевелопмент коснулся не только внешнего облика зданий, но и их интерьеров. В одном из корпусов, ранее выполнявшем роль ремонтных мастерских, восстановили лестницы, ограждения и пол из метлахской плитки.
После окончания реставрации летом 2019 года в здании депо открылся гастрономический квартал с одноимённым названием, быстро ставший культовым местом столицы.
Ликёро-водочный завод, Воронеж
Комплекс зданий бывшего ликёро-водочного завода является одной из главных архитектурных достопримечательностей Воронежа. Своим появлением здание обязано масштабной антиалкогольной кампании, развернувшейся в России в конце XIX века, и введению винной монополии.
Впечатляющее кирпичное здание винных складов было построено в Воронеже по проекту главного городского архитектора Александра Баранова и открылось в 1900 году — цифру на фасаде можно увидеть и сегодня. Главное здание изначально было четырёхэтажным, в советские годы решили достроить ещё этаж. Об архитектурном стиле здания, больше похожего на замок или крепость, а вовсе не на завод, спорят до сих пор.
В 1941 году завод, как и многие производства того времени, превратился в оборонное предприятие и выпускал горючую смесь для нужд фронта. В годы войны завод хоть и пострадал, но не был разрушен. Всё благодаря невероятной толщине стен.
В начале прошлого десятилетия ликёро-водочный завод «Воронежский», работавший в этих помещениях, был признан банкротом, но не превратился в очередные руины. Летом 2017 года на территории бывшего завода прошёл архитектурный образовательный форум «Зодчество VRN», а уже к 2018 году часть главного производственного корпуса-замка отреставрировали и открыли пространство «Винзавод». Сейчас здесь располагается областной департамент архитектуры и градостроительства Воронежа.
Конюшня усадьбы Татарниковых, Москва
Весной 2019 года в центре Москвы завершилась комплексная реставрация кирпичной конюшни, построенной в XIX веке на территории усадьбы купцов Татарниковых. Здание стало шестнадцатым объектом культурного наследия, восстановленным по программе льготной аренды « 1 рубль за 1 квадратный метр ». Программа действует в Москве с 2013 года, её цель — привлечение инвесторов к реставрации городских объектов культурного наследия. Взамен они получают отреставрированное помещение в аренду на 49 лет. Цена аренды символическая и составляет всего 1 рубль за квадратный метр.
На реставрацию одноэтажной конюшни и превращение её в светлое офисное пространство потребовался год. При работе были использованы старинные фотографии, документы и чертежи, а для восстановления фасада по всей стране искали оригинальный красный кирпич того времени. Только на поиски исторических кирпичей пришлось потратить несколько месяцев.
Реставрационные работы коснулись и интерьера: в здании появилась кухня и с нуля был восстановлен камин, от которого сохранилась только труба.
Машиностроительный завод «Арсенал», Санкт-Петербург
Фото: Пресс-служба администрации Петербурга
История российского промышленного гиганта, завода «Арсенал», началась в начале XVIII века, когда по указу Петра I был учреждён Пушечный литейный двор. Там изготавливали корабельные и полевые орудия, выпускали боеприпасы, а позже даже занялись художественным литьём.
В советское время завод работал на военную промышленность, а позже частично был переориентирован на нужды космической отрасли. Со временем некоторые из помещений завода освободились, но не были заброшены, а стали примером успешного редевелопмента. Ещё в 2016 году правое крыло завода отдали в аренду креативному пространству. В помещениях сделали капитальный ремонт, заменили окна, а кирпичную кладку отреставрировали и обработали специальным составом, сохранив в первоначальном виде. В настоящее время сохранившийся красный кирпич можно увидеть в интерьерах нескольких пространств завода.
Сейчас в здании расположены офисы, склады, производства, клубы, один из самых крупных скалодромов города и общественное пространство.
Хоральная синагога, Самара
В 1909 году в Самаре состоялось открытие хоральной синагоги, построенной по проекту архитектора Зельмана Клейнермана. Здание в неомавританском стиле с ярким фасадом из красного и белого кирпича стало заметной религиозной и архитектурной точкой города. Спустя всего 20 лет, в 1929 году, синагога была закрыта и передана в распоряжение Горсовета. Позднее там был открыт дом культуры, а потом разместился хлебозавод № 8.
В 1994 году здание синагоги было возвращено еврейской общине, однако комплексный проект по её реставрации был подготовлен только в 2012 году. Тогда в синагоге успели частично отреставрировать кирпичную кладку фасадов и кровельное покрытие купола западной башни, но из-за нехватки средств работы пришлось заморозить на неопределённый срок.
В октябре 2018 года фасад восточной стены и крышу снесли из-за аварийного состояния. Стену позже выстроили заново, воссоздав оригинальный рисунок кирпичной кладки синагоги, но градозащитники критически отреагировали на подобное решение. По их мнению, кирпич можно было сохранить и использовать при дальнейших работах, а не выкидывать, заменяя новым.
Сейчас реставрация продолжается. Все работы по восстановлению здания синагоги планируют завершить к 2021 году.
Крепостная стена Донского монастыря, Москва
Реставрация зданий и сооружений, которые входят в архитектурный ансамбль Донского монастыря, продолжается на протяжении нескольких лет. Прямо сейчас в лесах стоят Семинарский корпус и храм святого Иоанна Златоустого, а совсем недавно были завершены работы по восстановлению двух башен — № 11 и 12 — крепостной стены монастыря, построенной на рубеже XVII–XVIII веков из красного кирпича.
Летом 2019 года завершилась реставрация башен № 4 и 5 — ещё двух из двенадцати. По словам экспертов, в последний раз работы по их сохранению и восстановлению проводились в середине прошлого века. С тех пор кирпичная кладка успела сильно разрушиться в некоторых местах, а часть декора, отсылающего к московскому барокко, была утрачена. Задачей реставраторов было не только восстановить первоначальный облик башен, но и уберечь их от возможного разрушения.
Реставрация проводилась и на фасадах, и в интерьерах башен. Согласно информации на сайте монастыря, в ходе работ была отремонтирована кирпичная и белокаменная кладки, все поверхности расчищены от грязи и нескольких слоёв краски, отреставрированы оконные и дверные проёмы, а также сохранены оригинальные кованые элементы и изготовлены новые кованые светильники, отсылающие к XVII веку.
Дом Ярошенко на Хитровке, Москва
Фото: Фонд «Внимание»
Фото: Артем Бирюков
На сегодняшний день дом Ярошенко, упомянутый Владимиром Гиляровским в книге «Москва и москвичи», является самым старым зданием Москвы, где до сих пор живут люди. История дома началась в XVII веке, и с тех пор его очертания менялись, наслаиваясь друг на друга. Дом сохранил архитектурные черты четырёх веков, и в этом главная причина сложности его реставрации.
Особенному дому повезло с особенными жильцами, неравнодушными и интересующимися его историей и сохранением исторического наследия. Им удалось предотвратить застройку Хитровской площади и спасти собственный дом, который в 2013 году в рамках капитального ремонта планировалось оштукатурить, уничтожив таким образом изразцы и старинную кирпичную кладку.
В 2016 году жители дома Ярошенко зарегистрировали фонд Достопримечательного места «Хитровка», открыли счёт, взяли в Департаменте культурного наследия разрешение на исследования, провели их и подготовили проект научной реставрации здания. С 2017 года под надзором профессионального архитектора и при помощи архитекторов-волонтёров идёт реставрация. И хотя она ещё не закончена, результаты можно увидеть уже сейчас: на фасадах видны кирпичные арки и кладки разных периодов, начиная с XVII века.
Во время расчистки фасада под штукатуркой даже был случайно обнаружен карандашный рисунок XIX века, который сейчас закрыт оргстеклом и виден всем желающим.
Сергей Конев
Архитектор, реставратор первой категории, общественный деятель. Автор и соавтор множества проектов реставраций в России и за рубежом, научный руководитель работ по реставрации Малого театра
Кирпичная кладка реставрируется так: разрушенный, деструктурированный кирпич аккуратно вынимается из общего объёма кладки, а на его место устанавливается новый, имеющий такие же размерные, текстурные и другие параметры. Швы восстанавливаются связующим раствором, соответствующим по составу существующему образцу.
Если на объекте повреждена часть стены, то она восстанавливается кирпичом, соответствующим по размеру, плотности и цвету. Также важно сохранить цвет, размеры, глубину и систему наружной обработки растворного шва. Если в реставрируемом фрагменте повреждены наружные плоскости кирпичной кладки, применяются домазки, которые позволяют восстановить поверхность кирпича и раствора с подбором нужного колера.
На каждый объект производитель работ составляет методическую рекомендацию реставрации кирпичной кладки с описанием видов работ и применяемых материалов. Эти рекомендации согласовываются авторским надзором, научным руководством и утверждаются заказчиком. Впоследствии они входят в Научно-методический отчёт при сдаче объекта в эксплуатацию.
Особых сложностей при реставрации кирпича нет, но очень важна практика реставрационного ремесла. Осенью я смотрел, как восстанавливается кирпичная кладка в прусском замке. Вроде бы делается всё по написанному в теории, но по нюансам видно, что человек не реставратор. Возможно, каменщик, но реставрация — это высший уровень ремесла, где важна способность повторить технологию кладки исторического мастера. Это как повторить подпись чужого человека: кому-то это дано, а кому-то нет.
Пока в России реставрация кирпичной кладки ведётся людьми, которые могут заниматься всем, качества не будет. Во всём реставрационном мире каменщик-реставратор — это отдельная специальность. Он должен иметь аттестацию государственной организации, отвечающей за реставрационные работы на ОКН, и аттестацию местной ассоциации каменщиков-реставраторов. Только те специалисты, у которых есть аттестационная квалификация, имеют право работать на реставрационных участках. К сожалению, у нас под аттестованного специалиста организации получают реставрационные лицензии по направлениям работ, а на объекте часто работают пришлые люди, так как их квалификация позволяет платить им меньше.
Роман Зэноагэ
Директор по маркетингу BRAER
Индустрия производства кирпича находится на подъёме. Заводы внедряют новые технологии, строят современные печи и сушильные камеры, проводят лабораторные исследования. Более детальным стал процесс приготовления сырья. Рынок строительного кирпича растёт, особенно если проследить динамику за последние 20 лет. В России сегодня работает около пяти заводов с объёмом производства более 100 млн единиц условного кирпича в год. Счёт менее крупных предприятий идёт на десятки и сотни.
Если говорить о работе со старыми зданиями, то здесь есть множество подходов. Разумеется, исторические памятники, объекты культурного наследия и достопримечательности заслуживают самого бережного отношения. Речь идёт не только об эстетической стороне вопроса. Старые конструкции необходимо укреплять и восстанавливать таким образом, чтобы они смогли прослужить ещё долгое время после реставрации. Поэтому и строительные материалы должны быть не просто аутентичными, но и надёжными и долговечными.
Кирпич — это, по сути, уникальный строительный материал. Только здания, построенные из кирпича, можно восстановить путём частичной замены кирпича в кладке.
Часто исторические здания восстанавливают, а те полностью утраченные объекты архитектурного ансамбля, которые восстановить уже невозможно, отстраивают заново с применением современных технологий и наших строительных материалов, сохраняя при этом общую стилистику.