какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа

Какие задачи стартапы чаще всего решают в процессе разработки?

В интервью для Nasdaq Entrepreneurial Center Виктор Лозинский, директор и соучредитель LeverX Group, рассказывает о самых частых трудностях, с которыми сталкиваются стартапы в процессе разработки приложений. Готовы к провокационным советам? Они ждут вас в статье!

Как правило, стартапы работают в очень напряженных условиях: жесткие ограничения по времени и ресурсам, причем как финансовым, так и человеческим.

Один из самых важных аспектов — разработка приложений. Если вы большая корпорация, продать продукт, нуждающийся в дальнейшей доработке, проще; стартапам для продаж изначально необходимо максимально успешное, готовое решение.

А значит, сочетание достойной идеи и отличной ее реализации — основа успешного пути стартапа.

Даже если идея вашего продукта отличная, но ее реализация оставляет желать лучшего, можно забыть об успехе. Конечно, идеальный сценарий — тандем прекрасной идеи и качественной реализации, однако, если нужно сделать ставку на что-то одно, выбирайте отличную реализацию неплохого концепта. Для стартапов, особенно на ранней стадии, реализация и есть разработка приложения.

Конечно, и их немало. Можно условно разделить возникающие в ходе разработки задачи на три типа: бизнес-, технологические и организационные.

Пример бизнес-задачи — найти правильный баланс между сжатыми сроками и ограниченными ресурсами и возможностями MVP (минимально жизнеспособного продукта).

Другая задача этого же типа — грамотно ориентироваться на заказчика и его требования, сохраняя при этом желаемые масштабы и функции приложения. Это то, что я называю «искусством говорить нет», когда какие-то требования клиента нецелесообразны.

В число технологических задач, как правило, входит архитектура приложения — всем известно, что она должна быть стабильной, расширяемой, масштабируемой и поддерживаемой.

Но иногда архитектура выстраивается несколько хаотично (особенно если вы работаете в условиях ограниченного времени и ресурсов). На это также нужно обращать внимание.

Выбор правильного технологического стека — непростая задача. Иногда специалисты выбирают используемые при разработке приложения технологии, основываясь на компетенциях членов команды. Такой подход неверен: сначала нужно выбирать технологии, затем — формировать команду исходя из выбранного стека.

Собирайте отзывы клиентов. Сейчас много инструментов, которые позволяют получать от заказчиков обратную связь. Они не заменят живого общения с клиентами, но помогут получить много полезных данных для анализа и принятия правильных стратегических решений. Процесс сбора отзывов должен происходить непрерывно.

Среди организационных задач — создание творческой атмосферы. Сколько времени и внимания стоит уделять творческой составляющей в команде, чтобы быть уверенным, что вы не просто занимаетесь теоретическими исследованиями, а выполняете строгие дедлайны и обязательства?

Вначале можно уделять больше времени творческим форматам, например, мозговым штурмам, чтобы разобраться, как должен выглядеть ваш продукт. Когда появляются первые заказчики и инвесторы, выходят новые релизы приложения, приоритеты смещаются в сторону дедлайнов.

Неправильное решение лучше, чем его отсутствие. Даже если вы принимаете неверное решение, у вас еще есть шанс (и время) исправить ошибки. Возможно, прозвучит немного провокационно, но лучше неверное решение, чем никакого.

Я не призываю принимать неправильные решения, но, если приходится выбирать между решением и его отсутствием, склоняйтесь к первому варианту в надежде, что решение окажется верным. Приложите все усилия, чтобы оно в итоге было правильным, если нет, проводите работу над ошибками, но не сидите сложа руки.

Источник

Пять главных задач стартапа: как их решить и перейти к взрывному росту

какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Смотреть фото какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Смотреть картинку какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Картинка про какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Фото какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа

Об эксперте:

Анатолий Валетов, председатель правления и руководитель фонда «Московский инновационный кластер» (МИК), подведомственного столичному Департаменту предпринимательства и инновационного развития. Основатель Всемирного альянса международных финансовых центров (WAIFC), сейчас занимает в организации должность советника президента. Входит в совет директоров Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы.

Выживают единицы

По данным Startup Barometer 2020, сегодня только 6% стартапов стабильно развиваются и ищут новые направления для взрывного роста.

Большинство компаний продвинулись не так далеко. Примерно у 30% есть MVP (минимально жизнеспособный продукт) и первые продажи, 21% занимаются подбором команды и разработкой прототипа. По 17% находятся на стадии масштабирования продукта и его доработки на основе обратной связи.

Многие застревают на этих этапах надолго, а то и навсегда.

Дело осложняется тем, что инвесторы в России ведут себя очень осторожно. В первом полугодии 2020 года совершено всего 78 сделок, хотя за тот же период прошлого года их было 129.

Однако средний чек вложений растет. То есть, инвесторы готовы вкладываться, но тщательно выбирают по-настоящему интересные и перспективные проекты. Чтобы попасть в их число, стартапам нужно точнее формулировать свои задачи и использовать для их решения все доступные инструменты.

1. Проверить спрос и узнать потребности клиентов

Главные беды стартапов на ранних стадиях — слабость идеи и недооценка рынка. Большинство продуктов предприниматели создают в отрыве от потенциальных заказчиков. И в этом — источник проблем.

Если компания двигается в общем тренде и развивает хайповую технологию, у нее обязательно найдутся конкуренты. А если создает принципиально новое решение, то рынка для него может не быть вообще. Но такие риски сложно оценивать самостоятельно.

Решить проблему можно через различные технологические конкурсы. Они проводятся, чтобы найти и быстро внедрить решения под запрос корпораций. То есть, стартапу не нужно растерянно ходить по рынку в поисках потенциальных клиентов. Вместо этого он предлагает или дорабатывает свой продукт под конкретный, уже сформулированный запрос.

В «Московском инновационном кластере» мы проводим целую серию технологических конкурсов. С их помощью стартапы начинают применять свои разработки на практике, нередко — в крупнейших корпорациях. При этом они могут кооперироваться с другими участниками кластера и получать инвестиции от фондов-партнеров программы.

Каждый конкурс заточен под нужды конкретной индустрии или направления. Например, на Social Tech Challenge представляли продукты для рекрутмента, удаленной работы, оценки и повышения продуктивности персонала. Всего по итогам конкурса мы интегрировали в корпорации десять разных решений. Так, компания Skillaz внедрила личный кабинет для подбора персонала и в результате улучшила бизнес-показатели на 30%.

Цель на 2020 год — не менее 100 технологических проектов-участников конкурсов. Конкурсы пройдут по пяти разным трекам — SocialTech, гейминг, спорт, образование и Индустрия 4.0.

2. Масштабировать идею

Молодые предприниматели, как правило, сосредоточены на своем продукте и его технологическом исполнении. Однако не всегда правильно понимают его преимущества и ценность.

Чтобы определить ценность и найти точки роста, стартаперам требуется внешняя экспертная поддержка, инфраструктура для развития и масштабирования. Получить ее можно в различных бизнес-инкубаторах и акселераторах.

В России сегодня работает несколько сотен таких площадок. В последнее время появляется много корпоративных проектов, которые частично занимают нишу бизнес-ангелов. Благодаря акселераторам их участники могут кратно увеличить метрики, найти клиентов или начать путь на международный рынок. А система менторства позволяет проверять гипотезы, обеспечивает регулярную обратную связь от трекеров и экспертов.

какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Смотреть фото какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Смотреть картинку какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Картинка про какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Фото какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа

В Московском акселераторе стартапы также получают доступ к городским ресурсам и партнерствам с корпорациями. Например, трек «Цифровые сервисы» мы организовали совместно с Агентством инноваций Москвы (АИМ) при поддержке «Яндекса».

Победитель трека — компания Pooling — создала онлайн-сервис для бизнеса, помогающий доставлять товары в розничные сети. Он предназначен для выполнения небольших b2b-заказов. Производители товаров размещают заказы на доставку, а когда машина заполняется, транспортная компания дает им скидку. За счет объединения грузов цена услуг снижается на 30%.

Благодаря нашему с АИМ акселератору, Pooling увеличил свою выручку на 70% и нацелился на годовой оборот 1 млрд руб.

3. Упаковать решение для инвестора

Стартаперы и инвесторы смотрят на проекты совсем по-разному. Для первых главное — идея, для вторых — ее реализация и полученный эффект. Думая о продукте и его фишках, предприниматели забывают о принципах устройства бизнеса и правильной инвестиционной упаковке продукта.

Однако хорошая презентация для инвесторов включает в себя не только информацию о проекте, проблему и ее решение. Нужен подробный анализ конкурентов и рынка, планы по созданию и производству продукта, защите интеллектуальной собственности, бизнес-модель и план стратегического маркетинга. Кроме того, необходима финансовая модель, в которой отражена рыночная стоимость проекта, схема финансирования, прогнозы по балансу, финансовому результату и движению денежных средств.

Услуги по инвестиционной упаковке проектов можно получить на рынке. Но их цена составляет от 150 тыс. до 2 млн руб. — для молодого проекта это неподъемные деньги. У нас эта услуга предоставляется бесплатно, но на конкурсной основе.

Поскольку мы каждый день работаем с инвесторами, то хорошо знаем, в какие проекты они готовы вкладываться.

Если речь идет о hardware-проекте, то его уровень готовности должен быть не ниже TRL4 (Technology readiness level. — РБК Тренды). Это означает, что технология опробована в лабораторных или тестовых условиях. Если стартап создает ПО, то необходима бета-версия продукта.

Важно, что решение должно быть нацелено на емкий рынок — не менее 500 млн руб. А вот собственное производство или лаборатории иметь не обязательно. Правильно упаковать продукт и получить деньги от инвесторов можно и без них.

4. Протестировать продукт на практике / Запустить «пилот»

Большинство стартаперов отлично понимают, как важно тестировать продукт и получать обратную связь от пользователей. Но одно дело — проверить бета-версии на друзьях и знакомых, и совсем другое — обкатать решение на площадке заказчика.

При этом клиентам чаще всего интересны продукты, уже опробованные на практике и доказавшие эффективность. Получается замкнутый круг: стартап не может получить крупный заказ, потому что у него еще не было крупных заказов.

Чтобы устранить разрыв между MVP и практикой, нужны площадки для пилотирования продуктов. В Москве малые и средние инновационные компании могут обкатать свои решения в городских и коммерческих организациях. Это часть нашей совместной с Агентством инноваций города Москвы программы пилотного тестирования для стартапов. После таких «пилотов» компании получают независимую экспертную оценку и рекомендации по кастомизации решений.

На сегодняшний день у нас более 100 площадок для пилотирования более чем в десяти отраслях — от здравоохранения и ЖКХ до финтеха и ретейла. Например, компании «Красное поле» требовалось протестировать приборы для очистки и обеззараживания воздуха. Площадкой для пилотирования стала сеть деловых пространств Deworkacy (ООО «Умные пространства»). По итогам успешного тестирования объем закупки составил около 18 млн руб.

Почти на такую же сумму продала свое решение компания «Реабилитационные технологии». Она тестировала реабилитационную перчатку «Аника» на городской площадке — ГБУ КРОЦ. Разработку используют для восстановления двигательной активности после инсультов.

5. Вовремя получить поддержку

Более 60% стартапов на момент запуска финансируются за счет собственного капитала. Но если на старте такая схема приемлема, то для масштабирования и выхода на новые рынки нужны дополнительные вливания и меры поддержки.

Их нехватка особенно остро чувствуется в кризис. Например, 70% индийских стартапов заявляли, что останутся без денег в ближайшие три месяца. Похожая статистика и в странах Европы: 40% стартапов окажутся без средств в течение квартала, 70% — через полгода.

Однако стартапы часто не принимают во внимание помощь, которую можно получить от властей. Это касается в том числе и российских молодых компаний. Более половины из них не пользуются никакими мерами государственной поддержки. Хотя такая поддержка доступна стартапам не только во время кризисов: компании могут получить субсидии и налоговые льготы, гранты и кредиты на развитие бизнеса.

какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Смотреть фото какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Смотреть картинку какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Картинка про какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Фото какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа

В навигаторе на i.moscow собрано в общей сложности 218 мер государственной поддержки. Часть из них полностью оцифрована: участники кластера подают заявки и получают ответ в режиме онлайн.

С начала года сервисом воспользовались более 60 тыс. раз, причем количество заходов и заявок постоянно растет. Компании все чаще понимают, что необязательно преодолевать все трудности в одиночку. А судя по нашему опыту, для успеха стартапам нужны не только идеи и готовность идти до конца. Ключевую роль могут сыграть полезные инструменты, связи и партнерства.

Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Источник

Ошибки новичков: на чем прогорают молодые стартаперы

какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Смотреть фото какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Смотреть картинку какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Картинка про какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Фото какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа

Отвечают:

Какие проблемы возникают у начинающих стартаперов

При запуске бизнес-проектов начинающие предприниматели, недавние выпускники вузов, как правило, совершают похожие ошибки. Сказывается отсутствие знаний, средств и опыта. Понимание того, с чем стоит быть внимательнее, поможет подготовиться.

1. Нет предпринимательских знаний

Андрей Григорьев:

«Успешный стартап не определяется возрастом (а часто и и опытом) его организатора. Это больше зависит от того, насколько человек, основавший бизнес, готов к саморазвитию. У студентов мало опыта, поэтому со многими вещами им придется столкнуться впервые: с налоговой, патентованием интеллектуальной собственности, заключением договоров, наймом и прочим».

Кармо Шариф Халиль:

«Еще одна проблема — полное отсутствие понимания рынка. Особенно это касается b2b-стартапов. Молодые предприниматели обычно думают о том, что было бы хорошо для компании-заказчика. В результате такие продукты оказываются никому не нужны, а компания несет убытки. На самом деле нужно всегда думать про конечного потребителя».

Тимофей Головин:

«Полностью риски убрать невозможно, но их можно минимизировать. Касдев, например, поможет снизить продуктовые риски и понять, что вы действительно решаете чью-то проблему, а не свою хотелку. Бутстрэппинг позволяет снизить финансовые затраты, а значит при неудаче вы потеряете меньше денег. Но чтобы применять эти инструменты, нужно в них начать разбираться».

какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Смотреть фото какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Смотреть картинку какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Картинка про какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Фото какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа

CustDev (сокращение от customer development) — метод оценки жизнеспособности идеи в форме интервью с потенциальными потребителями.

Бутстрэппинг (от англ. bootstrapping) — способ финансирования компании без привлечения внешних инвестиций.

2. Превышение расходов

Андрей Григорьев:

«Я знаю немало людей, проработавших много времени в корпорациях и при запуске своего стартапа «вылетевших в трубу». Они привыкли делать все с размахом, а в стартапе большого количества ресурсов никогда нет.

При этом не все нуждаются в больших инвестициях. Помимо инвесторов существуют гранты, которые могут получить молодые предприниматели. Например, в Фонде содействия инновациям есть программы «Умник» и «Старт», где легко получить ₽1,5 млн, даже зарегистрировав ИП».

3. Неправильно собрана команда

Андрей Григорьев:

«Для успешного запуска стартапа важно уметь набирать команду, способную реализовать идею. Инвесторы обычно дают денег тем, у кого в коллективе закрыты все компетенции, где каждый участник является самостоятельным специалистом. Соответственно, в команде обязательно должен быть тот, кто будет заниматься развитием бизнеса, управлять продажами и отвечать за нетворкинг, а также тот, кто будет разрабатывать продукт: инженер, технолог или ученый».

какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Смотреть фото какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Смотреть картинку какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Картинка про какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Фото какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа

Кармо Шариф Халиль:

«На стадии запуска еще нет возможности стабильно платить деньги, и люди часто работают на чистом энтузиазме. Поэтому абсолютно нормально, что кто-то уходит. Люди устают, не хотят выполнять новые задачи или просят другие условия. Обычно 70–80% команд на этом этапе разваливается. Зато у предпринимателя появляется понимание, с кем можно работать, а с кем нет, и остается 1–2 человека, с которыми действительно стоит строить бизнес».

4. Нежизнеспособные идеи

Кармо Шариф Халиль:

«Предприниматели в b2c-сегменте как правило делают плохой конкурентный анализ. Им кажется, что они придумали классную идею. Но часто она оказывается простым однотипным решением с незначительными отличиями от конкурентов: райдшеринг типа BlaBlaCar, очередные доставки еды, сервисы для домашних животных и большое количество социальных проектов».

Тимофей Головин:

«Молодость это хорошо — она позволяет лезть с совершенно безумными решениями, которые опытные люди предлагать не станут. А ведь многие классные вещи лежат на стыке безумного и рационального. Но излишняя уверенность в своих идеях толкает на создание стартапов, которые не имеют никакого рыночного спроса и не ориентированы на реального потребителя. Многие начинающие стартапы сталкиваются с тем, что решают несуществующие проблемы несуществующих клиентов».

какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Смотреть фото какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Смотреть картинку какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Картинка про какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Фото какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа

5. Не хватает фундаментальной подготовки

Тимофей Головин:

«Предпринимателю нужна общая фундаментальная подготовка. Ведь чтобы сделать хороший бизнес-проект, надо ориентироваться не только в той области, в которой ты работаешь, но и в большом количестве смежных. Можно, конечно, найти какие-то шаблоны, примеры и рекомендации. Но если у человека нет фундаментального образования, умения отличать ложную информацию от обоснованной, навыка проверки фактов, то с большой вероятностью он найдет непроверенные инструкции, сделает на их основании какого-нибудь «франкенштейна» и не заметит мелочей, которые убьют его бизнес».

Какие есть возможности у молодого стартапера и как избежать проблем

Есть три основных пути, по которым могут пойти выпускники вузов с идеей для стартапа. Вот основные преимущества и недостатки каждого из вариантов.

1. Попробовать сразу запустить стартап

Андрей Кокшаров:

«Самый очевидный способ для большинства стартаперов — сразу начать. Но не у всех это получается с первого раза. По статистике такие случаи составляют 10% от общего числа провалов. Основная проблема здесь в том, что образования, полученного на условном бакалавриате, не всегда достаточно для успешного запуска бизнеса. Кроме того, люди в возрасте 18–20 лет еще не до конца понимают важность получаемых знаний и не так внимательно осваивают программу.

При таком варианте лучшим решением будет нанять грамотного управленца с бизнес-образованием. Иначе, без человека, который разбирается в бизнес-процессах и умеет принимать обоснованные решения, масштабировать стартап практически невозможно».

Андрей Григорьев:

«Инвесторы могут переживать, что вы слишком молоды. В таких случаях поможет привлечение ментора — профессионала, хорошо зарекомендовавшего себя на рынке. Вступайте в менторские сообщества, следите за предложениями и участвуйте в конкурсах. Когда подходящий человек даст вам советы и поинтересуется вашим проектом, предложите ему побыть ментором за долю или просто так».

какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Смотреть фото какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Смотреть картинку какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Картинка про какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Фото какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа

2. Пойти в акселератор

Андрей Кокшаров:

«В акселераторе вы познакомитесь с экспертами рынка, вам помогут оценить идею и развить проект. Можно пойти в «Сколково», ФРИИ, МТС или другие. Бывают бесплатные программы акселерации. В них стартапер сам тестирует идею и в случае успеха может получить от ₽100 тыс. до ₽1 млн. Таких инвестиций хватит на частичное покрытие расходов. Есть платные акселераторы. Для участия в них нужно либо отдать контрольный пакет акций, либо заплатить около ₽1,5 млн. Большинство российских акселераторов рассчитаны на масштабирование бизнеса. Поэтому попасть туда даже с хорошей идеей, но без дохода стартапа от ₽500 тыс. в месяц сложно.

При этом акселератор не закрывает потребность в теоретических знаниях. А ведь зачастую предприниматели малого бизнеса не знакомы с основополагающими теориями, такими как стандарт управления проектами PMBOK (Project Management Body Of Knowledge) и системы управления рисками. Без этой базы вести бизнес будет непросто».

какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Смотреть фото какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Смотреть картинку какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Картинка про какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа. Фото какие задачи решают предприниматели при проведении стартапа

3. Обучиться в магистратуре

Андрей Кокшаров:

«В магистратуре можно получить все необходимые теоретические знания и развить критическое мышление. На классических программах обычно работают университетские преподаватели, которые рассказывают, как можно сделать что-то в теории. Реже встречаются приглашенные эксперты-практики, они могут предоставить интересные и актуальные кейсы из реальных компаний.

Сейчас в России начинают появляться программы нового формата, которые объединяют в себе теоретическое обучение и возможности акселератора. Первая из таких программ — «Цифровое предпринимательство» в РАНХиГС совместно с «Нетологией». В процессе обучения студенты могут подготовить MVP своего проекта, попасть на демо-дни в крупные акселераторы и получить инвестиции.

MVP (сокр. Minimal Viable Product, «минимально жизнеспособный продукт») — простейший прототип продукта, который позволяет проверить идею и получить обратную связь от потребителей.

Недостатком магистратуры для начинающего предпринимателя может оказаться то, что программы длятся два года, а не 7–8 месяцев, как средняя программа акселерации. Не все готовы уделять так много времени подготовке. Тем не менее программы нового формата позволяют защитить стартап в качестве диплома, а значит работу над запуском можно будет начать уже в процессе обучения».

Тимофей Головин:

«Качественный вуз — это «точка кипения» с большим количеством людей с разными мнениями, знаниями и опытом. Чем больше их вокруг, тем больше перспектив для будущего бизнеса. Это место, где проводят различные исследования, которые дают пищу для идей о том, что нужно людям и рынку. Тот, кто первым получает доступ к этой информации, имеет больше шансов использовать ее в бизнес-проектах».

Источник

Как привлечь инвестиции в бизнес

И не потратить на это годы жизни

Многие предприниматели встают перед выбором: развивать бизнес за счет личных ресурсов или привлечь сторонний капитал — чтобы быстрее масштабироваться.

Зачастую инвестиции необходимы на начальных этапах развития проекта — когда они направляются на разработку прототипа или запуск первых продаж. Из-за повышенной неопределенности и рисков банки отказываются кредитовать подобные стартапы либо делают это под залог личного имущества. Тогда перед бизнесменом встает вопрос о привлечении капитала от частных инвесторов и инвестиционных фондов.

Мой опыт в сфере корпоративных финансов — более 15 лет. Я помогаю стартапам и растущему бизнесу привлечь инвестиции, а также навести порядок в финансах.

В этой статье я расскажу, где искать инвесторов и как не прогадать с условиями финансирования.

Что вы узнаете

Что такое инвестиции и для чего они нужны

Инвестиции — это внешнее финансирование, которое поддерживает бизнес, пока тот не встанет на ноги и не начнет приносить устойчивую прибыль. Или пока у инвестора не закончится терпение — ведь многие проекты так и не реализуют свой потенциал.

Особенно это актуально, когда речь заходит об инновационных стартапах. По статистике, 75% таких проектов не выживает, а в 30—40% случаев инвестор полностью теряет вложенные средства. Это один из самых рисковых видов вложений — его еще называют венчурным.

Внешнее финансирование зачастую необходимо для развития бизнеса. Согласно опросам, 49% начинающих предпринимателей считают инвестиции ключевым ресурсом для развития компании.

Наиболее важные для развития бизнеса ресурсы, по мнению предпринимателей

Инвестиции49%
Нужные связи и знакомства (networking)23%
Партнерство13%
Сотрудники10%
Дополнительные знания (тренинги, эксперты, менторы)2%
Другое3%

Источник: Startup Barometer 2020PDF, 1,1 МБ

Как победить выгорание

Стадии развития проекта

Любая компания на начальном этапе жизни проходит следующие стадии.

Доклад ЦБ РФ «Развитие альтернативных механизмов инвестирования: прямые инвестиции и краудфандинг», август 2020PDF, 1,1 МБ

Посевная и стадия стартапа — когда продукт только разрабатывается и выводится на рынок. Этот период называют еще долиной смерти, ведь по статистике здесь терпят неудачу 8—9 проектов из 10. Они так и не доходят до точки безубыточности, а инвесторы частично или полностью теряют вложенное.

Cтадия расширения наступает, когда компания нащупывает успешную бизнес-модель и эффективную стратегию продвижения, продажи растут, а денежный поток становится положительным.

Рост и зрелый рост — когда компания стабильно укрепляет свои позиции на рынке и становится устойчиво прибыльной.

Каждая стадия подразумевает разный уровень риска: чем моложе проект, тем выше неопределенность и шанс провала. Соответственно, размер привлекаемого капитала и цели его привлечения также различаются. Это показано в таблице ниже.

Если на ранних стадиях главная задача — вывести продукт на рынок, чтобы проверить спрос, то на поздних — наращивать долю рынка и увеличивать прибыль.

Цели привлечения финансирования на разных стадиях развития бизнеса

ЭтапЦели стадииОсновные признакистадииЦели привлечения финансирования
Посевная (seed stage)Ранняя стадияРазработка и тестирование идеиПродукта нет, денежный поток отсутствует или отрицательныйСоздание прототипа, научные разработки, тестирование бизнес-модели, команда
Стартап (startup stage)Ранняя стадияВыпуск продукта на рынокТест продукта, первые продажи, денежный поток отрицательныйСоздание коммерческого продукта, выпуск пробной партии, поиск клиентов
Расширение (expansion stage)Ранняя стадияФормирование и укрепление позиции на рынкеДоля продукта на рынке начинает расти, денежный поток может стать положительнымЗапуск производства, маркетинг и продвижение, расширение команды
Рост (growth stage)Стадия ростаАктивный рост доли на рынкеВыручка от продаж растет высокими темпами, денежный поток положительныйМаркетинг, выход на зарубежные рынки, модификация продукта
Зрелый рост (mature growth stage)Зрелая стадияУдержание доли на рынкеВыручка от продаж стабильна, рост незначителен, денежный поток стабиленСлияния и поглощения, поиск новых точек роста

Типичные ошибки начинающих предпринимателей

Предприниматели должны помнить, что вложение средств для любого инвестора — это размещение свободного капитала, чтобы извлечь прибыль.

В своей практике примерно в половине случаев я сталкиваюсь с несерьезным подходом стартапов к денежному вопросу: зачастую они относятся к потенциальному инвестору как к банкомату, из которого можно взять деньги под обещание туманных перспектив. То есть предприниматель не имеет четкой бизнес-модели, а рассчитывает, что привлеченные инвестиции как-нибудь запустят продажи.

Или другой вариант: инвестиции ищет владелец умирающей компании. Чаще всего речь идет о небольшом предприятии, которое какое-то время кормило владельца, но потом что-то пошло не так — изменился рынок или ушел ключевой заказчик.

Часто дело осложняется крупным долгом перед банками и поставщиками. Поддерживать здесь обычно уже нечего: оборудование устаревшее, клиентская база маленькая, на складе неликвидный товар. У владельца даже нет продуманного антикризисного плана, но при этом он рассчитывает, что деньги инвестора помогут спасти ситуацию.

Всем предпринимателям я рекомендую поставить себя на место инвестора и мыслить как он. Профессиональным инвесторам интересны прежде всего:

В других случаях я обычно советую искать инвестора в своем ближайшем окружении — среди друзей, знакомых или родственников.

Виды инвестирования

Итак, вы предприниматель и планируете привлечение инвестиций. Чтобы поиск финансирования был эффективным, важно помнить, что каждый инвестор, как правило, специализируется на отдельных отраслях и стадиях развития компании. Поэтому необходимо сосредоточить усилия на тех инвесторах, в чью сферу интереса попадает ваш проект.

Кроме того, следует определиться, какой тип финансирования вам подходит:

Плюс долгового финансирования в том, что не нужно делиться прибылью и контролем над компанией. Однако если бизнес только-только запускается, начинающий предприниматель вряд ли получит кредит от банка или частного инвестора — разве что под залог дорогостоящего имущества, машины или квартиры. Поэтому поделиться с инвестором долей в бизнесе — неплохой вариант. Идеально, если, помимо денег, инвестор принесет в проект также свои опыт и связи.

Венчурным инвесторам долевое финансирование также выгодно: в случае успеха они смогут заработать сверхприбыль, которая может измеряться тысячами процентов от вложенных средств.

Существуют и гибридные формы финансирования, такие как конвертируемый заем. Он дает право кредитору по прошествии какого-то срока или при наступлении определенных событий получить заранее оговоренную долю в компании. Такая форма инвестиций распространена в Кремниевой долине, а в России пока только начинает приживаться.

Способы поиска инвесторов

Набор доступных источников финансирования зависит от стадии развития стартапа и его финансового состояния. Чем компания старше, крупнее по объему продаж и прибыли, тем больше вариантов ей доступно, а стоимость привлечения капитала будет ниже.

И наоборот — чем моложе компания, тем выше риски: инвесторы захотят получить более высокую доходность.

Особенности финансирования компаний на разных стадиях развития

Доступность финансированияПотребность во внешнем финансированииИсточники финансированияРиск потери капитала
ПосевнаяНизкаяВысокаяСобственные средства, родственники, друзья, бизнес-ангелы, краудфандинг, гранты, акселераторыВысокий
СтартапНизкаяВысокаяВенчурные фонды, родственники, друзья, стратегические инвесторы, бизнес-ангелы, краудфандинг, гранты, акселераторыВысокий
РасширениеСредняяВысокаяВенчурные фонды, стратегические инвесторы, фонды прямых инвестицийСредний
РостСредняяСредняяСтратегические инвесторы, фонды прямых инвестиций, банкиСредний
Зрелый ростВысокаяНизкаяФонды прямых инвестиций, банки, фондовый рынокНизкий

Доклад ЦБ РФ «Развитие альтернативных механизмов инвестирования: прямые инвестиции и краудфандинг», август 2020PDF, 1,1 МБ

Что нужно для привлечения инвестора. Вот краткий чек-лист готовности стартапа к привлечению инвестиций:

Варианты поиска для стартапов

Рассмотрим самые популярные источники финансирования для бизнеса на ранних стадиях — посевной, стадии стартапа и расширения.

Друзья и знакомые. Такой способ привлечения инвестиций шутливо называют 3F — family, friends, fools, что переводится как «семья, друзья, дураки». Действительно, близкий круг знакомых — первые люди, к которым можно обратиться, чтобы занять денег. Но важно понимать риск испортить с ними отношения в случае, если проект провалится, а вернуть долги быстро не получится.

Бизнес-ангелы. Бизнес-ангел — это частный инвестор, который финансирует проекты на ранней стадии. В обмен он получает долю в компании.

Как правило, его цель — заработать на перепродаже этой доли, когда компания вырастет. Например, он может продать свой пакет акций инвестфонду или стратегическому инвестору на более поздних стадиях развития компании.

Встречается и дивидендная модель заработка, когда инвестор рассчитывает не на рост цены своей доли, а на часть будущей прибыли компании. Тогда он будет получать свою выгоду в виде дивидендов.

Идеальный для стартапа вариант — когда удается привлечь так называемые smart money, то есть умные деньги. Это инвестиции от бизнес-ангела с опытом и связями в той же отрасли, в которой развивается проект. Тогда шансы на успех проекта существенно возрастают.

Информацию о свежих сделках, а также рейтинги венчурных инвесторов публикуют специализированные агентства и СМИ, такие как IncRussia, Firrma, Rusbase и другие. Один из самых известных рейтингов активности бизнес-ангелов ежегодно публикует «Российская венчурная компания».

Лучше всего обращаться к тем инвесторам, в чей круг интересов попадает ваш стартап, — понять это можно по их последним сделкам. После того как составите шорт-лист подходящих инвесторов, связаться с ними можно через персональные сайты и соцсети. Идеально, если есть общие знакомые, которые смогут вас представить и порекомендовать.

Бизнес-инкубаторы. Бизнес-инкубаторы еще называют акселераторами. Они предлагают программы экспресс-обучения для начинающих проектов. В рамках обучения эксперты помогают стартаперам изучить рынок, отточить концепцию продукта, бизнес-модель и даже найти первых клиентов.

Это также возможность обзавестись полезными связями среди инвесторов. Многие акселераторы после завершения программы проводят для своих проектов демодни, на которые приглашают потенциальных инвесторов — бизнес-ангелов и инвестфонды.

Вот примеры стартап-акселераторов:

Чтобы стать частью программы акселератора, необходимо подать заявку на его сайте и пройти собеседование. Обычно акселераторы проводят один-два набора в год, поэтому регулярно отслеживайте новости на сайтах и в соцсетях, чтобы не пропустить набор участников.

Корпоративные акселераторы. Отличаются тем, что ищут интересные продукты и сервисы для внедрения в рамках конкретной компании, как правило очень крупной.

Итог такой программы — запуск пилотного продукта. От его успешности будет зависеть дальнейшая судьба вашего проекта. Как минимум сотрудничество с крупной компанией станет яркой строчкой в вашем портфолио. А может, корпорация выкупит проект или предложит перейти под свое крыло.

Примеры корпоративных акселераторов:

Набор в корпоративные акселераторы стандартный: нужно подать заявку на сайте, пройти предварительное интервью с аналитиком, а затем очный отбор.

Гранты и конкурсы. Грант — это безвозмездное финансирование, которое стартап может получить от государственных или коммерческих фондов, таких как Фонд содействия инновациям или «Сколково». Чтобы получить грант, проект должен соответствовать требованиям фонда и пройти конкурс.

После выдачи гранта фонд будет отслеживать использование денег по назначению — стартап должен регулярно отчитываться о своих тратах. Грант можно потратить только на заранее согласованные и строго определенные расходы: аренду и ремонт помещения, закупку оборудования и материалов и т. п.

Как получить: подготовить пакет документов и подать заявку на конкурс. Перечень документов у каждого фонда свой, но точно придется представить бизнес-план и учредительные документы своей компании.

Клубы инвесторов. Клуб инвесторов — это сообщество частных инвесторов или бизнес-ангелов. Организаторы таких клубов ищут интересные стартапы и представляют их сообществу на тематических встречах.

Инвестиции от клуба — это, как правило, синдицированные сделки, то есть совместное финансирование сразу несколькими соинвесторами.

Примеры клубов инвесторов:

Как попасть: отправить заявку на сайте клуба или написать основателям через соцсети.

Краудфандинговые площадки. Краудфандинг, дословно «финансирование толпой», — это способ привлечения денег в проект от множества частных лиц через онлайн-площадки.

Примеры таких площадок:

Ни о какой покупке доли в компании здесь речи не идет, как и о крупных суммах. Зачастую краудфандинг — это лишь способ проверить свою идею на жизнеспособность на этапе запуска проекта. Если продукт ориентирован на рядовых потребителей, а его концепция нравится пользователям площадки — они голосуют рублем.

Венчурные фонды. Венчурный фонд — это компания, профессионально управляющая деньгами пула инвесторов. Такие фонды, как правило, ориентируются на международный рынок и вкладывают в стартапы с многократным потенциалом роста.

Если бизнес-ангелы финансируют проект на ранних стадиях его развития, то фонды обычно подключаются на более поздних этапах — когда компании требуется большой объем средств для увеличения присутствия на рынке.

Цель венчурных фондов: совершить через несколько лет успешный «выход», то есть перепродать с выгодой свою долю другому фонду, корпорации или на первичном размещении на бирже — IPO.

Как правило, фонды специализируются на определенных отраслях и географических рынках, поэтому эффективнее всего будет общаться именно с теми фондами, в чей фокус интересов попадает ваш проект.

Чтобы привлечь деньги венчурного фонда, нужно отправить презентацию проекта и сопроводительное письмо по контакту, указанному на сайте фонда. Другой вариант — найти управляющего или аналитика фонда в социальных сетях и написать ему напрямую. Скорее всего, это сработает эффективнее, но только в том случае, если ваше сообщение будет четким, кратким и максимально информативным.

Рейтинг 104 активных венчурных фондов России можно посмотреть здесь.

Пятерка лидеров среди венчурных фондов РФ

УчастникСделки, шт.Объем, млн долларовЧек, млн долларовВыходы, шт.Объем фонда, млн долларов
ФРИИ451,30,2212120
AltaIR Seed Fund3815,00,404100
Day One Ventures277,00,30120
Starta Ventures264,00,15370
Runa Capital: I & II & III2033,91,704420

Привлечение инвестиций на поздних стадиях

Мы рассмотрели самые популярные варианты привлечения инвестиций для стартапов на стадии тестирования прототипа и запуска продаж. Теперь перейдем к вариантам для более зрелых проектов — на стадиях масштабирования и роста, когда спрос на продукт подтвержден, база пользователей велика и выручка стабильно увеличивается.

Инвестиционные фонды / фонды прямых инвестиций. Фонды прямых инвестиций, в отличие от венчурных, инвестируют в более зрелые проекты. Зарабатывает фонд на продаже своей доли по более высокой оценке стратегическому инвестору или во время IPO — размещения акций компании на бирже.

До продажи эти фонды стараются встроить компанию в экосистему остальных своих вложений, чтобы получить синергетический эффект.

Стратегические инвесторы. Стратегический инвестор — это крупная корпорация, которая приобретает компанию, чтобы получить синергетический эффект. Примеры стратегического инвестора — Сбербанк, который в последние пару лет покупал Okko, DocDoc, «Ситимобил», Rabota.ru и другие активы. Или «Яндекс», купивший «КиноПоиск», «Едадил» и Auto.ru.

Чаще всего стратегический инвестор сам находит интересные ему компании и выходит на основателей с предложением о переговорах. Для этого нужно быть на слуху — регулярно публиковаться в СМИ, посещать отраслевые мероприятия и расширять свою сеть контактов. Можно обратиться за помощью к инвестиционным консультантам, которые знакомы с людьми, отвечающими за слияния и поглощения в крупных компаниях.

Если в стартапе уже «сидит» инвестфонд, он будет заинтересован в сделке со стратегическим инвестором, ведь это позволит ему зафиксировать прибыль по инвестиции. Поэтому он сам инициирует переговоры, когда придет время.

Банки. Банковское финансирование — это деньги в долг под конкретные проценты и с заранее определенным графиком погашения. В отличие от инвесторов, банки гораздо более консервативны и соглашаются финансировать только проекты, в платежеспособности которых они уверены. Именно поэтому банки зачастую отказываются кредитовать стартапы на ранних стадиях.

Стандартные требования любого банка: «возраст» компании минимум 6 месяцев, безубыточность, стабильный денежный поток, наличие имущества. Кроме этого, банки почти всегда просят владельцев лично поручиться по кредиту их компании, а отказ воспринимают как неуверенность в будущем своего бизнеса.

Развивайте отношения с банком постепенно, начинайте с более простых продуктов — расчетного счета, выплаты зарплат сотрудникам на счета этого банка (так называемый зарплатный проект) и так далее. У вас будет гораздо больше шансов, что банк одобрит кредит, если у вас уже имеется успешный опыт совместной работы.

Способы поиска инвесторов в интернете

Помимо прямых обращений за финансированием в инвестфонды, банки и клубы инвесторов, полезно быть «на виду» у потенциальных инвесторов с помощью различных пиар-активностей. Публичность повышает шансы быть замеченными, причем не только инвесторами, но и возможными клиентами.

Какие инструменты могут быть полезны:

Разработка условий для инвесторов

Выбор варианта — заем или доля. Стратегически долевое финансирование обходится дороже долгового. Ведь кредит или заем вы берете на время и под фиксированный процент, а в случае с продажей доли прибылью компании придется всегда делиться.

Принимая решение о привлечении инвестора в долю, старайтесь искать не просто деньги, но также экспертный взгляд, управленческие навыки и связи. Опытный инвестор поможет наладить бизнес-процессы.

В случае если вы решили привлечь заемный капитал, условия обычно определяет кредитор. Дальше предприниматель принимает решение, соглашаться на предложенные условия или нет. При этом он должен понимать запас прочности бизнеса — иначе, взяв слишком дорогой кредит, можно загнать проект в долговую яму.

Определение приемлемой процентной ставки для займа. Для этого используется показатель ROA, который показывает рентабельность активов бизнеса. Другими словами, этот показатель служит мерой эффективности компании и показывает, сколько прибыли получает бизнес с каждого рубля, потраченного на формирование его активов.

Чтобы посчитать ROA, мы берем среднее значение баланса компании за год: сумма стоимости активов на начало и на конец года, деленная на 2. Затем делим годовую прибыль предприятия на получившееся число.

Рентабельность активов (ROA) = Прибыль за год / ((Активы на нач. года + Активы на конец года) / 2) × 100%

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *