какие задачи приходится решать детям в юношеском возрасте
Задачи развития в юности
Почти все психологи считают, что в юности завершается период психического развития ребенка. К окончанию юности человек должен приобрести более или менее сложившееся мировоззрение, определиться по отношению к социальным ценностям и выбрать спой путь в жизни. Чтобы приобрести взрослый статус в современном обществе, юному человеку следует прежде всего самоопределиться, т.е. определить свое место в мире взрослых, сформировать некоторый план для его достижения и сделать хотя бы первые шаги по реализации этого плана. Только тогда общество признает его взрослым, и соответственно все задачи детского и отроческого развития будут решены.
Хельмут Ремшмидт, специалист в области детской и подростковой психиатрии, ссылаясь на других западных авторов, так определяет задачи развития в период взросления:
Первые три задачи взросления большинством решаются успешно еще в период полового созревания; решение остальных задач не всегда заканчивается в юности и часто продолжается или пересматривается в зрелые годы.
Общим результатом юношеского периода психического развития является достижение того уровня психосоциальной зрелости, который позволит успешно выполнять все функции полноправного члена общества. Человек становится психически зрелым, т.е., по ироничному замечанию одного из ученых, «перестает быть молодым» (Б. Ливехуд).
Профессиональное самоопределение в современной социальной ситуации должно происходить нс позднее старших классов средней школы. Однако выбор профессии, по мнению Д. А. Леонтьева, является выбором личностным, экзистенциальным, к которому большинство старшеклассников еще нс готовы. При этом обществом неявно полагается, что «юноша, обдумывающий житье», формирующий свой жизненный план, ставящий себе профессиональные и жизненные цели, не только достаточно определился по отношению к ценностям, по и изучил собственные возможности. Однако поскольку многие старшеклассники не готовы к такому сопоставлению, то выбор профессии осуществляется ими психологически незрелым способом. Это происходит либо под воздействием случайных внешних обстоятельств, либо под влиянием друзей, либо по подсказке родителей. В подобных случаях у молодого человека остается возможность доопределиться в дальнейшем, в процессе профессионального становления. Многие люди успешно это делают, поскольку в каждой профессии можно найти способы реализации самых разных ценностей и склонностей. Если это не удается, то человеку приходится либо найти в себе силы сменить профессию, либо всю жизнь жаловаться на судьбу. Именно по данным причинам считается полезным, когда молодой человек имеет возможность испытать свои силы и возможности в нескольких сферах человеческой деятельности (Б. Ливехуд), не будучи принужденным остановиться на первом сделанном выборе.
Задачи развития в юности
Однако распространено и выделение юности в отдельный период. Например, Б. Ливехуд в книге, посвященной развитию взрослого человека, относит к юности возраст с 16 до 21 года, подчеркивая, что этот период следует рассматривать как полноценный этап жизни человека, а не только как подготовку к будущему.
Тем не менее специфика юношеского возраста состоит в том, что современное общество вводит для юношей некоторые ограничения в правах, считая их еще не достигшими необходимого уровня психической зрелости.
От подросткового возраста юношеский отличается большей эмоциональной стабильностью. Это связано, во-первых, с завершением полового созревания, т.е. «гормональная буря» уже утихла. Человек привык к своему новому облику и состоянию, научился управлять им. Во-вторых, даже неразрешенные конфликты первой фазы переходного возраста ушли вглубь, на первый план выходят проблемы самоопределения уже по отношению к макросоциуму, широким социальным ценностям, а не только к ближайшему окружению, как это было на предыдущем этапе.
Можно согласиться с А.В. Мудриком в том, что «педагогика юношеского возраста имеет дело с людьми выросшими, но не взрослыми, информированными, но еще не компетентными, увлекающимися, но еще не увлеченными».
Чтобы приобрести взрослый статус в современном обществе, юному человеку следует прежде всего самоопределиться, т.е. определить свое место в мире взрослых, сформировать некоторый план для его достижению и сделать хотя бы первые шаги по реализации этого плана. Только тогда общество признает его взрослым и, соответственно, все задачи детского и отроческого развития будут решены.
X. Ремшмидт, ссылаясь на других западных авторов, так определяет задачи развития в период взросления.
Общим результатом юношеского периода психического развития является достижение того уровня психосоциальной зрелости, который позволит успешно выполнять все функции полноправного члена общества. Человек становится психически зрелым, т.е., по ироничному замечанию одного из ученых, «перестает быть молодым» (Б. Ливехуд).
Первые три задачи взросления большинством решаются успешно еще в период полового созревания, решение остальных не всегда заканчивается в юности и часто продолжается или пересматривается в зрелые годы.
Автономия от родителей, к которой стремятся подростки, не может и не должна быть полной, поскольку полной независимости в человеческом обществе нет и быть не может. Речь идет об установлении достаточно равноправных отношений взаимозависимости, на которых и строится все человеческое общество. Среди стадий родительства выделяет стадию взаимозависимости, когда пересмотру подвергаются властные отношения между взрослыми и детьми (Г. Крайг). Диалектическое противоречие здесь состоит в том, что эмансипация от семьи и собственный проект будущего, согласно эмпирическим данным, возникают одновременно. Наличие собственного жизненного плана позволяет юноше быть относительно свободным от родительских указаний, и одновременно построение этого собственного плана невозможно без освобождения от давления родительских взглядов.
Полезность и необходимость «серьезной игры» подчеркивается и другими исследователями. Например, Б. Ливехуд считает, что не только в юности (от 16 до 21 года), но и в молодости (до 28 лет) человек должен иметь возможность попробовать себя во многих видах деятельности. Если же молодой человек в силу социально-экономических причин вынужден с юности заниматься одним и тем же делом, то это негативно сказывается на его личностном развитии.
Юность – это возраст, с которым связано становление личности. В этот период закладываются основы мировоззрения и самосознания человека. Юноши и девушки формируют свои моральные идеалы и гражданскую позицию, а также учатся быть самостоятельными и не зависеть от родителей. Как правило, этот период развития личности занимает 3-4 года: у девушек – с 16 до 20 лет, у парней – с 17 до 21 года. Также существует понятие ранней юности (15-18 лет) и поздней (18-23 года).
Развитие человека в юности подразумевает не только физическое созревание организма, но и социальную трансформацию. В этот период ключевыми становятся такие события, как получение паспорта, наступление уголовной ответственности и осознание ее, получение права вступать в брак и т.д. Многие юноши и девушки с 16-18 лет начинают трудовую деятельность, учатся зарабатывать и предстают перед важным вопросом выбора профессии. Характерной особенностью психологического развития личности в юношеском периоде является то, что молодые люди начинают задумываться о будущем и планировать свой жизненный путь.
Половое созревание в юношеском возрасте и новые социальные роли
Юность является периодом полового созревания. Это возраст наступления физиологиh2ческой зрелости, когда рост организма замедляется, заканчивается формирование сердечно-сосудистой системы, тканей и других органов, отмечается нарастание мышечной массы тела и, как следствие, увеличивается физическая работоспособность и выносливость. Все возрастные этапы развития можно определить в зависимости от возрастных задач, которые человек способен решать в конкретный период своей жизни:
Личностное развитие в юношеском возрасте
По окончанию школы у формирующейся личности возникает кризис, связанный с необходимостью вступления во взрослую жизнь. Этот период приходится на 15-17 лет. Юношеский возраст – очень ответственный этап в жизни человека, поскольку именно тогда происходит профессиональное самоопределение. Поэтому данный возраст отличается избирательным отношением к учебным дисциплинам. Как правило, юноши и девушки сосредотачиваются на тех предметах и подготовительных курсах, которые необходимы для поступления в выбранный вуз.
В старшей школе ученики формируют представление о своей будущей профессиональной деятельности и определяют желаемую роль в обществе. Главными показателями психологической готовности к взрослой жизни и выбору профессии являются:
Для юношеского возраста характерны формально-логический и формально-операционный типы мышления. Это значит, что человек оперирует абстрактными, теоретическими, гипотетическими и дедуктивными знаниями, которые напрямую не связаны с текущими условиями в социуме. Старшеклассники начинают проявлять больше интереса к тем или иным дисциплинам, так как появляется осознание того, что от успешности обучения зависит их дальнейшая профессиональная деятельность. Возрастает значение самообразования.
Для юношеского периода характерно увеличение объема памяти. Человек начинает выбирать наиболее рациональные приемы усваивания учебного материала. Развитие мыслительных процессов позволяет человеку применять сложные операции анализа, синтеза, абстрагирования, аргументирования и теоретического обобщения. В юности человек учится критически мыслить, проверять факты и искать обоснованные доказательства своим теориям. Как правило, в юношеском возрасте активно развиваются специальные способности (математические, лингвистические и др.). С осознанием способности внутреннего анализа собственных чувств, мыслей и поступков индивид может корректировать противоречия в своем поведении, формировать желаемую модель семьи, общественные и моральные идеалы.
Юношам и девушкам этого возраста свойственно формулировать широкие философские обобщения, выдвигать собственные гипотезы в той или иной сфере. Как правило, они сильно влияют на самоопределение личности и построение жизненных планов, однако модель поведения может быть успешно скорректирована в более зрелом возрасте.
Психология юношеского возраста и юношеское «Я»
Психология юношеского возраста – это система ориентиров и установок, которые определяют готовность индивида к самоопределению. Среди таковых:
«Я»-концепция индивида является ключевым вопросом в психологии, которому посвящено огромное количество исследований. Особенно опасной в юношеском возрасте является отрицательная «Я»-концепция. Ее отличают:
Все это самым негативным образом сказывается на личности, приводит к социальной пассивности, культурной и моральной деградации, а также вызывает агрессивное поведение. Такие люди подвержены одиночеству и часто начинают вести преступный образ жизни.
Углубленный самоанализ является основой для установки правильных жизненных ориентиров и самосовершенствования человека. В юношеском возрасте вырабатываются ценностные ориентиры, формируется представление об окружающем мире, социуме и своей роли в нем. Для юности характерно активное развитие эмоциональной сферы. Как правило, молодые люди оптимистично настроены и находятся в повышенном жизненном тонусе. В этом возрасте человеку свойственно сопереживание и высокая внутренняя восприимчивость.
Общение со сверстниками – это жизненная необходимость для юношей и девушек. Этот период психологического формирования характерен увеличенной потребностью в расширении круга друзей и знакомых, построении личных отношений. При этом дружеские связи становятся более глубокими и избирательными. Трудности во взаимоотношениях – частое явление в юношеском возрасте, поскольку людям этой возрастной категории свойственна повышенная требовательность, бескомпромиссность и критичность по отношению к окружающим, основанная на эгоцентризме.
Кризис юношества
Причиной кризиса 17-18-ти лет является приобретение нового социального статуса, груз ответственности за выбор жизненного пути и несовместимость возможностей с собственными желаниями. В особо острых случаях различные страхи и волнения приводят к появлению устойчивого стресса, который приводит к ухудшению самочувствия и таким невротическим реакциям (таким, как головокружение, повышение температуры и т.д.). В подобных ситуациях молодым людям важно осознавать поддержку со стороны родителей и близких людей. Формирование мотивов самореализации и самоидентификации в обществе заканчивается в возрасте 22-23 лет.
Профориентация в период юности
Выбор будущей профессии – это, в первую оh2чередь, проецирование на себя определенной социальной роли. Это не просто желание получить профессиональные навыки и умения, а непрерывный процесс осмысливания задач и целей выбранной деятельности. Таким образом, профессиональное самоопределении – это цепочка выборов, которые определяют дальнейшее развитие юноши или девушки в желаемой профессиональной сфере.
Многие исследователи, которые занимались вопросом профессионального самоопределения, считают, что этот процесс очень растянут во времени, поскольку имеет множество стадий и этапов. Чтобы определиться с желаемой профессией, человеку необходимо проанализировать текущие задачи общества, сформировать желаемый стиль жизни, неотъемлемой частью которого и станет профессиональная деятельность. Главное для индивида – понимать, что сделанный выбор не сужает дальнейшие возможности собственной реализации, а дает неоценимый опыт для будущего самоопределения.
С наступлением юношеского возраста необходимость профориентации становится все более актуальной. На самом деле к выбору будущей профессии человек возвращается несколько раз за весь период своего взросления. Этот психологический процесс имеет следующие стадии:
Развитие в юношеском возрасте тяги к определенной сфере профессиональной деятельности и проблема профессионального самоопределения детально описаны в работах многих психологов. Следуя теории содержательно-процессуальной модели, основой профессионального самоопределения личности являются ее нравственные установки, желание самопознания и потребность к реализации в обществе. При выборе профессии молодые люди проходят следующие психологические этапы:
Реалии современного мира сильно влияют на профессиональное самоопределение юноши. Как правило, в своем выборе молодые люди ориентируются не на собственные склонности, а на престижность и элитарность профессии, а также на размер потенциального оклада. На сегодняшний день успешным считается человек, быстро сделавший карьеру и еще в молодом возрасте достигший стремительного успеха и богатства. Специалисты подчеркивают опасность таких стремлений, которые «подогреваются» средствами массовой информации, публикациями в Интернете и общественным мнением. Стремление быстро разбогатеть и построить успешный бизнес подрывает фундамент профессионального самоопределения, не дает молодым людям сделать правильный личностный выбор и, как правило, приводит к профессиональному краху. С этой проблемой юношам и девушкам могут помочь родители и другие взрослые. Здесь важна разумная и неманипулятивная корректировка выбора будущей профессии для ребенка, а не выдача готовых рекомендаций и безапелляционных решений. Таким образом, профессиональное самоопределение в юношеском возрасте будет происходить постепенно и правильно, что даст возможность молодым людям сформировать желаемые жизненные цели и при необходимости скорректировать их.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Период достижения личностью самостоятельности, которая проявлялась и формировалась еще в подростковом возрасте как стремление сбросить опеку и перестроить отношения с родителями и учителями на основе равенства.
В физическом развитии особых перемен нет. К концу подросткового возраста все приходит в норму, только продолжается рост и расширение грудной клетки. В этом возрасте в общих чертах заканчивается физическое развитие человека: рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная масса, устанавливается кровяное давление, заканчивается период полового созревания. Но еще продолжается развитие головного мозга. Идет общее созревание организма.
Быстро нарастающий процесс становления самосознания, период открытия своего внутреннего мира, осознания собственной неповторимости, уникальности. Вместе с этим приходит и чувство одиночества, но оно носит положительный характер. Формируется внутренняя позиция юноши, существенно отличающаяся от внутренней позиции подростка. Юноша сначала подумает, потом скажет, а подросток сначала скажет, а потом подумает.
Юность является сензитивным периодом для формирования нравственной зрелости и самовоспитания.
Межличностные отношения: более значимыми становятся отношения личностные, парные, а не групповые. Различия юношей и девушек:
В юношеском возрасте выделяют 2 периода: 1) 15-17 лет (старшие классы). 2) 17-23 лет. Социальная ситуация развития: ребенок стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Завершается формирование моральной, гражданской зрелости. Необходимо определить свое место в жизни, выбрать профессию, планы на жизнь. Школьник стремится к самоопределению. Расширяется число групп, к которым он принадлежит (спорт, художество, музыка, двор), дружба с противоположным полом. Важное значение имеет статус, положение учащегося в коллективе, характер общения. Коллектив во многом формирует черты личности (положительные и отрицательные).
Методы работы: Крутецкий делит старших школьников на 4 группы по успеваемости и усвояемости:
1 группа: берет памятью, говорит как учитель. Противоречие между требованиями к интеллекту и собственными возможностями. Говорит и учит по учебнику.
Методы работы с ними: а) организация индивидуальной работы творческого характера; б) организация работы по самовоспитанию мыслительных способностей; в) изучение психологических особенностей и объяснение, рекомендации по самовоспитанию; г) продумать систему бесед о том, как легче учиться.
Эта классификация не является единственной. Отечественные классификации от зарубежных отличаются тем, что наши основываются на тестах и наблюдениях, а западные опираются в основном только на результаты тестов.
ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ В ЮНОСТИ
В этот период заканчивается переход от почти взрослого ребенка к почти зрелому взрослому. Многочисленные задачи, которые за это время необходимо решить для развития полноценной личности, можно свести к двум основным проблемам – формирования социальной зрелости и самосознания.
Достижение социальной зрелости.Поскольку в период молодости человек впервые непосредственно вступает в контакт с обществом, то главной задачей его становится решение социальных задач: приобретение профессии, определенного социального статуса, создание семьи. Таким образом, в отличие от подростка, молодой человек не только в своем сознании включает себя во взрослую жизнь, но и начинает принимать в ней реальное участие. Поэтому под достижением социальной зрелости нужно понимать, с одной стороны, возможность выполнения социальных обязанностей, с другой – принятие ответственности за собственную жизнь, решения и поступки на самого себя. Субъективно достижение социальной зрелости переживается появлением у молодого человека чувства взрослости. Понятно, что для достижения социальной зрелости молодому человеку нужно разрешить проблему личностного самоопределения – основную задачу развития в юности.
Формирование самосознания и собственного мировоззрения.Этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:
• Открытие своего внутреннего мира. Человек начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества («Другие люди меня не понимают, я одинок»).
• Осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, своих перспективах, своем будущем, своих целях. Постепенно из мечты, где все возможно, и идеала, как абстрактного, но часто недосягаемого образца, начинают вырисовываться несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между которыми предстоит выбирать. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана – важный элемент самосознания.
• Формирование целостного представления о самом себе, отношения к себе. Вначале человек осознает и оценивает особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем – морально‑психологические, интеллектуальные, волевые качества. Юношеские самооценки часто бывают противоречивы («я – гений плюс ничтожество»). На основе анализа результатов, достигнутых в разных видах деятельности, учета мнений других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей формируется самоуважение – обобщенное отношение к себе.
• Осознание и формирование отношения к зарождающейся сексуальности. Хотя девушки раньше созревают физиологически, у них на первых порах сильнее выражена потребность в нежности, ласке, эмоциональном тепле и понимании, чем в физической близости. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется чувственно‑сексуальное влечение к физической близости и значительно позднее возникает потребность в духовной близости, взаимопонимании.
Приведенные ниже возрастные задачи сформулированы на основе публикаций следующих авторов: Achenbach (1990), Waters, Sroufe (1983), Masten, Braswell (1991), Selman (1980) и De Geus (1995) (цит. по: Шульга и др., 2001).
1. Освобождение от зависимости, приобретение автономии – умение становиться менее зависимым от родителей и определять свое место в семье и обществе при изменяющихся взаимоотношениях:
• уметь строить бесконфликтные отношения, договариваться с родителями и другими взрослыми, со сверстниками (13–15 лет);
• найти свое место в семье, формальных и неформальных коллективах, определить свои отношения с родителями и другими взрослыми, со сверстниками, уметь решать проблемы без конфликтов (16–18 лет).
2. Здоровье и внешность – умение избегать излишнего риска, заботиться о своем физическом состоянии, внешнем виде, хорошем питании и:
• самостоятельно следить за своим весом, физическим состоянием и развитием (13–15 лет);
• вести здоровый образ жизни, уметь отказаться от вредных привычек или вовремя остановиться, если не удалось избежать соблазна (16–18 лет).
3. Свободное время – умение полноценно проводить время, свободное от обязанностей:
• уметь выбирать для свободного времени нужные, полезные дела, приносящие удовольствие, и развлечения, не приносящие вреда (13–15 лет);
• полноценно проводить свободное время, самостоятельно устраивать интересные мероприятия (16–18 лет).
4. Интимность и сексуальность – освоение сферы интимных и сексуальных отношений:
• открытие для себя телесных изменений, сексуальности (13–15 лет);
• окончание процесса половой идентификации, выбор партнера для любви, установление и продолжение интимных отношений в форме, соответствующей культурным, этническим и другим социальным нормам (16–18 лет).
5. Учеба или работа – приобретение знаний и умений, дающих возможность выбирать себе работу и впоследствии хорошо справляться с профессиональными обязанностями:
• учеба, направленная на выбор профессии (13–15 лет);
• самостоятельность в учебе, выбор будущей профессии, приобретение необходимых для ее приобретения знаний и навыков (16–18 лет).
6. Социальные контакты и дружба – умение устанавливать и поддерживать контакты, оценить, что могут дать контакты с другими, готовность к дружбе, умение доверять другому и вызывать доверие к себе, принятие друг друга:
• готовность к дружбе, умение показывать свои чувства и видеть, как другие реагируют на твои чувства (13–15 лет);
• умение оценить другого, установить контакты с другими, выражать свои чувства, заботиться о других и т. д.; постоянство чувств (16–18 лет).
7. Авторитет и инстанции – принятие того, что определенные лица и организации поставлены над тобой, и, в то же время, умение постоять за себя в рамках действующих правил и законов:
• неподчинение авторитетам, протест против их требований (13–15 лет);
• осознание необходимости подчинения требованиям законов и принятых в обществе, семье, школе и т. д. норм (16–18 лет).
8. Жилищные условия – умение взаимодействовать с домашними и соседями, поддержание порядка в собственном жилом пространстве и квартире или доме в целом, приобретение навыков для будущего поиска или приобретения собственного жилья:
• уметь подчиняться правилам, установленным там, где живешь (13–15 лет);
• уметь самостоятельно строить взаимоотношения с теми, с кем живешь (16–18 лет).