какие задачи решает сказкотерапия в работе с дошкольниками
Сказкотерапия в работе с дошкольниками: цели, задачи и формы работы со сказкой
Лидия Сергеева
Сказкотерапия в работе с дошкольниками: цели, задачи и формы работы со сказкой
Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.
Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации.
Сказкотерапия – это лечение сказкой, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.
Цель сказкотерапии: воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста.
Главной задачей сказкотерапии является гармонизация внутреннего мира ребенка.
Задачи сказкотерапии:
1-формировать представление о внутреннем мире человека, развивать умение чувствовать и понимать другого;
2-формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
3-развивать у детей интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку;
4-развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;
5-снижение уровня тревожности и агрессивности;
6-развитие умения преодолевать страхи.
Выделяют несколько видов «лечебных» сказок:
1. Народные (художественные) сказки, которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребенку нравственность, формируют чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. Это «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь».
2. Дидактические сказки (обучающие, развивающие).
Расширяют знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях.
3. Диагностические сказки. Помогают определить характер ребенка и выявляют его отношение к миру.
4. Медитативные сказки, помогают расслабиться, снять напряжение
5. Психокоррекционные (психологические, психотерапевтические) сказки. Вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.
Требования к работе со сказкой:
1. Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт, ссора детей, непослушание, тревожность и т. д.)
2. Искренность. От воспитателя требуется искренность повествования и открытость.
3. Дозированность. Сказкотерапия побуждает к размышлению. Это длительный процесс. Поэтому нельзя «перегружать» детей психотерапевтическими сказками, чтобы они не утратили к ним чувствительность.
Ткач Р. М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь,необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.
3. Сказочныйсюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
Начало сказки, встреча с ее героями.
Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.
Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
Мораль сказки…
Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
Формы работы со сказками:
• Чтение и анализ сказки
• Рассказывание сказки
• Сочинение сказки
• Инсценирование сказки
• Иллюстрирование сказки
Этапы работы со сказкой:
1. Ритуал «Вхождение в сказку»
2. Чтение сказки
3. Обсуждение сказки
4. В конце занятия – ритуал «выхода из сказки»
1.«вхождение в сказку»: музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку. Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.
Игра «Волшебный клубочек», стих «Сказка в гости к нам пришла, нам ее встречать пора». Также новую сказку можно «случайно найти» в сказочной шкатулке, под волшебным ковром, или в гости приходит Иван Царевич и приносит письмо. Дети просят почитать.
2. Чтение сказки.2 варианта: 1 – читаем сказку полностью, без обсуждения. 2 вариант – в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.
3. Обсуждение сказки. На примере сказки «Как мышонок стал храбрым». Вместе с детьми обсуждаем, кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличаются герои друг от друга. Вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали? А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Далее проговариваем, что чувствуем в разных состояниях. Какого цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут? Анализируем, что ожидает человека, который не изменится. Затем дети рассказывают, как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают стать храбрее
4. Ритуал «выхода из сказки». Использование мелодии для выхода из сказки или проговаривание, стихов, определенных слов.
Вывод: Сказкотерапия в ДОУ:
• Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в обществе, способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей
• В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развивается фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.
• Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь ребенку. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, находит решение своих жизненных проблем. Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.
Сказкотерапия в работе с дошкольниками
Орещишина В.В
Сказкотерапия в работе с дошкольниками
Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное средство психологического воспитания, развития творческого начала. Без нее адаптация в детском саду проходит сложнее, поэтому методы арт-терапии применяются в детских садах еще на этапе ясельной группы.
Арт-терапия сегодня по праву считается эффективнейшим методом, используемым психологами и педагогами во время занятий с детьми. Посредством творчества они воплощают свои эмоции, страхи и желания, что позволяет узнать о них что-то новое, ребенок способен выразить себя, а также познать окружающий мир, что способствует его социальной адаптации.
Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь ребенок только начинает узнавать самого себя, других людей и мир вокруг.И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и в одиночестве. Взрослые хотят им помочь, но часто не знают, как именно. Именно в таких случаях помогает арт-терапия. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации.
Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом
Для каждого возраста существуют свои методы арт-терапии, для дошкольников используют упражнения более сложные и разносторонние, а для малышей – примитивные, но от этого их значимость не меньше. Главное условие для упражнений детской арт-терапии – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность.
В этой статье я познакомлю вас с основными видами арт-терапии, а в частности с одним из используемых мной методом в работе с детьми – сказкотерапией.
Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работес разными видами искусства: рисование, коллажи, оригами; лепка из пластилина, скульптура; работа с песком, глиной; пластика, танцы; кино, фотография; художественная самодеятельность (игры, представления); цветотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия и т. д.
Сказкотерапия для дошкольников — современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи.Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.
Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.
Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства,которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации.
Во-первых, сказки используют для преодоления детских страхов. К примеру, если кроха боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание малыша. С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой.
Во-вторых, сказкотерапия дает возможность детям поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах.Примеряя роль главного героя на себя ребенок: четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения; показывает, каким он видит решение проблем.
В-третьих, одним из положительных эффектов сказкотерапии является укрепление связи и взаимоотношений между детьми и родителями.
Содержание сказки должно соответствовать возрасту,потребностям и возможностям ребенка:
В два года детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок». Подобная организация речи рассказчика помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и «освоиться» в нём.
Для лучшего понимания сказки в работе с детьми я опираюсь не только на словесное описание,но и на изображение: использую показ иллюстрации в книжках, действия по сказке с помощью кукол и так далее.
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. В этом возрасте начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать.
С 5 лет ребёнка интересуют уже человеческие персонажи: принцы, царевны, солдаты, рыцари и т. д. Такие сказки лучше передают детям жизненный опыт на примере героев. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. В работе с детьми этого возраста необходимо использовать пересказ известных сказок. Также действенным приёмом является применение театра в работе с детьми: розыгрыш сказки в лицах.
Примерно с 6 лет дети предпочитают волшебные сказки. Благодаря им ребенок черпает жизненную мудрость и познает в чем суть духовного развития человека.
В сказкотерапии для детей применяются 3 основных вида сказок:
1) Художественные и народные сказки:
Эти сказкиспособствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.
2) Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку
накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста, овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены буквы и цифры. специально разработанные психологом:
3)Самостоятельно сочиненные ребенком: через такую сказку можно узнать о тех переживаниях ребенка, которые он не осознает либо скрывает от взрослых.
Таким образом, сказка в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Она становится средством развития и воспитания с первого дня жизни ребёнка и сопровождает его вплоть до подросткового возраста.
Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста велика. Она пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует крепкие нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Совместное чтение сказок помогает воспитателю и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.
Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать… При выборе методов арт-терапевтического воздействия следует учитывать индивидуальные особенности ребенка и его предпочтения. То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.
Применение технологии «БОС-здоровье» в работе с дошкольниками Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 г. Новочеркасска Городское методическое объединение.
Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической.
Использование нестандартного оборудования в работе с дошкольниками. Использования нестандартного оборудования в работе с дошкольниками. Нестандартное физкультурное оборудование в работе с дошкольниками.
Использование речевых игр в работе с дошкольниками. Как вы думаете, что изображено на картинке? Это: «Трудолюбивая зебра делает уроки в парке весной» Конечно, вы сразу догадались, что это.
Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями. Кинезиология – сложное название, простые и полезные игры. Многих родителей, особенно родителей будущих первоклассников, волнует вопрос: как.
Музыкотерапия в работе с дошкольниками Цели: Систематизировать представления в области музыкотерапии, рассказать о конкретных способах использования музыкотерапии в своей работе.
Сказкотерапия в работе с родителями. Роль труда в воспитании подрастающего поколения или как убедить родителей в пользе труда Роль трудовых действий, труда в жизни неоценима – это двигатель прогресса. Сила, позволяющая быть ответственным, целеустремленным, действенным,.
Статья по работе педагога с замкнутыми дошкольниками Очень часто дошкольник проявляет недоверие к новым людям и не сразу идет на контакт с новыми воспитателями. Это дети замкнутые и попробуем.
Из опыта работы «Сказкатерапия в ДОУ»
Алина Дрозд
Из опыта работы «Сказкатерапия в ДОУ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 5 станицы Ясенской
муниципального образования Ейский район
ОПЫТ РАБОТЫ
Тема: Сказкатерапия в ДОУ
Автор: Дрозд Алина Васильевна
І квалификационная категория
1. Информационный лист 3
2. Информация об опыте 4
3. Технология работы 8
4. Результаты опыта 11
5. Библиографический список. 12
6. Приложение к опыту. 14
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
«У КОГО В ДЕТСТВЕ НЕ БЫВАЕТ СКАЗКИ,
ТОТ ВЫРАСТАЕТ СУХИМ, КОЛЮЧИМ ЧЕЛОВЕКОМ,
И ЛЮДИ ОБ НЕГО УШИБАЮТСЯ,
КАК О ЛЕЖАЩИЙ НА ДОРОГЕ КАМЕНЬ,
И УКАЛЫВАЮТСЯ КАК О ЛИСТ ОСОТА»
Большинство родителей не знают, что речь сопровождает познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии.
С учётом программных требований программы «От рождения до школы», мною были выделены наиболее эффективные методики, выявляющие уровень сформированности связной устной речи, развитие словаря, звуковой культуры речи. Повышение качества образования речи детей, развитие познавательных качеств ребенка,является одним из важных направлений модернизации дошкольного образования.
Основной принцип сказкотерапии: педагогическая поддержка – решение сложной проблемы совместными, приемлемыми для конкретного воспитанника способами и приёмами. Главный критерий реализации данного принципа – удовлетворённость детей самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости В своей работе я раскрыла и систематизировала все элементы сказкотерапии, которые возможно использовать в своей работе, определила формы работы со сказкой, поставила перед собой цели для каждого упражнения.
Актуальность опыта.
Сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Важной чертою сказки является то, что в ходе ее происходит трансформация. Некто маленький и слабый в начале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. Это можно назвать историей о повзрослении.
Сказкотерапия переживает настоящий бум популярности. Большинство специалистов системы образования, будь то учитель, воспитатель-дошкольник или педагог-психолог, стараются использовать в своей работе метафорический язык сказки. И если воспитатель начинает занятия по развитию речи, переодевшись в фею Азбуку из страны слов, разыгрывает сценки из жизни обитателей этой страны, ведет детей за собой в сказочный мир, где те встречают своих любимых сказочных героев, то можно не сомневаться- успех его занятию обеспечен.
Привлекательность сказкотерапии для психологов можно объяснить, прежде всего,ее универсальностью:
Сказка информативна. Через анализ придуманной ребенком сказки педагог-психолог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
Сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, как ребенок, так и педагог-психолог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие ребенка к коррекционно-развивающему процессу.
Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок (педагог-психолог) преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
Сказка феерична. Обращаясь к сказкотерапии, педагог-психолог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, а возможно, и психологический кукольный или драматический театр. Может привлекать в своей работе различный круг специалистов- педагогов по ИЗО, по театральной деятельности, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре и т. п.
Сказка эмоциональна. Через участие в сказкотерапевтических коррекционно-развивающих занятиях ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
Сказка мудра. Через сказку психолог имеет возможность передать ребенку, родителям или педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.
Еще одним большим достоинством сказки является отсутствие возрастных ограничений. Она эффективна не только с дошкольниками или младшими школьниками, для которых является «родным языком», но и с подростками «группы риска».
Педагоги и родители также с интересом участвуют в сказкотерапевтических занятиях. Их внутренний ребенок пробуждается и активно вступает в игру, позволяющую не только расслабиться и снять напряжение, но и смоделировать, а затем проиграть многие проблемные ситуации.
Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование сказки дает педагогу-психологу возможность помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию.
В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те,кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Огромный практический интерес представляет использование сказкотерапии для формирования нравственных представлений у дошкольников, воздействуя на их эмоциональное состояние, мотивацию поступков ребенка в условиях его социализации.
Дошкольный возраст — период интенсивного морально-нравственного развития ребенка. Именно в этот период складываются первичные этические инстанции, которые во многом определяют личностные особенности человека и его отношение к окружающим людям.Становление внутренних этических инстанций происходит по нескольким линиям:
1. развитие морального сознания,
2. становление моральной саморегуляции поведения,
3. развитие нравственных чувств.
Важным свидетельством развития морального сознания являются этические оценки, на основании которых ребенок дифференцирует все поступки на хорошие и плохие. В ряде отечественных и зарубежных исследований показано, что моральное развитие ребенка во многом определяется уровнем его моральных понятий (о справедливости, о доброте и пр.).
На основании требований — Федерального — государственного образовательного стандарта дошкольного образования и целевых ориентиров основной образовательной программы ДОУ в детском саду должны быть созданы все условия для того, чтобы каждый ребенок овладел речью, как средством общения и культуры; обогащал свой активный словарь; развивал связную, диалогическую и монологическую речь; развить звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух; познакомился с книжной культурой, детской литературой, понимал на слух тексты различных жанров детской литературы. Для того, чтобы достичь данных задач, необходимо уделять особое внимание развитию речи детей.
Ведущая идея педагогического опыта заключается в разработке и апробации педагогических условий использования сказкотерапии для развития устной речи детей старшего дошкольного возраста.
Длительность работы над опытом. составляла 4 года (с сентября 2015 года по май 2019 года)и включала три этапа: 1 этап — начальный 2 этап — основной
3 этап — заключительный. Начальный период предполагал обнаружение — проблемы, исследование методической литературы по проблеме, подбор материала, и выявление уровня развития речи у дошкольников.
На формирующем этапе была разработана и апробирована система непосредственной образовательной деятельности. На заключительном этапе доказала важность использования сказкотерапии для развития речи у дошкольников.
Диапазон опытаохватывает всех участников образовательного процесса в детском саду и распространяется на многие виды деятельности дошкольников: от различных занятий и развлечений до организации предметно — развивающей среды, самостоятельной, художественной, игровой деятельности, двигательной активности детей. Работа строилась по схеме взаимодействия взрослых и детей.
Теоретическая база опыта.
Отечественные психологи доказали (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец и др., что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова творчество определяется как создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей.
В большинстве характеристик творчества среди наиболее важных черт выделяется новизна и ценность для общества. Свидетельством этому служат психологические определения. В исследованиях Б. П. Теплова, В. И. Страхова и других авторов творчество характеризуется по материальному результату, его новизне и значимости для общества. Творческие проявления людей связываются с активностью и самостоятельностью деятельности.
Термин «сказкотерапия» появился сравнительно — недавно. Основателем метода комплексной сказкотерапии является Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева.
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи.
В дошкольном образовательном учреждении использование сказкотерапии может,осуществляется по следующим направлениям:
1. Слушание и запоминание сказок.
2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.
3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.
5. Рисование сказок.
6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный — театр, музыкальные спектакли).
7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.
Наибольшей популярностью метод сказкотерапии пользуется у педагогов дошкольных учреждений,поскольку помогает:
-воспитать, развить и обучить детей продуктивным навыкам взаимодействия с другими людьми, наладить взаимопонимание в детском коллективе,
— развить речь, мышление, память, воображение.
Термин «сказкотерапия» имеет положительную окраску и является самым древним методом воспитания и учения. Сказкотерапия в детском саду занимает особенное место, поскольку именно дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок. Когда ребенок слушает сказку, то он погружается в события, которые в ней происходят и сильнее чувствует переживания героев сказки. Это создает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны. Возвращаясь в реальный мир, он начинает чувствовать себя более защищено и уверенно.
Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в создании педагогических условий,включающих: разработку перспективного плана работы с детьми, подбора сказок различной тематики,, упражнений психогимнастики, пантомимических этюдов, которые направлены на развитие речи и выработку положительных черт характера, корректировку поведения дошкольников; для работы с родителями разработаны родительские собрания и консультативный материал; для расширения опыта педагогов по данной теме, разработаны консультации и интеллектуальные конкурсы, составлены презентации, реализован проект.
Данный опыт может быть использован в ДОО, работающих по общеобразовательным программам «От рождения до школы», с детьми 6-7 лет,при реализации образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.
Воспитание сказкой способствует воспитанию уверенности в себе и своих силах. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения». Роль сказки очень велика и доступна восприятию детей дошкольного возраста.
В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей.
Таким образом, я сделала вывод, что, занятия, построенные Сказкотерапевтическим образом, очень широко влияют на развитие личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания, развивать врожденные таланты. А также воспитывать важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.
Из опыта работы «Использование Су — Джок терапии на занятиях по физическому развитию в ДОУ» В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале.
Из опыта работы ПМПК в ДОУ Консультация для педагогов ДОУ Работа психолого-медико-педагогического консилиума внутри дошкольного образовательного учреждения. В дошкольных.
Музейная педагогика в ДОУ. Из опыта работы Из опыта работы. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Графический диктант» (из опыта работы) Тема: Методика проведения графического диктанта (из опыта работы) Цели: внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода проведения.
Нетрадиционные техники рисования в ДОУ (из опыта работы) …Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене И в трамвае на окне… Э. Успенский.
Развитие дошкольников посредством музыкальных занятий в ДОУ (из опыта работы) РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДОУ «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру,.
Сообщение из опыта работы «Инновационная деятельность в ДОУ в развитии познавательной активности дошкольников» «Дом не стоит без фундамента. Дерево не растет с подрубленным корнем. Человек не может жить без основы. Сердцевинка должна быть в нем.