какие известны способы принятия политических решений
Основные методы принятия политических решений
Проблема поиска оптимальных методов принятия политических решений в рамках политологии решается весьма неоднозначно. Остановимся на одном из общепризнанных подходов, автором которого является Ч. Линдблом. Он рассматривает два метода принятия решений: рационально-универсальный («корневой») и метод последовательных, ограниченных сравнений («метод ветвей»).
При «корневом» методе выстраиваются в ряд все «ценности» или «приоритеты», имеющие значение для достижения данной цели, вырабатывается несколько возможных альтернативных путей ее реализации, и выбирается оптимальный. Этот метод рационален, ибо альтернативы и ценности сравниваются, а оптимальный вариант логически обосновывается; он универсален, т.к. учитываются все возможные варианты и ценности. Рационально-универсальный метод принятия решений требует максимальной объективности и беспристрастности на основе систематически получаемой информации. Этот метод очень популярен среди граждан, оппозиционно настроенных в отношении правительства. Но он трудно применим в обстановке, требующей оперативного принятия решения. Кроме того, его использование наталкивается на ряд трудностей, связанных с полнотой учета факторов, сознательным выбором одной из возможных альтернатив, расчетом и минимизацией издержек, осуществлением подхода по схеме «цель – средство». Главный же аргумент людей, критикующих данный метод, состоит в сложностях идентификации той или иной проблемы.
«Метод ветвей» (инкрементальный подход – постепенное приращивание путем добавления малых величин) наиболее распространен как метод последовательных, ограниченных сравнений. Субъекты управления прагматически отбирают среди находящихся «под рукой» наиболее приемлемый вариант, причем планируются небольшие конкретные шаги для достижения цели, и предпочтение отдается приемлемым, а не максимально эффективным вариантам. Эта модель упрощает процесс принятия решений.
Широкое распространение получил смешанно-сканирующий метод принятия решений, обеспечивающий масштабный, фундаментальный процесс принятия решений и их последующую разработку. Он сочетает рациональный подход к одним элементам проблемы и поступательный, менее детализированный анализ к другим. Этот метод соединяет достоинства двух вышеназванных методов, позволяет адаптироваться к быстроменяющейся ситуации.
Среди иных методов принятия решений в политическом процессе следует назвать прежде всего переговорный метод, используемый в рамках демократического процесса или в условиях кризисного обострения при позиционном равенстве политических сил, а также в иных типах политических режимов. Этот подход опирается на каноны плюралистической демократии, т.е. исходит из того, что институт, который принимает решения, не находится в вакууме, а связан множеством нитей с законодательной властью, группами интересов, вышестоящими органами власти и управления. Поэтому во время принятия решения могут возникать столкновения, конфликты, которые погашаются или сглаживаются с помощью переговоров, прояснения позиций, достижения баланса интересов, т.е. решения, если обращаться к ранее выделенным схемам, достигаются не столько на основе предварительного анализа проблемной ситуации, сколько на основе торга между лицами, заинтересованными в принятии этого решения.
Вместе с тем, переговорный метод таит в себе целый ряд недостатков. Во-первых, имеет место неполнота, когда в ходе процесса согласования позиций не используется, например, анализ ситуации. Во-вторых, велик риск лишения информации тех, кто оформляет решение (т.е. информация становится элементом политической игры, когда сведения о наиболее вероятных вариантах действий могут быть сфальсифицированы теми или иными группами интересов в их корыстных целях). В-третьих, необходимо избежать чрезмерно большого набора альтернатив (в этом случае для ЛПР все будет просто: если подход верен, то согласие достигается, если не верен – то согласие невозможно). В-четвертых, с помощью переговорного метода можно принимать далеко не все решения. Этот метод ставит очень серьезные проблемы особенно потому, что не все группы интересов (а в кризисный момент их конфигурация может стремительно меняться) представлены за столом переговоров – не только из-за неприязни к ним, но и из-за элементарных недостатков в аналитическом и организационном обеспечении.
Следующий метод – метод участия в принятии решения. Он в гораздо большей степени связан с политической демократией. Этот метод предполагает участие тех, кто будет исполнять решение. Однако с методом участия связаны две проблемы. Во-первых, сам термин «участие» является достаточно неопределенным. Участие может выражаться в разных формах: обращение за советом к лицам, обладающим правом принятия решения. Оно также может означать и разделение права принятия решения, когда лица, подпадающие под решение, голосуют в поддержку или против предложенного варианта.
Во-вторых, кто те субъекты политического процесса, которых можно было бы наделять правом принятия политического решения? К кому обратиться за советом, с кем разделить ответственность за принятое решение? Правом требовать своего участия в процессе принятия решения обладает прежде всего команда ЛПР. Следующая – группа лиц, которая является подведомственной, подчиненной организации или институту, принимающему решения. Третья – это та группа интересов, которая является эшелоном поддержки для лидера или политической организации, и по статусу и престижу которой может ударить тот или иной вариант решения. Четвертой выступает вся общественность (если речь идет о масштабных решениях). Можно считать, что все эти четыре группы находятся в перманентном конфликте между собой: команда играет в пользу ЛПР, эшелон поддержки в виде заинтересованных групп, интересы которых представляет ЛПР, также заинтересованы в принятии решения. Что же касается общественности, то здесь бывают более дифференцированные подходы, которые не всегда согласуются с теми или иными вариантами. Важно иметь в виду, что направление действий, которое рекомендует одна из этих групп, практически всегда вступает в острое противоречие с тем, что предлагают другие группы.
Конечно, ценность в таком участии очевидна. Однако проблема состоит в том, что каждая группа воспринимает правила игры (или политической партиципации) как возможность представить свою точку зрения в качестве всеобщей. А это ведет к отрицанию взглядов и политических интересов других групп. Иными словами, недостаток метода участия состоит в том, что может быть абсолютизирована политическая позиция одной группировки в ущерб другим. Вместе с тем, у этого метода имеется и положительный момент, который заключается в том, что ЛПР получает гораздо больший объем информации, чем при использовании других методов, ибо он видит несколько точек зрения, целый спектр вариантов решения проблемы. Правда, следует иметь в виду, что при низком качестве центра принятия решения обилие информации может стать недостатком. Другими словами, нужно учитывать состояние и качество ЛПР.
Антиподом метода участия является метод принятия решения на основе собственного интереса или эгоистический метод. Как показывает практика, самые рациональные поступки ЛПР совершаются под влиянием собственного интереса, эгоистических мотивов. Решения эгоистического плана делают лидеров и политические корпорации конкурентоспособными и позволяют распределять ресурсы наиболее выгодным образом. Если политический интерес ЛПР совпадает с его личным интересом, то появляется мощный генератор для рационального выбора. Вместе с тем, это нередко ведет к злоупотреблениям своим положением и коррупции.
Вообще, любой из подходов являет собой идеальный тип. Если мы зададимся целью провести его последовательно, не соединяя с другими, то он не даст желаемого результата. В каждом подходе есть свои достоинства и недостатки. Каждому подходу свойственны и те проблемы, которые возникают при принятии ЛПР любых решений. ЛПР не действует в вакууме, оно испытывает на себе давление с разных сторон. Поэтому разработчик варианта решения должен быть готов к коррекции его предложения или вообще к его непринятию, должен знать, что всегда существует огромная доля неопределенности.
Политические решения: типы их принятия
Политические решения: основные подходы и классификации
Рассматривая классификацию решений политики, то здесь самыми важными являются два подхода:
Есть еще вторичный тип политических решений, что делятся:
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Принятие политических решений: их типы
К главным типам по принятию политического решения, можно отнести:
Этапы по подготовке политических решений могут включать в себе большое количество процедур. Это может быть повестка дня, понимание существенной проблемы, проведение анализа проблемных ситуаций, сбор информации о ней. Дальше также идет постановка проблемы, постройка альтернативы, оценка, приготовление проектов для решения.
На конкретном этапе из общих социальных контекстов, могут избирать конфликты и требования, что имеют политический характер. Формируют повестку дня, проблемную общность, что нужно разрешить методами политики, средствами, что позволят урегулировать это все.
Рассматривая типологию решений политики, то самой популярной является так, что выделяет три типа. В первом случае, подразумевается фундаментальный, где все это касается всей схемы по принятию решений в обществе. Это касается самого лица, которое готово принять решение. Речь идет о решениях, что способны кардинально изменить систему политики, что уже существует.
На втором этапе решений политики, есть законодательные решения, что затрагивают права и статус, большинства членов общества. Учреждаются новые процедуры по принятию решений в среде общества. К этому относятся законы, что принимаются со стороны органов законодательной власти.
В-третьих, типах решения, подразумеваются индивидуальные, отдельные случаи, которые можно назвать судебными или административными. Они представляют технику применения, решений второго типа в плане определенных ситуаций. Принимая политические решения, стоит заметить, что это очень сложная динамическая методика, что способна образовать большую проблему, для того, чтобы устроить адекватную теорию моделей.
Данную процессию рассматривают как призму двух главных подходов, что способны рассмотреть проблематику с разных, противоположных сторон. Здесь могут быть сторонники математических методов, экономистов, юристов и прочее.
Границы данных парадигм, мир политики можно понять, как нечто, что поддается реконструкции с помощью идеальных моделей, что готовы выступать как универсальный эталон. Подобный аналитический подход по принятию решений политики, позволяет понимать заданную модель, которой предписывают решения тем лицам, которые могут их исполнять.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Есть еще дескриптивно-экспликативный подход, что особенно популярен среди управленцев, психологов. Он формируется на разных процедурах и нормах, неформальных правилах, «теневых» механизмах.
Вместе с количественной обработкой данных, здесь могут использовать методику качественного анализа информации. Изучая процесс принятия политических решений, то здесь берут во внимание различные факторы, начиная от индивидуальной мотивации, социальных сетей, и до разных иерархий организации.
Подготовительный этап: принятие решений
Обычно, на таком этапе, разные группы могут отстаивать собственное понимание того, по какой очередности можно разрешать важные общественные проблемы. Когда отношение избирательное, к актуальности каких-то вопросов социума, то это может определяться требований идеологии, ожиданиями представителями кругов управления, прошлым опытом, личной симпатией и прочего.
Главное получить информацию, которая и способна образовать проблематичные ситуации.
На основании всего созданного и подправленного, формируют цели политики, по развитию и средствах, что позволяют их достигнуть. Цели бывают на краткий срок, на долгий, промежуточными, конечными. Также отличаются первостепенностью и второстепенностью.
Не нашли нужную информацию?
Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.
Гарантия низких цен
Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.
Доработки и консультации включены в стоимость
В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.
Вернем деньги за невыполненное задание
Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.
Тех.поддержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.
Тысячи проверенных экспертов
Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».
Гарантия возврата денег
Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!
Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока
Гарантия возврата денег
В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы
Отзывы студентов о нашей работе
«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами
Используя «Всё сдал!», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:
Принимаем к оплате
Основные методы принятия и типы реализации политических решений.
Анализ политического процесса на этапе принятия решения учитывает как макро факторы (конституционно закрепленный порядок принятия решения), так и микро факторы (сведения о конкретных лицах и группах, говорящих от лица государства, информацию, которой они располагают) для принятия оптимальных решений.
Выработка решений зависит:
1) от уровня централизации власти, соотношения прав центральных и местных органов власти;
2) взаимодействия партийных и государственных структур;
3) от степени контроля (за процессом принятия решений);
4) от степени учета мнения экспертов.
Так же можно отнести к этому списку: взаимосвязи внутри правящего круга и технического аппаратного управления, коррумпированность элиты и взаимоотношения между правящей и оппозиционной элитой.
Выделяют два основных метода принятия решений:
2)метод последовательных ограничений (метод ветвей).
Рационально-универсальный метод предполагает рациональное вычленение проблемы и выбор пути её решения соответственно поставленным целям. Это как бы идеальный план решения вопроса и это делает этот метод наиболее популярным у оппозиции.
Метод последовательных ограничений. Политики исходят не столько из оптимального, сколько из возможного образа действий. Когда проблема возникает неожиданно, правящие круги вынуждены действовать ещё до того, как полностью определят свои цели и предпочтения. В таких ситуациях используется метод ветвей, который предполагает внесение в управленческую деятельность поправок, необходимых для реализации частных целей.
Многие специалисты считают, что на практике необходимо совмещение этих двух подходов, то есть на анализе глубинных противоречий и конфликтов искать пути реализации каких-то конкретных решений.
На последнем этапе, на содержании политического процесса сказывается умение властей добиваться адекватной реализации принятых решений, подчинить им массовое поведение граждан.
Основные типы реализации политических решений:
1)Популизм в качестве основного средства достижения властных целей использует прямую апелляцию к общественному мнению. Он ориентирован на упрощение политической ситуации и связан с каким-то лозунгом, реализация которого приведёт якобы к быстрому успеху. Наиболее ярко популизм проявляется в условиях правления харизматического лидера, хотя может быть составной часть политического курса демократически избранного руководителя. Популизм связан с манипулированием общественного мнения, маскировкой подлинной цели правящей элиты, является формой борьбы с политическими противниками. Однако, такая политическая линия побуждает широкие слои населения к участию в политической жизни.
2)Элитизм направлен на предотвращение сколько-нибудь значительного участия граждан в политической жизни. Здесь развитие получили теневые, аппаратные механизмы власти. Обществу предоставляется неполная политическая информация и в целом элитизм направлен на вытеснение основной массы граждан за пределы политической жизни.
3) Консерватизм характеризуется устойчивым стремлением власти, при любых реформах сохранением той или иной структуры, отношений или механизмов господства. Характерно культивирование внутренней приверженности граждан традициям и ценностям данного общества. Это неизбежно усиливает патриотичность населения и способствует укреплению целостности общественно-политического организма.
5) Демократизм ориентирован на реальные потребности и запросы граждан, претворение прав и свобод.
28. Особенности политического процесса в России.
Политический процесс в России представляет собой широкую палитру политических взаимодействий субъектов, носителей и институтов власти. Они действуют на основе тех ролей и функций, которые задаются системой культуры, традициями, конфессиональной средой, ментальностью общества, особенностями исторического развития, чертами психологического склада этносов и т.д.
Первая особенность политического процесса в России состоит в нерасчлененности политики и экономики, социальных и личных отношений. Политика не отделена от других сфер жизни в силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны ее ограничивать и контролировать. Несформированность гражданского общества является одной из особенностей политического развития России. В этих условиях политический процесс характеризуется всепроникающей способностью политики, которая пронизывает все сферы жизни общества. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур.
Третья особенность политического процесса в России состоит в его неструктурированности и высокой степени совмещения и взаимозаменяемости политических ролей. Обманчиво кажущееся многообразие участников российской политической жизни, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограниченны.
Развитие общего политического процесса в России и смены форм политического режима также отличается серьезными подвижками. Установившийся режим не отвечает «чистому» типу ни одного из основных политических режимов. Общий политический процесс «вывел» его из тоталитарной формы, направил в сторону демократии, но еще далеко не ввел в эту форму в ее совершенном виде. Нынешний политический режим в России характеризуется как переходный от тоталитаризма к демократии.
Таким образом, можно сделать вывод: развитие политического процесса в современной России привело к созданию переходного типа в государстве, устремленного к демократии.
29. Понятие, виды и содержание политических технологий, их роль в политических процессах.
Политические технологии – совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических управленческих задач.
Главным объектом воздействия в политическом технологическом процессе всегда являются люди. Именно они создают партии, проводят митинги и забастовки, голосуют за кандидатов, воспроизводят или разрушают политические и экономические системы. Именно от людей зависит достижение политических целей. Соответственно, политические технологии – это способы, методы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения.
Политические технологии, основываясь на теоретическом анализе взаимодействия политических субъектов, содержат методологические ориентиры и методические рекомендации эффективного решения политических проблем и достижения определенных политических целей.
Сущность политических технологий может быть раскрыта только через систему выявления и использования потенциала общественной системы – “человеческого ресурса” в соответствии с целями и смыслом человеческого существования. Это реализуется посредством совокупности методов, процедур, операций, приемов воздействия, всех современных возможностей творческой деятельности как субъектов управления, так и политических институтов в целом.
Цель политических технологий – оптимизация выполнения субъектами политики своих задач и обязанностей посредством рациональных средств, очередности действий, выработки соответствующего алгоритма поведения.
В целом политические технологии выступают в двух формах: 1) как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт; 2) как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели.
Все многообразие политических технологических приемов можно свести к трем видам:
1) приемы, обеспечивающие направленное изменение правил взаимодействия между участниками политического процесса, в том числе путем изменения нормативного, институци-онального порядка.
2) приемы, обеспечивающие внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых уста-новок, убеждений.
3) приемы, позволяющие манипулировать поведением лю-дей.
. Роль состоит в том, что технологии по-новому ставят проблему измерения политических событий, закладывают основу для специализированной деятельности по урегулированию (контролю) политических явлений. Образуя особый ракурс понимания политических процессов, технологии показывают, что от применяемых способов решения той или иной задачи может кардинально зависеть сущность этого явления.
30. Политическая модернизация. Ее особенности и этапы в современной России.
Политическая модернизация – это часть более общего процесса социальной модернизации, выбор пути модернизации происходит и начинается именно в сфере политики, с проявления политической воли к изменениям. Последовательно проведенная политическая модернизация служит фактором, гарантом обеспечения последовательности модернизации других сфер общественной жизни.
В рамках современной концепции выделяется два исторических типа модернизации.
Выделяют следующие цели политической модернизации: создание новых политических институтов для решения постоянно расширяющегося круга социальных и экономических проблем; изменение политических ориентаций элиты и лидеров на открытую борьбу; формирование рациональной бюрократии.
Особенности российской политической модернизации.
1) процесс политической модернизации в России можно в целом отнести к эндогенно-экзогенному типу.
2)характерной особенностью этого типа модернизации является сочетание различных собственных и заимствованных институтов и традиций.
3)для России характерна особая и не сравнимая с другими странами и цивилизациями роль государства в инициировании, определении направленности и осуществлении модернизационного процесса на всех его стадиях.
4)отмечаемая многими исследователями «периодически реализующаяся разнонаправленность процессов модернизации государства и модернизации общества.
5)российская модернизация по природе своей циклична.
России предстоит еще длительный этап экономических и политических преобразований. Их проведение определяется расстановкой политических сил, состоянием политической элиты, характером власти.