какие задачи решаются на занятиях по легкой атлетике
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель и задачи раздела подготовки «Легкая атлетика» в общеобразовательной школе
Исходя из общих целей и задач физического воспитания, специфики преподавания учебного предмета «Физическая культура», контингента обучаемых и др., раздел подготовки «Легкая атлетика» реализуется на разных ступенях образования через различные цели и задачи [4, 34, 45, 46].
Для учащихся младшего школьного возраста целью реализации раздела подготовки «Легкая атлетика» являются освоение жизненно важных двигательных действий, предусмотренных программным материалом по физической культуре, и формирование интереса к выполнению легкоатлетических упражнений.
— повышение функциональных возможностей организма, преимущественно аэробных.
Целью реализации раздела подготовки «Легкая атлетика» для учащихся среднего школьного возраста являются углубленное освоение техники легкоатлетических упражнений, предусмотренных программным материалом по физической культуре, и формирование интереса к самостоятельному выполнению легкоатлетических упражнений.
Отличительной особенностью физического воспитания старших школьников является профильная направленность обучения по направлениям: педагогическому (по специальностям: учитель, тренер, методист, инструктор); военному (по специальностям, требующим крепкого здоровья, повышенного уровня физической и технической подготовленности); медицинскому (по специальностям, требующим знаний анатомии и физиологии человека, оздоровительной и лечебной физической культуры).
Целью реализации раздела подготовки «Легкая атлетика» для учащихся старшего школьного возраста является направленное использование возможностей легкой атлетики для формирования личности, способной к использованию ценностей физической культуры в процессе самореализации.
Необходимо понимать, что целевые установки и педагогические задачи необходимы для выбора средств, методов и организационных форм, реализуемых на уроках легкой атлетики с целью достижения наибольшего педагогического эффекта.
Цели и задачи программы по легкой атлетике для 5–9 классов
Легкая атлетика имеет большое оздоровительное значение. Занятия, как правило, проводятся на свежем воздухе. Легкоатлетические упражнения требуют динамической работы многих мышц, что позволяет легко регулировать нагрузку, улучшает деятельность двигательного аппарата, внутренних органов, центральной нервной системы и организма в целом.
Программа ориентируется на развитие природных качеств личности, помогает учесть ее возможности в семье и школе, предоставляет ребенку право усвоить тот уровень программного материала, который ему доступен.
Программа одного года обучения направлена на ознакомление с видами легкой атлетики, укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям легкой атлетикой, создание базы разносторонней физической и функциональной подготовленности.
Данная программа предназначена для занятий в спортивной секции по легкой атлетике для 5-9 классов. Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений и участие в спортивных соревнованиях. Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий. Занятия проходят два раза в неделю по 1 часу.
Набор в группы осуществляется не на конкурсной основе, главное – желание ребенка заниматься в кружке. Кроме того, предусматриваются индивидуальные занятия, которые направлены на развитие детей, подготовленных слабее. Набор в группу детей более старшего возраста, учитывает увеличение физической нагрузки.
Цели программы:
— развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
— освоение знаний о легкой атлетике, ее истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
— освоение и совершенствование техники легкоатлетических видов спорта.
Задачи:
— укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию школьников;
— обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям в ходьбе,
прыжках и метаниях;
-подготовка разносторонне физически развитых, волевых, смелых и дисциплинированных юных спортсменов, готовых к труду и защите Родины;
-подготовка общественного актива организаторов спортивно-массовой работы по легкой атлетике для общеобразовательной школы.
-желание заниматься тем или иным видом легкой атлетики.
-стремление овладеть основами техники бега, прыжков
-расширение знаний по вопросам правил соревнований.
-повышение уровня разносторонней физической подготовленности.
-освоить технику бега на короткие и средние дистанции.
-иметь представление о технике бега на длинные дистанции.
-развитие волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, самообладания.
-интерес родителей к занятиям ребенка в кружке.
Цели и задачи по формированию основ ЗОЖ у дошкольников Целью нашей работы по здоровьесбережению всегда было и будет оздоровление детей, а также создание таких условий, которые помогут каждому.
Инновационные формы работы с родителями в ДОО: цели и задачи 1 слайд Инновационные формы работы с родителями в ДОО Роза Симонова 2 слайд Цель: разнообразить подходы к организации взаимодействия ДОО.
Протокол родительского собрания «Цели и задачи общеобразовательного процесса» Протокол №2 Проведение родительского собрания Дата: 15 сентября 2017 Присутствовало:__ человек Председатель: Мирошникова Секретарь: Смирнягина.
Рабочая программа воспитателя подготовительной группы. Цели и задачи Рабочая программа группы старшего дошкольного возраста от 6 до 7лет разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской.
Самоанализ педагогической деятельности: цели, задачи и методика работы Я, Прилепко Евгения Александровна, работаю в МКДОУ № 196 воспитателем, педагогический стаж работы 26 лет. Приоритетным направлением в детском.
Цели и задачи экологического воспитания младших дошкольников Экологическое воспитание младших дошкольников. Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал экологической культуры.
Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографии: цели, задачи Давайте мы все встанем и поприветствуем друг друга красиво (например, реверансом или поклоном или просто рукопожатием) Молодцы, сегодня.
Презентация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: цели и задачи» В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей являются как никогда ранее актуальной. Одна из главных задач ДОУ.
Какие задачи решаются на занятиях по легкой атлетике
Как было уже сказано в предыдущей части, лёгкая атлетика является самым распространённым видом спорта в нашей стране, и именно поэтому, основными задачами в ней является обучение техники всех упражнений и изучение их основ, воспитание у занимающихся положительных качеств, умение обосновывать свои утверждения и доказывать различные умения на практике
Каждый учащийся в той или иной степени владеет техникой бега, поэтому на уроках и самостоятельных занятиях осуществляется дальнейшее совершенствование навыков в беге, исправление недостатков в технике. Выявленные на уроках физкультуры недостатки в беге, учащиеся в самостоятельных занятиях устраняют посредством специальных беговых упражнений.
Параллельно с освоением техники бега по дистанции учащиеся изучают технику высокого и низкого старта, и стартового разгона.
Техника бега на средние и длинные дистанции отличается от техники бега на короткие дистанции меньшим наклоном тела вперёд и несколько меньшей амплитудой движения рук и ног. Менее интенсивное отталкивание приводит к укорочению и снижению темпа шагов. Большие различия имеются в старте и стартовом ускорении. Стартующий на средние и длинные дистанции становится одной ногой у стартовой линии, а другую отставляет назад. Тяжесть тела больше переносится на ногу, стоящую впереди. В зависимости от предполагаемой первоначальной скорости бега туловище наклоняется в различной степени. Чем выше скорость, тем больше наклон туловища, вплоть до горизонтального положения. Данный пример служит тем, что обучение техникой бега является неотъемлемой задачей в лёгкой атлетике. [17]
Несмотря на кажущуюся простоту техники бега, недооценка значения навыков приводит к излишним энергетическим тратам. В свою очередь недостаточное развитие физических качеств тормозит формирование правильной техники бега.
Основными из решаемых задач в процессе физического воспитания являются: 1. Задачи по оптимизации физического развития человека в направлении всестороннего развития свойственных ему физических качеств, совершенствования двигательных способностей, упрочения и многолетнего сохранения здоровья.
2. Специфические образовательные задачи, предусматривающие системное формирование необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
Назначение физического воспитания заключается, кроме прочего, в том, чтобы в меру объективных возможностей обеспечить оптимальное развитие присущих человеку физических качеств. К физическим качествам индивида издавна относят мышечную силу, быстроту, выносливость и некоторые другие качества. Понятия «физические качества» и «физические способности» в определённом отношении совпадают, однако они не тождественны. Физические качества человека составляют качественную основу его физических способностей, иначе говоря, характеризуют их качественное своеобразие. [11]
Вторая группа задач. Эту группу специфических задач, решаемых в процессе физического воспитания, составляют специальные образовательные задачи. Основные из них состоят в том, чтобы сделать достоянием каждого человека базовые знания научно-практического характера, накопленные в сфере физической культуры, обеспечить рациональное формирование индивидуального фонда двигательных умений и навыков, нужных в жизни, довести их до необходимой степени совершенства.
С опорой на соответствующие знания и в единстве с воспитанием физических способностей в процессе физического воспитания решают задачи по системному формированию и совершенствованию необходимых в жизни двигательных умений и навыков. Образовательный смысл таких задач хорошо показал П.Ф. Лесгафт, создавший учение о «физическом образовании». Он подчёркивал, что было бы принципиально неверным ограничивать физическое воспитание лишь заботой о развитии телесных качеств человека, что не менее важно научить каждого «изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучиться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую нагрузку». [19]
Для современной тренировки характерно постепенное увеличение объёма выполняемой работы в единстве с тенденцией к максимальным величинам тренировочных нагрузок. Это позволяет на каждом новом этапе совершенствования предъявлять к организму спортсмена требования близкие к пределу его функциональных возможностей, что имеет решающее значение для бурного протекания приспособительных процессов.
— этапы тренировки от 2-3 недель до 2-3 месяцев;
Построение тренировки на основе различных циклов даёт возможность систематизировать задачи тренировочного процесса и наилучшим образом обеспечить выполнение других его принципов; непрерывности, единства общей и специальной подготовки, единства постепенности и тенденции к максимальным нагрузкам, волнообразности динамики нагрузок. [18]
Легкая атлетика. «Задачи, средства и методы обучения бега на короткие дистанции.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В системе физического воспитания легкая атлетика занимает важное место благодаря широкому разнообразию легкоатлетических упражнений и доступности данных упражнений для людей различного возраста и уровня физической подготовленности.
Легкая атлетика это один из самых древних видов спорта, который и сегодня остается наиболее массовым и любимым на всех континентах. Этому способствует то, что многие легкоатлетические упражнения являются жизненно необходимыми для человека и формируют основу его двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания). Регулярные занятия легкой атлетикой развивают основные физические качества человека: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость, а также положительно влияют на сердечнососудистую систему, дыхательную систему, опорно-двигательный аппарат, внутренние органы.
Легкая атлетика является одним из самых доступных и демократичных видов спорта. Она прочно вошла в систему оздоровительных тренировок людей различных возрастных групп, а также стала основой системы физического воспитания в образовательных учреждениях.
При обучении технике спринтерского бега на первом этапе главное
создать правильное представление у учащихся о технике бега по
прямой и на повороте, отдельных фазах бега, правильности выполнения
команд «На старт» и «Внимание». Только после этого можно постепенно
увеличивать интенсивность тренировочных заданий, при этом необходимо
следить за правильностью техники их выполнения. Ниже приводится вариант
построения задач на тренировочные занятия с начинающими спортсменами.
Бег на короткие дистанции (спринт) условно подразделяется на четыре фазы: начало бега (старт), стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование. Начиная обучение учащихся, мы должны ставить перед собой следующие задачи:
Средство. Повторный бег 60—80 м.
1. Бег с ускорением на 50—80 м.
2. Бег с ускорением и бегом по инерции (60—80 м).
3. Бег с высоким подниманием бедра и загребающей постановкой ноги на дорожку (30—40 м).
4. Семенящий бег с загребающей постановкой стопы (30—40 м).
5. Бег с отведением бедра назад и забрасыванием голени (40—50 м).
6. Прыжки в шаге (30—60 м).
7. Движения руками (подобно движениям во время бега).
При достижении максимальной скорости нельзя заканчивать бег сразу, а нужно его продолжить некоторое время, не прилагая максимальных усилий (свободный бег). Дистанция свободного бега увеличивается постепенно. Бег с ускорением — основное упражнение для обучения технике спринтерского бега. Все беговые упражнения необходимо выполнять свободно, без излишних напряжений. При выполнении бега с высоким подниманием бедра и семенящего бега нельзя откидывать верхнюю часть туловища назад.
1. Бег с ускорением на повороте дорожки с большим радиусом по 40—60 м с различной скоростью.
2. Бег по кругу радиусом 20—10 м с различной скоростью.
3. Бег с ускорением на повороте с выходом на прямую (60—80 м) с различной скоростью.
При беге с входом в поворот необходимо начинать учить наклон тела к центру поворота, опережая возникновение центробежной силы. Упражнения повторяются в зависимости от подготовленности учащихся.
1. Выполнение команды «На старт!».
2. Выполнение команды «Внимание!».
3. Начало бега без сигнала, самостоятельно.
4. Начало бега без сигнала при большом наклоне туловища вперед до 20 м.
5. Начало бега по сигналу и стартовое ускорение (20—30 м) при большом наклоне туловища и энергичном вынесении бедра вперед.
1. Выполнение команды «На старт!».
2. Выполнение команды «Внимание!».
3. Начало бега без сигнала, самостоятельно до 20 м.
4. Начало бега по сигналу.
5. Начало бега по сигналу, следующему через разные промежутки после команды «Внимание!».
Обучая низкому старту, необходимо на первых занятиях указать учащимся, чтобы они не начинали бег до сигнала — фальстарт. При фальстарте надо обязательно возвращать бегунов обращать их внимание на недопустимость фальстартов.
1. Бег по инерции после пробегания небольшого отрезка с полной скоростью.
2. Наращивание скорости после свободного бега по инерции.
3. Переход к свободному бегу по инерции после разбега с низкого старта.
4. Переменный бег. Бег с 3—6 переходами от максимальных усилий к свободному бегу по инерции.
1. Наклон вперед с отведением рук назад при ходьбе.
2. Наклон вперед на ленточку с отведением рук назад при медленном и быстром беге.
3. Наклон вперед на ленточку с поворотом плеч на медленном и быстром беге индивидуально и группой.
Задача 8. Дальнейшее совершенствование техники бега в целом.
1. Все упражнения, применявшиеся для обучения, а также бег по
наклонной дорожке с выходом на прямую, бег вверх по наклонной дорожке.
2. Пробегание полной дистанции.
3. Участие в контрольных тренировках и соревнованиях.
Методические указания. Техника спринта лучше всего
совершенствуется при беге в равномерном темпе с неполной интенсивностью; в беге с ускорением, в котором скорость доводится до
максимальной, при выходах со старта с различной интенсивностью.
Стремление бежать с максимальной скоростью при неосвоенной технике и
недостаточной подготовленности почти всегда приводит к излишним
напряжениям. Чтобы избежать этого, на первых порах следует применять
преимущественно свободный бег, так легче контролировать свои движения.
С каждым последующим занятием скорость бега должна повышаться.
Но как только учащиеся почувствуют напряженность, закрепощение
мускулатуры и связанность движений, скорость нужно снижать.
Надо постоянно следить за техникой низкого старта. Особое внимание
необходимо уделять сокращению времени реакции на стартовый сигнал, не
допуская при этом преждевременного начала бега. Обязательно подавать
сигнал возвращения бегунов, если кто-то начал бег раньше сигнала.
Следует с первых же занятий уделять большее внимание сохранению свободы движений и предупреждению возникновения скованности. Стремление новичка проявить себя с лучшей стороны приводит к чрезмерным напряжениям и искажениям естественных движений.
Бег является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.
Легкая атлетика. Виды, Основы обучения и тренировки легкой атлетики.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Введение
Легкоатлетические упражнения имеют оздоровительное значение. Занятия производятся на воздухе, упражнения воздействуют на все группы мышц: укрепляют двигательный аппарат, улучшают деятельность дыхательных органов, сердечно-сосудистой системы. Таким образом, с помощью легкоатлетического упражнения решаются задачи гармонического, разностороннего физического развития человека.
Особенно большое значение имеет легкая атлетика для формирования растущего организма, физического воспитания подрастающего поколения. Немаловажное значение имеет большая прикладность легкой атлетики.
Прикладность определяется тем, на сколько приобретенные с его помощью качества и навыки могут быть полезны в жизни и в практической деятельности. Здесь легкая атлетика не имеет себе равных. Качества – выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость умение преодолевать трудности. Навыки – бег, прыжки, метания. Очень широко используются в трудовой деятельности, так и военном деле.
Воспитательное значение заключается в том, что занятия легкой атлетикой формируют характер, закаляют волю человека, приучат его не боятся трудностей, а смело их преодолевать. Систематические тренировки подготовка к соревнованиям, достижение достаточно высоких спортивных результатов не возможно без соблюдения правильного режима, воздержание от алкогольных напитков и изменений питания. Занятия легкой атлетикой в коллективе, участие в командных соревнованиях воспитывает чувство коллективизма, ответственность за полученное дело.
Образовательное значение – приобретаются полезные навыки и знания из области построения и планирования занятий по спорту, режима питания.
1. Виды легкой атлетики
Бег, способ передвижения, при котором, тело «то соприкасается с почвой одной ногой, то летит в воздухе», в отличие от ходьбы, когда тело имеет постоянную опору одной или двумя ногами (см. рис.1).
Бег является ценным средством физического воспитания, его интенсивно используют в занятиях с детьми, молодёжью, в производственной и гигиенической гимнастике, подготовке военнослужащих, при занятиях физической подготовкой с людьми пожилого возраста и лечебной физкультуре. В спорте бег составляет около 2 / 3 видов лёгкой атлетики, входит в состав почти всех других видов спорта. 4
Различают бег гладкий (т. е. по ровной местности, беговой дорожке и т.п.) и с препятствиями (барьерный, стиль-чейз, бег с преодолением различных полос препятствий, кросс). Классическими видами бега считаются: для мужчин — спринт (бег на короткие дистанции — 100, 200, 400 м), миттельштреккерский (бег на средние дистанции — 800, 1000, 1500, 2000 м), стайерский (бег на длинные дистанции — 3000, 5000, 10 000, 20 000, 30 000 м), марафонский (42 км 195 м) и часовой бег, барьерный бег (110, 200, 400 м), стипль-чейз (3000 м), эстафетный бег (4 100; 4 200; 4 400; 4 800; 4 1500 м); для женщин — бег на дистанции 60, 100, 200, 400, 800, 1000, 1500 м, бег с барьерами (100, 200 м), эстафетный (4 100; 4 200; 4 800 м). По этим видам бег (кроме марафонского) регистрируются мировые рекорды; большинство из них включается в программу Олимпийских игр, на которых обязательно проводится марафонский бег.
Метания легкоатлетические, упражнения в метании диска, копья, молота и других спортивных снарядов, а также в толкании ядра на дальность. Метания способствуют развитию силы, ловкости, быстроты и координации движений, формированию навыков прикладного характера.
Прыжки спортивные, классифицируются условно на основные группы:
1) составляющие основу, содержание вида спорта (парашютный спорт, прыжки на батуте),
2) являющиеся самостоятельными упражнениями в определённом виде спорта (легкоатлетические прыжки в длину и в высоту, с трамплина и вышки в воду, с трамплина на лыжах, опорный прыжок в спортивной гимнастике, прыжковые упражнения в акробатике и др.);
3) входящие как элемент в упражнения по какому-либо виду спорта (например, различного типа прыжки в художественной гимнастике, фигурном катании на коньках, прыжки в играх и др.).
Многоборья спортивные, установленные международными или государственными спортивными классификациями сочетания физических упражнений в одном или нескольких видах спорта. Многоборья имеют целью выявление разносторонних психофизических качеств и двигательных навыков спортсменов и физкультурников.
Существующие в современной спортивной классификации многоборий в одном виде спорта условно подразделяются на 3 группы:
— неоднократное выполнение однородных упражнений (многоборья в акробатике, бобслее, прыжках в воду и на батуте, в парусном и санном спорте, фигурном катании и др.);
— выполнение однородных упражнений на разных дистанциях или из разных положений (в конькобежном спорте, стрельба из лука и др.);
— выполнение разных упражнений в разных условиях, на разных снарядах или дистанциях (в лёгкой атлетике, гимнастике, конном, воднолыжном, горнолыжном и парашютном спорте, тяжёлой атлетике, комплексном плавании и др.).
Многоборья, состоящие из упражнений в разных видах спорта, условно подразделяются на выполняемые с одного старта (например, биатлон) и с разных стартов (лыжное двоеборье, современное пятиборье, и др.).
2. Основы обучения и тренировки легкой атлетики
Подготовка легкоатлетов осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, достижения высокого уровня физического развития. 5
Многолетняя подготовка легкоатлетов включает в себя физическую, техническую, тактическую, теоретическую и морально-волевую подготовку.
Физическая подготовка – подразделяется на ОФП и СФП.
ОФП – направлена на равномерное и гармоническое развитие всех мышечных групп, органов и систем человека, повышение его функциональных возможностей.
Разносторонность физической подготовки достигается осуществлением принципа многоборности в процессе тренировки, применением не только легкоатлетических упражнений, но и гимнастических спортивных и подвижных игр, ходьбы на лыжах, плавания и других видов спорта.
СФП – предусматривает развитие функций всех органов и систем, необходимых для успешного овладения техникой и повышения спортивного мастерства. Она осуществляется путем выполнения специальных и подводящих упражнений, их цель – повысить силу и быстроту отталкивания при беге и прыжках, скоростную выносливость в беге, мощность и быстроту заключительного усилия в метаниях.
ОФП и СФП направлены на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, на повышение уровня координации движений, способности к расслаблению.
Сила – необходима легкоатлету любой специализации, но особенно при подготовке метателей.
Средствами силовой подготовки легкоатлетов является разнообразные упражнения без снарядов, на снарядах и с отягощениями. Широко используются штанга и тренажеры, позволяющие избирательно развивать отдельные группы мышц.
Специальные силовые упражнения – для метателей – это метание утяжеленных снарядов, набивных мячей, для бегунов – поднимание диска от штанги (или мешка с песком) положенного на колено согнутой ноги, разнообразные прыжковые упражнения с отягощениями и т.д.
В основе движений спринтера прыгуна, метателя лежат быстрота и сила, поэтому для развития силы нужно предпочитать скоростно-силовые упражнения, команды выполняются в быстром темпе. Однако используются упражнения в медленном темпе, статические и динамические упражнения.
Быстрота – качество, которое лежит в основе большинства легкоатлетических упражнений. От быстроты отталкивания в прыжках, от скорости выпуска снаряда зависит результат. Для развития быстроты применяют бег на коротких отрезках с максимальной скоростью, упражнения с большой частотой движений, спортивной игры.
Для проявления быстроты, которая определяется подвижностью нервных процессов, очень важна хорошая координация движений, сила и эластичность мышц, совершенная спортивной техникой.
Необходимо уметь выполнить движения мощно, но без лишнего напряжения. Развитие быстроты – это многолетний процесс, который необходимо начинать в детском возрасте, применяя разнообразные подвижные игры, а затем специальные упражнения.
В современной методике тренировки чрезвычайно важными является средства и методы, направленные на преодоление скоростного барьера, который неизбежно появляется на определенных этапах тренировки. Поэтому необходимы упражнения в облегченных условиях, бег по уклону, метание облегченных снарядов. Упражнения на быстроту двигательной реакции. 6
Выносливость – нужна и для выполнения основного легкоатлетического упражнения и чтобы справиться с тем большим объемом тренировочной работы который характерен для современной легкой атлетики.
Различают общую и специальную выносливость.
Общая – это способность человека выполнять длительную работу малой и средней интенсивности.
Специальная – для прыгуна на короткие дистанции. Например: необходимо сохранить возможную скорость на протяжении всей дистанции.
Для прыгуна – специальная выносливость нужна для максимальной мощности отталкивания в процессе многочасовых соревнований.
Основным средством повышения выносливости является бег на средние и длинные дистанции, где определяются функциональные возможности организма спортсмена. Общую выносливость развивают обычно в подготовке периода. Развитие специальной выносливости проводится преимущественно на весеннем этапе подготовительного периода и в соревновательный.
Основное средство развития специальной выносливости – систематическое и многократное выполнение специальных упражнений и основного легкоатлетического упражнения.
Гибкость – качество, зависящее от подвижности в суставах, эластичности связок, сухожилий и мышц. Особенно необходимо прыгунам и барьеристам. В легкой атлетике от подвижности в суставах зависит возможность выполнять движения с более широкой амплитудой, успешно осваивать технику бега, прыжков и метаний.
Гибкость развивается в процессе ОФП, осуществляется с помощью упражнений, которые выполняются с постепенным увеличением амплитуды, количества повторений и скорости движений.
Ловкость – определяется умением спортсмена координировать свои движения, решать те или иные двигательные задачи. Бег, барьерный бег, прыжки, метание развивают ловкость. Особые средства – акробатические упражнения, упражнения на гимнастических снарядах, разнообразные прыжки. Упражнения в ловкости применяются в основном на первых этапах многолетней тренировки, в подготовительном периоде.
Но необходимо уметь выполнять упражнения без излишнего напряжения, уделять внимание на воспитание способности легкоатлета к расслаблению. Этой цели служит массаж, специальные упражнения на расслабление, плавание. Например: в беге после ускорения с большой скоростью применяется расслабленный бег по инерции.
В ОФП и СФП лежит комплексное развитие физических качеств. Физическая подготовка проводится ежедневно и систематически. Упражнения на гибкость, быстроту, ловкость, для развития силы включает в подготовку часть занятия.
Специальные занятия для совершенствования силы в подготовительном периоде проводят 2 раза в неделю. Упражнения для развития быстроты применяются 3-4 раза в неделю. Упражнения для совершенствования гибкости лучше выполнять ежедневно.
Воспитанию выносливости уделяют не менее 2-3 дней в неделю в форме кроссовой подготовки.
ОФП – больше времени отводится работе с детьми, подростками, новичками и меньше в тренировке взрослых.
СФП – следует уделять больше времени с занятиями взрослых, квалифицированными спортсменами и меньше на тренировочных занятиях с детьми.
Под технической подготовкой понимается овладение техникой видов легкой атлетики и ее совершенствование.
В основе овладения спортивной техникой лежит образование условно-рефлекторных связей, выработка динамического стереотипа и образование на этой базе того или иного двигательного навыка. Это достигается многократным повторением движений. Необходимо постоянно усложнять движения, которые могут установить правильную и устойчивую координационную связь между техникой движений и нервно-мышечной деятельностью.
Многократное выполнение упражнений ведет к автоматизации двигательного навыка, но необходим контроль за техникой. Легкоатлет должен мысленно восстановить ритм и характер движений. После выполнения упражнений оценивать степень совпадения мысленного образа с выполнением двигательных действий.
Учить спортсмена вести спортивную борьбу на соревнованиях, правильно оценивать свои возможности и возможности противника, умело приспосабливаться к соревновательным условиям, использовать их для победы.
В основе тактического мастерства лежит хорошее владение техникой, сильная воля, высокий уровень развития физических качеств. Знания для тактических действий приобретают путем чтения специальной литературы, наблюдение за опытными спортсменами, просмотр кинофильмов и т.д., участие в соревнованиях.
Вооружает специальными знаниями, необходимыми для решения задач спортивной тренировки.
Необходимо знать основы обучения и тренировки, уметь планировать тренировку, знать правила судейства соревнований, вести самоконтроль, первую медицинскую помощь.
Трудолюбие, умение преодолевать трудности, отказ от вредных привычек, выполнение режима.
Воля заключается в процессе преодоления трудностей (занятия в дождь, бег на тяжелом грунте), умение преодолевать усталость.
Лучшая школа воспитания воли – это соревнования. Элементы соревнований нужно чаще включать в тренировочные занятия, особенно с юными легкоатлетами.
Занятия «кто выше», «кто дальше», «кто быстрее», можно ставить занимаясь прыжками, бегом, метанием.
В практике занятий в школьных секциях необходимо регулярное проведение эстафет, простейшие соревнования по элементам физической подготовки, разнообразным прыжкам.
Чаще проводится командные соревнования, где спортсмен чувствует ответственность не только за себя, но и за команду.
Средства и методы тренировки.
Основное средство в обучении – практическое выполнение упражнений из 5 групп: основные, общеразвивающие, специальные, подводящие, вспомогательные.
1. Основные упражнения – для специализации легкоатлетов.
2. Общеобразовательные упражнения – выполняются вначале урока (для разминки) способствуют дальнейшему, более эффективному выполнению основных упражнений. Общеразвивающие упражнения – важная роль отводится в младших классах.
Упражнения с различными предметами – направлены мечами, гантелями, ядрами, копьями, скакалками, на снарядах (гимнастических), особенно ценны в силу их эмоциональности и эффективности.
3. Специальные упражнения при обучении – применяются с целью развития двигательных качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, быстроты, реакции, прыгучести, а также для совершенствования техники легкоатлетических видов.
4. Подвижные упражнения – близки по координационной структуре к основным. Они улучшают преставления о технике и способствуют более успешному овладению техникой основных упражнений. Выполняя усложненные подводящие упражнения используются и для устранения ошибок.
5. Вспомогательные – занятия другими видами спорта ( борьба, гимнастика и др.) 7
Обучение начинается с объяснения и показа.
Объяснение – должно быть кратким и образным. Занимающие должны получить наиболее правильное представление об основах техники упражнения. Говорить нужно лишь о том, что важно на данный момент, что предупреждает возникновение ошибок.
Перед очередным упражнением и в процессе его выполнения не обходимо повторно напоминать и подсказывать. Успешность обучения во многом зависит и от того, как учащийся понимает задание.
Образцовый показ – дает наиболее правильное представление о содержании упражнения о его пространственно – временных характеристиках.
Показ осуществляется на оптимальных скоростях, но сложные упражнения полезно демонстрировать на замедленной скорости, при которой акцентировать внимание на наиболее важных и трудных элементах техники.
Использование наглядных пособий – кинокольцовок, кинограмм способствует созданию правильного представления о двигательном действии.
3. Занятия легкой атлетикой
Основной формой занятия легкой атлетикой является урок.
В зависимости от характера и направленности поставленных задач, и подбора средств и методов обучения, приемов организации учащихся, а также этапа обучения различают следующие уроки легкой атлетики:
вводные, учебные, уроки повторения, совершенствования и закрепления усвоенного материала (тренировочный урок);
уроки проверки усвоенных знаний, умений и навыков, а также уровня физической и технической подготовленности (контрольный урок);
уроки смешанного типа (учебно-тренировочный урок).
Независимо от типа урока в каждом уроке по легкой атлетики принято различать:
В вводную часть входит построение, организация внимания учащихся, проверка присутствующих, сообщение главных задач урока (2-3)
Подготовительная часть урока призвана подвести учащихся к решению основных задач урока. С этой целью проводится медленный бег и общеразвивающие упражнения, беговые упражнения.
В основной части приобретаются и совершенствуются умения и навыки.
Задача заключительной части – постепенное снижение нагрузки, подведение итогов урока, задание на дом.
Упражнения в подготовительной части урока должны подбираться с таким учетом, чтобы повысить общую работоспособность организма и подготовить его к выполнению конкретной специфической работы в основной части.
Например: Если в основной части урока предстоит прыгать в высоту с разбега, то в подготовительной части надо ввести упражнения на гибкость (различные наклоны, махи и др.), а также прыжковые упражнения, выполняемые на месте и в движении.
В основной части подбираются упражнения таким образом, что бы первыми шли упражнения для разучивания и совершенствования техники отдельных видов. За ними могут следовать скоростные упражнения, затем силовые и наконец упражнения развивающие выносливость. (техника, скорость, сила, выносливость)
Подбирая упражнения и их последовательность, нужно учитывать их преимущественное воздействие на основные мышечные группы.
Например: вслед за прыжками в длину с разбега не следует проводить бег на скорость, так как в обоих случаях основная нагрузка приходится на мышцы ног.
Целесообразней в след за прыжками в длину с разбега провести один из видов метаний, в которых основная нагрузка будет приходится на мышцы ног, плечевого пояса и туловища.
Средства и методы проведения легкоатлетических уроков могут существенно меняться в зависимости от задач и от конкретных условий, в которых урок проводится. Обычно уроки легкой атлетики планируются в I-IV четвертях (весна- осень).
Для повышения плотности занятий, например, при проведении прыжков в длину следует построить учащихся таким образом, чтобы одновременно могли прыгать несколько человек. Если нет возможности организовать несколько мест для прыжков в высоту, то можно увеличить пропускную способность сектора раздвинув прыжковые стойки на 6-8 м, а вместо планки, натянув резинку. В этом случае прыжки можно выполнять двумя потоками, одновременно метание различных снарядов можно проводить, предварительно построив учащихся в шеренгу с интервалом 1,5-2м.
Одним из наиболее эффективных методов повышения плотности легкоатлетического урока служит круговой метод, занимающихся делят 3-5 групп, каждая их которых одновременно выполняют свое упражнение спустя некоторое время (3-5-8мин) по команде учителя группы меняются местами занятий в заранее определенном порядке и приступают к выполнению нового упражнения, пока вся группа проёдет через все упражнения.
Достоинство кругового метода на уроках легкой атлетики, в том, что его можно использовать с учащимися всех возрастов и различной степени подготовленности.
Необходимо начинать с двух групп, следить за дисциплиной, затем увеличивать количество групп.
Упражнение на развитие прыгучести.
Прыжки в длину с разбега.
Прыжки через прыгалку.
Прыжки с отталкиванием вверх.
Рассмотрим несколько примеров круговой тренировки для развития физических качеств.
Упражнения для развития быстроты движений.
А) беговая работа рук в макс. темпе (2-4 серии по 8-10 сек с интервалом 30-40 сек).
Б) бег на месте (в упоре) в максимальном темпе (3-4 серии по 8-10сек с интервалом 45-60 сек)
В) упражнения на расслабление.
Г) броски набивного мяча (1-2кг) в быстром темпе (в стену с отскоком или партнеру) 2-3 серии по 12-15 бросков с отдыхом 60 сек. ( можно использовать поточный метод)
Упражнения для развития прыгучести.
А) подскоки на прямых ногах (3-4 серии по 30-40 сек. с интервалом 60 сек.);
Б) прыжки через препятствия различной высоты на одной и двух ногах (поточный метод 2-3 мин);
В) упражнения на расслабление;
Г) подскоки на одной и двух ногах с места и с разбега доставая руками высокого подвешенный предмет (3-4 серии по 15-20 прыж. с отдыхом 1 мин)
Упражнения для развития силы.
Отжимание в упоре лежа 2-3 серии до отказа и подтягивание вися 2-3 серии до отказа, приседание с партнером.
(для мышц туловища) опускание и поднимание туловища в положении лежа на спине или животе с закрепленными ногами (2-3 серии по 10-12 раз);
приседание и выпрыгивание из полуприседа с отягощением (2-3 серии по 12-15 раз);
броски набивного мяча (1-3 кг из положения сидя и лежа на спине одной или двумя руками) всего 40-50 раз.
Упражнения на развитие гибкости:
Упражнения для увеличения подвижности локтевых и плечевых суставов ( с гимнастической палкой, с партнером, различные выкруты и др.)
Упражнения для увеличения подвижности позвоночного столба (различные наклоны повороты и вращения туловища).
Упражнения для увеличения подвижности тазобедренного коленного и голеностопного суставов (различные маховые движения с выпадами, “шпагаты).
Упражнения на расслабление.
Специальные упражнения для развития выносливости в круговой тренировке с детьми, подростками и юношами проводить не следует, так как сам принцип построения круговой тренировки является достаточным фактором для развития выносливости.
Более того, такой метод воспитания выносливости в круговой тренировки с детьми во многом предпочтителен, так как эмоционально насыщен и исключает монотонность, повышает интерес учащихся к уроку.
Подвижные игры на уроке по легкой атлетике способствуют повышению активности и интереса учащихся и позволяют повысить плотность урока.
Подвижные игры могут включать в себя различные прыжки, их элементы, бег, метания в цель или на дальность.
Можно подобрать подвижные игры с сочетанием элементов бега, прыжков, метания.
Для повышения активности и самостоятельности практикуют задания на дом.
Можно порекомендовать с помощью определенных упражнений повысить уровень развитие силовых качеств, прыгучести или гибкости, закрепить отдельные элементы. Необходимо проследить за выполнением домашнего задания, оценить его только в этом случае учащиеся будут ощущать необходимость и обязательность подобных занятий.
Заключение
В современной спортивной классификации насчитывается свыше 60 разновидностей легкоатлетических упражнений.
Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья людей.
Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях.
Легкоатлетические упражнения входят в программы физического воспитания школьников, учащихся всех типов учебных заведений, в планы тренировочной работы во всех видах спорта, в занятия физической культурой трудящихся старших возрастов.
Легкоатлетические секции занимают ведущее место в деятельности коллективов физкультуры, спортивных клубов, добровольных спортивных обществ.
Список литературы
Школа легкой атлетики, под ред. А. В. Коробова, 2 изд., М., 1998
Легкая атлетика для юношей, под ред. П. Л. Лимаря, М., 1999
Легкая атлетика, Учебник для институтов физической культуры, под ред. Н. Г. Озолина и Д. П. Маркова, 2 изд., М., 2002
Бернштейн Н. А., О построении движений, М., 1997
Ухов В., Спортивная ходьба, М., 1996
Фруктов А. Л., Спортивная ходьба, М., 2000
Лёгкая атлетика, под ред. Д. П. Маркова и Н. Г. Озолина, М, 1999.
Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. О.В.Колодий, Б.М. Лутковский, В.В. Ухов. 1999.
Бег к вершинам мастерства А.Лидьер, Г.Шимор. – 1999.
1 Бернштейн Н. А., О построении движений, М., 1997
2 Ухов В., Спортивная ходьба, М., 1996
3 Фруктов А. Л., Спортивная ходьба, М., 2000
4 Бег к вершинам мастерства А.Лидьер, Г.Шимор. – 1999.
5 Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. О.В.Колодий, Б.М. Лутковский, В.В. Ухов. 1999.
6 Лёгкая атлетика, под ред. Д. П. Маркова и Н. Г. Озолина, М, 1999.
7 Легкая атлетика, Учебник для институтов физической культуры, под ред. Н. Г. Озолина и Д. П. Маркова, 2 изд., М., 2002