какие законы в саудовской аравии
Суровые законы и строгие наказания Саудовской Аравии (8 фото)
Пожилой британец Карл Андре провел в тюрьме Саудовской Аравии более года и теперь ему предстоит получить еще 350 ударов плетью за то, что он был пойман, перевозящим в своей машине вино домашнего производства. В этой стране производство, хранение и употребление алкоголя строго запрещено и сурово карается, даже 74-летний возраст Карла не смягчил приговор. Похожие наказания за, казалось бы, безобидные вещи здесь встречаются нередко. Далее вы можете прочесть еще несколько похожих наказаний, которые покажут вам, насколько строги законы в Саудовской Аравии.
Разговоры о сексе.
В октябре 2009 года Мазен Адбул-Джавад, сотрудник компании Saudi Airlines, выступил в эфире одной из программ Ливанской вещательной корпорации, обсуждая свою сексуальную жизнь, отношения с девушками и рецепты афродизиаков.
В ультра-консервативной Саудовской Аравии запрещено прилюдно говорить о сексе. Мазена арестовали за публичное проявление безнравственности, после чего он был приговорен к пяти годам лишения свободы и 1000 ударам плетью. Другие участники передачи, в том числе ливанский журналист и оператор, также были арестованы.
«Приставания» к девушкам.
В 2000 году Reuters написало о нескольких юношах, которым грозили публичная порка и возможный тюремный срок за то, что они слонялись возле женских школ и «приставали» к девушкам. СМИ Саудовской Аравии утверждали, что аресты были проведены после жалоб девушек и их родителей на «замечания», которые юноши высказывали в их сторону. Такое поведение было названо «аморальным», и правитель Медины создал комиссию для расследования этого дела.
Оскорбление ислама.
В мае 2014 года блогер Раиф Бадави из Саудовской Аравии был приговорен к тысяче ударов плетью за оскорбление исламской религии.
Одно из самых громких международных дел началось с того, что Бадави арестовали за участие в создании Либеральной саудовской сети — онлайн-платформы для дебатов, где обсуждались вопросы политики и религии.
Вождение (если вы женщина).
Хотя законы Саудовской Аравии не запрещают женщинам управлять автомобилем, вместо них это делают консервативные религиозные эдикты, а сами власти отказываются выдавать женщинам права.
В сентябре 2011 года Шаиму Гассания приговорили к 10 ударам плетью по обвинению в вождении машины без разрешения правительства. Позже наказание было отменено правившим в то время королем Абдаллой.
Ввоз шоколада в страну.
В сентябре 1999 года филиппинец Фаустино Салазар был задержан по прибытии в международный аэропорт Король Халид в Эр-Рияде в связи с тем, что он имел при себе две плитки шоколада с алкогольной начинкой.
Он заявил, что приобрел сладости в дьюти-фри во время транзитной остановки в Бахрейне и что он не знал о содержании в них алкоголя. Тем не менее, его приговорили к четырем месяцам тюремного заключения и 75 ударам плетью.
Прелюбодеяние.
Девятнадцатилетняя «девушка из Эль-Катифа» находилась в машине вместе со своим другом. В этот момент несколько мужчин напали на них и изнасиловали девушку. Ее приговорили к тюремному заключению и ударам плетью за то, что она была наедине с парнем, не связанным с ней родственными узами — это было воспринято как нарушение установленного в стране принципа строгой сегрегации по половому признаку. Позднее представители власти заявили, что девушка призналась в супружеской измене.
Гомосексуализм.
Житель Саудовской Аравии в свои 24 года был приговорен к трем годам тюрьмы и 450 ударам плетью после того, как его поймали за использованием Twitter для назначения свиданий другим мужчинам. Его признали виновным в «пропаганде порока и гомосексуализма».
Помимо этого случая, поступало много сообщений об арестах и избиениях плетью мужчин, которые присутствовали на «гей-свадьбах», несмотря на то, что однополые браки в Саудовской Аравии не разрешены.
Контакт с представителями противоположного пола.
Общение между представителями противоположных полов запрещено в Саудовской Аравии, если только эти люди не являются близкими родственниками. В 2009 году 75-летняя Хамиса Мухаммед Сауади была приговорена к 40 ударам плетью и четырем месяцам тюрьмы за то, что в ее доме находились двое посторонних мужчин. Эти двое, Фахад и Хадьян, рассказали, что пришли к Хамисе домой, чтобы передать ей хлеб. Тем не менее, все трое были признаны виновными.
. или кое-что похуже.
В то время как семья Карла Андри называет 350 ударов плетью равнозначными «смертной казни», в Саудовской Аравии применяются и другие виды наказаний, наиболее распространенным среди которых является обезглавливание.
Международные организации по защите прав человека и благотворительные учреждения осуждают те способы, при помощи которых смертные приговоры в Саудовской Аравии приводятся в исполнение, и утверждают, что все это не помогает предотвращать наиболее серьезные преступления.
Смерть по шариату. За что казнят в Саудовской Аравии
В Саудовской Аравии казнят часто и помногу. Сексуальный контакт вне брака или хотя бы намек на него, атеизм, переход из ислама в другую религию, гомосексуализм, колдовство, азартные игры — вот неполный список преступлений, за которые в ваххабитском королевстве можно получить тысячу ударов плетью, десять лет тюрьмы или вообще лишиться головы. И невзирая на возмущение международного сообщества, смягчать свою правовую систему Эр-Рияд не собирается.
Саудовская Аравия — абсолютная теократическая монархия, где вся система правосудия выстроена на религиозном фундаменте. Господствующая религия — ислам, господствующая конфессия — суннизм, господствующее религиозное течение — ваххабизм. Поэтому в Саудовской Аравии, как и в «Исламском государстве», с которым королевство официально воюет, действуют законы шариата.
Неудивительно, что саудовское правосудие заметно отличается от западного: для обвинения или оправдания зачастую достаточно просто клятвы, адвокат нередко считается ненужной роскошью, допускаются казни несовершеннолетних и психически больных, не делается никакой разницы (по крайней мере, формально) между подданным королевства и иностранцем при вынесении приговора (в частности, среди казненных 2 января были граждане Чада и Египта).
Согласно шариату, судья может наложить три вида наказаний: хадд (за преступления против нравственности и общественного порядка — пьянство, азартные игры, клевету, разврат), кисас (наказания по принципу «око за око», которые назначают за убийство и тяжкие телесные повреждения) и тазир — наказания в назидание за нарушения общественного порядка, такие как гомосексуализм, прелюбодеяние, кража на базаре, неподчинение властям, несоблюдение поста и тому подобное.
Хадд, как правило, предусматривает публичные удары плетьми, кисас позволяет оплатить нанесенный ущерб деньгами (дия), а вот тазир может варьироваться в самых широких пределах — от назидательной беседы до отрубания головы с последующим распятием.
Чаще всего в поле внимания зарубежных СМИ попадает наказание плетьми. Хотя оно распространено почти по всему мусульманскому миру, Саудовская Аравия заметно выделяется на общем фоне. Там бьют чаще и больше. Каких-либо строгих норм не существует: шариатский судья сам решает, сколько плетей заслуживает провинившийся.
Печальный рекорд принадлежит египтянину Мухаммеду Али аль-Сайиду: в 1990 году его приговорили к четырем тысячам ударов. Эр-Рияд объяснил возмущенной мировой общественности, что на самом деле аль-Сайиду была оказана милость: египтянин обвинялся в ограблении, и ему должны были отсечь руку. А ограничились поркой.
Четыре тысячи плетей — много это или мало? Вот что рассказал филиппинец Донато Лама, в 1999 году приговоренный за публичное исповедание христианства к 75 ударам плетью: «Меня привели на место порки и привязали к столбу. Руки заковали в наручники, также сковали и ноги. Я был одет в футболку и брюки для занятий бегом. Кнут — полтора метра длиной, его конец утяжелен куском свинца. Несколько ударов обрушились на мои бедра и спину. Я бы упал, когда кнут хлестнул меня по ногам, но меня держал охранник, и экзекуция продолжалась. Поразительно: я выдержал 70 ударов, но был еще жив. Кровь текла по моей спине, я кричал».
Еще один вид публичного наказания — отсечение головы. Производится при большом стечении народа. Как правило, после казни тело преступника в воспитательных целях выставляется на всеобщее обозрение — чаще всего распятым.
Самое распространенное преступление, за которое саудовская фемида карает иностранцев, — нарушение строгого шариатского запрета на алкоголь. В позапрошлом году полицейские королевства арестовали в городе Джидда 73-летнего британца Карла Эндри, обнаружив у него бутыль с домашним вином. Хотя Эндри был болен раком и астмой, он отсидел в тюрьме больше года, ожидая назначенного ему наказания — 350 ударов плетью. Лишь после того, как британское правительство под нажимом родственников Эндри и свежеизбранного лидера оппозиционной лейбористской партии Джереми Корбина разорвало с Эр-Риядом контракт на обучение тюремного персонала и пригрозило дальнейшим ухудшением отношений, саудиты пошли на попятный и отпустили осужденного домой.
Ему повезло куда больше, чем его соотечественнику Джону Келли: в 1985 году того приговорили к двум с половиной годам тюрьмы и 250 ударам плетью — по 50 за раз с двухмесячными перерывами на реабилитацию, а также штрафу в 17 тысяч фунтов стерлингов. Возмущение британского правительства было столь резким, что Эр-Рияд в течение последующих тридцати лет предпочитал закрывать глаза на самогоноварение, которым занимались многие британские экспаты, а в случае неприятных инцидентов просто высылать их — как Питера и Энн Голдсмитов, уличенных в изготовлении домашнего вина и ввозе в страну виски.
Но что позволено Юпитеру, сиречь Британии — одному из ключевых саудовских союзников с момента образования ваххабитского королевства, — то не позволено быку. В сентябре 1999 года в багаже филиппинца Фаустино Салазара обнаружили две плитки шоколада с алкогольным наполнителем. Невзирая на уверения задержанного, что он купил шоколад в магазине duty free в бахрейнском аэропорту, ему присудили 75 ударов плетью и четыре месяца тюрьмы.
Впрочем, религиозные преступления считаются куда более серьезными. Самое страшное — вероотступничество, под которым понимается не только переход в другую веру, но и атеизм. Палестинский поэт Ашраф Файяд сейчас сидит в тюрьме, ожидая казни: по мнению шариатских судей, в одной из своих книг он пропагандировал атеизм.
При этом более семи процентов населения Саудовской Аравии составляют немусульмане. Больше всего католиков-гастарбайтеров с Филиппин, но есть и представители других конфессий: протестанты из Европы, православные из Египта, Эфиопии и Эритреи. Публичное исповедание христианства в королевстве запрещено, нельзя также хранить неисламские религиозные предметы, в том числе Библию, распятия, изображения святых. Молиться христиане и представители других религий могут только дома. За соблюдением закона следит специальная религиозная полиция — шариатская гвардия.
Нередко иностранцы-христиане оказываются заложниками международной обстановки. После того как в 2004 году в прессу просочилась информация об осквернении Корана американскими военными на базе Гуантанамо, шариатская гвардия провела целую серию рейдов по квартирам христиан, накрыв в одной из них подпольную католическую церковь и арестовав более 40 пакистанцев-христиан, а также несколько католиков-филиппинцев. Излишне говорить, что ни один американец задержан не был: Вашингтон — тоже ключевой союзник Эр-Рияда, ссориться с которым саудиты не хотят. Куда проще выместить гнев на беззащитных филиппинцах или пакистанских христианах, считающихся париями в родной стране.
Важное поле деятельности шариатских судов — предотвращение разврата и прелюбодеяния. Причем эти понятия трактуются весьма широко.
В октябре 2009 года сотрудник «Саудовских авиалиний» Мазен Абдул-Джавад неосмотрительно выступил в эфире ливанского телевидения, рассказав о своей сексуальной жизни и знакомствах с девушками. По возвращении на родину его ждали пять лет тюрьмы и тысяча плетей.
Наиболее вопиющим случаем считается дело, получившее известность как «изнасилование в Катифе». В 2006 году семь человек напали на молодую женщину-шиитку и ее спутника, сидевших в автомобиле, похитили и изнасиловали обоих. Преступники получили по нескольку сотен ударов плетью и тюремные сроки, но и жертвы изнасилования были приговорены к полугоду тюрьмы и 200 ударам плетью за то, что находились в машине вместе, не будучи супругами.
Несмотря на огромное давление со стороны консервативной массы населения и шариатской гвардии, муж пострадавшей не отказался от нее, заявив, что женщина ни в чем не виновата. В мире поднялась волна возмущения. Даже будущий президент Барак Обама, тогда еще сенатор, призвал Госдепартамент сделать все возможное, чтобы не допустить наказания жертв. В конце концов, король Абдалла принял соломоново решение: он отменил приговор пострадавшей женщине, объяснив это соображениями общественного блага, но подчеркнул, что судья действовал абсолютно справедливо.
Гомосексуализм в Саудовской Аравии тоже жестоко карается — за однополую связь можно лишиться головы. Однако зачастую судьи назначают достаточно мягкое наказание, особенно если сравнивать с приговорами по другим статьям.
Так, один из жителей королевства, имя которого не раскрывается, получил три года тюрьмы и 450 плетей: его обвинили в том, что он назначал свидания другим мужчинам, используя микроблог в Twitter, и осудили за «потакание пороку и гомосексуализм».
Возможно, одна из причин состоит в том, что гомосексуализм в Саудовской Аравии широко распространен. В королевстве сложилась парадоксальная ситуация: борьбе с внебрачным сексом, отношениям между мужчиной и женщиной уделяется куда больше внимания, чем борьбе с сексом однополым. Между геями и саудовскими властями существует негласный пакт: ЛГБТ-сообщество демонстрирует почтительное отношение к нормам ваххабизма, в обмен на это власти закрывают глаза на «частную жизнь» этих подданных. Порой случаются эксцессы, но в целом договор соблюдается. Как признавался в интервью изданию The Atlantic один из саудовских геев — 42-летний американский экспат Радван, в крупных городах типа Джидды и Эр-Рияда существует большое ЛГБТ-сообщество, и многие из геев открыто встречаются в кафе, назначают свидания на улицах и в интернете. Еще один гомосексуалист — сириец Таляль, живущий в королевстве уже 15 лет, — и вовсе назвал Эр-Рияд «раем для геев».
В целом саудовский гомосексуализм мало похож на гомосексуализм европейский. Отношение к однополым связям в королевстве чем-то смахивает на отношение к этому в российских тюрьмах. Считается, что страдает репутация только пассивного партнера, а активный, наоборот, подчеркивает свою мужественность и гомосексуалистом как бы не является.
Строгие законы шариата, воспрещающие сексуальный контакт между не состоящими в браке мужчиной и женщиной, буквально подталкивают юношей к поискам партнера среди товарищей. Это приводит к тому, что гомосексуализм по взаимному согласию или в форме изнасилования превратился в давнюю проблему саудовских учебных заведений, сегрегированных по половому признаку.
Если на гомосексуализм саудовские власти закрывают глаза, то с колдовством борются решительно и бескомпромиссно. За него приговор, как правило, один: отсечение головы и последующее распятие — в назидание другим.
Как правило, о том, что тот или иной гражданин королевства занимается запрещенной магией, доносят бдительные соседи или подчиненные. Для этих целей организована специальная горячая линия: любой может сообщить о магическом преступлении в службу по борьбе с колдовством. При аресте принимаются дополнительные меры безопасности: ведь достоверно известно, что некоторые колдуны заключают договор с джиннами, поэтому могут летать по воздуху.
В 2007 году в Эр-Рияде был обезглавлен египетский аптекарь Мустафа Ибрагим, изобличенный в том, что он «практиковал магию и колдовство, прелюбодействовал и осквернял Коран». Соседи донесли, что он держит Коран в туалетной комнате. В ходе следственных действий выяснилось, что Ибрагим при помощи черного колдовства расстроил чужой брак, а в квартире у него обнаружили книги по черной магии, свечи с таинственными надписями — явно заклинаниями для призыва бесов, а также дурно пахнущие травы. Этого хватило, чтобы отправить аптекаря на плаху.
Пределами королевства борьба с колдунами не ограничивается. В 2010-м головы лишился ливанский предсказатель Али Хусейн Сибат: в ходе выступления на телешоу он предсказывал желающим будущее и давал зрителям советы. Саудовские спецслужбы следили за ним несколько лет и арестовали, когда Сибат неосмотрительно решил совершить хадж.
Чаще всего, однако, жертвами бдительных борцов с магией становятся гастарбайтеры, статус которых заведомо ниже положения коренных саудовцев и которые не могут защитить себя. Так, в мае 2013 года две горничные из Юго-Восточной Азии были приговорены к тысяче плетей и десяти годам тюрьмы за магический вред, нанесенный хозяевам. Учитывая обычный приговор за колдовство, можно считать, что женщины легко отделались.
Вся эта саудовская специфика вызывает закономерные протесты на Западе. Граждане Европы и других цивилизованных стран нередко задаются вопросом: почему Вашингтон и Лондон, упирая на соображения морального характера, причисляют Тегеран к «оси зла» из-за того, что там массово практикуется смертная казнь, но закрывают глаза на куда более суровые приговоры, которые выносят шариатские суды ваххабитского королевства?
Саудовская Аравия: законы и наказания
Законы Саудовской Аравии строги и обязательны для исполнения всеми, в том числе и приезжими. Публичная практика любой другой религии, кроме ислама, является в стране незаконной, как и намерение обратить в эту веру других. Тем не менее власти Саудовской Аравии допускают частную практику религий, отличных от ислама, поэтому можно привезти Библию в страну, если она предназначена для личного пользования. Исламские кодексы поведения и одежды обязаны строго соблюдаться. Женщины должны носить консервативный, свободный наряд, а также плащ абайю в полный рост и платок. Мужчинам запрещено публично носить шорты. Внебрачные сексуальные отношения, включая супружескую измену, являются незаконными и подвергаются суровым наказаниям в виде тюремного заключения, так же как хранение или торговля алкоголем.
Развитие правовой системы
Вам будет интересно: Музей электротранспорта (Музей городского электрического транспорта Санкт-Петербурга): история создания, коллекция музея, режим работы, отзывы
Королевство Саудовская Аравия, расположенное в центре Ближнего Востока, является крупнейшей страной в регионе и местом рождения ислама. Нынешнее государство Саудовской Аравии было основано и объединено в 1932 году Ибн Саудом. Король Абдалла, потомок Ибн Сауда, в настоящее время контролирует страну. Саудовская Аравия известна своей добычей нефти и природного газа, на ее территории находится более 20 % мировых запасов нефти. Население составляет чуть более 26 миллионов человек. Среди них 90 % арабов и 10 % афроазиатов. Единственная религия — это ислам. Население молодое, людей старше 65 лет в стране всего 3 %, а средний возраст 25,3 года. Продолжительность жизни составляет 74 года. Самые важные города — Эр-Рияд (столица), Джидда, Мекка и Медина. Большая часть территории — песчаная пустыня. В то же время страна имеет важную береговую линию в Персидском заливе и в Красном море, что создает определенный политический вес Саудовской Аравии в мире.
Вам будет интересно: Значение и происхождение фамилии Наумов
К 11 веку в мусульманском мире были созданы четыре основные суннитские школы исламской юриспруденции фикха, каждая из которых имеет свои собственные толкования шариата: Ханбали, Малики, Шафи и Ханафи. В 1925 году Абдул Азиз Аль Сауд из Нейда завоевал Хиджаз и объединил его со своими существующими территориями, чтобы сформировать Королевство Саудовская Аравия в 1932 году. Система шариатских судов и государственных трибуналов, созданная Абдул Азизом, в основном оставалась в силе до судебной реформы 2007 года.
До 1970 года судебная власть была ответственностью Великого Муфтия, высшего религиозного авторитета страны. Когда действующий Великий Муфтий умер в 1969 году, тогдашний король Фейсал решил не назначать преемника и воспользовался возможностью передать ответственность Министерству юстиции.
Современное законодательство
Вам будет интересно: Рейтинг фамилий в России. Самые распространенные русские фамилии
Законодательная система — это шариат, основанный на различных исламских текстах и регулирующий деятельность всех верующих в стране. То, что европеец считает нормальным у себя дома, может вызвать оскорбления в Саудовской Аравии и быть наказуемым деянием с публичной поркой, тюремным заключением, депортацией, ампутацией и даже смертью.
Помимо общей полиции, исламские моральные кодексы контролируются организацией добровольцев и должностных лиц, которые обеспечивают соблюдение законов Саудовской Аравии в части шариата от имени правящей королевской семьи, в частности Комитета по пропаганде добродетели и предотвращению порока.
В Саудовской Аравии все проходит вокруг пяти (20-30 минут) ежедневных молитв. Практически все организации закрываются во время каждой молитвы, кроме больниц, аэропортов, общественного транспорта и такси. Религиозная полиция патрулирует улицы и отправляет праздно слоняющихся людей в ближайшую мечеть. Поэтому лучше не выходить на улицу в эти периоды, чтобы избежать претензий Мутавы.
Наследный принц Мухаммед бен Салман провел несколько реформ Оттавы в рамках инициативы «Видение 2030 года», направленной на развитие туризма в стране. К ним относятся ограничение патрулей в рабочее время и существенное сокращение перечня причин для задержки или ареста иностранцев.
Публичная критика короля, королевской семьи или правительства Саудовской Аравии недопустима и привлечет внимание Оттавы или другой полиции. Критика флага Саудовской Аравии считается оскорблением, поскольку она несет исламское признание веры. Осквернение или любое другое ненадлежащее использование флага может привести к серьезному наказанию.
Верховенство закона
Правовая система Саудовской Аравии основана на шариате, исламском праве, проистекающих из Корана и Сунны (Традиций) из исламского пророка Мухаммеда. Источники шариата также включают исламское научное согласие, выработанное после смерти Мухаммеда. На его толкование судьями в Саудовской Аравии влияет ваххабизм 18-го века. Единственный в мусульманском мире шариат был принят Саудовской Аравией в некодифицированной форме. Это и отсутствие судебного прецедента привело к неопределенности в сфере применения и содержания законов Саудовской Аравии.
Поэтому правительство объявило о своем намерении кодифицировать шариат в 2010 году. 3 января 2018 года был достигнут прогресс в этом направлении после публикации сборника правовых принципов и прецедентов. Шариат также был дополнен нормативными актами. Тем не менее шариат остается основным законом Саудовской Аравии, особенно в таких областях, как преступность, семейное, коммерческое и договорное право. Особенности земельного и энергетического права вызваны тем, что значительная часть собственности Саудовской Аравии закреплена за королевской семьей.
Поскольку шариат, применяемый судами СА, не кодифицирован, и судьи не связаны судебным прецедентом, сфера действия и содержание закона неясны. Исследование, опубликованное Институтом Альберта Шанкера и Freedom House, подвергло критике ряд аспектов отправления правосудия в СА и пришло к выводу, что «практика страны» расходится с концепцией верховенства законов Саудовской Аравии. В исследовании утверждается, что кадди (судьи) принимают решения, не соблюдая надлежащую правовую процедуру, и только самые смелые адвокаты оспаривают вердикт кадди, а обращения к королю основаны на милости, а не на справедливости или невиновности.
Источники права
Вам будет интересно: Национальный технический музей (Прага): описание экспозиций, отзывы
Коран — первоисточник закона Саудовской Аравии. Мусульманские страны, которые принимают шариат, обычно определяют, какие части шариата подлежат исполнению, и кодифицируют их. В отличие от других мусульманских стран, Саудовская Аравия рассматривает некодифицированный шариат в целом как закон страны и не вмешивается в него.
Кроме того, существуют такие документы в области права, какие в Саудовской Аравии к закону не относятся. Королевские указы (низам) являются другим основным источником права, но их называют скорее нормативными актами, а не законами, указывающими на то, что они подчиняются шариату. Они дополняют шариат в таких областях, как трудовое, коммерческое и корпоративное право. Кроме того, другие формы нормативных актов (laiyah) включают в себя Королевские ордена, Резолюции Совета министров, Резолюции министров и циркуляры. Любые западные коммерческие законы или институты адаптированы и интерпретируются с точки зрения законов шариата.
Уголовно-правовые наказания
Западные правозащитные организации, такие как Amnesty International и Human Rights Watch, подвергли критике деятельность как Малахита, так и Мутавы, а также ряд других аспектов прав человека в Саудовской Аравии. К ним относятся число казней, спектр преступлений, которые подлежат смертной казни, отсутствие гарантий для обвиняемых в системе уголовного правосудия, применение пыток, отсутствие религиозной свободы и крайне невыгодное положение женщин.
Преступления, за которые назначается по законам смертная казнь в Саудовской Аравии:
Категории правонарушителей, освобождаемых от смертной казни:
Суды и судебная власть
Система шариатского суда является основой судебной системой СА. Судьи и адвокаты образуют часть улемов, религиозное руководство страны. Существуют также правительственные трибуналы, которые занимаются спорами в отношении конкретных королевских указов, а с 2008 года — специализированные суды, в том числе Совет по рассмотрению жалоб и Специализированный уголовный суд. Окончательная апелляция со стороны шариатских судов и государственных трибуналов направляется королю. С 2007 года законы Саудовской Аравии и наказания, выносимые судами и трибуналами, реализуются в соответствии с нормами и процедурами доказывания шариата.
Существуют также не шариатские суды, охватывающие специализированные области права, наиболее важным из которых является Совет по жалобам. Этот суд был первоначально создан для рассмотрения жалоб на правительство, но с 2010 года также обладает юрисдикцией в отношении коммерческих и некоторых уголовных дел, таких как взяточничество и подделка документов. Он выступает в качестве апелляционного суда для ряда стран и правительственных трибуналов.
Судебное учреждение состоит из кади, которые выносят обязательные решения по конкретным судебным делам, муфтиев и других членов Улемы, издающих общие, но весьма влиятельные юридические заключения (фетвы). Великий Муфтий является самым старшим членом судебного учреждения, а также высшим религиозным авторитетом в стране, его мнения очень влиятельны в саудовской судебной системе. Судебная власть, то есть орган кади состоит из около 700 судей. Это относительно небольшое число, по мнению критиков, для страны с населением более 26 миллионов.
Конституция страны
Коран, объявлен конституцией Саудовской Аравии, которая является абсолютной монархией, и не имеет юридического обязательства по утверждению отдельно основного закона. Поэтому в 1992 году Основной закон Саудовской Аравии был принят королевским указом. Он описывает обязанности и процессы руководящих институтов, тем не менее документ недостаточно конкретен, чтобы считаться конституцией. Документ утверждает, что король должен соблюдать шариат, и что Коран и Сунна являются конституцией страны. Интерпретация Корана и Сунны остается необходимой, и это осуществляется клеммами, саудовским религиозным истеблишментом.
Основной закон гласит, что монархия — это система правления в Королевстве Саудовская Аравия. Правители страны должны быть из числа сыновей основателя короля Абдель Азиза ибн Абдул Рахмана Аль-Фейсала Аль-Сауда и их потомков. Самые честные из них получат преданность, согласно Книге Всемогущего Бога и Сунне. Правительство в Королевстве Саудовской Аравии получает свою власть от Книги Бога и Сунны Пророка. Управление в Королевстве Саудовская Аравия основано на справедливости, шуре (консультации) и равенстве, в соответствии с исламским шариатом.
Первый уголовно-процессуальный кодекс страны был введен в 2001 году и содержит положения, заимствованные из египетского и французского законодательства. Хьюман Райтс Вотч в своем отчете за 2008 год отметил, что судьи либо не знали об уголовно-процессуальном кодексе, либо знали о нем, но обычно игнорировали кодекс. Уголовное право регулируется шариатом и включает в себя три категории: Худуд (фиксированные наказания Корана за конкретные преступления), Кисас (карательные наказания с глазу на глаз) и Тазир — общая категория.
Преступления Худуд включают воровство, грабеж, богохульство, вероотступничество и блуд. К преступлениям Кисаса относятся убийство или любое преступление, связанное с нанесением телесных повреждений. Тазир представляет большинство случаев, многие из которых определены национальными правилами, такими как взяточничество, торговля людьми и злоупотребление наркотиками. Наиболее распространенным наказанием за преступление Тазир является порка.
Доказательство сторон и права ответчиков
Вам будет интересно: Лучшие клубы мира: обзор. Самые модные ночные клубы мира
Осуждение требует доказательств одним из трех способов. Первое — это безоговорочное признание. В качестве альтернативы принимаются показания двух свидетелей мужского пола или четырех в случае супружеской измены. Женские доказательства обычно несут половину веса мужчин в шариатских судах, однако в уголовных процессах показания женщин вообще не допускаются. Свидетельства не мусульман или мусульман, чьи учения считаются неприемлемыми, например, шииты, могут также не приниматься во внимание. Наконец, может потребоваться подтверждение или отрицание присяги. Принятие присяги воспринимается особенно серьезно в религиозном обществе, таком как СА, а отказ от присяги будет восприниматься как признание вины, приводящей к осуждению.
При всем этом права обвиняемых систематически нарушаются. Законы и наказания в Саудовской Аравии пробуксовывают и катастрофически отстают от мирового уровня из-за того, что уголовного кодекса не существует, поэтому нет способа узнать, что считается преступлением, а что является правом. С 2002 года действует уголовно-процессуальный кодекс, но он не включает в себя все международные стандарты основных прав обвиняемых. Например, кодекс дает прокурору право выдавать ордера на арест и продлевать срок предварительного заключения без судебного надзора. Другим примером является то, что заявления, полученные с помощью пыток и других унижающих достоинство видов обращения, принимаются судом.
Ответчики имеют мало прав. Судебная система подвержена серьезным международным нарушениям, таким как аресты без ордера, унижающее достоинство обращение во время допросов, длительное содержание под стражей, судебные заседания и даже вынесение приговора без предварительного уведомления, судебные задержки и различные препятствия для сбора доказательств. В стране нет залога, и обвиняемые могут быть задержаны без предъявления официальных обвинений, нередко выносятся решения о казни туристов в Саудовской Аравии.
Обвиняемым запрещается нанимать адвоката из-за отпугивающих судебных запретов. Чтобы попытаться решить эту проблему, Совет Шуры одобрил в 2010 году создание программы общественных защитников. После чего заявление обвиняемого стало учитываться, хотя неравенство в обществе по-прежнему существует, так, показания мужчины равны свидетельствованию двух женщин. Процессы секретные, а система присяжных не существует. Во время судебного разбирательства против иностранца присутствие иностранных представителей посольств в Саудовской Аравии не допускается. Ответчик может обжаловать решение в Министерстве юстиции или, в серьезных случаях, в апелляционном суде. Смертные приговоры или ампутация рассматриваются апелляционной коллегией из пяти судей. В отношении всего, что связано со смертными приговорами по усмотрению суда, Совет Сурии требует единодушия в решении апелляционного суда. Король принимает окончательное решение по всем смертным приговорам.
Основные запреты
Законы Саудовской Аравии нужно знать, прежде чем ехать в страну. Перечень основных запретов, чтобы обеспечить безопасную поездку:
Международная критика
Западные организации, такие как Amnesty International и Human Rights Watch, осудили как саудовскую систему уголовного правосудия, так и ее суровые наказания. Однако, по сообщениям, большинство саудовцев поддерживают систему и говорят, что она обеспечивает низкий уровень преступности.
В Уголовно-процессуальном кодексе, введенном в 2002 году, отсутствуют некоторые основные меры защиты, но, как упоминалось выше, судьи в любом случае игнорировали их. Арестованным часто не сообщают о преступлении, в котором они обвиняются, им не предоставляется доступ к адвокату, они подвергаются жестокому обращению и пыткам, если не признаются. На суде существует презумпция вины, и обвиняемый не имеет права допрашивать свидетелей и изучать доказательств или иметь юридическую защиту. Большинство судебных процессов проводятся закрытыми, то есть без публики и прессы. Физические наказания, наложенные саудовскими судами, такие как обезглавливание, забивание камнями, ампутация и порка, а также количество казней подвергается резкой мировой критикой. Большая озабоченность международных институтов звучит в связи с низким уровнем прав женщин в СА.
В конце 20-го и начале 21-го веков права женщин в Саудовской Аравии были ограничены, по сравнению с другими странами из-за строгого применения законов шариата.
Ранее законы Саудовской Аравии для женщин не позволяли голосовать на выборах или быть избранными, но в 2011 году король Абдалла разрешил женщинам голосовать на местных выборах 2015 года. В 2011 году в Саудовской Аравии было больше женщин-выпускников университетов, чем мужчин, а уровень грамотности среди женщин, по оценкам, составил 91 %, что все еще ниже, чем уровень грамотности среди мужчин. В 2013 году средний возраст вступления в первый брак у саудовских женщин составлял 25 лет. В 2017 году король Салман приказал, чтобы женщинам был разрешен доступ к государственным услугам, таким как образование и здравоохранение, без согласия опекуна. В 2018 году издан указ, разрешающий женщинам водить машину. Таким образом, законы Саудовской Аравии для женщин были смягчены.