какие занятия проводит тифлопедагог
Какие занятия проводит тифлопедагог
учреждение города Новосибирска
комбинированного вида «Елочка»
Тифлопедагог – человек, работающий с детьми, имеющими нарушения зрения
O социально – бытовая ориентировка;
O развитие зрительного восприятия;
O ориентировка в пространстве;
O развитие осязания и мелкой моторики.
Занятия планируются в соответствии с коррекционными программами. Длительность каждого занятия в детском саду 10-25 минут в зависимости от возраста.
Целью работы тифлопедагога является компенсация нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процессов зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, эмоций); стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности воспитанников.
Задачи коррекционной работы:
1. Формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением.
2. Формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов.
3. Обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.
Основные направления работы тифлопедагога:
1) Тифлопедагогическое обследование детей
2) Изучение медицинских и офтальмологических карт
3) Наблюдение за детьми
4) Исследование зрительного восприятия
5) Проведение специальных коррекционных занятий
Участие в методической работе учреждения:
O посещение общеобразовательных занятий, занятий с детьми воспитателя в повседневной жизни ;
O выступления на педагогических советах;
O организация и проведение семинарских занятий ;
O групповое и индивидуальное консультирование воспитателей и специалистов учреждения ;
Работа с родителями:
O выступления на родительских собраниях ;
O подгрупповые и индивидуальные консультации для родителей ;
O проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий;
O выставки специальной литературы, игр, пособий, детских работ;
O рекомендации по закреплению и совершенствованию сформированных у детей навыков на занятиях, профилактике зрительных утомлений, развитию зрительных функций.
Официальный сайт Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 391 комбинированного вида «Елочка».
Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Информация на официальном сайте размещается на русском языке.
© Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 391 комбинированного вида «Елочка», 2020-2021годы
Тифлопедагог
Тифлопедагог – это специалист, осуществляющий учебные, реабилитационные и воспитательные мероприятия с лицами, которые имеют нарушения зрения (слепые, поздноослепшие и слабовидящие).
Слабовидящие или слепые люди обычно имеют повышенную чувствительность кожи или обостренный слух. Научиться пользоваться этими особенностями с максимальной пользой помогает тифлопедагог.
Специалист формирует социальные навыки человека, обеспечивает ему возможность получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства.
В задачи специализированного обучения входит:
Тифлопедагоги работают в специализированных школах, детских садах, интернатах, научно-исследовательских институтах, а также ведут индивидуальные занятия в коммерческих центрах.
Специалист данного направления должен иметь базовое высшее педагогическое образование и сертификат о переподготовке или повышении квалификации по специальности «Тифлопедагогика». Также хорошо, если у него есть образование в сфере социальных дисциплин.
Для каждого возраста есть свои особенности работы:
Терапия для взрослых строится на основании функциональных нарушений органа зрения, для них разрабатываются эргономические рекомендации.
Длительность и количество занятий, а также методики работы подбираются индивидуально в зависимости от диагноза и выдерживаемой клиентом нагрузки.
Программы для поздноослепших
Для поздноослепших проводятся занятия с уклоном на формирование апперцепции, так как им тяжело устанавливать связи между своим прежним опытом и новыми знаниями. Это связано с тем, что при потере зрения человек получает психологическую травму: раньше он все видел, а воспринимать мир с помощью осязания и слуха он еще не готов.
Но такие клиенты имеют преимущество в том, что у них сохраняются важные «зрительные рефлексы», что помогает им быстро осваивать местность, ходить с тростью, обслуживать себя и т.д. Также они достаточно быстро осваивают техники чтения и письма по системе Брайля.
Задачи, которые тифлопедагог поможет успешно решить:
Также тифлопедагог проводит консультативный прием для родителей по вопросам особенностей познавательного, психологического и физического развития личности с нарушениями зрения.
Для оптимизации бытовой среди для лиц с нарушением зрения также может быть полезен эрготерапевт.
Работа тифлопедагога. Тифлопедагогика
Содержится в разделах:
Зрительная гимнастика как составляющая коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) Зрение – это дар природы, помогающий познать мир, самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи. Важнейшей задачей тифлопедагога в детском доме является формирование у детей навыков социально –.
Советы тифлопедагога В настоящее время актуальной проблемой образовательного процесса является организация дистанционного обучения для детей с ОВЗ по зрению. Известно, что при использовании коррекционных педагогических технологий, направленных на компенсацию зрительной депривации у обучающихся с.
Публикация «Развитие зрительного восприятия. » Развитие зрительного восприятия Специальные коррекционные занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия проводятся по специальным методикам. Курс специальных коррекционных занятий тифлопедагога по развитию зрительного восприятия состоит из не¬скольких этапов. На.
Развитие осязания и мелкой моторики на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога Развитие осязания и мелкой моторики на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога Тифлопедагог формирует у детей последовательное осязательное обследование игрушек и предметов ближайшего окружения по определенному плану: правильно брать их в руки (например, грибок надо.
Форма взаимодействия тифлопедагога с воспитателями группы Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Города Новосибирска «Детский сад №447 комбинированного вида «Семицветик» Тетрадь взаимодействия учителя – дефектолога (тифлопедагога) и воспитателей группы «Ромашки» для детей с нарушениями зрения Медико-педагогический.
Циклограмма рабочего времени тифлопедагога «Утверждаю» Заведующий( О.В. Анохина) Циклограмма рабочего времени учителя – дефектолога (тифлопедагога) Л.А. Ивиной МКДОУ города Новосибирска «Детский сад №447 комбинированного вида «Семицветик» на 2019 – 2020 учебный год Дни недели Время Формы работы Общее время Понедельник.
«Создание коррекционно-развивающей среды в кабинете тифлопедагога» (из опыта работы) С 2009 года в МБДОУ – детский сад № 196 компенсирующего вида г. Саратова функционируют две разновозрастные офтальмологические группы для детей с нарушением зрения. Дети данной категории, наряду со зрительной патологией, как правило, имеют отклонения в психофизическом развитии.
Оборудование кабинета дефектолога (тифлопедагога) Я учитель-дефектолог (тифлопедагог) Работаю с детьми группы комбинированной направленности с нарушением зрения. В кабинете провожу подгрупповые занятия и индивидуальную работу по развитию: • зрительного восприятия (цвет, форма, величина, • ориентировке в пространстве и.
Коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога с детьми младшего дошкольного возраста
Ольга Бурякова
Коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога с детьми младшего дошкольного возраста
прекраснейший дар природы,
помогающий познавать окружающий мир.
Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи. Всем нам известно, что больший процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор с помощью различных функций зрения. С самого рождения ребёнка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения. Поэтому глаза малыша с нарушенным зрением заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии у детей с патологией зрения невозможно осуществить только в непосредственно образовательной деятельности. Эти дети нуждаются в специальной коррекционной помощи тифлопедагога.
Важнейшая задача тифлопедагога – это формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.
Коррекционное обучение начинается сразу же, как только ребёнок приходит в детский сад. Здесь малыш знакомится с воспитателями, со мной, тифлопедагогом, с медсестрой-ортоптисткой. Этот период является сложным не только для ребёнка, но и для педагогов. Процесс адаптации маленьких воспитанников осложняется ношением очков и привыканием к окклюдору.
Одним из самых основных методов восстановления остроты слабовидящего глаза является метод прямой окклюзии, когда из акта зрения выключается лучшевидящий глаз и малыш вынужден использовать для ориентировки плоховидящий глаз. Происходит процесс социальной депривации.
Социальная депривация – это лишение и ограничение условий для полнокровного общения ребёнка с окружающим миром, которая вызывает болезненные переживания, приводит к агрессии, к самоизоляции, к срыву различных видов детской деятельности.
Поэтому, в этот период моей основной целью коррекционной деятельности является целенаправленное воспитание у детей с нарушением зрения желания вступать в тесный контакт с детьми и взрослыми, т. е. с ближайшим окружением, чтобы у ребёнка был интерес к происходящему вокруг. Это является одним из условий успешности коррекционной работы. Для этого я широко использую игровые приёмы. К детям вместе со мной «приходят» сказочные герои, например, Колобок, Снеговик, Клоун Кеша, лесные жители – медвежонок, белочка.
В период адаптации, в период привыкания слабовидящих детей к окклюзии, тифлопедагог не проводит первичного диагностического обследования зрительного восприятия, так как я считаю, что это обследование будет необъективным. Поэтому, в первой младшей группе не три, а только два диагностических обследования (в декабре и в апреле). Следующая, не менее важная особенность коррекционного обучения в первой младшей группе – это вид занятий. Тифлопедагог проводит только фронтальные занятия совместно с воспитателем, т. к. принцип отбора детей для коррекционной работы по остроте зрения, который используется всеми тифлопедагогами (специальная коррекционная работу проводится с детьми, у которых острота зрения ниже 0,4, здесь утрачивает свою силу. Очень сложно 2-х летнему ребёнку точно определить остроту зрения.
На первый план в коррекционной работе выходит специальный вид занятий, которые проводит тифлопедагог – предаппаратная подготовка. Предаппаратная подготовка включает в себя проведение специальных игр и упражнений, которые знакомят детей с картинками таблицы Орловой. В дополнение к этому разработаны специальные рекомендации для воспитателей групп по проведению предаппаратной подготовки.
Детей с нарушением зрения уже с 2-х лет обучаем различным упражнениям для глаз, превратив их в игру, используем игрушки, мячи, всевозможные яркие атрибуты и пособия (дети следят за движением игрушки в руках педагога или показывают Мишке, Ёжику, как умеют быстро моргать, закрывать глаза, широко открывать и т. д.). На первых порах малыши даже моргать по указанию не умеют, но, играя, быстро осваивают простейшие комплексы зрительных гимнастик. Обязательно в содержание занятия включаются комплексы зрительной гимнастики. Роль её велика для развития и активизации зрительных мышц, стимуляции различных зрительных функций и для снятия утомления, и напряжения глаз. Эффективно использовать сочетание физкультминутки со зрительной гимнастикой.
Особое внимание в коррекционной работе с младшими дошкольниками уделяется играм и упражнениям, которые развивают зрительное восприятие и ориентировку в пространстве, осязание и мелкую моторику. На начальном этапе развития зрительного восприятия тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина).
Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются и коррекционные задачи.Дети учатся:
• узнавать и называть основные цвета и формы («Найди красный цвет», «Найди круг»);
• соотносить предметы и изображения по цвету и по форме («Помоги мышке спрятаться», «Соедини воздушный шар с ниточкой соответствующего цвета»);
• различать, выделять и сравнивать величину предметов («Найди большие и маленькие игрушки», «Собери пирамидку».
Тифлопедагог в коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия включает задания, которые способствуют активизации деятельности амблиопичного глаза. (Амблиопия – нарушение зрения, связанного с ослаблением остроты зрения, происходящим без видимой анатомической причины). Сюда относятся задания на обводку по контуру, обводку через кальку, обводку по точкам, штриховку, упражнения с мозаикой и т. д. Обучение ориентировке в пространстве начинается с ознакомления детей с групповой комнатой, спальней, раздевалкой. Как открыть дверь, как расположены кровати в спальне, затем учим выделять, определять и называть предметы вокруг себя и в ближайшем окружении.
При монокулярном характере зрения восприятие осуществляется только одним глазом. Дети при монокулярном характере зрения испытывают затруднения в ориентировке, особенно там, где необходима зрительная ориентировка. Игры на развитие пространственной ориентировки в большом и малом пространстве включаются в различные виды детской деятельности (прогулка, занятия и др.). Для развития зрительной пространственной ориентировки в микропространстве я использую задачи-лабиринты.Лабиринты могут быть разными: взятыми из методической литературы, а чаще всего придумываю сама, ведь не всегда можно найти лабиринт по той теме, которая изучается в данное время. Главное при составлении лабиринтов для детей от 3-х до 5-ти лет помнить, что в лабиринтах должен быть один вход и один выход.
В коррекционную деятельность по развитию осязания и мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста включаю упражнения для рук, знакомлю детей с названием пальцев, учу выполнять различные действия всей рукой и каждым пальцем в отдельности, (например, дотронуться до игрушки указательным пальцем или погладить мягкую игрушку всей рукой).
Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия,ориентировки в пространстве проводится в тесной взаимосвязи с воспитателями групп:
• Воспитатели младших групп выполняют рекомендации и задания, которые еженедельно записываются тифлопедагогом в «Тетради взаимосвязи».
• Воспитатели средней группы совместную работу выполняют по общему со мной плану развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики.
• Совместная с воспитателем НОД (лепка, аппликация, конструирование, рисование).
Детский исследовательский проект «Как беречь глаза» Тип проекта: Информационный Продолжительность: Среднесрочный Групповой Участники проекта: Дети старшей группы, родители, педагоги. Актуальность.
Консультация для воспитателей «Плавание в детском саду» Плавание в детском саду Вид спорта есть в мире, Известен всем вам, Он кажется прост, Но это обман. И тот, кто вам скажет, что плавать.
- какие занятия проводит логопед в подготовительной логопедической группе
- какие занятия проводить с ребенком в 2 года в детском саду