какие задачи решает педагогический процесс 1 образовательные задачи 2 развивающие задачи
Планирование задач непосредственно образовательной деятельности
Ольга Юртаева
Планирование задач непосредственно образовательной деятельности
В программное содержание непосредственно образовательной деятельности включает четыре вида основных задач:
— образовательные;
1. Образовательные задачи.Варианты формулировки:
— формировать (формирование) у ребёнка представления о …;
— знакомить. Познакомить, продолжать знакомить…;
2. Развивающие задачи.Варианты формулировки:
— развивать связную устную речь (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…; (Например: развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением).
— развивать речевое дыхание (длительность, продолжительность выдоха);
— развивать зрительное восприятие;
— развивать слуховое восприятие;
— корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений);
— развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
— развивать мыслительную деятельность;
— развивать внимание, память, логическое мышление;
3. Воспитательные задачи.Варианты формулировки:
— воспитывать интерес к НОД;
— воспитывать умение работать в паре, в команде;
— воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение а, трудолюбие, умение сопереживать и т. п);. и т. д.
4. Здоровьесберегающие задачи. Варианты формулировки.
— планировать оббьем материала с утётом повышенной утомляемости ребёнка;
— соблюдать правильную посадку ребёнка (или следить за правильной посадкой ребёнка);
— способствовать созданию благоприятного психологического климата;
— соблюдать режим охраны зрения;
— чередовать статические и динамические задания;
— стимулировать тактильные ощущения, улучшить координацию движений, кровообращение с помощью самомассажа.
— с помощью здоровьесберегающие технологий повысить адаптивные возможности детского организма (активизация защитных свойств, устойчивости к заболеваниям);. и т. д.
Анализ существующих в практике дошкольного образования планов образовательной работы Практическое задание 1. Проведите анализ существующих в практике дошкольного образования планов образовательной работы. Планирование –.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов В условиях модернизации отечественного образования российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивали собственную работу.
Воспитательные, развивающие и обучающие задачи: в чем разница и как их правильно формулировать
Гульнара Курбанова
Воспитательные, развивающие и обучающие задачи: в чем разница и как их правильно формулировать
С 1 сентября 2021 года детские сады начали работать по рабочей программе воспитания.Возникла проблема: не все педагоги понимают, какие воспитательные задачи они решают в ходе конкретного вида образовательной деятельности с детьми и как их сформулировать, чтобы они не совпадали с обучающими и развивающими задами. При этом педагоги должны соблюдать дидактические принципы, один из которых — принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих задач образования детей дошкольного возраста. То есть педагогам необходимо планировать образовательную деятельность и решать все три группы задач комплексно.
В чем особенность обучающих задач
Обучающие задачи отвечают на вопрос: чему учить детей на конкретном возрастном этапе. Однако чтобы сформулировать данную группу задач, вместо глагола «учить» лучше писать «способствовать», «приобщать», «формировать».
Формулировка обучающей задачи зависит от характера занятия, которое планирует педагог. Это может быть занятие по новой теме, на котором педагог сообщает детям новые знания, тренировочное или итоговое занятие.Также важно учитывать вид занятия: традиционное, комплексное, интегрированное.
Обучающие задачи могут быть направлены, например, на то, чтобы вовлечь детей в активный познавательный процесс, организовать индивидуальную и групповую формы деятельности детей, выявить умения детей работать самостоятельно. Поэтому и формулировки будут соответствующими.
Одни обучающие задачи педагог решает по ходу занятия по умолчанию. Например, формирует умения, расширяет представления детей. Чтобы решить другие обучающие задачи, педагог использует дидактические средства. Например, объясняет с их помощью то, что во время обучающей ситуации нельзя наблюдать
Обучающие задачи занятий, бесед, разговоров, наблюдений, где педагог сообщает детям новое знание, можно формулировать так:
«Расширить знания о…»;
«Обогатить представления детей о…»;
«Систематизировать…» или «Совершенствовать…».
К этим задачам можно отнести формирование у детей представлений об окружающем мире, элементарных математических представлений, приобретение навыков в рисовании, лепке и т. д.
Обучающие задачи тренировочных или итоговых занятий можно формулировать так:
«Актуализировать знания детей о…»;
«Закрепить в самостоятельной деятельности умение…»;
«Обеспечить возможность применить на практике полученные знания о…»;
«Расширить знания детей… через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности…»;
«Содействовать усвоению… (либо овладению);
Таким образом, для обучающих задач итогового занятия подойдут глаголы «закрепить», «обобщить», для тренировочного — «отработать», «совершенствовать», для сообщения нового материала — «расширить», «обогатить», «совершенствовать». Для одного развивающего занятия или образовательной ситуации необходимо формулировать не более двух-трех обучающих задач, чтобы они были выполнимыми.
Обучающие и образовательные задачи — не одно и то же
Понятие «образование» уже включает в себя «обучение» и «воспитание» (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому правильнее выделять три вида задач: развивающие, воспитывающие, или воспитательные, и обучающие, а не образовательные, как их называют некоторые педагоги. В методических разработках допустимо указывать две группы задач: образовательные и развивающие. Тогда образовательные задачи будут включать в себя и обучающие, и воспитывающие. Задачи должны указывать на изменения, которые произойдут с детьми после занятий.
Как определять развивающие задачи
Чтобы правильно сформулировать развивающие задачи образовательной деятельности, педагоги должны понимать, что такое развитие. Это индивидуальный процесс качественных и количественных изменений личности ребенка, который происходит на основе генетических или приобретенных свойств. Поэтому развивающие задачи отвечают на вопрос: что педагог будет закреплять, уточнять, как будет развиватьконкретные свойства и психические функции детей: мышление, память, воображение, внимание и т. д.
Понятие «задачи» в методических разработках педагоги могут заменять фразой «программное содержание»
Педагоги могут развивать у детей общую, мелкую, артикуляционную моторику, речевое дыхание, голос, ритм, темп и интонацию речи, способность логически излагать свои мысли, способность быстро бегать, прыгать на одной, двух ногах. Также педагоги могут направить свои педагогические усилия на то, чтобы развивать у воспитанников интерес к предмету разговора, творческие способности, поисковую активность или стремление к новизне. То есть развивающие задачи могут быть самыми разными в зависимости от уровня развития у детей конкретных навыков и умений.
Педагог формулирует развивающую задачу в зависимости от того, насколько хорошо у детей сформирована та или иная функция или ее компоненты. Если у большинства детей в группе функция, над которой планирует работать педагог, еще не сформирована, то задачабудет начинаться со слов: «Начать работу по развитию…». Если функция недостаточно сформирована или нужно закрепить какой-либо навык, то формулировка будет звучать так:
«Продолжать развивать…»;
«Продолжать формировать…»;
«Способствовать развитию…».
Чем отличаются воспитательные задачи
Для одного занятия или образовательной ситуации формулируйте не более трех задач каждого типа
Воспитание — это специально организованное взаимодействие педагога и детей, которое направлено на то, чтобы духовно развивать дошкольников, помогать им накапливать социальный опыт, формировать у них личностные качества. В ходе решения воспитательных задач педагоги формируют у детей такие личностные качества, как трудолюбие, патриотизм, гражданственность, взаимоуважение, создают оптимальные условия для развития и саморазвития дошкольников, прививают им правила поведения в обществе, нормы морали, закона, бережное отношение к природе, окружающей среде, национальным традициям (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Воспитательные, или воспитывающие задачиобразовательной деятельности отвечают на вопрос: какие личностные качества педагог формирует у детей на данном этапе. Формулировка задач зависит от того, насколько хорошо у детей сформировано то или иное качество, над которым педагог работает.
Если качество у дошкольников не сформировано, то задачабудет начинаться со слов: «формировать…», «воспитывать…». Если качество недостаточно сформировано для возраста детей, то в формулировке задачиэто можно отразить так: «продолжать формировать…», «продолжать воспитывать…», «совершенствовать…» и их аналогами.
Чтобы закрепить умение правильно формулировать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, сначала проверьте себя с помощью тренажера. Распределите задачи ООД по типам. Также тренажер предложит вам готовые карточки с примерами фрагментов опорных конспектов познавательного цикла. Скачайте их и попросите ваших педагогов выполнить аналогичное задание в ходе консультации или семинара-практикума.
Цели и задачи АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида направлена на реализацию следующих.
Консультация для педагогов «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Для успешного освоения программы дошкольного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться,.
Педагогика
Физическая техника речи — результат правильного дыхания, чёткой дикции, нормального голосоведения.
Мы прежде всего должны позаботиться, чтобы нас могли легко и без напряжения слышать. Для этого необходима внешняя организация речи, отвечающая следующим требованиям.
Старайтесь быть тактичными и следите за тем, чтобы словами и их смысл не обидеть других людей. Так, в широком обществе, которого вы не знаете, не стоит рассказывать истории, например, о то.
Современное понимание понятия «педагогический процесс» и его сущности является в учебнике «Педагогика» И. П. Пидласого: «Педагогическим процессом называется развивающее взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитанника. Иначе говоря, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности является главной сущностью педагогического процесса».
Его основная задача – формирование и развитие личности воспитанника на основе научного мировоззрения, духовности, активной жизненной установки, убежденности, совокупности знаний, навыков, умений, основ профессионального мастерства.
Структурно педагогический процесс состоит из плановых занятий. Его непосредственными производными и условием эффективности является самообразование и самовоспитание. Системообразующие компоненты педагогического процесса – это главное его назначение и учебно-воспитательные задачи. Они также определяют и его функции.
Основное назначение педагогического процесса – формирование и развитие личности воспитанника, помощь в самоактуализации, личной и профессиональной жизни. По мнению И. П. Пидласого, «предмет педагогического процесса – формирование человека, который в отличие от педагога находится на более ранней стадии своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками, опытом. Своеобразие объекта педагогической деятельности состоит также в том, что он развивается не в пропорциональной зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, которые присущи его психике, – особенностям восприятия, понимания, мышления, становления воли и характера».
Учебно-воспитательные задачи – это противоречивые педагогические ситуации, которые объективно обусловлены потребностями повседневной жизнедеятельности воспитанников, их будущей профессиональной деятельностью.
Основное назначение педагогического процесса определяет содержание его составляющих – воспитания, обучения, развития, которые одновременно являются его функциями. Безусловно, эти функции неравнозначны.
Основной функцией является воспитательная, которая представляет собой высший уровень педагогического процесса. В ней синтезируются все другие структурно-функционально-смысловые компоненты и реализуются как общие (формирование личности гражданина Украины, заложения основ саморазвития и самоактуализации), так и специфические (подготовка конкретного специалиста к определенному виду профессиональной деятельности) задачи этого процесса.
Педагогический процесс предполагает определенные отношения между его участниками – воспитателями и воспитанниками, которые являются его центральными фигурами. Эффективность этого процесса в основном зависит от характера и содержания взаимодействия, возникающего между ними. Она должна быть активной, осмысленной, осознанной. Современные гуманистические педагогические концепции – гуманистическая педагогика, педагогика сотрудничества и личностно ориентированная педагогика – особое внимание обращают на формирование между воспитателями и воспитанниками субъект-субъектных взаимоотношений. Характер этого взаимодействия является существенной характеристикой современного педагогического процесса.
Воспитатели, которые организуют педагогический процесс, управляют им и контролируют его ход, оценивают результаты и вносят определенные необходимые коррективы, должны осознавать высокую ответственность за организацию и конечные результаты всех видов деятельности воспитанников (учебной, общественной) и личной поведения; совмещать функции учителя и воспитателя.
Воспитанники в русле современных гуманистических педагогических концепций обязательно должны быть субъектами обучения, воспитания, развития и самовоспитания. Поэтому воспитателям необходимо хорошо знать их индивидуально-психические особенности. Незнания или недостаточного учета их в педагогическом процессе может свести на нет усилия воспитателей, потому что только при активном участии всех воспитанников в педагогическом процессе можно достичь определенных положительных результатов, а в противоположном случае – вообще теряется его смысл. Безусловно, наряду с общими и типичными необходимо учитывать также национальные, региональные, профессиональные особенности воспитанников, разный жизненный опыт, уровни подготовленности. Главная задача воспитателей – сделать воспитанников активными, сознательными, заинтересованными и самостоятельными участниками этого процесса.
Задачи урока
Вы будете перенаправлены на Автор24
Задачи — это определенные установки, которые направлены на достижение поставленной цели.
Постановка цели и задач урока имеет большое значение, так как они направлены в первую очередь на активизацию внимания учащихся, стимулирование у них познавательной активности и формирование первоначального интереса к учебному процессу.
Принято выделять три вида задач урока:
Образовательные задачи урока
Образовательные задачи урока – это задачи, которые направлены на усвоение учебного материала, расширения собственного мировоззрения, формирования определенных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной реализации в жизни.
Основные образовательные задачи урока:
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, образовательные задачи урока направлены на формирование у учащихся необходимых знаний и умений в рамках изучаемых учебных предметов, а также формирование навыков, необходимых для осуществления процесса обучения и самообучения.
Развивающие задачи урока
Развивающие задачи урока – это задачи, которые направлены на общее развитие учащихся, а также на их личностное развитие в соответствии с возрастными возможностями и потребностями.
К развивающим задачам урока относятся:
Таким образом, развивающие задачи урока направлены на всестороннее и полноценное развитие учащегося посредством эффективно организованной воспитательно-образовательной деятельности, реализуемой педагогом во время учебного урока.
Воспитательные задачи урока
Воспитательные задачи – это задачи, направленные на воспитание личности учащегося, овладение им общечеловеческой культурой и нормами поведения, принятыми в современном обществе.
К воспитательным задачам урока относятся:
Таким образом, воспитательные задачи урока, направлены на воспитание полноценной личности, обладающей общепризнанными нормами и навыками поведения, умеющей выстраивать продуктивные взаимоотношения с окружающими, способной жить в современном социуме.
Цели и задачи педагогической деятельности
Современная педагогическая литература отвечает на вопрос, что такое педагогическая деятельность в качестве особого вида общественно-полезной деятельности людей, которая заключается в сознательной подготовке подрастающего поколения к жизни, реализующая экономические, политические, нравственные, эстетические цели.
Педагогическая деятельность имеет древние исторические корни, накапливает многовековой опыт поколений. Учитель является связующим звеном между поколениями, носителем человеческого, общественного, исторического опыта, во многом обуславливает общественно-культурную целостность народа, цивилизации и в целом преемственность поколений.
Задачи педагогической деятельности
Задачи педагогической деятельности, проходя изменения, охватывали сферу образования, воспитания, обучения. Сама педагогическая деятельность всегда обладала высокой социальной значимостью, по словам передовых мыслителей.
Она характеризовалась важной особенностью: использование методик допускалось всеми людьми в качестве выполнения различных ролей (родителей, родственников, руководителей). В данном случае подразумевалась непрофессиональная педагогическая деятельность.
Профессиональная же осуществляется учителями, имеющими специальное профессионально-педагогическое образование. Такая деятельность может быть реализована в специальных педагогических системах и являться основным источником существования, за который предоставляется заработная плата.
Основные компоненты и содержание педагогической деятельности
Педагогическая деятельность включает в себя основополагающие компоненты, которые важны и представляют собой динамические взаимосвязи:
Профессия педагога заключается в том, что учителю надлежит использовать специальные предметные знания вместе с разнонаправленными взаимоотношениями с людьми. Существуют требования двойной подготовки такого специалиста – наличие предметных знаний, необходимость в психолого-педагогической подготовке.
Особенность профессии представляется в ее гуманистической, коллективной и творческой направленности.
Наличие трех характеров педагогической деятельности обусловлено ее специфичностью.
Формирование творческого потенциала личности педагога определено накопленным социальным опытом, психолого-педагогическими знаниями, идеями, умениями и навыками, которые позволяют найти и использовать наиболее приемлемое решение, метод.
Деятельность учителя трудная, уникальная, неповторимая, представленная системой и последовательностью педагогически целесообразных действий, направленных на решение определенных задач в обусловленный срок с соблюдением принципов и правил.
Цели педагогической деятельности
Педагогическая деятельность основывается на осознании цели, которая задает импульс деятельности. Цель определяется как результат проведенной работы. Считается, что именно с ее помощью педагог и учащиеся должны суметь предвидеть свои итоги в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми соотносятся все компоненты педагогического процесса.
Определение задачи педагогической деятельности имеет большое теоретическое и практическое значение, которое предопределяется в:
Цели педагогической деятельности основываются на идейных и ценностных установках общества, что способно породить традиционные подходы к образованию и воспитания, ориентированные на эффективность обучения, максимальное использование новых поколений в интересах государства.
Современное общество постоянно совершенствует производство, повышает технический уровень, что в дальнейшем влияет на предъявление высоких требований к уровню подготовленности подрастающего поколения. Информатизация общества, внедрение информационных технологий, наличие динамичных процессов в социальной сфере жизни приводит общество к формулированию цели деятельности, главным аспектом которой является разносторонняя и гармонично развитая личность.
В понятия «разностороннее и гармоничное развитие личности» вносится необходимость обеспечения умственного, физического, духовно-нравственного развития, выявления склонностей, задатков, развития способностей, приобщения к современным научным достижениям, воспитания гуманизма, патриотизма, коллективизма.
Главная цель педагогической деятельности в современных условиях – формирование разносторонне развитой личности, которая будет способна реализовывать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и общественных, государственных.
Современная педагогическая наука считает основными видами своей деятельности преподавание и воспитание.
Воспитательная работа направлена на организацию воспитательной среды, управление различными видами деятельности учащихся для решения задач гармоничного развития личности. Преподавание направлено на обеспечение познавательного интереса и взаимодействия детей. Педагогические деятельность разделяется условно на виды, так как в процессе решаются воспитательные, развивающие и образовательные задачи. Это позволяет досконально раскрыть понятие «обучения и воспитания».
Чтобы глубже понять и осознать сущность обучения и воспитания, процессы рассматриваются отдельно. Реальная практика включает в себя полное слияние «воспитывающего обучения» и «обучающего воспитания».
Педагогическая деятельность изучает предмет, называемый организацией учебной деятельности, направленной на освоение предметного социокультурного опыта в качестве основы и условия развития.
Средства педагогической деятельности
Основными средствами педагогической деятельности являются:
Передача опыта осуществляется посредством объяснения, демонстрации, практической деятельности учащихся и так далее.
Продуктом педагогической деятельности является формируемый индивидуальный опыт обучаемого, учитывая совокупности нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Оценка производится на итоговых аттестациях и проверках знаний в виде экзамена, зачета. Результат педагогической деятельности как выполнения ее основной цели выражается в интеллектуальном и личностном совершенствовании, формирование их как личности и субъектов учебного процесса.
Была рассмотрена специфика педагогической деятельности. Она основывается на наличии специальных профессиональных знаний, гуманистичности, коллективности, творческого подхода. Основная цель – формирование личности, развитой разностороннее и гармонично. Во время своей деятельности педагог применяет преподавание, воспитание, связанные между собой. Научные знания, носители информации, вспомогательные средства рассматриваются как средства педагогической деятельности.