какие занятия проводятся с военнослужащими перед вручением им вооружения и военной техники

Приложение 7 к ст. 75. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники

Порядок
вручения личному составу вооружения и военной техники

1. Закрепление за военнослужащими вооружения и военной техники осуществляется после приведения их к Военной присяге. До вручения личному составу вооружения и военной техники с ним проводятся занятия по изучению их боевых (технических) возможностей и значения в современном бою, а также требований безопасности действий при вооружении и военной технике.

Командиры подразделений проверяют исправность вручаемых вооружения и военной техники и о готовности к вручению докладывают по команде.

3. Командир воинской части в краткой речи напоминает военнослужащим требования воинских уставов о мастерском владении вверенными вооружением и военной техникой, постоянном поддержании их в готовности к применению для защиты Отечества. Затем объявляется приказ о закреплении вооружения и военной техники.

Личный состав для приема вооружения и военной техники выстраивается поэкипажно (по расчетам) и по команде командира подразделения проверяет их состояние и комплектность.

В случае содержания вооружения и военной техники на длительном хранении, в том числе с герметизацией корпусов (объектов), допускаются их частичная расконсервация и разгерметизация.

Командиры подразделений принимают доклады командиров экипажей (расчетов), водителей (механиков-водителей) или других лиц, за которыми закрепляется вооружение или военная техника, и вручают им формуляры (паспорта), в которых личный состав расписывается и с этого момента отвечает за закрепленные вооружение и военную технику.

При наличии соответствующих условий после закрепления вооружения и военной техники могут быть практически показаны их боевые (технические) возможности и примеры мастерского владения ими.

Работы по консервации и восстановлению герметизации вооружения и военной техники после их вручения должны быть выполнены в тот же день.

5. После вручения вооружения и военной техники командиры подразделений строят личный состав в указанном командиром воинской части месте и докладывают ему о вручении вооружения и военной техники подчиненному личному составу.

Командир воинской части поздравляет личный состав с вручением вооружения и военной техники.

6. Ритуал вручения вооружения и военной техники заканчивается прохождением воинской части торжественным маршем.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Приложение 7. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники

Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники

1. Закрепление за военнослужащими вооружения и военной техники осуществляется после приведения их к Военной присяге. До вручения личному составу вооружения и военной техники с ним проводятся занятия по изучению их боевых (технических) возможностей и значения в современном бою, а также требований безопасности действий при вооружении и военной технике.

Командиры подразделений проверяют исправность вручаемых вооружения и военной техники и о готовности к вручению докладывают по команде.

3. Командир воинской части в краткой речи напоминает военнослужащим требования воинских уставов о мастерском владении вверенными вооружением и военной техникой, постоянном поддержании их в готовности к применению для защиты Отечества. Затем объявляется приказ о закреплении вооружения и военной техники.

Личный состав для приема вооружения и военной техники выстраивается поэкипажно (по расчетам) и по команде командира подразделения проверяет их состояние и комплектность.

В случае содержания вооружения и военной техники на длительном хранении, в том числе с герметизацией корпусов (объектов), допускаются их частичная расконсервация и разгерметизация.

Командиры подразделений принимают доклады командиров экипажей (расчетов), водителей (механиков-водителей) или других лиц, за которыми закрепляется вооружение или военная техника, и вручают им формуляры (паспорта), в которых личный состав расписывается и с этого момента отвечает за закрепленные вооружение и военную технику.

При наличии соответствующих условий после закрепления вооружения и военной техники могут быть практически показаны их боевые (технические) возможности и примеры мастерского владения ими.

Работы по консервации и восстановлению герметизации вооружения и военной техники после их вручения должны быть выполнены в тот же день.

5. После вручения вооружения и военной техники командиры подразделений строят личный состав в указанном командиром воинской части месте и докладывают ему о вручении вооружения и военной техники подчиненному личному составу.

Командир воинской части поздравляет личный состав с вручением вооружения и военной техники.

6. Ритуал вручения вооружения и военной техники заканчивается прохождением воинской части торжественным маршем.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Какие занятия проводятся с военнослужащими перед вручением им вооружения и военной техники

Все материалы сайта доступны по лицензии:

рственного гимна Российской Федерации знаменщик берет Боевое знамя на плечо, поворачивается и становится в строй к ассистентам.

Оркестр с началом движения и до остановки знаменщика в строю исполняет «Встречный марш». Воинская часть приветствует Боевое знамя протяжным «Ура».

Когда знаменщик с Боевым знаменем и ассистенты станут на место в строю, левее Государственного флага Российской Федерации, оркестр прекращает игру, командир воинской части выходит на середину строя и останавливается рядом с лицом, вручившим государственную награду, затем по его указанию подает команду «ВОЛЬНО», а если воинская часть имела карабины в положении «на караул», то предварительно подает команду «Полк, к но-ГЕ».

21. Лицо, вручившее государственную награду, поздравляет личный состав воинской части с получением государственной награды, который на поздравление отвечает троекратным протяжным «Ура». После этого командир воинской части выступает с ответным словом.

22. В заключение ритуала воинская часть проходит торжественным маршем перед лицом, вручившим государственную награду. После прохождения торжественным маршем воинская часть снова выстраивается. Боевое знамя и Государственный флаг Российской Федерации относятся к местам их хранения.

III. Порядок передачи (сдачи) государственной награды воинской части при переформировании (расформировании) воинской части

23. При переформировании одной воинской части в другую государственные награды переформировываемой воинской части сохраняются за новой воинской частью.

При переформировании одной воинской части в две воинские части и более государственные награды переформировываемой воинской части сохраняются за одной из новых воинских частей.

При переформировании двух и более воинских частей в одну государственные награды одной из переформировываемых воинских частей сохраняются за новой воинской частью.

24. В случае принятия решения о расформировании воинской части государственные награды, которыми была награждена воинская часть, и удостоверения к ним передаются на постоянное хранение по принадлежности в центральный музей федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

_________________

Приложение № 4к Уставу внутренней службыВооруженных СилРоссийской Федерации(к статье 64)

Книгапочетных посетителей

1. Книга почетных посетителей ведется во всех полках (на кораблях 1 ранга), в отдельных воинских частях (на кораблях 2 и 3 ранга), а также в штабах дивизионов кораблей 4 ранга.

2. В Книге почетных посетителей оставляют запись почетные посетители в память о своем посещении воинской части (корабля).

Для осуществления записи Книга почетных посетителей предоставляется командиром воинской части (корабля).

3. Место хранения Книги почетных посетителей определяется командиром воинской части (корабля) с таким условием, чтобы оно соответствовало ее значению и обеспечивало возможность ознакомления с ней всего личного состава.

Приложение № 5к Уставу внутренней службыВооруженных СилРоссийской Федерации(к статье 78)

Порядоквручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия

Командиры рот (батарей) и других подразделений разводят личный состав к стоянкам (местам хранения) вооружения и военной техники.

Личный состав, которому вручаются вооружение и военная техника, выстраивается поэкипажно (по расчетам) и по команде командира подразделения проверяет их состояние и комплектность.

В случае содержания вооружения и военной техники на длительном хранении, в том числе с герметизацией корпусов (объектов), допускается их частичная расконсервация и разгерметизация.

Работы по консервации и восстановлению герметизации вооружения и военной техники после их вручения должны быть выполнены в тот же день.

Командиры подразделений принимают доклады командиров экипажей (расчетов), механиков-водителей (водителей) или других лиц, за которыми закрепляются вооружение и военная техника, и вручают им формуляры (паспорта), в которых военнослужащий расписывается и с этого момента отвечает за закрепленные вооружение и военную технику.

Приложение № 6к Уставу внутренней службыВооруженных СилРоссийской Федерации(к статьям 66, 78, 89)

Порядокпроведения опроса военнослужащих

1. Командир воинской части или лицо, назначенное для руководства проведением инспектирования (проверки), за один-два дня до начала опроса определяет, какие подразделения привлекаются к опросу, место, время, порядок построения и проведения опроса, форму одежды.

Лица, проводящие опрос, обязаны до его начала ознакомиться с книгой предложений, заявлений или жалоб воинской части и с принятыми по ним решениями.

Опрос может проводиться также в помещении.

4. Опрос солдат (матросов) проводится поротно. Офицеры, прапорщики (мичманы) и сержанты (старшины) выходят на указанные для них дистанции перед строем своих подразделений и по команде смыкаются к середине. Затем офицеры по команде занимают места в соответствии со штатными воинскими должностями.

5. При проведении опроса командир воинской части (подразделения) или инспектирующий (проверяющий) спрашивает, у кого из военнослужащих имеются предложения, заявления или жалобы.

Военнослужащий, имеющий предложение, заявление или жалобу, называет воинскую должность, воинское звание и фамилию, выходит из строя вперед и устно излагает предложение, заявление или жалобу или представляет их в письменном виде.

7. Жалобы, выявленные при опросе военнослужащих во время инспектирования (проверки), в книгу предложений, заявлений или жалоб не заносятся.

Приложение № 7к Уставу внутренней службыВооруженных СилРоссийской Федерации(к статьям 284, 292, 307,313, 385)

Оборудование помещений (мест) для несения службысуточным нарядом.Перечень необходимых документов

(В редакции Указа Президента Российской Федерации от 16.05.2017 № 210)

1. Помещения (места) для несения службы дежурных по полку, парку, контрольно-пропускному пункту, столовой, штабу, а также места для дежурного и дневального по роте располагаются и оборудуются таким образом, чтобы обеспечивалось удобство исполнения специальных обязанностей этими лицами суточного наряда.

2. В помещениях (местах) для несения службы должны находиться:

технические средства приема сигналов и оповещения подразделений;

средства связи (телефон, селектор, радиостанции);

стенд с документацией суточного наряда;

резервные источники питания, позволяющие обеспечить работу технических средств приема сигналов и оповещения подразделений;

резервные источники освещения;

уборочный инвентарь и урны.

3. В помещениях (местах) для несения службы дежурных кроме перечисленного в пункте 2 настоящего приложения должны быть:

а) у дежурного по полку:

сейф (металлический ящик) для хранения документов;

место, оборудованное для заряжания и разряжания оружия;

комплект ключей от ворот (калиток) парка, стоянок (хранилищ) с вооружением и военной техникой, парковых помещений и других объектов парка;

приборы радиационной и химической разведки;

аварийное питание системы оповещения;

б) у дежурного по парку:

пульт управления, имеющий устройство контроля и отображения состояния и места нахождения вооружения и военной техники;

табло контроля прибытия подразделений в парк по тревоге;

шкаф (ящики) с комплектом ключей от замков зажигания и люков машин, ворот (калиток) парка, стоянок (хранилищ) с вооружением и военной техникой, парковых помещений и других объектов парка;

скрытая кнопка подачи сигнала дежурному по полку о нападении на парк;

в) у дежурного по контрольно-пропускному пункту:

скрытая кнопка подачи сигнала дежурному по полку о нападении на контрольно-пропускной пункт;

стол с закрывающимся на замок ящиком, стулья;

г) у дежурного по штабу:

стол с закрывающимся на замок ящиком, стулья;

шкаф (сейфы) для хранения входящей корреспонденции и ключей от помещений штаба.

4. Для отдыха дежурного по полку, его помощника, дежурных по парку, контрольно-пропускному пункту и столовой, а при необходимости и для других лиц суточного наряда полка оборудуются отдельные помещения или места в комнатах дежурных.

В этих помещениях (местах) должны находиться:

кушетка полумягкая (кровать с постельными принадлежностями);

графин для воды и стаканы;

принадлежности по уходу за одеждой и для чистки обуви;

шкаф или вешалка для верхней одежды;

электрическая плита, кипятильник или чайник для подогрева воды.

5. У суточного наряда должна быть следующая документация:

регламент служебного времени;

распорядок работы должностного лица суточного наряда;

таблица позывных телефонных станций и должностных лиц;

инструкция по требованиям пожарной безопасности;

опись документов и имущества;

книга приема и сдачи дежурства;

комплект общевоинских уставов.

6. У дежурных кроме перечисленного в пункте 5 настоящего приложения находятся:

а) у дежурного по полку:

схема оповещения и установленный порядок оповещения подразделений, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, при приведении войск в боевую готовность, в том числе и в случае выхода из строя технических средств связи, при нахождении подразделений вне пункта постоянной дислокации;

план размещения, охраны и обороны полка;

схема (карта) расположения объектов учебно-материальной базы для ведения учета подразделений, находящихся за пределами военного городка;

сводное расписание занятий подразделений полка на неделю;

развернутая строевая записка с перечнем до роты (отдельного взвода);

выписка из плана противопожарной охраны полка (статья 328 настоящего Устава);

инструкция по пользованию и проверке пожарно-охранной и охранной сигнализации;

схема закрепления территории за подразделениями полка для уборки;

план проведения утренней физической зарядки и образцы формы одежды;

распорядки работ должностных лиц суточного наряда полка (в отдельной папке);

книга осмотра и выдачи Государственного флага Российской Федерации;

журнал радиационного и химического наблюдения;

образцы разовых удостоверений на право проверки караула;

карточки оповещения для посыльных;

книга учета военнослужащих, содержащихся на гауптвахте;

б) у дежурного по парку:

план вывода вооружения и военной техники при объявлении тревоги;

распорядок работы в парке;

схема закрепления территории парка за подразделениями для уборки;

образцы пропусков в парк, путевых листов и слепки (оттиски) с печатей (пломб), которыми опечатываются (опломбируются) ворота (калитки) объектов парка, сдающихся под охрану;

книга вскрытия парковых помещений, боевых и строевых машин;

книга учета личного состава, допущенного в парк;

книга выдачи ключей от замков зажигания и люков машин, ворот (калиток) парка, стоянок (хранилищ) с вооружением и военной техникой, парковых помещений и других объектов парка;

журнал выхода и возвращения машин;

журнал контроля слива воды из систем охлаждения двигателей машин;

в) у дежурного по контрольно-пропускному пункту:

список лиц, имеющих право разрешать вход на территорию полка и вывоз (вынос) имущества;

журнал наблюдения за обстановкой на территории и вокруг военного городка;

образцы отпускного билета, командировочного удостоверения (предписания), карточки оповещения для посыльных, увольнительной записки, пропусков, путевых листов;

книга учета выдачи разовых пропусков;

бланки разовых пропусков;

журнал учета посетителей (в него записывается, кто, к кому прибыл, цель посещения, время прибытия и убытия);

г) у дежурного по штабу полка:

список военнослужащих управления полка, проживающих за пределами воинской части, с указанием их адресов, номеров телефонов и способов вызова;

книги учета входящей корреспонденции, входящих и исходящих телефонограмм;

схема эвакуации личного состава при пожаре в штабе;

д) у дежурного по столовой:

график очередности приема пищи подразделениями, суточным нарядом и военнослужащими, содержащимися на гауптвахте;

нормы выхода готовой пищи и отходов при обработке продуктов;

таблица продолжительности варки продуктов;

нормы выдачи хлеба, масла и сахара;

книга учета контроля за качеством приготовления пищи;

ведомость суточного наряда по столовой;

накладная на получение продуктов;

инструкция по технике и требованиям безопасности при работе на технологическом оборудовании;

журнал медицинского осмотра наряда по столовой;

журнал учета инструктажа по требованиям безопасности рабочих по столовой;

Источник

Приложение 7. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники

Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники

1. Закрепление за военнослужащими вооружения и военной техники осуществляется после приведения их к Военной присяге. До вручения личному составу вооружения и военной техники с ним проводятся занятия по изучению их боевых (технических) возможностей и значения в современном бою, а также требований безопасности действий при вооружении и военной технике.

Командиры подразделений проверяют исправность вручаемых вооружения и военной техники и о готовности к вручению докладывают по команде.

3. Командир воинской части в краткой речи напоминает военнослужащим требования воинских уставов о мастерском владении вверенными вооружением и военной техникой, постоянном поддержании их в готовности к применению для защиты Отечества. Затем объявляется приказ о закреплении вооружения и военной техники.

Личный состав для приема вооружения и военной техники выстраивается поэкипажно (по расчетам) и по команде командира подразделения проверяет их состояние и комплектность.

В случае содержания вооружения и военной техники на длительном хранении, в том числе с герметизацией корпусов (объектов), допускаются их частичная расконсервация и разгерметизация.

Командиры подразделений принимают доклады командиров экипажей (расчетов), водителей (механиков-водителей) или других лиц, за которыми закрепляется вооружение или военная техника, и вручают им формуляры (паспорта), в которых личный состав расписывается и с этого момента отвечает за закрепленные вооружение и военную технику.

При наличии соответствующих условий после закрепления вооружения и военной техники могут быть практически показаны их боевые (технические) возможности и примеры мастерского владения ими.

Работы по консервации и восстановлению герметизации вооружения и военной техники после их вручения должны быть выполнены в тот же день.

5. После вручения вооружения и военной техники командиры подразделений строят личный состав в указанном командиром воинской части месте и докладывают ему о вручении вооружения и военной техники подчиненному личному составу.

Командир воинской части поздравляет личный состав с вручением вооружения и военной техники.

6. Ритуал вручения вооружения и военной техники заканчивается прохождением воинской части торжественным маршем.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Приложение N 2. Особенности организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны государства, а также деятельности федеральных государственных военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации

Приложение N 2
к приказу Министра обороны РФ
от 15 сентября 2014 г. N 670

Особенности организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны государства, а также деятельности федеральных государственных военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации

С изменениями и дополнениями от:

18 января 2016 г., 24 октября 2019 г.

I. Особенности образовательной деятельности

1. Обучение в федеральных государственных военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации*(1) осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

2. Военно-учебным заведением путем целенаправленной организации и всестороннего обеспечения образовательного процесса, выбора методов и средств обучения с соблюдением необходимых требований безопасности создаются условия, необходимые для освоения образовательных программ по установленным для вузов специальностям (направлениям) подготовки.

3. Высшие военно-учебные заведения при наличии соответствующей лицензии вправе реализовывать образовательные программы высшего образования, среднего профессионального образования, дополнительные профессиональные программы, программы профессионального обучения, основные и дополнительные общеобразовательные программы.

Средние военно-учебные заведения при наличии соответствующей лицензии вправе реализовывать образовательные программы среднего профессионального образования, дополнительные профессиональные программы и программы профессионального обучения.

5. В целях стимулирования добросовестной учебной и научной (научно-исследовательской) деятельности обучающимся, проявившим выдающиеся способности в освоении основных профессиональных образовательных программ, реализуемых в интересах обороны государства, на учебный год назначаются специальные (именные) стипендии.

По решению ученого совета (совета) вуза слушателям после первого семестра первого курса обучения и курсантам второго и последующих курсов обучения, успевающим на «хорошо» и «отлично», проявившим склонность к научному творчеству или показавшим выдающиеся способности для занятий спортом высших достижений, разрешается устанавливать индивидуальные учебные планы по отдельным дисциплинам, группам дисциплин или всем дисциплинам. Индивидуальные учебные планы должны предусматривать обязательное выполнение отчетности, установленной действующими учебным планом и программами, и могут предусматривать дополнительное изучение дисциплин, разделов и тем по выбору обучающегося.

Результаты отчетности по дополнительно изученным дисциплинам отражаются в зачетной книжке и экзаменационной (зачетной) ведомости. При полном выполнении требований учебных программ, предусматривающих получение дополнительной квалификации, обучающемуся выдается соответствующий документ.

6. Реализация программ профессионального обучения, основных и дополнительных общеобразовательных программ в военно-учебных заведениях осуществляется в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Информация об изменениях:

8. В военно-учебных заведениях дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации, в объеме не менее 250 часов.

Программы повышения квалификации направлены на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, в объеме не менее 16 часов.

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

9. Дополнительные профессиональные программы разрабатываются и утверждаются вузами с учетом квалификационных требования к уровню подготовки военных специалистов.

10. Квалификационные требования к уровню подготовки военных специалистов разрабатываются на группу подготовки. Председателем комиссии по их разработке является заместитель главнокомандующего видом Вооруженных Сил, заместитель командующего родом войск Вооруженных Сил, заместитель руководителя центрального органа военного управления, в интересах которых организуется обучение специалистов. В состав комиссии включаются представители Генерального штаба, главных командований видов Вооруженных Сил, командований родов войск Вооруженных Сил, центральных органов военного управления и организаций Вооруженных Сил, в интересах которых организуется обучение специалистов, и представители вуза (группы вузов), на который возложено обучение специалистов.

11. При организации обучения специалистов по дополнительным профессиональным программам в вузах, которые не подчинены начальнику, в интересах которого организуется обучение специалистов по дополнительным профессиональным программам, квалификационные требования к уровню подготовки военных специалистов согласовываются с начальниками, которым подчинены вузы.

13. При организации профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации специалистов по одной военной специальности в двух и более военно-учебных заведениях органом военного управления, в интересах которого осуществляется обучение специалистов, организуется разработка и утверждение примерной дополнительной профессиональной программы.

14. Структура дополнительной профессиональной программы включает: цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин, организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты.

Дополнительная профессиональная программа разрабатывается военно-учебным заведением и подлежит обновлению (переутверждению) с учетом развития науки, техники, технологий, экономики, культуры и военно-социальной сферы.

Каждый компонент дополнительной профессиональной программы разрабатывается в форме единого документа или комплекта документов.

Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение дисциплин, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.

15. Главное управление кадров разрабатывает формы примерных дополнительных профессиональных программ (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки), учебного плана, рабочей программы дисциплин, тематического плана изучения дисциплины и программы практики.

17. Образовательный процесс по дополнительным профессиональным программам в военно-учебном заведении может осуществляться в течение всего календарного года.

18. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются квалификационными требованиями к уровню подготовки военных специалистов и образовательной программой. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов.

19. Образовательная деятельность военно-учебных заведений по обучению специалистов по дополнительным профессиональным программам предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.

Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

20. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных дисциплин, прохождения практики, применения сетевых форм, в соответствии с образовательной программой.

21. Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки.

Стажировка специалистов проводится на соответствующих должностях центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, и в войсках, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил, а также в других федеральных органах исполнительной власти и предприятиях промышленности по заключенным с ними соглашениям.

Место проведения и продолжительность стажировки определяются начальниками, в интересах которых осуществляется подготовка специалистов, по заявкам начальников военно-учебных заведений.

Сроки проведения стажировки определяются вузом самостоятельно, исходя из целей обучения.

Специалисту, направляемому на стажировку, военно-учебным заведением выдается индивидуальное задание. На основе индивидуального задания специалистом разрабатывается план стажировки, утверждаемый соответствующим командиром (начальником, руководителем) по месту ее проведения.

По окончании стажировки командир (начальник, руководитель), утвердивший план стажировки, направляет в военно-учебное заведение отзыв о работе специалиста, а специалист составляет отчет о прохождении стажировки (о выполнении индивидуального задания). Отзыв о работе специалиста и отчет о прохождении стажировки (о выполнении индивидуального задания) учитываются при проведении итоговой аттестации.

22. При реализации дополнительных профессиональных программ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (частично или в полном объеме).

Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами военно-учебного заведения.

23. При освоении дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки возможен зачет дисциплин, освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) дополнительным профессиональным программам, порядок которого определяется военно-учебным заведением самостоятельно.

24. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой квалификационными требованиями к уровню подготовки военных специалистов.

Специалистам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

25. Специалистам, не проходившим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из вуза, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому военно-учебным заведением.

II. Особенности методической деятельности

26. Методическая деятельность военно-учебных заведений имеет целью совершенствование методики, повышение эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий, повышение педагогического мастерства руководящего состава, преподавательского состава и командиров подразделений слушателей (курсантов).

Центром методической деятельности является кафедра.

27. Методическая деятельность военно-учебного заведения включает:

разработку и внедрение в образовательный процесс военно-учебного заведения образовательных технологий, а также их совершенствование;

организацию и проведение учебно-методических сборов, совещаний, научно-методических конференций, семинаров и методических занятий;

рассмотрение методик обучения на заседаниях ученых советов (советов), кафедр и предметно-методических комиссий;

повышение педагогического мастерства руководящего и преподавательского состава и командиров подразделений слушателей (курсантов);

организацию и проведение контроля учебных занятий;

проведение педагогических (методических) экспериментов и внедрение их результатов в образовательный процесс;

разработку учебно-методических материалов, необходимых для проведения и методического обеспечения всех видов учебных занятий;

изучение, обобщение и распространение опыта педагогической работы.

28. Методическую деятельность в военно-учебном заведении (филиале, институте) организует учебно-методический центр (отдел), который разрабатывает план методической деятельности на учебный год и контролирует его выполнение. Мероприятия плана методической деятельности включаются в план-календарь основных мероприятий вуза (филиала, института, факультета), разрабатываемый на месяц.

29. В целях координации деятельности вуза по организации методической деятельности, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта, оказания помощи преподавательскому составу в повышении их педагогической квалификации создается методический кабинет.

Методический кабинет ежемесячно планирует и организует проведение лекций, докладов, научных сообщений и консультаций по обучению, обеспечивает накопление научно-методических материалов, ведет библиографию, организует проведение всех видов методических занятий и ведет их учет, выпуск методических сборников (бюллетеней), выставки педагогической и методической литературы. На базе методического кабинета организуются и проводятся заседания межкафедральных предметно-методических комиссий, показные и инструкторско-методические занятия, а также занятия с начинающими преподавателями.

30. Повышение педагогического мастерства руководящего и преподавательского состава, командиров подразделений слушателей (курсантов) осуществляется в ходе проведения учебно-методических сборов, совещаний, научно-методических конференций, семинаров и методических занятий, при рассмотрении методик обучения на заседаниях ученых советов (советов), кафедр и предметно-методических комиссий.

31. Учебно-методические (методические) сборы проводятся в вузе, филиале, институте, на факультете и кафедре. На сборах подводятся итоги работы за предшествующий период обучения, вырабатываются единые подходы к образовательной деятельности; проводятся методические занятия, организуется чтение лекций, даются указания по реализации в образовательном процессе новых требований руководящих документов и опыта войск.

Учебно-методические (методические) сборы руководящего состава вузов, начальников кафедр и преподавателей вузов, командиров подразделений слушателей (курсантов) вузов проводятся по планам начальников, которым подчинены вузы, и по планам Главного управления кадров.

32. Методические совещания проводятся на факультетах, кафедрах, в подразделениях слушателей (курсантов) в целях рассмотрения конкретных вопросов методики проведения учений, военных игр, комплексных учебных занятий, обеспечения взаимосвязи дисциплин и иным вопросам организации образовательного процесса. Совместные совещания нескольких кафедр (межкафедральные совещания) организуются и проводятся начальником вуза (филиала, института, факультета), его заместителями, начальником учебно-методического центра (отдела) или начальником одной из кафедр.

33. Научно-методические конференции и семинары проводятся в военно-учебных заведениях (филиалах, институтах), на факультетах и кафедрах. На них рассматриваются результаты научных исследований по проблемным вопросам военного образования, вопросы внедрения образовательных технологий, методов и средств обучения и иные вопросы совершенствования подготовки военных специалистов. Научно-методические конференции могут вырабатывать рекомендации, утверждаемые начальниками, по решению которых они проводились.

34. Методические занятия (инструкторско-методические, показные, открытые, пробные) проводятся по планам военно-учебного заведения (филиала, института), факультета, кафедры и подразделений слушателей (курсантов).

Инструкторско-методические занятия организуются по наиболее важным и сложным темам учебной программы в целях отработки единой организации и методики проведения занятий, освоения новых, более эффективных методических приемов. Они проводятся руководящим составом вуза (филиала, института, факультета), начальниками кафедр, преподавателями и командирами подразделений слушателей (курсантов).

Показные занятия проводятся преподавателями в целях показа образцовой организации и методики проведения занятий, в том числе с использованием новых технологий обучения. Показные занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий. На них приглашаются лица из числа преподавательского состава, а также командиры подразделений слушателей (курсантов). Показные занятия могут проводиться в форме мастер-классов.

Открытые занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий в целях обмена опытом, оказания помощи преподавателям и командирам подразделений слушателей (курсантов) в организации занятий и методике их проведения.

Пробные занятия проводятся в целях определения подготовленности преподавателя и допуска его к самостоятельному проведению занятий с обучающимися, а также рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам (вопросам), определения целесообразности использования новых технологий и методов обучения. Пробные занятия проводятся по решению начальника кафедры, без обучающихся, перед преподавателями и командирами подразделений слушателей (курсантов).

Открытые и пробные занятия обсуждаются на заседаниях кафедры (предметно-методической комиссии) или на совещании присутствующих (привлекаемых) на этих методических занятиях.

35. На ученом совете (совете) вуза (филиала, института, факультета) не реже одного раза в год рассматриваются вопросы методической деятельности.

36. На заседаниях кафедры обсуждаются вопросы совершенствования структуры и содержания дисциплин, методики проведения и материально-технического обеспечения учебных занятий, воспитательной работы с обучающимися, подготовки научно-педагогических кадров и научных работников, профессиональной переподготовки и повышения квалификации личного состава кафедры, результаты контроля учебных занятий и иные вопросы. Решения принимаются простым большинством голосов, протоколы заседаний с принятыми решениями подписываются начальником кафедры. Заседания кафедры должны проводиться не реже одного раза в месяц.

38. В целях совершенствования методики, повышения эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий, организуется и проводится контроль учебных занятий.

Контроль учебных занятий проводится как планово, так и внепланово.

Контроль учебных занятий проводится начальником вуза, его заместителями, начальниками учебно-методического центра (отдела), факультетов, начальниками кафедр и их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями.

Контроль учебного занятия включает проверку соответствия темы и учебных вопросов тематическому плану учебной дисциплины, расписанию учебных занятий, правильности определения целей занятия, наличия у преподавателя необходимых учебно-методических документов и материалов для проведения занятия, владения преподавателем учебным материалом, способности применять разнообразные технологии обучения, эффективности использования учебного времени, степени усвоения учебного материала обучающимися, их отношения к проведенному занятию и преподавателю, своевременности начала и окончания занятия, наличия обучаемых на занятии и причины отсутствия по каждому случаю в отдельности, правильности и аккуратности ведения журнала учета учебных занятий, внешнего вида, соблюдения формы одежды преподавателем и обучающимися, дисциплины на занятии, выполнения требований общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации*(2), соблюдения норм воинского этикета и правил воинской вежливости, состояния учебной аудитории и иные вопросы содержания, организации и методики проведения занятия.

Контроль учебного занятия проводится как по всем, так и по отдельным элементам проверки.

Результаты проверки занятия и оценка преподавателю отражаются в журнале контроля учебных занятий и доводятся до преподавателя.

Результаты контроля учебных занятий рассматриваются ежемесячно на совещаниях руководящего состава вуза с участием начальников кафедр, а также не реже одного раза в семестр на заседаниях ученого совета (совета) вуза (филиала, института, факультета) и заседаниях кафедр.

39. Педагогические (методические) эксперименты организуются по решению ученого совета (совета) военно-учебного заведения (филиала, института, факультета) в целях практической проверки рекомендаций по результатам научных исследований в области военного образования, внедрения в образовательный процесс новых технологий обучения, достижений педагогической науки и практики.

Результаты экспериментов рассматриваются на заседаниях кафедры и ученого совета (совета) вуза (филиала, института, факультета).

III. Особенности научной (научно-исследовательской) деятельности

40. Научная (научно-исследовательская) деятельность является видом деятельности высшего военно-учебного заведения и служебной обязанностью руководящего состава и научно-педагогических работников вуза.

Информация об изменениях:

41. Основными задачами научной (научно-исследовательской) деятельности высшего военно-учебного заведения являются:

исследование характера военных угроз безопасности Российской Федерации и обеспечение упреждающей научно-практической проработки важнейших проблем в области военной и военно-технической политики в интересах повышения обороноспособности государства;

обоснование перспектив строительства, развития и применения Вооруженных Сил (вида, рода войск Вооруженных Сил и других войск), исследование проблем их подготовки, повышения боеготовности и боеспособности;

обоснование перспектив развития и совершенствования вооружения и военной (специальной) техники, разработку способов их боевого применения, эксплуатации и ремонта;

военно-научное сопровождение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в рамках государственного оборонного заказа в интересах Вооруженных Сил;

подготовка научных кадров;

участие в подготовке и проведении опытных и исследовательских учений, испытаний вооружения и военной (специальной) техники;

исследование проблем военно-политической работы, обучения и воинского воспитания личного состава;

исследование вопросов совершенствования подготовки военных специалистов в военно-учебных заведениях.

42. Подготовка научных кадров в высших военно-учебных заведениях осуществляется в военной докторантуре.

Подготовка научных кадров в военной докторантуре направлена на проведение научных исследований, подготовку и защиту по их результатам диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в соответствии с номенклатурой научных специальностей, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности*(3).

43. Для рассмотрения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и на соискание ученой степени доктора наук при высшем военно-учебном заведении на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, создаются диссертационные советы.

Формирование и организация работы диссертационных советов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

44. Основными формами научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем военно-учебном заведении являются:

выполнение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований, а также оперативных заданий по выполнению основных задач научной (научно-исследовательской) деятельности;

осуществление научно-технических разработок;

участие в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предприятий промышленности в рамках государственного оборонного заказа;

организация и проведение (участие в проведении) военно-технических экспериментов, испытаний образцов вооружения и военной (специальной) техники, материалов;

военно-научное сопровождение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, испытаний, эксплуатации и утилизации вооружения и военной (специальной) техники;

разработка предложений в проекты документов, определяющих основные направления развития вооружения и военной (специальной) техники, государственную программу вооружения и государственный оборонный заказ;

разработка учебников, учебных пособий, диссертаций на соискание ученых степеней, военно-теоретических, военно-исторических и военно-энциклопедических трудов, монографий, обучающих и тренажерных комплексов;

проведение научно-информационного поиска и подготовка информационно-аналитических материалов;

подготовка научных статей, докладов, сообщений, рецензий, заключений, отзывов, экспертиз и других материалов в военно-теоретической и военно-технической областях;

подготовка и проведение (участие в проведении) научных конференций, семинаров, совещаний и творческих дискуссий, конкурсов, выставок научно-технических разработок;

проведение изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы;

проведение научных исследований по грантам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и государственных научных фондов;

внедрение результатов научных исследований в образовательную деятельность военно-учебных заведений.

45. Интеграция военного образования и военной науки имеет целями обеспечение научных исследований, а также совершенствование подготовки специалистов путем использования новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности.

Интеграция военного образования и военной науки осуществляется в следующих формах:

участие высших военно-учебных заведений в разработке государственной программы вооружения и реализации государственного оборонного заказа;

осуществление высшими военно-учебными заведениями и научными (научно-производственными) организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований, экспериментальных и научно-технических разработок, в том числе совместных мероприятий на договорной основе;

совместное проведение кафедрами и научными (научно-исследовательскими) подразделениями научных исследований и экспериментальных работ, выполнение научно-технических разработок в рамках плановых и инициативных научно-исследовательских работ, федеральных и ведомственных целевых программ, а также за счет грантов или иных источников финансирования;

совместная подготовка кафедрами и научными (научно-исследовательскими) подразделениями научных публикаций, проведение мероприятий изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работы, научных конференций и семинаров, а также конкурсов и выставок;

совместная реализация кафедрами и научными (научно-исследовательскими) подразделениями образовательных программ, в том числе подготовки научно-педагогических и научных кадров;

совместное использование кафедрами и научными (научно-исследовательскими) подразделениями закрепленных за ними объектов учебно-материальной базы и базы для научных исследований в интересах решения задач образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности;

привлечение научных работников к образовательной деятельности.

46. Военно-научная работа обучающихся является составной частью научной (научно-исследовательской) деятельности высшего военно-учебного заведения.

Основными задачами военно-научной работы обучающихся являются:

формирование интереса к военно-научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-технических задач и навыков работы в научных коллективах;

развитие у обучающихся творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении знаний;

выявление наиболее одаренных и талантливых обучающихся, использование их творческого и интеллектуального потенциала, а также войскового опыта для решения актуальных задач военной науки и совершенствования военного образования;

подготовка из числа наиболее способных и успевающих слушателей и курсантов кадрового резерва для комплектования адъюнктуры и должностей научно-педагогических работников.

47. Военно-научная работа обучающихся осуществляется в следующих формах:

участие в научно-исследовательских, экспериментальных работах и научно-технических разработках;

выполнение заданий исследовательского характера в период практик;

подготовка научных докладов, сообщений и рефератов по актуальным вопросам военной науки и практики и выступление с ними на заседаниях военно-научных секций, научных семинарах и конференциях;

участие в подготовке научных статей и других научных публикаций, а также рецензий и аннотаций на изданную литературу по различным аспектам военной науки;

участие в изобретательской и рационализаторской работе, разработке и создании действующих стендов, макетов и моделирующих комплексов;

участие в конкурсах на лучшие научные работы и научно-технические разработки, а также в выставках.

48. Военно-научная работа обучающихся организуется и проводится как в учебное, так и во внеучебное время. В учебное время военно-научная работа проводится обучающимися, осваивающими основную профессиональную образовательную программу по индивидуальному учебному плану.

Военно-научная работа обучающихся организуется непосредственно на кафедрах и в научных (научно-исследовательских) подразделениях высшего военно-учебного заведения, для чего решением начальника кафедры или научного (научно-исследовательского) подразделения при них создаются военно-научные секции. Военно-научные секции кафедр и научных (научно-исследовательских) подразделений могут объединяться в военно-научные общества.

Общее руководство военно-научной работой обучающихся возлагается на заместителя начальника высшего военно-учебного заведения по учебной и научной (научной) работе и осуществляется им через центр (отдел) организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров.

Центр (отдел) организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров разрабатывает план военно-научной работы обучающихся на учебный год, организует и контролирует военно-научную работу обучающихся, осуществляет руководство подготовкой научных семинаров, конференций, конкурсов, выставок и других мероприятий, проводимых высшим военно-учебным заведением, организует участие обучающихся в научных семинарах, конференциях и выставках, а также изучение, обобщение и распространение положительного опыта этой работы.

Для непосредственного руководства работой военно-научных обществ (секций) на кафедрах и в научных (научно-исследовательских) подразделениях назначаются научные руководители из числа преподавательского состава и научных работников этих подразделений. Научные руководители осуществляют работу с обучающимися с учетом их интересов, индивидуальных способностей и наклонностей, а также особенностей организации образовательного процесса.

В военно-научных обществах (секциях) составляются планы работы на учебный год и ведутся журналы учета работы. В журнал заносятся список членов общества (секции) и сведения о проведенных мероприятиях и основных научных результатах, полученных членами общества (секции).

Результаты военно-научной работы обучающихся отражаются в отчетах о работе кафедр и высшего военно-учебного заведения за учебный год, а также в отчетах научных (научно-исследовательских) подразделений.

49. Результаты проводимых обучающимися исследований при выполнении научно-исследовательской работы помещаются в отчет по научно-исследовательской работе. Обучающиеся включаются в список ее исполнителей, и на них распространяются все авторские права, в том числе право на вознаграждение.

50. Личный состав военно-учебного заведения принимает участие в изобретательской, рационализаторской и патентно-лицензионной работах в целях создания, выявления, правовой охраны и использования в Вооруженных Силах изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, рационализаторских предложений, программного обеспечения, баз данных и других объектов интеллектуальной собственности, право распоряжения которыми принадлежит Российской Федерации в лице Министерства обороны, а также ускорения внедрения результатов исследований в практику подготовки штабов и войск, в разработку новых и модернизацию существующих образцов вооружения и военной (специальной) техники, в совершенствование методов их эксплуатации и испытаний, в образовательную деятельность вузов.

IV. Особенности деятельности военно-учебного заведения

Информация об изменениях:

51. Военно-учебные заведения осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Министерства обороны, своим уставом.

Главными задачами военно-учебного заведения являются:

подготовка для Вооруженных Сил квалифицированных военных кадров с высшим образованием и средним профессиональным образованием;

подготовка научных и научно-педагогических кадров;

осуществление профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов;

организация и проведение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований;

формирование у обучающихся государственно-патриотического сознания, воспитание их в духе верности России, конституционному долгу, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации;

удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения соответствующего уровня образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации в соответствующей области профессиональной деятельности;

организация и проведение работы по военно-профессиональной ориентации молодежи и подготовке ее к поступлению в военно-учебные заведения.

Военно-учебное заведение осуществляет подготовку военнослужащих (специалистов) для федеральных органов исполнительной власти, военных и военно-технических кадров иностранных государств.

Разработка, утверждение и внесение изменений в штат и табель к штату военно-учебного заведения осуществляется Генеральным штабом. В течение учебного года штат и табель к штату военно-учебного заведения не изменяются.

Структура военно-учебного заведения включает: управление, филиалы, институты, центры, факультеты, кафедры, циклы, научные (научно-исследовательские), методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, учебные и учебно-производственные мастерские, подразделения слушателей (курсантов), подразделения дополнительного профессионального образования, подразделения обеспечения образовательного процесса, учебные полигоны, библиотеки, музеи, другие структурные подразделения, необходимые для обеспечения деятельности вуза.

52. Личный состав военно-учебного заведения подразделяется на постоянный состав и переменный состав.

53. К постоянному составу военно-учебного заведения относятся: руководящий состав, научно-педагогические работники, а также инженерно-технический, административно-хозяйственный, производственный, учебно-вспомогательный, медицинский и иной персонал, осуществляющий вспомогательные функции.

Постоянный состав военно-учебного заведения комплектуется военнослужащими и гражданским персоналом Вооруженных Сил.

54. К руководящему составу военно-учебного заведения относятся офицеры и лица гражданского персонала Вооруженных Сил, занимающие должности начальника военно-учебного заведения (филиала), заместителей (помощников) начальника военно-учебного заведения, начальников институтов, начальников (заместителей начальников) центров (отделов) (учебно-методического, организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров).

Должности руководящего состава замещаются:

55. К научно-педагогическим работникам относятся преподавательский состав и научные работники.

К преподавательскому составу военно-учебного заведения относятся:

офицеры, занимающие воинские должности начальников институтов, начальников факультетов, начальников кафедр, заместителей начальников кафедр, профессоров, доцентов, старших преподавателей и преподавателей;

лица гражданского персонала Вооруженных Сил, занимающие должности заведующих кафедрами, профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей и ассистентов.

Офицеры, занимающие воинские должности преподавательского состава, при проведении ими учебных занятий являются прямыми начальниками по отношению к обучающимся.

Указания преподавателей из числа гражданского персонала Вооруженных Сил и лиц инструкторского состава во время проведения ими учебных занятий являются для обучающихся обязательными для исполнения.

По решению ученого совета (совета) военно-учебного заведения (филиала, института) учебная нагрузка между лицами преподавательского состава может перераспределяться с учетом объема их методической и научной (научно-исследовательской) деятельности.

К научным работникам военно-учебного заведения относятся офицеры и лица гражданского персонала Вооруженных Сил, занимающие должности начальников и заместителей начальников научно-исследовательских институтов, научно-исследовательских, научно-практических и научно-вычислительных центров, управлений, отделов, лабораторий, военно-научных групп, а также должности главных научных сотрудников, ведущих научных сотрудников, старших научных сотрудников, научных сотрудников и младших научных сотрудников.

По решению ученого совета (совета) военно-учебного заведения (филиала, института) научные работники могут проводить учебные занятия.

Должности преподавательского состава и научных работников замещаются:

По решению ученого совета должности преподавательского состава могут перераспределяться между кафедрами в зависимости от объема их образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности, а также должности научных работников между научными (научно-исследовательскими) подразделениями в соответствии с планами научной (научно-исследовательской) деятельности на срок не более одного года без увеличения штатной численности и фонда заработной платы.

56. Командиры подразделений слушателей (курсантов): начальники факультетов, командиры батальонов (дивизионов), начальники курсов, курсовые офицеры, командиры рот (батарей) и взводов являются прямыми начальниками подчиненных слушателей и курсантов.

Должности командиров подразделений слушателей (курсантов) комплектуются офицерами с высшим образованием, с учетом профиля данного вуза, имеющими опыт службы в войсках (силах).

57. Прием на работу лиц гражданского персонала Вооруженных Сил для замещения должностей, не относящихся к руководящему и преподавательскому составу, осуществляется в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Министерства обороны, содержащими нормы трудового права.

58. Должности, подлежащие замещению военнослужащими и являющиеся вакантными, могут замещаться гражданским персоналом Вооруженных Сил по трудовому договору в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны*(6).

59. Дополнительное профессиональное образование постоянного состава высших военно-учебных заведений осуществляется на непрерывной основе. Обучение по дополнительным профессиональным программам проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Дополнительное профессиональное образование преподавательского состава военно-учебных заведений осуществляется по программам профессиональной переподготовки и (или) программам повышения квалификации в соответствии с профилем педагогической деятельности.

Офицеры, впервые назначенные на должности преподавателей и не проходившие обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, в течение первого года после назначения на должность направляются на обучение по программам профессиональной переподготовки, обеспечивающим получение ими компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере педагогики высшей школы.

На кафедрах для офицеров, впервые назначенных на должности преподавателей, разрабатывается план их профессионального становления, рассчитанный на два года. По решению начальника кафедры для оказания им помощи в профессиональном становлении назначаются руководители из числа наиболее подготовленных преподавателей кафедры.

В военно-учебном заведении профессиональную переподготовку и повышение квалификации постоянного состава организует учебно-методический центр (отдел).

На основе предложений структурных подразделений вуза разрабатывается план профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава на календарный год и плановый период на последующие два года.

Профессионально-должностная подготовка постоянного состава вуза организуется и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства обороны.

60. К переменному составу военно-учебного заведения относятся докторанты, адъюнкты, слушатели и курсанты.

Докторантами являются офицеры, имеющие ученую степень кандидата наук и зачисленные в военную докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

Адъюнктами являются офицеры, имеющие высшее образование (специалитет или магистратура), обучающиеся в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров.

Слушателями являются офицеры, обучающиеся в высшем военно-учебном заведении.

Курсантами являются военнослужащие, обучающиеся в военно-учебном заведении и не имеющие воинских званий офицеров.

61. Военнослужащие, обучающиеся в военно-учебных заведениях, привлекаются к выполнению задач, не связанных с реализацией профессиональных образовательных программ, только по решению Президента Российской Федерации или Председателя Правительства Российской Федерации*(7).

На мероприятия по подготовке и проведению парадов войск, гарнизонные мероприятия с участием войск, мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера переменный состав привлекается в границах гарнизона в порядке, установленном Уставом гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации*(8). Привлечение переменного состава к участию в указанных мероприятиях за пределами гарнизона производится по решению начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Переменный состав привлекается к несению гарнизонной, комендантской и караульной служб в гарнизоне в пределах времени, предусмотренного для этой цели учебным планом.

62. В целях участия научно-педагогических работников высших военно-учебных заведений в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, квалификационных требований, примерных основных профессиональных образовательных программ, координации действий вузов в обеспечении качества и развития содержания профессионального образования в системе военного образования, создаются учебно-методические объединения, научно-методические, научно-технические и другие советы и комиссии.

Информация об изменениях:

63. В рамках образовательной деятельности в военно-учебном заведении осуществляется воинское воспитание, направленное на развитие боевых, морально-политических и психологических качеств, необходимых офицерам для выполнения воинского долга, управления воинскими коллективами.

Воинское воспитание в военно-учебном заведении организуется, планируется и осуществляется исходя из принципа единства обучения, воспитания и воинской деятельности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, а также постановлениями Правительства Российской Федерации, квалификационными требованиями, учебными программами.

Воинское воспитание осуществляется непрерывно и комплексно в ходе выполнения боевых (учебно-боевых) задач, образовательной, повседневной и других видов деятельности военно-учебного заведения.

Основными задачами воинского воспитания в военно-учебном заведении являются:

формирование и поддержание морально-политической и психологической готовности к защите Родины, гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам, виду (роду войск) Вооруженных Сил;

формирование осознания святости и нерушимости Военной присяги (обязательства);

формирование и развитие сознания воинской чести и воинского долга, отваги, выдержки, находчивости, бдительности, чувства войскового товарищества и взаимовыручки;

формирование и развитие методических навыков воинского воспитания военнослужащих;

развитие и поддержание чувства собственного достоинства при сознательном подчинении командирам (начальникам);

формирование способности проявлять разумную инициативу при неукоснительном выполнении требований воинской дисциплины и исполнительности;

сплочение воинского коллектива и укрепление дружбы между военнослужащими различных национальностей, повышение культуры межнационального общения;

создание в воинском коллективе нетерпимости к нарушениям воинской дисциплины, недобросовестному отношению к воинскому долгу, нерадивости;

формирование и развитие способности к самоанализу и критической оценке результатов собственной деятельности;

изучение настроений, морально-политического и психологического состояния военнослужащих.

Решение задач воинского воспитания достигается систематическим, избирательным (с учетом конкретных условий) и обоснованным применением методов (мер) воспитания, а также выполнением отдельных мероприятий военно-политической работы.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

63.2. В военно-учебном заведении командиры (начальники) всех уровней осуществляют руководство воинским воспитанием.

Руководство воинским воспитанием в военно-учебном заведении включает в себя организацию, планирование, постановку задач, контроль, оказание всесторонней помощи и осуществляется в рамках военно-политической работы с учетом особенностей военно-учебного заведения.

Подведение итогов работы по воинскому воспитанию осуществляется при подведении итогов образовательной деятельности в военно-учебном заведении.

Научно-методическое обеспечение воинского воспитания в военно-учебных заведениях организуется Главным военно-политическим управлением Вооруженных Сил Российской Федерации.

64. Обеспечение образовательной деятельности военно-учебного заведения осуществляется с учетом уровня, вида и направленности реализуемых основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся.

Образовательная деятельность военно-учебного заведения обеспечивается в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Министерства обороны, государственными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями.

В целях реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ в военно-учебном заведении создается учебно-материальная база.

Требования к составу учебно-материальной базы устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями.

Элементами учебно-материальной базы являются:

вооружение и военная (специальная) техника, состоящие на вооружении Вооруженных Сил и подлежащие изучению (освоению) и (или) используемые в процессе обучения;

учебно-лабораторная база: здания (корпуса) и сооружения с учебными аудиториями (лекционными залами), клиниками (поликлиниками), специализированными классами, кабинетами, лабораториями, залами для курсового и дипломного проектирования, другими учебными и учебно-вспомогательными помещениями, оснащенными средствами информационной и вычислительной техники, лабораторным оборудованием и установками, техническими средствами обучения и контроля, другим необходимым оборудованием и наглядными пособиями;

тренажерная база: учебно-тренировочные и эксплуатационные комплексы и системы, учебные командные пункты и учебные пункты управления, оснащенные тренажерами, учебным вооружением и военной (специальной) техникой, другими тренировочными средствами;

база для выполнения научных исследований: специализированные объекты, оборудованные и оснащенные в соответствии с характером и видом выполняемой научной (научно-исследовательской) деятельности;

база для общевоенной и физической подготовки: строевые плацы, караульные комплексы (городки), тиры и другие объекты, оборудованные и оснащенные в соответствии с требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации*(8), а также спортивные комплексы, залы, бассейны, оборудованные и оснащенные спортивным инвентарем, и другие спортивные сооружения;

база и средства информационного обеспечения: библиотеки, читальные залы, типографии, электронно-библиотечные системы, печатные и (или) электронные учебные издания (учебники, учебные пособия и другие учебные издания), научная и справочная литература, методические и периодические издания по дисциплинам (курсам, модулям), уставы, наставления, руководства, курсы стрельб и вождения, другие нормативные документы, компьютерные программы и другие электронные образовательные и научные ресурсы, кино-, фото- и видеоматериалы;

объекты обеспечения образовательного процесса: учебно-опытные заводы, учебно-производственные мастерские, склады и другие объекты;

база для проведения мероприятий профессионального психологического отбора и профессионально-психологического сопровождения образовательного процесса: специализированные классы, кабинеты, лаборатории, оснащенные средствами психодиагностики, информационной и вычислительной техники.

Военно-учебные заведения обеспечиваются в пределах средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны:

Разработку плана развития и совершенствования учебно-материальной базы организует начальник вуза.

65. Управление военно-учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации*(8), нормативными правовыми актами Министерства обороны и уставом военно-учебного заведения на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Начальник вуза непосредственно организует и осуществляет управление военно-учебным заведением и отвечает за состояние и деятельность вуза и всех его структурных подразделений.

В военно-учебном заведении не позднее чем за месяц до начала учебного года издается приказ начальника вуза об организации образовательной деятельности на предстоящий учебный год, в котором определяются основные направления сосредоточения усилий вуза в новом учебном году, последовательность выполнения мероприятий образовательного процесса, мероприятия по всестороннему обеспечению образовательной деятельности, в том числе порядок использования объектов учебно-материальной базы, расходования моторесурсов, боеприпасов и средств имитации, денежных средств, уточняются задачи структурным подразделениям, порядок осуществления контроля образовательной деятельности и оказания помощи структурным подразделениям вуза, порядок организации профессионально-должностной подготовки постоянного состава, а также иные вопросы, учитывающие особенности реализации образовательных программ, организационно-штатную структуру и дислокацию вуза.

Начальник филиала военно-учебного заведения подчиняется начальнику вуза и действует на основании доверенности, выданной в установленном порядке начальником вуза, в пределах полномочий, определенных положением о филиале. Он непосредственно организует и осуществляет управление филиалом и отвечает за его состояние и деятельность.

Ученым советом высшего военно-учебного заведения рассматриваются и обсуждаются:

проекты основных профессиональных образовательных программ и планы мероприятий по основным направлениям деятельности высшего военно-учебного заведения;

состояние образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности, воспитательной работы и воинской дисциплины, организации и итоги набора курсантов, слушателей, адъюнктов, докторантов, выпуска из военно-учебного заведения;

результаты анализа отзывов из войск (сил) на выпускников, прослуживших один год после окончания вуза в воинских частях и организациях;

результаты научной (научно-исследовательской) деятельности, педагогических исследований и экспериментов, состояние подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров;

вопросы редакционно-издательской деятельности;

состояние и перспективы развития учебно-материальной базы;

другие вопросы, связанные с результатами мониторинга деятельности высшего военно-учебного заведения, а также иных видов деятельности высшего военно-учебного заведения.

Советом среднего военно-учебного заведения рассматриваются и обсуждаются:

проекты основных профессиональных образовательных программ и планов мероприятий по основным направлениям деятельности среднего военно-учебного заведения;

состояние образовательной и методической деятельности, воспитательной работы и воинской дисциплины, организации и итоги набора курсантов, выпуска из среднего военно-учебного заведения;

результаты анализа отзывов из войск (сил) на выпускников, прослуживших один год после окончания вуза в воинских частях и организациях;

результаты педагогических экспериментов;

вопросы редакционно-издательской деятельности;

состояние и перспективы развития учебно-материальной базы;

другие вопросы, связанные с результатами мониторинга деятельности среднего военно-учебного заведения, а также иных видов деятельности среднего военно-учебного заведения.

В филиале (институте) высшего военно-учебного заведения, а также на факультетах, имеющих в своем составе кафедры, для рассмотрения основных вопросов их деятельности создаются ученые советы филиала (института, факультета) под председательством начальника филиала (института, факультета).

В военно-учебном заведении наряду с учеными советами (советами) могут создаваться другие советы по различным направлениям деятельности. Состав, полномочия, организация работы и другие вопросы деятельности советов определяются уставом военно-учебного заведения.

66. Контроль деятельности военно-учебного заведения организуется и осуществляется в соответствии с подпунктом 22 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3538; 2005, N 38, ст. 3799; 2006, N 17 (ч. II), ст. 1819; 2007, N 20, ст. 2391; N 27, ст. 3255; N 46, ст. 5565; 2008, N 31, ст. 3705; N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5430, 5431; 2009, N 21, ст. 2550; N 36, ст. 4311; 2010, N 20, ст. 2435; N 28, ст. 3656; N 35, ст. 4530; 2011, N 1, ст. 191; N 2, ст. 267; N 15, ст. 2082; N 17, ст. 2356; N 24, ст. 3405; N 28, ст. 4170; N 31, ст. 4708; N 33, ст. 4924; N 48, ст. 6877; 2012, N 10, ст. 1194; N 29, ст. 4074; N 53 (ч. II), ст. 7857; 2013, N 26, ст. 3314; N 30 (ч. II), ст. 4085; N 52 (ч. II), ст. 7137; 2014, N 5, ст. 481; N 7, ст. 671; N 24, ст. 3077).

Военно-учебное заведение, имеющее в своем составе филиал (филиалы), контролирует его деятельность.

67. Военно-учебное заведение осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей деятельности, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность.

68. В военно-учебном заведении разрабатываются локальные акты по организации и учету образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности, а также воспитательной работы.

*(2) Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 47 (ч. I), ст. 5749; 2008, N 43, ст. 4921; 2011, N 4, ст. 572; N 18, ст. 2595; N 31, ст. 4714; 2013, N 3, ст. 171; 2014, N 27, ст. 3754).

*(3) Пункт 2-1 статьи 4 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4137; 1998, N 30, ст. 3607; 2000, N 2, ст. 162; 2001, N 1, ст. 20; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 27, ст. 2715; 2006, N 1, ст. 10; N 50, ст. 5280; 2007, N 49, ст. 6069; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 786; N 31, ст. 3923; N 52, ст. 6434; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4167; 2011, N 10, ст. 1281; N 30, ст. 4596, 4597; N 45, ст. 6321; N 49, ст. 7063; 2012, N 50, ст. 6963; 2013, N 27, ст. 3477; N 39, ст. 4883; N 44, ст. 5630).

*(4) Приказ Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 3733 «О мерах по реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 февраля 2013 г., регистрационный N 26872), с изменениями, внесенными приказами Министра обороны Российской Федерации от 30 марта 2013 г. N 253 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 июня 2013 г., регистрационный N 28633), от 22 апреля 2014 г. N 259 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 июля 2014 г., регистрационный N 33027).

*(5) Приказ Министра обороны Российской Федерации от 6 мая 2000 г. N 230 «О конкурсном замещении офицерами некоторых категорий воинских должностей» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 июня 2000 г., регистрационный N 2265), с изменениями, внесенными приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 июля 2012 г. N 1963 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 августа 2012 г., регистрационный N 25148).

*(6) Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 сентября 2012 г. N 3030дсп «Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2012 г., регистрационный N 26230).

*(7) Пункт 1 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331; 2000, N 1, ст. 12; N 33, ст. 3348; 2001, N 31, ст. 3173; 2002, N 19, ст. 1794; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; 2003, N 46, ст. 4437; 2004, N 18, ст. 1687; N 30, ст. 3089; N 35, ст. 3607; 2005, N 17, ст. 1483; 2006, N 1, ст. 2; N 6, ст. 637; N 19, ст. 2062, 2067; N 29, ст. 3122; N 31, ст. 3452; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 360; N 10, ст. 1151; N 13, ст. 1463; N 26, ст. 3087; N 49, ст. 6072; N 50, ст. 6237; 2008, N 30, ст. 3616; N 44, ст. 4983; N 45, ст. 5149; N 49, ст. 5723; 2009, N 7, ст. 769; N 11, ст. 1263; N 30, ст. 3739; 2010, N 30, ст. 3990; N 50, ст. 6600; 2011, N 1, ст. 30; N 46, ст. 6407; N 47, ст. 6608; N 51, ст. 7448; 2012, N 26, ст. 3443; N 31, ст. 4326; N 53, ст. 7613; 2013, N 27, ст. 3462, 3477; N 43, ст. 5447; N 44, ст. 5636, 5637; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6970; 2014, N 6, ст. 558).

*(8) Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *