какие законы в азербайджане

Какие законы в азербайджане

какие законы в азербайджане. Смотреть фото какие законы в азербайджане. Смотреть картинку какие законы в азербайджане. Картинка про какие законы в азербайджане. Фото какие законы в азербайджане

Национальный совет Азербайджанской Демократической Республики, подписав 28 мая 1918 года Декларацию независимости, провозгласил на весь мир независимость Азербайджана, продолжил многовековые традиции государственности нашего наро.

Милли Меджлис Азербайджанской Республики, руководствуясь пунктом 2 части I статьи 95 Конституции Азербайджанской Республики, постановляет:

Учредить посольство Азербайджанской Республики в Боснии и Г.

На основании пункта 3 части I статьи 95 Конституции Азербайджанской Республики Милли Меджлис Азербайджанской Республики постановляет:

Село Гушчубаба в составе Гарабулагского сельского административно-территориального.

На основании пункта 3 части I статьи 95 Конституции Азербайджанской Республики Милли Меджлис Азербайджанской Республики постановляет:

Село Цакури в составе Чирагузского сельского административно-территориального окру.

Руководствуясь пунктом 3 части I статьи 95 Конституции Азербайджанской Республики, Милли Меджлис Азербайджанской Республики постановляет:

Милли Меджлис Азербайджанской Республики, руководствуясь пунктом 2 части I статьи 95 Конституции Азербайджанской Республики, постановляет:

Учредить посольство Азербайджанской Республики в Республике.

Руководствуясь пунктом 3 части I статьи 95 Конституции Азербайджанской Республики, Милли Меджлис Азербайджанской Республики постановляет:

Azərbaycan Respublikasının Milli Məclisi Azərbaycan Respublikası Konstitusiyasının 94-cü maddəsinin I hissəsinin 13-cü bəndini rəhbər tutaraq qərara alır:

“Əqli mülkiyyət hüquqlarının təminatı və piratçılığa qarşı mü.

Руководствуясь пунктом 16 части I статьи 94 Конституции Азербайджанской Республики, Милли Меджлис Азербайджанской Республики постановляет:

Статья 1. Предел критерия нужды

В целях назначения адресной государстве.

Руководствуясь пунктом 16 части I статьи 94 Конституции Азербайджанской Республики, Милли Меджлис Азербайджанской Республики постановляет:

Статья 1. Сумма прожиточного минимума по основным социально-демографическим г.

Руководствуясь частью III статьи 23 Конституции Азербайджанской Республики, Милли Меджлис Азербайджанской Республики постановляет:

Утвердить «Описание Государственного герба Азербайджанской Республики» (

Руководствуясь частью III статьи 23 Конституции Азербайджанской Республики, Милли Меджлис Азербайджанской Республики постановляет:

Утвердить «Описание Государственного флага Азербайджанской Республики» (

© 2010-2020 Официальный сайт Президента Азербайджанской Республики. Авторские права защищены.

Управление сайтом осуществляется службой пресс-секретаря Президента Азербайджанской Республики и отделом Администрации Президента Азербайджанской Республики по работе с неправительственными организациями и коммуникации

Источник

Закон Азербайджанской Республики от 30 сентября 2002 года № 365-IIQ «О государственном языке в Азербайджанской Республике» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.06.2020 г.)

Закон Азербайджанской Республики от 30 сентября 2002 года № 365-IIQ
О государственном языке в Азербайджанской Республике

Азербайджанская Республика считает использование азербайджанского языка как государственного одним из важнейших признаков своей независимой государственности, проявляет заботу о его применении, защите и развитии, создает почву для обеспечения азербайджанцами мира своих потребностей в национально-культурном самовыражении, связанных с азербайджанским языком.

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики регулирует правовой статус азербайджанского языка как государственного в Азербайджанской Республике.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Правовой статус государственного языка

1.1. Государственным языком Азербайджанской Республики в соответствии с частью 1 статьи 21 Конституции Азербайджанской Республики является азербайджанский язык. Каждый гражданин Азербайджанской Республики обязан знать государственный язык.

1.2. Азербайджанский язык, как государственный язык Азербайджанской Республики, используется во всех сферах политической, общественной, экономической, научной и культурной жизни страны.

1.3. Азербайджанская Республика обеспечивает использование, защиту и развитие государственного языка.

1.4. Деятельность, связанная с применением государственного языка в органах государственной власти и местного самоуправления, государственных структурах, политических партиях, неправительственных организациях (общественных объединениях и фондах), профсоюзных организациях, других юридических лицах, их представительствах и филиалах, учреждениях в Азербайджанской Республике, осуществляется в соответствии с настоящим Законом, в том числе на государственном языке ведется делопроизводство.

1.5. Нормы применения государственного языка устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти.

1.6. Переписки с осуществляющими деятельность на территории Азербайджанской Республики международными организациями (или их представительствами) и дипломатическими представительствами иностранных государств могут вестись на государственном языке Азербайджанской Республики или на соответствующем иностранном языке с условием перевода на азербайджанский язык.

Статья 2. Законодательство о государственном языке в Азербайджанской Республике

Законодательство о государственном языке в Азербайджанской Республике состоит из Конституции Азербайджанской Республики, настоящего Закона, других нормативно-правовых актов и международных договоров, участником которых является Азербайджанская Республика.

Статья 3. Основные задачи государства в области использования, защиты и развития государственного языка

Источник

Какие законы в азербайджане

какие законы в азербайджане. Смотреть фото какие законы в азербайджане. Смотреть картинку какие законы в азербайджане. Картинка про какие законы в азербайджане. Фото какие законы в азербайджане

Нормативно-правовая база

Об антимонопольной деятельности

Закон Азербайджанской Республики
Об антимонопольной деятельности

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Цели закона

Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности.

Статья 1-1. Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство Азербайджанской Республики состоит из Конституции Азербайджанской Республики, настоящего Закона, законов Азербайджанской Республики «О естественных монополиях», «О несправедливой конкуренции» и других нормативно-правовых актов.

Статья 2. Сфера применения закона

1. Закон действует на всей территории Азербайджанской Республики и распространяется на всех юридических и физических лиц.
2. Закон применяется и в тех случаях, когда соглашения и договоры, заключаемые хозяйствующими субъектами, органами власти и управления с физическими и юридическими лицами зарубежных стран, приводят к ограничению конкуренции на национальном рынке.
3. Закон не распространяется на отношения, вытекающие из прав хозяйствующих субъектов на изобретения, товарные знаки и их авторских прав, за исключением случаев умышленного использования ими этих прав в целях ограничения конкуренции.

Статья 3. Государственные органы Азербайджанской Республики, осуществляющие антимонопольную политику

Государственную политику по предупреждению, ограничению и пресечению монопольной деятельности, координацию деятельности в этой области других государственных органов осуществляет в пределах своих полномочий соответствующий орган исполнительной власти. Соответствующий орган исполнительной власти может давать обязательные для исполнения предписания в связи с нарушением требований настоящего Закона и осуществлять другие установленные законодательством полномочия.

Статья 4. Основные понятия

Для целей настоящего Закона принимаются следующие основные понятия:
органы исполнительной власти и управления — органы исполнительной власти и управления Азербайджанской Республики, ее городов, районов и входящих в них административно-территориальных единиц. К органам управления относятся также союзы, ассоциации, концерны, консорциумы и иные объединения предприятий при выполнении ими функций управления (размещение государственных заказов, выделение лимитов на материальные ресурсы и др.);
субъекты рынка — хозяйствующие субъекты и органы управления, являющиеся участниками рыночных отношений;
конкуренция — такая форма борьбы за наиболее благоприятные условия предпринимательской деятельности между субъектами рынка, когда их самостоятельные действия основательно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;
средства ограничения деятельности — средства, используемые хозяйствующими субъектами для защиты и изолирования области своей деятельности от конкурентов на том или ином рынке, и тем самым ограничение конкуренции на данном рынке (завладение ресурсами и каналами реализации, слияние хозяйствующих субъектов и поглощение одним из них другого, заключение соглашений с целью раздела рынка, манипулирование целями, бойкотирование конкурентов, патентная монополия и т.д.);
доминирующее положение — исключительное положение хозяйствующего субъекта, дающее ему возможность, опираясь на превосходство своего экономического потенциала, оказывать решающее влияние на конкуренцию и тем самым затрудняющее проникновение на рынок других участников рынка. Занимающим доминирующее положение считается хозяйствующий субъект, доля которого на рынке превышает 35% или иную установленную законодательством предельную величину;
монополистическая деятельность — деятельность хозяйствующих субъектов либо органов исполнительной власти и управления, направленная, будучи в той или иной форме монополистической, на недопущение конкуренции, ее ограничение либо устранение;
барьеры рынка — препятствия для доступа на рынок новых конкурентов (входные барьеры) и препятствование попыткам хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, выйти из него (выходные барьеры);
горизонтальные соглашения — соглашения между хозяйствующими субъектами, находящимися на одном уровне производственной цепочки или действующими на одном и том же рынке, с целью избежать конкуренции друг с другом;
вертикальные соглашения — соглашения между хозяйствующими субъектами, находящимися на разных уровнях производственной цепочки или между хозяйствующими субъектами и их клиентами и поставщиками товаров;
естественная монополия — состояние товарного рынка, являющееся наиболее эффективным для обеспечения спроса в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства, когда производимый (реализуемый) субъектами монополии товар не может быть заменен в потреблении другим товаром

Раздел II. Монополистическая деятельность

Статья 5. Государственный монополизм

К неправомерным действиям органов исполнительной власти, приводящим или могущим привести к ограничению либо устранению конкуренции, ущемлению интересов хозяйствующих субъектов и потребителей, причисляются:
1. установление для хозяйствующих субъектов, функционирующих вне государственного сектора экономики, директивных заданий по производству и реализации продукции и обязательных государственных заказов;
2. необоснованное осуществление контроля за ценами на товары, производимые и реализуемые независимыми хозяйствующими субъектами;
3. наделение организационных структур управления полномочиями, приводящими к ограничению конкуренции;
4. установление необоснованных запретов на передвижение продукции между регионами республики;
5. образование предприятий и иных организационно-управленческих структур, деятельность которых обуславливает ограничение конкуренции;
6. необоснованное предоставление отдельным хозяйствующим субъектам налоговых, кредитных и иных льгот, ставящее их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам одного и того же рынка;
7. запрещение либо ограничение производства определенного вида товаров (услуг) или определенного вида производственной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
8. установление необоснованно низких (высоких) таможенных пошлин для иностранных хозяйствующих субъектов либо освобождение их от таможенной пошлины, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
9. наложение запрета на торговую и закупочную деятельность либо ее ограничение, за исключением торговли товарами, производство и сбыт которых запрещены законодательством;
10. установление необоснованных ограничений на внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов;
11. осуществление товарной интервенции на рынке определенного вида продукции с целью манипулирования ценами (их повышения, понижения или поддержания на одном уровне) в случаях, когда это направлено на ограничение конкуренции и затрагивает интересы потребителей;
12. установление контроля над информационной сетью в сфере спроса и предложения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Статья 6. Отраслевой монополизм

К неправомерным действиям отраслевых органов управления, приводящим или могущим привести к ограничению или устранению конкуренции в противовес интересам хозяйствующих субъектов и потребителей, причисляются:
1. образование искусственных барьеров для доступа на отраслевой рынок новых хозяйствующих субъектов;
2. создание каналов необоснованного снабжения негосударственных хозяйствующих субъектов материальными ресурсами в централизованном порядке;
3. препятствование формированию параллельных структур по распределению, заготовке и сбыту товаров;
4. необоснованное ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов;
5. создание организационно-управленческих структур либо холдинговых компаний, имеющее своим результатом ограничение конкуренции;
6. приобретение контрольного пакета акций в процессе приватизации хозяйствующих субъектов, находящихся в отраслевом подчинении;
7. установление необоснованных барьеров для свободного притока капитала из одной сферы в другую;
8. установление необоснованных барьеров перед разработкой новой продукции и технологии или созданием новых предприятий, если это не противоречит действующему законодательству;
9. установление необоснованного контроля за производством товаров-заменителей, импортом товаров;
10. предоставление малорентабельным или убыточным хозяйствующим субъектам финансовых и иных льгот, не обусловленных общественными интересами и наносящих ущерб внутриотраслевой конкуренции;
11. создание условий подведомственным хозяйствующим субъектам для применения демпинга с целью ограничения либо устранения конкуренции.

Статья 7. Местный монополизм

К неправомерным действиям местных органов исполнительной власти (районных, городских и входящих в них административно-территориальных образований), приводящим или могущим привести к ограничению или устранению конкуренции в противовес интересам хозяйствующих субъектов и потребителей, причисляются:
1. создание правовых, организационных и экономических помех для ограничения доступа на местный рынок хозяйствующих субъектов и капиталовложений;
2. использование государственного бюджета, а также местных внебюджетных государственных фондов с целью создания односторонних преимуществ для местных хозяйствующих субъектов в случаях, когда это может стать причиной ограничения конкуренции;
3. использование своих полномочий в сфере налогообложения, приватизации, регламентирования земельных отношений с целью ограничения предпринимательской деятельности в отношении субъектов рынка на подведомственной территории;
4. установление налоговых и иных льгот, дающих в одностороннем порядке преимущество местным хозяйствующим субъектам или их объединениям, обладающим доминирующей позицией (положением) на местном рынке;
5. создание организационно-управленческих образований либо холдинговых компаний, обуславливающее приобретение доминирующего положения на местном рынке;
6. установление ограничений на импорт и экспорт продукции;
7. злоупотребление местным заказом для отдельных хозяйствующих субъектов, приводящее к ограничению конкуренции.

Статья 8. Монополизм хозяйствующих субъектов

К неправомерным действиям хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, приводящим или могущим привести к ограничению конкуренции, нарушению интересов других хозяйствующих субъектов и потребителей, причисляются:
1. необоснованное ограничение либо приостановление производства товаров, в которых не удовлетворена потребность народного хозяйства, населения, отдельных хозяйствующих субъектов;
2. изменение объема производства и изъятие товаров из обращения с целью создания искусственного дефицита либо повышения цен;
3. создание необоснованных барьеров доступа на рынок или выхода из него других хозяйствующих субъектов;
4. манипулирование ценами (их повышение, понижение или поддержание на одном уровне) с целью получения дополнительных преимуществ на рынке;
5. отказ в продаже или покупке продукции в случае отсутствия альтернативных продавцов или покупателей данной продукции с целью порождения дискриминации среди хозяйствующих субъектов;
6. образование закрытых сетей сбыта для хозяйствующих субъектов оптовой и розничной торговли;
7. допущение дискриминации при одинаковых и сопоставимых условиях заключения договоров, ущемляющих или могущих ущемить конкурентные возможности контрагентов по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
8. навязывание контрагенту договорных условий, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора;
9. необоснованный отказ от заключения договора с контрагентом при наличии неиспользованных производственных мощностей;
10. нарушение сложившихся хозяйственных связей без предварительного уведомления и согласия контрагента.

Статья 9. Финансово-кредитный монополизм

Неправомерными действиями финансово-кредитных организаций, приводящими или могущими привести к ограничению конкуренции, считаются:
1. ограничение мобильности финансовых ресурсов, создание неоправданных препятствий для притока капитала из одной сферы деятельности в другую;
2. заключение между коммерческими банками соглашений о проведении единообразной политики процентных ставок;
3. создание необоснованной дискриминации хозяйствующих субъектов, в зависимости от формы собственности и организационно-правовых норм, при получении банковских кредитов;
4. выдвижение перед соискателями банковских кредитов условий, не предусмотренных законодательством, и ужесточение этих условий;
5. создание барьеров для доступа на финансовый рынок (либо выхода с рынка) других финансово-кредитных учреждений;
6. уменьшение или прекращение предоставления кредитов с целью создания или сохранения искусственного дефицита, а также повышения кредитных ставок на рынке кредитных ресурсов.

Статья 10. Монополизм, возникающий в результате горизонтальных и вертикальных соглашений субъектов рынка

К неправомерным горизонтальным и вертикальным соглашениям между органами исполнительной власти и управления, между хозяйствующими субъектами либо между органами исполнительной власти, управления и хозяйствующими субъектами, ставшим или могущим стать причиной ограничения конкуренции, относятся:
1. соглашения, заключаемые между конкурирующими субъектами, если один из них занимает доминирующее положение на рынке, и порождающее монополизацию рынка средствами ограничения деятельности, в числе которых:
 раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту товаров или по кругу покупателей (заказчиков),
 установление фиксированных цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат, наценок),
 ограничение доступа на рынок, бойкотирование конкурента и отказ от деловых связей с ним,
 согласование квот производства с целью искусственного изменения объема предложения,
 повышение, понижение или поддержание цен на одном уровне на аукционах и торгах,
 блокирование рыночных цен,
 установление ценовой дискриминации,
 совмещение одним лицом руководящих постов в двух и более субъектах рынка, производящих и реализующих аналогичную продукцию;
2. соглашения между неконкурирующими субъектами рынка, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком либо покупателем (заказчиком), являющиеся или могущие явиться причиной ограничения конкуренции на рынке;
3. соглашения, завершающиеся слиянием или поглощением хозяйствующих субъектов, если их суммарная рыночная доля создает или усиливает их доминирующее положение;
4. соглашения об образовании совместных предприятий, заключаемые между собой субъектами рынка с целью ограничения или устранения конкуренции;
5. соглашения о приобретении азербайджанской компании иностранной компанией, приводящие к ограничению конкуренции на национальном рынке;
6. связанные соглашения, ставящие условием продажи какого-либо товара покупку иного товара;
7. исключительные соглашения, обуславливающие приобретение какого-либо товара только у данного продавца, но не у его конкурентов;
8. соглашения, приводящие к установлению стандартов на производимую продукцию с целью вытеснения конкурентов с рынка и образования тем самым барьеров для доступа на рынок других хозяйствующих субъектов.

Статья 11. Естественный монополизм

1. Антимонопольный контроль за деятельностью органов управления и хозяйствующих субъектов, которые, злоупотребляя собственным положением естественного монополиста в сфере производства тех или иных товаров и услуг, наносят ущерб интересам страны, хозяйствующих субъектов и правам потребителей, осуществляется в особом порядке.
2. Перечень естественных монополистов устанавливается Милли Меджлисом Азербайджанской Республики по представлению соответствующего органа исполнительной власти.

Статья 12. Патентно-лицензионный монополизм

К противоправным действиям органов управления и хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих, с целью ограничения либо устранения конкуренции на каком-либо товарном рынке, своим монопольным правом на патенты и лицензии, относятся:
1. неиспользование владельцем своего патента и необоснованный отказ в выдаче им лицензии на этот патент;
2. ограничение технической политики получателя лицензии;
3. ограничение освоения лицензированной технологии получателем лицензии;
4. ограничение коммерческой деятельности получателя лицензии;
5. ужесточение владельцем лицензии при продаже лицензии режима ее оплаты.
Статья 12-1. Монополия на пользование недрами
Запрещаются или признаются в установленном законодательством порядке недействительными действия органов государственной власти, а также всех хозяйствующих субъектов (пользователей недрами), направленные на:
 ограничение допуска юридических и физических лиц, желающих получить в соответствии с законодательством о недрах право пользования недрами, для участия в конкурсе или аукционе вопреки условиям данного конкурса (аукциона);
 уклонение от выдачи победителям конкурса или аукциона специального разрешения;
 замену конкурса или аукциона прямыми переговорами;
 подверженность дискриминации пользователей недрами, способными создать структуры, могущие составить конкуренцию хозяйствующим субъектам, занимающим господствующую позицию в пользовании недрами;
 подверженность дискриминации пользователей недрами в предоставлении возможностей использования транспортных и инфраструктурных объектов.
Размеры переданных в пользование участков недр, количество участков и объем добываемых запасов полезных ископаемых могут быть ограничены в установленном законодательством порядке.

Раздел III. Средства антимонопольного регулирования

Статья 13. Государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов

1. В целях предупреждения злоупотреблений хозяйствующими субъектами ключевыми позициями или их действий, ограничивающих конкуренцию, соответствующий орган исполнительной власти осуществляет государственный контроль за:
 объединением и слиянием хозяйствующих субъектов (если это повлечет за собой создание хозяйствующих субъектов, доля которых превысит 35% на соответствующем товарном рынке);
 слиянием и объединением хозяйствующих субъектов, общая стоимость активов которых превышает 75-тысячи кратный минимальный размер заработной платы;
 за ликвидацией (за исключением случаев ликвидации предприятий по решению суда) и разделом предприятий, общая стоимость активов которых превышает 50-тысячикратный минимальный размер заработной платы, а также государственных и муниципальных предприятий (если это влечет за собой создание хозяйствующих субъектов, доля которых превышает 35% на соответствующем товарном рынке).
2. Создание, реорганизация и ликвидация хозяйствующих субъектов, предусмотренные в первом пункте настоящей статьи, осуществляется на основании согласия соответствующего органа исполнительной власти. Лица или хозяйствующие субъекты, принимающие решение о создании, реорганизации и ликвидации указанных хозяйствующих субъектов, для получения согласия на это подают ходатайство в соответствующий орган исполнительной власти. К ходатайству прилагаются документы, соответствующие законодательству по государственной регистрации, и сведения об объеме продажи основной продукции (услуг) на соответствующем товарном рынке.
Не допускается в случаях, предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи, требовать от хозяйствующих субъектов иные документы для получения согласия соответствующего органа исполнительной власти на их создание, реорганизацию и ликвидацию.
Соответствующий орган исполнительной власти не позднее 15 дней после получения необходимых документов письменно сообщает подателю ходатайства о принятом решении.
3. Создание, реорганизация и ликвидация хозяйствующих субъектов без согласия соответствующего органа исполнительной власти в случаях, предусмотренных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть признаны недействительными соответствующим постановлением суда по иску соответствующего органа исполнительной власти.
Статья 13-1. Государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства в осуществлении сделок, заключаемых между хозяйствующими субъектами при приобретении акций (паев)
1. Сделки, заключаемые между хозяйствующими субъектами, осуществляются при получении согласия соответствующего исполнительного органа власти с исключениями, предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи, в следующих случаях:
 при приобретении более 20% акций (долей), составляющих уставной капитал одного хозяйствующего субъекта и дающих право голоса иным хозяйствующим субъектам (объединению хозяйствующих субъектов или группе лиц, осуществляющих контроль за имуществом друг друга). Эти ограничения не касаются учредителей при создании ими хозяйствующего субъекта;
 если при передаче основных средств производства или нематериальных активов одного хозяйствующего субъекта в собственность или пользование другому хозяйствующему субъекту (объединению хозяйствующих субъектов или группе лиц, осуществляющих контроль за имуществом друг друга), балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превысит 10 процентов основных средств производства и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего это имущество;
 при приобретении другим хозяйствующим субъектом (объединением хозяйствующих субъектов или группой лиц, осуществляющих контроль за имуществом друг друга) прав одного хозяйствующего субъекта, определяющих условия предпринимательской деятельности или дающих возможность осуществлять функции его высшего управляющего органа.
2. Согласие соответствующего органа исполнительной власти на осуществление сделок, указанных в пункте первом настоящей статьи, требуется только в следующих случаях:
 если общая балансовая стоимость активов хозяйствующих субъектов, указанных в пункте первом настоящей статьи, превышает 75-тысячи кратный минимальный размер заработной платы;
 если доля одного из хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке превышает 35 %;
 если хозяйствующий субъект, приобретающий акции контролирует деятельность хозяйствующего субъекта, отчуждающего эти акции.
3. Для получения согласия на осуществление сделок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, следует представить в установленном порядке в соответствующий орган исполнительной власти ходатайство, документы и сведения, указанные в пункте втором статьи 13 настоящего Закона.

Статья 14. Ограничение монополистической деятельности

В случаях, когда хозяйствующие субъекты, злоупотребляя своим доминирующим положением, проявляют монополистическую деятельность и своими действиями обуславливают ограничение конкуренции и нарушение интересов потребителей, а их разукрупнение в принудительном порядке не представляется возможным по технологическим, территориальным и организационным причинам, соответствующий орган исполнительной власти может вносить в органы исполнительной власти и управления соответствующие предложения по поводу:
1. установления государственного контроля за ценами на продукцию (услуги) хозяйствующих субъектов-монополистов, в некоторых случаях — фиксирования допустимого предела рыночной цены на ту или иную их продукцию (услугу);
2. применения прогрессирующих налоговых ставок к налогам, удерживаемым с доходов хозяйствующих субъектов, соответственно их рыночной доле;
3. введения жестких ставок акцизных налогов для хозяйствующих субъектов, которые, будучи естественными монополистами, злоупотребляют своим независимым положением на рынке;
4. применение унифицированных стандартов к производимой продукции с целью ослабления входных барьеров на любой рынок;
5. замены ускоренной амортизации нормативной амортизацией;
6. ужесточения условия предоставления кредитов;
7. принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную плату в связи со злоупотреблением хозяйствующего субъекта своим правом на патент;
8. аннулирования ограничительных пунктов соглашений, заключаемых между субъектами рынка при осуществлении одним из них или всеми вместе монополистической деятельности;
9. приостановления всех видов государственной поддержки;
10. запрещения бартерных операций;
11. аннулирования лицензий, выданных на импортно-экспортные операции.

Статья 15. Пресечение монополистической деятельности

Если хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, проявляют монополистическую деятельность и их действия являются причиной существенного ограничения конкуренции, то соответствующий орган исполнительной власти в случае, когда это позволяют организационные, технологические и территориальные условия, может принять решение об их принудительном разукрупнении. В этом случае соответствующий орган исполнительной власти, учитывая специфику хозяйствующих субъектов, устанавливает обусловленные не менее чем шестью месяцами сроки их разделения в принудительном порядке.

Статья 16. Право соответствующего органа исполнительной власти на получение информации

1. Соответствующий орган исполнительной власти имеет право получать от органов государственного управления, организационно-управленческих образований, хозяйствующих субъектов, должностных лиц любую информацию, необходимую для исполнения своих обязанностей и функций, в том числе письменные (устные) объяснения, связанные с нарушением антимонопольного законодательства.
2. Государственный комитет Азербайджанской Республики по статистике обеспечивает соответствующий орган исполнительной власти статистическими данными, устанавливающими, на основе согласованной программы по ведению Государственного реестра предприятий-монополистов, доминирующее положение предприятий на национальном рынке.
3. Предприятия-монополисты представляют соответствующему органу исполнительной власти отчет о монопольных позициях своей деятельности на основе государственной статистической отчетности, утвержденной в порядке, установленном Госкомстатом по предложению соответствующего органа исполнительной власти.
4. Соответствующий орган исполнительной власти обязан хранить государственную и коммерческую тайну, получаемую на основании настоящей статьи.
Статья 16-1. Обязанность монополистов обнародовать информацию
Юридические лица, занимающие господствующее положение на товарном рынке и обладающие специальным или исключительным правом или же естественной монополией, обязаны предусмотренными законодательством способами обнародовать информацию относительно условий предложения товаров и услуг и цен на них, изменений в этих условиях и ценах не менее чем за 30 дней до предложения этих условий или внесения изменений в данные условия и цены.
Раздел IV. Заключительные положения

Статья 17. Последствия нарушения настоящего Закона

1. За нарушение настоящего Закона хозяйствующие субъекты, органы исполнительной власти и их должностные лица обязаны:
 на основании обязательных для исполнения предписаний соответствующего органа исполнительной власти прекратить нарушение, восстановить первоначальное положение, изменить или аннулировать договор и исполнить прочие предусмотренные в предписании действия;
 погасить в государственный бюджет в установленном законодательством порядке прибыль, полученную путем нарушения настоящего Закона;
 возместить причиненные убытки;
 уплатить штраф.
2. Возмещение причиненных убытков взыскивается судом или арбитражным судом.

Статья 18. Ответственность за нарушение Закона

За нарушение настоящего Закона хозяйствующие субъекты, их руководители и должностные лица соответствующих органов исполнительной власти несут следующую ответственность:
1. Хозяйствующие субъекты штрафуются:
 при невыполнении законных указаний соответствующего органа исполнительной власти в установленные сроки, за каждый день задержки — до 50-кратнго минимального размера заработной платы, но в целом не более 20-тысячи кратного размера условной финансовой единицы;
 в виде финансовой санкции — до 5-тысячи кратного размера условной финансовой единицы при непредставлении соответствующему органу исполнительной власти сведений и документов, указанных в статьях 13, 13-1 и 16 настоящего Закона или при представлении неправильных сведений.
При определении размеров штрафа учитывается экономическое положение хозяйствующих субъектов.
2. Руководители хозяйствующих субъектов и должностные лица органов исполнительной власти:
 при невыполнении в установленные сроки законных указаний соответствующего органа исполнительной власти — предупреждаются или в административном порядке штрафуются в 200-кратном минимальном размере заработной платы;
 при несоблюдении требований статей 13, 13-1 и 16 настоящего Закона и непредставлении документов — предупреждаются или в административном порядке штрафуются в 150-кратном минимальном размере заработной платы.
2. Лица, предусмотренные в настоящем Законе, несут уголовную ответственность за предусмотренные законом монополистические действия на основании Уголовного кодекса Азербайджанской Республики.
3. Штрафы в виде штрафной санкции, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, взимаются в государственный бюджет в бесспорном порядке в течение 30 дней после принятия решения об этом соответствующим органом исполнительной власти.
При несвоевременной уплате или частичной уплате штрафа хозяйствующими субъектами соответствующий орган исполнительной власти может обратиться в суд об уплате пени в размере 1% от общей суммы или неуплаченной части штрафа за каждый день просрочки.
4. Порядок рассмотрения дел по нарушению антимонопольного законодательства определяется соответствующим органом исполнительной власти.

Статья 19. Ответственность должностных лиц соответствующего органа исполнительной власти

Должностные лица соответствующих органов исполнительной власти в установленном законодательством порядке несут ответственность за сохранение информации, являющейся государственной и коммерческой тайной, а также за нанесение ущерба хозяйствующим субъектам и государству в результате неправильного исполнения своих служебных обязанностей.

Президент Азербайджанской Республики
Абульфаз ЭЛЬЧИБЕЙ
г. Баку, 4 марта 1993 г
№ 526

С поправками от 10 октября 1997 года № 381-IГД, 23 марта 2001 года № 103-IIГД, 5 октября 2001 года № 183-IIГД; 23 ноября 2001 года № 219-IIГД; 5 октября 2001 года № 190-IIГД, 3 декабря 2002 года № 387-IIГД; 30 декабря 2003 года № 568-IIГД; 9 марта 2004 года № 603-IIГД; 20 октября 2006 года № 167-IIIГД

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *