какие западноевропейские ереси вы знаете
Еретические движения в Западной Европе и на Руси
Ереси—это учения, вступавшие в противоречие с господствующим вероучением. Как правило, в средние века они не выходили за рамки религиозного мировоззрения. Ереси, крестьянско-плебейские или бюргерские, городские, были проникнуты духом антиклерикализма, направленного против церкви как феодального учреждения. Они нередко содержали пантеистические идеи, позволявшие провозгласить возможность слияния человека с Богом независимо от церкви и даже возможность становления человека Богом. Пантеизм по-особому трактует понятие Бога: по существу, он исключает его участие в творении мира и в делах человека. В противоположность теистическому истолкованию Бога как личности, промыслителя, трансцендентного по отношению к миру, сотворенному им из ничего, пантеизм учил о единстве мира и Бога: в так называемом мистическом пантеизме мир растворялся в Боге, в натуралистическом же, еще дальше отходящем от теизма, — Бог растворялся в мире, представляя собою душу мира или же отождествляясь с миром, с природой. Пантеистические учения заключали в себе идею бесконечности Вселенной, самостоятельности природы и человека, совечности Бога и мира.
Мистико-пантеистические идеи использовались нередко еретиками для обоснования реальных притязаний масс на свободу от церкви — в русле этих притязаний проповедовались мысли о ненужности церкви и церковных обрядов. В конце XII — начале XIII в. в Европе появилась секта амальрикан, руководимых преподавателями Парижского университета. Их идеолог, преподаватель философии и теологии Амальрик (Амори) Бенский (ум. 1206), утверждал, что все в мире едино, ибо все — Бог; творец и тварь — одно и то же. Амальрикане не признавали авторитета церкви и духовенства, отвергали папу-«антихриста», католические обряды, аскетизм; они понимали под адом невежество, а под раем — обладание их учением. Церковь публично сожгла руководителей ереси (1210).
В начале XIII в. философ-пантеист Давид Динантский радикально расходился с теистической доктриной. «Мир есть сам бог. — писал [260] Давид, — материя мира есть сам бог», «существует только одна субстанция не только всех тел, но также и всех душ, и она есть не что иное, как сам бог» (Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. С. 811-812). Пантеистические взгляды были тесно связаны идеей достоинства человека, приходили в противоречие христианским учением об изначальной греховности человеческого рода. Сторонники ереси бегардов и бегинок, возникшей в XIII в. распространившейся в Германии в XIV в. среди части сельского населения и плебейских слоев города, полагали, что человек может этом мире достичь высокой степени совершенства — такой, что не будет нужды ни в молитве, ни в посте, и можно будет превзойти даже заслуги Христа.
Антиклерикализм был существенной чертой еретических движений и учений на Руси, отражавших настроения крестьян, посадских людей, части рядового духовенства. В первые века после принятия христианства на Руси антицерковные движения выступали в форме защиты дохристианских верований. Во главе восстаний на Руси (в Суздале в 1024 г., в Киеве в 1068 г.), целью которых был захват имущества богатых, стояли волхвы. Первая влиятельная ересь на Руси стригольничество, основателем которого был псковский диакон Карп. Ересь вскоре распространилась и в Новгороде, и это не случайно: Псков и Новгород — города с развитым ремеслом и торговлей, с атмосферой вольности и свободы. В 1375 г. ересь была разгромлена, ее руководители казнены. Стригольники отвергали церковную иерархию, выявляли пороки церкви, отказывались от обрядов, связянных со смертью, выступали за непосредственную связь с Богом, а потому отвергали храмы, молясь под небом и совершая обряд исповеди земле. Некоторые из них сомневались в воскресении мертвых. Ссылаясь на апостола Павла, еретики доказывали, что учить вере может и простой человек, обладающий «чистым житьем».
В конце XV в. появилась новгородско-московская ересь «жидовствующих» — антитринитариев, опиравшихся на Ветхий Завет для доказательства единственности Бога, не имеющего никакого сына, Христос для них — простой человек, распятый на кресте и истлевший в могиле. Еретики выступали против поклонения иконам, против таинств, отвергали Евангелие, апостолов, отцов церкви. Ересь распространилась и среди московского духовенства. Еретики занимались астрологией, математикой, логикой, изучали «Шестокрыл» — астрономические таблицы XIV в., доказывали, что назначенный богословами в 1492 г. конец мира не состоится. В их сочинении «Написание о грамоте» доказывалось, что Бог наделил человека «самовластием ума» и человечество спасется знанием. По указанию архиепископа Геннадия (ум. 1505) еретики были сожжены.
В 1553 г. церковь осудила за ересь боярского сына Матвея Башкина. Мучимый страданиями подневольных русских людей, Матвей «изодрал кабальные бумаги» на своих «рабов», предоставив им свободу. При этом он ссылался на евангельское «возлюби [261]ближнего». Матвей тоже доказывал, что Христос — простой человек, но при этом опирался на Новый Завет. Он отвергал авторитет отцов церкви и вселенских соборов, храмы и иконы, евхаристию и покаяние, недоумевал по поводу несоответствия учения и практики церкви, считал жития святых «баснословиями».
Особенно большое влияние на развитие свободомыслия в Древней Руси оказала ересь Феодосия Косого — холопа, одного из слуг Ивана Грозного (1530— 1584). Он был осужден на соборе 1554 г. и бежал в Литву. Феодосий провозгласил «Новое учение», имевшее открытую антифеодальную направленность: оно выступало против господства человека над человеком. Будучи антитринитарием, Феодосий признавал одного Бога, для которого «сынами божьими» являются «внутренние» люди, а те, кто покорен господам, — это «рабы». Еретик призывал не повиноваться «властям и попам». Антиклерикализм Феодосия вел к сомнениям в истинах христианства. Феодосий считал, что бытие не сотворено, самобытийный мир состоит из четырех стихий. Самобытиен и человек, и его разум. Поэтому никто, кроме самого человека, не спасет его, он собственный спаситель и искупитель.
Ереси
Иоанн Дамаскин
Пустыня около Мертвого Моря, Сирия, Персия и другие страны Ближнего Востока
I в. – по настоящее время
Симон Волхв (первый известный гностик)
Восточные провинции Римской империи
IV-VI вв., но в той или иной степени встречается и доныне
IV в., но в той или иной степени встречается и доныне
IV в., но в той или иной степени встречается и доныне
XVI в. – по настоящее время
XVI в. – по настоящее время
XVI в. – по настоящее время
XVII в. – по настоящее время
XVII в. – по настоящее время
XVIII в. – по настоящее время
XVIII в. – по настоящее время
XVIII в. – по настоящее время
Джон Уэсли, Джордж Уайтфилд
Таинства есть только видимые знаки внутренней благодати.
XVIII в. – по настоящее время
XIX в. – по настоящее время
Чарльз Тейз Рассел
XIX в. – по настоящее время
Елена Блаватская, Уильям Кван Джадж, Генри Стил Олкотт
Ересь | Другие христиане Европы
С появлением христианства в Европе, бытовавшие ранее языческие культы стремительно исчезали из общественной жизни. Словом, а чаще мечом и огнем, прежние боги уничтожались новой религией любви.
Однако важный психологический момент разрядки, связанный с оргиастическими культами, экстатическими практиками и попытками расширить границы дозволенного, христианство не могло предложить своим адептам.
Корни проблемы
В годы бедствий: войн, чумы, нашествия завоевателей люди искали иные способы получения помощи от высших сил, далеко за пределами христианской этики.
Городская цивилизация, завоевавшая Европу, дополнительно породила и огромное классовое неравенство, разрыв в правах и обязанностях высших и нижних слоев, что вызывало острую социальную несправедливость, но в условиях покровительства такому положению дел со стороны церкви, народ все больше искал утешения в других учениях с Юга и Востока, или изобретал свои.
Поэтому, ереси завоевывали последователей среди самых угнетенных слоев: крестьянства и мелких бюргеров.
Самые крупные еретики средневековой Европы
Катары или альбигойцы
Движение зародилось в Болгарии, но известность приобрело на юге Франции, где оно стало настолько популярным, что пришлось организовывать два крестовых похода против них, чтобы физически истребить носителей.
Бонакурсус, бывший раньше епископом катаров, писал около 1190 г. о положении в Италии: «разве не переполнены этими лжепророками все местечки, города, замки?». А епископ Миланский утверждал в 1166 г., что в его епархии больше еретиков, чем правоверных.
Отрицали вторичность природы Дьявола, утверждая что добро и зло равновеликие начала. Что видимый мир создан Сатаной и он является его князем, а божественный мир исключительно невидим и потому познается лишь душой. А все проявления вещественных объектов, включая церковь, иконы и святыни – порождение Дьявола.
Катары были сторонниками ненасильственного сопротивления злу, практиковали вегетарианство и безбрачие, они сдавались рыцарям без боя и только несколько крепостей оказали вооруженное сопротивление.
Однако все они были уничтожены.
Вальденцы
Также появились на юге Франции, но захватили и юг Германии. Отрицали любые клятвы и формы повинностей – не платили налогов, не участвовали в войнах. Во многом были близки катарам, с которыми частично смешивались.
В одно время с ними были обвинены в ересях и уничтожены на кострах инквизицией, но в Германии и Швейцарии вальденсы уцелели до 16 века.
Адопционисты
Появились в Европе во времена Карла Великого, утверждали, что Христос есть сын человеческий, по рождению, но сын Божий по внутренней природе.
Ересь осуждалась на соборе в Регенсбурге в 792 году, во Франкфурте-на-Майне в 794 году и в Риме в 798 году Папой Львом III. И довольно незаметно исчезла.
Амальрикане
Последователи Амори Шартрского, которой проповедовал что каждый христианин есть тело Христово, пребывающий в любви, а посему любой грех должен быть дозволен ему как части тела Бога.
В 12 веке ересь была осуждена, Амори вызван в Ватикан, где публично отрекся от своих идей, однако последователи его только множились.
Почти все они были сожжены инквизицей.
Апостолики
Появились в Италии в 13 веке, утверждали, что церковь отдалилась от христианства и погрязла в гнусных пороках. Следует вернутся к практике апостольского времени – странствовать проповедуя, в среде таких же, именуемых «братья и сестры».
Секта была крайне популярна, но казнь ее лидеров быстро подорвала успех движения.
Арнольдисты
Последователи итальянского фанатичного аскета Арнольда Брешинаского. Крайне негативно отзывался о церкви, утверждал, что лучше исповедаться мирянину, чем священнику. Население Брешиа с ликованием восприняло учение, начались погромы церквей, которые поддержали и местное рыцарство.
Однако порядок был быстро наведен, а сам Арнольд бежал во Францию,а затем в Цюрих, где продолжил проповедническую деятельность.
Когда в Риме возникли беспорядки из-за дележа власти, он вновь появился в Италии, но был схвачен, обвинен в ереси и казнен.
Братья и сестры свободного духа
Немецкая секта 13 века, которая также отрицала церковь, иконы и священство, вели бродячий образ жизни, проповедуя в городах. Приветствовали свободные отношения между полами, так как ничего телесное не может повредить душе, а следовательно не греховно.
Многочисленные источники сообщают о ритуалах секты, включавших беспорядочное соединение полов. В Италии эти «мессы» называли «барилотто», в Германии сообщается о специально для этого предназначенных убежищах «парадизах».
Часто проповедники секты воспевали Люцифера, как источник свободной воли и телесных удовольствий, что способствовало дискредитации движения.
Трирский собор признал секту ересью и источником разложения морали, руководители были казнены, участники отошли от проповедей.
Атака табора гуситов
Гуситы или табориты
В 15 веке в Чехии возникло течение гуситов, которые тяготились немецким господством в стране, сделали объектом ненависти не только немецких феодалов, но их их церковь.
Что придало национальному движению еще и религиозную окраску.
И хотя сами гуситы придерживались массы апокалиптических суеверий, в целом они были скорее партизанами, чем сектантами.
А вот внутри них была крайне радикальная секта адамитов, которую пришлось ликвидировать самим гуситам, из-за их чрезмерной агрессивности.
Адамиты считали себя воплощением вездесущего Бога. Они — коса Божия, они посланы для отмщения и уничтожения всей скверны на земле. Прощение — грех. Они убивали всех подряд, по ночам сжигали села, города и людей, ссылаясь на то, что в Библии сказано: «В полночь раздался крик».
Так, в городе Прчице они «перебили всех людей — молодых и старых, а городок сожгли».
На собраниях они ходили без одежды, считая, что только так они становятся чистыми. Брака у них не было — каждый мог выбирать женщин, как вздумается. Стоило кому-либо сказать: «для этой дух мой воспламенился» — и Адам благословлял их: «Ступайте, плодитесь, размножайтесь и населяйте землю». По другим источникам у них господствовало ничем не ограниченное смешение полов.
По приказу Яна Жижки адамиты были истреблены более умеренно настроенными таборитами
Табориты стали настолько мощными что грабили целые государства – Силезию, юг Германии, стояли под стенами Вены!
Они придерживали равенства полов и полторы тысячи табориток воевали под стенами Праги, отражая армии рыцарей с помощью выкопанных рвов, где они поджидали солдат с вилами и цепами.
Целых пять войн понадобилось чтобы сломить сопротивление гуситов и их лидера Яна Гуса, который был сожжен в Праге.
- какие заочные факультеты есть в медицинском институте
- какие западные новшества приходят в страну