какие известные люди жили в ленинградской области
Знаменитые люди Ленинградской области
Это могут быть уроженцы региона, либо те люди, чья жизнь неразрывно связана с Ленинградской областью. Люди, которые известны своим вкладом в различные области знаний, культуры, искусства.
Жившие и ныне живущие.
Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем развивает классические традиции. Гармоничность мировосприятия, тонкий артистизм, совершенное мастерство и прочная опора на народную основу роднят его с М. И. Глинкой. Наиболее характерные черты творческого облика Римского-Корсакова выявляются в произведениях, связанных с миром сказочности, народной фантастики, с поэзией русской природы, красочными картинами народного быта. Здесь раскрываются его замечательный живописно-изобразительный дар, свежесть и особая чистота лирики, искренней, тёплой и несколько созерцательной. Стиль Римского-Корсакова ярко национален. Композитор использует в своих произведениях подлинные народные темы и органично претворяет песенные интонации в собственных мелодиях. Много нового вносит он в гармонию и инструментовку, значительно расширяя и обогащая их колористические возможности. Его ладо-гармоническая и оркестрово-тембровая палитра отличается богатством оттенков, красочностью и блеском.
Вернувшись в мае 1865 года в Петербург, Римский-Корсаков отдается сочинению музыки. В 1871 году он становится профессором Петербургской консерватории по классу инструментовки, теории музыки и сочинения. Годом позже Мариинский театр с успехом ставит его первую оперу «Псковитянка». В 1873 году Римский-Корсаков становится инспектором военно-морских оркестров, а в 1874 году сменяет Балакирева на посту директора Бесплатной музыкальной школы. 1878 год знаменует начало творческого подъема, а с 1881-го (создание «Снегурочки») он вступает в пору творческой зрелости. В 80-х годах Римский-Корсаков фактически возглавляет «новую русскую школу», которая родилась в 60-х годах в кружке Балакирева, а в 80-х продолжала развиваться в русле нового, «Беляевского кружка». С 1894 года по 1907 год он пишет тринадцать (!) опер.
Великий композитор, дирижер, музыкальный критик и общественный деятель, Римский-Корсаков был также замечательным педагогом и воспитателем.
Умер Римский-Корсаков 20 июня 1908 года в имении Любенск вблизи города Луги.
В городе Тихвине в 1944 году в доме, где родился композитор, открыт музей (Дом-музей Римского-Корсакова).
Иван Георгиевич Зубков (26 июля 1904, Ессентуки, Россия — 28 июня 1944, неподалёку от города Лодейное поле Ленинградской области) — советский инженер, выдающийся специалист в области транспортного строительства. Герой Социалистического Труда (1943).
В годы Великой Отечественной войны — начальник (1941—1944) Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта.
После начала строительства метрополитена в Москве (10 декабря 1931, Русаковская улица) приехал в столицу. Трудился сменным инженером шахты № 9 — в самом центре города.
С 1933 по 1940 год на строительстве метро прошёл путь от начальника смены до руководителя шахты.
За пять месяцев до начала Великой Отечественной войны, 21 января 1941 года, назначен начальником Строительства № 5 НКПС (впоследствии «Ленметрострой», ныне ОАО «Метрострой»). Началась прокладка первой линии — Автово — Финляндский вокзал. Но вскоре война прервала строительство. (В итоге первая очередь Ленинградского метро была открыта лишь в 1955). Стройка была заморожена, а метростроители стали возводить оборонительные укрепления на Карельском перешейке.
После того как в сентябре 1941 года советские войска форсировали Неву и заняли плацдарм на её левом берегу («Невский пятачок»), ленинградским метростроевцам во главе с Зубковым было поручено организовать понтонную переправу для транспортировки танков на левый берег Невы.
Зимой 1942 года под руководством Зубкова возведена железнодорожная ледовая переправа через Ладожское озеро («Дорога жизни»). Общая длина узкоколейной железной дороги составила более 35 километров. А в январе 1943 Зубков за 15 дней строит 33-х километровый участок железнодорожного пути Шлиссельбург — Поляны. («Дорога победы»)
28 июня 1944 года небольшой военный самолёт, на борту которого находился Зубков, летел на секретный аэродром неподалёку от города Лодейное поле. Неожиданно самолёт обстреляли, и он упал, не долетев несколько сот метров до посадочной полосы. Из членов экипажа не выжил никто.
Иван Зубков был похоронен в Александро-Невской лавре.
Старший сын Ивана Зубкова Георгий Зубков — известный советский и российский журналист-международник, профессор РУДН.
Советский инженер, выдающийся специалист в области транспортного строительства И.Г. Зубков родился 26 июля 1904 года в станице Ессентукской Терской области (ныне город Ессентуки в Ставропольском крае), в семье инженера-путейца. Решив стать военным, Иван Зубков поступил в кадетский корпус, но окончить его не успел. Учебе помешала Октябрьская революция и гражданская война – после октября 1917 года И.Г. Зубков вместе с родителями оказался в Закавказье, окончил рабфак в Тифлисе (Тбилиси).
В 1930 году И.Г. Зубков окончил Харьковский технологический институт, после чего был направлен в Народный комиссариат путей сообщения СССР, работал на строительстве железнодорожных мостов на Украине.
В России еще в начале XIX века выдвигались смелые планы строительства подземной железной дороги. Некто «мещанин Торгованов» предложил построить в Петербурге «проезд с Адмиралтейской стороны на Васильевский остров под Невою». Но император Александр I эту идею отклонил.
В проектах метро, созданных в первые годы XX века, также предлагалось в первую очередь соединить вокзалы, а также разгрузить самую напряженную магистраль города – Невский проспект. В 1901 году инженер В.Н. Печковский предложил построить вокзал в районе Казанского собора, а от него проложить тоннельно-эстакадную линию к Балтийскому и Варшавскому вокзалам. В том же году Г.А. Гиршсон предложил создать метро под Невским проспектом. Однако наиболее продуманным проектом следует признать проект гражданского инженера П.И. Балинского, который еще в 1898 году предложил создать разветвленную сеть столичной железной дороги (им же был предложен аналогичный проект для Москвы). В 1902 году П.И. Балинский предложил свой план строительства метрополитена в Петербурге, указывая, что “отсутствие удобных и быстрых средств окраин с центром поглощает все сбережения у неимущего класса” и “помощь можно оказать только постройкой железных дорог большой скорости. ”
Балинский предложил создать радиально-кольцевую транспортную систему с Центральным вокзалом, преимущественно эстакадно-насыпную. Кольцо должно было охватить все пригороды Петербурга, планировалось построить 11 новых мостов через Неву и ее рукава. Стоимость проекта была оценена в 190 млн. рублей, при этом доход уже в первый год мог составить около 2 млн. рублей. Однако проекты Балинского встретили резко отрицательное отношение властей.Императорское археологическое общество писало князю Голицыну: “Проект поражает дерзким посягательством на то, что дорого всем русским людям. Так как тоннели метро в некоторых местах пройдут под храмами на расстоянии всего трех аршин, то святые храмы умаляются в своем благолепии”. В итоге, в 1903 году императором Николаем II не без «трамвайного лобби» в городском правлении было принято решение: “Господину Балинскому в его домогательствах отказать”.
Московское метро Проекты метро в Петербурге представляли также инженеры Решевский, Кульшинский, Енакиев, Горчаков, Романов. Предлагал свои проекты и Г.О. Графтио. Но все дореволюционные проекты метро остались лишь на бумаге. Практически все они отличались преимущественно эстакадными линиями и, как показал последующий опыт эксплуатации, в условиях Петербурга использование открытых линий было бы сопряжено с большими трудностями. Для строительства преимущественно тоннельного метрополитена, притом глубокого заложения, в Петербурге не было достаточных материальных и технических ресурсов.
Прошло время, произошла революция, после этого – перенос столицы в Москву.
Первая линия московского метрополитена строилась 5 лет и была торжественно открыта 15 мая 1935 года. Немалая заслуга в ее строительстве принадлежит инженеру И.Г. Зубкову.
В июне 1940 года Зубкова назначают начальником строительства железнодорожной линии в Молдавии. А 21 января 1941 года И.Г. Зубков переезжает в Ленинград. Через пять лет после пуска метрополитена в Москве со всей остротой встал вопрос о строительстве метро в Ленинграде. Вопрос о проектировании современного подземного метрополитена был поставлен еще в 1938 году по инициативе Председателя исполкома ленинградского городского совета А.Н. Косыгина.
За пять месяцев до начала Великой Отечественной войны И.Г. Зубков был назначен начальником Строительства № 5 Народного комиссариата путей сообщения. Под этим наименованием значилась только что начавшаяся стройка Ленинградского метрополитена. Изначально разработка проектного задания 1-й линии метро от станции Автово до Бабурина переулка велась московским институтом “Метрогипротранс”, но с января 1941 года строительство перешло под руководство опытного инженера-путейца И.Г. Зубкова, ставшего начальником Ленинградского метростроя. На помощь ленинградцам пришло много опытных московских метростроевцев. К этому времени Ленинградским научно-исследовательским институтом коммунального хозяйства была разработана схема метро в Ленинграде. Она предусматривала три городские линии глубокого заложения и четыре пригородные – наземные.
Первая городская линия метро намечалась от Автово – под проспектом Стачек, Обводным каналом, Литейным проспектом – до Финляндского вокзала. От этой линии предполагалось короткое ответвление – от перекрестка Московского проспекта и Обводного канала к заводу “Электросила”. Вторая линия проектировалась от Балтийского вокзала – под Лермонтовским проспектом, каналом Грибоедова – к Казанскому собору. Третья должна была пройти от Московского вокзала – под Невским проспектом, площадью Декабристов, через Васильевский остров, под Большим проспектом и Кировским проспектом Петроградской стороны – к Новой Деревне и станции Ланская. В 1942 году – к 25-летию Советской власти – предполагалось проложить тоннели первой очереди с 12 станциями.
Дорога Жизни Уже в феврале 1941 года действовало большинство стройплощадок, а к апрелю были заложены все 34 шахтных ствола первой линии метро. К началу войны началась прокладка первой линии от Автово до Финляндского вокзала. Однако с началом Великой Отечественной войны стройка была заморожена. Тем не менее, Строительство № 5 НКПС СССР было полностью сохранено под начальством И.Г. Зубкова. Через пять дней после начала войны решением Военного Совета Северо-Западного фронта „Строительство № 5 HКПС“ в полном составе было переведено на строительство железобетонных оборонительных укреплений на Карельском перешейке для обороны Ленинграда с севера. Пройденные стволы и выработки метро пришлось затопить, спасая от обрушений. В сентябре 1941 года советские войска форсировали Неву в районе Невской Дубровки и заняли плацдарм на ее левом берегу, известный как «Невский пятачок». Ленинградские метростроевцы во главе с Зубковым получили приказ организовать понтонную переправу для транспортировки танков на левый берег Невы. Строительство переправы происходило под постоянным обстрелом немецкой артиллерии. Затем И.Г. Зубков выполнял работы по строительству железнодорожных подходов и портовых сооружений для навигации по Ладоге. В апреле 1942 года он был назначен одновременно и начальником Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта (УВВР-2), сменив на этом посту А.С. Чёрного.
В начале зимы 1942-1943 года в блокадном Ленинграде вновь сложилась трагическая обстановка с продовольствием. Автомобильная «Дорога жизни», действовавшая уже вторую зиму, не справлялась со снабжением города продовольствием, так как в преддверии прорыва блокады была перегружена грузами для войск Ленинградского фронта. Тогда Зубков взялся возвести железнодорожную ледовую переправу через Ладожское Озеро. При этом он предложил класть путь с широкой колеей не на лед, а на свайно-ледяную эстакаду, чтобы поезда могли двигаться в Ленинград полными составами, а не повагонно, как изначально планировалось. В короткий срок была построена не имеющая аналогов в мире ледовая железная дорога длиной более 35 км. Вплоть до последнего момента оставались сомнения, выдержит ли лед тяжесть железнодорожных вагонов. Необыкновенное инженерное решение – железная дорога по льду Ладожского озера – «Дорога жизни», спасла осажденный Ленинград от голода.
В январе 1943 года советские войска прорвали блокаду Ленинграда. Был пробит узкий коридор вдоль южного берега Ладожского озера. Воины-железнодорожники Строительства № 5 во главе с И.Г. Зубковым совершили очередное инженерное чудо. Всего за пятнадцать дней по труднопроходимым болотам был построен 33-х километровый участок железнодорожного пути Шлиссельбург – Поляны с мостом через Неву протяженностью 1300 метров. Для ускорения сроков строительства сначала строился мост свайно-ледяной конструкции. Одновременно началось сооружение постоянного моста. 7 февраля 1943 года, на день раньше намеченного срока, на Финляндском вокзале Ленинграда жители города торжественно встречали первый поезд с Большой земли. Вскоре вступил в строй и постоянный мост.
Станция Автово В том же 1943 году под руководством И.Г. Зубкова была проведена реконструкция железнодорожной линии Тихвин – Будогощь (75 км). Продолжалось восстановление железнодорожных участков на подходах к Ленинграду после бомбардировок и артобстрелов противника. В 1943 году начальнику Строительства № 5 Наркомата путей сообщения СССР и начальнику Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта И.Г. Зубкову было присвоено специальное звание «генерал-директор пути и строительства II ранга» (по аналогии с воинскими званиями соответствует генерал-лейтенанту).
После изгнания врага из-под Ленинграда И.Г.Зубков руководил восстановлением железнодорожного хозяйства и строительством новых дорог для снабжения наступавших войск Ленинградского фронта. В начале 1944 года УВВР-2 вело восстановление путей на Октябрьской и Эстонской железных дорогах, освобождаемых от противника в ходе наступательных операций. Всего за 1944 год было восстановлено 3315 км главных и 850 км станционных путей, 98 больших и средних мостов общей протяжённостью 6400 м. Вместе с личным составом УВВР-2 работали местные железнодорожники и жители. К началу 1944 года свыше 7300 военных железнодорожников УВВР-2 были награждены орденами и медалями СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» И.Г. Зубкову, Н.И. Нариняну и А.Б. Шаталову было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.
И.Г. Зубков трагически погиб ранним утром 28 июня 1944 года. В этот день на секретном аэродроме вблизи Лодейного Поля ждали небольшой военный самолет. На нем после осмотра с воздуха подлежащего восстановлению моста через реку Свирь должен был прилететь начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта Иван Георгиевич Зубков. Самолет задерживался, но это не вызывало особого беспокойства, поскольку линия фронта давно уже отодвинулась за реку. Около десяти часов утра бортовой радист передал сообщение: «Нас обстреляли, но будем пытаться совершить посадку». Самолет появился над секретным аэродромом совсем не с той стороны, с которой его ждали. За левым мотором отчетливо виднелась сизая полоса дыма. Не долетев нескольких сотен метров до посадочной полосы, самолет стал разваливаться на куски и рухнул на землю. Из членов экипажа не выжил никто.
В 1946 году в Ленинграде был создан «Ленметропроект», были выдвинуты новые требования по конфигурации трассы, экономике и технологическим решениям. Сотрудникам Ленметропроекта для продолжения строительства пришлось пересмотреть первоначальный проект, но уже 3 сентября 1947 года снова началось строительство ленинградского метро. В 1949 году на заводе Ленметростроя был изготовлен первый ленинградский горнопроходческий комбайн, а в декабре 1954 года постановлением Совета Министров СССР был создан Ленинградский метрополитен. Его возглавил И.С. Новиков. Уже 5 августа 1955 года в 8 утра на станции «Площадь Восстания» началась обкатка первого эскалатора метро. 7 октября 1955 года был запущен первый обкаточный электропоезд. Его вел машинист Н.Климов. 5 ноября был подписан акт о сдаче в эксплуатацию первой очереди ленинградского метрополитена, а торжественное открытие состоялось 15 ноября 1955 года.
Всего через десять лет после окончания войны город получил подземный транспорт, оформленный в роскошном стиле, характерном для московского метро 1940-1950-х годов. Сегодня Петербург пока значительно отстаёт по общей протяженности своих подземных трасс от таких городов, как Москва, Лондон, Париж, Нью-Йорк. Однако разнообразие в отделке станций и их творческие художественные достоинства, несомненно, сделали петербургское метро одним из самых красивых в мире. Многие подземные станции нашего города представляют собой своеобразные памятники зодчества. Архитекторы, художники, скульпторы, украшавшие подземные сооружения, старались подобрать свой художественный и идейный образ той или иной станции. Особенно торжественны и нарядны построенные первыми восемь станций – от «Площади Восстания» до «Автово».
Николай Михайлович Люкшинов (15 (27) октября 1915, деревня Артюшино, Кинешемский уезд, Костромская губерния — 18 марта 2010, Санкт-Петербург, Российская Федерация) — советский футбольный тренер, кандидат педагогических наук, профессор Университета физкультуры и спорта имени П. Ф. Лесгафта. Заслуженный тренер РСФСР (1960).
Игроком выступал в заводской команде бумажного комбината «Основа» Иваново, в команде физкультурного техникума и сборной города Владимира на позиции нападающего. В 1938—1941 годах учился в ленинградском ГДОЛИФКе и играл за его команду.
* 1947—1948 — «Зенит» Ленинград, тренер
* 1954—1955 — «Зенит» Ленинград, главный тренер
* 1956—1957 — сборная Албании, «Партизани» Тирана, главный тренер[1]
* 1959—1961 — «Адмиралтеец» Ленинград, главный тренер
* 1962 — «Динамо» Ленинград, главный тренер
В 1963—1989 Люкшинов возглавлял организованную им кафедру футбола и хоккея в Институте физкультуры и спорта им. Лесгафта. В 1962—1990 работал заместителем председателя Федерации футбола Ленинграда, среди учившихся на кафедре — Юрий Морозов, Павел Садырин, Герман Зонин. Входил в тренерский совет Федерации футбола СССР. Руководил комплексными научными группами (КНГ), работавшими с «Зенитом», сборной Ленинграда по футболу и спортшколами города. В 1997 году к столетию российского футбола награжден орденом «Знак Почета».
18 марта 2010 года оборвалась жизнь легенды питерского спорта.
После Великой Победы, когда жизнь в стране начала налаживаться Николай Михайлович занялся любимым делом – тренировкой футболистов. В середине 50-х годов ему доверили пост главного тренера «Зенита». Одним из самых главных своих достижений Люкшинов всегда считал внедрение науки в спорт. С его легкой руки в «Зените» начала работать научно-комплексная бригада под руководством Юрия Морозова. По книжкам профессора Николая Люкшинова училось не одно поколение тренеров. До последних дней к его советам прислушивались многие футболисты.
Генерал-майор, воспитанник и с 1859 по 1873 годы профессор Николаевской Академии генерального штаба по кафедре Военного хозяйства, родился 1830 год, умер в январе 1877 года от душевной болезни. Автор книг: «»Описание осады и обороны Севастополя»» (1856 год), «»Военное хозяйство»» (1860) и «»Справочная книга для нижних чинов, заведующих в частях войск продовольственной частью»» (1871).
Русский военный историк, писатель, генерал-майор В.М. Аничков (фамилия произносится с ударением на втором слоге) родился 10 (22) февраля 1830 года. Он происходил из потомственных дворян Оренбургской губернии. Род Аничковых ведет свою историю с 1301 года, когда татарский хан Берка (Беркай), царевич Большой Орды, поступил на службу к московскому князю, внуку Александра Невского Ивану Даниловичу Калите. После крещения Берка принял имя Оникий (позднее Аникий), женился на дочери знатного человека Викулы Воронцова. Потомки Аникия и стали зваться Аничковыми.
Решив получить военное образование, Виктор Аничков поступил в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. Окончив его в 1848 году, В.М. Аничков был произведен в хорунжие и направлен в конную артиллерию Оренбургского казачьего войска, где прослужил до 1850 года.
Летом 1850 года В.М. Аничков поступил в Николаевскую Военную Академию генерального штаба и окончил ее в 1852 году с Малой серебряной медалью, после чего был причислен к Генеральному штабу. С Академией генерального штаба связана вся его дальнейшая служба. В 1851 году в Академии создается кафедра военной администрации и в ноябре 1854 года капитан В.М. Аничков становится адъюнкт-профессором (преподавателем) по этой кафедре, затем профессором и начальником кафедры. В 1856 году конференция Военной академии командировала его за границу для подготовки к профессорской деятельности. К этому времени В.М. Аничков уже получил известность как военный писатель, напечатав ряд трудов, хотя самому автору не было и 27 лет. В 1851 году в “Военном Журнале” (№4, 1851) вышел его перевод статьи «Война в Дании 1849-1850 гг.»; в 1852 году – его оригинальная статья «Разбор сражения при Ваграме» (Военный Журнал, № 6) и в 1856 году – «Военно-исторические очерки Крымской экспедиции» (издано отдельно в 2-х томах). Кроме того, в 1852-1855 годах молодой офицер был деятельным сотрудником «Военно-энциклопедического лексикона» генерал-лейтенанта барона Зедделера, выходившего 2-м изданием в 14-ти томах (1852-1858).
Командированный в это время за границу, Аничков с успехом воспользовался своим пребыванием там, глубоко изучив постановку вопросов военного хозяйства в иностранных государствах. По возвращении из командировки, в 1857 году В.М. Аничков был избран конференцией Академии профессором военной администрации, и ему было поручено чтение лекций по наименее разработанному отделу «Военное хозяйство». Молодой ученый, ознакомившись с преподаванием аналогичных дисциплин в высших военно-учебных заведениях Западной Европы, предпринимает попытку разработать новую для своего времени теорию военно-экономической науки, чем закладывает основы военно-экономического образования российского офицерского корпуса. Должность начальника и профессора кафедры военной администрации Академии Генштаба В.М. Аничков занимал 16 лет, с 1857 по 1873 год. Читая лекции по этому вопросу, Аничков стремился наряду с изложением военно-хозяйственного законодательства Запада разработать и теорию военно-экономической науки. Он впервые придал научное развитие этому предмету с кафедры военной академии, напечатав впоследствии свои лекции отдельным обширным изданием под названием «Опыт начал военного хозяйства в применении их к законодательствам России, Франции, Пруссии, Австрии, Сардинии, Бельгии и Баварии » (1860). Этот капитальный труд был одобрен конференцией академии и сочувственно встречен критикой.
В.М. Аничков был автором и других известных трудов по военному делу. Так, в 1856 году выходит его обширная монография «Описание осады и обороны Севастополя», затем, в «Современнике» (№ 11 и 12 за 1857 год) были напечатаны «Очерки Алжирии. Из записок русского офицера». Из прочих трудов Аничкова, помещенных им в журналах, известны: «Военно-административные очерки. О способах снабжения войск обмундированием» («Военный Сборник» 1858 г., т. III), «Система производства в чины и замещения должностей во Франции» («Военный Сборник» 1858 г., т. II), «По поводу толков о предполагаемом введении у нас системы местного военного управления» («Совр. Летопись» 1862 г., №№ 42 и 45), «Виновато ли Военное Министерство в застое нашей кожевенной промышленности» («Русский Инвалид» 1863 г., №№ 125 и 126), «Об увеличении прав, мест и лиц Военного Министерства» («Русский Инвалид» 1863 г. № 31), «Военно-окружные учреждения» («Русский Инвалид» 1864 г., №№ 205 и 212).
В 1858 году подполковник В.М. Аничков был назначен исполняющим дела вице-директора комиссариатского департамента и одним из соредакторов только что основанного журнала «Военный сборник» (вместе с Н.Г. Чернышевскими капитаном Н.Н. Обручевым.
В 1860 году В.М. Аничков, которому к тому времени было лишь 30 лет, но который уже считался опытным и авторитетным военным специалистом, вошел в число тех, кто готовил программу военной реформы в России. Этому делу Аничков посвятил 10 лет своей жизни, с 1860 по 1870 год. Параллельно ему приходилось заниматься и журналистской деятельностью, и решать другие насущные проблемы. В частности, в 1861 году он состоял в Комиссии для обсуждения способов заготовления продовольственных продуктов, а кроме того, принимал деятельное участие в трудах законодательных комиссий для устройства военно-медицинской администрации и военных госпиталей (1862), в Комиссии по составлению положений о военно-окружных управлениях (1863), был членом Военно-кодификационной комиссии (1864) и многих других.
Вместе с тем на него возлагались и другие важные поручения: ревизии военно-окружных управлений в Казани (в 1864 году), в Варшаве (в 1865 году), на Кавказе (в 1867 году) и военно-окружного состава в Варшаве (в 1865 году). В 1860 году В.М. Аничков издает большой труд «Военное хозяйство» (1860), в котором делает неожиданный для многих вывод: военная экономика должна постоянно решать две взаимоисключающие задачи – улучшение обеспечения войск и сокращение расходов на их содержание. По мнению автора, сближение этих двух противоположностей состоит в “изыскании способов, которые содействовали бы возможному улучшению материального быта войск без истощения финансовых средств государства и предоставляли бы гарантии к тому, чтобы все расходы государства по содержанию войск доходили до прямого своего назначения, распределяясь правильно между потребителями, сообразно нуждам и заслугам каждого”.
Помимо всего перечисленного, в 1861-1863 годах В.М. Аничков был одним из редакторов «Энциклопедического словаря», издававшегося русскими учеными и литераторами (он редактировал военный отдел), а в 1865 году составил проект положения о полевом управлении войск, который был принят в 1868 году.
В 1866 году В.М. Аничков получил чин генерал-майора, после чего он до 1873 года состоял членом военно-ученого комитета главного штаба. На этом посту он им была издана «Справочная книжка для нижних чинов, заведующих в частях войск продовольственною частью» (1871). Однако в 1873 году блестящая карьера В.М. Аничкова завершилась. Он был уволен от службы «за постигшей его тяжкой душевной болезнью».
Последние годы жизни генерал-майор в отставке, писатель В.М. Аничков провел дома, часто выезжая для лечения за границу. Он умер 18 февраля (2 марта) 1877 года в Петербурге, в возрасте 47 лет. Мария Александровна, по воспоминаниям С.В. Аничкова, «была очень музыкальна, импровизировала на рояле и рассказывала нам под музыку сочиненные ею же сказки. Дед. не оставил ей никакого состояния, пенсия была незначительная, и в старости она часто нуждалась, но никогда не унывала и была всегда весела». Мария Александровна Аничкова умерла 18 февраля (2 марта) 1902 года, ровно через 25 лет после мужа. Оба они были похоронены на Волковском кладбище.
Передовой военный историк В.М. Аничков, воспитанник и профессор Николаевской академии Генерального штаба, заложил основы военно-экономического образования российского офицерского корпуса, разработав новую для своего времени теорию военно-экономической науки. Заслуживает быть особо отмеченной деятельность Аничкова, как одного из организаторов и первых редакторов «Военного Сборника», из которого редакция пыталась сделать «орган прогресса нашей армии», могущий служить «всем практическим и благомыслящим людям» – «проводником гласности своих идей».
Перевалов Виктор Порфирьевич
Родился 17 февраля 1949 года в Ленинграде в семье санитарки и работника торговли.
В кино — с восьми лет.
Один из самых популярных актёров-детей, снялся в фильмах «Тамбу-Ламбу», «Сомбреро», «Марья-искусница», «Республика ШКИД», «Старая, старая сказка».
Пожалуй, ни один мальчишка в мире не снялся в таком количестве кинофильмов, как в своё время Виктор Перевалов.
Круглолицый малыш с выразительными глазами приглянулся — и зрителям, и режиссёрам. Позже, когда Витя снялся в «Сомбреро», «Марье-искуснице», «Балтийском небе», о юном даровании заговорили критики, огромную статью опубликовал «Советский экран».
Его кинокарьера едва не оборвалась в 1962 году. Школьная администрация категорически запретила Перевалову сниматься. Причиной тому стала систематическая неуспеваемость едва ли не по всем предметам. На многочисленные предложения киностудий пришлось отвечать отказом, поэтому за 2 года его забыли. Тогда Виктор сам пришёл в актёрский отдел «Ленфильма», пробоваться в картину «Республика ШКИД». Пришлось начинать заново, практически с нуля.
После армии — снова студии, снова съёмки: «Трактир на Пятницкой», «Дела давно минувших дней», «С весельем и отвагой», «Без права на ошибку», «Личная жизнь директора». По признанию актёра, «ничего выдающегося, но работать над ними было интересно». С возрастом ролей становилось всё меньше, а простоев — всё больше.
Два года работал в метро по ночам, затем — грузчиком в магазине на Невском проспекте. «Из четырёх грузчиков непьющий — один я», — вспоминает актёр. Ездил в Воронежскую область яблоки собирать, благодаря чему заработал на машину. Работал на фасовочном комбинате.
Чётко назвать число его детско-юношеских ролей затруднительно, поскольку, будучи взрослым человеком, Виктор продолжал играть подростков — так молодо выглядел. Когда актёру перевалило за 40, он поставил точку в своей кинобиографии.
В 1991 году, через 10 лет после ухода из кино, Александр Кавалеров позвал его в картину Бориса Галкина «Игра», где каждому исполнителю отводилось по 2-3 роли, по 5 эпизодов. Перевалов сыграл министра, придурка и старуху.
Значительной ролью Виктора Перевалова стала главная роль деревенского философа Клизи-Эклезиаста в фильме «Граффити» (2006).
Ушёл из жизни 5 июля 2010 года в Санкт-Петербурге. Похоронен актёр 8 июля на кладбище «Памяти жертв 9 января».
призы и награды
Приз кинофестиваля «Созвездие» (Тверь, 2007) — «За лучшее исполнение мужской роли второго плана» за роль Клизи Эклезиаста в фильме «Граффити» (2006).
За лучшее исполнение мужской роли, второго плана в фильме «Граффити» награждён медалью и дипломом в номинации «Возвращение в кино» на Иссык-Кульском Кинофестивале (2007), Киргизия и статуэткой «Волокаламский рубеж» имени С.Ф. Бондарчука Международного фестиваля военно-патриотического фильма (2007).
Родился 9 марта (25 февраля) 1874 года в селе Осьмино (ныне Лужский район) Петербургской губернии, в семье печатника. С 17 лет обучался пению у актрисы Е. Чистяковой.
В 1893 году Андреев пел в хоре московской летней оперы, а с осени 1893 начинает выступать на эстраде с сольными номерами и в дуэтах.
В 1903 окончил Петербургскую консерваторию по классу пения С. Габеля. В этом же году впервые выступил на оперной сцене.
С 1909 (около 40 лет) — артист Мариинского театра (с 1920 — театр оперы и балета им. Кирова). Партии: Руслан (“Руслан и Людмила” Глинки), Князь Игорь (“Князь Игорь” Бородина), Борис Годунов (“Борис Годунов” Мусоргского), Демон (“Демон” Рубинштейна), Олоферн, Петр (“Юдифь” и “Вражья сила” Серова), Мизгирь (“Снегурочка” Римского-Корсакова), Томский (“Пиковая дама” Чайковского), Эскамильо (“Кармен” Бизе), Петр I (“Царь и плотник” Лортцинга) и др. Выступал также в концертах (исполнял арии из опер, романсы, русские народные песни). Голос А. — звучный, красивого тембра, отличался широким диапазоном (певец исполнял наряду с басовыми также баритоновые партии). Лучше всего ему удавались партии (особенно эпические) русского репертуара.
С 1919 занимался педагогической деятельностью, с 1926 профессор Ленинградской консерватории.
Во время Великой Отечественной войны Андреев выступал перед защитниками осажденного Ленинграда.
Скончался 15 сентября 1950 года в Ленинграде.
В августе 1932 г. Е.С.Томберг впервые переступила театральный порог. Попытка оказалась удачной. Руководство Финского драматического театра в Ленинграде пригласило ее для собеседования, после чего она была принята в труппу. Шесть лет работы в Ленинграде стали годами обучения и постижения актерского мастерства. В это же время молодая актриса получает театральное образование в Ленинградском институте повышения квалификации работников искусств.
В 1940 г. Е.С.Томберг приходит работать в Государственный Финский драматический театр в Петрозаводске. Вскоре началась война, и Елизавета Томберг, как актриса фронтовой театральной бригады, вместе с другими актерами выступала перед бойцами Карельского фронта и в партизанских отрядах, в госпиталях, в колхозах прифронтовой полосы. После войны актриса продолжала работать в Финском драматическом театре.
Труд Е.С.Томберг был отмечен высокими наградами. Уже в 1947 году она была удостоена звания заслуженной артистки республики. Самым значительным событием театральной жизни Карелии первых послевоенных лет явился спектакль «Ветер с юга», по одноименной повести Эльмара Грина. За постановку «Ветра с юга» в 1950 году режиссер Вальтер Суни и артисты Тойво Ланкинен и Елизавета Томберг были удостоены Государственной премии СССР. В 1957 году Е.С.Томберг получила звание народной артистки РСФСР. И, наконец, в 1959 году ей, первой в Карелии, присваивается звание народной артистки СССР — звание самое высокое, какого мог быть удостоен советский актер. В 1972 году за постановку пьесы «Примешь ли меня, земля карельская?» автор пьесы Антти Тимонен, режиссер Тойво Хайми, актеры Елизавета Томберг и Пекка Микшиев были удостоены Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Гурмыжская («Лес» Островского), Раневская («Вишнёвый сад» Чехова), Васса Железнова, Меланья и Варвара («Васса Железнова», «Егор Булычев и другие» Горького), Эльза («Ветер с юга» по Грину), Маланья («Примешь ли меня, земля карельская?» Тимонена), Майя («На сплавной реке» Паккала), фру Бон («Люди с Дангора» Андерсена-Нексё) и др.
Умерла 5 ноября 1988 в Петрозаводске.