какие задачи решает принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности

В основе данного принципа лежат закономерности: ценность челове­ческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной ум­ственной деятельности; собственная познавательная активность обучаемых оказывает определяющее влияние на прочность, глубину и темп овладения учебным материалом, является важным фактором обучаемости.

Для реализации на практике принципа сознательности и активности надо соблюдать ряд правил:

• добиваться четкого понимания обучаемыми целей и задач предстоя­щей работы;

• использовать увлекательные факты, сведения, примеры;

• применять наглядные пособия, использовать технические средства;

• вовлекать учащихся в практическую деятельность по применению теоретических знаний;

• использовать активные и интенсивные методы обучения;

• логически увязывать неизвестное с известным;

• учить учащихся находить причинно-следственные связи;

• поддерживать оптимизм учащихся и уверенность в успехе.

Принцип наглядности

Одним из первых в истории педагогики стал оформляться принцип на­глядности. Установлено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разно образны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность давно нашла свое выражение в дидакти­ческом принципе наглядности.

Наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосред­ственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные, слуховые, вкусовые ощущения.

В обоснование этого принципа существенный вклад внесли Я. А. Ко-менский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. В. Занков и др.

Пути реализации этого принципа сформулированы Я. А. Коменским в «Золотом правиле дидактики»: «Все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением; слы­шимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; до­ступное осязанию — путем осязания. Если же какие-либо предметы и явле­ния можно сразу воспринимать несколькими чувствами — предоставить нескольким чувствам».

И. Г. Песталоцци показал, что необходимо сочетать применение нагляд­ности со специальным мысленным формированием понятий. К. Д. Ушин­ский раскрыл значение’ наглядных ощущений для развития речи обучае­мых. Л. В. Занков вскрыл возможные варианты сочетания слова и нагляд­ности. Если эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, а зрительного — 25%, то их одновременное включение в процесс обу­чения повышает эффективность восприятия до 65%.

Принцип наглядности в обучении реализуется путем демонстрации изу­чаемых объектов, иллюстрации процессов и явлений, наблюдений за про­исходящими явлениями и процессами в кабинетах и лабораториях, в есте­ственных условиях, в трудовой и производственной деятельности.

Средствами наглядности служат:

натуральные объекты: растения, животные, природные и производ­ственные объекты, труд людей и самих учащихся;

объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии и др.;

изобразительные средства обучения: картины, фотографии, диафиль­мы, рисунки;

символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи и др.;

аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, те­левизионные передачи, компьютерная техника;

самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, чертежей, таблиц, зарисовок и др.

Благодаря использованию средств наглядности у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, зна­ния приобретают личностный смысл

Практика обучения выработала большое количество правил, раскрываю­щих применение принципа наглядности:

• наглядность должна отражать сущность изучаемых предметов и яв­лений, ярко и образно показывать то, что необходимо усвоить;

• лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать;

• то, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается;

• наглядность использовать не как цель, а как средство обучения;

‘ не перегружать учащихся конкретно-образным восприятием изучае­мых закономерностей, чтобы не задерживать абстрактно-логическое мыш­ление;

• наглядность использовать не только для подтверждения достоверно­сти изучаемых предметов и явлений, но и как источник знаний;

• по мере взросления детей необходимо больше использовать симво­лической наглядности взамен предметной;

• использовать различные виды наглядности в меру, так как чрезмер­ное их количество рассеивает внимание и мешает восприятию главного;

• наглядность должна эстетически воспитывать;

• учитывать возраст учащихся в процессе использования разнообраз­ных средств наглядности.

Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности в обучении предпола­гает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.

В основе принципа систематичности и последовательности лежит ряд закономерностей: человек только тогда обладает действенным знанием, когда в его сознании отражается четкая картина существующего мира; про­цесс развития обучаемых замедляется, если нет системы и последователь­ности в обучении; только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных зна­ний.

Принцип систематичности и последовательности в обучении требует
соблюдения ряда дидактических правил: )

• формирование системы знаний на основе понимания их взаимосвязи;

• деление изучаемого материала на логически связанные разделы и блоки;

• использование схем, планов, таблиц, опорных конспектов, модулей и иных форм логического представления учебного материала;

• осуществление межпредметных связей;

• проведение уроков обобщения и систематизации;

• координация деятельности всех субъектов педагогического процесса на основе единства требований, обеспечения преемственности в их дея­тельности.

Принцип прочности

Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закреп­ление в памяти учащихся. В основе данного принципа лежат установлен­ные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного мате­риала зависит от объективных факторов (содержания материала, его струк­туры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению, преподавателю; память носит избиратель­ный характер, поэтому прочнее закрепляется и дольше сохраняется важ­ный и интересный для обучаемых учебный материал.

Прочность усвоения знаний достигается при соблюдении следующих правил:

* обучающийся проявляет интеллектуальную познавательную актив­ность;

• подлежащий усвоению учебный материал структурируется с учетом
индивидуальных различий обучающихся;

. • новый учебный материал связывается с прежними знаниями, опира­ется на сложившиеся представления (в структуре старых знаний новые вос­принимаются яснее, становятся более понятными, а прежние знания за счет новых обогащаются и углубляются);

• используются разнообразные подходы, методы, формы, средства обучения. Однообразие гасит интерес обучающихся к учению, снижает эф­фективность усвоения;

• активизируется мысль учащихся, ставятся вопросы на сравнение, сопоставление, обобщение, анализ материала, установление причинно-следственных и ассоциативных связей, выделение главного, существенного и т. п.;

• процесс усвоения сопровождается систематическим контролем за его качеством.

Источник

Принцип сознательности и активности

Одной из важнейших целей обучения является формирование у учащихся правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждений. Общеизвестно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно. Однако в процессе обучения учащимся передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно.

Сознательность в усвоении материала учащимися во многом зависит от деятельности учителя, которому необходимо постоянно следить за вниманием учащихся в процессе обучения, стимулировать его постановкой проблемных ситуаций, но не вопросов на уровне актуального развития, что не способствует активизации внимания учащихся.

Известный философ Э.В. Ильенков обращал внимание на то, что в процессе обучения мы часто формируем знания, но при этом они не способствуют развитию мыслительной деятельности, а именно это должно быть главным. «Мышление и есть реально функционирующее знание». На это же обращает внимание и В.В. Давыдов в работе «Виды обобщения в обучении». Он подчеркивает, что в процессе обучения необходимо формировать знания не только о внешних признаках предметов или явлений, но и отношение к предмету или явлению на основе изучения их внутренних свойств.

В процессе обучения необходимо учитывать, прежде всего, наиболее общие признаки сознательного усвоения знаний:

Правила принципа сознательности и активности в обучении:

Соблюдение этих правил способствует формированию убеждений, а не накоплению формальных знаний. Соблюдение данного дидактического принципа имеет огромное значение, так как «убеждения не купишь в лавке», о чем писал Д.И. Писарев – они формируются в процессе познавательной деятельности.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

11. Принцип сознательности и активности в обучении

Принцип сознательности и активности обучения подразумевает взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, активной, творческой деятельностью учащихся.

Сознательность проявляется в осмысливании цели и задач обучения, в полном знании фактов, глубоком понимании материала, проникновении в сущность изучаемого, умении сознательно применять его на практике. Основой сознательности обучения является умственная, мыслительная или речемыслительная активность учащихся. Однако нельзя забывать и о роли волевой и физической активности. Активность теснейшим образом связана с самостоятельностью мысли и действий, играет большую роль в принятии решений, в умении отстаивать свои взгляды и т.п.

2. Обучайте так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их.

3. Обеспечивайте понимание учащимися смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывайте их, опираясь на знания и опыт учащихся, используйте образные сравнения. Не вводите понятий, на обстоятельное раскрытие которых вы не рассчитываете.

4. Используйте силу взаимообучения учащихся. Обеспечивайте надлежащие условия для развития коллективных форм поиска правильного ответа. То, что говорит товарищ, нередко воспринимается учащимися лучше и легче, чем объяснение учителя, а потому не нужно объяснять того, что могут объяснить лучшие ученики.

5. То, что учащимся неизвестно, логически увязывайте с известным: где нет логической связи между усвоенными и усвояемыми знаниями, там нетсознательного обучения.

6. Обучение станет более успешным, если каждое правило сопровождается оптимальным количеством примеров, чтобы стало достаточно ясно, как разнообразно его применение.

7. Ничему не следует учить, опираясь на один авторитет, но всему учить при помощи доказательств, основанных на чувстве и разуме.

9. Помните, что по-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет.

10. Постоянно изучайте и используйте индивидуальные интересы учащихся, развивайте и направляйте их таким образом, чтобы они согласовывались с личными и общественными потребностями.

11. Приучайте учащихся думать и действовать самостоятельно. Не допускайте подсказывания, пересказывания и копирования.

12. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем, познавательные задачи решайте несколькими логически различающимися способами, чаще практикуйте творческие задания.

Источник

Какие задачи решает принцип сознательности и активности

какие задачи решает принцип сознательности и активности. Смотреть фото какие задачи решает принцип сознательности и активности. Смотреть картинку какие задачи решает принцип сознательности и активности. Картинка про какие задачи решает принцип сознательности и активности. Фото какие задачи решает принцип сознательности и активностиХотите знать об этом больше? Робот постарался подобрать для Вас материалы, близкие по теме. Посмотреть Продолжение статьи. Читать сначала

Принцип наглядности заключается не только в иллюстрации изучаемого предмета и явления, а в использование целого комплекса приемов и средств, которые обеспечивают формирование ясного и четкого восприятия сообщаемых преподавателем знаний.
Вот некоторые из правил эффективной реализации принципа наглядности;
— использовать в обучении закономерность, согласно которой запоминание предметов, представленных наглядно (например, на моделях или картинках), происходит лучше, чем, если они описаны только в словесной форме.
— используя средства наглядности, не увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий;
— при использовании средств наглядности не ограничиваться только их показом, а пояснять и комментировать наглядный материал;
— тщательно готовить виды наглядности к применению, продумывая сопутствующие им дидактические приёмы;
— в подборе средств наглядности учитывать возрастные особенности обучающихся.

Принцип сознательности и активности нацелен на формирование у учащихся мотивации учения, познавательных потребностей, убеждённости в необходимости изучения материала, интереса в учении. Суть принципа в том, что педагог должен добиваться понимания (а не механического заучивания) учениками теоретического материала и осмысливания ими практических действий, побуждать их к активным учебным действиям, стимулировать самостоятельность в познании.
В качестве рекомендаций по практическому применению этого принципа можно привести следующие правила:
— использовать возможности взаимообучения;
— организовывать соревнование и партнёрство учащихся;
— обеспечивать условия для коллективного поиска правильного ответа;
— вводить в учебный процесс занимательные задания, игровые элементы;
— учить находить второстепенное и главное в изучаемом материале;
— использовать в обучении реальные жизненные ситуации и требовать от учащихся самостоятельного понимания, видения различий между наблюдаемыми в жизни фактами и их научным объяснением.

Источник

Какие задачи решает принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности применительно к теории и практике обучения двигательным действиям обоснован П.Ф. Лесгафтом в учении о физическом образовании детей школьного возраста. Важность данного принципа вытекает из двойственной природы дидактических процессов, или их двусторонности. Как уже установлено, в дидактических процессах взаимодействуют деятельности преподавания и учения. Изначальным моментом такого взаимодействия выступает деятельность учителя, направленная на создание условий возникновения деятельности учащихся. Учитель выдвигает перед коллективом класса педагогическую задачу и создает ситуации, которые способствуют восприятию и осознанию педагогической задачи учащимися [11].

Если учащиеся осознали сущность предстоящей деятельности, выраженной в ее цели, конкретных задачах и практических действиях, то по их достижении и решении взаимодействие становится результативным, интересным, целеустремленным.

Некоторые специалисты по методике преподавания выделяют принципы сознательности и активности как самостоятельные. В практике же процессы осознания и активности настолько взаимообусловлены, что оправдать их отрыв друг от друга нельзя. Ведь осознание невозможно без активного участия в этом личности занимающегося, а постоянная активность возникает лишь после осознания цели деятельности. Правда, на первых порах активность можно стимулировать требовательностью, оценкой, похвалой, но такая активность не столь высока, как та, которая осознанна. Под активизацией понимают мобилизацию учителем интеллектуальных, нравственных, волевых и физических сил занимающихся, направленных на достижение задач обучения и воспитания необходимых качеств [5].

Однако признание закономерности еще не делает учеников сознательными и активными. Такими их должен сделать учитель путем умелого использования положений, вытекающих из названного принципа.

1. Учитель формирует у учащихся мотивацию активной познавательной деятельности на занятиях. Известно, что первичные мотивы, побуждающие учеников к учебной деятельности, на первых порах не носят осознанной социальной или личностной значимости. Они могут быть вызваны личными, бытовыми причинами (занимается товарищ, посещает секцию брат, посоветовал отец и др.). Поэтому учители должен внимательно изучать первоначальные мотивы и постепенно преобразовывать их в осознанно значимые, побуждающие активность учащихся, направленные на достижение цели учебной деятельности [10].

Так постепенно формируется отношение занимающихся к предмету, к самому себе, к коллективу. В конечном счете мотивом должно стать стремление к физическому самосовершенствованию. Задача это трудная. К этому мотиву следует подходить постепенно, соблюдая определенные условия организации учебной деятельности на занятиях и учитывая возраст занимающихся. Для этого важно ставить конкретные задачи по овладению необходимыми знаниями по предмету, двигательными и инструктивными навыками и умениями, развитию двигательных, духовно-нравственных и волевых качеств личности учащихся.

2. Реализуя принцип сознательности и активности, учитель добивается, чтобы учащиеся [2]:

— осознанно выполняли операции и действия, которые в совокупности и взаимосвязи составляют деятельность учения;

— ориентировались в цели, задачах, содержании каждого учебного задания и условиях его выполнения;

— направляли волевые и физические усилия для решения задач (выполнения практического задания: усвоение элементов или деталей техники изучаемого двигательного действия, развитие двигательных качеств до требуемого уровня, проявление волевых усилий адекватно содержанию задания);

— имели навыки самоанализа для определения результатов выполнения заданий учителя, оценки характера действий одноклассников в процессе выполнения ими учебных заданий на уроках или во внеурочных занятиях;

— совместно с учителем или одноклассниками могли вносить изменения в свои действия по выполнению учебных задач;

— проявляли активность в обсуждении результатов учебной деятельности в целом или отдельных ее фрагментов совместно с учителем и одноклассниками;

— могли оказывать взаимопомощь в выполнении учебных заданий на уроках друг другу и вне уроков при выполнении домашних заданий или в процессе самостоятельных заданий по физической культуре.

Правильный подход учителя к реализации принципа сознательности и активности вызовет активность учащихся на уроках; будет способствовать формированию потребности в систематических занятиях физической культурой в целях физического совершенствования, активной жизненной позиции.

Например, учащиеся разучивают технику двигательного действия лишь потому, что этого требует учитель. Результативность учебной деятельности, обусловленной подобной мотивацией, может быть невысокой.

Считается полезным придерживаться следующих правил при реализации принципа сознательности и активности [2].

1. Требования к уровню осознания своей деятельности, приемы развития сознательного отношения должны соответствовать возрастным возможностям учеников. Каждый занимающийся физическими упражнениями обязан сознательно относиться к своим действиям. Но реализация принципа сознательности будет формальной, если и к первокласснику, осваивающему азы движений, и к выпускнику общеобразовательной школы предъявляются одинаковые требования. Нельзя требовать от неподготовленного ребенка понимания, например, биомеханических характеристик действия, которые он изучает. В этом случае можно ограничиться самыми общими представлениями о задачах обучения и о выполняемом упражнении.

2. Необходимо планомерно расширять границы сознательного отношения учеников к процессу обучения; постоянно направлять их мысль на новое, неосвоенное, на то, что способствует учебным достижениям.

3. Следует учитывать содержание решаемых педагогических задач. Чем сложнее техника изучаемого физического упражнения, тем большее значение должно придаваться системе методических приемов развития у ребенка сознательного отношения к изучаемому двигательному действию.

4. Стимулировать осознанный учащимися контроль, оценку и анализ учебной деятельности. Для этого опытные педагоги применяют интересные приемы:

а) отказ от предварительного показа при разучивании двигательного действия на первом и втором этапах обучения. Применение срочной объективной информации о качестве выполнения двигательного действия может способствовать формированию у учащихся способности мобилизовать дополнительные усилия, дает материал для анализа собственных двигательных действий, позволяет судить о степени освоения упражнения;

б) применение специальных сигналов зрительного или акустического характера, способствующих предоставлению учащимся в процессе их учебной деятельности срочной информации, которая свидетельствует о правильности или неправильности исполнения ими техники изучаемого физического упражнения;

в) воспитание умения самостоятельно подбирать физические упражнения для решения конкретных задач, самооценки и взаимооценки качества выполненного, определение ошибок, допущенных занимающимися при выполнении упражнений; обсуждение способа их устранения может способствовать формированию у учащихся контрольно-оценочного компонента их учебной деятельности.

5. Научить детей управлять своими пространственными, силовыми и скоростными проявлениями. Учитель систематически рекомендует учащимся задания для выявления умения выполнить физическое упражнение (пробежать, метнуть) вполсилы (скорости) или преодолеть расстояние за определенное время с определенным количеством шагов и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *