какие камни считаются драгоценными по российскому законодательству

Какие камни считаются драгоценными по российскому законодательству

какие камни считаются драгоценными по российскому законодательству. Смотреть фото какие камни считаются драгоценными по российскому законодательству. Смотреть картинку какие камни считаются драгоценными по российскому законодательству. Картинка про какие камни считаются драгоценными по российскому законодательству. Фото какие камни считаются драгоценными по российскому законодательству

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

какие камни считаются драгоценными по российскому законодательству. Смотреть фото какие камни считаются драгоценными по российскому законодательству. Смотреть картинку какие камни считаются драгоценными по российскому законодательству. Картинка про какие камни считаются драгоценными по российскому законодательству. Фото какие камни считаются драгоценными по российскому законодательству

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

какие камни считаются драгоценными по российскому законодательству. Смотреть фото какие камни считаются драгоценными по российскому законодательству. Смотреть картинку какие камни считаются драгоценными по российскому законодательству. Картинка про какие камни считаются драгоценными по российскому законодательству. Фото какие камни считаются драгоценными по российскому законодательствуОбзор документа

Постановление Правительства РФ от 11 сентября 2020 г. № 1406 «Об утверждении перечня полудрагоценных камней в целях применения статьи 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статей 191 и 255 Уголовного кодекса Российской Федерации» (документ не вступил в силу)

В целях применения статьи 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статей 191 и 255 Уголовного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень полудрагоценных камней.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1029 «Об утверждении перечня полудрагоценных камней в целях применения статьи 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 37, ст. 5736).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 сентября 2020 г. N 1406

Перечень
полудрагоценных камней

Берилл, в том числе аквамарин и гелиодор.

Обзор документа

Была введена уголовная ответственность за сделки с заведомо самовольно добытыми полудрагоценными камнями, а равно за их незаконные хранение, перевозку или пересылку лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние.

В связи с этим Правительство РФ утвердило новое постановление, которым определен перечень полудрагоценных камней в целях привлечения к уголовной и административной ответственности.

Источник

Какие камни считаются драгоценными по российскому законодательству

Статья 2. Право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни

1. Вопросы владения, пользования и распоряжения участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Разграничение между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации собственности на указанные объекты осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О недрах», настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, регулирующими вопросы пользования недрами.

2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на участках недр континентального шельфа Российской Федерации, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о континентальном шельфе, законодательством Российской Федерации о недрах, настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права.

3. Субъекты добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, указанные в статье 4 настоящего Федерального закона, могут получать участки недр, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, в пользование на основании выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах лицензий на добычу драгоценных металлов и драгоценных камней.

4. Добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, а равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок, в том числе договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также международными договорами Российской Федерации.

Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация.

5. Аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр драгоценные камни в рассортированном виде при продаже субъектами их добычи и производства в приоритетном порядке предлагаются:

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) уполномоченному федеральному органу исполнительной власти для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 414-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты эти драгоценные металлы и драгоценные камни, для пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации.

Перечисленные в подпунктах 1, 2 настоящего пункта органы пользуются преимущественным правом покупки драгоценных металлов и драгоценных камней только при условиях направленного в письменной форме в срок не более чем месяц с даты предложения драгоценных металлов и драгоценных камней уведомления о намерении их покупки, заключения договоров купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства и авансирования (выдачи задатка) в счет платежей, причитающихся с этих органов по указанным договорам. Невыполнение одной или обеими сторонами условий заключенного договора купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней влечет за собой последствия, установленные статьей 21 настоящего Федерального закона и частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности юридических и физических лиц. Собственники драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляют свое право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, а на драгоценные камни, указанные в пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральным законодательством без ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Российской Федерации и субъектам Российской Федерации принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов и добытых драгоценных камней с субъектами их добычи и производства в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, золотого запаса Российской Федерации, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

Источник

Приложение. Положение о cовершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации

Положение
о cовершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 г. N 759)

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

О дополнительных мерах по развитию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации см. постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. N 1157

1. Настоящее Положение устанавливает порядок совершения на территории Российской Федерации сделок с природными драгоценными камнями (алмазами, рубинами, изумрудами, сапфирами, александритами) следующих видов:

сырые сортированные и оцененные;

рекуперированные (извлеченные из инструмента).

Определение вида драгоценных камней производится в соответствии с нормативно-технической документацией.

2. Порядок совершения сделок, установленный настоящим Положением, не применяется в отношении сделок:

связанных с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию природных драгоценных камней;

ГАРАНТ:

О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров с содержанием драгоценных металлов, драгоценных камней, янтаря и изделий из него см. постановление Правительства РФ от 24 января 1994 г. N 35

с ювелирными и другими бытовыми изделиями со вставками из природных драгоценных камней, перечень которых определяется нормативно-технической документацией;

с сертифицированными ограненными природными драгоценными камнями.

3. Сделки с природными драгоценными камнями различных видов могут совершать следующие субъекты, являющиеся резидентами Российской Федерации:

Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням;

Центральный банк Российской Федерации;

4. Правительство Республики Саха (Якутия), а также органы исполнительной власти других субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляются добыча и обработка природных драгоценных камней, могут совершать сделки по приобретению и продаже ограненных камней для изготовления товаров народного потребления и удовлетворения иных нужд регионов в объемах, предусматриваемых соответствующими решениями Правительства Российской Федерации.

5. Тарифы на услуги, оказываемые специально уполномоченными банками и другими субъектами сделок с природными драгоценными камнями, определяются по соглашению сторон при заключении договоров на совершение таких сделок.

6. Совершение сделок с сырыми несортированными природными драгоценными камнями не допускается.

7. Сортировка и оценка природных драгоценных камней производятся добывающими организациями в соответствии с нормативно-технической документацией под контролем Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням.

Добывающие организации, не имеющие возможности сортировать и оценивать добытые природные драгоценные камни, в установленном порядке реализуют или передают их на сортировку и оценку Комитету Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням.

8. Добывающие организации, самостоятельно осуществляющие сортировку (классификацию, аттестацию) природных драгоценных камней, могут реализовывать сырые сортированные оцененные драгоценные камни обрабатывающим организациям и промышленным потребителям, имеющим право на приобретение драгоценных камней, при преимущественном праве их покупки Комитетом Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням и Центральным банком Российской Федерации.

Обрабатывающие организации могут реализовывать нерентабельные, а также не использованные в производстве неограненные низкокачественные природные драгоценные камни другим юридическим лицам, имеющим право приобретать неограненные драгоценные камни, через соответствующую биржу.

9. Обрабатывающие организации реализуют обработанные драгоценные камни промышленным потребителям, торгово-посредническим организациям и банкам, специально уполномоченным на совершение сделок с природными драгоценными камнями.

Сделки купли-продажи этих ценностей могут совершаться через биржу.

10. Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням и Центральный банк Российской Федерации ежегодно размещают свои заказы на приобретение драгоценных камней и до 1 января сообщают в Правительство Российской Федерации объемы закупок на следующий год природных драгоценных камней для пополнения государственных запасов с указанием добывающих организаций, у которых они будут покупаться, а также лимиты (квоты) продажи природных драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.

11. Центральный банк Российской Федерации и специально уполномоченные на проведение операций с природными драгоценными камнями банки обладают правом совершать сделки купли-продажи природных драгоценных камней за свой счет либо за счет своих клиентов (по договорам комиссии или поручения), осуществлять залоговые операции и совершать другие виды сделок, разрешенные действующим законодательством и настоящим Положением.

12. Центральный банк Российской Федерации определяет перечень и характер операций с природными драгоценными камнями, которые могут совершать специально уполномоченные банки в пределах прав, предоставленных настоящим Положением, включая сделки купли-продажи драгоценных камней как за свой счет, так и за счет клиентов по договорам комиссии или поручения, заключаемым с обрабатывающими организациями, другими специально уполномоченными банками, с промышленными потребителями, инвесторами; залоговые операции с природными драгоценными камнями при условии реализации предмета залога в соответствии с требованиями настоящего Положения.

13. Инвесторы могут совершать сделки купли-продажи обработанных драгоценных камней, их хранение, изготовление из них ювелирных изделий только через банки, специально уполномоченные на совершение сделок с природными драгоценными камнями, по заключаемым с ними договорам поручения.

Продажа несертифицированных ограненных природных драгоценных камней физическим лицам не допускается.

14. Владельцы природных драгоценных камней могут использовать их в качестве залога.

Удовлетворение требований залогодержателя может быть осуществлено только за счет денежных средств, полученных в результате реализации в установленном порядке природных драгоценных камней, являющихся предметом залога, при преимущественном праве их покупки Комитетом Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням и Центральным банком Российской Федерации.

15. Не допускается использование природных драгоценных камней в качестве средств платежа, а также при расчетах за кредиты, предоставляемые коммерческими банками юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, использующим природные драгоценные камни в производстве своей продукции.

16. Нарушение порядка совершения сделок с природными драгоценными камнями, установленного настоящим Положением, влечет за собой применение санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Источник

Понятие драгоценных камней по российскому законодательству

какие камни считаются драгоценными по российскому законодательству. Смотреть фото какие камни считаются драгоценными по российскому законодательству. Смотреть картинку какие камни считаются драгоценными по российскому законодательству. Картинка про какие камни считаются драгоценными по российскому законодательству. Фото какие камни считаются драгоценными по российскому законодательству

Драгоценные камни – это минералы (твердые природные тела, однородные по составу и свойствам, образующиеся в результате физико-химических процессов на поверхности или в глубинах Земли, главным образом как составная часть горных пород), обладающие красотой, долговечностью и редкостью[1].

В минералогии достаточно большое количество наименований камней относится к драгоценным, существуют различные классификации драгоценных камней[2]. Например, известный российский геолог проф. Е.Я. Киевленко разделял драгоценные (ювелирные) камни на 4 порядка: к первому порядку относятся алмаз, изумруд, рубин и синий сапфир; ко второму порядку относятся александрит, оранжевый, фиолетовый и зеленый сапфир, черный опал и благородный жадеит; к третьему порядку относятся шпинель, огненный опал, топаз, турмалин; к четвертому – циркон, бирюза, аметист, лунный и солнечный камень и ряд других наименований. Все классификации ювелирных и поделочных камней относят к драгоценным камням несколько десятков наименований минералов.

В то же время статья 2 Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»[3] (далее – Закон) устанавливает, что к драгоценным камням относятся природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде и приравнивает к ним уникальные янтарные образования.

Порядок отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1999 года № 8[4]: это образцы массой более 1 кг, фантазийной формы с включениями флоры и фауны размером более 1 см. Отнесение уникальных янтарных образований к драгоценным камням осуществляется экспертной Комиссией по уникальным янтарным образованиям при Министерстве финансов Российской Федерации. Соответствующее Положение утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.марта 1999 года № 71[5].

Между тем, отнесение янтаря «с мухами» к драгоценным камням называется «геммологическим недоразумением»[6]. А жемчуг и вовсе не является драгоценным камнем, поскольку создается живыми организмами.. В целом же необходимо отметить, что ни наука, ни международная практика вообще не признают закрытого перечня драгоценных камней.

Дело в том, что все перечисленные в Законе цветные камни являются на самом деле драгоценными (имеют высокую стоимость) только в тех случаях, когда имеют соответствующее качество. И только алмазы, даже самые низкокачественные, всегда являются драгоценными. В зарубежных странах и международной торговле (например, Международные правила торговли Международной конфедерации по ювелирным камням, изделиям из серебра, алмазам и жемчугу, далее – Правила CIBJO[7]) выделяется более сотни наименований камней, которые при определенных условиях становятся драгоценными. Российское же законодательное решение влечёт существование камней «неювелирного качества, но драгоценного наименования».

Кроме того, устанавливая перечень драгоценных камней, закон не указывает, что является сапфиром, что – рубином и т.п. Все термины и определения раскрыты в документах технического регулирования – старых ГОСТах и ТУ (принятых в 1979 – 2002 гг.[8]). Эти документы не соответствуют нормативным стандартам, применяющимся в международной торговле, хотя бы потому, что таких стандартов (кроме как на алмазы[9]) нет. Драгоценность иных, помимо алмазов, камней по-разному определяется различными школами, сформировавшимися в рамках геммологических институтов и торговых организаций. Поэтому за рубежом контрагенты по договору купли-продажи ювелирного камня свободны в определении предмета сделки: является ли им корунд (обычный минерал) или же его наиболее совершенная (драгоценная) разновидность – рубин (красный корунд) или сапфир (синий, фиолетовый, оранжевый или зеленый корунд). В России же понятие драгоценных камней урегулировано нормативно, причем государственное регулирование в этой сфере крайне нечеткое. Например, в Законе о драгоценных металлах и камнях к драгоценным камням относятся все сапфиры, которые в природе встречаются разных цветов. Однако в ТУ 9645-001-45866412-01 «Сапфиры природные обработанные (ограненные вставки)» указано, что сапфир имеет синий цвет (возможен фиолетовый или зеленый оттенок). Также в Законе сказано, что драгоценным является и обработанный, и необработанный рубин. Но технические условия приняты только в отношении обработанных рубинов.

В связи с этим в правоприменительной практики возникают проблемы. Так, было возбуждено уголовное дело в отношении лица, пытавшегося продать под видом рубина (с поддельным геммологическим заключением) необработанный корунд. У специалистов возник вопрос, имеется ли в данном случае состав преступления, и если да – то какого: мошенничество (но рубин и корунд – один минерал, не существует «поддельных» рубинов) или незаконный оборот драгоценных камней (но нет определения понятия «необработанный рубин», поэтому неясно, является ли предмет сделки, которую намеревался заключить обвиняемый, драгоценным камнем или нет)[10].

Представляется, что вышеуказанная проблема связана с тем, что российское законодательство исходит из неверного деления камней на драгоценные и полудрагоценные, устаревшего ещё в ХIX веке. Ряд нормативных актов содержит термин «полудрагоценные камни», в то время как зарубежными и международными правилами использование этого понятия строго запрещено, поскольку оно вводит потребителя в заблуждение относительно ценности камня.

Существенным недостатком российского законодательства, приводящим к нарушению прав потребителей изделий из драгоценных камней, следует назвать отсутствие таких понятий, как облагороженные, синтетические, составные, реконструированные камни, камни-имитации. 98% обращающихся в России драгоценных камней являются облагороженными (т.е. их цвет, чистота и иные характеристики улучшены с помощью физического или химического воздействия)[11]. Многие крупные камни на самом деле состоят из нескольких, склеенных между собой (составные камни), либо образованы в результате плавления или прессования (реконструированные камни). Потребитель, приобретая изделие, не знает об этом. В то же время, императивным требованием законодательства зарубежных стран о драгоценных камнях[12] и международных торговых правил[13] является информирование покупателя о видах воздействий, которым подвергся приобретаемый им камень.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что насущной потребностью практики оборота драгоценных камней является изменение их законодательного определения. Одним из путей решения данной проблемы могла бы быть коренная ревизия системы нормативных правовых актов, регулирующих оборот драгоценных камней, с целью исключения норм, регулирующих оборот всех камней, за исключением алмазов, поскольку, как указывалось выше, лишь алмазы всегда являются драгоценными.

При этом необходимо усилить юридические гарантии прав потребителей на рынке изделий с ювелирными камнями. Для определения камней, относящихся к группе ювелирных, можно предложить принять перечень наименований ювелирных камней, аналогичный существующим в международной и зарубежной практике.

Дмитрий Шнигер,
юрист

Источник

Какие камни считаются драгоценными по российскому законодательству

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 414-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

в аффинированном золоте на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 995 массовых долей химически чистого драгоценного металла;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

в аффинированных серебре, платине, палладии, родии, рутении, осмии на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 999 массовых долей химически чистого драгоценного металла;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

в аффинированном иридии на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 998 массовых долей химически чистого драгоценного металла;

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями:

действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога;

изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов, добыче драгоценных камней, последующей обработке (переработке) и использовании драгоценных металлов и драгоценных камней;

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе перевозка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней;

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них в Российскую Федерацию и их вывоз из Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ; в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 138-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ; в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 138-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 111-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.06.2020 N 188-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.06.2020 N 188-ФЗ)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *