какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста

Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста

какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть картинку какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Картинка про какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста Ирина
Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» гласит китайская народная мудрость. И она очень точно характеризует ребёнка –дошкольника, являющегося по своей природе маленьким исследователем.

Мир маленького ребёнка представляет собой красочную, но чрезвычайно сложную для составления мозаику из тысячи различных беспорядочных частей. Выбирая одну за другой, он собирает из них сначала какие-то предметы, затем соединяет их в группы, пока, наконец, не создаст взаимосвязанную картину маленького и понятного ему мира.

Сами посудите, практически невозможно объяснить словами трёхлетнему ребёнку, почему, например, вода, помещённая в сосуд, при наклоне этого сосуда выливается из него. Как и почему это происходит ребёнок выяснит сам в процессе игры и манипулирования предметами.

А уж организовать проведение того или иного опыта можно и в ходе непосредственной образовательной деятельности, и в ходе режимных моментов. Конечно, наибольший простор для активной познавательно-исследовательской деятельности представляется в летний период времени. Сколько всего увлекательного и неизведанного предстаёт перед малышом! «Почему нагрелась лавочка?», «Чьи это следы на земле?» и «Куда исчезла вода на песке?».

Удовлетворяя и поощряя детскую любознательность маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность в правильное русло был разработан проект познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста в летний период времени. В планировании и подробном описании отражены все образовательные области, через которые тонкой нитью пронизана тематика того или иного эксперимента. Например, знакомясь с ветерком, дети слушают аудиозаписи ветра, поют песенки, потешки, рисуют облака, играют в подвижные игры, и, конечно, наблюдают и экспериментируют, определяя с помощью лент и султанчиков куда дует ветерок.

Задача взрослого лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой деятельности. Ведь больший интерес, радость и восторг дети испытывают от своих собственных «открытий», когда они сами могут обнаружить новые свойства того или иного предмета. А это значит, что опыт, полученный самостоятельно, всегда является более осознанным и более прочным.

Поэтому в нашей группе созданы все условия для познавательно-исследовательской деятельности детей. Функционирует зона игр с песком и водой, коллекция Дядюшки Зная постоянно пополняется тонущими и плавающими предметами, атрибутами для экспериментов, фотографиями наших «открытий».

Мы проводим опыты с объектами живой и неживой природы (с водой, песком, глиной, воздухом, деревом, бумагой). Знакомимся с различными свойствами материалов (твёрдость, мягкость, прочность, сыпучесть, плавучесть, растворимость). Формируем представление о природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, дождь). Узнаём о мире растений (способах выращивания из семян, луковицы) и условиях их роста (свет, тепло, вода).

Как правило,проводим опыты двух видов: демонстрационные (где педагог сам демонстрирует опыт; а дети следят за его ходом и результатами) и практические (когда объекты эксперимента находятся в руках у детей). Важно, что в процессе и одного и другого экспериментирования (самостоятельного или под руководством взрослого) дети получают возможность утолить жажду познаний (почему? зачем? как, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем.

Задачи познавательно- исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте – это:

• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (где ведущая роль отводится педагогу);

• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (совместно с педагогом);

• привлечение детей к прогнозированию результатов опыта («А что будет, если…»);

• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты);

• подведение к умозаключению, сопоставление фактов с прогнозируемым результатом («Почему это случилось?»)

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию родителям просто необходимо находить время для совместной исследовательской деятельности с детьми в домашних условиях. Детям важно, чтобы взрослые время от времени играли вместе с ними. У ребёнка подчас не хватает фантазии, чтобы придумать новые игровые действия с игрушками, и он начинает скучать. Вот тут-то и должна вмешаться мама.

Например, предложив в ванной комнате вместе поиграть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в неё набрать воды? Если прижмёшь, а потом отпустишь, что будет? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой) Это поможет ребёнку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность. Или вместе полить цветы (Если цветы не поливать, то что будет? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой) Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

Важно донести до родителей необходимость поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях,любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, беседовать с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспрашивать о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

И главное, нельзя отказываться от совместных действий с ребёнком, игр, чтения книг и т. д. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Помните: «Принципиальное и очевидное различие между исследованием ребёнка и учёного заключается в общем итоге: учёный открывает новое знание для всего человечества, а то новое, что открывают дети, – это субъективная новизна, лишь для них самих». Давайте не будем лишать наших маленьких детей их «больших» открытий.

какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть картинку какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Картинка про какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста«Угостим зайку морковкой». Познавательно-экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста Организованная образовательная деятельность. Тема: «Угостим зайку морковкой». Интегрируемые образовательные области: «Коммуникация», «Познание»,.

какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть картинку какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Картинка про какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возрастаФормирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста Формирование интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста как неотъемлемая часть реализации.

Познавательно-исследовательская деятельность детей как средство формирования интеллектуальной личности дошкольника » Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей раннего возраста Познавательно- исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей раннего возраста Т. В. Алленова-воспитатель муниципальный.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Выращиваем бархатцы» Введение. Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Дети открывают для себя.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в рамках реализации программы дошкольного образования «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть картинку какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Картинка про какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возрастаПознавательно-творческий групповой проект для детей младшего дошкольного возраста «Синичкина неделя» Обоснование актуальности проекта. Актуальность проекта обусловлена необходимостью формирования бережного отношения, развитию нравственных.

Развитие познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Дошкольное детство – это.

Источник

Роль и значение познавательно-исследовательской деятельности в формировании у детей младшего дошкольного возраста

какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть картинку какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Картинка про какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста Ольга Кабанкова
Роль и значение познавательно-исследовательской деятельности в формировании у детей младшего дошкольного возраста

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Федеральные государственные стандарты дошкольного образования диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н.Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Через познавательно-исследовательскую деятельность дети входят в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога, активизируют вместе с педагогом желание искать пути разрешения проблемных ситуаций, развивают способность пристального и целенаправленного обследования объекта, у них формируются начальные предпосылки исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность дошкольников развивает:

— Высшие психические функции (внимание, восприятие, память, мышление);

— Способы умственной деятельности (умение сравнивать, анализировать, обобщать);

— Стимулирует развитие любознательности.

Формирует умение:

— Давать определения понятиям;

-Структурировать полученный материал;

— Делать выводы и умозаключения;

— Доказывать и защищать свои идеи.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др., чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

В сознании ребёнка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельность.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходят к сенсорным эталонам – культурно выработанным средствам восприятия. Именно начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Особое внимание в этом возрасте уделяется усвоению и правильному употреблению названий свойств предметов.

Ознакомление с формой детей младшего дошкольного возраста начинается с того, что они усваивают представления о геометрических фигурах (круге, овале, квадрате, прямоугольнике, а потом и многоугольнике) и запоминают их названия. Одновременно они учатся подбирать к геометрическим образцам предметы и изображения предметов соответствующей формы. При этом очень важно, чтобы геометрическая фигура выступала для ребенка именно как образец, сравнивая с которым предмет, можно определить его форму.

Дети начинают устанавливать по величине сначала между тремя, потом между пятью однородными предметами. Располагают предметы в порядке изменения величины, опираясь на какой-либо дополнительный признак. Такие упражнения, как выбрать предмет заданной величины по образцу, способствует развитию глазомера.

Первым этапом ознакомления с цветом является формирование у детей представлений о цвете. Работа по ознакомлению с цветом проводится в виде игр и упражнений, способствующих накоплению цветовых представлений. Дети учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Вслед за этим – подготовительным этапом начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами – образцами хроматических и ахроматических цветов. В младшем дошкольном возрасте мы учим детей узнавать все цвета, запоминать их названия.

Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с одним – двумя сенсорными признаками. Оно требует ориентировки в цвете, форме, величине, охватывающей по возможности все основные варианты этих признаков. В процессе занимательных игр у детей воспитывают умение выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов, формируют внимание к этим свойствам.

Следует отметить, что дети младшего дошкольного возраста испытывают большие трудности в усвоении названий цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета, как явлением реальной действительности, и его словесным обозначением. Не требуя от детей специального запоминания и употребления соответствующих названий, необходимо каждый раз исправлять допущенную ребенком ошибку. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. Следует отметить, что задачи ознакомления со свойствами и качествами предметов в младшем дошкольном возрасте решаются в той или иной мере в форме организованной образовательной совместной партнерской деятельности взрослого и детей с учетом образовательных областей, в ходе режимных моментов и в форме самостоятельной деятельности детей. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада.

Таким образом, можно сделать вывод,что:

1. Именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей.

2. Задачи сенсорного воспитания в младшем дошкольном возрасте решаются во всех видах деятельности.

3. Важной задачей в младшем дошкольном возрасте является формирование представлений о свойствах и качествах предметов.

1. Аванесова В. Н., Венгер Л. А., Запорожец А. В., Поддьяков Н. Н., Сакулина Н. П., Усова А. П. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду – М., Просвещение, 1965.

2. Д. Альтхаус, Э. Дум. Цвет, форма, количество. – М., Просвещение, 1984.

3. Афанасьева И. П. Маленькими шагами в большой мир знаний. – Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2004.

4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. Просвещение, 1991.

5. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. – М., Академия, 1997.

6. Година Г. Н., Пилюгина Э. Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1987.

7. Венгер Л. А., Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., Просвещение, 1993.

8. Венгер Л. А. Генезис сенсорных способностей. – М., Педагогика, 1976.

какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть картинку какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Картинка про какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть картинку какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Картинка про какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возрастаРоль игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он жизненной.

какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть картинку какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Картинка про какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возрастаФотоотчет по познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для жизни человека, животных, растений» Фотоотчет по организации познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для человека, животных, растений» в подготовительной.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть картинку какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Картинка про какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возрастаКонспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух» Цель занятия: Способствовать формированию у детей познавательного интереса к предметам окружающего мира через исследовательскую деятельность.

какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть картинку какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Картинка про какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возрастаКонсультация для родителей и педагогов «Значение подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста» Цель: Обратить внимание родителей и педагогов на важность использования подвижных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников раннего возраста Воспитатель 2-й группы раннего возраста: Коротина С. В. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.

какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть картинку какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Картинка про какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть картинку какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Картинка про какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возрастаРоль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрасте Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности. Познавательная.

какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть картинку какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Картинка про какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возрастаЗначение конструктивной деятельности в развитии детей младшего возраста. Консультация для родителей Конструктивная деятельность тесно связана с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, а также средством всестороннего.

Источник

Организация исследовательской работы с детьми второй младшей группы

какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Смотреть картинку какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Картинка про какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста. Фото какие задачи исследовательской деятельности не ставятся для детей младшего дошкольного возраста Ольга Комарова
Организация исследовательской работы с детьми второй младшей группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: детский сад комбинированного вида №5 «Белочка» г. Асино Томской области

«Организация исследовательской работы с дошкольниками»

С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Подготовила и провела:

воспитатель Комарова О. В.

В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид исследовательской (поисковой) деятельности. «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается…»

В ходе исследовательской деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка; чем более он подготовлен к осуществлению изучения, исследования мира природы, тем успешнее развиваются и реализуются его способности.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся во все виды деятельности. Поэтому наша задача создать полноценные условия для формирования исследовательской компетенции у дошкольников, для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей.

Цель моей работы это развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.

1. Расширять представления детей о явлениях и предметах живой и неживой природы, с помощью экспериментальной деятельности, выявлять некоторые свойства предметов;

2. Развивать познавательный интерес детей, логику, воображение, мышление, наблюдательность, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

3. Воспитывать любознательность, бережное, заботливое отношение к природе, накапливать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с природой;

4. Сформировать осознанное, правильное отношение к деятельности человека.

Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, т. е. в процессе познания мира.

Основные особенности исследовательской деятельности детей:

1. она направлена на получение новых знаний о мире природы;

2. способствует формированию системы знаний о природе;

3. развивает познавательную активность;

4. способствует развитию мыслительных процессов и операций;

5. оказывает влияние на развитие ребёнка

Изучая новинки методической литературы, наблюдая за детьми, я обратила внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников — детское экспериментирование. Процесс познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

В младшемдошкольном возрасте использую методы:

1. Метод детского экспериментирования (формирование начальных предпосылок поисковой деятельности)

2. Метод моделирования проблемных ситуаций (вхождение детей в проблемную игровую ситуацию педагогом);

3. Метод проектов (активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с родителями и педагогом);

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование игр-экспериментов и опытов. Экспериментирование включаю в разные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.

Одно из главных условий успешной организации исследовательскойдеятельности это создание предметно-развивающей среды:

1. Зона экспериментирования (для проявления инициативы ребенка и самостоятельного исследования).

2. Центр воды и песка (предназначен для экспериментирования с водой и песком).

3. Природный уголок (для выращивания и ухода за комнатными растениями).

4. Огород на подоконнике (создали для наблюдения за ростом растений).

В группе создан уголок экспериментирования. Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику. Моя задача состоит в том, чтобы помочь, ребенку в организации его опытно- исследовательской деятельности.

Центр воды и песка дети используют для изучения свойств песка, воды, воздуха, состава почвы.В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки.Проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки, плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему? Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть, рассуждают из какого песка можно лепить и строить, из какого нет.

Взаимодействие с растениями помогает детям осознать своё отношение к окружающему миру, развивает наблюдательность, внимание, мышление.

В уголке природы дети получают первые навыки по уходу за растениями, а я личным примером демонстрирую им правильное отношение к объектам природы. Я предлагаю детям самим здороваться с растениями и говорить им ласковые слова. Обязательно хвалю за заботу о комнатных растениях, сообщаю родителям, как они хорошо и умело помогают взрослым.

Каждый год организую вместе с детьми «Зимний огород на окне».

Огромный интерес у детей вызывает процесс посадки лука, укропа, петрушки. Дети учатся совместно работать, ухаживают и наблюдают за результатом своего труда. Рассказываю о пользе выращенных растений. Стараюсь подвести понимание детей к тому, что без воды, света и тепла растение не выживет.

В работе с детьми использую те формы деятельности, которые доставляют ребёнку радость, гармонично его развивают. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравится деятельность, на которой вместе с взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения….

Развивая сюжет ролевой игры «Подарок для котёнка», предлагаю слепить из сухого песка пирожное. Ничего не получается и дети рассуждают почему. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Дети приходят к выводу, что песок должен быть влажный.

С помощью игровой ситуации «Угостим лисёнка пирожками» узнали о том, что из глины можно лепить.

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Для детей 2 младшей группы опыты и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду.

В своей работе я стараюсь использовать новые технологии для поддержания интереса к познанию, стремления детей познавать мир, учиться, использовать приобретенные знания, решать возникающие проблемы. А все это можно реализовать в проектной деятельности. Проектная деятельность помогает создать условия для реализации детьми своих способностей и потенциала личности.

Опыты со снегом помогли выяснить насколько он грязный, хотя белый и кажется чистым, дали понять детям, что снег есть нельзя, он вредный для здоровья.

Проект «Витамины на окне» помог детям лучше познать растительную жизнь. Он расширил представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития растений, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

Жизненная позиция ребенка закладываются в семье. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности привлекаю родителей к партнёрской деятельности, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.Я стараюсь пропагандировать детское экспериментирование: веду просветительную работу с родителями, создаю фоторепортажи об исследовательской деятельности детей, провожу выставки «Что за чудо- овощи», «Поделки из природного материала», природоохранные акции «Превратим в игрушки мусор» (поделки из бросового материала, «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом). Родители оказывают помощь в сборе коллекций, экспонатов из природного материала, выращивании растений для уголка природы.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что организованная исследовательская деятельность позволяет педагогу сделать процесс обучения эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

В заключение хочется процитировать слова К. Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

1. Журнал «Дошкольное воспитание №6, 2007.

2. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

3. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации под ред. Прохоровой Л. Н. – М. : «Аркти»

4. Журнал «Дошкольник» №4, 2010

5. «Экологическая работа в ДОУ» В. Н. Чернякова, творческий центр «Сфера» 2008г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *