какие замечания можно написать по охране труда
Охрана труда в офисе. Пять ошибок, за которые штрафует ГИТ
Наша статья поможет исправить недочеты, на которые инспекторы обращают внимание.
Требования по охране труда распространяются и на строительные, и на офисные компании. Думать по-другому — заблуждение, которое оборачивается неприятностями при проверке ГИТ. Предположим, инспектор выявил, что компания не проводит ни вводный инструктаж, ни обучение по охране труда. Во-первых, инспектор обяжет устранить нарушение и оштрафует директора и компанию. Во-вторых, директору придется отстранить работников от работы, пока они не пройдут инструктаж и обучение. Это время нужно будет оплачивать как простой по вине работодателя. Таким образом, деятельность компании парализуется. Но отсутствие инструктажа и обучения — не единственные ошибки работодателей.
На заметку:
офисные работники не проходят стажировку на рабочем месте, если условия труда у них оптимальные или допустимые (п. 2.2.2 Порядка № 1/29).
Нарушение № 1: не проводятся медосмотры
Медосмотры — первое, на что инспектор обратит внимание. Закон предусматривает несколько видов медицинских осмотров: предварительные, периодические, предрейсовые, послерейсовые, а также психиатрические освидетельствования. Перечень вредных производственных факторов и работ, при которых визиты к врачам обязательны, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (далее — Перечень № 302н). Есть три категории работников, про чьи медосмотры чаще всего забывают работодатели.
заплатит компания, которая не направила водителя на предрейсовый медосмотр (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ)*
* Наказание назначает инспектор ГИБДД
Работники до 18 лет. Перед тем как принять несовершеннолетнего на работу, его нужно направить на предварительный медосмотр (ст. 69 ТК РФ). Затем посещать врачей придется ежегодно, пока работнику не исполнится 18 лет (ст. 266 ТК РФ). Работодатели часто пренебрегают этой обязанностью, за что получают штрафы от ГИТ (решения Белорецкого городского суда Республики Башкортостан от 06.10.2015 по делу № 12–161/2015, Свердловского районного суда г. Костромы от 11.11.2016 по делу № 12–627/2016).
Водители. Штатным водителям нужно обеспечить психиатрические освидетельствования, а также предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые медосмотры (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196- ФЗ). Многие работодатели не хотят тратить время и деньги на посещение врачей. Поэтому не берут водителей в штат, а пользуются услугами транспортных компаний. Эти компании не только предоставляют водителей, но и следят за их медосмотрами. Претензий по вопросам охраны труда к работодателю, который использует их труд, у ГИТ быть не должно.
Другое дело — штатные работники, которые пользуются служебными автомобилями по собственному усмотрению. Один день они могут ездить на общественном транспорте, а другой — на автомобиле. При этом работодатель не обязывает управлять таким транспортным средством в целях исполнения трудовых обязанностей. Это могут быть, например, торговые представители, которые разъезжают по клиентам.
Как предоставить автомобиль, чтобы исключить медосмотры. Формулировки трудового договора
Как предоставить автомобиль, чтобы исключить медосмотры. Формулировки трудового договора
Инспекторы считают, что такие работники выполняют функцию водителей. Следовательно, должны проходить психиатрические освидетельствования и медосмотры. Компания оспорит предписание и штрафы, если по условиям трудового договора в обязанности работника не входит перевозка грузов или пассажиров. А автомобиль предоставлен работнику в качестве меры социальной поддержки, и он вправе использовать его в личных целях (апелляционные определения Московского городского суда от 18.07.2014 по делу № 33–24668/2014 и от 28.07.2014 по делу № 33–23362/2014). Если же в обязанности работника входит управление автомобилем, дело компания проиграет (постановление ВС РФ от 19.12.2016 № 18-АД16-173).
Пользователи компьютеров. Большинство офисных работников проводит основную часть рабочего времени за компьютерами. Излучение компьютеров вредно для зрения. Поэтому такие работники проходят медосмотр при поступлении на работу, а также периодически посещают врачей (п. 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118 и п. 3.2.2.4 Перечня № 302н). Инспектор оштрафует компанию, которая не организовала медосмотры пользователей компьютеров (апелляционное определение Омского областного суда от 10.03.2016 по делу № 33–1950/2016).
Чтобы не проводить медосмотры, некоторые компании указывают в локальных актах и трудовых договорах, что работники используют компьютеры менее 50% рабочего времени. Инспекторы знают об этом и проверяют, действительно ли у работников такие условия. Если нет, работодатель получит предписание с требованием проводить медосмотры (решение Московского городского суда от 06.12.2016 № 7–15448/2016).
У инспектора не будет претензий, если работники действительно используют компьютеры менее 50% рабочего времени. Например, часть времени они работают с документами, часть проводят на совещаниях, а часть в разъездах. Такие обязанности работников должны быть зафиксированы в должностных инструкциях или трудовых договорах.
кстати
Предписания ГИТ по охране труда законны
Недочеты в охране труда — всегда очевидные нарушения. Поэтому трудовой инспектор вправе обязать работодателя их устранить.
Суды отменяют предписания и штрафы, если трудовые инспекторы разрешают индивидуальные трудовые споры. Например, когда они обязывают выплатить проценты за просрочку зарплаты, отменить приказ об увольнение или предоставить отпуск. В такие вопросы инспекция вмешиваться не должна. Их работники и работодатели решают в судебном порядке (определения ВС РФ от 10.01.2014 № 5-КГ13-146, от 21.03.2014 № 47-КГ14-1, от 20.06.2014 № 21-КГ14-4).
Но с нарушениями охраны труда все иначе. Суды считают такие нарушения очевидными. Это значит, что инспекция вправе на них отреагировать. Например, обязать работодателя провести спецоценку, направить работников на медосмотры, обучение по охране труда или выдать им средства индивидуальной защиты.
Работодатель не сможет оспорить предписание только на том основании, что инспектор разрешил индивидуальный трудовой спор (определение Московского городского суда от 20.11.2015 № 4г/5–11639/2015, решение Смоленского областного суда от 19.04.2016 по делу № 21–161/2016). Как следствие, законны и штрафы ГИТ за нарушение правил охраны труда.
Нарушение № 2: не организованы инструктажи
Кроме медосмотров инспекторы проверяют, проводят ли работодатели инструктажи по охране труда (ст. 225 ТК РФ, Порядок, утв. постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29; далее — Порядок № 1/29). Есть мнение, что инструктажи — удел производственных компаний. Но на самом деле закон не делает каких-либо исключений.
Инструктажи проводит специалист, который прошел обучение и проверку знаний в обучающей организации
Все работники при трудоустройстве или при переводе на другую работу проходят вводный и первичный инструктажи (п. 2.1 Порядка № 1/29). Затем раз в полгода работники проходят повторный инструктаж.
Инструктажи проводит специалист, который прошел обучение по охране труда и проверку полученных знаний в обучающей организации (письмо Минтруда России от 09.08.2016 № 15–2/ООГ-2884). Все инструктажи проводят по разработанным программам. Некоторые работодатели забывают разработать программы инструктажей, за что получают штрафы (постановление Калужского областного суда от 29.06.2016 № 4А-216/2016, решение Забайкальского краевого суда от 26.09.2016 по делу № 7-21-452/2016).
Проведение вводного инструктажа необходимо фиксировать в журнале регистрации вводного инструктажа, а первичного и повторного — в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (п. 2.1.3 Порядка № 1/29, п. 8.4 ГОСТ 12.0.004–2015 (до 01.03.2017 применялся ГОСТ 12.0.004–90)). Формы журналов утверждены Приложениями «А» и «Б» к ГОСТ 12.0.004–2015.
Как исправить нарушения
Формы носят рекомендательный характер. Поэтому вы вправе утвердить свои. Обязательные реквизиты: дата и время проведения инструктажа, подписи работника и инструктора по охране труда. У инспектора возникнут претензии, если вы не ведете журналы или оставляете пустыми графы (решения Краснодарского краевого суда от 21.01.2016 по делу № 12–104/2016, ВС Республики Крым от 16.11.2016 по делу № 21–635/2016).
интересный вопрос
Можно ли офисных работников освободить от первичных инструктажей?
Единого мнения нет. Чтобы избежать штрафов, проводите первичные инструктажи со всеми работниками, которые трудятся за компьютерами.
Работодатель вправе освободить работников от первичного инструктажа, если они не используют электрифицированный инструмент или не ремонтируют оборудование (п. 2.1.4. Порядка № 1/29). Должности и профессии освобожденных работников включают в специальный перечень.
Есть мнение, что компьютер — это электрифицированный инструмент. Это значит, что пользователей персональных компьютеров нельзя освободить от первичных инструктажей (кассационное определение Красноярского краевого суда от 14.12.2011 по делу № 33–11914/2011, решение Волоколамского городского суда Московской области от 10.02.2014 по делу № 12–2/2014(12–70/2013).
Также у Минтруда есть частное разъяснение на этот счет. Ведомство считает, что пользователям компьютеров первичные инструктажи проходить не обязательно (письмо Минтруда от 24.03.2015 № 15–2/ООГ-1551). Чтобы исключить претензии ГИТ, советуем проводить первичные инструктажи и с пользователями компьютеров.
Нарушение № 3: не проводится обучение по охране труда
Все работники компании после трудоустройства проходят обучение по охране труда (п.п. 2.2 и 2.3 Порядка № 1/29). Срок — в течение месяца после трудоустройства или перевода на другую работу. Руководители и специалисты компании, деятельность которых связана с охраной труда, проходят специальное обучение. После завершения обучения руководители, специалисты и работники проходят проверку знаний требований охраны труда. Затем они обучаются не реже чем каждые 3 года.
Есть два способа обучения. Первый — в учебной организации. Второй — непосредственно в компании, если в ней создана комиссия по охране труда. При этом есть ряд работников, которые могут обучаться только в специализированной учебной организации. Перечень таких работников содержится в Порядке № 1/29 (абзацы 3–9 пункта 2.3.2).
В специализированной учебной организации обучаются, например, заместители директора по охране труда, члены комиссии по охране труда. Работодатель получит штраф, если сам займется их обучением (апелляционное определение Челябинского областного суда от 05.07.2016 по делу № 11–8146/2016, решение ВС Республики Крым от 16.11.2016 по делу № 21–635/2016).
Кому поручить контроль над охраной труда
Нарушение № 4: не назначен ответственный за охрану труда
В любой компании должны быть сотрудники, задача которых — контролировать выполнение требований охраны труда (ст. 217 ТК РФ). Контроль можно поручить:
— службе охраны труда;
— специалисту по охране труда, нанятому по трудовому или гражданскому договору;
— компании, с которой заключен договор на оказание услуг в сфере охраны труда;
— директору или иному работнику.
Есть работодатели, которые не вправе использовать любой вариант из списка. Это производственные компании, в которых трудится больше 50 человек. Они либо создают службу охраны труда, либо нанимают штатного специалиста по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Например, директор такой компании не вправе возложить обязанности по охране труда на себя или нанять для этих целей стороннюю организацию (письмо Минтруда России от 26.12.2016 № 15–2/ООГ-4698).
Возникает вопрос о том, какую компанию считать производственной. Ответ есть в ч. 9 ст. 209 ТК РФ. Норма разъясняет, что это компания, которая производит или перерабатывает сырье, занимается строительством, оказывает различные виды услуг.
Понять, оказывает ли ваша компания услуги, можно из присвоенных ей кодов ОКВЭД (письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15–2/ООГ-2136). Например, услуги по производству обуви — ОКВЭД № 15.20.9 (ОК 034–2014 (КПЕС 2008), утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).
Нарушение № 5: не разработаны инструкции по охране труда
В конце инспектор проверит наличие инструкций по охране труда. Они должны быть в каждой компании независимо от вида деятельности (ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Их разрабатывают по всем видам работ, профессиям и должностям (п. 5.1 Методических рекомендаций, утв. постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002 № 80, п. 1 методических рекомендаций, утв. Минтрудом 13.05.2004).
Что касается офисных работников, то некоторые инспекторы требуют, чтобы работодатели разрабатывали для них инструкции по работе за компьютерами, копирами, принтерами и прочей оргтехникой. Инспекторы штрафуют за отсутствие таких инструкций (решения Московского районного суда г. Твери от 15.08.2014 № 12–326/2014, Московского областного суда по делу № 21–135/14).
Инспекторы требуют, чтобы компании разрабатывали инструкции по работе за компьютерами
Не забудьте ознакомить работников с инструкциями по охране труда. Сделать это нужно до подписания трудового договора (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Также работников знакомят с изменениями, внесенными в этот локальный акт (ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Инструкции либо вывешивают на рабочих местах, либо хранят в доступном месте, либо выдают работникам на руки под роспись в учетном журнале (п. 5.10 Методических рекомендаций, утв. постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002 № 80).
комментарий эксперта
Компании не обязаны выдавать мыло офисным работникам
Мария Быстрова, юрист ООО «Ремеди»
Последние два года инспекторы ГИТ обязывают работодателей включать в трудовые договоры условие о выдаче работникам смывающих средств (апелляционное определение Челябинского областного суда от 03.10.2016 по делу № 11–14314/2016, решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 16.12.2016 № 12–873/2016).
Инспекторы оперируют Приложениями № 1 и 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н. В них устанавливаются нормы бесплатной выдачи смывающих средств работникам, труд которых связан с загрязнениями. Например, это сварщики (п. 4 Приложения № 1). Затем некоторые инспекторы потребовали включать это условие в трудовые договоры офисных работников. Причина — они получают легкосмываемые загрязнения (п. 7 Приложения № 1). Оспорить санкции ГИТ можно так. Закон не разъясняет понятие «легкосмываемые загрязнения». Поэтому нельзя утверждать, что работа в офисе связана с подобными загрязнениями. Также на вашей стороне Минтруд. Ведомство считает, что закон не обязывает работодателей выдавать смывающие средства офисным работникам (письма от 06.05.2016 № 15–2/ООГ-1752 и от 30.08.2016 № 15–2/ООГ-3095).
Какие замечания можно написать по охране труда
Типичные нарушения требований охраны труда
Надзор и контроль за тем, как юридические лица и индивидуальные предприниматели соблюдают требования трудового законодательства, осуществляют органы Роспотребнадзора.
На основании данных проведенных проверок отмечается перечень самых распространенных нарушений, допускаемых работодателями в вопросах обеспечения работников безопасными для здоровья условия труда и возможных последствий данных нарушений:
Указанные нарушения приводят к:
— неосознанным нарушениям работником требований производственной санитарии;
— отсутствию у работников знаний и навыков безопасных условий труда;
— травмам и отравлениям работников, или даже смертью, наступившей в результате внезапного ухудшения здоровья работника во время исполнения трудовых обязанностей;
— возникновению профессиональных заболеваний у работников;
— ухудшению состояния здоровья у работников и выявлению производственно обусловленных заболеваний;
— выставлению предписания об устранении нарушений со стороны проверяющих лиц;
— административной ответственности работодателя за нарушение санитарного законодательства;
— судебным спорам с пострадавшими работниками.
Подводя итог, заметим, что нарушения в области обеспечения санитарно-гигиенических требований к условиям труда многочисленны и многообразны, а санкции достаточно суровы.
Нарушения санитарно-гигиенических требований к условиям труда выявляются контролирующими органами как при плановых (когда работодатель имеет время на «подготовку»), так и при внеплановых проверках (когда такая проверка становится для работодателя неожиданностью).
Как показывает практика проверок, случаи единичных нарушений в области санитарно-гигиенических требований к условиям труда среди работодателей редки. Как правило, контролирующий орган при проверке выявляет целый «букет» таких нарушений.
Акт об установлении нарушения требований охраны труда
Последствием нарушения требований охраны труда на предприятии работником может быть расторжение трудового договора с ним. Это возможно в тех случаях, когда нарушения привели к несчастному случаю и угрозе жизни персонала. Для подтверждения факта несоблюдения сотрудником требований законодательства составляют специальный акт. О том, как правильно его сформировать и каким должно быть его содержание, расскажем в статье.
Чем грозит за нарушение (законодательная база)
Исходя из статьи 214 ТК РФ, работник, исполняя свои прямые обязанности, должен:
На сотрудника, нарушившего правила ОТ, по ст. 192 ТК РФ накладывается дисциплинарное взыскание. Это могут быть замечание, выговор и увольнение. Наказание зависит от степени тяжести совершенного проступка. За одно нарушение может быть применено только одно взыскание. В противном случае работник имеет право обратиться в трудинспекцию.
Сотрудник может быть подвергнут также и материальному взысканию: в случае порчи какого-либо оборудования работодателя вследствие нарушение правил ОТ, если вина такого работника будет доказана (статья 238 ТК РФ).
К сведению! Руководство организации, которое нарушает требования ОТ, тоже привлекается к ответственности. Она может быть трех видов: административная (по статьям 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ), материальная (по статьям 220 и 235 ТК РФ) и уголовная (по статье 143 ТК РФ).
Коротко о порядке действий работодателя
Если работник не соблюдал требования ОТ, то необходимо первым делом написать докладную записку. В ней необходимо зафиксировать обстоятельства нарушения и его последствия. Ее пишет непосредственный начальник нарушителя на имя руководителя компании.
Далее руководство после ознакомления с содержанием докладной издает приказ о создании специальной комиссии (не менее 3 человек). Иногда комиссия по ОТ уже существует на предприятии. Ее задача — внутренний контроль соблюдения правил по ОТ. В данном случае комиссия должна выявить все подробности нарушения, зафиксировать их, опросив свидетелей и самого нарушителя.
Итогом такой деятельности должен стать акт об установлении нарушения требований ОТ в организации. На основании этой бумаги к провинившемуся сотруднику должны применить дисциплинарное взыскание (возможно и увольнение).
Важно! Если работник отказывается подписать акт о нарушении, то составляют еще один документ — это акт об отказе подписать акт.
Как составить акт об установлении нарушений правил ОТ
Акт имеет стандартную структуру для подобного рода документов. Пишется в произвольной форме (от руки или в машинописном виде) на бумаге формата А4.
Итак, составляем документ следующим образом:
Хранить такой документ в организации необходимо 3 года.
При необходимости исправить в акте ошибки пользуются традиционным способом: аккуратно зачеркивают слово или фрагмент текста с ошибкой, сверху надписывают верный вариант, на полях ставят отметку «Исправленному верить». Рядом расписывается работник, ответственный за составление акта.
Что дальше?
После рассмотрения объяснительной записки и акта комиссии работодатель принимает решение о наложении дисциплинарного взыскания. Перед принятием решения руководству необходимо выяснить, не является ли нарушение следствием того, что сотрудника не ознакомили с правилами ОТ или безопасность условий труда не была обеспечена. Также нужно проверить, не вышел ли срок для наложения наказания, доказана ли причинно-следственная связь между проступком и последствиями.
Работодателю важно помнить об этих нюансах, иначе сотрудник может обжаловать свое наказание через суд.
Какие замечания можно написать по охране труда
По результатам посещений мобильной группой по вопросам охраны труда при администрации Советского района г. Минска организаций расположенных на территории Советского района г. Минска наиболее частыми нарушениями являются:
1. Выполнение работ без применения работниками необходимых средств индивидуальной защиты.
Основание: п. 295 Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № (далее – МОПОТ).
2. Отсутствует аптечка первой медицинской помощи, либо не укомплектована согласно перечню вложений, входящих в аптечку первой помощи универсальную, утвержденному постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.12.2014 № 80.
Основание: п. 64 МОПОТ, п. 10 гл. 1 ОСЭТ.
3. Грузовые тележки не обеспечиваются табличками (надписями) с указанием грузоподъемности, инвентарного номера, наименования структурного подразделения организации.
Основание: п. 22 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.12.2003 № 165.
Основание: п. 219 МОПОТ.
5. При выполнении работ с применением электроинструмента во время перерыва в работе инструмент остается присоединенным к электросети.
Основание: п. 184 МОПОТ.
6. Не обеспечено безопасное хранение баллонов с газами.
Основание: п. 247 МОПОТ.
7. Химические вещества не хранятся в соответствующей для данного вещества исправной таре или ячейках стеллажей на установленных на них местах.
Основание: п. 282 МОПОТ.
8. Оборудование используется не по назначению в соответствии с требованиями эксплуатационных документов организаций-изготовителей.
Основание: п. 99 МОПОТ.
9. Транспортные средства, установленные на пост технического обслуживания, не закреплены путем установки не менее двух противооткатных упоров под его колеса.
Основание: п. 108 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 04.12.2008 № 180/128.
10. Допускается эксплуатация люлек при отсутствии ограждений барабанов лебедки и ловителя.
Основание: п. 90 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации строительных подъемников, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.01.2006 № 12/2.
11. Проезды, проходы на производственных территориях, а также проходы к рабочим местам и на рабочих местах не содержатся в чистоте и порядке, не очищаются от мусора, загромождаются складируемыми материалами и конструкциями.
Основание: п. 6.1.5 «Технического кодекса установившейся практики ТКП 45-1.03-40-2006».
12. Не обеспечивается разводка временных электросетей в соответствии с требованиями безопасности, не обеспечена ее защита от механических повреждений.
Основание: п. 6.4.4 «Технического кодекса установившейся практики ТКП 45-1.03-40-2006».
13. Отсутствует принципиальная схема электроснабжения с указанием отходящих линий, утвержденная лицом ответственным за электрохозяйство.
Основание: п. 4.3.7 «Технического кодекса установившейся практики ТКП 181-2009 (02230)», «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденного постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 11.03.2014 № 6 (далее – ТКП 181-2009).
14. Отходящие линии в распределительных устройствах (на внутренней стороне должны быть однолинейные схемы, надписи с номинальными токами автоматических выключателей, наименование электроприемников) не промаркировываются по единой системе.
Основание: п. 5.13.11 «Технического кодекса установившейся практики ТКП 181-2009 (02230)», «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденного постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь от 11.03.2014 № 6.
15. Не обеспечено функционирование рабочего освещения на объекте в складских помещениях.
Основание: п. 5.13.17 «Технического кодекса установившейся практики ТКП 181-2009».
16. В эксплуатацию допускаются металлические лестницы (стремянки), не отвечающие требованиям безопасности (без инвентарного номера, даты следующего испытания, принадлежности организации).
Основание: п. 172 Правил охраны труда при работе на высоте, утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь 28.04.2001 № 52.
17. Не обеспечено ограждение опасной зоны внизу под местом работ при выполнении работ на высоте.
Основание: п. 52 Правил охраны труда при работе на высоте.
18. Работы на высоте производятся со средств подмащивания, не обеспечивающих условия безопасного производства работ.
Основание: п. 79 Правил охраны труда при работе на высоте.