какие законы регулируют предпринимательские правоотношения
Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством
Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 2 ГК РФ
Информация об изменениях:
1. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
ГАРАНТ:
О конституционно-правовом смысле положений пункта 3 статьи 2 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 марта 2017 г. N 9-П
3. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Какие законы регулируют предпринимательские правоотношения
ГК РФ Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 2 ГК РФ
1. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 30.12.2012 N 302-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
О выявлении конституционно-правового смысла п. 3 ст. 2 см. Постановление КС РФ от 24.03.2017 N 9-П.
3. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Законодательство в сфере предпринимательской деятельности и оказания поддержки СМП
Нормативно-правовые акты ОБЛАСТНОГО уровня, регламентирующие вопросы предпринимательской деятельности и оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства:
Областные законы:
№ 20-ЗС от 13 мая 2008 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области»
№ 151-ЗС от 1 октября 2004 г. «Об инвестициях в Ростовской области»
Постановления Правительства Ростовской области:
№ 132 от 18.11.2011 «О совете по предпринимательству при Правительстве Ростовской области».
№ 284 от 23.12.2011 «Об организации и проведении регионального профессионального конкурса «Лидеры туриндустрии Дона».
№ 131 от 02.03.2012 «Об областной межведомственной комиссии по снижению административных барьеров».
№ 179 от 11.03.2012 «О порядке оказания государственной поддержки субъектам инновационной деятельности из областного бюджета».
№ 187 от 15.03.2012 «О некоторых вопросах предоставления государственных гарантий Ростовской области».
№ 196 от 15.03.2012 «О порядке предоставления средств областного бюджета на внедрение обучающих программ, проведение повышения квалификации, включая дистанционный формат, руководителей и специалистов микрофинансовых организаций».
№ 503 от 14.06.2012 «Об утверждении Положения о порядке предоставления средств областного бюджета на содействие созданию и развитию информационно-аналитического центра (Ростовского регионального Евро Инфо Корреспондентского Центра)».
№ 615 от 12.07.2012 «О порядке определения размера арендной платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности Ростовской области».
№ 655 от 19.07.2012 «О Перечне отдаленных и труднодоступных местностей в Ростовской области, в которых организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».
№ 6 от 10.01.2013 «О Перечне государственного имущества Ростовской области, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».
№ 493 от 09.08.2013 «О предоставлении имущественного взноса Автономной некоммерческой организации – микрофинансовой компании «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» на развитие программы микрофинансирования».
№ 258 от 17.04.2014 «О порядке предоставления средств областного бюджета на внедрение обучающих программ, проведение тематического повышения квалификации».
№ 260 от 17.04.2014 «О порядке предоставления средств областного бюджета для обучения в бизнес-школе молодого предпринимателя».
№ 263 от 17.04.2014 » Об утверждении Губернаторской программы подготовки управленческих кадров для сферы малого и среднего предпринимательства».
№ 226 от 30.03.2016 «Об организации проведения конкурса в сфере предпринимательства «Бизнес Дона».
№ 445 от 29.06.2016 «О порядке предоставления субсидии Микрофинансовой организации – ассоциации «Некоммерческое партнерство Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства» на создание и (или) развитие центра поддержки предпринимательства для оказания комплекса информационно-консультационных услуг, направленных на содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства».
Нормативно-правовые акты ФЕДЕРАЛЬНОГО уровня, регламентирующие вопросы предпринимательской деятельности и оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства:
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 25.12.1993 г. – ст. 9, 36,72.
Кодексы:
Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ;
Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ;
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ);
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ;
Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ;
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ;
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ;
Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ.
Федеральные законы:
№ 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
№ 54-ФЗ от 22 мая 2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
№ 2300-I от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей»;
№ 178-ФЗ от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
№ 159-ФЗ от 22 июля 2008 г. «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
№ 101-ФЗ от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
№ 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
№ 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;
№ 271-ФЗ от 30 декабря 2006г. «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ»;
№ 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции»;
№ 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. «О рекламе»;
№ 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
№ 3-ФЗ 07.02.2011 «О полиции»;
№ 144-ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»;
№ 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании»;
№ 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»;
№ 29-ФЗ от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
№ 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности»;
№ 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;
№ 14-ФЗ от 8 февраля 1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
№ 41-ФЗ от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах»;
№ 74-ФЗ от 11 июня 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;
№ 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях»;
№ 190-ФЗ от 18.07.2009»О кредитной кооперации»;
№ 193-ФЗ от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации»;
№ 5340-I от 7 июля 1993 г. «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»;
№ 943-I от 21 марта 1991 г. «О налоговых органах Российской Федерации»;
№ 1738-1 от 11 октября 1991 г. «О плате за землю»;
№ 5003-I от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе»;
№ 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)»;
№ 160-ФЗ от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;
№ 169-ФЗ от 17 ноября 1995 г. «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»;
№ 1032-1 от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации»;
№ 326-ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Указы Президента РФ:
№ 797 от 15 мая 2008 г. «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности»;
№ 1139 от 27 июля 1993 г. «О некоторых мерах по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов».
Постановления:
Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;
Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 918 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам»;
Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 987 «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов»;
Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997г. № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в РФ»;
Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»;
Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;
Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 927 «О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве».
Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей.
Законодательство в сфере защиты прав потребителей регулирует отношения между потребителями и продавцами (изготовителями, исполнителями) при продаже товаров и оказании услуг общественного питания; устанавливает права потребителей на приобретение товаров (услуг, работ) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья людей, получение информации о товарах, работах, услугах, об их изготовителях, исполнителях, продавцах, государственную и общественную защиту интересов потребителей; определяет механизм реализации их прав, а также ответственность за их нарушение.
Для уяснения сферы регулирования законодательства о защите прав потребителей, необходимо определиться с основными его понятиями.
Определение понятия «потребитель» является ключевым как для толкования норм самого Закона «О защите прав потребителей», так и для правильного применения некоторых норм гражданского права в целом, поскольку оно содержится только в этом законе, а используется в самых разных нормативных актах.
Потребителем признается гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Несмотря на то, что в Законе «О защите прав потребителей» не содержится прямого разделения потребителей на категории по объему предоставляемых им прав, фактически этот закон предоставляет наибольшую защиту тем потребителям, которые уже заключили договор купли-продажи или договор возмездного оказания услуг и являются его полноправной стороной. Закон «О защите прав потребителей» содержит также некоторое количество норм, регулирующих права тех, кто только планирует приобрести товар, работу или услугу. К таким нормам следует отнести статьи, устанавливающие обязанность изготовителя, продавца или исполнителя предоставлять потребителю информацию о товаре, работе или услуге, а также о режиме работы продавца или исполнителя.
Закон «О защите прав потребителей» четко выделяет цели приобретения товара (работы, услуги) – личные, семейные, домашние и иные нужды, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Поскольку индивидуальный предприниматель является физическим лицом, то не все отношения, в которые он вступает, являются предпринимательскими.
Например, если частный предприниматель (физическое лицо) приобретает картофель для личного (семейного) потребления – это потребительские отношения, если же картофель приобретается для дальнейшей реализации – это отношения предпринимательские.
Также не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, а также в этих же целях заказывающий для организаций за их счет работы, услуги (такие, например, как приобретение в магазине посуды для организации, салфеток для кафе т.д.).
Потребитель – это не только гражданин, непосредственно приобретающий или заказывающий товар или услугу, но и гражданин, непосредственно потребляющий их.
К примеру, потребителями будут являться и граждане, покупающие продукты в магазине, и члены их семьи или друзья, которые употребляют эти продукты в пищу.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ потребителями считаются не только граждане России, но также иностранные граждане и лица без гражданства.
Включение в понятие потребителя граждан, которые еще только имеют намерение купить товар или заказать услугу, имеет важное значение для реализации их прав на ознакомление с товаром, получение информации о товаре, условиях его продажи, изготовителе и т.д.
Таким образом, проанализировав понятие «потребитель», можно выделить отношения, на которые не распространяются нормы законодательства о защите прав потребителей.
– отношения между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (например, продажа товара одним соседом другому соседу);
– отношения, возникающие в связи с приобретением гражданином-предпринимателем товаров, выполнением для него работ или предоставлением услуг не для личных, семейных, домашних и иных нужд, а для осуществления предпринимательской деятельности (например, приобретение товара для его дальнейшей реализации);
– отношения, возникающие в связи с приобретением товаров, выполнением работ и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей предприятий, учреждений, организаций (приобретение канцелярских товаров для нужд организации).
Потребительские отношения могут возникать в отношении товара, работы или услуги.
Под товаром следует понимать вещь (вещи), определенную либо родовыми (числом, весом, мерой), либо индивидуальными признаками, предназначенную для продажи или иного введения в гражданский оборот;
Под работой следует понимать действие (комплекс действий), имеющее материально выраженный результат и совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя на возмездной договорной основе;
Под услугой следует понимать действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора;
Второй стороной в отношениях, регулируемых настоящим Законом, выступает группа лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами и импортерами. Данные понятия сходны между собой в определении лиц, которые могут ими являться, и различны – в целях своей деятельности.
Так, изготовителями, исполнителями, продавцами и импортерами являются организации независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели.
Важным является положение закона «О защите прав потребителей», которое устанавливает, что потребитель имеет право предъявить требования, в зависимости от конкретной ситуации, к любому из этих лиц.
Следует обратить внимание, что в законодательстве о защите прав потребителей понятие продавца несколько отличается от общепринятого. Продавцом является не тот человек, который передает товар покупателю, консультирует его в торговом зале или пробивает товар на кассе, а непосредственно юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, на которое оформлена торговая точка. Именно они и будут выступать ответчиками в суде, если спор с потребителями не найдет мирного разрешения.
Таким образом, согласно закону «О защите прав потребителей», продавец – это организация независимо от ее организационно-правовой формы, или индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Аналогичное определение закон «О защите прав потребителей» дает и исполнителю.
Исполнитель – организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по возмездному договору.
Изготовитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.
Импортер – организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.
Тема 1. Хозяйственное право в механизме управления рыночной экономикой
Ознакомившись с данной темой, Вы будете:
Оглавление
1.1. Понятие, метод, принципы, источники хозяйственного права
Предпринимательство является одной из форм профессиональной деятельности человека. В процессе затрат физического и духовного потенциала работника воспроизводятся материальные духовные блага.
Современные рыночные реформы в России предусматривают создание свободного рынка товаров и услуг, укрепление и расширение сферы хозяйственной деятельности. Главными участниками в экономике страны становятся предприниматели, хозяйствующие субъекты.
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) ст.2 определяет предпринимательскую деятельность как: самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказание услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Основой рыночной экономики является свобода предпринимательства, частная ответственность, конкуренция.
Хозяйственные отношения – это общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения по государственному регулированию рыночной экономики. Они делятся на две группы (табл. 1):
Горизонтальные хозяйственные отношения
Вертикальные хозяйственные отношения
Имущественные отношения, собственно предпринимательские между:
Некоммерческие отношения между:
Основа отношений – юридическое равенство сторон
Основа отношений – обязательность исполнения управленческих актов
Права и обязанности сторон возникают из договоров
Отношения возникают из государственного регулирования экономики, поддержки конкуренции, ограничения монопольной деятельности, лицензирования
Вывод: обе группы составляют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот
Предпринимательство является разновидностью экономической деятельности (ч. 2 ст. 34) Конституции РФ. Любой субъект, владея определенным имуществом, может быть участником хозяйственной деятельности, отношения которой регулируются нормами хозяйственного права. К ним относятся: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Основным участником хозяйственных отношений является «хозяйствующий субъект», то есть лицо осуществляющее предпринимательскую деятельность. Следует отметить, что понятие «предприниматель» более узкое, так как последний не всегда обладает полномочиями хозяйствующего субъекта.
Хозяйственное право – это совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные отношения, в том числе некоммерческие отношения, также отношения по государственному регулированию экономики для обеспечения интересов государства и общества.
Предмет правового регулирования – это обособленная часть общественных отношений, регулируемых нормами права. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – как регулирует, то есть это совокупность юридических приемов.
Методом правового регулирования хозяйственной деятельности является совокупность способов и приемов регулирования отношений между участниками, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования. К ним относятся (табл. 2):
Наименование метода
Содержание метода
Метод автономных решений и согласований
Каждый участник данного правоотношения самостоятельно решает возникшие вопросы, а при вступлении в правовое отношение он согласовывает их с другими сторонами
Метод обязательных предписаний
Одна сторона правового отношения дает другой стороне предписание, обязательное для выполнения
Одна сторона правоотношения дает другой стороне рекомендации о порядке ведения хозяйственной деятельности
Устанавливается запрет на недопущение определенных действий хозяйствующими субъектами
Указанные методы позволяют обеспечивать:
Разнообразие правовых воздействий создает возможность формирования альтернатив в хозяйственных правоотношениях.
Принципы хозяйственного права – основополагающие начала, обеспечивающие регулирование хозяйственной деятельности на всех уровнях.
Принципы хозяйственного права и их содержание
Экономическая свобода хозяйствующих субъектов.
Свобода в выборе направлений и методов деятельности самостоятельности в применении решений
Защита экономических интересов субъектов хозяйствования и поощрение предприимчивости
Налоговых льгот и другие системы налогов и налоговых мер
Государственное воздействие на отношения в хозяйственной сфере
Государственные органы вправе пресекать нарушения закона в предпринимательской деятельности, давать обязательные предписания и привлекать нарушителей к различным видам ответственности
Конкуренция и защита от монополизма и недобросовестной конкуренции
Принятие нормативных актов по антимонопольной деятельности, осуществление контроля со стороны государства, установление тарифов, ставок
Каждый участник хозяйственной деятельности должен опираться на действующее законодательство, соблюдать права, интересы других лиц
Источники хозяйственного права. Источником права является государственная воля, которая выражена в акте компетентного государственного органа. Юридическая сила нормативного акта зависит от того, каким органом он был принят.
Законодательство в сфере хозяйственного права включает:
Следует обратить внимание на то, что в правовой системе действует принцип непротиворечивости, то есть правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня. Так, законы РФ и Указы Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действуют нормы, установленные Конституцией РФ.
Источниками хозяйственного права наряду с внутренними законами являются нормы международного права, международные договоры России, которые применяются в случае, если международный договор РФ установил иные правила, чем те, что предусмотрены гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101 «О международных договорах Российской Федерации» устанавливает, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добровольного выполнения международных обязательств.
Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества в области экономики.
Постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источниками права и служат руководством по правильному и единообразному применению судами соответствующих законов и других правовых актов. Например, постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.10.03 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия дает разъяснение по различным вопросам, связанным с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне.
Нормативные акты, регламентирующие хозяйственную деятельность, разделяются на группы, указанные в табл. 4.
Наименование нормативных актов