какие заводы закрылись в беларуси
В Белоруссии начали останавливаться крупнейшие промышленные предприятия
Белорусские промышленные гиганты начали останавливать производство и отправлять своих работников в незапланированный отпуск. Речь идет о Минском автомобильном заводе (МАЗ) и «Белшине», передает tut.by.
С 17 февраля остановят работу трех заводов, которые входят в «Белшину». Это завод массовых шин, завод крупногабаритных шин и завод сверхкрупногабаритных шин. При этом планируется, что первые два предприятия возобновят работу с 21 февраля, а последний — с 1 марта.
«Который год предприятие испытывает недостаток оборотных средств, об этом все знают. Мы с этим как-то пытаемся справляться сами, собственными силами. В прошлом месяце „Белшина“ останавливалась, в прошлом году „Белшина“ останавливалась… Если остановилась „Белшина“, на этом же жизнь не останавливается», — заявил начальник отдела идеологической и социальной работы предприятия Юрий Андриевский.
По его словам, некоторые работники продолжат работать, а те, кто уйдут в отпуск, будут получать две трети оклада.
В свою очередь, на МАЗе в феврале и марте предусмотрены «целосменные простои», что коснется около 30% работников. При этом рабочие заводов основного производства будут трудиться. По словам директора предприятия по кадрам, соцвопросам и идеологической работе Зои Таран, «работники, которых отправят на целосменный простой, получат не менее двух третей тарифной ставки».
«Это связано с эффективностью производства. По объемам производства принято решение, что можно таким образом не привлекать всех работников к работе. Основное производство работает все. Конвейер, автобусный завод, механосборочный завод — все заводы работают в полном объеме, 100%. Кроме того, по мере необходимости их приглашают на работу и в субботу», — заявила она.
Напомним, основными рынками сбыта белорусской промышленности является Россия. При этом начало года оказалось для данной отрасли экономики Белоруссии крайне неудачным. Согласно данным Национального статистического комитета, объем производства промышленной продукции в стране в январе 2020 года сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в сопоставимых ценах на 5,8%.
«Петр Михайлович на месте». А директора всех крупных сахарных заводов Беларуси — нет
По поводу событий на борту «Белавиа», который направлялся в Мюнхен, а приземлился в Гродно, в будущем снимут блокбастер. Официальной информации нет. Ни от Следственного комитета, ни от Комитета госбезопасности, ни в Пограничном комитете, ни в «Белавиа». Тем временем из приемных пропали сразу четыре директора сахарных заводов.
В условиях сплошных утечек информации главными поставщиками новостей были очевидцы. Отсюда потекла ошибка с фамилией Рудник. Самый известный ее обладатель — Петр, бывший глава Могилевской области, а ныне директор «Могилевхимволокно». Однако, по имеющейся информации, Петр Рудник к обсуждаемым событиям отношения не имеет. Это подтверждают и по месту работы.
— Петр Михайлович на месте, это какая-то ошибка, — рассказали в приемной могилевского завода.
А вот Николая Прудника (созвучная фамилия), с 2004 года руководящего Слуцким сахарорафинадным заводом, на месте нет. Официально — в отпуске.
SlutskGorod ссылается на очевидцев: в доме руководителя сахарного завода в субботу прошел обыск. Мобильный телефон Николая Прудника сегодня недоступен. В приемной Слуцкого сахарорафинадного комбината Onliner сообщили, что директор находится в отпуске:
— Больше никакой информации не слышали. На предприятии у нас все как обычно.
Источник, близкий к окружению Прудника, подтвердил SlutskGorod, что директор собирался лететь на отдых вместе с Михаилом Криштаповичем.
Михаил Криштапович — директор Городейского сахарного комбината.
В отделе кадров комбината сказали Onliner, что директор в отпуске с 24 января по 3 февраля «включительно».
Третий директор никуда не летел. Речь о руководителе Жабинковского сахарного завода Викторе Миронове. Работники распространяют между собой одну и ту же информацию о предполагаемом аресте за должностное преступление.
В приемной Жабинковского сахарного завода корреспонденту Onliner сообщили, что возможности поговорить с директором предприятия пока нет. Начальник отсутствует на месте.
— А когда можно перезвонить?
— Но он не в отпуске, не на больничном?
Если плохие новости подтвердятся и директора оказались не в тех отпусках, которые планировали, последним из четырех крупных предприятий остается Скидельский сахарный комбинат.
— У вас все хорошо? Дмитрий Владимирович [Егоров] не в отпуске?
— На работе?
Хотя распространяется и другая информация. Проверить ее пока сложно. За комментарием о сложившейся ситуации мы обратились к Комитет государственной безопасности.
— У ваших коллег нет информации по инциденту с самолетом, может, в ведомстве могут как-то прокомментировать произошедшее?
— Может, вы готовите какое-то сообщение?
— Пока об этом рано говорить.
Если абстрагироваться от сахарной основы, то привычная практика пресс-службы «Белавиа» предполагает реакцию на задержки вылетов. В данном случае ясно, что происшествие чрезвычайное — комментариев нет.
Напомним, в предыдущий раз самолет «Белавиа» разворачивали не по техническим причинам в октябре 2016 года. Борт, выполнявший рейс Киев — Минск, был вынужден вернуться в аэропорт Жуляны из-за угрозы украинских властей поднять истребители. После посадки представители соседских правоохранительных органов сняли с рейса пассажира, гражданина Армении Армена Мартиросяна. Однако после проверки личных вещей мужчину отпустили, он вылетел в Минск следующим рейсом.
Что с сахаром не так?
По итогам свекловичных сезонов 2018—2019 годов сахарные заводы Беларуси добились лучших в сахарной отрасли государств — участников Таможенного союза показателей: за счет внедрения передовых мировых технологий и оборудования значительно снижены потери сахара при хранении сахарной свеклы и в переработке, сокращен расход основных и вспомогательных материалов, электроэнергии на тонну готовой продукции, обеспечено максимальное извлечение сахара и др. Это обеспечило им победу в конкурсе «Лучший сахарный завод Таможенного союза года», сообщает сайт концерна «Белгоспищепром».
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей в одном месте
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
За чьи деньги удерживаются на плаву убыточные заводы?
Не секрет: большое количество крупных государственных предприятий Беларуси уже много лет подряд фактически работают в убыток. Бюджетными дотациями, займами, директивными льготными кредитами власти удерживают их на плаву. Однако дальнейшее их содержание за счет бюджета, а точнее за счет налогов миллионов людей, в конечном счете может обернуться тяжелыми последствиями.
Немного конкретики. Еще в 2015 году ОАО «Гомсельмаш» были предоставлены бюджетные займы в валюте на сумму 297 млн долларов. Средства были получены через выпуск Минфином валютных государственных долгосрочных облигаций, которые купили «Беларусбанк», «Альфа-Банк», «Белвнешэкономбанк» (ныне «БелВЭБ») и «Белгазпромбанк». Другими словами, министерство занимало у банков, чтобы оказать бюджетную поддержку «Гомсельмашу». Облигации, как, соответственно, и займы, должны были погашаться в 2019–2022 годах. Однако ввиду финансовой несостоятельности «Гомсельмаша» сроки возврата займов отнесены до 2029 года. Кроме того, предприятие получило отсрочки списания убытков по курсовым разницам до конца 2025 года. В 2020 году Госкомитет по имуществу Беларуси выставил на продажу по конкурсу 49,9 процента акций «Гомсельмаша» (100 процентов акций принадлежит государству) на сумму 500 млн долларов. В качестве потенциальных покупателей рассматривались профильные компании Казахстана и Китая. Однако, видимо, ознакомившись, с условиями продажи (а это требования не сокращать персонал, покрыть все долги предприятия), они от сделки отказались. Собственный капитал «Гомсельмаша» в разы меньше его уставного фонда. Такая разница происходит из-за огромного непокрытого убытка прошлых лет. Если же показывать финансовые результаты предприятия, как того требуют Международные стандарты финансовой отчетности (МФСО), то «Гомсельмаш» является беспросветным банкротом. Вот другой пример. Прибыль Белорусского металлургического завода от реализации товаров, работ и услуг за 2020 год составила 3,27 млн рублей. Чистая прибыль завода составила мизерные 36 тысяч рублей. Краткосрочные обязательства БМЗ на конец года достигали 3,85 млрд рублей. Завод имел просроченную задолженность свыше 320 млн рублей. Значительную часть долга БМЗ взяло на себя Министерство финансов, выпустив в этом году валютных гособлигаций на сумму более 600 млн долларов, которые выкупили банки. При этом банки из этой задолженности списывают 15 процентов. Часть валютного долга завода, а это около 400 млн долларов, трансформирована в бюджетный заем в белорусских рублях со сроком погашения до 2050 (!) года включительно. Как и в случае с «Гомсельмашем», власти спасают БМЗ от полного банкротства. Оба предприятия, как и множество других госпредприятий, поддерживаются кредитами по льготным ставкам, то есть директивными, пониженные проценты которых компенсируются банкам из того же бюджета. Например, в прошлом году кредиты выдавались под ставку 8,75 процента годовых, но сами кредитополучатели возвращать долг будут под 2,75 процента. Остальные недостающие до рыночной ставки проценты вернут банкам опять за счет бюджета, точнее, за счет всех налогоплательщиков.
Тем временем на БМЗ бездумные руководители продолжают увольнять рабочих за гражданскую позицию. Международный профсоюз IndustriALL вступился за права уволенных работников. В случае, если руководство завода не восстановит на работе уволенных людей, профсоюз намерен обратиться к ключевым партнерам БМЗ, которые связаны с IndustriALL глобальными соглашениями. Вот так цивилизованный мир протягивает руку помощи белорусским рабочим.
Нельзя не сказать о Минском тракторном заводе. В 2020 году он произвел продукции почти на 1,7 млрд рублей. Чистая прибыль МТЗ составила мизерные 6,9 млн рублей. Мизерные, если учесть, что суммарно долгосрочные и краткосрочные обязательства завода превысили 1,3 млрд рублей, при этом дебиторская задолженность превысила 1 млрд рублей. Заводу не платят многие покупатели. В 2020 году МТЗ вообще мог показать убытки, но предприятию помог все тот же указ №159 об особом списании курсовых разниц, позволив списывать их не по факту образования, а растягивая на два года. Непокрытый убыток МТЗ составил 27,9 млн рублей, и пока совершенно не ясно, за счет чего завод будет покрывать отрицательные курсовые разницы и отложенные убытки.
Учитывая накопленные задолженности, практически убыточными предприятиями остаются МАЗ, «Белшина» и многие другие. Если у предприятий и есть прибыль от реализации продукции, то она съедается убытками от финансовой и иной деятельности, накопленным непокрытым убытком прошлых лет.
Белорусский автомобильный завод (БЕЛАЗ) выпустил новые облигации на 100 млн долларов. Согласно проспекту эмиссии, размещение трехлетних ценных бумаг осуществлено путем закрытой продажи четырем банкам – «Беларусбанку», «Белагропромбанку», «БПССбербанку» и «БелВЭБу». Причем доходность облигаций на уровне 7 процентов, что для валютных долговых бумаг весьма высокий показатель. Гасить-то облигации придется эмитенту – БЕЛАЗу, у которого выручка за 2020 год обвалилась на 58 процентов. В 2018 году госкомпания продала продукции более чем на миллиард долларов, но по итогам 2019 года выручка составила 1,5 млрд рублей. Предприятие рассчитывает, что выручка 2021 года будет только 1,067 млрд рублей, прогноз по чистой прибыли составляет лишь 10 млн рублей.
Общеизвестно, что Банк развития, имеющий особый статус, использует эмиссию своих облигаций с целью привлечения бюджетных и внебюджетных средств для кредитования госпредприятий, в том числе и для директивных кредитов. Лимит этого кредитования правительство и Нацбанк постоянно увеличивают. На 2020 год он был поднят до 750 млн рублей. Прирост лимита директивного кредитования почти полностью был направлен на финансирование внутреннего лизинга, то есть на увеличение за счет лизинга платежной способности основных белорусских покупателей продукции МТЗ, «Гомсельмаша», МАЗа, а это в основном сельхозпредприятия, как компенсация сокращения экспортного спроса.
Согласно постановлению Совмина от 9 февраля 2021 года (№78), объем директивного кредитования в 2021 году предусмотрен в сумме 425 млн рублей. Причем «Беларусбанк» выделит 271,3 млн рублей, «Белагропромбанк» – 77,5 млн, Банк развития – 76,1 млн рублей. Не сомневаюсь, что эти цифры будут значительно перекрыты. Банк развития в текущем году сможет выпустить облигаций на 570 млн рублей. Таким образом, порочная практика финансовой поддержки государственных флагманов будет властями продолжена.
Проблема убыточных предприятий становится с каждым годом всё острее. Сегодня их почти четверть. В 2020 году три укрупненных вида промышленного производства показали чистые убытки. В промышленности самые крупные чистые убытки за год показали деревообработка и целлюлозно-бумажная отрасль (407,5 млн рублей). В 2019-м в этом секторе была чистая прибыль на сумму 238,7 млн рублей. Убытки деревообработчиков образовались за счет кратного роста потерь убыточных компаний – в 13 раз до 607,9 млн рублей. Также большие убытки по конечным финансам продемонстрировали производители неметаллических минеральных продуктов – 228,2 млн рублей. Годом ранее в отрасли фиксировалась чистая прибыль в объеме 101 млн рублей. Здесь также произошел кратный рост потерь убыточных предприятий – в 3,6 раза до 515,8 млн рублей. Валообразующие предприятия в данном случае – это «Белшина», три цементных завода в Гродненской и Могилевской областях, предприятия стекольной промышленности. С убытком 4,9 млн рублей предварительно закрыли 2020 год производители машин и оборудования. В 2019-м по отрасли отмечалась чистая прибыль в 501,3 млн рублей. Потери убыточных компаний в машиностроении выросли в 2,5 раза до 321,7 млн рублей.
Приведем слова А.Лукашенко на пресс-конференции для белорусских СМИ: «Закрыть эти предприятия? Избавиться от этого, оставить тех, кто выживет. Ну и что будет, куда пойдут тысячи людей МАЗа, БЕЛАЗа, «Гомсельмаша», других предприятий? Куда они пойдут? Им идти некуда! Поэтому у нас выхода нет, нам надо сохранить трудовые коллективы. А их сохранить можно, только сохранив эти предприятия». Нет спору, закрытие убыточных предприятий обернется проблемой для тысяч уволенных людей. Но и их содержание за счет госбюджета, то есть за счет всех нас, налогоплательщиков, ведет к не менее тяжелым последствиям. Многолетняя практика возмещения убытков ведущих госпредприятий породила экономическую модель, которая в конце концов приведет к краху всю белорусскую экономику. Получается, что белорусы выпускают трактора, самосвалы, сельхозтехнику и много еще чего – всем миром. Белорусские государственные предприятия, как уже давно подмечено, выполняют не экономическую функцию, а социальную: лишь бы не было безработицы. Рано или поздно, как в той известной сказке о Золушке, белорусские флагманы кареты превратятся в тыквы.
Подобная практика порождает иждивенческие настроения. Зачем работать эффективно, если убыточные или проблемные в финансовом отношении предприятия получают массу льгот, дотации, кредиты, которые не надо отдавать? Получается, что одни предприятия работают за счет других, более успешных, а последним в результате не достает средств на развитие своего производства. Практика, когда банки директивно кредитуют убыточные сельхозпредприятия, чтобы они купили сельхозтехнику у убыточного завода, создает антистимулы для эффективной работы. В нормальной рыночной экономике банки никогда не будут кредитовать убыточные предприятия. Доля проблемных, не обслуживаемых кредитов в белорусской экономике достигла критических 15 процентов и продолжает увеличиваться. Предпринимаемые властями замены руководителей предприятий, передачи предприятий на поруки тому же Банку развития, другим банкам проблемы не решают. В конце концов есть опыт решения подобных проблем в других странах. Чешская «Шкода» выпускала допотопные автомобили, после продажи предприятия немецкому «Фольксвагену» результаты налицо. В свое время МАЗ успешно сотрудничал с МАНом. Почему это сотрудничество не получило развития?
Вместо растрачивания народных денег почему не повысить пособие по безработице до минимальной зарплаты или минимального потребительского бюджета и не организовать переобучение высвободившихся работников на новые специальности? Это предложение давно висит в воздухе. Бесконечная поддержка финансово и экономически несостоятельных предприятий, которые выпускают неконкурентоспособную, не востребованную покупателями продукцию, – это дорога в никуда. В такой экономике еще десять лет «всем по пиццот» не будет.
Лукашенко начал закрывать белорусские заводы
Во время своего визита в Гродненскую область действующий президент Белоруссии Александр Лукашенко объявил, что в стране начнут закрывать заводы, сообщает РИА Новости.
С понедельника прекратят работу все бастующие предприятия. По его словам, «потом разберемся, кого пригласить» туда на работу.
Также Лукашенко сменил главу Гродненской области, которая является одним из центров протестных настроений в стране. Губернатором стал теперь уже бывший министр здравоохранения Владимир Караник.
Материалы по теме
«Лукашенко нас сильно недооценил»
«Он опозорился на весь мир»
Ранее президент уже угрожал участникам забастовок увольнением и приглашением штрейкбрехеров из других стран, в том числе из России и с Украины. В том числе он говорил о возможности найма украинских шахтеров, которые, по мнению Лукашенко, страдают от безработицы.
Председатель Конфедерации свободных профсоюзов Украины и Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец, отвечая на это предложение, опроверг мнение о тотальной безработице среди горняков и заявил, что призыву Лукашенко не последует ни один украинский шахтер.
Тем не менее Лукашенко похвастался, что смог пригласить команду журналистов из России, которые согласились работать вместо увольняющихся сотрудников белорусских телеканалов.
На сегодняшнем митинге в Гродно президент попросил протестующих простить милиционеров, «если они где-то ошиблись», назвал кадры, свидетельствующие о жестоких избиениях граждан ОМОНом, постановочными и вновь рассказал, что если его уберут с поста президента, то страна пропадет.
Как Лукашенко «сохранил» советские заводы
Новые условия поставки нефти и, скорее всего, новая цена на газ заставят белорусскую промышленность затягивать пояса — переводить в резерв или консервировать незагруженные мощности. Этот процесс может оказаться не менее болезненным, чем то, что происходило после развала СССР. TUT.BY изучил, кто из промышленных гигантов Беларуси более других ощутил на себе последствия несоответствия замыслов советского Госплана реалиям рыночной экономики.
Фото: photo.bymedia.net
Минский тракторный завод
Первый трактор (гусеничный) сошел с конвейера Минского тракторного завода в 1950 году, производство колесной техники стартовало в 1953 году.
МТЗ сделал шаг к превращению в лидера советского тракторостроения с освоения выпуска в начале 1960-х модели «МТЗ-50». Одним из крупнейших игроков мирового рынка его сделал запуск в 1974 году в серийное производство легендарного «МТЗ-80». Лучшая модель Советского Союза пошла на ура не только в страны соцлагеря, но и в оплоты капитализма. И на много лет обеспечила тракторозаводцев многотысячными заказами.
Рекордным в истории МТЗ стал и остается 1987 год.
«В советские годы мы привыкли наращивать объемы производства. Самое знаменательное событие для нашего завода случилось в 1987-м, когда мы выпустили 100 тысяч 100 тракторов, — вспоминал экс-гендиректор МТЗ Иван Кулешов. — Столько тракторов не выпускал ни один завод в мире, многим тогда вручили правительственные награды. Мы направляли тракторы в соцстраны, в Россию — до 50 тысяч ежегодно, плюс 20−22% тракторов шло на экспорт во Францию, Англию, в отдельные годы в США поставляли до двух тысяч тракторов».
Во времена независимости наиболее удачным стал конец 2000-х, когда годовое производство в отдельные годы переваливало за 60 тыс. и даже за 65 тыс. единиц. В 2018 году на «МТЗ — холдинг», в который объединены все тракторостроительные заводы Беларуси, было выпущено 35,4 тыс. тракторов.
По данным Национального статистического комитета Беларуси, в 2019 году производство в стране тракторов для сельского и лесного хозяйства составило 39,5 тыс. штук.
«Нафтан»
Первоначальные мощности «Нафтана», на котором первый бензин получили в 1963 году, были рассчитаны на переработку 6 млн тонн нефти. В советские времена объемы периодически наращивались, и в 1980 году, на своем пике, в Новополоцке было переработано 25 млн тонн нефти.
Для сравнения: по итогам 2019 года на переработку на «Нафтан» поступило 9 млн тонн российский нефти. А 80 тыс. тонн норвежской нефти, которая сейчас спасает завод от простоя, в 1980-м «Нафтану» хватило бы на сутки работы.
«Мотовелозавод»
Велосипеды и мотоциклы больше не фигурируют в отчетах Белстата в качестве важнейших видов продукции отечественной промышленности. Хотя уже в 1957 году Минский мотовелозавод, как сообщала «Мінская праўда», обеспечивал почти 15% союзного выпуска велосипедов и 10% мотоциклов. Сборку велосипедов в Минске начали в 1947-м на базе вывезенного из Германии оборудования, мотоциклов — с 1951 года на базе московской модели и технологий.
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
В годы «развитого социализма» Минский мотовелозавод образовывал наряду с предприятиями в Ирбите, Ижевске и Коврове большую четверку производителей этой техники в СССР. В лучшие годы с конвейеров ММВЗ ежегодно сходило по 700−800 тыс. «Аистов» и по 200−250 тыс. мотоциклов «Минск».
В 2018 году, по данным Белстата, в Беларуси было выпущено 64,9 тыс. велосипедов и около 2,5 тыс. мотоциклов. Бывший мэр Минска Николай Ладутько, который сейчас занимается реанимацией знаменитого предприятия, полагает, что этому сможет помочь перенос завода на площадку в «Великом камне» и 18−20 млн долларов на 3−5 лет. Благодаря этому «Мотовелозавод» выйдет на объем сборки 200 тыс. велосипедов в год.
Минский подшипниковый завод
Один из двух подшипниковых заводов, которые работали на территории Беларуси во времена СССР, и единственный, кто по-прежнему функционирует (завод в Гомеле прекратил существование), входил в тройку крупнейших предприятий в СССР.
Те легендарные времена остались в истории, включая размещенное на официальном сайте МПЗ ностальгическое воспоминание о 1987 годе. В нем было выпущено наибольшее за всю историю количество подшипников — 55,5 млн штук.
Во времена независимости объемы падали. К началу 2010-х годов они сократились до 5−6 млн штук в год. В последнее десятилетие, несмотря на подчинение МПЗ Белорусской металлургической компании, они упали еще в пять раз и в 2018 году едва превысили 1 млн штук (1,057 млн штук). Согласно предварительным данным за 2019 год, производство подшипников в Минске сократилось еще на 17%.
Белорусское станкостроение
Кто в отраслевом масштабе по-настоящему пережил шоковое затягивание поясов, так это отечественное станкостроение.
Минские, витебские, гомельские, оршанские станкостроительные заводы в лучшие советские времена ежегодно выпускали по 18 тыс. металлообрабатывающих станков и обеспечивали 15−18% общесоюзного производства. С распадом СССР их объемы сократились до мизера. По итогам 2019 года, например, в Беларуси было выпущено 1375 станков для обработки металлов.
В России с советской промышленностью поступили жестоко. Дали выкупить по всяким схемам (включая мошеннические). Сливки оказались загружены, туда пошли инвестиции. Остальное было закрыто.
Страна за счет огромной инфляции и девальвации была брошена на дно, из которого вышла только в 2015 г. То есть 20 лет мучительной смерти тех заводов, которые должны были быть закрыты еще в 90-х. К примеру:
Нет, государство должно иметь свои приоритеты (бренды). Понятно, что стоило пытаться сохранить МАЗ, МТЗ, особенно Белаз. Но понятно и то, что Интеграла уже нет и не будет. Чем быстрее государство избавляется от неработающего имущества, тем больше экономит бюджетных денег для лучших целей.
И еще. Российская приватизация имеет две стороны.