какие задачи выполняет государство

Задачи и цели современного государства

Государство – политическая форма организации общества на определенной территории, это политико-территориальная суверенная организация публичной власти (независимость как во внутренних, так и во внешних делах), обладающая властным аппаратом, которому подчиняется население страны.

Государство, как институт социальный, обеспечивает нормальное функционирование общества. В зависимости от степени вмешательства государства в жизнь общества, их взаимоотношения могут существенно отличаться.

Как отмечал основоположник конституционного права России Ф. Ф. Кокошкин, вопрос о цели государства может ставиться и с точки зрения его объективной цели существования, и с точки зрения общественного запроса, то есть цели субъективной. Цели, задачи и функции, являясь качественными характеристиками и государства, и общества в целом, определяют сущность государства.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Задачи и цели современного государства — в чем состоят

Потребности общества в государстве определяют его назначение, цели, задачи. Соответственно, цели и задачи государств различны, зависят от запроса общества, исторических этапов развития государства, его типа.

Задачи государства ‒ требующие разрешения существенные проблемы, которые остро стоят перед обществом или встанут перед ним в перспективе.

В целях политического самосохранения государство должно обладать дальновидностью, чтобы предвидеть проблемы, которые могут возникнуть в далекой перспективе и представлять угрозу.

Можно назвать общие главные задачи, которые стремится разрешить любое государство: внешняя безопасность и взаимодействие с другими государствами, социальное, экономическое, культурное развитие, достижение внутреннего баланса интересов между различными социальными, национальными, культурными группами.

Задачи ‒ это средства достижения поставленных государством целей, отражение зрелости и эффективности его институтов.

В зависимости от запросов общества, уровня его развития, экономических возможностей государства и множества иных факторов, те или иные задачи приобретают статус «приоритетных», в какой-то момент развития общества наиболее важным может быть решение социальных проблем, в другой ‒ политических.

Кандидат юридических наук А. Ф. Васильева в статье «Делегирование государственных функций субъектам частного права» упоминает, что выделяют следующие признаки госзадач:

Истории известны случаи, когда власть заявляет о реформе, предлагая обществу разрешать новые задачи. Реформы могут быть в зависимости от сферы деятельности общества: экономические, политические, социальные, культурные.

Примеры проводимых в современной России реформ: пенсионная, денежная, судебная, военная.

Несоблюдение баланса традиционных и реформаторских задач может привести к застою или вызвать неконтролируемые разрушительные явления в различных общественных сферах.

Классификация задач государства, что является важнейшей

Распространено разграничение публичных и государственных задач. В реализации первых заинтересовано все общество, вторые реализуются только государством. К определению вторых существует несколько подходов:

Традиционные госзадачи вытекают из природы государства и находятся в двух областях:

Основаниями классификации могут выступать:

Обращаясь к Федеральному Собранию, Президент РФ поставил задачи на 2021 год, в том числе, в сфере экономики:

Важнейшие задачи современной России отражены в Указах Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», которые в ближайшем будущем будут представлены в едином плане по достижению национальных целей развития РФ.

Соотношение задач государства с иными теоретическими конструкциями

Кандидат юридических наук, профессор, В. Л. Кулапов в научной статье «Соотношение целей, задач и функций государства», скрупулезно сравнивая связанные между собой цели и задачи, выделяет отличия последних:

Достижение определенных целей и решение конкретных задач, стоящих перед государством, осуществляются посредством выполнения его функций. Функции – основные направления деятельности государства. Однако такое определение вызывает критику теоретиков различных наук. А. А. Дембицкий, кандидат юридических наук, в научной статье «Понятие функций государства: сущность и определение» приходит к выводу:

В научной работе представлены наиболее распространенные определения этого понятия.

Устанавливая соотношение между функциями, целями и задачами, В. Л. Кулапов отмечает, что содержание функции государства определяют его цели (идеальный результат), задачи (конкретные проблемы, требующие разрешения), объект (сфера изменений), субъект (те, кому предстоит разрешать проблемы), методы, средства и способы управленческой деятельности.

Как правило, с выполнением определенных задач функция утрачивает свое приоритетное значение либо исчезает.

Источник

Задачи государства

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и характеристика задач государства

Одной из дискуссионных тем в гуманитарных науках, не только в юриспруденции, но и в философии и политологии, является тема задач, которые ставит перед собой государство как политическая организация внутри общества.

Под задачей в самом общем смысле понимается совокупность действий, которые необходимы для определенной известной цели (таким образом, в отличие от проблемы решение задачи имеет предсказуемый результат).

С учётом этого задачи государства – это те мероприятия, которое оно в лице своих органов и должностных лиц должно предпринять для достижения поставленных целей.

Из данного определения очевидно, что задачи, стоящие перед государством:

Классификация задач государства

Все задачи, которые гласно или негласно ставит перед собой конкретное государство, могут быть подразделены на несколько групп:

К примеру, в экономической сфере государство может решать задачи:

Готовые работы на аналогичную тему

В политической и организационной сфере государство решает задачи:

В социально-культурной сфере задачами государства являются:

Соотношение задач государства с иными теоретическими конструкциями

Задачи государства следует соотнести с такими категориями, как функции государства и его социальное назначение.

Функции государства определяются как направления его деятельности (экономическая, политическая, экологическая и т. п.), и в рамках этих направлений выделяются конкретные стоящие перед государством задачи.

Под социальным назначением государства понимается направленность государства на решение узкоклассовых или общесоциальных задач, в первую очередь поддержания социального мира и содействия прогрессивному развитию.

Таким образом, государство может выполнять как роль социального арбитра, так и преследовать только собственные интересы. Как показывает практика, пренебрежение высшими лицами государства общими интересами государства становится причиной социальных потрясений и катаклизмов (государственных переворотов и революций). Задачи, которые ставит перед собой государство, определяют его социальное назначение.

Источник

Общая характеристика целей, задач, функций государства

Цели государства

Вопрос о том, к чему должно стремиться государство, издавна интересовал мыслителей. Какие цели должна преследовать страна и каковы критерии эффективности государственного управления?

Государство, как волевая общественная организация, располагает весьма могущественными средствами, с помощью которых может влиять на все стороны деятельности входящих в его состава людей. Оно регулирует своими распоряжениями эту деятельность, может создавать для нее благоприятные условия или же тормозить ее. Вопрос о цели государства есть, по существу, вопрос о том, в каком именно направлении и в каких пределах должно государство развивать свою деятельность, чтобы быть действительно полезным.

Этот вопрос получал различные решения.

Представители одного направления полагают, что целью государства является благосостояние граждан. Платон, например, подчеркивает преимущественно идеальную сторону, возлагая на государство задачу сделать граждан добродетельными.

Полную противоположность такому государству, берущему на себя обязанность опекать граждан во всех их заботах о своем благосостоянии, составляют учения о правовом государстве, которые единственной целью государства ставят обеспечение безопасности подданных.

По мнению сторонников этих учений (Локк, Кант), задача государства сводится к тому, чтобы обеспечить гражданам безопасность от внешних врагов и водворить в пределах государства правовой порядок, который размежевал бы сферы свободы, предоставленные отдельным гражданам.

При обсуждении вопроса о целях государства и пределах государственного вмешательства в жизнь народа никогда не следует упускать из вида и того обстоятельства, что сама власть государства и издаваемых им законов над жизнью не предельна[8,стр.36].

Задачи государства

Государство в разные времена преследует различные цели и решает различные задачи, и объяснение этому заключается в инстинкте политического самосохранения, который действует всегда и всюду, где есть государство, но не как абсолютная цель, а как постоянная причина. В разных исторических условиях государство стремится приспособиться, чтобы иметь возможность выдержать жизненную борьбу с другими политическими единствами. Прогрессивность того или другого государства обнаруживается именно в том, что оно сумело раньше и лучше уловить требования времени и приспособиться к ним, вызывая в других по необходимости подражание.

Проводится мнение о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение).

Коммунистическая концепция. Государство— главное орудие социальных преобразований, его задача— довести общество к светлому будущему.

Основные задачи государства на современном этапе:

1. обеспечение самосохранения общества и государства.

2. обеспечение безопасности и укрепление государства.

3. содействие социальному, экономическому и культурному развитию общества

4. преодоление противоречий, существующих в обществе (социальных, национальных)

Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций[9].

Источник

Функции и механизм государства

Понятие и классификация функций государства. Формы осуществления функций государства

Типичными задачами государства на современном этапе являются: обеспечение сохранения общества и государства, преодоление противоречий, существующих в обществе (социальных, национальных и т.д.); обеспечение безопасности и укрепление государства, содействие социальному, экономическому и культурному развитию общества.

По большому счету функции государства отвечают на вопрос, чем занимается государство, его органы, какие цели стоят перед ним, что оно решает.

Функции государства зависят от следующих факторов: сущность государства, потребности общества и государства, характер общества (раннеклассовое, классовое, переходное, гражданское), степень его вмешательства в духовную, религиозную, экономическую и социальную сферу, степень развития форм деятельности государства, в частности эволюция властно-принудительных методов государственного управления, экономические ресурсы, находящиеся в распоряжении государства.

Функции государства характеризуются тем, что они:

Классификация функций государства осуществляется:

На примере Российской Федерации рассмотрим функции государства с позиции внутренних и внешних сфер деятельности, а также задач, стоящих перед обществом.

Экономическая функция. Экономические отношения появляются значительно раньше возникновения государства, его элементов. Между тем развитие экономики, производственных отношений приводит к необходимости создания соответствующих государственных органов.

Государство, чтобы обеспечить свое развитие, основные нужды населения, а также динамику развития промышленного и сельскохозяйственного производства, охрану границы, формирование и содержание армии для отражения врагов и т.д. вынуждено взимать налоги и сборы, таможенные пошлины и т.д. В более поздние периоды, с появлением буржуазного государства, отмечается его роль в установлении объема налогов и тарифов, правил внутренней и внешней торговли, в разрешении споров между предпринимателями, обеспечении трудовых прав граждан и т.д. В связи с этим никто и никогда не отрицал экономической роли государства, но извечно в теории и практической жизни стоял вопрос о мере влияния государства на экономические процессы, о том, насколько они эффективны и перспективны.

Современные государства предоставляют населению услуги. Иначе говоря, многие социально-обеспечительные дела государства реализуются посредством предоставления услуг (образовательные услуги, услуги в сфере здравоохранения, дошкольного воспитания и т.д.).

Учитывая, что многие современные государства объявляются, нередко на конституционном уровне, государствами социальными (ФРГ, Испания, Италия, Россия и др.), это обязывает их принимать долгосрочные социальные программы, например, в сфере здравоохранения, пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, страхования и др. История так называемой социальной заботы о гражданах известна достаточно давно (реформы Бисмарка в 1875 г., общественные реформы в Англии в 1900-1914 гг., реформа и введение народной медицины в России в 1880 гг. В настоящее время социальная функция сопряжена с состоянием экономики государства). В связи с этим социальная деятельность органов государства может сужаться до обеспечения отдельных категорий граждан (дети, хронические больные, инвалиды, пенсионеры).

В государствах, переживающих жесткий экономический кризис, социальная функция часто сводится к гарантированию прожиточного минимума для малоимущих слоев общества, охране и обеспечению гарантированного минимального размера оплаты труда. Также социальная функция реализуется для обеспечения солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защиты интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни.

Функция налогообложения и взимания налогов. Ее нередко называют фискальной. Задачи государства: контролировать денежное обращение в стране, проводить эффективную финансово-денежную политику, формировать государственный бюджет и следить за его расходной частью и не просто отслеживать расходование денег, а контролировать эту деятельность на предмет эффективности. Важнейшей частью финансовой деятельности является функция государства по налогообложению и взиманию налогов. Здесь важно установить и контролировать сбор всех видов налогов, что позволит покрывать расходы на содержание государственного аппарата и обеспечение экономического, социального, культурно-воспитательного и иного развития страны.

Экологическая функция. Появилась в конце XIX в. в связи с глобальным воздействием человека на природу и пониманием трагичности для населения планеты разрушения природных экосистем (лесов, рек, озер и др.). Многие реки используются в качестве транспортных артерий (Волга, Рейн, Дунай), на многих реках стоят гидроэлектростанции, образующие каскады ГЭС (Волга, Ангара). Эти примеры можно продолжить. При этом достаточно сказать, многие специалисты считают, что человечество еще не до конца осознало последствия катастрофы Чернобыльской АЭС и АЭС Фукусима, загрязнение воздушной среды, водных объектов, глобальной вырубки лесов (например, в Африке) и т.д.

В результате государство вынуждено уделять внимание охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. С этой целью государство, его органы определяют экологические цели поведения и обращения с природными ресурсами. Данные правила главным образом образуют экологическую отрасль права.

Функция защиты прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка. Нередко эту функцию называют правоохранительной.

Таким образом, правоохранительная функция сводится к выработке эффективной политики в сфере обеспечения прав и свобод личности, в частности их признания, закрепления и гарантирования, а также предоставления юридических и иных форм защиты прав и свобод человека от нарушений. Правоохранительная составляющая этой функции сводится к борьбе с правонарушениями, прежде всего с преступностью, а также к защите всех форм собственности.

Функция обороны. Относится к числу так называемых внешних функций и так же, как правоохранительная, относится к числу первых функций, появляющихся у государства на заре его возникновения. Создание оборонительных отрядов не только из ополченцев, но и из профессиональных воинов считалось главной задачей государства. Военные структуры были исторически первыми институтами государства. Многие исследователи полагали и полагают, что именно с них начинало формироваться государство как таковое.

Функция сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем. Данная функция также относится к внешним. Поддержание мира и международного правопорядка невозможно без сотрудничества государств в сфере экономических процессов, экологии, культуры, науки, здравоохранения, спорта и др. Эти отношения должны быть как двусторонними, так и многосторонними. Формой таких отношений выступают международные договоры, декларации и др.

Правоприменительная деятельность представляет собой конкретизацию и реализацию положений законов и других правовых документов.

Результатом этой деятельности является правоприменительный акт (указ, решение суда и т.д.).

Важно, что неправовые формы осуществления функций государства нередко реализуются через правовое регулирование (например, утверждение плана приказом, нормативное закрепление размеров заработной платы государственных служащих и т.п). Каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах.

Механизм государства. Функции государства и механизм государства

Итак, механизм государства есть система органов государственной власти, его аппарат, учреждения и организации, обеспечивающие функционирование государственной власти и выполнение ими функций государства. Основываясь на этом, структура государственного механизма состоит из следующих элементов, или, другими словами, механизм государства образуют:

Механизм государства, его развитие определяются состоянием экономики, соотношением политических сил, целями или задачами государства на определенном историческом этапе его развития.

Функции государства и механизм государства. Государственные структуры, механизм государства создаются для осуществления функций государства и в соответствии с ними (при изменении функций государства претерпевает изменения и механизм государства).

Функции государства являются основным «двигателем» механизма государства, поскольку они взаимосвязаны и взаимозависимы настолько, что не могут существовать друг без друга. Как отмечалось, механизм государства призван реализовывать государственные функции посредством деятельности государственных органов, учреждений и предприятий. Например, функцию налогообложения и взимания налогов осуществляет Министерство по налогам и сборам РФ. В реализации экологической функции ведущая роль принадлежит Министерству природных ресурсов РФ и Государственному комитету РФ по охране окружающей среды. Это закономерно, поскольку основной задачей механизма государства является реализация, воплощение в жизнь государственных задач и функций государства. От числа функций государства напрямую зависит структура государственных органов, их количество и содержание деятельности.

Принципы организации и функционирования механизма государства.

Рассмотрим наиболее важные из перечисленных начал.

Принцип демократизма предполагает, в частности:

Принцип единства государственной власти реализуется по следующим направлениям:

Разделение властей в широком смысле слова в государстве реализуется по следующим направлениям:

Элементами системы сдержек и противовесов, в частности, являются:

Механизм государства и государственный аппарат

В юридической науке пока не сложилось однозначного мнения о соотношении таких понятий, как «механизм государства» и «государственный аппарат». Одни авторы употребляют эти понятия как синонимы (А.Ф. Черданцев), другие находят в них ряд различий1.

С узких позиций механизм государства отождествляется с аппаратом государства, субъектный состав государственного механизма (государственного аппарата) включает только систему органов государственной власти (законодательную, исполнительную и судебную подсистемы).

Широкий подход предполагает, что механизм государства отождествляется с политической системой в целом, т.е. с совокупностью государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции.

Механизм государства включает помимо государственного аппарата государственные учреждения и государственные унитарные предприятия, а также государственные организации (вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат выполняет свои задачи.

Государственные унитарные предприятия образуются для осуществления хозяйственных функций, в целях извлечения прибыли, оказания услуг, выполнения работ и производства продукции.

Таким образом, государственный аппарат в целях осуществления управленческой, организующей и охранительной деятельности создает необходимые учреждения, посредством которых реализуются государственные решения. Государственные структуры, призванные обеспечивать функцию принуждения (полиция, вооруженные силы, тюрьмы, службы безопасности и т.д.), нередко именуются также материальными придатками государственного аппарата.

Государственный аппарат, в отличие от механизма государства, может пониматься как совокупность управленческих должностей, а также как совокупность лиц, замещающих эти должности (совокупность должностных лиц), и лиц, подчиненных должностным лицам, помогающих должностным лицам, обеспечивающих выполнение функций должностных лиц.

Из сказанного следует, что понятие «механизм государства» шире, чем понятие «государственный аппарат».

Органы государства. Представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государства. Контрольно-надзорные органы. Прокуратура. Силовые структуры

Государственный аппарат состоит из различных по структуре, роли и порядку формирования государственных органов.

Характерные черты органа государства:

Публичный характер полномочий означает, что они реализуются от имени государства и в интересах государства и общества. Властный характер полномочий означает, что при их реализации субъект публичной власти формулирует свою волю в обязательных для исполнения правовых актах и опирается на силу государственного принуждения.

Орган государства в своей деятельности руководствуется принципом «разрешено только то, что прямо указано в законе».

Структура компетенции органа государства включает:

Взаимосвязь функций государства и обеспечивающих их выполнение структур, т.е. государственных органов, прослеживается в следующем: государственный орган следует создавать под ту или иную функцию, а не наоборот. Необязательно и создание отдельного органа государства под каждую новую функцию государства. Уже имеющиеся в государственном аппарате органы могут взять на себя и новые функции, их компетенция может быть расширена. При этом ни один орган не должен создаваться при отсутствии необходимости в функциях, которые он призван исполнять; при создании органа ему должен быть предоставлен такой объем полномочий, который является необходимым и достаточным для реализации выполняемых им функций.Классификация органов государства. Органы государства могут быть классифицированы по различным критериям.

По порядку образования выделяют избираемые органы (Госу дарственная Дума РФ, Законодательное собрание Краснодарского края), назначаемые органы (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства), образуемые (межведомственная следственная комиссия).

В зависимости от уровня осуществления власти выделяют федеральные органы (Правительство РФ), региональные органы (органы субъектов Федерации) (Департамент культуры г. Москвы, администрация Нижегородской области).

На примере Российской Федерации рассмотрим виды современных государственных органов.

Представительные (законодательные) органы, принимают законы (и иные нормативные правовые акты), имеющие высшую юридическую силу.

При этом Совет Федерации имеет право одобрить или отклонить принятый закон.

Глава 5 Конституции РФ посвящена Федеральному Собранию как парламенту Российской Федерации, представительному и законодательному органу Российской Федерации.

Понятия «представительные органы» и «законодательные органы» не совпадают по объему. Всякий законодательный орган является представительным, но не каждый представительный является законодательным.

В Российской Федерации в системе органов государственной исполнительной власти существует два уровня, каждый из которых характеризуется самостоятельностью и независимостью, собственной сферой компетенции.

Федеральные органы государственной исполнительной власти. Установление системы органов исполнительной государственной власти этого уровня, порядок и организация их деятельности находятся в ведении Российской Федерации (п. «г» ст. 71 Конституции РФ). К их компетенции относятся задачи, возложенные на них Конституцией РФ ст. 71, 72). Вне пределов ведения федеральных органов исполнительной государственной власти и их компетенции субъекты Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов имеют собственную компетенцию (обладают всей полнотой государственной власти) (ст. 73 Конституции РФ);

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Федерации образуют единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2, ст. 77 Конституции РФ).

Судебные органы призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Непосредственная реализация судебной власти, или осуществление правосудия, происходит в установленном законом процессуальном порядке, основанном на таких общепризнанных принципах, как равенство граждан перед законом и судом, открытое судебное разбирательство, национальный язык судопроизводства, состязательность и равноправие сторон.

Судебная власть в России приобрела реальные полномочия по контролю за актами других ветвей власти, что непосредственно следует из права Конституционного Суда РФ проверять соответствие Конституции РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также из права граждан обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ).

В целях обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Следственный комитет РФ образован в соответствии с федеральным законом в 2010 г. и является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Контрольно-надзорные органы (органы промышленного надзора, государственные инспекции) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины.

Например, Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения возможной агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами.

Деятельность Вооруженных Сил РФ осуществляется на основании Конституции РФ и федерального законодательства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *