Татьяна Доброхвалова Заместитель генерального директора
Алексей Краснов Заместитель генерального директора
Денис Секачёв Заместитель генерального директора
Основные медийные активы «Газпром-медиа»
Авторадио Эхо Москвы Юмор FM Радио Energy Детское радио Comedy Radio Радио Romantika (Москва) Relax FM Like FM (Москва) Радио Зенит (Санкт-Петербург)
7 дней Караван историй Коллекция Караван историй Панорама ТВ
НТВ-Кино Comedy Club Production Централ Партнершип Централ Партнершип Продакшн Good Story Media Киностудия «КИТ»
Телебазис Рекламная компания СМС Комстэк Кинотеатр Октябрь Аура-Недвижимость
Газпром-Медиа (рекламное агентство) Gazprom-Media Digital Управляющая компания Аура
31 декабря 2011 года «Газпром-Медиа Холдинг» приобрёл 74,99 % уставного капитала Comedy Club Production Holding Ltd, получив контроль над группой производителей развлекательного контента Comedy Club Group. Продюсерский центр стал стратегическим и ключевым партнером телеканала ТНТ. Кроме того, холдинг запустил радиостанцию Comedy Radio.
21 января 1998 года создан холдинг «Газпром-медиа» для управления активами средств-массовой информации, принадлежавшие энергетической компании ПАО «Газпром». Под управление холдинга отошли акции телерадиокомпании «Прометей АСТ», газеты «Труд», контрольный пакет акций газеты «Трибуна», 30 % НТВ, 3 % ОРТ и около 100 региональных СМИ.
«Газпром-медиа» – ведущая медиакомпания в России и Восточной Европе, объединяет активы во всех сегментах медиарынка: телевидении, радио, прессе, кинопроизводстве и дистрибуции, интернет-платформах и продаже рекламы. Охват аудитории на ресурсах «Газпром-медиа» составляет 90 миллионов человек.
В портфель «Газпром-медиа» также входят активы в сегменте Интернет (видеохостинг Rutube, онлайн-кинотеатры NOW.ru и Zoomby), печати (издательства «Семь дней» и «Медиа Пресс»), кинопроизводства и дистрибуции («Централ Партнершип», Comedy Club Production, Good Story Media).
Продажу рекламных возможностей ресурсов холдинга осуществляют собственные сейлз-хаусы: «Газпром-медиа», «Алькасар-медиа» и Gazprom-Media Digital.
Газпром-Медиа (21 января 1998 — 31 декабря 2007) Газпром-Медиа Холдинг (1 января 2008 — настоящее время)
Алексей Миллер (председатель совета директоров), Николай Сенкевич (генеральный директор)
46,873 млрд руб. (2011 год)
9,871 млрд руб. (2011 год)
ОАО «Телекомпания НТВ» ОАО «ТНТ-Телесеть» и др.
«Газпром-Медиа Холдинг» — крупнейший российский медиахолдинг. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Газпром-Медиа Холдинг». Штаб-квартира находится в Москве.
Содержание
История
В декабре 2011 года «Газпром-Медиа Холдинг» объявил о создании сейлз-хауса по продаже видео-рекламы в российском сегменте сети Интернет. С 2012 года рекламные возможности пула видеосайтов Рунета продает компания Gazprom Media Digital. Реализацией видеорекламных возможностей на данных площадках до этого занимались специалисты RuTube и самостоятельные службы продаж сайтов. В тот же период была создана компания Gazprom-Media Technology, деятельность которой направлена на создание цифровой платформы для распространения видео в Интернете.
Слияния, потери и поглощения
Собственники и руководство
В августе 2005 года «Газпром-медиа холдинг» был продан за 37,22 млрд рублей Газпромбанку. В настоящее время 41,73 % этого банка принадлежит ОАО «Газпром», а 46,92 % контролируется НПФ Газфонд. Большая же часть пакета «Газфонда» передана в управление компании «Лидер», которая входит в страховую группу Согаз, контролируемую банком «Россия» (крупнейший акционер — Юрий Ковальчук). [3]
Председатель совета директоров — Алексей Миллер. Генеральный директор — Николай Юрьевич Сенкевич.
Деятельность
«Газпром-Медиа Холдинг» контролирует следующие активы:
«Газпром-Медиа» впервые за 20 лет назвал стоимость канала НТВ
В марте 2021 года АО «Газпром-Медиа Холдинг», головная компания холдинга, выкупила у дочернего ООО «Аура-Медиа» почти 158,9 млн обыкновенных акций АО «Телекомпания НТВ». При номинальной стоимости одной акции 1 коп. за пакет в рамках внутренней сделки заплатили 6,95 млрд руб., указано в последней бухгалтерской отчетности АО.
Пресс-служба НТВ отказалась от комментариев. Представитель «Газпром-Медиа» лишь сообщил, что упомянутая в отчетности сделка — это «внутрихолдинговая техническая история с целью консолидации контрольного пакета акций одного из ключевых активов в головной компании холдинга».
НТВ лишь однажды раскрывал свои финансовые результаты по МСФО: по итогам 2011 года выручка вещателя превысила 20,7 млрд руб., операционная прибыль — 5,3 млрд руб., чистая прибыль — 4,4 млрд руб. Для сравнения: по РСБУ в том году выручка АО «Телекомпания НТВ», основного юрлица телеканала, равнялась 20,3 млрд руб., прибыль от основной деятельности — 3,9 млрд руб., чистая прибыль — 3,7 млрд руб.
По итогам 2020 года выручка по РСБУ АО «Телекомпания НТВ» составила 17,9 млрд руб., прибыль от основной деятельности — 1,2 млрд руб., чистая прибыль — 3 млрд руб. Зафиксировать такую чистую прибыль основному юрлицу вещателя помогла господдержка: НТВ получил из бюджета не только традиционную субсидию на распространение сигнала в малочисленных населенных пунктах (почти 1,3 млрд руб.), но и дополнительные 2 млрд руб. на осуществление деятельности в «условиях ухудшения финансового положения», вызванного как пандемией, так и девальвацией рубля.
НТВ, согласно измерениям Mediascope, является третьим по популярности после «России 1» и «Первого канала» вещателем. По итогам 2020 года среди всех зрителей старше четырех лет среднесуточная доля аудитории НТВ по всей стране (с учетом малых городов и сел) равнялась 9,7%, тогда как «России 1» — 11,7%, «Первого канала» — 10,1%.
Как можно оценивать стоимость эфирных телеканалов
До перехода в 2019 году с аналогового на цифровой формат вещания первостепенное значение в телевизионном бизнесе имела техническая инфраструктура. Ценным активом была сама лицензия на вещание, по сути, право распространять свой сигнал.
В 2013 году входящая в ВГТРК Европейская вещательная компания, местный ретранслятор Euronews, продала подконтрольной правительству Московской области компании за 600 млн руб. юрлицо, единственным активом которого была лицензия на эфирное вещание в столичном регионе. Именно на этой частоте заработал канал «Подмосковье» (сейчас — «360»).
В 2015 году «Газпром-Медиа» для запуска спортивного телеканала «Матч ТВ» выкупил у ВГТРК юрлицо, на которое были оформлены лицензии на эфирное вещание «России 2». Сумма сделки превысила тогда 9,4 млрд руб.
С переходом на цифру в стране появились два мультиплекса (пакет из десяти каналов, вещающих на одной частоте и доступных практически всему населению). Ценным, но очень затратным активом для 20 избранных вещателей стало само присутствие в таком мультиплексе.
Ключевым параметром при оценке телевизионного бизнеса сейчас должны быть качество и востребованность производимого и распространяемого контента, считает директор Института современных медиа Кирилл Танаев. По его мнению, именно контент является главным конкурентным преимуществом. Первостепенное значение имеет собственная библиотека прав, причем не только для показа в эфире, но и во всех других средах.
Но, отмечает эксперт, вещательная инфраструктура также остается значимым параметром в телевизионном бизнесе и, соответственно, в его оценке. Танаев напоминает: главным источником монетизации на ТВ была и остается реклама. При этом рекламодатель покупает пункты рейтинга, иными словами, контакты с аудиторией. Рейтинг, в свою очередь, зависит от количества зрителей и продолжительности просмотра. Поэтому без технического охвата, который формирует та сама инфраструктура, телеканал не может быть успешным. Но в будущем, по мере дальнейшего развития технологий, значение вещательной инфраструктуры будет снижаться.
Схожего мнения придерживается и аналитик «Ренессанс Капитала» Александр Венгранович. По его словам, сейчас при оценке эфирного телеканала корректно использовать те же самые метрики, которые используются и при оценке цифровых медиа, например онлайн-кинотеатров. Уже важна аудитория не только при линейном просмотре, но и на всех других платформах; значимыми факторами являются команда и библиотека прав; все большее значение приобретает наличие собственного продакшена или твердые договоренности со сторонними студиями, поскольку все платформы сегодня конкурируют за качественный контент.
С чем можно сравнить стоимость НТВ
В последние пять лет на отечественном эфирном ТВ менялись лишь собственники у «Первого канала» и у холдинга «СТС Медиа».
«Первый канал»
Летом 2018 года Национальная медиа группа приобрела у Романа Абрамовича 4% «Первого канала», увеличив свою долю до 29%. Абрамович вынужден был снизить свою долю до 20%, поскольку получил гражданство Израиля, а закон «О СМИ» запрещает с 2016 года иностранцам и лицам с двойным гражданством владеть более 20% в компаниях — учредителях российских СМИ.
За 4% АО «Первый канал» было заплачено 240 млн руб., указано в бухгалтерской отчетности головной компании Национальной медиа группы. Тем самым оценка всего вещателя летом 2018 года равнялась 6 млрд руб. Представители Национальной медиа группы и «Первого канала» отказались от комментариев, представитель Абрамовича не ответил на запрос.
В 2018 году выручка АО «Первый канал» по РСБУ превышала 38,8 млрд руб., убыток от основной деятельности — 13,1 млрд руб., чистый убыток — 6,8 млрд руб.
Весной 2019 года Абрамович передал ВТБ оставшиеся 20% «Первого канала», но осенью 2020-го госбанк избавился от этого пакета. В этом году 20% «Первого канала», как ранее сообщал РБК, перешли СОГАЗу. Суммы этих сделок в открытых источниках не раскрывались.
В ближайшее время должна состояться докапитализация «Первого канала», в которой будет участвовать ВТБ. В результате госбанк получит 32,89% вещателя, доля Национальной медиа группы снизится до 19,46%, СОГАЗа — до 13,42%, государства — с 51 до 34,23%.
В 2020 году выручка АО «Первый канал» по РСБУ упала до 25,5 млрд руб., убыток от основной деятельности равнялся 2,8 млрд руб., но благодаря 11,1 млрд руб. «прочих доходов» (как правило, под ними подразумевается прежде всего господдержка) была зафиксирована чистая прибыль в размере почти 6,3 млрд руб.
«СТС Медиа»
В декабре 2018 года Национальная медиа группа и ВТБ выкупили у Таврина 75% головного ООО «СТС Медиа» за 18 млрд руб. ($269 млн по курсу ЦБ на день сделки), следует из бухгалтерской отчетности АО «Медиа Инвестиции», в котором Национальной медиа группе принадлежит 55%, ВТБ — 45%.
Последний раз «СТС Медиа» публиковал свою отчетность по МСФО по итогам 2015 года. Составить сейчас представление о финансовых показателях по РСБУ можно по двум основным юрлицам — АО «СТС», на которое оформлен бизнес флагманского телеканала, CTC Love и CTC Kids, а также АО «Новый канал», юрлицо «Домашнего».
В 2018 году выручка АО «СТС» по РСБУ равнялась 25 млрд руб., прибыль от основной деятельности — 7 млрд руб., чистая прибыль — 5,3 млрд руб. Аналогичные показатели АО «Новый канал» — 4,7 млрд, 1,3 млрд и 1 млрд руб. соответственно.
В 2020 году выручка АО «СТС» снизилась до 19,9 млрд руб., прибыль от основной деятельности — до 5,7 млрд руб., чистая прибыль, благодаря в том числе и господдержке, равнялась 5,4 млрд руб. У юрлица «Домашнего» это были 4,8 млрд, 0,9 млрд и 1,3 млрд руб. соответственно.
«Газпром-Медиа»: Кто является реальным владельцем крупнейшей медиа-империи России?
В канун новогодних праздников по отечественным СМИ прокатилась скандальная новость – генеральный директор самой крупной информационной империи России «Газпром-Медиа Холдинг» Николай Сенкевич попался на мелкой контрабанде. Якобы он пытался вывести в Израиль раритетную медаль с портретом императора Александра II. Причем, с особенным смаком была подана информация, что якобы Сенкевич летел на день рождения бывшего владельца НТВ Гусинского. И антикварная медаль «За усердие» будто бы предназначалась в подарок бывшему медиа-магнату.
Давно не государство
Согласно официальной информации, размещенной на сайте компании ООО «Газпром-Медиа», ОАО «Газпром-Медиа Холдинг» владеет пакетами акций учредителей российских телеканалов НТВ и ТНТ, а также цифрового спутникового телевидения НТВ-Плюс. Через дочерние общества холдинг владеет также акциями компаний, представленных на радио рынке, являющихся учредителями радиостанций «СИТИ-FM», «Московское информационное радио», «Relax-FM», «Эхо Москвы», «Первое популярное радио», «NEXT», «Детское радио».
Дочернему обществу ОАО «Газпром-Медиа Холдинг» принадлежат акции ЗАО «Издательство СЕМЬ ДНЕЙ» и ЗАО «Издательский дом «Трибуна», кинокомпании ЗАО «НТВ-КИНО», а также участие в кинотеатрах: акции московского ОАО «КИНОЦЕНТР «ОКТЯБРЬ» и доля в уставном капитале санкт-петербургского ООО «Кристалл-Палас».
ОАО «Газпром–Медиа Холдинг» является основным участником ООО «Газпром-Медиа», осуществляющего рекламную деятельность в качестве агента по размещению рекламы на телеканалах НТВ, ТНТ, спутниковых каналах НТВ-Плюс, а также ряде тематических каналов.
Тем не менее, в публичной сфере продолжает декларироваться, что вроде как так или иначе «Газпром-Медиа» подконтрольна «Газпрому». То есть государству. Например, если открыть Википедию, ну или любой другой общедоступный и популярный источник информации, то там можно прочесть, что «Газпромбанк» на сорок с лишним процентов принадлежит «Газпрому». А остальным владеет НПФ «Газфонд». Который, в свою очередь, входит в страховую группу «Согаз», находящуюся под контролем банка «Россия». Главным акционером этого финансового учреждения, как известно, является бизнесмен Юрий Ковальчук. Таким образом, как бы протягивается ниточка к действующему президенту Владимиру Путину, поскольку в прессе братьев Ковальчуков называют очень близкими к первому лицу людьми.
Причем, если говорить об официальной цене сделки, то нужно к указанному миллиарду долларов еще приплюсовать 600 миллионов долларов долгов, которые числились за НТВ и другими активами «Медиа-Моста», полученными «Газпромом» в результате «спора хозяйствующих» субъектов.
В 2009 году холдинг официально обращается в ФАС за разрешением продать, внимание, «Газпромбанку» почти 20 процентов своих акций, в виде соответствующей доли ООО «Элион». Но, пардон, ведь везде декларируется, что «Газпром-Медиа Холдинг» и без того принадлежит полностью Газпромбанку. Какое-то полное безумие. Ведь если, проследить полностью цепочку от фирмы «Элион», дальше следует ООО «Арекс», которая замыкается полностью на «ТрейдИнвестментс». А оно, в свою очередь, принадлежит двум фирмам – «Газкардсервис» и «ГПБ-Сервис», которые на сто процентов принадлежат «Газпромбанку»! Представляете, берется полутора миллиардов долларов (примерно столько стоило 20 процентов ГМХ в 2009 году), прогоняется через 5 (пять!) фирм, в каждой платится налог с продаж, НДС и все прочее и опять возвращается… к себе. То есть, кажется, сначала абсолютно бессмысленная сделка.