какие задачи выполняют занятия по изучению букв и звуков
Изучение звуков и букв. Консультация для родителей
Елена Николаевна Рокачёва
Изучение звуков и букв. Консультация для родителей
Занятия по освоению ребенком звуковогосостава языка включают в себя три стадии: знакомство со звуком, дифференциация звуков, знакомство с буквой.
Последовательность работы над звуком:
Знакомство со звуком (выделение его на слух).
Определение характеристик звука (гласный или согласный, (глухой или звонкий).
Выделение на слуховом уровне из ряда других звуков, слогов, слов.
Определение места звука в слове (с опорой на картинки).
Составление слогов, слов из заданных звуков.
Работа по дифференциации звуков:
Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий.
Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий).
Определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки.
Запись слогов, слов на изучаемые звуки.
Составление звуковых схем, слогов, слов.
Последовательность работы над буквой:
Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа).
Выделение ее элементов.
Прослушивание стихотворения о букве.
Прорисовывание буквы пальцем в воздухе.
Прорисовывание буквы на листке по образцу.
Чтение слогов с изучаемой буквой (>>> развитие слогового чтения).
ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух,следует помнить:
Наша речь состоит из предложений.
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из звуков.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки бывают гласные и согласные.
В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).
Консультация «Звуковая культура речи детей старшего дошкольного возраста» Звуковая культура речи детей старшего дошкольного возраста Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она.
Тематическое планирование по фонетике Дата Тема занятия Формирование фонематического восприятия Первый период 16.09.2013 Понятие о звуке Выделение начального гласного звука.
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Изучение буквы и звука»
Елена Сайфиева
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Изучение буквы и звука»
Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад № 69 Выборгского района
Конспект
по подготовке детей к обучению грамоте
Тема: «Изучение буквы и звука «Л»
Воспитатель: Сайфиева Е. И.
• Изучение буквы «Л», звука «Л»
• Продолжать учить правильно артикулировать звуки; развивать артикуляционный аппарат
• Учить определять на слух место звука в трёх позициях (в начале слова, в середине слова, в конце слова);
• Продолжать учить анализировать слова, составлять схемы слов
• Продолжать учить анализировать букву
• Продолжать учить читать слоговую таблицу с договариванием до целого слова с последующим составлением простых предложений с этими словами
• Развивать связную речь и слуховое внимание
• Буква «Л»
• Буквы для составления слов
• Круги синего, зелёного, красного цветов (для составления схем слов)
Сегодня мы с вами занимаемся развитием речи – подготовкой к обучению грамоте.
Характеристика этих звуков (это гласные звуки, их произношению ничего не мешает).
— Сегодня мы познакомимся с новой буквой и новым звуком.
— Как поют песенку без слов? (ля-ля-ля….)
• Работа с наглядным материалом
На мольберте картинки: лиса, лампа, лук, ёлка, пила, стол, дятел.
— Назовите звук, который повторятся во всех словах, которые обозначают эти картинки.
— Что такое звук? (звук-это то, что мы произносим)
Ло-ло-ло – на улице тепло
Лу-лу-лу – стул стоит в углу
Ла-ла-ла – началась весна
Ли-ли-ли – липы зацвели
— Как вы думаете, какой звук мы сегодня будем изучать?
— А сейчас я покажу букву, которая этот звук обозначает.
• Показ буквы «Л»
-Что такое буква? (буква – это то, что мы видим).
• Анализ буквы «Л»
-Какую букву она напоминает?
-На что похожа буква?
-Из каких частей состоит буква «Л»?
-Сколько частей в букве «Л»?
— Прописываем букву в воздухе (подняли указательный палец, пишем снизу вверх, с верха вниз)
• Характеристика звука «Л»
— Поднесли ладошку ко рту, произнесли звук, который эту букву обозначает
-Какой это звук? (согласный)
— Почему? (воздух ударяется о ладошку, встречает преграду)
— Каким ещё можно назвать этот звук? (согласный твёрдый, согласный мягкий)
-Каким цветом мы будем обозначать этот звук на схеме? (синим или зелёным)
Лебеди летят, крыльями машут.
Пролетают над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
— Сели, проверили осанку.
• Чтение слогов (слияний) по слоговой таблице с договариванием до целого слова
(лупа, липа, пила, лимон, луна, лопата)
• Составление простых предложений с прочитанными словами
• Звуковой анализ слов: лак, луна, лимон, лопата
(все вместе разбираем слово «лак»)
-Сколько слогов в слове «лак»? (один слог, короткое слово)
-Какой первый звук в слове «лак»?
-Какой это звук? (согласный, твёрдый)
— Каким цветом мы обозначим этот звук на схеме (синим)
-Какой последний звук в слове «лак»?
-Какой это звук?
-Каким цветом мы обозначим этот звук? (синим)
-Какой звук посередине?
-Какой это звук? (гласный)
-Каким цветом мы обозначим этот звук? (красным)
Дети самостоятельно на наборном полотне составляют остальные слова и схемы к ним; все вместе проверяем правильность выполнения задания.
Лисицы лают. Глухомань.
Лежит в листве под липой лань.
Лягушкой лакомится лунь.
Летит заблудшая пчела.
Легла на лес ночная мгла.
— Назовите слова с мягким и твёрдым звуками «Л», которые вы услышали в этом стихотворении.
— Сели, проверили осанку.
-С какой буквой мы сегодня познакомились?
-Какой звук она обозначает?
-Какой это звук?
-Назовите слова, в которых есть и мягкий, и твёрдый звук «л»
— Занятие закончено. Отдыхаем 10 минут.
Конспект занятия по обучению грамоте в 1 классе «Буквы У, у» Тема: «Буквы У, у» Предмет: литературное чтение (обучение грамоте) Класс: 1 Учебник: Т. М. Андрианова Букварь УМК «Планета знаний» – М. :.
День открытых дверей. Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе «Волшебный сундучок» Цель: обобщить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте в старшей группе. Задачи: образовательная.
Конспект открытого занятия по грамоте и повторение звука и буквы «Х» в подготовительной группе «Путешествие с Хомой» Цель: Закрепить у воспитанников представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».Задачи:Образовательные. • Закреплять умение.
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Звук [Ч] и буква «Ч» Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста на тему: «Звук (Ч) и буква Ч» Задачи: 1.
Конспект занятия по обучению грамоте по теме «Звуки [н], [н’], буквы Н, н» с детьми 6–7 лет 1. Цель занятия: познакомить со звуками [н], [н]; научить писать буквы Н, н. 2. Программное содержание: 2.1. Образовательные задачи: • формировать.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР «Звуки и буквы А, У, И, О. Предложение» Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (подготовительная к школе группа) Тема занятия:.
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Зайчик» Занятие по подготовке детей к обучению грамоте «Зайчик» (старшая группа) Цель — учить составлять предложение из двух слов, называть первое,.
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Дифференциация [С], [Ш]» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» Программное содержание.
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте Старшая группа Составила Красикова А. Н. Цель : Обучать звуковому анализу слова, умению.
Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки и буквы»
Елена Абросимова
Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки и буквы»
Ход занятия
Организационный момент (1 мин).
Логопед приветствует детей, раздает зеркала.
Ну-ка вот проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, зеркало, тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Дети приветствуют логопеда.
Артикуляционная гимнастика (3 мин).
Упражнения для губ:
“Улыбочка”, “Трубочка”, “Окошко”, “Улыбочка – трубочка – окошко” (5 раз).
Упражнения для язычка:
“Блинчик”, “иголочка”, “Парус”, “Назойливая муха”.
Каждое упражнение дети выполняют 3 раза.
Основная часть (16 мин).
А) Повторительная беседа. Объявление темы занятия.
— А теперь отложим зеркала.
Дети убирают зеркала на край парты.
— Давайте вспомним, что такое наша речь? /Разговор, вопрос, рассказ – это наша речь/.
— Из чего состоит наша речь? /Наша речь состоит из предложений/.
— Как стоят предложения в рассказе? /Предложения в рассказе стоят по порядку/.
— Как они связаны между собой в рассказе? /Они связаны между собой по смыслу/.
— Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.
— Как связаны слова в предложении? /Слова в предложении связаны по смыслу/.
— Как они стоят в предложении? /Они стоят в предложении по порядку/.
— Из чего состоят слова? /Слова делятся на слоги/.
— А сегодня мы узнаем, из чего состоят слоги.
Б) Беседа о звуках (речевых и неречевых) и органах, участвующих в речи.
— Ребята, какие звуки мы можем услышать на улице? /Мы можем услышать скрип, мяуканье, стук, грохот/.
— Да. Эти звуки называются неречевые. А теперь послушайте. [М, п, ш]. С помощью чего я говорила эти звуки? /Вы их говорили с помощью органов речи/.
— Чем отличаются речевые и неречевые звуки? Кто говорит речевые звуки? /Речевые звуки говорит человек/.
— А неречевые звуки – что это за звуки? /Это звуки, которые говорит не человек/.
— Правильно. Это звуки окружающего нас мира.
— Хорошо. А что нам помогает произносить речевые звуки? /Нам помогают губы, зубы, язык/.
— А ещё что? Скажите [с], подставьте ладошку. Что чувствуете? /Мы чувствуем ветерок/.
— Да. Воздух выходит из наших легких. Легкие нам помогают говорить. А теперь скажите [з], ручку на горлышко положите. Что чувствуете? /Горлышко вибрирует/.
— Правильно. Это наши голосовые связки так работают. Без них мы не сможем говорить. А что ещё нам помогает говорить? Перед тем, как что-то сказать, что нужно сделать? /Нужно подумать/.
-Хорошо. Значит, нам ещё помогает мозг. Всё назвали? А мы слышим, что нам говорят? /Да/.
— С помощью чего мы слышим? /С помощью слуха/.
— Да. Теперь давайте повторим всё, что мы сказали. Что нам помогает говорить? /Нам помогают говорить губы, зубы, язык, мозг, слух, легкие/.
В) Фонематический анализ.
— Ребята, я говорю слово, а вы называйте первый звук в этом слове.
Осы, собака, машина, шапка, астра, утка, самолет.
Логопед спрашивает всех детей по очереди.
Г) Сказка про звуки и буквы.
— А теперь послушайте маленькую сказку про звуки и буквы. Давным-давно жили-были звуки. Ходили звуки по свету, но никто их не видел. Однажды их записали на доске, и стали они видимыми. С тех пор называют их буквами.
— Запомните, звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем. Повторите за мной. /Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем/.
— Посмотрите на плакат, там возле слова звук нарисован ротик и ушко, а возле слова буква глазик и ручка. Этот плакат поможет вам запомнить.
Д) Дидактическая игра “Буквы спрятались”.
Логопед вешает на доску картинку с заштрихованными буквами.
— Ребята, к нам сегодня прибегал Буратино и спрятал буквы. Давайте их найдем.
Дети называют буквы.
— Хорошо. А теперь давайте придумаем слово, начинающееся с каждой из этих букв.
Логопед спрашивает каждого ребенка.
— Что мы с вами называли? /Мы называли звуки/.
— А искали что? /Искали буквы/.
— Чем отличаются звуки и буквы? /Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем/.
— А сейчас немножко отдохнем. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения.
Дети встают в кружок.
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел
Раз грибок, два грибок.
Вот и целый кузовок.
Логопед проговаривает стих и показывает детям движения.
Основная часть (продолжение) (16 мин).
Е) Дидактическая игра “Чудесный мешочек”.
Логопед показывает детям мешочек.
— Ребята, у меня есть чудесный мешочек. В нем буквы. Вам нужно вытащить букву и придумать с ней слово.
Логопед подходит к каждому ребенку. Дети придумывают слова.
Ж) Беседа о гласных и согласных звуках.
— А сейчас подумаем, чем отличаются гласные звуки от согласных. Давайте произнесем а-а-а! Свободно голос выходит? /Да, голос свободно выходит/.
— А так? П-п-п! Что-то мешает? /Да, мешает/.
— А что? /Мешают губы, зубы и язык/.
— Правильно. Это значит, что когда мы произносим согласный звук, у нас есть преграда. Если нет преграды, какой это звук? /Это гласный/.
— А если есть преграда? /Тогда это согласный/.
— Молодцы. Повторим все вместе. Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык. /Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык/.
З) Дифференциация гласных и согласных звуков.
Логопед раздает детям красные и синие кружки.
— Ребята, я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, поднимите красный кружок, а если согласный – синий.
А, п, м, л, а, о, у, м, ф, ы, б.
Дети выполняют задание.
И) Работа в тетрадях. Дифференциация гласных и согласных звуков.
— Я буду произносить звуки, а вы писать букву. В одной строчке у нас будут гласные звуки. Какого цвета мы кружочек нарисуем? /Мы нарисуем красный кружок/.
— А в другой – согласные. А здесь какой кружок нарисуем? /Нарисуем синий кружок/.
Логопед показывает образец на доске.
Далее – коллективная проверка.
— Какие две группы звуков существуют в русском языке? /Звуки бывают гласные и согласные/.
— Как произносятся гласные звуки? /Гласные звуки произносятся без преграды/.
— А согласные? /Согласные произносятся с преградой/.
— Что образует преграду? /Преграду образуют губы, зубы и язык/.
К) Работа с карточками. Дифференциация гласных и согласных звуков.
Логопед раздает детям карточки с буквами и фишки красного и синего цвета.
— Ребята, вам нужно под буквами обозначить цветными фишками гласные и согласные.
— Каким цветом обозначим гласные? /Гласные обозначим красной фишкой/.
— А согласные? /Согласные обозначим синей фишкой/.
Дети выкладывают фишки под буквами.
Далее – индивидуальная проверка.
Итог занятия (2 мин).
— О чем мы сегодня говорили?
— Что мы делали на занятии?
— Что вам больше всего понравилось?
Конспект фронтального логопедического занятия «Буква Л» для детей подготовительного дошкольного возраста Цель: закрепить звуки [л], [ль]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения;.
План-конспект фронтального логопедического занятия «Звук [ы]» Тема занятия: «Звук «Ы». Цели: 1. Познакомить детей со звуком «Ы»; 2. Закрепить правильную артикуляцию звука «Ы»; 3. Развитие фонематического.
Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Юные модельеры» Цели: Образовательные: закрепить знания о предметах одежды и обуви; уточнить и расширить знания о материалах,.
Звуковой анализ слов для дошкольников
Обучение детей грамоте – это неизбежный процесс и в какой-то мере проблема, которая встает перед каждым родителем. При этом нет единого мнения касаемо того, когда именно следует начинать это обучение. Если по различным рекомендациям, касающимся дошкольной педагогики, разброс составляет недели или месяцы, то в вопросе освоения грамоты нет такого единства мнений.
Одни считают, что начинать нужно как можно раньше. Другие уверены в том, что освоение грамоты следует отложить до самой школы.
Кто-то считает, что обучение надо начинать тогда, когда ребенок сам проявил интерес к буквам. Другие полагают, что начинать нужно после того, как ребенок научился выговаривать все звуки. А кто-то вообще думает, что этот вопрос лучше доверить профессионалам.
Знакомство со звуковым анализом слова
Грамота – это достаточно сложный в освоении предмет для дошкольников. В обучении важно понимать, что в чтении и письме есть как бы 2 стороны – теоретическая и практическая.
Задачей школы является введение в теорию чтения и письма, чтобы ребенок мог освоить основные законы письменной речи и употреблять осознанно. Что же касается практического освоения письма и чтения, то это несколько иная задача, решать которую лучше всего до периода школьного обучения.
При обучении письму и чтению базовым процессом является звуковой анализ устной речи, который предполагает определение звуков в слове по порядку и их характеристики (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий – твердый), установление их количества и последовательности в слове.
Обучение звуковому анализу слова предполагает:
В старшей группе детского сада уже можно начинать знакомство со звуковым анализом слова. Этот процесс важен еще и потому, что в процессе изучения идет развитие фонематического слуха. Этот навык очень важен для развития устной и письменной речи, потому что ребенок не будет делать ошибки в словах (к примеру, дом – том). Соответственно, когда дети научатся четко различать слова на слух, они смогут правильно их написать, т.е. эти процессы взаимосвязаны.
Основные задачи ознакомления детей со звуковой стороной слова
В дошкольный период времени происходит интенсивное умственное развитие ребенка. Он постепенно знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка.
Основная цель педагогов в этот период – знакомство дошкольников со словом, его смысловой (слово обозначает определенное явление, предмет) и фонетической или звуковой стороной.
Детям, у которых диагностировано фонетико-фонематическое недоразвитие речи, очень трудно дается звуковое различие слова на слух. Обследование звукового состава для них сложно потому, что у них нарушено фонематическое восприятие. Поэтому при разработке методики коррекционного обучения этих детей большое значение придается соблюдению основных дидактических принципов (доступность материала, его наглядность, индивидуальный подход к каждому ребенку и т.д.).
Освоение звукового анализа и синтеза для детей дошкольного возраста – это достаточно длительный процесс. В этом помогают фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия. Большое значение в этом процессе имеют игры, в которых сложное зачастую становится понятным и доступным. Но игра не возникает сама по себе, поэтому педагог должен открыть для ребенка мир игры, сделав ее интересной. Только при таких обстоятельствах дети начинают следовать правилам игры, у них появляется мотивация в достижении результата.
Основная задача – сделать слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, объектом особого внимания, наблюдения и изучения.
Важно уделять внимание следующих моментам: