какие заводы есть в турции
Обзор промышленности Турции
Переломным моментом в турецкой экономике стали 80-ые годы прошлого века, превратившие страну в современное индустриальное государство – одно из самых развитых в своём регионе. Причиной такого бурного роста стали:
По уровню своего экономического потенциала, Турция занимала к 2018-му году 18-ое место в мире. Третью часть её экономики составляет промышленность, на 85% состоящая из обрабатывающих отраслей.
Недра республики насчитывают более 100 видов минеральных ресурсов, представленных:
В настоящее время страна занята добычей 53-х видов минеральных ресурсов: таких как уголь, руды чёрных и цветных металлом, нерудные строительные материалы, извлечением которых занимаются ряд государственных и частных компаний, работающих с привлечением иностранных инвесторов.
Важную роль в экономике играет металлургия и металлообработка, специализирующиеся на производстве чугуна, стали, алюминия в виде листового и сортового проката, труб, арматуры, готовых отливок. Изделий, предназначенных для внутреннего потребления и параллельно составляющих значительную часть экспортных поставок.
Машиностроительная отрасль производит:
Химический и нефтехимический сектор экономики, оснащенные новейшим оборудованием, демонстрируют наиболее высокие темпы развития. Их продукция представляет значительный интерес для целого ряда государств Европы и Азии, обеспечивая потребителей моющими средствами, парфюмерией, косметикой, лакокрасочной продукцией, пластмассами, агрохимией, искусственными волокнами. По производству фармацевтической продукции Турция удерживает 16-ое место среди самых крупных изготовителей лекарственных средств.
Имеется и хорошо развитая индустрия строительных материалов:
Предметом национальной гордости является лёгкая промышленность, исторически освоившая производство текстиля, кожаных и швейных изделий, завоевавших всемирное признание и соответственно – значительную долю европейского и азиатского рынка в своём сегменте непродовольственных товаров первой необходимости. Развивая производство брендовой продукции, турецкие производители не уступают своих позиций в изготовлении металлических и пластмассовых аксессуаров к предметам одежды и обуви. Также достаточно популярными остаются знаменитые турецкие ковры.
Пищевая промышленность в значительной степени представлена мучными и кондитерскими изделиями. Меньшую долю в ней составляют мясомолочная продукция, рыба, сахар, фрукты и овощи.
Без всякого преувеличения можно констатировать, что турецкая экономика и промышленность нашла свой оптимум развития. Широчайший спектр самых разнообразных отраслей, умело приспособленных к макроэкономической ситуации, как в собственном государстве, так и прилегающих территориях трёх континентов, позволяют стране организовать экспорт своей продукции во множество стран мира. Причём, достаточно высокого уровня качества, пользующейся спросом и популярностью. Важным плюсом к этому служит уникальность месторасположения, помноженная на богатство природных ресурсов, а также, – длительный исторический опыт организации самых разнообразных ремёсел, приведший к созданию многоотраслевой промышленности.
Промышленность Турции
Общие сведения о промышленности Турции
Промышленность Турции преимущественно обрабатывающая – 82 %. На долю добывающих отраслей приходится 10%. С 80-х г. XX в. страна из аграрной превратилась в индустриальную и показывает стабильный рост благодаря:
Химическая промышленность
Данная отрасль промышленности быстро растёт и развивается. В начале XXI в. здесь на 4 тыс. предприятий работали 81,5 тыс. чел. Турецкий химический сектор поставляет сырьё для текстильной промышленности и автопрома.
Центры химической промышленности в стране:
Химические товары из Турции экспортируют в:
Турция – региональный центр управления, производства и экспорта ведущих брендов химической промышленности. Производственные мощности, которых неуклонно наращиваются.
На мировом рынке пластмасс 3% принадлежит турецкому производству.
Азотные, фосфатные, карбамид и сложные удобрения выпускают 7 местных компаний.
На фармацевтический сектор в стране приходится 10% от объёмов химической промышленности.
В секторе моющих средств Турции важную роль играют иностранные инвестиции. Крупнейшими в мире являются 15 местных компаний, часть из них входит в крупные корпорации. Развитие сельского хозяйства даёт возможность использовать в мыловарении качественные местные растительные добавки.
В стране интенсивно развивается производство косметических средств. Особое значение в секторе имеют средства по уходу за волосами, где 58% составляют шампуни
Благодаря наращиванию производств в машиностроительной промышленности вырос спрос на лакокрасочную продукцию. Этим направлением занимаются 600 предприятий.
Здесь находится самый крупный на Ближнем Востоке завод, производящий соду.
Нефтехимическая промышленность
Для экономики Турции данная отрасль имеет большое значение. Главная компания в сегменте – Petkim. Она занимает около 30% местного рынка.
Данная отрасль выпускает:
Полимеры – основной продукт нефтехимии. Основными потребителями которого являются:
Лёгкая промышленность
Более 30% трудового населения занято в текстильном, швейном и кожевенном производстве. Лёгкая промышленность не может похвастать серьёзными государственными и частными иностранными инвестициями. В связи с тем, что страны Азии составили серьёзную конкуренцию, местные компании переходят в более дорогой сегмент – осваивают изготовление брендовой продукции. Значительный объём доходов позволяет получать ковровая промышленность. Высокий темп развития имеет производство расходных материалов:
Пищевая промышленность
Доля пищевой промышленности в турецком общем производстве составляет 20%.
Более 40% в данном секторе составляет производство продуктов из крахмала и зерна. На молочные продукты приходится 14,5%. Мясные продукты занимают 13,7% сектора. На кондитерские изделия и сахар приходится 12,4%, 7,2% – производство обработанных овощей и фруктов. Изготовление растительных масел – 6%. Рыбные продукты составляют 2% от общей продукции пищевой промышленности Турции.
Текстильная промышленность
На турецкую текстильную продукцию приходится 3% от мирового экспорта. Центры данной отрасли находятся в:
В начале XX в. текстильной промышленности отводилась ведущая роль, была создана ассоциация производителей домашнего текстиля. Положительное влияние на развитие сектора оказывает большое количество собственных ресурсов. Турция находится на 7 месте по количеству выращенного хлопка. В производстве здесь так же используется шёлк, шерсть и синтетические волокна. Отрасль поддерживается постоянными инвестициями. Оборудование на текстильных производствах постоянно обновляется, в производство внедряются новейшие технологии.
В настоящее время возрастает спрос на технический текстиль в различных сферах деятельности:
Турция является лидером по экспорту больших мешков и сумок.
Швейная промышленность
На хлопчатобумажную одежду приходится 80% экспорта, данной отрасли. На вязанную одежду – 60%, на тканную – остальное. Основная часть швейных производств приходится на:
Наиболее востребована одежда из кожи и меха, здесь Турция находится на 3 позиции после Китая и Италии.
Кожевенное и обувное производство
Не менее важной подотраслью является кожевенное и обувное производство. Около 2% от объёма промышленного производства приходится на изготовление кожаных изделий. Центры кожевенного производства, в котором задействовано 130 тыс. чел., находятся в:
На выделку шкур приходится 32% от объёма отраслевого производства. Изготовление готовой одежды занимает 33%. Обувное производство составляет 30%, 5% – кожгалантерея.
Турция находится в 10 крупнейших стран по производству кож и сырых шкур. Основная проблема данного сектора – зависимость производства от импортных красителей и химических веществ для обработки кожи.
В обувной промышленности задействовано на 4,7 компаниях 27 тыс. рабочих. Основные поставки отправляются в:
Энергетика
Энергетика для Турции – основная отрасль промышленности. От неё в зависимости находятся всё производство и экономическое благополучие страны. Сейчас основная часть энергии поступает в страну из-за рубежа. Доля государственного сектора в производстве электроэнергии составляет 53%.
66% мощностей турецких электростанция приходится на ТЭС. На газовых электростанциях получают 44% энергии. Процент электростанций работающих на мазуте и нефти сокращается.
ТЭС, работающие на турецком буром угле, находятся в:
Нефтяные ТЭС расположены в Хопе и Стамбуле. Геотермальная электростанция находится в Денизли. ТЭС, работающие на привозном газе, находятся в:
С середины 2000-х г. правительство страны стало поддерживать возобновляемую энергетику.
На ГЭС получают 33% энергии.
На долю альтернативной энергетики приходится 1%. Основная часть ветрогенераторов находится на побережье Мраморного и Эгейского морей. Турция входит в 5 стран лидирующих по потенциалу геотермических ресурсов, но использует их на 3%.
Черная металлургия
Турецкая черная металлургия по уровню развития находится на 11 месте. Основные проблемы данной отрасли:
Но несмотря на это годовой пророст добычи руды превышает 10%.
Железную руду добывают в районах:
В структуре импорта турецкой металлургии основная часть приходится на плоский прокат и лом чёрных металлов. В экспорте 76% составляет длинномерный прокат.
Цветная металлургия
Основу цветной металлургии Турции составляет алюминиевая промышленность, которая выпускает:
Завод Eti Aluminyum имеет свою ГЭС и единственный выпускает глинозём и первичный алюминий. Сырьё импортируется из:
Готовые изделия отправляются в:
Меднорудное производство в основном работает на привозном сырье. Karadeniz Bakir sletmeleri и Eti Bakir – единственные в стране производители черновой меди.
Машиностроение
Производство станков и оборудования играет главную роль в крупной обрабатывающей промышленности. 85% потребностей в машиностроительном производстве обеспечивается местными ресурсами. Годовой темп роста данного сектора составляет свыше 9%. Доля машиностроительной отрасли в общем экспорте составляет 9%. Она находится на 4 месте по значимости среди экспортных отраслей. Более половины станков и оборудования отправляют в страны ЕС и США. В стране производят трактора, комбайны.
Автомобилестроение
Основу производства данного сектора составляют легковые и малые коммерческие автомобили. Здесь занято 400 тыс. работников. Турция входит в 15 крупных мировых производителей автомобилей. Страна является главным европейским поставщиком автомобильных комплектующих. 75% продукции данного сегмента экспортируется.
Станкостроение
Центрами текстильного и швейного оборудования являются районы Стамбула и Измира. Экспортируется продукция в:
Центры производства пищевого оборудования:
Электроника и электротехника
Данная подотрасль активно развивается и внедряет в производство новейшие технологии. Страна занимает 5 место в мире по экспорту бытовых приборов.
Промышленные города Турции
Турецкая Республика находится на территории Передней Азии и частично занимает часть южной Европы. Государство можно причислить к средним по площади (783 562 кв км). Это развивающаяся индустриальная страна с довольно сильной экономикой. Ей принадлежит 15-е место на планете по экономическим показателям. Наиболее развита обрабатывающая промышленность (ее доля составляет почти 85% в общем объеме). Перспективными отраслями являются: металлургическая, химическая, электротехническая, машиностроительная, пищевая. Хорошо развито производство текстиля, обработка кожи, фармацевтика. Хороший вклад в экономику приносит туризм, что объясняется большим наличием курортных городов (Турцию омывает 4 моря). Иностранные компании активно инвестируют средства в турецкий рынок. Специфическим моментом экономики Турции является то, что здесь преобладают средние и маленькие частные организации. Существуют хорошо развитые регионы с высокой концентрацией производств, сосредоточенные вокруг больших мегаполисов (Стамбул, Измир). Восточная часть страны отстает от западной и является более бедной.
Промышленные города Турции
Стамбул — высокие темпы индустриализации
Стамбул — крупнейший мегаполис Турецкой Республики, где сосредоточены основные производственные мощности. Также он является важным морским узлом. Он находится на берегах Босфора, который делит территорию Стамбула на 2 части. Численность населения составляет 15 000 000 человек (1-е место по стране). Экономика города развивается стремительными темпами. Здесь сосредоточена 1/5 всей рабочей силы страны. Средний показатель ВВП по Стамбулу намного превышает это значение по стране. Высокая производительность предприятий агломерации позволяет собирать около 40% от общего количества налогов государства. Также Стамбул является местом концентрации миллиардеров. Их насчитывается около 30 — самое большое количество по стране.
Важное значение для экономики Стамбула играют такие отрасли:
Также очень хорошо развито производство текстиля, стекла, полиграфии, табака, электроники. Текстильная отрасль — самый старый и ведущий экономический сектор. Турецкие предприятия лидируют по изготовлению шерсти, синтетических, хлопковых тканей, ниток. Главные производственные мощности сосредоточены в окрестностях Стамбула. Здесь располагается около 3-х десятков текстильных фабрик. Наиболее известные из них: Atateks Tekstil, Akin Tekstil, Kilim Grubu Kartaltepe, Flokser Tekstil, Şahinler Mensucat, Aydin Mensucat. Смежной с текстильной отраслью является производство одежды. Турция — один из ведущих поставщиков готового платья в страны Евросоюза. Стамбул является лидером по производству женской и мужской одежды, а также обуви, аксессуаров. Это центр моды, где расположено множество торговых центров, дизайнерских бутиков. По изготовлению меховой и кожаной одежды страна занимает 3-е место на планете. Крупнейшими фабриками Стамбула являются Saray Hali, Aydinli Hazir, Mintay Tekstil.
Другой ведущей отраслью экономики Стамбула является машиностроение. Оно включает производство: грузовиков, легковых автомобилей, автобусов, спецтехники, запчастей. На территории агломерации находятся автозаводы таких компаний, как: Cava Makina, Pino Karavan, Mercedes-Benz, Uso Egzoz, Tesa Otomotiv, Carma, Armi Otomotiv. Стремительно растущей отраслью можно назвать изготовление бытовой и промышленной техники и электроники. Турция занимает 5-е место по экспорту домашней техники: холодильников, стиральных, посудомоечных машинок, компьютеров. Стамбул имеет такие заводы: Philips, Candy, Canovate Group, Arzum. Также большая доля экспорта принадлежит изделиям, покупаемым туристами. К ним относятся: сувенирная продукция, разнообразные сладости, чай, кофе, приправы.
Анкара — важнейший индустриальный центр
Анкара — столица Турецкой республики. Это большой мегаполис с численностью населения почти 5 000 000 человек. Это очень перспективный город по экономическим показателям. Анкара играет важнейшую роль в финансовом секторе страны после Стамбула. Ее перспективное положение объясняется удачным географическим местоположением. Она находится на пересечении транспортных магистралей, связывающих ее с другими крупными городами. На территории агломерации Анкары расположены каменноугольные разработки, металлургические базы, сельскохозяйственные ресурсы.
Промышленная зона отделена от жилых районов мегаполиса для того, чтобы избежать загрязнения и хаотичности. На ее территории расположено более 50 000 производственных объектов. Ведущими являются автомобильный, авторемонтный сектора, электротехническая отрасль. Развивается военное машиностроение, аэрокосмическая отрасль. Крупные предприятия, работающие в этой сфере:
Измир — аграрный-промышленный регион
Измир — третий по величине крупнейший город Турции. Это важнейший промышленный, финансовый центр страны, наряду с Анкарой, Стамбулом. Здесь хорошо развит аграрный сектор, что определяется географическим положением Измира. Он расположен на побережье Эгейского моря, на плодородных равнинах. Огромные территории занимают оливковые, инжирные рощи, хлопковые, табачные поля, виноградники. Продукты сельхозпроизводства идут на экспорт в европейские страны. Доля измирского табака составляет до 25% общетурецкого экспорта. Также Измир — крупнейший изготовитель меда.
Регион богат минеральными ресурсами. Тут находятся месторождения каменного угля, железной руды, асбеста, мрамора, золота. Промышленный сектор представлен такими отраслями: нефтепереработка, металлургия, транспортное машиностроение, автомобилестроение. Здесь расположен производитель грузовиков и автобусов BMC Sanayi ve Ticaret A.Ş. перспективными отраслями считаются: энергетика, химпром, изготовление строительных материалов.
Крупнейшие компании промышленности Турции
Крупнейшие турецкие компании выстроены в рейтинг по посещаемости их корпоративных сайтов.
Турция — государство в Западной Азии, основная часть которого находится на полуострове Малая Азия. Омывается Черным, Мраморным и Средиземным морями.
Самоназвание страны «Turkiye» состоит из двух частей — турецкого «тurk» — «сильный» и и арабского суффикса «iye» — «владелец» или «связаный с»; т.е. «Турция» можно перевести как «земля, принадлежащая сильным».
Валюта: турецкая лира
Рейтинг промышленных компаний Турции
OTOYOL A.S. |
Страна: Турция |
Адрес: Istanbul, Ankara Asfalti Yani, No: 5 Tiryaki Hasan Pasa Sokak Kartal, 34880 Istanbul |
Телефон: +90 216451 60 61 |
Сайт: www.otoyolas.com.tr |
Alexa Rank: 105 262 |
Otoyol — турецкий производитель малых автобусов и грузовиков. Автобусы компании выпускаются с собственными кузовами на шасси итальянской фирмы Iveco. Otoyol имеет сборочные предприятия в Иране. |
ALARKO CARRIER SANAYI VE TICARET A S |
Страна: Турция |
Адрес: Kocaeli, Gebze Organize Sanayi Bolgesi Sehabettin Bilgisu Caddesi Gebze, 41480 Kocaeli |
Телефон: +90 262648 60 00 |
Сайт: www.alarko-carrier.com.tr |
Alexa Rank: 292 546 |
С момента своего основания в 1954 году Alarko Sanayi ve Ticaret A.Ş. работает в области отопления, охлаждения, кондиционирования воздуха и повышения давления воды. В 1998 году компания наладила равные. |
CONSTMACH |
Страна: Турция |
Город: АНКАРА |
Адрес: Yenmiş Mah. Yenmiş Fabrika Yolu, Küme Evleri No:8 Kemalpaşa / İzmir / Turkey. |
Телефон: +90 542 7661315 |
Сайт: www.constmach.com |
Alexa Rank: 759 325 |
CONSTMACH является ведущим производителем бетонных заводов в Турции с 2002 года. CONSTMACH производит свои бетонные заводы на своем заводе, площадь которого составляет 5.000 м2 в Анкаре, где находитс. |
Компрессорное и пневматическое оборудование
DALGAKIRAN BASINCLI HAVA MAKINALARI TICARET VE SANAYI A S |
Страна: Турция |
Город: Istanbul |
Адрес: Istanbul, Eyup Sultan Mahallesi, Yanyol Muminler Deresi Mevkii Kartal, 34885 Istanbul |
Телефон: +90 216311 71 81 |
Сайт: www.dalgakiran.com |
Alexa Rank: 1 174 101 |
Компания Dalgakıran Kompresör основана в 1965 году в Каракее, Стамбул. Являясь крупнейшим производителем и экспортером промышленных компрессоров в Турции, компания сегодня продолжает осуществлять. |
AJAN Elektronik |
Страна: Турция |
Город: ÇİĞLİ/İZMİR |
Адрес: 10039 SOK. NO:10 AOSB MAH. 35620 |
Телефон: 00 90 232 328 12 02 |
Сайт: www.ajancnc.com |
Alexa Rank: 1 702 093 |
Компания Ajan Elektronik была основана в 1973 году. Основным продуктом производства на тот период было изготовление бесперебойных источников питания. После накопления достаточного опыта, фирма Ajan на. |
MEMAK MACHINE |
Страна: Турция |
Адрес: Konya, 4. OSB Kayacik Mah. 103. Cd. No:10, 42100 Konya |
Телефон: +90 50 75 68 15 25 |
Сайт: memak.com |
Alexa Rank: 1 931 919 |
Совершенство не цель Memak, это объединение культур. Всегда стремясь достичь наивысшего качество никогда не снижается производства до продаж и после продажи на всех этапах, поскольку первые машины, из. |
ГЮНМАК Мельничные и Конвейерные Оборудования |
Страна: Турция |
Город: Газиантеп |
Адрес: 4. Organize Sanayi Bölgesi 83418 Street No:10 |
Телефон: +90 533 968 6017 |
Сайт: www.gun-mak.com |
Alexa Rank: 3 538 180 |
Компания GUNMAK GUNEY MILLING & CONVEYOR MACHINERY LTD. CO. за рекомендовавшая себя как надежного партнера так и производителя высококачественного и надежного мельничного оборудования, предлагает. |
Goztepe Makina |
Страна: Турция |
Адрес: Yenicekoy Belediyesi, Dere Mah. 319 Sk. No: 2 Inegol, Bursa, Turkey |
Телефон: +90 224 738 1300 |
Сайт: www.goztepemakina.com.tr |
Alexa Rank: 4 520 633 |
Компания Goztepe Makina проектирует и выпускает как комплектные производственные линии переработки, заморозки, засушки и консервации овощей и фруктов, так и отдельные машины: моечные, калибровочные ма. |
Поделитесь страницей «Крупнейшие компании промышленности Турции» в Социальных сетях
Наследие Османской империи: автомобильная промышленность Турции
Находясь на отдыхе в Турции, наши соотечественники обращали внимание на какие-то «не такие» Жигули, регулярно встречающиеся на дорогах этой страны, а также на обилие Рено, Фиатов и Фордов. Причина тому проста, хоть и необычна. Как это ни удивительно звучит, но все это отечественная, а не импортная техника! Турецкая автомобильная промышленность относительно молодая, однако сегодня после пищевых продуктов и текстиля именно автопром является третьей составляющей экспортной продукции, а в производстве машин в стране занято около 300 тысяч граждан.
Как все начиналось
Е ще в конце двадцатых годов прошлого века Вехби Коч стал официальным дилером Ford в Анкаре. Этот молодой предприниматель со временем стал главным представителем Ford и Fiat на территории Турции и Сирии, не только продавая Форды и Фиаты в этих странах, но и занимаясь их обслуживанием. В 1959 году Коч основал фирму Otosan Otomobil, по-прежнему представляя бренд Ford, но при этом и выпуская Форды в Турции. Поговаривают, что в то время турецкий промышленник даже спас свою страну от дефолта.
Когда в конце пятидесятых первая государственная попытка создания национального автомобиля закончилась неудачно, руководство Турции привлекло к проекту именно Коча – как главного автомобилиста страны. Совместными усилиями и при государственном финансировании была создана компания Anadol, которая должна была выпустить турецкого первенца. Для этого Коч приобрел лицензию у английской фирмы Reliant, что позволило ему производить автомобили на базе чужой платформы. Однако турецкий предприниматель пошел дальше и занялся разработкой собственной конструкции – конечно, с использованием опыта и наработок британцев.
В 1972 году Anadol представляет свою собственную модель – Anadol A1 Mark II со стеклопластиковым кузовом, которая сразу же начинает пользоваться большим успехом.
В дальнейшем было разработано еще несколько моделей – в частности, универсал и даже спортивное купе STC-16, доводкой ходовых качеств которого занимались в Великобритании.
Купе STC-16 даже принимало участие в нескольких ралли!
Увы, по массовости производства они не могли сравниться с первенцем марки, а уже к 1982 году компания не смогла конкурировать с другими турецкими производителями, которые выпускали лицензионные автомобили мировых брендов.
Ситуацию не спасла даже новая модель A8-16, внешне сильно напоминавшая шведский Saab. Несмотря на амбициозные планы по выпуску этой машины с роторным двигателем Ванкеля (!), в год удавалось реализовать всего лишь 1 000 Анадолов, вследствие чего работа автозавода по выпуску этих машин стала нерентабельной. Со временем компания была выкуплена «Фордом», а производство Анадолов полностью прекратили в 1991 году.
Согласитесь – в нем есть что-то от Saab!
Турецкоподданные
Такое фиаско собственного проекта не слишком-то и удивительно – ведь еще с начала шестидесятых в Турции начинается массовое производство автомобилей по лицензии. После Ford Otosan были запущены BMC, Askam, Karsan, MAN, Otoyol, A.I.O.S. и даже Mercedes-Benz!
Очень важными марками для турецкого автопрома являются Renault и Fiat: в конце шестидесятых годов в стране были запущены заводы по производству лицензионных Рено и Фиатов под марками Oyak-Renault и TOFAŞ соответственно. Они выпускали тех самых «граждан мира» – лицензионные модели Renault 12 и Fiat 124.
Именно они стали для Турции тем же, чем Dacia 1300 для Румынии, а ВАЗ-2101 для СССР – началом эры массового легкового автомобиля.
Интересно, что основателем компании Tofaş Türk Otomobil Fabrikası A.Ş является все тот же Вехби Коч, а часть акций компании TOFAŞ сегодня принадлежит его детищу – финансово-промышленному холдингу Koç Holding, который пребывает в собственности семьи Коч. Кроме брендов Ford Otosan и TOFAŞ, в состав «техноимперии» также входит марка Otokar – крупный производитель автобусов и военной техники.
Несмотря на то, что изначально все автомобили собирались из импортных комплектующих, за несколько десятилетий локализация производства поднялась до такого уровня, что Рено и Фиаты безо всяких скидок стали считаться отечественными. Да и не только они – в девяностые годы в Турции начали выпускать автомобили Toyota, Honda и Hyundai. Ведь еще в семидесятые годы государство запретило импорт готовых машин и административными методами воздействовало на ввоз комплектующих, а также всячески стимулировало производство автомобилей с целью их последующего экспорта. Таким образом, «турецкое автомобильное чудо» объясняется последовательностью государственной политики в отношении машиностроительной отрасли и четкими мерами по укреплению собственного автопрома.
Интересно, что при этом доступные и всенародно любимые «турецкие жигули» под маркой Tofas Murat/Serçe 124 в несколько модернизированном виде продержались на конвейере аж до 1994 года, уступив со временем место современным Фиатам, которых в Турции выпускалось более десятка различных моделей. Интересно, что автомобили итальянской марки производятся как для внутреннего турецкого рынка, так и на экспорт – из около 400 000 ежегодно произведенных машин примерно 40% поставляются в около 80 стран мира. «Турецкоподданные» Фиаты моделей Albea, Doblo, Qubo и Fiorino также экспортировались и в страны СНГ, потому труд турецких рабочих наши автомобилисты могли оценить на практике.
Впрочем, многие модели Renault, которые ездят по нашим дорогам, также имеют турецкое происхождение, поскольку произведены на заводе Oyak-Renault. По мощности он лишь немного уступает Тофашу, выпуская в год более 350 000 различных моделей Renault, причем для французской компании турецкое производство является стратегически важным.
Автомобильным центром Турции сегодня по праву считается Бурса, где как раз и находятся предприятия Oyak-Renault и Tofaş, причем кроме Фиатов на Тофаше выпускают Citroen, Peugeot, Opel и Vauxhall. А еще это предприятие является единственным в стране автопроизводителем, который одновременно изготавливает как легковые автомобили, так и коммерческую технику.
«Турецкая автогеография» — расположение предприятий автопрома на карте страны
Более 90% произведенных в стране автомобилей – это легковушки и микроавтобусы. Кроме того, в нескольких разных регионах Турции сегодня работают заводы по выпуску грузовиков и автобусов, причем в большинстве случаев заметна специализация по типам транспорта. Интересно, что до сих пор крупнейшие турецкие автомобильные производители сохранили статус совместных предприятий. К примеру, Oyak-Renault принадлежит Renault и Ordu Yardımlaşma Kurumu (OYAK), Tofaş — собственность Fiat и Koç Holding, владельцами Ford Otosan являются компании Ford и Koç Holding, Toyota Turkey — Toyota и Mitsui & Co., а Hyundai Assan принадлежит фирмам Hyundai Motor и Kibar Holding.
Лидерами турецкого автопрома являются четыре компании – Ford Otosan, с которого все начиналось, а также упоминавшиеся уже Oyak-Renault, Tofaş-Fiat и Toyota. При этом под своими брендами в Турции сейчас производят разве что грузовики и автобусы – BMC, Fargo, Temsa, Otoyol, Sultan, Karsan и т.д. Однако даже если на кабине красуется бренд вроде Man, Mercedes-Benz, IVECO или Isuzu, практически всегда этот автомобиль произведен на местном предприятии.
Мягкий климат успеха
Чем же так интересна современная Турция автомобильным производителям со всего мира? Во-первых, рынок этой страны является достаточно ёмким, ведь в год в Турции выпускают более миллиона машин! Во-вторых, турецкая банковская система отличается значительной либеральностью, а законодательство страны – дружественным отношением к инвесторам. Вообще, турки согласовали свои законы с европейскими и заключили таможенный союз с ЕС, что позволило европейским автомобильным инвесторам закрепиться на турецком рынке на интересных для себя условиях. Вдобавок Турция имеет выгодное географическое положение относительно стран Европы, а длительное присутствие передовых автомобильных технологий в сочетании с не самой высокой стоимостью рабочей силы позволяют Турецкой Республике быть одной из самых привлекательных производственных площадок в Европе. Характерный пример – свои грузовики Cargo для рынков Европы, Азии и Африки компания Ford выпускает только на турецком заводе.
Если в первые автомобильные десятилетия правительство старалось защитить собственный рынок заградительными пошлинами и другими ограничениями, то в девяностые годы, напротив, в Турции отменили квоты по импорту и даже ввели субсидии на экспорт. Инвесторы и производители комплектующих на законодательном уровне были освобождены от уплаты НДС и налогов соответственно. Словом, все время руководство страны не только не мешало своему автопрому, но и всячески стимулировало его развитие, причем грамотно. Поэтому уже к концу девяностых годов турецкий рынок стал открытым, а конкуренция – свободной. По сути, на этом этапе Турция полностью интегрировалась экономически в пространство европейского Союза, хотя полноправным членом ЕС эта страна так и не стала до сих пор. Важно, что сегодня правительство Турции стимулирует не только само производство, но и развитие высоких технологий, а также достижения в области разработки и инжиниринга.
Интересно, что объемы импорта автомобилей в страну практически совпадают с количеством экспортных поставок. С одной стороны, это обеспечивает свободу выбора внутреннему потребителю, с другой – позволяет Турции присутствовать на внешних рынках. Причем у турков на этот счет есть амбициозные планы – до 2020 года они рассчитывают производить до четырех миллионов машин, большую часть из которых затем собираются отправлять на экспорт.
Автомобильная промышленность бывшей Османской империи убедительно демонстрирует, как при грамотном управлении можно пройти путь от средневековья до индустриализации. Как показывает турецкий опыт, при этом честное и открытое заимствование чужих технологий может оказаться куда более эффективным, чем изобретение собственного велосипеда.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться