какие заболевание может повлечь за собой неправильная посадка обучающегося санпин
Чем грозит неправильная организация рабочего места школьника? Информация для педагогов и родителей.
Одной из важнейших предпосылок для правильного положения тела является подбор мебели. Детская и школьная мебель должна быть гостирована. Пропорции тела меняются в зависимости от роста тела в длину, поэтому ведущим в определении группы мебели является рост. Подбор мебели для учащихся 1-4 классов по ростовозрастным особенностям позволяет обеспечить удобное рабочее место. С целью профилактики нарушений осанки необходимо не менее 2 раз в год школьников, сидящих в крайних рядах, менять местами, не нарушая соответствия группы мебели их росту. Расстановка мебели также должна соответствовать гигиеническим требованиям, изложенным в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпиде миологические требования к условиям и организации обучения в общеобразователь ных учреждениях» (с изменениями и дополнениями).
В учебном процессе важна и роль освещения для полноценной деятельности зрительного анализатора. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что у значительной части школьников к концу обучения в школе наблюдается снижение остроты зрения, преимущественно в связи с близорукостью. Освещенность в классных комнатах должна быть достаточной.
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г. Роспотребнадзор (стенд)Роспотребнадзор (стенд)Профилактика нарушений осанки у детейПрофилактика нарушений осанки у детейНарушение осанки является одной из самых распространенных патологий в детском возрасте. По данным медицинских осмотров детей установлено, что с приходом в детский сад нарушения осанки имеют 5-6% детей, а перед поступлением в школу – уже 20%, за время пребывания в начальной школе их количество увеличивается в 2 раза, а перед окончанием школы нарушение осанки имеет почти каждый второй подросток. В профилактике нарушений осанки особенно важно их раннее выявление, проще и быстрее исправить данную патологию на ранней стадии, пока дело не дошло до сколиоза. Осанка – это гармоничное устройство человеческого тела, симметрия отдельных его частей, что придает легкость и непринужденность позы. За правильную осанку следует принимать такую, при которой голова приподнята, плечи развернуты, лопатки не выступают, а живот не выходит за линию грудной клетки. В профиль позвоночник имеет 4 изгиба – два кпереди (в шейном и поясничном отделах) и два кзади (в грудном и крестцовом отделах). Эти изгибы формируются в разное время развития ребенка. Так, шейный изгиб формируется в возрасте 3-4 месяцев после рождения, в процессе удержания головы, а в последствие функция сидения образует поясничный изгиб. Постепенно у ребенка после 5-7 летнего возраста формируется осанка, свойственная взрослым. У подростков в период полового созревания (10-14 лет) снова происходит изменение осанки, вследствие чего походка у юношей и девушек становится вразвалку. С наступлением половой зрелости формируется окончательная осанка, свойственная данному человеку. Нарушение осанки является одной из самых распространенных патологий в В основе развития неправильной осанки лежат следующие факторы: — слабое развитие костно – мышечной системы в детском возрасте; — нерациональная организация рабочего места ребенка, а именно, неправильная посадка, столы и стулья, не соответствующие росту ребенка, — кровать с мягким ложем; — неправильный режим дня, недостаточная физическая активность ребенка. В школе вместе с учителем и школьным врачом нужно правильно подобрать ученику рабочее место в соответствии с его ростом, состоянием зрения и слуха. Каковы же требования к рабочему месту ученика? Для профилактики нарушений осанки ученику необходимо правильно организовать режим дня. Большое значение имеет чередование занятий и активного отдыха. Но прежде всего необходимо обеспечить ребенка постелью с жестким матрацем и невысокой подушкой. Для улучшения осанки очень полезно заниматься гимнастикой 2-3 раза в день по 15-20 минут при открытой форточке. Красивую, правильную осанку помогают выработать общеукрепляющие упражнения, направленные на развитие мышц плечевого пояса, ног, спины, живота, шеи. Есть специальные упражнения, вырабатывающие навыки правильной осанки. К подобным относятся упражнения у стены, с предметами (гимнастическими палками, мячами, скакалками), на равновесие. Вместо портфеля ученику полезнее носить ранец. У детей с нарушениями осанки образ жизни должен быть активным, время пребывания на воздухе с подвижными играми нужно увеличить. Для разгрузки позвоночника во время школьных занятий и приготовления уроков рекомендуется использование матерчатых реклинаторов, которые надеваются на грудную клетку и фиксируют надплечье. Ребенок с нарушением осанки должен находиться под диспансерным наблюдением у врача, желательно оздоровление ребенка в санатории, детском лагере. Приложение 1. Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихсяИнформация об изменениях:Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 декабря 2013 г. N 72 в приложение внесены изменения Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся С изменениями и дополнениями от:В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения в общеобразовательной организации воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Для этого необходимо посвятить специальный урок в первых классах. Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе. При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь. Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками. Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки, и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол. В учебном кабинете следует поместить таблицу «Правильно сиди при письме», чтобы обучающиеся всегда имели её перед глазами. Вместе с тем обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий. Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения в общеобразовательной организации, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения. О предупреждении нарушений осанки обучающихсяО предупреждении нарушений осанки обучающихсяДля нормального роста и развития органов и их систем, профилактики различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой системы необходимо формирование у детей правильной осанки. К факторам риска, способствующим развитию нарушений осанки у детей являются: — перенос тяжестей, в том числе ношение ранцев, рюкзаков, портфелей, превышающих допустимые нормы по их массе; — детская и ученическая мебель, несоответствующая их росту. Ношение тяжелых вещей, не правильно подобранная мебель приводят не только к нарушениям осанки, но и к возникновению болей в спине, могут вызвать радикулит и другие заболевания. Помимо всего перечисленного при переносе тяжестей возможно поражение суставов рук, опущение внутренних органов, особо тяжело это может сказаться на здоровье девочек. У детей, постоянно носящих тяжести, может развиться плоскостопие. Тяжелый ранец, как и любой другой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу. Вот почему так важно для профилактики нарушений осанки соблюдать обязательные требования государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в части переноса детьми тяжестей, подбора мебели, ранцев для детей. Основными нормативными документами, устанавливающими указанные требования, являются: СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»; СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (с изменениями и дополнениями) ТР ТС 007/2011. Родителям, воспитателям и учителям образовательных учреждений необходимо с большой ответственностью подходить к вопросам устранения факторов, способствующих искривлению позвоночника, формированию нарушений осанки. Оборудование основных помещений дошкольной организации должно соответствовать росту и возрасту детей. Функциональные размеры приобретаемой и используемой детской мебели для сидения и столов должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами или (и) национальными стандартами. В групповых для детей 1,5 года и старше, столы и стулья устанавливаются по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов. Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей согласно таблице №1. Основные размеры столов и стульев для детей раннего возраста и дошкольного возраста Группа роста детей (мм) В общеобразовательных учреждениях каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют. Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15º. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5-6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера. Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, согласно таблице №2. Размеры мебели и ее маркировка Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки). Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7–10 мин, а для обучающихся П-Ш ступени образования – 15 минут. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие – ближе к доске, большие – дальше. Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью, в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе. При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь. Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками. В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья, необходимо с первых дней обучения в общеобразовательном учреждении воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Для этого необходимо посвятить специальный урок в первых классах. Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол. При овладении навыкам письма, обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя – сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости. В учебном кабинете следует поместить таблицу «Правильно сиди при письме», чтобы обучающиеся всегда имели её перед глазами. Вместе с тем, обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий. Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых 3-4 лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения. Очень важно подобрать ранец для обучающегося. Использование ученических ранцев для переноски учебников, тетрадей, пеналов, письменных принадлежностей более целесообразно, чем портфелей. Переноска книг и ученических принадлежностей в ранце на спине способствует более равномерному распределению нагрузки и формированию правильной осанки. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием. Требования биологической и механической безопасности, предъявляемые к кожгалантерейным изделиям должны выполняться согласно таблицам №3, 4.
|