какие западноевропейские ереси вы знаете

Еретические движения в Западной Европе и на Руси

какие западноевропейские ереси вы знаете. Смотреть фото какие западноевропейские ереси вы знаете. Смотреть картинку какие западноевропейские ереси вы знаете. Картинка про какие западноевропейские ереси вы знаете. Фото какие западноевропейские ереси вы знаете какие западноевропейские ереси вы знаете. Смотреть фото какие западноевропейские ереси вы знаете. Смотреть картинку какие западноевропейские ереси вы знаете. Картинка про какие западноевропейские ереси вы знаете. Фото какие западноевропейские ереси вы знаете какие западноевропейские ереси вы знаете. Смотреть фото какие западноевропейские ереси вы знаете. Смотреть картинку какие западноевропейские ереси вы знаете. Картинка про какие западноевропейские ереси вы знаете. Фото какие западноевропейские ереси вы знаете какие западноевропейские ереси вы знаете. Смотреть фото какие западноевропейские ереси вы знаете. Смотреть картинку какие западноевропейские ереси вы знаете. Картинка про какие западноевропейские ереси вы знаете. Фото какие западноевропейские ереси вы знаете

какие западноевропейские ереси вы знаете. Смотреть фото какие западноевропейские ереси вы знаете. Смотреть картинку какие западноевропейские ереси вы знаете. Картинка про какие западноевропейские ереси вы знаете. Фото какие западноевропейские ереси вы знаете

какие западноевропейские ереси вы знаете. Смотреть фото какие западноевропейские ереси вы знаете. Смотреть картинку какие западноевропейские ереси вы знаете. Картинка про какие западноевропейские ереси вы знаете. Фото какие западноевропейские ереси вы знаете

Ереси—это учения, вступавшие в противоречие с господствующим вероучением. Как правило, в средние века они не выходили за рамки религиозного мировоззрения. Ереси, крестьянско-плебейские или бюргерские, городские, были проникнуты духом антиклерикализма, направленного против церкви как феодаль­ного учреждения. Они нередко содержали пантеистические идеи, поз­волявшие провозгласить возможность слияния человека с Богом независимо от церкви и даже возможность становления человека Бо­гом. Пантеизм по-особому трактует понятие Бога: по существу, он исключает его участие в творении мира и в делах человека. В противо­положность теистическому истолкованию Бога как личности, промыслителя, трансцендентного по отношению к миру, сотворенному им из ничего, пантеизм учил о единстве мира и Бога: в так называемом мистическом пантеизме мир растворялся в Боге, в натуралистическом же, еще дальше отходящем от теизма, — Бог растворялся в мире, пред­ставляя собою душу мира или же отождествляясь с миром, с природой. Пантеистические учения заключали в себе идею бесконечности Все­ленной, самостоятельности природы и человека, совечности Бога и мира.

Мистико-пантеистические идеи использовались нередко еретиками для обоснования реальных притязаний масс на свободу от церкви — в русле этих притязаний проповедовались мысли о ненужности церкви и церковных обрядов. В конце XII — начале XIII в. в Европе появилась секта амальрикан, руководимых преподавателями Парижского университета. Их идеолог, преподаватель философии и теологии Амальрик (Амори) Бенский (ум. 1206), утверждал, что все в мире едино, ибо все — Бог; творец и тварь — одно и то же. Амальрикане не признавали авторитета церкви и духовенства, отвергали папу-«антихриста», католические обряды, аскетизм; они понимали под адом невежество, а под раем — обладание их учением. Церковь публично сожгла руководителей ереси (1210).

В начале XIII в. философ-пантеист Давид Динантский радикально расходился с теистической доктриной. «Мир есть сам бог. — писал [260] Давид, — материя мира есть сам бог», «существует только одна субстанция не только всех тел, но также и всех душ, и она есть не что иное, как сам бог» (Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. С. 811-812). Пантеистические взгляды были тесно связаны идеей достоинства человека, приходили в противоречие христианским учением об изначальной греховности человеческого рода. Сторонники ереси бегардов и бегинок, возникшей в XIII в. распространившейся в Германии в XIV в. среди части сельского населения и плебейских слоев города, полагали, что человек может этом мире достичь высокой степени совершенства — такой, что не будет нужды ни в молитве, ни в посте, и можно будет превзойти даже заслуги Христа.

Антиклерикализм был существенной чертой еретических движений и учений на Руси, отражавших настроения крестьян, посадских людей, части рядового духовенства. В первые века после принятия христианства на Руси антицерковные движения выступали в форме защиты дохристианских верований. Во главе восстаний на Руси (в Суздале в 1024 г., в Киеве в 1068 г.), целью которых был захват имущества богатых, стояли волхвы. Первая влиятельная ересь на Руси стригольничество, основателем которого был псковский диакон Карп. Ересь вскоре распространилась и в Новгороде, и это не случайно: Псков и Новгород — города с развитым ремеслом и торговлей, с атмосферой вольности и свободы. В 1375 г. ересь была разгромлена, ее руководители казнены. Стригольники отвергали церковную иерархию, выявляли пороки церкви, отказывались от обрядов, связянных со смертью, выступали за непосредственную связь с Богом, а потому отвергали храмы, молясь под небом и совершая обряд исповеди земле. Некоторые из них сомневались в воскресении мертвых. Ссылаясь на апостола Павла, еретики доказывали, что учить вере может и простой человек, обладающий «чистым житьем».

В конце XV в. появилась новгородско-московская ересь «жидовствующих» — антитринитариев, опиравшихся на Ветхий Завет для доказательства единственности Бога, не имеющего никакого сына, Христос для них — простой человек, распятый на кресте и истлевший в могиле. Еретики выступали против поклонения иконам, против таинств, отвергали Евангелие, апостолов, отцов церкви. Ересь распространилась и среди московского духовенства. Еретики занимались астрологией, математикой, логикой, изучали «Шестокрыл» — астрономические таблицы XIV в., доказывали, что назначенный богословами в 1492 г. конец мира не состоится. В их сочинении «Написание о грамоте» доказывалось, что Бог наделил человека «самовластием ума» и человечество спасется знанием. По указанию архиепископа Геннадия (ум. 1505) еретики были сожжены.

какие западноевропейские ереси вы знаете. Смотреть фото какие западноевропейские ереси вы знаете. Смотреть картинку какие западноевропейские ереси вы знаете. Картинка про какие западноевропейские ереси вы знаете. Фото какие западноевропейские ереси вы знаете

В 1553 г. церковь осудила за ересь боярского сына Матвея Башкина. Мучимый страданиями подневольных русских людей, Матвей «изодрал кабальные бумаги» на своих «рабов», предоставив им свободу. При этом он ссылался на евангельское «возлюби [261]ближнего». Матвей тоже доказывал, что Христос — простой человек, но при этом опирался на Новый Завет. Он отвергал авторитет отцов церкви и вселенских соборов, храмы и иконы, евхаристию и покаяние, недоумевал по поводу несоответствия учения и практики церкви, считал жития святых «баснословиями».

Особенно большое влияние на развитие свободомыслия в Древней Руси оказала ересь Феодосия Косого — холопа, одного из слуг Ивана Грозного (1530— 1584). Он был осужден на соборе 1554 г. и бежал в Литву. Феодосий провозгласил «Новое учение», имевшее открытую антифеодальную направленность: оно выступало против господства человека над человеком. Будучи антитринитарием, Феодосий признавал одного Бога, для которого «сынами божьими» являются «внутренние» люди, а те, кто покорен господам, — это «рабы». Еретик призывал не повиноваться «властям и попам». Антиклерикализм Феодосия вел к сомнениям в истинах христианства. Феодосий считал, что бытие не сотворено, самобытийный мир состоит из четырех стихий. Самобытиен и человек, и его разум. Поэтому никто, кроме самого человека, не спасет его, он собственный спаситель и искупитель.

Источник

Ереси

Содер­жа­ниеНаибо­лее извест­ные про­тив­ни­ки, оппо­нен­ты, раз­об­ла­чи­те­ли ересиНаза­реи (не путать с назорейством)

Сек­та состо­я­ла из иуде­ев, при­няв­ших хри­сти­ан­ство, при­знав­ших Хри­ста Месси­ей и Богом, допус­кав­ших Его сверхъ­есте­ствен­ное рож­де­ние, рас­пя­тие, вос­кре­се­ние и воз­не­се­ние, но счи­тав­ших необ­хо­ди­мым соблю­де­ние Моисе­е­ва зако­на для хри­сти­ан из иуде­ев, не навя­зы­вая соблю­де­ние его хри­сти­а­нам из язычников.Епифа­ний Кипр­ский, Авгу­стин Блаженный,
Иоанн ДамаскинЕвионит­ство

Пусты­ня око­ло Мертво­го Моря, Сирия, Пер­сия и дру­гие стра­ны Ближне­го Востока

Евиони­ты почи­та­ли Хри­ста за вели­ко­го про­ро­ка, сына Марии и Иоси­фа, полу­чив­ше­го бла­го­дать при Креще­нии; пола­га­ли, что с Прише­стви­ем Хри­ста иудей­ская вера сохра­ни­ла своё пер­во­на­чаль­ное зна­че­ние. Эвиони­ты рас­счи­ты­ва­ли, что со Вто­рым Прише­стви­ем Спаси­те­ля откро­ет­ся зем­ное Цар­ство сла­вы, вре­мя суще­ство­ва­ния кото­ро­го соста­вит 1000 лет.Ири­ней Лион­ский, Иустин Фило­соф, Евсе­вий КесарийскийГности­цизм

I в. – по насто­я­щее время

Симон Волхв (пер­вый извест­ный гностик)

Гности­цизм как осо­бая фор­ма рели­ги­оз­но­го само­вы­ра­же­ния появил­ся в ран­ние вре­ме­на суще­ство­ва­ния Церк­ви. Каж­дая гно­сти­че­ская сек­та испо­ве­до­ва­ла своё веро­уче­ние. Как пра­ви­ло в осно­ве гно­сти­че­ских куль­тов лежа­ли: гре­че­ская фило­со­фия, иудей­ское бого­сло­вие, восточ­ные веро­ва­ния. Существен­ной части гно­сти­че­ских сект было свой­ствен­но испо­ве­да­ние дуализма.Епифа­ний Кипр­ский, Ири­ней Лион­ский и др.Манихей­ство

Ма­ни­хей­ская ересь пред­став­ля­ла со­бой смесь эле­мен­тов хри­сти­ан­ства с на­ча­ла­ми ре­ли­гии Зо­ро­аст­ра. В ос­но­ве ма­ни­хей­ско­го уче­ния ле­жа­ло пред­став­ле­ние о борь­бе двух на­чал: доб­ро­го (свет­ло­го) и зло­го (тём­но­го). Ма­ни­хеи по­чи­та­ли све­ти­ла: солн­це, лу­ну и звёз­ды; мо­ли­лись де­мо­нам; утвер­жда­ли, что Хри­стос при­зрач­но во­пло­тил­ся и при­зрач­но страдал.Архе­лай КархарскийАнтит­ри­ни­та­ризм (монар­хи­ан­ство)

Пред­ста­ви­те­ли ан­тит­ри­ни­та­риз­ма ве­ри­ли в су­ще­ство­ва­ние Еди­но­го Бо­га, од­на­ко от­ри­ца­ли уче­ние Церк­ви о Тро­ич­но­сти Бо­га по Ли­цам. По боль­шо­му счё­ту в ан­ти­ри­ни­та­риз­ме мож­но вы­де­лить два на­прав­ле­ния: ди­на­ми­стов и мо­да­ли­стов. Ди­на­ми­сты учи­ли, что Сын и Свя­той Дух не име­ют лич­но­го бы­тия, но суть си­лы Еди­нич­но­го Бо­га. Пер­вая си­ла участ­во­ва­ла в тво­ре­нии ми­ра; она иг­ра­ет по­сред­ству­ю­щую роль меж­ду Бо­гом и ми­ром; и имен­но она яви­лась в Ли­це Иису­са Хри­ста. Свя­той Дух — Бо­же­ствен­ная си­ла, ко­то­рой свой­ствен­но со­вер­шать дей­ствия освя­ща­ю­ще­го, бла­го­дат­но­го ха­рак­те­ра. Мо­да­ли­сты учи­ли, что Бог еди­ни­чен, од­на­ко в раз­ное вре­мя яв­лял Се­бя в раз­ных Ли­цах (мо­ду­сах, об­ра­зах, ли­чи­нах). Во вре­ме­на Вет­хо­го За­ве­та Он от­кры­вал­ся как Отец, во вре­ме­на Хри­ста явил­ся ми­ру как Сын. В освя­ще­нии лю­дей Бог об­на­ру­жи­ва­ет­ся как Свя­той Дух.Иппо­лит РимскийМонта­низм (ката­фри­гий­ская ересь)

Смысл мон­та­низ­ма таков: откро­ве­ние про­дол­жа­ет­ся, Вто­рой Завет с Сыном еще не пол­ный и не окон­ча­тель­ный, лишь в послед­нем Богоот­кро­ве­нии – в при­ше­ствии Свято­го Духа – завер­ша­ет­ся спа­се­ние. Новое откро­ве­ние, Тре­тий Завет посла­ны Богом через Монта­на и двух про­ро­чиц. Мон­тан объ­явил себя вопло­ще­ни­ем Параклита.Аполло­ний Эфес­ский, отцы I Вселен­ско­го собораАриан­ство

Восточ­ные про­вин­ции Рим­ской империи

IV-VI вв., но в той или иной сте­пе­ни встре­ча­ет­ся и доныне

Непри­я­тие основ­но­го дог­ма­та церк­ви о еди­но­су­щии Бога-Сына Богу-Отцу. По уче­нию Ария, Сын Божий Логос (Хри­стос) – тво­ре­ние Бога, сле­до­ва­тель­но, не еди­но­су­щен ему, т.е. в срав­не­нии с Богом-Отцом явля­ет­ся суще­ством низ­ше­го порядка.Афана­сий Алексан­дрий­ский, Алек­сандр Алексан­дрий­ский и др. отцы I Вселен­ско­го собораМакедо­ни­ан­ство (Духобор­че­ство)

Предста­ви­те­ли этой ере­си отри­ца­ли Лич­ное Божествен­ное досто­ин­ство Свято­го Духа, при­зна­вая Его лишь как освя­ща­ю­щую силу.отцы II Вселен­ско­го собо­ра, Феодо­сий ВеликийНесто­ри­ан­ство

IV в., но в той или иной сте­пе­ни встре­ча­ет­ся и доныне

Несто­ри­ане отри­ца­ли под­лин­ное вопло­ще­ние Сына Божье­го. Хри­ста они счи­та­ли Челове­ком, соеди­нен­ным с Сыном Божьим духо­в­­но-нрав­ствен­­ной, бла­го­дат­ной свя­зью. В свя­зи с этим они отри­ца­ли Богома­те­рин­ское досто­ин­ство Девы Марии, назы­вая Её Христо­ро­ди­цей, Человекородицей.отцы III Вселен­ско­го собораМонофи­зит­ство (Евтихи­ан­ство)

IV в., но в той или иной сте­пе­ни встре­ча­ет­ся и доныне

Монофи­зи­ты при­зна­ва­ли, что Хри­стос и Сын Божий — Еди­ной Лицо. Одна­ко учи­ли, что в Нём заклю­че­но не два есте­ства — Божествен­ное и чело­ве­че­ское, — а одно, обра­зо­вав­ше­е­ся из двух. Некото­рые из них утвер­жда­ли, что огра­ни­чен­ное чело­ве­че­ское есте­ство погло­ще­но во Хри­сте бес­ко­неч­ной Божествен­ной сущ­но­стью, как кап­ля уксу­са погло­ща­ет­ся морем.отцы IV Вселен­ско­го собораМонофе­лит­ство

Монофе­ли­ты при­зна­ва­ли, что во Хри­сте, как в Еди­ном Лице, заклю­че­но два есте­ства: Боже­ское и чело­ве­че­ское. Одна­ко при этом они отри­ца­ли нали­чие у Хри­ста двух воль, Божествен­ной и чело­ве­че­ской, пола­гая, что чело­ве­че­ская воля погло­ще­на Божественной.отцы VI Вселен­ско­го собо­ра, Мак­сим Исповед­ник, Мар­тин ИсповедникИконо­бор­че­ство

Иконо­бор­цы, осно­вы­ва­ясь на запо­ве­ди о несо­тво­ре­нии куми­ра, отри­ца­ли умест­ность почи­та­ния свя­тых икон. Ико­ны они при­рав­ни­ва­ли к идо­лам, а их почи­та­те­лей — к идолопоклонникам.Иоанн Дамас­кин, Гер­ман Констан­ти­но­поль­ский, отцы VII Вселен­ско­го собо­ра, ИринаБогомиль­ство

Бого­милы учи­ли, что во вре­ме­на Ветхо­го Заве­та людь­ми управ­ля­ли силы стар­ше­го сына Отца Небес­но­го Сатанаи­ла, и посы­ла­ли на них Всемир­ный потоп, Вавилон­ское стол­по­тво­ре­ние и т. д. Иисус Хри­стос, погиб­нув на кре­сте как смерт­ный чело­век, бла­го­да­ря Сво­ей Божествен­ной сущ­но­сти, сумел «раз­бо­же­ствить» Сатанаи­ла, кото­рый ока­зал­ся низ­верг­нут в ад. Cчита­ли, что люди могут вой­ти в Цар­ствие Небес­ное толь­ко при усло­вии край­не­го аскетизма.Козь­ма Пресви­тер, Евфи­мий ЗигабенЖидов­ству­ю­щие

Жидов­ству­ю­щие ере­ти­ки отри­ца­ли Троич­ность Бога по Лицам; назы­ва­ли Хри­ста про­стым чело­ве­ком, утвер­жда­ли, что насто­я­щий Мес­сия ещё не при­шёл; воз­ра­жа­ли про­тив почи­та­ния свя­тых икон; попи­ра­ли сочи­не­ния отцов Церк­ви; соблаз­ня­ли народ, убеж­дая его в необ­хо­ди­мо­сти при­дер­жи­вать­ся зако­на Моисея.Иосиф Волоц­кийКальви­низм

XVI в. – по насто­я­щее время

Кальви­ни­сты учат о без­услов­ном Божествен­ном пред­опре­де­ле­нии чело­ве­ка. В соот­вет­ствии с этим уче­ни­ем, Бог от веч­но­сти избрал одних людей к оправ­да­нию и спа­се­нию, а дру­гих — к веч­ной поги­бе­ли. Роль само­го чело­ве­ка и роль его лич­ной сво­бо­ды в деле дости­же­ния спа­се­ния при­ни­жа­ют­ся каль­ви­ни­ста­ми вплоть до пол­но­го их отри­ца­ния. Относи­тель­но Таин­ства Тела и Кро­ви Христо­вых каль­ви­ни­сты учат, что Хри­стос при­сут­ству­ет в Евхари­стии дина­ми­че­ски, толь­ко силой и действием.Мигель Сер­вет (кото­рый сам, одна­ко, явля­ет­ся еретиком)Анабап­тизм

XVI в. – по насто­я­щее время

Глав­ной осо­бен­но­стью ана­бап­тиз­ма явля­ет­ся уче­ние о необ­хо­ди­мо­сти повтор­но­го кре­ще­ния в созна­тель­ном возрастеЖан Каль­вин, Уль­рих Цвингли (кото­рые сами, одна­ко, явля­ют­ся еретиками)Униат­ство

XVI в. – по насто­я­щее время

Сли­я­ние испо­ве­да­ний пра­во­слав­но­го и като­ли­че­ско­го, при­чем, с одной сто­ро­ны, при­зна­ет­ся гла­вен­ство папы, чисти­ли­ще, исхож­де­ние Св. Духа и от Сына (филио­кве), с дру­гой допус­ка­ет­ся брак бело­го духо­вен­ства и бого­слу­же­ние на род­ном язы­ке, с сохра­не­ни­ем восточ­ных обрядов.Петр Моги­лаБап­тизм

XVII в. – по насто­я­щее время

Глав­ной осо­бен­но­стью баптиз­ма явля­ет­ся прин­цип доб­ро­воль­но­го и созна­тель­но­го кре­ще­ния по вере взрос­лых людей при нали­чии твёр­дых хри­сти­ан­ских убеж­де­ний и отка­за от гре­хов­но­го обра­за жизни.Вадим Акен­тьевБеспо­повство

XVII в. – по насто­я­щее время

XVIII в. – по насто­я­щее время

Отрица­ние пер­во­род­но­го гре­ха, вера в пере­рож­де­ние души, вос­кре­ше­ние Хри­ста пони­ма­ют в духов­ном смыс­ле («Хри­стос дол­жен в нас зачать­ся и родить­ся, воз­рас­тать и учить­ся, стра­дать и уме­реть, и вос­крес­нуть, и воз­не­сти­ся»), испо­ве­ду­ют­ся толь­ко Богу, бого­слу­же­ние совер­ша­ют в ком­на­те, брак не почи­та­ют таин­ством, не при­зна­ют внеш­них отли­чий меж­ду людь­ми, отка­зы­ва­ют­ся от воен­ной служ­бы и при­ся­ги вооб­ще, отри­ца­ют вся­кую обрядовость.Амвро­сий СеребренниковМасон­ство

XVIII в. – по насто­я­щее время

Масо­ны стре­ми­лись создать тай­ную все­мир­ную орга­ни­за­цию с уто­пи­че­ской целью мир­но­го объ­еди­не­ния чело­ве­че­ства в рели­ги­оз­ном брат­ском сою­зе. Почи­тая Бога как вели­ко­го архи­тек­то­ра Вселен­ной, масон­ство допус­ка­ет испо­ве­да­ние любой религии.Анто­ний ХраповицкийМето­дизм

XVIII в. – по насто­я­щее время

Джон Уэс­ли, Джордж Уайтфилд

Образ Божий в чело­ве­ке чрез гре­хо­па­де­ние не утра­тил­ся, а отда­лил­ся от пер­во­на­чаль­но­го совер­шен­ства. Возрож­ден­ный может достиг­нуть совер­шен­но­го освя­ще­ния, так что может совер­шен­но очи­стить­ся от гре­ха. Чело­век в неве­рии может про­ти­вить­ся бла­го­да­ти, может утра­тить ее, и посе­му воз­мож­но мно­го­крат­ное повто­ре­ние «воз­рож­де­ния».
Таин­ства есть толь­ко види­мые зна­ки внут­рен­ней благодати.Митро­фан Зноско-Боро­в­ский и ряд дру­гих совре­мен­ных сектоведовМолокан­ство

XVIII в. – по насто­я­щее время

Моло­кане отли­ча­ют­ся сим­во­ли­че­ским и алле­го­ри­че­ским тол­ко­ва­ни­ем тек­стов Биб­лии. Соглас­но их уче­нию они при­зна­ют покло­не­ние Богу толь­ко «в духе и истине», не при­зна­ют види­мых икон и кре­ста, не при­зна­ют почи­та­ние свя­тых, отри­ца­ют необ­хо­ди­мость свя­щен­ни­че­ской иерар­хии и кли­ра, не совер­ша­ют крест­но­го зна­ме­ния, счи­та­ют гре­хов­ным упо­треб­ле­ние в пищу сви­ни­ны и спирт­но­го, таба­ко­ку­ре­ние и упо­треб­ле­ние наркотиков.Симе­он ПриваловСвиде­те­ли Иеговы

XIX в. – по насто­я­щее время

Чарльз Тейз Рассел

Отрица­ние уче­ния о Тро­и­це. Полага­ют, что Иисус Хри­стос не явля­ет­ся Богом, не все­мо­гущ и не равен Богу-Отцу (Иего­ве). Свя­той Дух в их пред­став­ле­нии — это дей­ству­ю­щая сила Иего­вы, а не одно из трех Лиц Тро­и­цы. Отрица­ют уче­ние о бес­смер­тии души. Отрица­ют Крест.Рей­монд Вик­тор ФренцТеософ­ское общество

XIX в. – по насто­я­щее время

Еле­на Блават­ская, Уильям Кван Джадж, Ген­ри Стил Олкотт

Источник

Ересь | Другие христиане Европы

С появлением христианства в Европе, бытовавшие ранее языческие культы стремительно исчезали из общественной жизни. Словом, а чаще мечом и огнем, прежние боги уничтожались новой религией любви.
Однако важный психологический момент разрядки, связанный с оргиастическими культами, экстатическими практиками и попытками расширить границы дозволенного, христианство не могло предложить своим адептам.

Корни проблемы

В годы бедствий: войн, чумы, нашествия завоевателей люди искали иные способы получения помощи от высших сил, далеко за пределами христианской этики.
Городская цивилизация, завоевавшая Европу, дополнительно породила и огромное классовое неравенство, разрыв в правах и обязанностях высших и нижних слоев, что вызывало острую социальную несправедливость, но в условиях покровительства такому положению дел со стороны церкви, народ все больше искал утешения в других учениях с Юга и Востока, или изобретал свои.

Поэтому, ереси завоевывали последователей среди самых угнетенных слоев: крестьянства и мелких бюргеров.

Самые крупные еретики средневековой Европы

Катары или альбигойцы

Движение зародилось в Болгарии, но известность приобрело на юге Франции, где оно стало настолько популярным, что пришлось организовывать два крестовых похода против них, чтобы физически истребить носителей.

Бонакурсус, бывший раньше епископом катаров, писал около 1190 г. о положении в Италии: «разве не переполнены этими лжепророками все местечки, города, замки?». А епископ Миланский утверждал в 1166 г., что в его епархии больше еретиков, чем правоверных.

Отрицали вторичность природы Дьявола, утверждая что добро и зло равновеликие начала. Что видимый мир создан Сатаной и он является его князем, а божественный мир исключительно невидим и потому познается лишь душой. А все проявления вещественных объектов, включая церковь, иконы и святыни – порождение Дьявола.

Катары были сторонниками ненасильственного сопротивления злу, практиковали вегетарианство и безбрачие, они сдавались рыцарям без боя и только несколько крепостей оказали вооруженное сопротивление.
Однако все они были уничтожены.

Вальденцы

Также появились на юге Франции, но захватили и юг Германии. Отрицали любые клятвы и формы повинностей – не платили налогов, не участвовали в войнах. Во многом были близки катарам, с которыми частично смешивались.
В одно время с ними были обвинены в ересях и уничтожены на кострах инквизицией, но в Германии и Швейцарии вальденсы уцелели до 16 века.

Адопционисты

Появились в Европе во времена Карла Великого, утверждали, что Христос есть сын человеческий, по рождению, но сын Божий по внутренней природе.
Ересь осуждалась на соборе в Регенсбурге в 792 году, во Франкфурте-на-Майне в 794 году и в Риме в 798 году Папой Львом III. И довольно незаметно исчезла.

Амальрикане

Последователи Амори Шартрского, которой проповедовал что каждый христианин есть тело Христово, пребывающий в любви, а посему любой грех должен быть дозволен ему как части тела Бога.
В 12 веке ересь была осуждена, Амори вызван в Ватикан, где публично отрекся от своих идей, однако последователи его только множились.
Почти все они были сожжены инквизицей.

Апостолики

Появились в Италии в 13 веке, утверждали, что церковь отдалилась от христианства и погрязла в гнусных пороках. Следует вернутся к практике апостольского времени – странствовать проповедуя, в среде таких же, именуемых «братья и сестры».

Секта была крайне популярна, но казнь ее лидеров быстро подорвала успех движения.

Арнольдисты

Последователи итальянского фанатичного аскета Арнольда Брешинаского. Крайне негативно отзывался о церкви, утверждал, что лучше исповедаться мирянину, чем священнику. Население Брешиа с ликованием восприняло учение, начались погромы церквей, которые поддержали и местное рыцарство.
Однако порядок был быстро наведен, а сам Арнольд бежал во Францию,а затем в Цюрих, где продолжил проповедническую деятельность.

Когда в Риме возникли беспорядки из-за дележа власти, он вновь появился в Италии, но был схвачен, обвинен в ереси и казнен.

Братья и сестры свободного духа

Немецкая секта 13 века, которая также отрицала церковь, иконы и священство, вели бродячий образ жизни, проповедуя в городах. Приветствовали свободные отношения между полами, так как ничего телесное не может повредить душе, а следовательно не греховно.

Многочисленные источники сообщают о ритуалах секты, включавших беспорядочное соединение полов. В Италии эти «мессы» называли «барилотто», в Германии сообщается о специально для этого предназначенных убежищах «парадизах».

Часто проповедники секты воспевали Люцифера, как источник свободной воли и телесных удовольствий, что способствовало дискредитации движения.

Трирский собор признал секту ересью и источником разложения морали, руководители были казнены, участники отошли от проповедей.

Атака табора гуситов

Гуситы или табориты

В 15 веке в Чехии возникло течение гуситов, которые тяготились немецким господством в стране, сделали объектом ненависти не только немецких феодалов, но их их церковь.
Что придало национальному движению еще и религиозную окраску.
И хотя сами гуситы придерживались массы апокалиптических суеверий, в целом они были скорее партизанами, чем сектантами.

А вот внутри них была крайне радикальная секта адамитов, которую пришлось ликвидировать самим гуситам, из-за их чрезмерной агрессивности.

Адамиты считали себя воплощением вездесущего Бога. Они — коса Божия, они посланы для отмщения и уничтожения всей скверны на земле. Прощение — грех. Они убивали всех подряд, по ночам сжигали села, города и людей, ссылаясь на то, что в Библии сказано: «В полночь раздался крик».
Так, в городе Прчице они «перебили всех людей — молодых и старых, а городок сожгли».
На собраниях они ходили без одежды, считая, что только так они становятся чистыми. Брака у них не было — каждый мог выбирать женщин, как вздумается. Стоило кому-либо сказать: «для этой дух мой воспламенился» — и Адам благословлял их: «Ступайте, плодитесь, размножайтесь и населяйте землю». По другим источникам у них господствовало ничем не ограниченное смешение полов.
По приказу Яна Жижки адамиты были истреблены более умеренно настроенными таборитами

Табориты стали настолько мощными что грабили целые государства – Силезию, юг Германии, стояли под стенами Вены!
Они придерживали равенства полов и полторы тысячи табориток воевали под стенами Праги, отражая армии рыцарей с помощью выкопанных рвов, где они поджидали солдат с вилами и цепами.

Целых пять войн понадобилось чтобы сломить сопротивление гуситов и их лидера Яна Гуса, который был сожжен в Праге.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *