какие записки подают в церкви за усопших на годину
Церковная записка – какие они бывают?
Что такое Церковная записка, и какие они бывают?
Дорогие братья и сестры!
Совершая церковное поминовение, мы самым лучшим образом заботимся о своих родных и близких. Живущим с нами просим у Господа телесное здравие, благополучие и душевное спасение, а усопшим – блаженный и безмятежный Рай!
Записка или церковная записка ― это список имен, который священник поминает за Божественной Литургией, панихидой или молебном.
Записки бывают О здравии (в которую записываются имена живых людей)
Записки делятся на две категории:
разовые (одноразовое поминание) – простая, заказная, особая, панихида, молебен,
и длительные (многоразовое поминание) – сорокоуст, полгода, год.
Записки с разовым поминанием (на одну службу)
Простую записку во время Литургии читает алтарник (помощник священника).
Заказную записку (или, как ее еще называют – «обедню») читает сам священник два раза. Первый раз – в начале Литургии, на проскомидии, вынимая при этом частички из просфоры, которые в конце службы будут опущены в Чашу, где они омоются в Крови Христовой, а значит и грехи помянутых людей омоются в Его Крови. Второй раз поминает имена на Литургии во время ектеньи (особом молении).
Молебен может быть просительным (когда Вы просите о чем-либо, например перед началом важного дела, об исцелении больного, о путешествующих, на начало учения детей, молебен в день именин своему Небесному покровителю и т.д.), или благодарственным (когда Вы уже благодарите Господа, Богородицу и святых об исполнении Вашего прошения).
Молебны служатся в храме в основном после Литургии, но иногда и до Литургии, или в любое другое время.
Поэтому святые отцы заповедают молиться о умерших даже в том случае, если их душа находится в Раю.
Записки с многоразовым поминанием
Сорокоуст – это многоразовое поминовение. В течении сорока дней, когда совершаются в храме службы, священник всякий раз поминает записанное Вами имя, и вынимает за этого человека частицу из просфоры.
Полгода – это когда имя будет поминаться на каждой службе в течении полугода, и в каждый раз будет выниматься частица из просфоры для омовения грехов.
Год – имя поминается на каждой службе в течении всего года с выниманием частицы из просфоры.
Я описал те записки, которые можно подать во всех храмах Русской Православной Церкви, и, конечно же, в наш восстанавливающийся Свято-Троицкий Воскресенский храм.
Первые шаги в храме.
О поминовении
Фото: В. Корнюшин / Православие.Ru |
Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.
Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения: «О здравии» или «О упокоении», после чего крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).
Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.
Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заздравной и заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких.
Касаясь дополнительных сведений о человеке, упоминаемом в записке, нужно сказать следующее. Единственное, что нужно знать совершающему проскомидию священнику, — это имя христианина, данное ему при крещении или (для монахов) при постриге, а также священный сан или степень монашества, если таковые имеются.
Многие, правда, указывают в своих записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении своих сродников, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица — до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная).
Православная Церковь не приветствует такого обычая, но и не возбраняет следовать ему. Не указываются в записках фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства. Не стоит писать «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «О упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленный».
Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи.
Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым — по желанию прихожанина.
Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она — наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах.
В конце молебна обычно священник совершает освящение икон, крестиков, кропя их святой водой и читая молитву.
Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.
Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком.
Во многих монастырях существует особая треба — поминовение живых и усопших во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай).
В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках.
Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.
Как провести поминки на 1 год: основные правила
Живущие в земном мире люди, как правило, отмечают дни рождения. А покинувших физический мир родных и близких они вспоминают в годовщины их ухода. Ведь после смерти тела их души продолжают жизнь в духовном мире в ожидании воскресения и вечной жизни с Богом. Каковы же традиции поминания усопших в годовщину их смерти у православных христиан?
Зачем поминают усопших
Поминание усопших – неотъемлемая часть духовной жизни истинного христианина. Ведь он верит, что с прекращением земного существования его любимые не исчезают навеки, а лишь переходят в духовную реальность. У Бога все живы, и души покинувших нас близких нуждаются в наших молитвах и поминании.
Поминальные традиции у христиан
Календарный год как в миру, так и в церкви – время подведения итогов. Годовщина смерти для христианина не только день печали по близкому человеку, но и проводы его души в вечную жизнь. К этому рубежу уже произошло спасительное для живущего на земле человека притупление первоначальной, почти непереносимой скорби. А душа усопшего окончательно свыклась с чисто духовным бытием и рассталась со следами земных забот.
Для верующего воцерковленного человека главное в поминках – возможность собраться людям, готовым искренне молиться за усопшего. Ведь его душе совершенно не нужен обильный поминальный обед, да еще с алкоголем. Поминальная трапеза для христианина – возможность помочь душе ушедшего молитвой и помянуть его добрым словом. На таких поминках печаль собравшихся светла и существенно отличается от царящей на поминках атеистов атмосферы беспросветного горя. Еще хуже нередкое превращение поминок в застолье с обильными возлияниями.
Основные правила проведения поминок на 1 год
Прежде всего нужно заказать в церкви богослужения (см. ниже) за упокой. Очень желательно на них присутствие и молитва самих родственников. Ведь священник только исполнитель обряда и не может вложить в него чувства и эмоции, испытываемые близкими усопшему людьми.
При заказе панихиды принято приносить с собой и оставлять на специальном столике в церкви продукты питания – хлеб, крупы, сахар, макароны, масло подсолнечное или сливочное, печенье, конфеты, фрукты. После службы и освящения они раздаются нуждающимся.
Приветствуется передача церковной пекарне муки для выпечки просфор и церкви – свечей, ладана, лампадного масла.
Пришедшие на поминки надевают сдержанную одежду темных тонов. Выдерживание годового траура по усопшему не считается обязательным, это личный выбор родственника.
На видном месте в помещении, где проводятся поминки, ставится фотография усопшего, перетянутая черной траурной лентой.
Что приготовить на поминальный стол на годовщину
Поминальная трапеза считается продолжением церковной панихиды. Она нужна не усопшему, а его родным и близким, вернувшимся с кладбища и богослужения и нуждающимся в восстановлении сил. Для этого вполне достаточен поминальный обед с такими блюдами в меню:
Родные и близкие покойного не должны основные силы и средства тратить на организацию поминального стола. Особо следует затронуть вопрос алкоголя. Лучше, чтобы его вообще не было за поминальным столом. Его присутствие допустимо в ограниченном количестве.
Единственная сложившаяся христианская традиция – готовить кутью и начинать трапезу с нее. Так называется каша из цельных зерен пшеницы, ячменя или риса с добавлением меда, иногда орехов и сухофруктов. Зерно – основной компонент блюда, символизирующий вечную жизнь души и ее возрождение в ожившем теле. Как говорил Иисус[1], упавшее в землю зерно должно умереть, чтобы возродиться к новой жизни. А сладость каши символизирует блаженство праведников на небесах.
Довольно распространены следующие обычаи, строго говоря, не имеющие под собой христианской основы. На стол кладут прибор для усопшего, стакан с водой или безалкогольным напитком, а поверх него – кусок черного хлеба. Так символизируется прощание с землей души усопшего.
Если година отмечается в пост, то подаваемые блюда могут быть как постными, так и скоромными. Первый вариант уместен в семьях, постоянно соблюдающих пост. Если же среди гостей много далеких от церковных традиций людей, то подают и постные блюда, и скоромные.
Оставшаяся после поминок еда не несет никакого негатива: ее можно раздать гостям или неимущим. Если же доводы христиан не воспринимаются суеверными гостями, то спорить с ними не стоит: поминки не лучшее место для этого.
Что говорить на поминках на 1 год
На годину, как правило, собираются многие родственники и друзья усопшего. Естественно, что среди них вполне могут быть далекие от веры люди. Нужно постараться, чтобы не они определяли тональность поминальной трапезы. Особенно если поминаемый был искренне верующим человеком. Атеисты могут не участвовать в молитве, но они должны уважать чувства молящихся. Праздные и громкие разговоры и тем более споры совершенно неуместны.
Кроме молитв, поминальные слова на годовщину смерти в основном относятся к добрым делам усопшего во время земной жизни.
Посещение кладбища
После участия в поминальном богослужении в церкви православные христиане, как правило, посещают могилу усопшего. Христианским традициям соответствует возложение на нее четного количества живых, а не искусственных цветов. Настоящие цветы символизируют тот факт, что у Бога все живы, а их четное число – завершенность земной жизни.
Посещение кладбища обросло множеством суеверий, не имеющих под собой никакой христианской основы:
Можно ли поминать усопших в годовщину раньше или позже
Все поминальные мероприятия рекомендуется проводить именно в день годовщины смерти, а не до или после. Особенно нежелательно делать это раньше: ведь год назад в этот день человек был еще жив. Днем позже – можно. Допускается проведение поминок в выходные дни после даты годовщины, выпавшей на церковный праздник или Страстную неделю. Но проведение трапезы позже не означает откладывание других составляющих поминок – посещения и заказа молитвы в церкви и раздачи милостыни.
Поминальные молитвы на годовщину смерти
Перед началом поминальной трапезы старший по возрасту родственник читает «Отче наш», а после каждой смены блюд – молитву[2] «Упокой, Господи, душу раба твоего (имя)». Она же произносится и по окончании обеда.
Что заказывают в церкви на годовщину смерти
Вознесение молитв к Богу – долг живых перед мертвыми. Заупокойные молебны в церкви способствуют отпущению грехов усопшего и успокоению его души. Заказать поминание можно при отправлении следующих церковных служб:
Литургия
Во время главного христианского богослужения покойные упоминаются трижды – в процессе проскомидии, при освящении даров и на заупокойной ектении.
Проскомидия, или подношение – первый этап литургии, во время которого проводятся священные действия над хлебом и вином для подготовки их к таинству евхаристии. Пятая по счету просфора (ритуальный хлебец) – заупокойная. При ее освящении зачитываются имена усопших. Это же происходит во время основной части литургии – освящения Святых Даров – и на заупокойной ектении.
Панихида
Эта церковная служба наиболее часто заказывается родственниками усопшего. Кроме церкви, она может быть проведена священником в доме усопшего или на кладбище. Речь идет о церковной панихиде, которую не следует путать с гражданской.
Лития
Эта заупокойная служба короче панихиды. Ее обязательный атрибут – чашки с кутьей возле канона (места для поминальных свечей) церкви. По завершении литии кутью освящают и раздают. Эту службу можно проводить и на кладбище, куда приглашают священника.
Псалтирь
Как известно, псалтирь – собрание псалмов (гимнов), большинство из которых написано иудейским царем Давидом. Считается, что псалмы обладают огромной духовной силой и помогают душам побеждать демонов. Кроме церкви, чтение псалтири можно заказать священнику и в домашних условиях.
Упоминанию имен усопших должна предшествовать передача священнику записок с их именами. В церквях продаются специальные книжечки для таких записок. Из-за большого количества поминаемых до них не всегда доходит очередь. В таких случаях родственник, участвующий в церковной службе, может прочитать молитву за упокой души усопшего самостоятельно.
Строго говоря, церковные службы должны заказываться для упокоя людей, бывших крещеными и воцерковленными в земной жизни. Запрещается проводить церковные заупокойные службы за самоубийц. К таковым причисляются и умершие от передозировки наркотиков. Существует специальный акафист для самоубийц, который могут прочитать их родственники.
[1] «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». (Ин. 12:24)
[2] «Боже, Господь милосердный, вспоминая годовщину смерти раба Твоего N (рабы Твоей N), просим Тебя, удостой его (ее) места в Царствии Твоем, даруй благословенный покой и введи в сияние славы Твоей. Господи, призри милостиво на молитвы наши за душу раба Твоего N (рабы Твоей N), чью годовщину смерти мы вспоминаем; просим Тебя, сопричти его (ее) к сонму Твоих святых, даруй прощение грехов и вечный покой. Через Христа, Господа нашего. Аминь».
Православная Жизнь
Просто и доступно о распространенной церковной практике рассказывает архимандрит Досифей (Михайлюк)
– Кого по канонам поминают о здравии, кого о упокоении?
– Согласно церковным канонам, Православная Церковь поминает только своих членов, которые составляют единое Тело Христово (1 Кор. 12:12–14, 27). Конечно, что о здравии поминаются живые православные христиане, крещенные в Церкви. О упокоении поминаются православные христиане, почившие в мире с Церковью и похороненные по православному чину. Естественно, что Святая Церковь не поминает людей, которые самовольно ушли из жизни, поскольку самоубийство является очень тяжким грехом.
– Когда можно подавать записки?
– В течение всего года. Но следует обратить внимание, что подавать их нужно заранее, то есть не во время Литургии или перед ее самим началом, а раньше или еще лучше – с вечера на вечерне, чтобы священник мог спокойно помянуть и помолиться о людях, указанных в записке.
– Какие существуют виды записок, кроме «о здравии» и «о упокоении»?
– Других записок нет. Записки «о здравии» и «о упокоении» бывают однодневные и многодневные: 40 дней, полгода, год, три года и больше. Также следует упомянуть, что записки могут подаваться как на Литургию, так и на частные богослужения – молебны, которые христиане заказывают по своим потребностям. Например: молебен о недужных, о путешествующих, благодарственный.
– Сколько имен можно упоминать в одной записке?
– Каких-то канонических ограничений нет, но обычно в каждом приходе или в монастыре используются бланки с размеченными строками для записи имен. Как правило, их количество в пределах 10-15.
– Важно ли, в каком падеже писать имена?
– По сложившейся церковной традиции имена пишут в родительном падеже. Это важно для священника, поскольку в молитве имена поминаются в родительном падеже и ему не приходится их склонять. Также следует отметить, что очень важно писать имена разборчиво и грамотно.
– Если пишешь имя священника или архиерея, нужно ли указывать сан?
– Обязательно надо написать: диакон, священник или архиерей.
– Как правильно записывать детей?
– По сложившейся церковной традиции детей до 7 лет именуют младенцами, а с 7 до 14 – отроками (отроковицами).
– Допускается ли написание таких слов перед именем, как: болящий, путешествующий, заключенный?
– Надо отметить, что Богу и так известны нужды, прошения и состояние каждого человека, хотя таким ведением не обладает священник. Поэтому следует указывать, поскольку в Церкви есть особенные прошения (за болящих, путешествующих и т. п.) и священник, возглашая их, усугубляет свою молитву за тех или иных людей.
– А «учащегося», «скорбящего», «вдовы», «беременной», «страждующей». нужно указывать? Чего не следует писать в записках?
– Конечно, можно, но не следует вдаваться в подробности. По принятой традиции обычно указывают: «за болящих, путешествующих, учащихся, находящихся на поле брани». Также особо отмечают беременных женщин (пишут: непраздная).
– А в заупокойных записках когда пишется «новопреставленный» и когда «приснопамятный»?
– Усопший до 40 дней после кончины поминается как новопреставленный, а далее поминается как приснопамятный. Слово «приснопамятный» обычно не пишут, поскольку это само собой разумеется.
– Когда подают сорокоуст?
– Сорокоуст – это сорокадневное поминание за Божественной литургией, которое может подаваться в течение всего года по потребности каждого верующего христианина.
Церковная записка — такая простая и … непонятная?
Сегодняшняя статья родилась из многочисленных вопросов знакомых новоначальных христиан, которым непонятно, зачем подаются церковные записки, как их правильно писать и в чём разница между заказной запиской, молебном и панихидой. Если вашу голову посещают схожие вопросы, эта статья для вас.
Порой самыми сложными и непонятными в храме для нас оказываются самые простые вещи… Например, церковные записки. Для меня, как для человека проведшего в алтаре более 11 лет вопрос: «Чем отличается молебен от сорокоуста?» выглядел смешным. До тех пор, пока я не понял, что мои друзья и знакомые задают мне его слишком часто.
Тогда я решил провести небольшой опрос, чтобы понять, что именно в отношении церковных записок непонятно моим приятелям и коллегам и оказалось, что им непонятно буквально всё!
Одни недоумевали зачем пишутся записки, куда их потом уносят и что происходит далее с ними и с теми людьми, за кого они подавались.
Другие сталкивались с проблемой заполнения записки: Можно ли вносить имена всех или только крещёных? Что делать, если не помнишь крещального имени человека? Как правильно распределять вписываемых по категориям: «беременная», «воин», «учащийся», «иеромонах», да и надо ли?
Третьи пытались понять, в чём смысл разделения записок на заказные и простые, сорокоусты, молебны и панихиды?
Наконец, четвёртых волновал денежный вопрос. Что будет, если записка стоит 10 рублей, а в кармане нашлось только 8? Откажутся принимать и молиться? Или почему в одном храме деньги берут за записку, а в другом за каждое имя? Если у меня много родственников я должен экономить на их поминовении и подавать записки не за всех? Постараюсь рассказать обо всём.
1. Зачем пишутся записки и что с ними происходит потом?
Сам Спаситель Христос сказал:
«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»
Эти слова Господа говорят о том, что хотя домашняя молитва имеет огромную важность, но соборная молитва в храме всё же ценнее и сильнее, так что весьма правильно как можно чаще посещать его самим и молитвенно поминать своих близких именно там.
Когда записки написаны и отданы в церковную лавку, они ждут там прихода пономаря, который унесёт их в алтарь. Там они, если это так называемые «простые записки», будут поминаться дважды.
Вначале священник молитвенно помянет каждого из ваших близких во время проскомидии — особого священнодействия, когда просфоры и вино специальным образом подготавливаются к принесению за всех верующих Бескровной жертвы, во время которой Святой Дух таинственным образом прелагает их в Тело и Кровь Христовы.
На проскомидии священник особым ножом — «копием» вынет из малых просфор ровно такое количество частичек, сколько имён содержится в собранных к этой литургии записках, при этом помолившись за каждого из указанных людей. В больших соборах записок бывает очень много, поэтому поминовение на проскомидии может одновременно совершать несколько священников — каждый свою часть записок.
Второй раз ваши близкие будут помянуты по завершении Таинства Причащения, когда священник внесёт в алтарь Святую Чашу. Тогда он прочтёт молитву:
«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною, молитвами святых»
и ссыпет в Чашу все частицы, вынутые за помянутых в этот день людей. Через соприкосновение с Телом и Кровью Христовыми все поминаемые получат особую божественную помощь к своему телесному и духовному выздоровлению и исправлению жизни.
Если же записки, которые вы будете подавать, будут «заказными», то за поминаемых вами дополнительно помолятся ещё три раза: диакон помянет их во время чтения им сугубой ектении, потом священник прочтёт молитву перед престолом, а потом, в зависимости от того «о здравии» эта записка или «об упокоении», её ещё раз с молитвой прочтут, соответственно, на молебне или на панихиде.
2. Кого можно и кого нельзя вносить в записки, когда их лучше подавать и как правильно оформить?
Подавать записки лучше всего на вечернем богослужении или в самом начале литургии, по крайней мере до чтения Евангелия, так как священник должен ещё успеть помянуть ваших близких, затем подготовить Святые Дары к переносу с жертвенника на престол и во время Великого входа переместить их туда, после чего частицы уже не вынимаются.
Церковь во время богослужения поминает всех людей в общих молитвословиях («…О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся…» и т.д.), но поминовение священником в алтаре оставляет для верных чад Церкви — то есть людей крещёных. Также, если говорить об усопших, не поминаются люди, сознательно лишившие себя жизни. Обо всех остальных Церковь молится.
Рекомендуется писать имена поминаемых в родительном падеже (о здравии/упокоении кого? — Николая, Елены, Павла. ) и полностью (Николая, а не «Коли», Петра, а не «Пети»). Также стоит стараться писать имена, принятые в церковной традиции (Елены, а не Алёны, Сергия, а не Сергея, Георгия, а не Жоры, Геры, Егора или Юрия). При этом указывается крещальное имя человека (у Владлена, Артура или Октябрины совершенно точно есть второе имя, данное при Крещении).
Теперь о титулах. Если говорить о наиболее давней традиции, то никакие титулы, кроме священного сана в записках не указывались. Все имена писались друг под другом, в столбик, и только у духовных особ перед именем стоял какой-либо префикс: «митр.» — митрополита, «еп.» — епископа, «иером.» — иеромонаха, «диак.» — диакона, «мон.» — монаха.
Несколько позже стали добавлять префиксы к именам людей, требующих особого молитвенного поминовения:
Сейчас же многие верующие пытаются как-то выделить практически каждого и священник вынужден тратить много времени на разбор разнообразных фантазий вроде «уч.», «плодон.», «бер.», «отр.» и прочих. Это не является особенно доброй традицией и подобным образом оформлять записки не стоит.
Если вы всё же не помните или не знаете имени человека в крещении, но точно знаете, что крещён он был, пишите как есть — священник помянет его, а Господь итак точно знает, какое имя ему было дано. Но попытаться выяснить церковное имя близкого всё же постарайтесь!
3. В чём смысл разделения записок и какие виды записок бывают?
Записки прежде всего делятся на два вида — о живых и об усопших. На простые и заказные они делятся потому, что в храмах, особенно в больших соборах, записок может быть очень и очень много и поминать все их как заказные бывает очень долго, что затягивает богослужение и бывает физически тяжело для молящихся в храме верующих, которые всю службу проводят на ногах.
Поминовения также делятся на богослужебные и внебогослужебные, одноразовые и многоразовые.
На богослужении читаются только записки о здравии и об упокоении (простые и заказные) и храмовые помянники, куда вписаны родственники священников, церковнослужители, благотворители и т.п.
После богослужения может дополнительно служиться молебен (с водосвятием или без оного, Господу, Богородице или святому, на ту или иную потребность) либо панихида. Молебен служится о живых, панихида — об усопших. На молебне читаются заказные записки о здравии и записки на молебен (с надписью «молебен»), на панихиде — заказные записки об упокоении и записки на панихиду (с надписью «панихида»).
Также существуют и многоразовые поминовения, так называемые «сорокоусты». Они также бывают за живых или за усопших и поминаются в те же моменты богослужения и внебогослужебных молитв, что и заказные записки. Различаются сорокоусты только сроком поминовения — их можно подать на 40 дней (отсюда и название «сорокоуст»), на полгода или сразу на год.
В некоторых храмах и, особенно, в монастырях можно заказать «вечное поминовение» или чтение «Неусыпаемой Псалтири». Как за живых, так и за усопших. Но поскольку такое встречается не везде, эти поминовения мы рассматривать не будем.
4. Денежный вопрос
Как и свеча, записка — это форма нашей жертвы Богу и нашего вклада в содержание храма. В древние времена люди приносили с собой всё нужное для богослужения — хлеб, ладан, воск, масло, вино, сами строили церковь в своём селе и отдавали на её содержание десятую часть доходов.
Нынешнему менеджеру довольно трудно изготовить вино, а заводскому рабочему — насобирать воска из ульев… Поэтому мы приносим в храм деньги и поэтому в церковных лавках существует такая, на первый взгляд иезуитская формулировка, как «рекомендуемая форма пожертвования».
Если вам не будет не хватать денег на крещение, или записку всё решается довольно просто — нужно всего лишь подойти к настоятелю храма, объяснить ситуацию и в абсолютном большинстве случаев он благословит вам подать столько, сколько можете и молитвенно помянет ваших родных так же, как и родных любого другого человека.
Наконец, по поводу записок и имён. Таким методом, как правило, пытаются регулировать количество записок в храмах, в которых очень мало священников и очень много прихожан. В храмах где всё сбалансировано сумму пожертвования обычно считают по количеству записок. Там же, где священник перегружен, устанавливают норму в именах. Тогда человек решает, кто для него действительно важен, а за кого он может помолиться и дома, а священник получает некоторое облегчение при поминовении тысяч и тысяч имён. О нём нам, верующим, тоже неплохо заботиться!
Послесловие
На этом ликбез, посвящённый церковным запискам считаю законченным. В случае, если вы считаете, что какой-либо важный вопрос обойдён вниманием и вы хотели бы разобрать и его, прошу писать в комментариях. В этом случае статья будет дополнена.
Дорогие братья и сёстры, надеюсь с ответом на часть ваших вопросов храм стал для вас чуточку понятнее и дружелюбнее! Приходите почаще в храм, чтобы молиться Господу в обществе единодушных вам православных христиан. Помните, что не только вы сами нуждаетесь в диалоге со Христом, но вашей молитвы также ждут ваши живые и усопшие близкие.
28 апреля в храме Рождества Христова на Святой Земле состоится праздничное богослужение. Вы можете подать записку о здравии Ваших близких онлайн. Записки принимаются до 12-00 (мск) 26 апреля. Записки, поданные позже, будут прочитаны в храме за Литургией в другие дни.