какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру

История исследования организационной культуры

Исследования в области организационной культуры начались в 20-х гг. прошлого столетия. Интерес к влиянию факторов совместной деятельности людей на эффективность организации обусловлен возникновением новых условий хозяйствования, динамизмом, растущей неопределенностью внешней среды, научно-техническим прогрессом, ростом образования персонала, изменением мотивации работников.

Возникновение проблематики организационной культуры связано с именем Джорджа Элтона Мэйо и его знаменитым Хоуторнским экспериментом. Было выяснено, что на производительность труда влияют скрытые психологические и социальные факторы, которые ранее не учитывались. Выводы Мэйо содержали положения о важности наличия общих ценностей, объединяющих людей, «осмысленной жизни» работников в организации; о том, что в организациях помимо формальной организационной структуры имеется некая социальная структура, влияющая на поведение, мотивацию рабочих.

В 50-е гг. ХХв. Мэтт Далтон издана книга «Человек, который управляет», которая содержала проведенные им исследования возникновения культур и субкультур в десятках крупных и средних фирм США и Канады. Ричард Майкл Сайерт и Джеймс Гарри Марч создали «поведенческую теорию социальных целей». В своих работах они показали, как в процессе их совместной деятельности в организации работниками вырабатываются ее основные ценности.

Специальные исследования, посвященные именно организационной культуре, стали проводиться в США еще в 60-е года ХХ века. 1968 Дэвидом Хэмптоном опубликована книга «Организационное поведение и практика менеджмента», где целая глава была посвящена проблемам организационной культуры. Основной причиной возникновения интереса к организационной культуре Хэмптон называет чрезвычайную разъединенность, расчлененность отдельных составляющих организации на малые управляемые единицы, которые необходимо как-то снова соединить.

Традиционно причиной роста интереса к организационной культуре считается противостояние западной и японской моделей управления организациями. Успех японских компаний на фоне спада в американской экономике в 70-х– начале80-х гг. объяснялся особенностями японского менталитета, национальной культуры и традиций, во многом определяющим организационную культуру фирм(сплоченность работников, их верность организации, приоритет интересов компании над личными интересами, др.).

К концу 80-х гг. проблема организационной культуры стала одной из главных тем в вопросах управления организациями в США и Западной Европе. Это связано, прежде всего, с появлением на международном рынке довольно сильного конкурента в области наукоемкой продукции: телекоммуникаций, информационных технологий, электроники, автомобилестроении и т.д. – японских фирм. Практики и теоретики управления США и Западной Европы были одними из первых, кто обратил внимание на организационную культуру как нематериальный фактор успешной конкуренции в силу их экономического благополучия, которое потребовало от производителей поиска новых способов привлечения потребителей. Помимо объективных причин (изменение рыночной конъюнктуры, ужесточение международной и внутренней конкуренции, доступность информации, угроза кризисов и т.п.), столь высокий интерес к организационной культуре в США и Западной Европе был вызван продуманным продвижением самой идеи повышения эффективности деятельности организаций за счет создания этических ценностей, идеологии управления, сплачивающих коллектив, гуманизации предприятий и т.д.

Однако можно сказать, что и советские организации по-своему уделяливнимание организационной культуре. Наиболее яркие примеры – социалистическое соревнование, борьба за обладание переходящего знамени, стремление к перевыполнению плана– годового, пятилетки; приурочивание каких-либо изменений и достижений в организациях к памятным национальным годовщинам; доски почета, совместное празднование различных праздников и т.п. Все это объединяло коллектив, создавало особую внутреннюю атмосферу и психологический климат, формировало специфический имидж и репутацию организации в обществе. А это и есть организационная культура.

К настоящему времени можно выделить три подходя к изучению организационной культуры, отличающиеся пониманием ее сущности и направлением исследования. Первая подход можно определить как «поведенческий». Представители данного подхода в изучении организационной культуры вели свой поиск и анализ закономерностей формирования общих ценностей, понятий, правил и норм поведения персонала организации (исследования Ричарда Майкла Сайерта и Джеймса Гарри Марча; Дэвида Хэмптона). Представители второго подхода акцентировали свое внимание на влиянии организационной культуры на эффективность деятельности организаций (Тэрри Дил и А.Кеннеди; Томас Дж. Питерс и Роберт Уотерман, и др.). В рамках третьего подхода организационная культура рассматривалась как самостоятельный объект исследования. Представители этого подхода разрабатываются модели ее формирования, предлагаются методики оценки, проводится классификация типов культур и т.п. (.Эдгар Шейн, Чарлз Хэнди, Ким Камерон и Роберт Куинн и др.)

Источник

Зарубежный опыт в формировании организационной культуры

3.3. Зарубежный опыт в формировании организационной культуры

Главным инструментом управления в фирмах служит ее культура, основным элементом которой является определенный набор убеждений, совместных ценностей.

Исследования зарубежных специалистов в области культуры организации (Т. Питерс, Р. Уотерман, У. Оуги, И. Ансофф, Д.С. Синк и др.) позволяют выделить восемь признаков, которые наиболее полно характеризуют особенности образцовых, склонных к нововведениям компаний, а именно :

ориентация на действия, на достижение целей; постоянный контакт с потребителем (т.е. лицом к потребителю); самостоятельность и предприимчивость (т.е. склонность компании к нововведениям, способствующая количественному росту в организации лидеров и новаторов); производительность от человека (т.е. когда образцовые компании рассматривают рядовой персонал как главный источник достижений в области качества продуктивности); связь с жизнью, ценностное руководство (это означает, что основная философия организации играет гораздо большую роль в ее достижении, чем технические и экономические ресурсы, оргструктуры, нововведения и т.д.; верность своему делу (компании чувствуют себя лучше тогда, когда они придерживаются в основном того дела, которое знают); простота форм управления, немногочисленность управленческого штата; одновременное сочетание свободы и жесткости в управлении (т.е. когда образцовые компании предстают одновременно и централизованными и децентрализованными). Это означает, что они по большей части распространяют автономию вплоть до цехов и групп разработчиков продуктов, а с другой стороны, они являются фанатичными централистами в том, что касается немногих коренных ценностей, которым они привержены.

Указанное, однако, не означает, что эти ценности присущи для любых структур, с целью достижения успеха в своей деятельности.

помогает сотрудникам развить свои творческие способности и использовать их наиболее эффективным способом; оплачивает труд сотрудников и обеспечивает их служебное продвижение в зависимости от вклада каждого в общее дело; обеспечивает установление двусторонних контактов между руководителем и подчиненным, предусматривающих беспристрастное рассмотрение спорных вопросов и их справедливое разрешение.

Второй принцип. Предоставление услуг потребителю, отвечающих самым высоким требованиям. Для этой цели фирма осуществляет:

исследование потребностей потребителей продукции фирмы и прогнозирование их на перспективу; содействие потребителям в наиболее эффектной эксплуатации своей продукции и использовании предоставляемых услуг.

Третий принцип. Высокое качество является основным условием деятельности. В этой связи любая задача должна выполняться на высоком качественном уровне с использованием имеющегося потенциала. Для этого фирма постоянно стремится и делает все, чтобы:

а) занимать ведущие позиции в новых разработках;

б) знать достижения других, улучшать их насколько это возможно и использовать, если они отвечают требованиям фирмы;

в) производить качественную продукцию на базе самых совершенных проектов при наиболее низких затратах.

Четвертый принцип. Руководитель должен быть эффективным организатором. Это означает, что каждый руководитель должен вовлечь каждого сотрудника в общий трудовой процесс. Для этого руководитель должен:

а) обеспечить руководство, стимулирующее сотрудников на выполнение стоящих перед ними задач на самом высоком уровне;

б) часто встречаться со своими сотрудниками;

в) иметь мужество подвергать сомнению принятые решения и проводимую политику; четко представлять себе потребности фирмы, рабочего участка и отдела;

г) планировать свою работу на перспективу, с готовностью воспринимать новые идеи.

Пятый принцип. Обязательства перед акционерами. С этой целью фирма осуществляет:

бережное отношение к собственности, которую ей доверили;

обеспечение получения значительной прибыли на вложенный капитал;

использование возможностей, обеспечивающих непрерывное увеличение прибыли.

Шестой принцип. Частые взаимоотношения с поставщиками продукции и услуг. В связи с этим фирма осуществляет следующие действия:

выбор поставщиков с учетом качества их продукции и предоставляемых услуг, надежности и ценовой конкурентоспособности;

признание законных интересов поставщика и корпорации при заключении контрактов и добросовестного выполнения конкретных обязательств;

недопущение ненужной зависимости поставщиков от корпорации. Корпорация должна быть организацией, эффективно работающей в сообществе на национальном уровне и в международной сфере.

На основании вышеуказанного видно, что упомянутые принципы отличает обоснованность и каждый из них так или иначе взаимосвязан с необходимостью обеспечения высокого качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.

Источник

История организационной культуры

Вы будете перенаправлены на Автор24

Новизна понятия организационной культуры

Середина 1930-х годов – время, когда сближались различные теории управления организацией. В этот период рос интерес к сущности культуры организации, появлялись различные теории о содержании и развитии организационной культуры.

Необходимо заметить, что ключевые вопросы, связанные с культурой организации, не являются новыми для социальных наук. Существует множество различных публикаций и исследований на тему изучения организационной культуры, но лишь немногие из них содержат новое научное знание. Значительная часть исследований посвящена решению практических задач, анализу моделей поведения человека в организации и другим вопросам, объединенным понятием организационной культуры.

Доказательство существования культуры организации

Одна из версий гласит, что понятие «организационная культура» появилось в 1920-е гг. в СССР. Оно было предложено советским ученым А. Гастевым, который рассматривал производительность труда через призму трудовой культуры человека. Через несколько лет эксперименты Э. Мэйо в Western Electric доказали, что на поведение сотрудников оказывают влияние не только физические факторы. Именно эти эксперименты принято считать пусковым механизмом интереса к организационной культуре как объекту для исследования.

Готовые работы на аналогичную тему

Концептуальное определение организационной культуры и теоретические разработки в данной области продолжили Ч. Барнард и Г. Саймон в конце 1930-х гг, исследуя понятие «организационной морали». Позднее другие специалисты доказали в своих исследованиях эффективность предложенной У. Демингом концепции «философии сотрудничества».

Эмпирические исследования касательно организационной культуры впервые были проведены М. Далтоном в 1950-х гг. Результаты этих и других подобных исследований подтвердили существование внутри организации особой сущности, которая способна оказывать влияние на поведение сотрудников.

Изучение организационной культуры

После эмпирически полученных доказательств существования организационной культуры акцент в исследованиях переместился на изучение ее роли, особенностей и факторов влияния. Об этом свидетельствует такие труды, как работа Д. Хэмптона и Х. Трайса, опубликованная в конце 1960-х гг.

Следующим уровнем исследований становится доказательство взаимосвязи между рыночным успехом организации и характеристиками ее организационной культуры. Уже в начале 1980-х гг. несколько специалистов на примере крупнейших корпораций США продемонстрировали преимущества компаний с развитой корпоративной культурой.

Одновременно с этими исследованиями сфера менеджмента постепенно отказывается от таких корпоративных ценностей, как дисциплина, иерархия, централизация. На смену им приходит коллективизм, ориентация на потребности, творчество и раскрытие личности. Это способствует появлению серьезных теоретических обоснований необходимости существования организационной культуры и управления ею. Основоположником комплексного подхода к понятию организационной культуры принято считать Т. Парсонса.

Источник

Школы изучения организационной культуры. Тенденции развития

какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Смотреть фото какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Смотреть картинку какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Картинка про какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Фото какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Смотреть фото какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Смотреть картинку какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Картинка про какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Фото какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Смотреть фото какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Смотреть картинку какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Картинка про какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Фото какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Смотреть фото какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Смотреть картинку какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Картинка про какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Фото какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру

какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Смотреть фото какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Смотреть картинку какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Картинка про какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Фото какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру

какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Смотреть фото какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Смотреть картинку какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Картинка про какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Фото какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру

Организационная культура возникает и развивается по законам, схожим с законами развития культуры человеческого общества, группы людей, каждого отдельно взятого человека. Она представляет собой часть культуры нации, региона, государства, общества и во многом определяется ими. Процесс изменений в культуре в наибольшей степени связан со сменой ценностных ориентаций, которые происходят в социальной группе (обществе, государстве, организации). Изменение ценностей организации неизбежно приводит к изменению организационной культуры.

Таблица 2.1 – Школы изучения организационной культуры

Современные исследования показали, что в настоящее время наблюдается тенденция ослабления крайнего индивидуализма работников организации и стремление руководства их сплотить. Сравнительная схема приоритетных ценностей в организационной культуре США, Западной Европы, СССР (РФ), Японии и восточных мусульманских стран и современных тенденций ее развития представлена на рисунке 2.1.

какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Смотреть фото какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Смотреть картинку какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Картинка про какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Фото какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру

Рисунок 2.1 – Эволюция развития приоритетных ценностей организационных культур

Изменения в тенденциях развития организационных культур зарубежных стран вызвано:

· крайне нестабильной внешней средой,

· высокой мобильностью работников,

· изменением производственных отношений и условий труда,

В России пока еще очень сильны такие приоритеты как индивидуализм, личный успех и продвижение вверх по карьерной лестнице. Интеграция российских организаций в мировое сообщество, их объединение требуют формирования той идеологии управления, которая бы соответствовала общемировым тенденциям.

какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Смотреть фото какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Смотреть картинку какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Картинка про какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру. Фото какие зарубежные научные деятели изучали организационную культуру

Культура, как нации, так и организации, передается от человека к человеку, из поколения в поколение способом, схожим с генетическим наследованием.

Источник

Зарубежный опыт в формировании организационной культуры

3.3. Зарубежный опыт в формировании организационной культуры

Главным инструментом управления в фирмах служит ее культура, основным элементом которой является определенный набор убеждений, совместных ценностей.

Исследования зарубежных специалистов в области культуры организации (Т. Питерс, Р. Уотерман, У. Оуги, И. Ансофф, Д.С. Синк и др.) позволяют выделить восемь признаков, которые наиболее полно характеризуют особенности образцовых, склонных к нововведениям компаний, а именно :

ориентация на действия, на достижение целей; постоянный контакт с потребителем (т.е. лицом к потребителю); самостоятельность и предприимчивость (т.е. склонность компании к нововведениям, способствующая количественному росту в организации лидеров и новаторов); производительность от человека (т.е. когда образцовые компании рассматривают рядовой персонал как главный источник достижений в области качества продуктивности); связь с жизнью, ценностное руководство (это означает, что основная философия организации играет гораздо большую роль в ее достижении, чем технические и экономические ресурсы, оргструктуры, нововведения и т.д.; верность своему делу (компании чувствуют себя лучше тогда, когда они придерживаются в основном того дела, которое знают); простота форм управления, немногочисленность управленческого штата; одновременное сочетание свободы и жесткости в управлении (т.е. когда образцовые компании предстают одновременно и централизованными и децентрализованными). Это означает, что они по большей части распространяют автономию вплоть до цехов и групп разработчиков продуктов, а с другой стороны, они являются фанатичными централистами в том, что касается немногих коренных ценностей, которым они привержены.

Указанное, однако, не означает, что эти ценности присущи для любых структур, с целью достижения успеха в своей деятельности.

помогает сотрудникам развить свои творческие способности и использовать их наиболее эффективным способом; оплачивает труд сотрудников и обеспечивает их служебное продвижение в зависимости от вклада каждого в общее дело; обеспечивает установление двусторонних контактов между руководителем и подчиненным, предусматривающих беспристрастное рассмотрение спорных вопросов и их справедливое разрешение.

Второй принцип. Предоставление услуг потребителю, отвечающих самым высоким требованиям. Для этой цели фирма осуществляет:

исследование потребностей потребителей продукции фирмы и прогнозирование их на перспективу; содействие потребителям в наиболее эффектной эксплуатации своей продукции и использовании предоставляемых услуг.

Третий принцип. Высокое качество является основным условием деятельности. В этой связи любая задача должна выполняться на высоком качественном уровне с использованием имеющегося потенциала. Для этого фирма постоянно стремится и делает все, чтобы:

а) занимать ведущие позиции в новых разработках;

б) знать достижения других, улучшать их насколько это возможно и использовать, если они отвечают требованиям фирмы;

в) производить качественную продукцию на базе самых совершенных проектов при наиболее низких затратах.

Четвертый принцип. Руководитель должен быть эффективным организатором. Это означает, что каждый руководитель должен вовлечь каждого сотрудника в общий трудовой процесс. Для этого руководитель должен:

а) обеспечить руководство, стимулирующее сотрудников на выполнение стоящих перед ними задач на самом высоком уровне;

б) часто встречаться со своими сотрудниками;

в) иметь мужество подвергать сомнению принятые решения и проводимую политику; четко представлять себе потребности фирмы, рабочего участка и отдела;

г) планировать свою работу на перспективу, с готовностью воспринимать новые идеи.

Пятый принцип. Обязательства перед акционерами. С этой целью фирма осуществляет:

бережное отношение к собственности, которую ей доверили;

обеспечение получения значительной прибыли на вложенный капитал;

использование возможностей, обеспечивающих непрерывное увеличение прибыли.

Шестой принцип. Частые взаимоотношения с поставщиками продукции и услуг. В связи с этим фирма осуществляет следующие действия:

выбор поставщиков с учетом качества их продукции и предоставляемых услуг, надежности и ценовой конкурентоспособности;

признание законных интересов поставщика и корпорации при заключении контрактов и добросовестного выполнения конкретных обязательств;

недопущение ненужной зависимости поставщиков от корпорации. Корпорация должна быть организацией, эффективно работающей в сообществе на национальном уровне и в международной сфере.

На основании вышеуказанного видно, что упомянутые принципы отличает обоснованность и каждый из них так или иначе взаимосвязан с необходимостью обеспечения высокого качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *