какие заключения может ставить дефектолог
Дефектологическое заключение (первичное) на примере ребенка 3 года 5 месяцев
Зорина Юлия Сергеевна
Дефектологическое заключение (первичное) на примере ребенка 3 года 5 месяцев
Красноярский край г. Норильск
Дефектологическое заключение (первичное)
Концентрация внимания низкая. Невербальные коммуникации с окружающими затруднены, устанавливаются на короткий период. Визуальный контакт нестойкий (преимущественно «сквозь», «мимо»). Отклик на имя затруднен. Тактильного контакта ребенок не избегает, иногда сам его инициирует.
Со слов родителей: навыки самообслуживания формируются в медленном темпе, умеет есть с помощью ложки, пить с помощью кружки, ходит на горшок. Навыки опрятности не сформированы.
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация ниже возрастной нормы. Ориентация в пространстве и в схеме собственного тела затруднена. Знания об окружающем мире не сформированы. Сенсорно-математические представления не сформированы. На момент обследования предложенные задания ребенок выполнил исключительно с помощью после многократного повторения инструкции и демонстрации образца. Взгляд на предметах не фокусировал. Действия не были эмоционально окрашены. Реакция на поощрение отсутствовала.
Особенности речевого развития. Нарушений в строении артикуляционного аппарата не выявлено. Понимание обращенной речи преимущественно на бытовом уровне после многократного повторения. Звукоподражание, активный словарный запас и экспрессивная речь отсутствуют. Фиксируются спонтанная вокализация и спонтанные лепетные слоги.
Заключение: ЗПРР. РАС. (Несформированность средств языка с расстройством аутистического спектра)
1. Консультация психиатра, сурдолога.
2. Наблюдение невролога.
3. Соблюдение режима дня и отдыха, прогулки.
4. Систематические коррекционно-развивающие занятия с дефектологом, логопедом. Логопедический массаж. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, массаж пальчиков и предплечья, игры с бусинами, прищепками. Подвижные игры, игры с мячом, логоритмика.Развивающие игры по возрасту: рамки-вкладыши, кубики, трафареты. Лепка, рисование (раскрашивание, штрихование).
Дефектолог-логопед Зорина Ю. С.
Адвент-календарь по сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и работа с ним Видео Здравствуйте, уважаемые коллеги! В публикации, где я подробно описала, как мы создавали зимнюю сказку в нашей приемной, (подробнее можно.
Консультация для родителей «Как же выучить с ребенком названия частей суток, дней недели, времен и месяцев года?» Консультация для родителей «Как же выучить с ребенком названия частей суток, дней недели, времен и месяцев года?» Мы часто задаемся вопросом:.
Макет «Куклы 12 месяцев и времен года» Чтобы дети лучше запомнили месяцы в конце среднего возраста я сделала 12 кукол – месяцы. И сочинили мы сказку. Жил –был старик Годовик.
Математическая игра-сказка «12 месяцев» Давным-давно в королевстве Богемия жила одна девочка, добрая и работящая. Однажды ей довелось повстречать сразу все 12 месяцев. История,.
Наша театральная неделя. Сказка «Двенадцать месяцев» (фотоотчёт) В конце марта наши дошкольные отделения решили устроить для наших детей Театральную неделю, посвящённую Международному дню театра. Мы.
Оформление приемной в стиле зимней сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» В нашем саду сложилась традиция оформлять раздевалки на различные темы и потом проводить экскурсии. В этом году нам предложили к новогодним.
Пальчиковая гимнастика от 6 месяцев до 1 года От 6 месяцев уже можно начинать выполнять с ребенком более динамические упражнения,включая массаж каждой фаланги пальцев. Лучше проводить.
Стихотворение «Сколько месяцев в году» с элементами пальчиковой гимнастики Все педагоги знают, как нелегко бывает детям запомнить названия месяцев года. А если предложить им выучить этот стишок, да ещё внести в.
Вариативное использование одной техники на примере изображения птиц в ладонной технике Продолжая тему интерпретации одной техники предлагаю Вам, дорогие коллеги, рассмотреть ее на примере изображения птиц ладошками. Позвольте.
Воспитание детей сказкой на примере сказа П. Бажова «Серебряное копытце» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Однажды Эйнштейна спросили, как можно сделать детей умнее. Он ответил: «Если вы хотите, чтобы ваши дети.
Примерная формулировка для составления дефектологического представления на учащегося
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Примерные формулировки для заполнения дефектологических представлений
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования
В контакт вступает легко, с трудом, с большим трудом, в контакт не вступает, в контакт вступает не сразу, говорлив, замкнут, сдержан, не соблюдает субординацию, не понимает цели обследования, не адекватно реагирует на предлагаемые задания.
Контакт (речевой, жестовый, мимический). Контакт формальный (чисто внешний). Не проявляет заинтересованности в контакте. Контакт избирательный. Проявляет заинтересованность, охотно подчиняется.
Реакция на одобрение: адекватная: радуется одобрению, ждёт его; неадекватна: на одобрение не реагирует, равнодушен к нему.
Реакция на замечание: адекватная: исправляет поведение в соответствии с замечанием; неадекватная: обижается; нет реакции на замечание; негативная реакция: делает назло.
Отношение к неудачам: отсутствует / присутствует осознание своих неуспехов; безразличие, тяжёлые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность / агрессивность
Развитие общей моторики
при манипуляции с мелкими предметами движения неловкие, плохо координированы;
Графические навыки сформированы недостаточно, на листе бумаги ориентируется плохо;
Недоразвитие мелких мышц руки;
Затруднены графомоторные навыки;
Манипулятивная функция рук:
резко ограничена (манипулировать не может), ограничена;
недостаточная мелкая моторика, сохранная;
согласованность действий рук: отсутствует, норма, тремор;
нарушение координации движений
Не верная формулировка
Не соответствует возрастной норме
воспринятой на слух
испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их уточнение, разъяснение, интонационное акцентирование;
удерживает инструкцию на протяжении выполнения задания
самостоятельно прочитанную инструкцию
навык чтения к моменту обследования не сформирован /сформирован слабо/, самостоятельно прочесть инструкцию не может,
требуется повторное чтение
задает уточняющие вопросы,
затрудняется в восприятии целостности задания, при этом выполняет его после разъяснения инструкции педагогом
восприимчивость к помощи (стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая помощь)
нуждается во всех видах помощи;
нуждается в помощи направляющего и обучающего характера.
Требуются постоянная организующая и направляющая помощь, поэтапный контроль взрослого;
к помощи восприимчив;
способность переноса на аналогичные задания
перенос осуществляет частично, в малом /достаточном объеме/ с ошибками;
требуется время на закрепление навыка;
перенос осуществляет, но может допускать ошибки, обусловленные низким самоконтролем;
задания по аналогии выполняет медленно
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций
Уровень сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности: не может организовать самостоятельную деятельность, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания, не доводит работу до конца, не подчиняет действия конечной цели, снижен самоконтроль, не соотносит конечный результат с поставленной целью
Стойкость интереса: длительно занимается одним видом или переходит от одного к другому. Интереса к предложенной деятельности не проявляет (никак не действует). Проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес. Проявляет стойкий избирательный интерес. Проявляет больший интерес к игровой деятельности, к учебной деятельности
В совместную деятельность со взрослыми не включается. Самостоятельности не проявляет
Адекватность употребления предложенных игрушек и предметов: совершает неадекватные действия с предметами (нелепые)
игрушки использует адекватно; использует предмет в соответствии с его назначением
Не верная формулировка
низкий /недостаточный/ уровень сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности
снижен из- за слабой организованности
Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях)
Дефектологическое заключение » Ребенок дошкольного возраста».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Фамилия, имя, отчество ребенка Бабиков Александр Георгиевич
Дата рождения 01.06.2013 _возраст на момент обследования 5 лет 11 мес
Дата обследования ребенка 16.05.2019г
Внешний вид ребенка опрятный
Социально-бытовая ориентировка:
Представления об окружающем сформированы на недостаточном уровне, т.к. запас сведений ограничен, некоторые понятия не дифференцированы («город», «страна», «столица», месяц»);
о себе: знает свою фамилию, имя, возраст, но не запоминает, когда у него день рождения, не знает отчество;
о своей семье : знает неполные имена (без отчества) мамы, бабушки, имена и отчества сотрудников Центра, детей из центра;
о предметах ближайшего окружения : знает и дифференцирует группы предметов по категориям: мебель, одежда, посуда, транспорт и т.д.; не всегда сам может правильно назвать предмет или категорию к которой относится предмет, но понимает о чем речь и из предложенных вариантов выбирает правильной ответ;
о явлениях и объектах природы : путает времена года, не всегда соотносит сезонные изменения и природные явления с временем года, допускает ошибки;
о причинно-следственных связях в природе : определять самостоятельно причинно-следственные связи затрудняется, нужна пошаговая помощь в виде объяснения и зрительного образа, наводящих вопросов.
Постоянно нуждается в поэтапном дроблении упражнений, наводящих вопросах, показе или образце.
Возможность переноса полученного опыта на аналогичное задание в последующем ограничена.
Сенсорное развитие:
Определяет и называет основные цвета, фигуры (квадрат, круг, треугольник), забывает название прямоугольника и овала. Определяет и называет величину в виде характеристики предмета по размеру: большой – маленький, данной характеристикой заменяет и характеристики длины, высоты, ширины.
Количественные представления и счет : владеет пересчетом в пределах 10, но часто сбивается при счете; может называть итоговое число сразу после пересчета предметов; понимает понятия «больше – меньше – столько же», цифры путает.
Внимание: наблюдается неустойчивость, медленное переключение, недостаточность распределения, слабая концентрация, малый объем.
Память: затруднение запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Мышление:
Наглядно-образное. Дефицит мотивационного компонента, проявляющийся в низкой познавательной активности, в избегании интеллектуального напряжения.
Нарушение темпа восприятия, проявляющееся в замедленности процессов приема и переработки сенсорной информации.
Способы: хаотичная и целенаправленная проба, иногда примеривание и зрительное соотнесение. Наблюдается частое соскальзывание с определенной деятельности при появляющихся трудностях.
Произвольные движения N ;
Общие N
Тонкие движения: недостаточно точные и координированные
Мимические и речевые движения: смазанные
Мотивация:
— Слабость познавательных и интеллектуальных интересов.
Быстрая пресыщаемость в тех видах деятельности, которые не вызывают ярких эмоционально заряженных впечатлений – все это препятствует формированию стойкой учебной мотивации.
Понимание обращенной речи
— Большинство вопросов инструкций требует уточнений, иногда упрощения формулировки или демонстрации нужных действий.
— эмоциональная ; нарушенное звукопроизношение
Уровень развития: Процессуальная игра с элементами замысла.
Конструктивная деятельность:
Подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения.
Эмоционально-волевая сфера:
Контактность: легкий, быстрый контакт; поверхностный.
Реакция на поощрение и порицание : индифферентная, иногда с повышением (понижением) результативности работы.
Эмоциональный фон настроения : нормальный.
Внимание: взгляд фиксирует, внимание не устойчивое, иногда наблюдается застревание.
Личностные и характерологические черты:
Периодически наблюдается немотивированное упрямство, эгоцентричность, обидчивость.
Адекватное, но периодически конфликтное с демонстративными поступками.
Заключение Нарушения познавательной деятельности обусловлены социально-педагогической запущенностью. На личностную незрелость указывают: игровой характер интересов, слабость волевых задержек, некритичность. Работоспособность страдает как от слабой произвольности интеллектуальной деятельности, несформированности учебной мотивации, так и от повышенной утомляемости. Наблюдаются нарушения развития речи: нарушено звукопроизношение, наблюдается неверное употребление слов, нарушение лексико-грамматического строя речи, недоразвитие фонематического восприятия, нарушения звуко-слоговой структуры слова, недоразвитие связной речи. С Бабарыкиным А. была пройдена ТПМПК 24.04.09, где было рекомендовано обучение по образовательной программе дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития до начала обучения по образовательным программам начального общего образования.
— оформление Бабарыкина Саши в специализированное ДОУ в соответствии с рекомендациями ТПМПК;
— индивидуальные занятия с дефектологом и логопедом с целью преодоления нарушений речи, развития фонематического восприятия, уточнению и расширению словаря;
— занятия с психологом с целью формирования познавательной мотивации;
— игровые упражнения с воспитателями, направленные на развитие коммуникативных навыков, обогащение знаний об окружающем мире.
Рекомендации по составлению индивидуального заключения на дошкольника учителем-дефектологом
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Р екомендации по составлению
индивидуального заключения учителем-дефектологом
Заключение учителя-дефектолога формируется на основании многофакторного анализа педагогической информации, знаний, умений, навыков и должно отразить:
Уровень сформированности и качественные характеристики житейских и научных знаний, умений и навыков ребенка относительно его возрастной ступени обучения (дошкольной);
Сопоставление образовательного уровня с психологической структурой отклонений в развитии (по данным психологического обследования);
Сопоставление образовательного уровня с клинической структурой отклонений в развитии (по данным клинического обследования).
В методических рекомендациях, разработанных ФГБОУ ВО «МГППУ» по заказу МО, предлагается отражать в заключении учителя-дефектолога следующие параметры:
Имеющиеся ЗУН (соответствуют, не полностью соответствуют, отстают, выраженно отстают, грубо отстают) от возрастной нормы;
Обучаемость (по параметрам принятия помощи): сохранена, ухудшена (ребенок не принял помощь не более чем один-два раза), снижена (ребенок не принял помощь приблизительно в половине случаев), низкая (более, чем в половине случаев), не определяется (ребенок вообще не принимает помощь) – для дошкольников.
Обучаемость достаточная, недостаточная, низкая – для школьников.
Для оценки ЗУН дошкольников рекомендуют опираться на программу Н.Е. Вераксы, образовательная область «Познавательное развитие».
Вторая группа раннего возраста
Подготовительная к школе группа
Владение элементарными математическими представлениями
Величина: различать предметы контрастных размеров, обозначать в речи (большой дом — маленький домик).
Форма: различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).
Ориентировка в пространстве: ориентировка в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).
Количество: уметь видеть общий признак предметов группы (все мячи — круглые, эти — все красные, эти — все большие и т. д.).
Понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».
Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»
Величина: сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, вы- сокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине). Форма: геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Ориентировка в пространстве: ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Различать правую и левую руки.
Ориентировка во времени : ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер.
Количество и счет: считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам. На основе счета устанавливать равенство (неравенство).
Величина: сравнивать два предмета по ве- личине (длине, ширине, высоте, толщине), отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине). Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной пос- ледовательности — в порядке убывания или нарастания величины.
Форма: представление о геометрических фигурах: круге, квадрате, шаре, треугольнике, кубе.
Соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг и т.п.
Количество и счет: создавать множества; счет до 10 прямой и обратный, сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, отсчитывать – присчитывать по 1; цифры, состав до 5.
Величина: устанавливать размерные отношения между 5–10 предметами.
Форма: овал. представление о четырехугольнике; находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки сто- лов — прямоугольные.
Ориентировка в пространстве: понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов; ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).
Количество и счет: объединять, дополнять множество, удалять из множества части. Порядковый счет в пределах 20 без операций над числами. Понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10), определять пропущенное число. Раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе), на наглядной основе составлять и решать простые арифмети- ческие задачи на сложение и на вы- читание
Величина: сравнивать вес предметов (тяжелее — легче).
Форма: Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве: располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
Ориентировка во времени: представления о последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «пос- ле», «раньше», «позже», «в одно и то же время».
Развитие познавательно- исследовательской деятельности
Совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
Выполнять действия в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности. С помощью взрослого использовать действия моделирующего характера.
Выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности. Учить понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым.
Самостоятельно использовать действия экспериментального характера для выявления свойств предмета.
Уметь самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм; обнаруживать несоответствие результата и цели; корректировать свою деятельность.
Ознакомление с предметным окружением
Появление в словаре обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.); называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.); способы использования предметов.
Предметы ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функции и назначение. Рассказывать о назначении, способах использования и т.п.
О предметах, необходимых в разных видах деятельности (игре, труде, рисовании, аппликации и т. д.); об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход). Рассказывать о материалах (стекло, металл, резина, кожа, пластмасса), из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.).
Объяснять назначение незнакомых предметов. Формировать представление о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковер и т. п.). Определять материалы, из которых изготовлены предметы, характеризовать свойства и качества предметов: твердость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость.
Представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный). Формировать представления о пред- метах, облегчающих труд людей на производстве (компьютер, роботы, станки и т. д.); об объектах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице.
Рассказывать, что материалы добывают и производят (дерево, металл, ткань), понимать роль взрослого человека. Применять разнообразные способы обследования предме- тов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).
Ознакомление с социальным миром
Название города (поселка), в котором живет.
Узнавать и называть некоторые трудовые действия (моет посуду, убирает комнату).
Основные объекты город- ской/поселковой инфраструктуры: дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская. Профессии, трудовые действия.
Личностные (доброжелательный, чуткий) и деловые (трудолюбивый, аккуратный) качества человека.
Правила поведения в общественных местах. Общественный транспорт (автобус, поезд, самолет, теплоход).
Культурные объекты (театр, цирк, зоопарк), их атрибуты, люди, работающие в них, правила поведения.
Красивые места родного города. Представления о государственных праздниках. Элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности (с опорой на опыт детей), профессии (шофер, почтальон, продавец, врач и т. д.); представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда.
Представления о родной стране (Москва — главный город, столица, флаг, герб), о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.)
Элементарные знания о специфике школы.
Осведомленность в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство.
Элементы экономики (деньги, их значение).
Представления о родном крае.
Ознакомление с миром природы
Узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их. Различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).
Представления о временах года, характерных признаках.
Отличать и называть по внешнему виду: ягоды (малина, смородина и др.).
Представления о насекомых, земноводных;
элементарные представления о растениях данной местности: деревьях, цветущих травянистых растениях (одуванчик, мать-и-мачеха и др.). Понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы растение росло, нужно его поливать и т. п.).
характерные особенности времен года.
Представления о птицах, пресмыкающихся; грибах; узнавать и называть 3–4 вида деревьев.
Изменения, которые происходят в связи сменой времен года в жизни и деятельности взрослых и детей.
Представления о растениях ближайшего окружения: де- ревьях, кустарниках и травянистых растениях, понятия «лес», «луг» и «сад».
Представления о домашних животных, их повадках, зави- симости от человека, о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге), птицах.
Представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.
Устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).
Зимующие и перелетные птицы. Различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка, жужелица и др.), сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).
Знать явления природы: иней, град, туман, дождь. Устанавливать причинно-следственные связи между природ- ными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.). название месяцев, приметы.
Образовательная область «Познавательное развитие». Программа под редакцией Н. Е. Вераксы и др. «От рождения до школы»
Примерные формулировки индивидуального заключения учителя-дефектолога