какие задачи реализации предметной области основы православной культуры решаются средствами учебника
Учебно-методическое обеспечение преподавания православной культуры (основ православной культуры) в школе
Введение
В перечне «Учебно-методическое обеспечение преподавания православной культуры (основ православной культуры) в школе» представлены учебно-методические комплекты (УМК), учебники и другие учебные, учебно-методические, методические издания, предназначенные для преподавания учебных предметов, курсов, модулей православной культуры (основ православной культуры) в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях. Перечень структурирован по разделам:
В разделе 1 представлено учебно-методическое обеспечение преподавания православной культуры в Федеральном перечне учебников (ФПУ). Актуальный ФПУ утверждён приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». До принятия нового ФПУ обновления этого перечня можно отслеживать на сайте правовой информации по адресу: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_315457/
Здесь представлены учебники по основам православной культуры (ОПК) в рамках предметной области ОРКСЭ — «Основы религиозных культур и светской этики» на уровне начального общего образования. Далее: учебники по православной культуре (ОПК) в рамках предметной области ОДНКНР — «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (первоначальное название предметной области по религиозным культурам и светской этике) на уровне основного общего образования. Предметная область ОДНКНР, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) основного общего образования (2010), является обязательной на уровне основного общего образования (5-9 классы). Однако в Примерной основной образовательной программе основного общего образования (2015) она не включена в обязательную часть примерных учебных планов, в связи с нерешённым пока вопросом о гарантиях преподавания религиозных культур и светской этики в 5-9 классах. В связи с этим, учебники по православной культуре в предметной области ОДНКНР помещены в раздел ФПУ «1.2. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений». Они используются для преподавания курсов православной культуры, «обеспечивающих образовательные потребности обучающихся» в предметной области ОДНКНР. Фактически, по выбору образовательных организаций с учётом образовательного запроса обучающихся, граждан.
Учебники в этом разделе представлены в соответствии с их характеристиками, указанными в ФПУ: порядковый номер учебника; автор / авторский коллектив (полностью или частично); наименование учебника (включая название предметной области и предмета или модуля по православной культуре); класс; наименование издателя(ей) учебника; адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства).
Учебники из раздела 1 — рекомендованы для использования в общеобразовательных организациях. После вступления в силу с 01.07.2020 г. изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятых ФЗ от 02.12.2019 № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч. 6 ст. 1) формулировка изменена на — «допущены». Все они должны приобретаться для обучающихся за бюджетные средства по заявкам общеобразовательных организаций, школьных педагогов.
Все учебники из ФПУ представляют основные элементы полных УМК, включающих к каждому учебнику ещё и методические пособия для учителя, учебные программы (примерные рабочие программы), электронные формы учебников (ЭФУ) и, как правило, дополнительные пособия для учащихся (рабочие тетради и т.п.). В ФПУ все эти пособия не перечисляются, но по правилам проведения федеральной экспертизы учебников они должны быть разработаны, иметься для каждого учебника (программа, методическое пособие, ЭФУ). Выходные данные этих пособий представлены на сайтах соответствующих учебных издательств и данном перечне не указываются.
Учебников по православной культуре для использования на уровне полного среднего образования (10-11 кл.) в актуальном ФПУ пока нет.
В разделе 2 представлены УМК, учебные издания (термин «учебник» применяется в документах в отношении учебных изданий из Федерального перечня учебников), опубликованные в издательствах, включенных в специальный перечень организаций, утверждаемый федеральным министерством. Актуальный перечень таких организаций утверждён приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Изменения в этом перечне организаций можно отслеживать по его публикации на интернет-сайте правовой информации по адресу: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201131/
УМК, учебные издания, указанные в этом разделе, допущены для использования в образовательном процессе, могут приобретаться за бюджетные средства по заявкам общеобразовательных организаций, школьных учителей на равных основаниях с учебниками из первого раздела, ФПУ. Соответствующие разъяснения приведены в письмах федерального министерства: от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников», с учётом обновления перечня указанным приказом министерства в 2016 г. (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162825/); от 19.01.2018 № 08-96 «О методических рекомендациях», раздел 7 — конкретно в части учебно-методического обеспечения предметных областей ОРКСЭ, ОДНКНР (http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=582023#0049664694536876164).
В составе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию в школах, имеются организации, осуществляющие целевой выпуск учебной и методической литературы для преподавания православной культуры (основ православной культуры) по УМК Л.Л. Шевченко и А.В. Бородиной. В разделе 2 представлены учебные пособия, УМК данных авторов с использованием интернет-сайтов соответствующих издательств, организаций. В составе этих УМК приведены ещё и выходные данные учебных изданий, предназначенных для проведения занятий по православной культуре с детьми в дошкольных образовательных организациях (ДОУ), на уровне дошкольного общего образования.
В перечне организаций есть и другие издательства, которые выпускают учебные издания по православной культуре. Это некоторые основные учебные издательства («Русское слово», «Дрофа», «Просвещение» и др.), публикующие учебные издания по православной культуре или отдельным разделам содержания образования по православной культуре, не включенные в ФПУ. А также, в основном, региональные организации, издательства, в которых тоже публикуются отдельные учебные пособия, учебные издания по православной культуре; некоторые из таких пособий представлены в разделе 4.
Среди организаций в этом перечне имеется также издательство (№ 36), публикующее пособия по социокультурному учебному курсу «Истоки» (авт. А.В. Камкин, И.А. Кузьмин и др.), допущенные для использования в школах.
В разделе 3 представлены УМК, учебные издания по православной культуре по уровням общего образования, не входящие в актуальный ФПУ и не опубликованные в организациях из перечня, указанного в разделе 2. Их использование в практике определяется местными условиями в регионах, муниципальных образованиях, конкретных образовательных организациях.
В приложении 1 для наглядности представлена таблица УМК по православной культуре (основам православной культуры) в разделах 2 и 3 по уровням общего образования, включая дошкольное, по годам обучения.
В разделе 4 представлены УМК, учебные издания по отдельным годам обучения и разделам (одному или нескольким) содержания образования по православной культуре (основам православной культуры).
Содержание образования по учебному предмету «Православная культура» в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях согласовано государством и Русской Православной Церковью в форме Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», опубликованного в приложении к письму Минобразования России от 22.10.2002 № 14-52-876ин/16 (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=309247).
Содержание образования по православной культуре состоит из девяти тематических разделов (содержательных линий), включая восемь основных (картина мира, история, словесность, образ жизни, нравственная культура, художественная культура и др.) и регионального компонента образования по православной культуре. С учётом нового формата стандартизации общего образования (второго поколения) это содержание представлено в составе аналогичных тематических линий в форме трёх примерных образовательных программ по учебному предмету на уровне начального, основного и среднего общего образования. Примерные образовательные программы по учебному предмету (курсу) «Православная культура» для общеобразовательных организаций размещены на сайте Синодального Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (СОРОиК РПЦ) по адресу: https://pravobraz.ru/primernye-obrazovatelnye-programmy-po-uchebnomu-predmetu-kursu-pravoslavnaya-kultura-dlya-obshheobrazovatelnyx-organizacij/.
УМК, учебные издания в разделе 4 включают учебные и методические издания по одной или нескольким содержательным линиям и/или региональному компоненту образования по православной культуре.
Отдельные учебные издания в этом разделе опубликованы в издательствах, включенных в перечень организаций, утвержденный приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 и, соответственно, допущены для использования в школах на федеральном уровне, могут закупаться за бюджетные средства. Для конкретного пособия можно уточнить условия его допуска в школы, сверив его выходные данные (издательство) и актуальный перечень организаций по приказу Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699.
Использование УМК, учебных изданий в этом разделе в практике определяется местными условиями в регионах, муниципальных образованиях, конкретных образовательных организациях. В основном они могут применяться как дополнительные в преподавании православной культуры по разным годам обучения, при изучении отдельных содержательных разделов, тематики по основным УМК, учебникам.
Перечень учебных изданий в этом разделе не является исчерпывающим, не включает все существующие такие учебные издания, пособия.
Построение перечня не отражает качества составляющих его УМК, учебников, учебных изданий, учебной и методической литературы.
УМК, учебные издания в разделах (кроме 1, Федерального перечня учебников) представлены по формальному, алфавитному принципу (фамилия основного автора УМК, учебного издания, название пособия). Выходные данные изданий приводятся, в основном, в их фактической редакции.
Рабочая программа Основы православной культуры
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы православной культуры»
Программа по модулю основы православной культуры курса «Основы религиозных культур и светской этики» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, содержания общего образования, примерной программы по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебной деятельности, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Современный период в российской истории и образовании – это смена ценностных ориентиров. В этот период нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.
В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введена новая предметная область — «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании молодежи. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Поэтому в Стандарт начального общего образования включен курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, произведения которой до сих пор высоко оцениваются во всём мире.
Авторы как теоретических, так и практических разработок, в качестве важнейшего компонента национального содержания образования указывают на Православие, которое является историообразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства и обеспечивало духовное единство народа.
Преподавать основы христианских ценностей в виде уроков духовно-нравственной культуры православия, значит постепенно открывать перед учениками и их родителями всю красоту и доброту христианских жизненных ценностей, которые лягут в основу их созидательного мировоззрения.
Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
«От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя – слова настойчивого, убедительного, подкреплённого личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье».
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.
Курс ОРКСЭ носит светский характер. Состоит он из 6 модулей. Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры.
Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Цель: Формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики;
Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;
опоры на самостоятельность мышления учащихся;
вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);
деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.
соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;
органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
Предполагается, что усвоение курса сформирует у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского народа, уважении к ним, диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в классе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.
2.Общая характеристика учебного курса
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос
совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательной деятельности формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую системумежличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули
согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых участник образовательных отношений должен обеспечить образовательную деятельность, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательная деятельность в границах учебного курса и сопутствующей ему системы
межпредметных связей формирует у участников образовательных отношенийпредставление о религиозных культурах и светской этике посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель
воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, участниками образовательных отношений и их родителями актуальных проблем
развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательная деятельность, осуществляемая в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
3.Описание места курса в учебном плане
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю.
Основные содержательные модули курса:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательной деятельности самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в
учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законных представителей) обучающихся. Программа по учебному курсу рассчитана на 34 часа (в неделю – 1 час).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на уровне начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России и основано на определённой системе базовых национальных ценностей.
Ценностные ориентиры содержания предмета «Основы православной культуры» реализуются по направлениям:
Глава I «Мир и человек каким его понимают христиане» с дополнительным материалом «Символ Веры» даёт основные и религиозные понятия и представления. Это возможность постепенно перейти от первых смутных представлений ребёнка о Боге к понятиям, позволяющим логически с научной достоверностью объяснить детям явления духовной жизни.
Глава II «Жизнь по христианским добродетелям» с дополнительным материалом «Заповеди блаженств». Даёт образцы жизнеописания святых. Показаны примеры жизни наших соотечественников по заповедям Божиим. Необходимо излагать о них материал так, чтобы дети могли сделать вывод, что эти люди жили не так уж давно, чтобы создавался эффект реальности событий.
Глава III «Православные и семейные праздники» с дополнительным материалом «Двунадесятые праздники, Пасха». Православные праздники – неиссякаемый источник традиций и обрядов русского народа.
Знание праздников вводит в литургический православный круг, связывая мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы. Это дает возможность ребенку оставаться включенным в жизнь общества и природы и в то же время обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества.
Содержание учебника построено с учетом :
возрастных особенностей участника образовательных отношений;
новизны и особенностей содержания курса;
культурологической направленности курса;
направленности предмета на объединение, а не разобщение школьников;
имеющегося учебного, социального и личностного опыта школьников;
возможностей нового предмета для развития не только духовно-нравственной сферы, но и универсальных учебных действий, критического мышления, коммуникативных навыков и умений, творческого потенциала учащихся и т. д.;
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного курса
Требования к личностным результатам освоения курса «Основы православной культуры»:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли участника образовательных отношений, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в деятельность их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
формирование первоначального представления о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
Требования к уровню подготовки
Ученик должен знать/понимать:
Основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.
Историю возникновения культуры;
Особенности и традиции религии;
Описание основных священных книг, праздников, святынь.
Описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
Готовить сообщения по выбранным темам.
Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).
6. Содержание учебного курса
Россия – наша Родина. Полиэтническое государство, культурные традиции Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Что такое культура и религия. Их значение в жизни человека.
Бог и православие. Кто такие христиане. Что такое Библия и Евангелие.
Проповедь Христа, Завет Христа. Как Бог стал человеком. Символика креста.
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности участников образовательных отношений