какие здания бывают в городе
Типы зданий и сооружений
Архитектурно-пространственная среда представляет собой единство нескольких основных компонентов: зданий и сооружений, пространства между ними и внутри них и элементов естественной природы, в той или иной степени включенных в среду. Важнейшим компонентом этого единства являются здания и сооружения.
Функциональное назначение зданий главным образом и определяет их форму. А функциональное назначение в первую очередь определяется социальными запросами общества, которые зависят от присущего им характера производственных отношений. Поэтому и типология в архитектуре отражает характер производственных отношений общества.
Процесс формирования типологической структуры очень сложен. Кроме четко выраженных типов зданий, существует множество переходных неопределившихся форм. Это объясняется тем, что в процессе развития общества типы зданий постоянно видоизменяются.
Первичная типологическая классификация зданий и сооружений, существующих в настоящее время, включает четыре их основных группы, соответствующие основным видам человеческой деятельности: быту, труду и общественно-административной деятельности:
Каждая из этих групп имеет в свою очередь собственную типологическую структуру в зависимости от специфики этой группы.
Основным признаком зданий, по которому определяют принадлежность его к той или иной группе, является его назначение как отражение потребности общества в здании определенного типа для определенной цели.
Кроме типологической классификации, т. е. классификации зданий по назначению, существует подразделение зданий на классы по значимости.
Каждому классу зданий (их четыре) предъявляются определенные требования относительно капитальности (строительные материалы и конструкции, огнестойкость и т. д.), степени градостроительного и народнохозяйственного значения, характеристики эксплуатационных качеств.
Классы зданий
Здания I класса
Жилые и общественные здания, отвечающие повышенным требованиям (общественные здания, играющие особо важную роль в композиции городов, жилые выше шести этажей и др.).
Здания II класса
Здания III класса
Малоэтажные здания с небольшой вместимостью.
Здания IV класса
Здания, удовлетворяющие минимальным требованиям.
Основные композиционно-пространственные схемы простейших типов зданий
Существует несколько типов объемных композиций, наиболее часто используемых в архитектурной практике.
По характеру взаимосвязи между функциональными группами помещений различают следующие основные типы объемных решений:
2. Блокированный тип здания (основные группы помещений расположены в отдельных блоках, связанных между собой отапливаемыми переходами).
Составные части города
В январе в рамках проекта Ирины Прохоровой «Культура повседневности» мы говорим о городе. Город складывается из привычных нам объектов, которым мы давно не удивляемся в повседневной жизни: многоэтажные здания, кафе, магазины, рестораны, автобусы и троллейбусы, коммунальные службы и так далее. Но еще 150–200 лет назад многого из перечисленного в городах просто не существовало. Мы хотим показать, как привычная нам обстановка городской повседневности появлялась в разных городах мира и в России. Первый ресторан, первый автобус, первое многоэтажное жилое здание. Где и когда они появились впервые, почему получили распространение и как пришли в Россию?
Поделиться:
Многоэтажные дома
Первым многоэтажным жилым домом с отдельными квартирами считается древнеримская инсула, которая появилась около III века до н. э. Квартиры в инсуле предназначались для сдачи в аренду. Нижние этажи считались более престижными, на высоких жили в основном бедняки. Квартиры были очень темными, никак не отапливались, водопровод и канализация встречались крайне редко и только на первом этаже. Инсулы в Риме часто оказывались перенаселены, даже несмотря на то, что плата за аренду была довольно высокой. Несмотря на дороговизну, инсулы часто строились из некачественных материалов, из-за чего были подвержены разрушениям и обвалам. Случались и пожары, быстрому распространению которых способствовало очень маленькое расстояние между домами.
Квартиры в инсулах были одинакового размера и планировки. Обычно они состояли из двух комнат по 20 м² каждая. На менее престижных верхних этажах жилая площадь была меньше.
В России многоквартирные жилые дома появились в XVIII веке в Санкт-Петербурге, но прижились они только к середине XIX века в качестве доходных домов. Жилье здесь также сдавалось в аренду. Здания многих старейших доходных домов сохранились, например, знаменитый «Чайный домик» на Мясницкой улице в Москве.
Магазины
Торговля — основополагающий элемент городской жизни. На протяжении многих веков она сосредотачивалась в основном на рынках и ярмарках. В Средневековье стали популярными передвижные палатки, которые часто переносились с места на место. Постепенно они были вытеснены постоянными магазинами, которые служили одновременно и домом лавочнику и его семье, жившим обычно этажом выше. Эти магазины располагались обычно на рыночной площади сразу по несколько в ряд. Безусловно, это означало конкуренцию. Неудивительно, что к этому же времени (XVI–XVII вв.) относятся многочисленные споры между владельцами магазинов и городскими властями относительно права использования земли перед магазином. Стараясь привлечь покупателей, торговцы стремились вынести прилавок на улицу. Стали появляться многочисленные вывески, которые так загромождали фасады домов, что в конце концов были запрещены в Лондоне в 1764 году, а другие города поспешили последовать его примеру. Примерно в это же время стали появляться застекленные витрины. Первоначально это были небольшие окошки, через которые можно было увидеть товар. Полностью застекленными витрины стали только к концу XIX века.
Общественный транспорт
Удивительным образом летопись сохранила дату выхода на линию первого омнибуса. Это произошло 18 марта 1662 года в Париже. Идея общественного городского транспорта принадлежит Блезу Паскалю, который первый предложил установить маршруты, по которым в определенное время проезжали бы восьмиместные открытые кареты, перевозя пассажиров из одной точки в другую. Первый маршрут связал Люксембургский дворец и аристократическое предместье Сент-Антуан. В XIX веке использование омнибуса стало повсеместным, но впоследствии было вытеснено конкой и трамваем. В Санкт-Петербурге омнибус существовал вплоть до 1914 года.
Рестораны
Рестораны появились задолго до того, как получили свое название. Известно, что во времена Античности существовали термополии — своего рода забегаловки с выходившим на улицу прилавком, которые можно сравнить, с одной стороны, с современными барами, поскольку открывались они скорее вечером, а заполнялись ближе к ночи, а с другой — с современным городским фастфудом.
Фото: wikipedia.org
В такие места ходили в основном представители низших сословий: рабы, носильщики, ремесленники, а также, как свидетельствует в своих «Сатирах» Ювенал, бандиты, воры, беглые рабы, палачи и гробовщики. Термополии могли использовать и путешественники. А вот для аристократа присутствие в подобном месте считалось позорным.
На Западе самым старым рестораном считается Штифтскеллер при бенедиктинском монастыре Святого Петра в Зальцбурге, первое упоминание о котором относится к 803 году.
Фото: wikipedia.org
Но все эти заведения имеют мало общего с рестораном в современном понимании. Родина ресторана, каким мы знаем его сегодня, — Франция. В 1765 году некто Буланже открыл первое подобное заведение в Париже, на рю де Лувр. Это место принципиально отличалось от трактиров и харчевен тем, что Буланже предлагал посетителям выбрать блюда по меню, которое он ежедневно вывешивал у входа, а есть предполагалось за отдельными столиками. Первоначально в ресторане подавали бульоны, которые, как считалось, восстанавливают силы. Отсюда и название «ресторан» — от французского restaurer (восстанавливать).
В России первые рестораны начали появился при гостиницах в XIX веке. Первый ресторан в Москве был открыт на Никольской улице и назывался «Славянский базар» — так же, как и гостиница, при которой он состоял.
Фото: wikipedia.org
Этот ресторан был замечателен тем, что подавались в нем исключительно русские блюда, при этом обслуживание велось на западный манер, что принципиально отличало его от трактира. Здесь были официанты в белых перчатках, отдельные столики со скатертями и меню, которое включало изысканные блюда. После революции гостиницу закрыли, но ресторан продолжил работу и закрылся только после пожара, который уничтожил «Славянский базар» в 1993 году.
По легенде, кофе был открыт около IX века эфиопским пастухом Калди, который заметил, что его козы поедают красные ягоды кофе, после чего возбуждаются и начинают танцевать. Он тоже попробовал эти зерна — и так открыл бодрящий эффект кофе. Варить кофе, превращая обжаренные зерна в напиток, первыми начали арабы, упоминания об этом относятся к XII веку. Именно от арабского qahwa (вино) происходит слово «кофе», от которого, в свою очередь, образовано слово «кафе».
Считается, что первые кофейни появились в Мекке в начале XVI века. В них собирались недовольные политикой имама, которые сочиняли высмеивающие его стихи и вели неподобающие разговоры, что заставило мамлюкского эмира Хайр-бея запретить кофейни, а заодно и кофе. Запрет действовал 12 лет, с 1512 по 1524 год. В 1530 году новая первая кофейня открылась в Дамаске, после чего они стали распространяться и появились в Каире и Константинополе. Это были заведения для мужчин, которые служили скорее местом общения, то есть были своеобразными клубами. Здесь разговаривали, играли в шахматы или нарды, пили кофе или чай, читали, курили, слушали музыку.
В Европу кофе завезли венецианские купцы в начале XVII века. К этому же времени относится появление в Венеции первых кафе, которые сразу стали популярными. Первое упоминание об этом относится к 1645 году. С этого времени заведения стали распространяться по Европе и появились в Риме, Вене, Лондоне, Париже, Берлине, Ганновере, Гамбурге. Многие из них работают до сих пор. Кафе в Европе также служили местом общения, но их характер был разным. В Англии кафе стали называть «Университетами пенни», потому что там часто собирались студенты и устраивали научные споры и диспуты, а чашка кофе, которая при этом выпивалась, стоила пенни. Это были, наверное, самые демократичные кафе в Европе. В Париже кафе поначалу было скорее роскошным местом отдыха по-восточному — с коврами и зеркалами, но вскоре они превратились в место встречи поэтов, художников и других представителей творческой интеллигенции. Немецкие кофейни поначалу напоминали скорее таверны, это была едальня, в которой помимо кофе могли подавать и пиво, и разнообразную еду.
Первая кофейня в России появилась в 1740 году при Анне Иоанновне.
Водопровод
Известно, что глиняные, деревянные и металлические трубы применялись для транспортировки воды в Древнем Египте и Вавилоне, а в Древнем Риме существовали уже централизованные системы водоснабжения, состоявшие из сети резервуаров, куда вода подводилась при помощи акведуков и откуда она потом подавалась к общественным баням, фонтанам, бассейнам и домам патрициев.
Развитие водопровода продолжилось в Средневековье. В XII веке был построен первый водопровод в Париже, в XIII веке — в Лондоне.
Древнейший в России водопровод из деревянных труб был найден при раскопках в Новгороде на территории Ярославова дворища. Время его создания — конец XI — начало XII в.
Первый централизованный городской водопровод в России появился в Москве в 1804 году при Екатерине II. Он подавал самотеком грунтовую воду из села Большие Мытищи. Этот водопровод строился в общей сложности 25 лет из-за того, что с началом русско-турецкой войны строительство было приостановлено и возобновилось только через 11 лет.
Канализация
Идея канализации возникла довольно рано. Первая известная система канализации относится к 2600 году до н. э. и была обнаружена археологами в городах Индской цивилизации. Наиболее известна античная канализационная система Великая Клоака, или Клоака Максима, которая была создана в VI веке до н. э. Она использовалась для удаления из города нечистот и дождевых стоков. Великая Клоака функционирует в качестве ливневой канализации до сих пор.
Фото: wikipedia.org
После падения Рима в Европе канализации фактически не было. Помои и нечистоты выливались на улицы прямо из окон. Своеобразной городской канализацией были зловонные потоки отходов, которые текли вдоль улиц. Нечистоты некому было убирать, они часто скапливались. Все это приводило не только к заражению почвы и воды, но и к серьезным эпидемиям холеры и чумы, в результате которых гибло огромное количество людей. Именно эти эпидемии подтолкнули европейцев к развитию канализационных систем. Однако строительство шло очень медленно, и вопрос канализации решился в городах Европы только к середине XIX века.
Иллюстрация: wikipedia.org
Примерно в это же время первые чертежи городской системы бытовой канализации появилась и в России, в Москве. Но запущена она была только в 1898 году.
От античности до модернизма: 8 основных стилей в архитектуре
Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.
Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.
Эксперты в статье:
Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI
Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects
1. Античный стиль
Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.
Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.
Основные черты древнегреческой архитектуры:
Екатерина Сванидзе:
«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».
2. Готика
Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.
Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.
Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Николай Фанеев:
«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».
3. Барокко
Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.
Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.
Екатерина Сванидзе:
«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».
4. Классицизм
Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.
Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.
Николай Фанеев:
«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».
5. Рококо
Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.
Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.
Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.
Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.
Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.
6. Ампир
Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.
Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.
Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.
Николай Фанеев:
«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».
7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль
На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.
8. Модернизм
Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.
Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.
Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла
В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.
Николай Фанеев:
«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».