какие задачи нацпроектов демография и образование необходимо решить в сфере дошкольного образования
Реализация федерального проекта «Демография»
Ольга Трошкина
Реализация федерального проекта «Демография»
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет является одной из приоритетных задач, поставленных президентом.
В рамках реализации национального проекта «Образование» в структурном подразделении ГБОУ СОШ с. Пестравка д/с «Колосок» успешно реализуется федеральный проект «Демография«. В нашем детском саду созданы группы для детей раннего возраста. Тем самым, наш детский сад решает вопрос о доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.
Дети с самого раннего возраста стремятся к познанию, самосохранению, общению, росту и развитию, положительной оценке, свободе и самоопределению.
Ранний возраст охватывает период жизни ребенка от 1 года до 3 лет и имеет исключительно важное значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности.
Все эти способности не возникают сами по себе как следствие возраста ребенка, они требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий. От педагога требуются гибкость, фантазия и владение педагогическими приемами, техниками (игры, потешки, сюрпризы). Решающее значение в раннем возрасте имеет индивидуальный подход. Маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные целой группе. Вербальные методы воспитания (инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию) оказываются бесполезными. Дети раннего возраста не могут регулировать свое поведение посредством слова. Они живут только настоящим, и окружающие предметы, движения, звуки для них гораздо более сильные побудители, чем значение слов взрослого. Эти особенности маленьких детей предъявляют высокие требования к действиям взрослого. От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.
Для решения кадрового обеспечения наши воспитатели проходят курсы повышения квалификации, принимают участие в вебинарах, конкурсах педагогического мастерства.
Другим не менее важным вопросом является обеспечение качества дошкольного образования. Перед нами стал вопрос, как реализовать в воспитательном процессе самоценность раннего возраста, как базисную основу всего последующего развития, ориентируясь на специфику психологического возраста ребенка, и избежать при этом как инфантилизации, так и постановки преждевременных образовательных задач. Планируя систему работы с детьми раннего возраста, столкнулись с такой проблемой, как отсутствие учебно-методического комплекса для детей с года. Изучив огромное количество литературы, игровых,развивающих технологий мы остановились на следующем: Комплекс игр направленных на развитие мелкой моторики.
Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Через игры с песком происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре.
Эти игры помогают уменьшить невротические проявления у детей в период адаптации: повышенную тревожность, беспокойство, боязливость в новых ситуациях. Увлеченность общим делом способствует отвлечению малыша от стрессового момента расставания с мамой. В процессе задействованы руки детей, это влияет на сенсорное, речевое развитие, что составляет фундамент умственного развития.
«Такие разные дома». Реализация проекта по окружающему миру Реализация проекта «Такие разные дома» представляется актуальной задачей, она направлена на развитие у детей представлений о многообразии.
Реализация проекта «Спешите делать добро» Вечер добрый, уважаемые друзья и гости моей странички! Я уже знакомила Вас с проектом, который проходил в нашей группе «Спешите делать.
Реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта ДО 1. В последнее время в нашей стране сложилась ситуация, когда дошкольное детство всё больше рассматривается, как период подготовки к школе.
Реализация краткосрочного проекта «Теремок» в старшей группе Реализация проекта проходила в интересной и доступной для детей форме: зарядка «Теремок», пересказ сказки по сюжетным картинкам, конструирование.
Реализация проекта «Капелька, вода, водичка» Отдел образования администрации Охотского муниципального района в марте месяце объявил конкурс «Вода, вода, кругом вода». Цель данного конкурса:.
Реализация проекта «Мамочка моя, очень я люблю тебя» Реализация проекта «Мамочка моя, очень я люблю тебя» Сроки проекта с 5.11 по 27.11 Пояснительная записка. Тип проекта: творческий, групповой,.
Реализация проекта «Почему нужно беречь голос?» 15 по 31 ноября 2014 г. в нашем ДОУ проходил конкурс методических разработок по организации проектной деятельности с детьми » Мир вокруг.
Реализация проекта «Волшебная пуговица» Недавно в нашей группе прошёл очень интересный и увлекательный проект «Волшебная пуговица! В последней своей публикации я начала рассказ.
Реализация проекта «Волшебный лоскуток». Фотоотчёт В прошлой публикации я начала рассказ о проекте, который прошёл в нашей группе. В этой публикации я продолжу рассказ о его реализации.
Реализация в детском саду проекта «Огород на подоконнике» В настоящее время проблемы экологии актуальны во всём мире, в том числе и в России. Началом формирования экологической направленности.
ДЕТСТВО-ГИД
DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов
Рубрики
Свежие комментарии
Страницы
Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
Уважаемые коллеги!
Как Вы знаете, в соответствии с задачами из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» был разработан национальный проект «Образование».
Полномасштабная реализация этого проекта началась в январе 2019 года.
Одной из задач национального проекта является: «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций»
Предполагается реализация 4 основных направлений развития системы образования:
В рамках нацпроекта «Образование» будут реализованы 10 федеральных проектов:
Задача проекта: внедрение в российских школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предмету «Технология».
2. Проект «Успех каждого ребенка».
Задача проекта: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
3. Проект «Поддержка семей, имеющих детей».
Задача проекта: создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
4. Проект «Цифровая образовательная среда».
Задача проекта: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
5. Проект «Учитель будущего».
Задача проекта: внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций.
6. Проект «Молодые профессионалы» (повышение конкурентоспособности профессионального образования).
Задача проекта: модернизация профессионального образования, в том числе с помощью внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.
7. Проект «Социальные лифты для каждого».
Задача проекта: формирование системы профессиональных конкурсов, дающей гражданам возможности для профессионального и карьерного роста.
8. Проект «Новые возможности для каждого».
Задача проекта: формирование системы, в рамках которой работники смогут непрерывно обновлять свои профессиональные знания и приобретать новые профессиональные навыки, в том числе компетенции в области цифровой экономики.
9. Проект «Экспорт образования».
Задача проекта: увеличение в два раза числа иностранных граждан, обучающихся в вузах и научных организациях, а также реализация комплекса мер по их трудоустройству.
10. Проект «Социальная активность».
Задача проекта: создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере волонтерства.
Наиболее актуальными для системы дошкольного образования являются проекты:«Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда», «Социальная активность».
Для реализации задач федеральных проектов необходимо:
заведующему:
— разработать и локальные нормативные акты;
— обеспечить координацию и контроль деятельности структурных подразделений, педагогических и других сотрудников детского сада;
— обеспечить (в пределах своих полномочий) результативность и эффективность использования бюджетных средств, а также средств, поступающих из других источников;
— обеспечить достаточную информированность членов коллектива о задачах ДОО в рамках нацпроекта и состоянии дел при их выполнении;
старшему воспитателю:
— создать научно-методические и организационные условия по реализации федеральных проектов;
— организовать комплекс методических мероприятий, направленных освоение педагогами профессиональных компетенций по решению задач федеральных проектов;
педагогам и специалистам ДОУ:
— создать психолого-педагогические условия для решения задач федеральных проектов;
— обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе (ДОУ) по всем направлениям проектов;
— разработать учебно-методические комплекты по реализуемым проектам;
— разработать и провести образовательные мероприятия, способствующие выполнению задач проектов;
— вовлечь родителей в образовательный процесс с целью обучения, воспитания и развития своих детей в рамках национального проекта «Образования».
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна,
доцент, кандидат педагогических наук,
Национальный проект «Демография» для развития дошкольного образования
Национальный проект «Демография» — ключевой для развития России и грандиозный по масштабам: в 2020 году финансирование было увеличено до 4,6 трлн рублей. Он направлен на увеличение рождаемости, продолжительности здоровой качественной жизни старшего поколения и создание условий для активного долголетия.
В НП «Демография» вошло пять федеральных проектов, включающих в себя тесно взаимосвязанные мероприятия для реализации поставленных целей. К концу 2024 года планируется создать систему финансовой поддержки при рождении ребенка, условия для работы женщин с детьми до трех лет за счет отсутствия дефицита мест в дошкольных общеобразовательных учреждениях, повысить качество жизни пожилых людей, мотивировать население к занятиям спортом и сохранению здоровья.
Создание новых мест в ДОУ в рамках нацпроекта «Демография»
Возможность быстро возвратиться к работе — занять свою или новую должность — играет важную роль, когда нужно решиться на рождение ребенка. Для этого необходимо устранить проблему недостатка мест в детских садах.
Федеральный проект «Содействие занятости женщин» нацелен на то, чтобы на 100% удовлетворить потребности семей в дошкольном образовании для воспитанников в возрасте до 3 лет к концу 2021 года. Его реализация ликвидирует нехватку мест в ДОУ. Нацпроект позволит женщинам пройти дополнительное профессиональное обучение, переподготовку, повысить квалификацию и подобрать оптимальный график работы, чтобы сохранить или минимально изменить материальное положение.
Общий бюджет федерального проекта на 6 лет составляет 164 млн рублей. В его рамках должны быть реализованы два мероприятия:
Важны не только места в ДОУ, но и организация современного детского сада, где условия и работа с каждым ребенком будут учитывать его особенности. Достичь этого можно как в государственных, так и частных организациях, которые тоже участвуют в реализации федерального проекта.
К концу 2021 года в муниципальных детских садах должны появиться 255 тыс. новых мест, которые будут обеспечивать доступную среду и учитывать потребности воспитанников с ОВЗ. К ним прибавятся 2900 дополнительных групп, открытых в частных образовательных учреждениях.
Финансирование федерального проекта на региональном уровне
Новые места в муниципальных дошкольных общеобразовательных организациях создаются за счет федерального, регионального и местного бюджетов, исходя из приоритетности реализуемых в субъекте программ. Лицензированные частные детские сады, реализующие соответствующие ФГОС программы, получают субвенцию — средства из регионального бюджета, получившего их в качестве субсидии из федерального.
Современные требования к ДОУ нового поколения
Детские сады нового поколения — многоцелевое и трансформирующееся пространство для качественного образования, воспитания и гармоничного развития личности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Они должны обеспечивать безопасность, физический и психологический комфорт пребывания, на который влияет множество факторов:
Современные детские сады должны предлагать и использовать новые методы, формы, технологии обучения и создавать гибкие развивающие пространства, соответствующие требованиям эргономики, пробуждающие интерес и учитывающие основной тип деятельности — игровой.
Индивидуальные образовательные концепции, реализованные в ДОУ в рамках нацпроекта
Детские сады строятся и модернизируются в рамках нацпроекта «Демография» во всех регионах — крупных городах, областных и районных центрах, сельской местности. Ключевая задача стоит не только в том, чтобы ликвидировать очереди и создать новые места в группах, но и обеспечить современные условия для всестороннего развития детей, эффективного использования новых технологий и возможностей.
Для её решения муниципальные и негосударственные детские сады, участвующие в нацпроекте «Демография», реализуют различные образовательные концепции.
ДОУ предлагают и развивают разные направления, например:
Требования к оснащению образовательного процесса в детских садах нового поколения
Детские сады — первая ступень в образовании будущего поколения. Оно поддерживает индивидуальность каждого ребенка, помогает развиваться эстетически, интеллектуально, нравственно и физически, раскрывать таланты и способности.
Использование современных технологий в детском саду — ключ к качественному воспитанию и образованию. Для их внедрения и эффективного применения с самого раннего возраста необходимо оборудование, отвечающее новым требованиям:
Компания «ЭДУКИД» предлагает оборудование для комплексного оснащения детских садов нового поколения и реализации современных образовательных технологий в ДОУ по ФГОС — здоровьесберегающих, игровых, исследовательских, коммуникационных, познавательных, творческих. Мы помогаем с выбором, разработкой технического задания, установкой и настройкой. Доставка выполняется по всей России.
Благодаря нацпроекту «Демография» в России удается решать проблему нехватки мест в детских садах
Частный детский сад по цене муниципального — такое теперь возможно для тех семей, которые не дождались своей очереди из-за нехватки мест. Разницу в стоимости услуг дошкольного учреждения покрывают за счет субсидии от федерального и областного центров. И это лишь одна из программ масштабного проекта «Демография». Ремонт, строительство новых зданий и, конечно, закупка современного оборудования для дошколят.
Пока младшая группа изучает времена года, дети постарше сажают фиалки и строят модели мусоросортировочных грузовиков.
«У каждого ребенка есть свой ноутбук, есть свой персональный конструктор, с которым он занимается, есть планшет, с которым мы проводим занятие по программированию. Об этом, наверное, можно только мечтать, не у каждого дома это есть», — говорит воспитатель студии робототехники и программирования детского сада Рената Процук.
Современное оборудование стало доступно дошкольникам Тамбовской области с открытием нового детского сада. Его построили в рамках национального проекта «Демография». Акцент ставят на экологическое воспитание. В детском саду есть теплица и мини-огород — здесь дети учатся выращивать овощи и травы, а для первых наблюдений за погодой есть своя метеостанция. Садик рассчитан на 250 мест и пока заполнен чуть больше чем наполовину. Но это уже позволило избавиться от многомесячных очередей в группы.
А в городе Буинске республики Татарстан дошкольное образование полилингвальное. С трех лет с детьми разговаривают на трех языках — русском, татарском и английском. Есть занятия в группе робототехники, музыкальном зале и в театральной студии. В спортзале — фитнес-аэробика, а кружок по химии не обходится без экспериментов.
«Экспериментирование — это путь к тому, чтобы ребенок начинал творчески размышлять. Он находит пути, чтобы достичь какой-то цели и самостоятельно выполнить эту работу. И, вы знаете, какой восторг у ребенка, когда он это сделал, у него это получилось», — говорит заведующая детским садом Резеда Абидулина.
В Кировской области дополнительные места создают и в частных детских садах. 54 ребенка уже занимаются в группах. В приоритете очередники, которые не попали в муниципальные детские сады из-за нехватки мест.
«Детские сады в Кирове расположены в спальных районах, соответственно, это шаговая доступность для родителей — отдать своего малыша и уехать на работу. Это уникальная возможность за 175 рублей в день посещать частный детский сад», — сказала директор частного детского сада Екатерина Угарова.
Такая плата за частный садик стала возможной за счет помощи федерального и областного центра. Субсидии идут на заработок воспитателей, закупку оборудования и игрушек, коммунальные и арендные платежи. Для некоторых кировчан это стало настоящим подарком. Пока не появится место в муниципальном детском саду, в частный будет водить своего младшего сына и многодетная мать Марина Мошкина.
«В этом году на государственный садик мы не рассчитывали, потому по возрасту мы уже не проходили, и думали, что в лучшем случае на следующий год садик нам дадут. Нам позвонили, причем в воскресенье, для меня это была большая неожиданность. На следующий день мы поехали получать путевку в садик», — рассказала Марина Мошкина.
А 1 декабря в Кирове откроется еще один частный детсад. Сейчас тут заканчивают сборку мебели и оборудования. 50 детей уже зачислены в группы.
Обеспечить максимальную доступность дошкольного образования и сделать его современным и комфортным — одна из главных целей нацпроекта «Демография». Новые места появляются и в ясельных группах. Всего до 2024 года их должно быть не меньше 255 тысяч. На сегодня половина из них уже работает в формате детских садов нового поколения.
Нацпроект «Демография» меняет дошкольное образование в России
В рамках нацпроекта «Демография» в регионах полностью преображаются детские сады и строятся новые. Доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет является одной из приоритетных задач, поставленных президентом. Ее необходимо решить уже к 2021 году.
Ликвидировать нехватку детских садов принялись во всех регионах страны. Так, например, власти Ямало-Ненецком автономного округа (ЯНАО) планируют к 2025 году модернизировать все нуждающиеся в реконструкции школы и детские сады в регионе. Всего будет построено 27 детских садов общей стоимостью порядка 24 млрд рублей. Строительство новых объектов позволит создать 6 тыс. новых мест в детских садах, включая ясельные группы, рассчитывают власти региона.
В Ставропольском крае намерены начать строительство 15 детских садов. Там будет создано более 4 тыс. дополнительных мест. Власти Псковской области планируют открыть восемь новых детских садов в 2019 году – это места для 1,2 тыс. детей.
Регионы Северо-Кавказского федерального округа также должны решить проблему с очередями в детские сады к концу 2021 года. Проблема стоит достаточно остро. Как сообщалось ранее, в Северной Осетии в очереди в детские сады — почти 1900 человек. По состоянию на май 2019 года более 7 тыс. детей ждут очереди в дошкольные образовательные организации Ингушетии.
Активно строят новые детские сады не только в городах, но и в сельской местности. Так, например, власти Камчатского края намерены к 2021 году построить в поселке Оссора новый детский сад. Действующий в поселке единственный детсад, рассчитанный на 110 человек, уже посещают 139 воспитанников. Нехватка мест возникает по мере увеличения рождаемости. Однако новое учреждение для 150 детей должно решить проблему очереди на зачисление.
Вместе с тем важно не только построить новые детские сады, но и сделать их максимально комфортными для детей. Современные технологии в дизайне и архитектуре должны помочь в создании детсадов нового поколения.
Лучшие методы уже опробовали в Тамбовской области. В регионе детсады строят по единому типовому проекту. Это функциональные двухэтажные здания со множеством студий, лабораторий, актовым и спортивным залами. За пять лет по этому проекту в Тамбове и пригороде было возведено восемь подобных садиков.
Обстановка детского сада должна быть максимально удобной и безопасной. Полезно использовать сборные элементы, инновационную мебель, с помощью которой можно создавать многоцелевые пространства, отмечают эксперты. Как внутренний интерьер, так и внешний должны быть привлекательными для ребенка и вызывать интерес.
Все эти идеи уже реализуются на практике при модернизации детских садов в России. Так, например, в проекте детских садов для ЖК «Саларьево» помещения и их обстановка спланированы таким образом, чтобы детям было интересно и безопасно взаимодействовать со средой. Мебель спроектирована по принципу модулей, она, как и само пространство, трансформируется под разные задачи, писал ТАСС. Кровати складываются, двери раздвигаются, игровая и спальня объединяются в единую зону. Кроме того, предусмотрены интерактивные стены. При этом все интерьеры спроектированы в спокойной цветовой палитре.
Интересные занятие и решения для маленьких детей нашли в Калуге. В детском саду «Карусель» для воспитанников работают «Центр познания», «Центр воды и песка», «Центр творчества» и «Лего-центр». Есть и мультимедийная студия, и интерактивный пол.
Индивидуальные образовательные концепции развивают и в Тамбове. Есть экологическое, музейное и биологическое направления. По словам заведующей детским садом «Машенька» Ирины Сошкиной, основными направлениями нового сада станут техническое моделирование и естественно-научное экспериментирование. Это будет своего рода детский технопарк, в студиях которого можно учиться робототехнике, астрономии и мультипликации, передает портал «Будущее России. Национальные проекты».
Нацпроект «Демография», рассчитанный на 2019-2024 годы, включает в себя пять федеральных проектов: «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Содействие занятости женщин», «Старшее поколение», «Укрепление общественного здоровья», «Спорт — норма жизни». Общий бюджет на шесть лет составляет 3,1 трлн рублей.