какие запахи сопровождают повсюду героев живущих в серединных улицах петербурга
Презентация по литературе на тему «Петербург Достоевского»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Петербург Достоевского (Урок – исследование по роману «Преступление и наказание» «Редко где найдется столько мрачных, резких и страшных влияний на душу человека, как в Петербурге». Свидригайлов
Цель урока: показать особенности изображения Петербурга Достоевским в ро-мане «Преступление и наказание» как одну из важнейших причин конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым. Задачи: Образовательные: • формировать у учащихся умение анализировать художественный текст; показать, какую власть над человеком может иметь социальная среда посредством изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; • формировать предметные компетенции: самостоятельную познавательную активность, навыки работы с большими объемами информации, умение видеть проблему и наметить пути ее решения; • формировать компетенции познавательной деятельности: проблемные ситуации – их создание и разрешение, проводить исследование. Развивающие: • развивать коммуникативные компетенции: умение высказывать свое мнение, принимать мнения товарищей; умение обобщать, сравнивать, сопоставлять; умение анализировать текст; Воспитательные: • способствовать формированию у учащихся сознательного отношения к проблеме выбора, к этическим и моральным нормам.
Даже в самом имени города соединились три языка: санкт – латинское слово, что в переводе означает «святой», Петер – греческое слово и в переводе означает «камень, скала», бург – слово немецкое и имеет значение «замок, крепость». Почти со времени основания Петербурга сосуществовали две противоречивые тенденции в его оценке и роли в судьбе России. С одной стороны, «Северная Пальмира», «чудотворный град», победитель стихии, с другой – проклятый город с нерусским именем,
Дом Раскольникова В Столярном переулке, в доме №19/5 Достоевский поселил Раскольникова. «Во внутреннем дворе, справа, есть парадная. Там, на последнем этаже, тринадцать ступеней ведут наверх, в квартиру Раскольникова». Столярный переулок, угол М. Мещанской. Бывш. дом Шиля. Пр. Майорова,1969 г.
Какую информацию даёт нам автор в первой фразе романа? «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.»
Время действия- лето, очень жарко, вечер; возраст героя- молодой человек; материальное положение- беден, так как живёт в каморке. Прочитайте описание каморки (ч. 1, гл. 1) Как и Сонечка Мармеладова, Раскольников снимает комнату «от жильцов». Что это значит? Что гонит Раскольникова из каморки и делает его нерешительным? Каким предстает здесь Петербург?
«Раскольников живет, в сущности, на пороге: его узкая комната. выходит прямо на площадку лестницы, и дверь свою, даже уходя, он никогда не запирает». Лестница как символ занимает в романе особое место не только в доме Раскольникова. Герой взбирается по лестнице к Мармеладовым, к старухе процентщице (и самые страшные мгновения переживает на лестнице у порога убитой им старухи).
. Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и другим «серединным» улицам Раскольников проходит через Сенную площадь, где ещё в 18 веке был открыт рынок для продажи скота, овса, где крепостные подвергались публичному наказанию (вспомним стихи Н.А. Некрасова «Вчерашний день, в часу шестом…»).
Сенная площадь Сенная всегда была многолюдна, грязна, славилась низкопробными заведениями, трактирами и кабаками. Этот район считался самым злачным местом Петербурга, его чревом. Здесь было сосредоточено множество публичных домов, ночлежек, притонов с дурной репутацией. В двух шагах от Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находились восемнадцать питейных заведений. Сенная площадь. Вид на церковь Успения Пресвятой Богородицы и Сенной рынок. Фото 1913 г.
Игра к уроку Жилищу какого персонажа принадлежат данные предметы? I –Закоптелая дверь; через задний угол была протянута дырявая простыня; ободранный диван, перед которым стоял кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый; в самой же комнате было всего только два стула ; сальный огарок в железном подсвечнике. II – Простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетеных стула; Небольшой, простого дерева комод; III – Три старых стула, крашенный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; жёлтенькие, пыльные и всюду отставшие от стены обои; неуклюжая большая софа, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях. IV – Диван с огромною выгнутою деревянной крышкой; картинки в желтых рамках, изображавшие немецких барышень с птицами в руках; круглый стол овальной формы перед диваном. Итак, в игровой форме мы еще раз заглянули в комнаты героев романа, вспомнили их обстановку, отметили детали. И после такого путешествия к какому заключению можно прийти? Чем объяснить поведение Р.Раскольникова, Мармеладова и многих других живших в Петербурге?
Вывод: Описание интерьера жилища героев создаёт впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и на преступления.
В романе «Преступление и наказание» автор вспоминает о дворцах, башнях и садах пышной столицы только для того, чтобы сильней оттенить бедность и страдания, зависть и ропот нищего Петербурга. Раскольников, еще до убийства, забрел однажды из района Сенной, где он жил, на Острова. (ч.1, гл.5 ) «Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных. Но скоро и эти новые, приятные ощущения перешли в болезненные и раздражающие. Иногда он останавливался перед какой-нибудь изукрашенной в зелени дачей, смотрел в ограду, видел вдали, на балконах и террасах, разряженных женщин и бегающих в саду детей. Особенно занимали его цветы; он на них всего дольше смотрел. Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы… он остановился и пересчитал свои деньги: оказалось около тридцати копеек… проходя мимо одного съестного заведения, вроде харчевни… он выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог…»
Вывод по уроку: Петербург Достоевского — это отвратительные трущобы, грязные распивочные и дома терпимости, узкие улочки и мрачные закоулки — всевозможные Садовые, Гороховые, Столярные с тесными дворами-колодцами и темными задворками. Это город, в котором живут униженные, раздавленные и оскорбленные. В нем душно и совершенно нечем дышать от вони, столь известной каждому петербуржцу, и грязи. Окружающая обстановка создает у человека чувство безысходности и озлобления и может вполне быть одной из причин преступления.
Презентация на тему «Петербург в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация урока литературы в 10 классе по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Петербург Достоевского – «город, в котором невозможно быть»
Каков же Петербург у Достоевского? Какую роль сыграл он в романе и какое влияние оказал на судьбы героев романа “Преступление и наказание”?
Пейзаж города Темно, душно, грязно, пыль, “грязь, вонь и всякая гадость”, “грязные и вонючие дворы домов Сенной площади
Сенная площадь Сенная всегда была многолюдна, грязна, славилась низкопробными заведениями, трактирами и кабаками. Этот район считался самым злачным местом Петербурга, его чревом. Здесь было сосредоточено множество публичных домов, ночлежек, притонов с дурной репутацией. Сенная входила в маршруты прогулок Ф.М.Достоевского. Сенная площадь. Вид на церковь Успения Пресвятой Богородицы и Сенной рынок. Фото 1913 г.
Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Прекрасный простор Невы так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц. Герой задыхается в этом городе, мире.
Сцены уличной жизни сцена самоубийства, сцена с пьяной девочкой, сцена с пьяным в телеге у распивочной и т.д. враждебность, равнодушие, злоба, корысть Мещане, дворники, студенты, извозчики, мастеровые, нищие, повара, прачки, портные, нищие, мелкие служащие, девицы лёгкого поведения, низшие сословия, нереспектабельный вид
«У питейного дома» Неизвестный художник
Дом Раскольникова В Столярном переулке, в доме №19/5 Достоевский поселил Раскольникова. «Во внутреннем дворе, справа, есть парадная. Там, на последнем этаже, тринадцать ступеней ведут наверх, в квартиру Раскольникова». Столярный переулок, угол М. Мещанской. Бывш. дом Шиля. Пр. Майорова,1969 г.
От встреч с людьми на улицах Петербурга остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного. На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.
Интерьеры в романе Каморка Раскольникова – “шкаф”, “гроб”; грязно, кругом – желтые обои. Комната Мармеладовых – “закопченная дверь”, “дырявая простыня” в качестве перегородки Комната Сони-“уродливый сарай”
В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова…. неправильные формы, бедность и убогость обстановки, нищета жилища так же убоги и бедны, как и сами люди
Подумай и ответь! Какой цвет преобладает в романе «Преступление и наказание» при описании города, интерьера, помещения? жёлтый, красный, синий, серый, розовый, грязно-жёлтый, фиолетовый, оранжевый, зеленый, белый, чёрный, красный…
Проверь себя Жёлтый (жёлтые обои, стены) Серый (серое небо, серые улицы, серая пыль) Чёрный ( черные подвалы, лестницы)
Подумай и ответь! Какими звуками наполнен Петербург? Что слышим мы на улицах города? смех детей, шарманка, чтение стихов, радостные песни, пьяные выкрики, ругань, счастливые речи влюбленных, свист кнута, пение птиц, раздражение, шелест деревьев, тоска, колокольный звон…
Проверь себя шарманка, пьяные выкрики, ругань, свист кнута, раздражение, тоска
Подумай и ответь! Какие запахи сопровождают повсюду героев, живущих в «серединных» улицах Петербурга? запах цветов, запах свежей выпечки, запах кабаков и распивочных, запах духов, запах скота и овса (на Сенной), вонь, душный запах улиц, затхлый запах плесени каморок и подвалов
Проверь себя запах кабаков и распивочных, запах скота и овса (на Сенной), вонь, душный запах улиц, затхлый запах плесени каморок и подвалов
Номер материала: ДБ-1379082
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой
Время чтения: 2 минуты
Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября
Время чтения: 1 минута
Google сможет удалять снимки с детьми из результатов поиска по запросу
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Петербург Достоевского – «город, в котором невозможно быть»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
урока литературы в 10 классе
по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Каков же Петербург у Достоевского? Какую роль сыграл он в романе и какое влияние оказал на судьбы героев романа “Преступление и наказание”?
Описание слайда:
Описание слайда:
Темно, душно, грязно, пыль, “грязь, вонь и всякая гадость”, “грязные и вонючие дворы домов Сенной площади
Описание слайда:
Сенная площадь
Сенная всегда была многолюдна, грязна, славилась низкопробными заведениями, трактирами и кабаками. Этот район считался самым злачным местом Петербурга, его чревом. Здесь было сосредоточено множество публичных домов, ночлежек, притонов с дурной репутацией. Сенная входила в маршруты прогулок Ф.М.Достоевского.
Сенная площадь. Вид на церковь Успения Пресвятой
Богородицы и Сенной рынок. Фото 1913 г.
Описание слайда:
Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Прекрасный простор Невы так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц. Герой задыхается в этом городе, мире.
Описание слайда:
Сцены уличной жизни
сцена самоубийства, сцена с пьяной девочкой, сцена с пьяным в телеге у распивочной и т.д.
враждебность,
равнодушие, злоба,
корысть
Мещане, дворники, студенты, извозчики, мастеровые, нищие, повара, прачки, портные, нищие, мелкие служащие, девицы лёгкого поведения, низшие сословия, нереспектабельный вид
Описание слайда:
«У питейного дома»
Неизвестный художник
Описание слайда:
Дом Раскольникова
В Столярном переулке, в доме №19/5 Достоевский поселил Раскольникова. «Во внутреннем дворе, справа, есть парадная. Там, на последнем этаже, тринадцать ступеней ведут наверх, в квартиру Раскольникова».
Столярный переулок, угол М. Мещанской.
Бывш. дом Шиля. Пр. Майорова,1969 г.
Описание слайда:
От встреч с людьми на улицах Петербурга остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного. На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.
Описание слайда:
Интерьеры в романе
Каморка Раскольникова – “шкаф”, “гроб”; грязно, кругом – желтые обои.
Комната Мармеладовых – “закопченная дверь”, “дырявая простыня” в качестве перегородки
Комната Сони-“уродливый сарай”
Описание слайда:
В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова….
неправильные формы, бедность и убогость обстановки, нищета
жилища так же убоги и бедны, как и сами люди
Описание слайда:
Какой цвет преобладает в романе «Преступление и наказание» при описании города, интерьера, помещения?
жёлтый, красный, синий, серый, розовый, грязно-жёлтый, фиолетовый, оранжевый, зеленый, белый, чёрный, красный…
Описание слайда:
Проверь себя
Жёлтый (жёлтые обои, стены)
Серый (серое небо, серые улицы, серая пыль)
Чёрный ( черные подвалы, лестницы)
Описание слайда:
Какими звуками наполнен Петербург? Что слышим мы на улицах города?
смех детей, шарманка, чтение стихов, радостные песни, пьяные выкрики, ругань, счастливые речи влюбленных, свист кнута, пение птиц, раздражение, шелест деревьев, тоска, колокольный звон…
Описание слайда:
Проверь себя
шарманка, пьяные выкрики, ругань, свист кнута, раздражение, тоска
Описание слайда:
Какие запахи сопровождают повсюду героев, живущих в «серединных» улицах Петербурга?
запах цветов, запах свежей выпечки, запах кабаков и распивочных, запах духов, запах скота и овса (на Сенной), вонь, душный запах улиц, затхлый запах плесени каморок и подвалов
Описание слайда:
Проверь себя
запах кабаков и распивочных, запах скота и овса (на Сенной), вонь, душный запах улиц, затхлый запах плесени каморок и подвалов
Описание слайда:
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Статья на тему: «Система наставничества»
План ГМО учителей русского языка и литературы
Программа кружковой работы «Экспериментирование старшей группе»
Выступление на семинаре. Тема:» Возможности развивающего и проблемного обучения при организации творческой деятельности на уроках математики в начальной школе»
Традиции и новаторство в современной школе.
Презентация «Теоретические аспекты мотивации педагогов»
Статья «Роль мастера производственного обучения в патриотическом воспитании обучающихся» Автор – Краснобородько Лидия Анатольевна Мастер производственного обучения Льговский филиал ОБПОУ «Курский монтажный техникум»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5240067 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19
Время чтения: 1 минута
Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Открытый урок по литературе на тему » Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»
Цель: рассмотреть образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и определить роль его в развитии характера главного героя.
2)помочь учащимся не просто увидеть Петербург Достоевского, хаотическую пестроту, скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться сочувствием к страдающим людям.
Оборудование: выставка о Ф. М. Достоевском, презентации по теме « Петербург Достоевского», компьютер, фотовыставка «Санкт-Петербург- сегодня»
(Чтение отрывка из стихотворения С.Я. Маршака)
— Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
— О каком городе идет речь в этом стихотворении? (Санкт-Петербург)
-Какие названия этого города вам известны?
— Кто из вас бывал в Санкт- Петербурге? Какое впечатление сложилось у вас после встречи с этим городом?
— Санкт Петербург – один из красивейших городов мира. (Обращение к фотовыставке)
Конечно, красотой города нельзя не восхищаться.
Петербург не раз становился действующим лицом произведений русских авторов.
Тема Петербурга традиционна для русской литературы.
— С каким произведением у вас ассоциируется представленное изображение? (слайд) А.С.Пушкин «Медный всадник» Каков пушкинский Петербург? ( инд. сообщение)
— С каким произведением у вас ассоциируется представленное изображение? (слайд) Н.В.Гоголь «Невский проспект» Каков гоголевский Петербург?
Но все же самый страшный облик Петербурга мы видим в изображении Достоевского. Это город «Бедных людей», «Униженных и оскорбленных»
Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Кто будет главным героем нашего урока?
Сегодня на уроке мы рассмотрим образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» и определим его роль в развитии характера главного героя
Ваше домашнее задание было: перечитать некоторые эпизоды, обратить внимание на художественные детали в описании образа Петербурга.
— Что, на ваш взгляд, составляет образ города? (Площади, скверы, дворы, дома, люди)
Действие романа происходит в районе городских трущоб- Сенной площади, Вознесенского проспекта, Фонтанки, Екатерининского канала.
Сейчас мы будем работать в группах. У каждой группы будет свое задание и на столе у вас лежит карточка с наводящими вопросами.
1 группа находит в тексте улицы и запахи города Петербурга. Какими вы видите улицы Петербурга? Какая атмосфера царит на улицах города? Какие запахи сопровождают повсюду героев, живущих в «серединных» улицах Петербурга?
2 группа – звуки и смех. Какими звуками «наполнен» Петербург? Как смеются герои Ф.М.Достоевского? Как автор представляет себе смех человека?
3 группа – Жители города. Кого мы встречаем на улицах города? Какие социальные типы изображены в романе? Расскажите о внешнем облике людей?
— Несмотря на то, что на улице пасмурно, а в романе Достоевского жара, духота и присутствует везде серо-желтый цвет, я вам предлагаю немного отвлечься, расслабиться и представить, какие яркие красивые цвета окружают вас.
5 группа – Интерьеры. Где живут герои романа? Какое впечатление складывается у читателя после посещения этих жилищ? Как Достоевский называет комнаты своих героев? (Раскольников, Соня, Мармеладовы, старуха)
После всего сказанного вы делаете вывод.
1 группа. Какими вы видите улицы Петербурга? Какая атмосфера царит на улицах города? Какие запахи сопровождают повсюду героев, живущих в «серединных» улицах Петербурга?
Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Вывод: Таким образом, выделим ключевые образы- громадные, теснящиеся и давящие дома, всюду известка, леса, кирпич, пыль. Жара, духота, толкотня. Нестерпимая вонь из распивочных, запах алкоголя, табачного дыма, грязных людей, запах краски и известки- все это окружает Раскольникова, мутят его сознание и угнетают ум. Через весь роман пройдет атмосфера невыносимой жары, духоты. Это не только атмосфера июльского города, но и атмосфера преступления. В этой душной обстановке в голове Раскольникова рождается «безобразная мечта». Преступление. Мы можем сказать о Петербурге, как о городе грязном, неухоженном, к тому же он вечно недостроен.
— Какую лексику использует автор для описания города? (сниженную, оценочную)
2 группа – звуки и смех. Какими звуками «наполнен» Петербург? Как смеются герои Ф.М.Достоевского? Как автор представляет себе смех человека?
Помимо звуков: ругани, криков, разговоров пьяных людей, цоканье лошадей, звуки шарманки, присутствует смех героев, который мы слышим в каждой главе.
Ч.1.гл.2 В распивочной мальчишки хихикали над Мармеладовым. Стр.43, 52, 54,58, 62. Гл. 5 Сон Раскольникова. ( Смех удваивается и потом превращается в хохот, когда лошадь теряет силы, когда она умирает, а люди смеются_ Гл.6 стр.99 «Вот ведь тоже феномен!- вскричал студент и захохотал, говоря о Лизавете.
Стр. 131 ч.2 гл.1 1 . Настасья закатилась своим болезненно-нервическим смехом.
2. Раскольников после убийства засмеялся нервным смехом стр.131-132
3. ч.2 гл.6 стр 208 Хрустальный дворец, туда зашел Раскольников почитать газеты, и входит Заметов.
3.Везде подчеркивается слово «нервический смех»
— Как вы понимаете это слово? (здесь показано внутреннее состояние человека- больной, все на него давит, он страдает, злится)
— Как Достоевский представляет себе смех человека? ( Он показывает смех не над тем, как смеялся человек, а над чем он смеется.)
Вывод : В этом смехе есть нечто существенное в объекте и субъекте изображения, здесь люди смеются над горем человека, смеются, когда делают другому человеку больно, нет сочувствия к страданиям людей. Это смех злой, глумливый.
3 группа – Жители города. Кого мы встречаем на улицах города? Какие социальные типы изображены в романе? Расскажите о внешнем облике людей?
Раскольников- бывший студент, Мармеладов- бывший служащий, Алена Ивановна- процентщица, Лизавета-сестра А.И. Соня- по желт.билету вынуждена зарабатывать деньги, портные, кухарки, дворники, просто нищие.
Ч.1, гл.1 – пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми
ч.2, гл.6 – шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на …ском мосту
Вывод: Жители Петербурга, помимо главных героев романа, относятся преимущественно к низшему классу. От встреч с людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного. На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.
5 группа – Интерьеры. Где живут герои романа? Какое впечатление складывается у читателя после посещения этих жилищ? Как Достоевский называет комнаты своих героев? (Раскольников, Соня, Мармеладовы, старуха)
Ч.1, гл.3 – каморка Раскольникова « Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу. Перед софой стоял маленький столик».
Ч.1, гл.2 – “проходной угол” Мармеладовых «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. »
Ч.1, гл.2 – кабак, где Раскольников встретился с Мармеладовым « за стойкой находился мальчишка лет четырнадцати, и был другой мальчишка моложе, который подавал, если что спрашивали. Стояли крошенные огурцы, черные сухари и резанная кусочками рыба; все это очень дурно пахло. Было душно, так что даже было нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным…»
Ч.4, гл.4 – комната- “сарай” Сони
— Какое впечатление складывается у читателя после посещения этих жилищ? (квартиры и комнаты, в которых живут герои романа, поражают нищетой и уродством)
— Как Достоевский называет комнаты своих героев? (шкаф, гроб, каморка)
— Ребята, какую цель мы поставили с вами в начале урока?
(рассмотреть образ Петербурга и определить его роль в развитии характера главного героя)
— Какой же Петербург у Достоевского?
— Петербург Достоевского – город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных, город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
Петербург Достоевского – это город, который толкает человека на преступление, и таким человеком является студент Родион Раскольников.
Итоговое слово учителя
— Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых;
Объясните состояние героя после прочтения письма матери?