какие здания есть в каждом городе
Какие места можно встретить практически в каждом городе России
Туристы, приезжающие в Россию, наверняка замечали, что все наши города довольно похожи друг на друга. Есть множество объектов, которые обязательно встречаются в каждом мегаполисе. О некоторых из них мы сегодня и поговорим.
Памятник Владимиру Ильичу Ленину
Это неотъемлемый объект каждого города России. Хотя бы один памятник Ленину, но есть обязательно, а во многих городах их даже по несколько штук. Где-то устанавливают только бюст, а где-то – прямо в натуральную величину. Самая крупная статуя вождю пролетариата стоит в Волгограде.
Обычно памятник Ленину ставят в центре города. Однако в этом смысле отличился населенный пункт Дубна, где вождя установили на окраине.
Сталинские высотки
Эти здания находятся не только в столице, но и во многих иных российских городах. Просто о московских больше информации, чем о провинциальных. Известно, что строительство высоток началось в 47 году прошлого столетия. Ярким примером объекта служит главное здание МГУ.
Большой храм
Как правило, большой храм строят в центре мегаполиса. Параметры зданий поражают. К примеру, Вознесенский собор в Ельце обладает высотой 74 м, длиной 84 м и шириной 34 м. Не только размерами удивляют храмы, но и своей красотой.
Кроме церквей в городах обязательно есть мечети, ведь Россия – многонациональная страна, здесь уважают все религии.
Воинский мемориал
Мы свято чтим память погибших в войне, поэтому каждый город обязательно имеет воинский мемориал. При этом не имеет значения, затронули ли боевые действия населенный пункт. В одних городах возводят крупные, тщательно оформленные мемориалы, в других просто устанавливают памятник неизвестному солдату и Вечный огонь.
Причем мемориалы есть не только в мегаполисах, но и в деревнях, селах.
Дом культуры
Почти в каждом городе стоит Дом культуры, где проводятся разные мероприятия, организовываются кружки. Нередко там устраивают ярмарки, выставки. Не везде эти учреждения продолжают активно работать, где-то они уже заброшены и никому не нужны.
Улица для пеших прогулок
Любой город России имеет улицу, покрытую тротуарной плиткой и предназначенную для прогулок. Как правило, там есть много скамеек, магазинов, кафе и прочих заведений, а также предлагаются различные развлечения, к примеру, покататься на пони.
На таких улицах нередко устраивают всякие официальные мероприятия или же неофициальные, к примеру, уличные музыканты играют на инструментах и исполняют песни.
Объект «Я люблю город»
Такие арт-объекты присутствуют практически во всех городах и даже селах. Классический вариант – большая буква «Я», сердечко и название населенного пункта. Примечательно, что встретить подобное признание в любви можно не только к городу, но и к какому-то конкретному зданию. Например, в Махачкале есть объект «Я люблю посещать мечеть».
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!
Составные части города
В январе в рамках проекта Ирины Прохоровой «Культура повседневности» мы говорим о городе. Город складывается из привычных нам объектов, которым мы давно не удивляемся в повседневной жизни: многоэтажные здания, кафе, магазины, рестораны, автобусы и троллейбусы, коммунальные службы и так далее. Но еще 150–200 лет назад многого из перечисленного в городах просто не существовало. Мы хотим показать, как привычная нам обстановка городской повседневности появлялась в разных городах мира и в России. Первый ресторан, первый автобус, первое многоэтажное жилое здание. Где и когда они появились впервые, почему получили распространение и как пришли в Россию?
Поделиться:
Многоэтажные дома
Первым многоэтажным жилым домом с отдельными квартирами считается древнеримская инсула, которая появилась около III века до н. э. Квартиры в инсуле предназначались для сдачи в аренду. Нижние этажи считались более престижными, на высоких жили в основном бедняки. Квартиры были очень темными, никак не отапливались, водопровод и канализация встречались крайне редко и только на первом этаже. Инсулы в Риме часто оказывались перенаселены, даже несмотря на то, что плата за аренду была довольно высокой. Несмотря на дороговизну, инсулы часто строились из некачественных материалов, из-за чего были подвержены разрушениям и обвалам. Случались и пожары, быстрому распространению которых способствовало очень маленькое расстояние между домами.
Квартиры в инсулах были одинакового размера и планировки. Обычно они состояли из двух комнат по 20 м² каждая. На менее престижных верхних этажах жилая площадь была меньше.
В России многоквартирные жилые дома появились в XVIII веке в Санкт-Петербурге, но прижились они только к середине XIX века в качестве доходных домов. Жилье здесь также сдавалось в аренду. Здания многих старейших доходных домов сохранились, например, знаменитый «Чайный домик» на Мясницкой улице в Москве.
Магазины
Торговля — основополагающий элемент городской жизни. На протяжении многих веков она сосредотачивалась в основном на рынках и ярмарках. В Средневековье стали популярными передвижные палатки, которые часто переносились с места на место. Постепенно они были вытеснены постоянными магазинами, которые служили одновременно и домом лавочнику и его семье, жившим обычно этажом выше. Эти магазины располагались обычно на рыночной площади сразу по несколько в ряд. Безусловно, это означало конкуренцию. Неудивительно, что к этому же времени (XVI–XVII вв.) относятся многочисленные споры между владельцами магазинов и городскими властями относительно права использования земли перед магазином. Стараясь привлечь покупателей, торговцы стремились вынести прилавок на улицу. Стали появляться многочисленные вывески, которые так загромождали фасады домов, что в конце концов были запрещены в Лондоне в 1764 году, а другие города поспешили последовать его примеру. Примерно в это же время стали появляться застекленные витрины. Первоначально это были небольшие окошки, через которые можно было увидеть товар. Полностью застекленными витрины стали только к концу XIX века.
Общественный транспорт
Удивительным образом летопись сохранила дату выхода на линию первого омнибуса. Это произошло 18 марта 1662 года в Париже. Идея общественного городского транспорта принадлежит Блезу Паскалю, который первый предложил установить маршруты, по которым в определенное время проезжали бы восьмиместные открытые кареты, перевозя пассажиров из одной точки в другую. Первый маршрут связал Люксембургский дворец и аристократическое предместье Сент-Антуан. В XIX веке использование омнибуса стало повсеместным, но впоследствии было вытеснено конкой и трамваем. В Санкт-Петербурге омнибус существовал вплоть до 1914 года.
Рестораны
Рестораны появились задолго до того, как получили свое название. Известно, что во времена Античности существовали термополии — своего рода забегаловки с выходившим на улицу прилавком, которые можно сравнить, с одной стороны, с современными барами, поскольку открывались они скорее вечером, а заполнялись ближе к ночи, а с другой — с современным городским фастфудом.
Фото: wikipedia.org
В такие места ходили в основном представители низших сословий: рабы, носильщики, ремесленники, а также, как свидетельствует в своих «Сатирах» Ювенал, бандиты, воры, беглые рабы, палачи и гробовщики. Термополии могли использовать и путешественники. А вот для аристократа присутствие в подобном месте считалось позорным.
На Западе самым старым рестораном считается Штифтскеллер при бенедиктинском монастыре Святого Петра в Зальцбурге, первое упоминание о котором относится к 803 году.
Фото: wikipedia.org
Но все эти заведения имеют мало общего с рестораном в современном понимании. Родина ресторана, каким мы знаем его сегодня, — Франция. В 1765 году некто Буланже открыл первое подобное заведение в Париже, на рю де Лувр. Это место принципиально отличалось от трактиров и харчевен тем, что Буланже предлагал посетителям выбрать блюда по меню, которое он ежедневно вывешивал у входа, а есть предполагалось за отдельными столиками. Первоначально в ресторане подавали бульоны, которые, как считалось, восстанавливают силы. Отсюда и название «ресторан» — от французского restaurer (восстанавливать).
В России первые рестораны начали появился при гостиницах в XIX веке. Первый ресторан в Москве был открыт на Никольской улице и назывался «Славянский базар» — так же, как и гостиница, при которой он состоял.
Фото: wikipedia.org
Этот ресторан был замечателен тем, что подавались в нем исключительно русские блюда, при этом обслуживание велось на западный манер, что принципиально отличало его от трактира. Здесь были официанты в белых перчатках, отдельные столики со скатертями и меню, которое включало изысканные блюда. После революции гостиницу закрыли, но ресторан продолжил работу и закрылся только после пожара, который уничтожил «Славянский базар» в 1993 году.
По легенде, кофе был открыт около IX века эфиопским пастухом Калди, который заметил, что его козы поедают красные ягоды кофе, после чего возбуждаются и начинают танцевать. Он тоже попробовал эти зерна — и так открыл бодрящий эффект кофе. Варить кофе, превращая обжаренные зерна в напиток, первыми начали арабы, упоминания об этом относятся к XII веку. Именно от арабского qahwa (вино) происходит слово «кофе», от которого, в свою очередь, образовано слово «кафе».
Считается, что первые кофейни появились в Мекке в начале XVI века. В них собирались недовольные политикой имама, которые сочиняли высмеивающие его стихи и вели неподобающие разговоры, что заставило мамлюкского эмира Хайр-бея запретить кофейни, а заодно и кофе. Запрет действовал 12 лет, с 1512 по 1524 год. В 1530 году новая первая кофейня открылась в Дамаске, после чего они стали распространяться и появились в Каире и Константинополе. Это были заведения для мужчин, которые служили скорее местом общения, то есть были своеобразными клубами. Здесь разговаривали, играли в шахматы или нарды, пили кофе или чай, читали, курили, слушали музыку.
В Европу кофе завезли венецианские купцы в начале XVII века. К этому же времени относится появление в Венеции первых кафе, которые сразу стали популярными. Первое упоминание об этом относится к 1645 году. С этого времени заведения стали распространяться по Европе и появились в Риме, Вене, Лондоне, Париже, Берлине, Ганновере, Гамбурге. Многие из них работают до сих пор. Кафе в Европе также служили местом общения, но их характер был разным. В Англии кафе стали называть «Университетами пенни», потому что там часто собирались студенты и устраивали научные споры и диспуты, а чашка кофе, которая при этом выпивалась, стоила пенни. Это были, наверное, самые демократичные кафе в Европе. В Париже кафе поначалу было скорее роскошным местом отдыха по-восточному — с коврами и зеркалами, но вскоре они превратились в место встречи поэтов, художников и других представителей творческой интеллигенции. Немецкие кофейни поначалу напоминали скорее таверны, это была едальня, в которой помимо кофе могли подавать и пиво, и разнообразную еду.
Первая кофейня в России появилась в 1740 году при Анне Иоанновне.
Водопровод
Известно, что глиняные, деревянные и металлические трубы применялись для транспортировки воды в Древнем Египте и Вавилоне, а в Древнем Риме существовали уже централизованные системы водоснабжения, состоявшие из сети резервуаров, куда вода подводилась при помощи акведуков и откуда она потом подавалась к общественным баням, фонтанам, бассейнам и домам патрициев.
Развитие водопровода продолжилось в Средневековье. В XII веке был построен первый водопровод в Париже, в XIII веке — в Лондоне.
Древнейший в России водопровод из деревянных труб был найден при раскопках в Новгороде на территории Ярославова дворища. Время его создания — конец XI — начало XII в.
Первый централизованный городской водопровод в России появился в Москве в 1804 году при Екатерине II. Он подавал самотеком грунтовую воду из села Большие Мытищи. Этот водопровод строился в общей сложности 25 лет из-за того, что с началом русско-турецкой войны строительство было приостановлено и возобновилось только через 11 лет.
Канализация
Идея канализации возникла довольно рано. Первая известная система канализации относится к 2600 году до н. э. и была обнаружена археологами в городах Индской цивилизации. Наиболее известна античная канализационная система Великая Клоака, или Клоака Максима, которая была создана в VI веке до н. э. Она использовалась для удаления из города нечистот и дождевых стоков. Великая Клоака функционирует в качестве ливневой канализации до сих пор.
Фото: wikipedia.org
После падения Рима в Европе канализации фактически не было. Помои и нечистоты выливались на улицы прямо из окон. Своеобразной городской канализацией были зловонные потоки отходов, которые текли вдоль улиц. Нечистоты некому было убирать, они часто скапливались. Все это приводило не только к заражению почвы и воды, но и к серьезным эпидемиям холеры и чумы, в результате которых гибло огромное количество людей. Именно эти эпидемии подтолкнули европейцев к развитию канализационных систем. Однако строительство шло очень медленно, и вопрос канализации решился в городах Европы только к середине XIX века.
Иллюстрация: wikipedia.org
Примерно в это же время первые чертежи городской системы бытовой канализации появилась и в России, в Москве. Но запущена она была только в 1898 году.
Средневековый Город. Прогулка по нему
Средневековое общество было по своей сути сельским: в городах проживало не более 10 % населения Европы.
Возрождаться городская жизнь в Европе началась лишь к началу XII столетия, когда население городов и их территории резко увеличились.
Расстояния между городами были небольшими.
В густонаселенных районах расстояние между соседними городами не превышало 1-2 дней конного пути (30-50 км).
Перенесемся воображением на сотни столетии назад и представим себе, что мы подходим к средневековому городу.
Город
Города в средневековой Европе были довольно малы.
Наши привычные масштабы «мегаполиса» совсем не применимы к ним.
Возникают разночтения в оценке населения средневековых городов, связанные с тем, что в тогдашних документах как правило указывалось не все население, а только взрослые, а иногда — только взрослые мужчины.
Городские ворота запирались с заходом солнца и отпирались на рассвете.
Городские ворота на миниатюре 15в. Франция.
Средневековые ворота в английском городе Кентербери, в графстве Кент. Этот символ города привлекает многочисленных туристов в город.
60-ти футовые ворота являются самыми большими из сохранившихся до нашего времени городских ворот в Англии.
Западные ворота в Кентербери были построены из песчаника в 1379-ом году, и до сих пор находятся в превосходном состоянии, являясь важным туристическим символом города.
Дорога все еще проходит через арки этих ворот, так что они до сих пор сохраняют свою главную первоначальную функцию.
Изображение города на миниатюре 15в.
Совершая прогулку по средневековому городу, вы тщетно искали бы на домах того, что нам кажется столь необходимым, к чему мы так привыкли,— номеров.
Нумерация
Нумерация домов и вывески с названиями улиц, вся эта система, понятная нам сегодня, была учреждена только в XVIII веке.
До того местоположение дома на улице можно было определить по вывескам – нарисованным или вырезанным на стене, намалёванным на подвешенной доске, но в Средневековье они имелись не на каждом доме, и мы не знаем точно, как побирались такие изображения.
Большинство исследователей полагают, что владельцы устанавливали и меняли вывески совершенно свободно; однако, редкие свидетельства показывают, что здесь мог вмешаться сеньор и разрешить или запретить перемену вывески, затеянную новым владельцем в угоду собственному вкусу или ради отражения своей деятельности.
Несмотря на попытки контроля со стороны сеньоров и увеличение числа идентифицирующих изображений к концу Средневековья, такая система не давала полного охвата домов во всём городе.
Улицы сделались живописнее, но удобнее от этого не стало, поскольку на них встречались одинаковые вывески.
Точный адрес – одновременно прогресс и утрата свободы, ибо судьи, сборщики налогов и прочие представители власти могут вас узнать и найти.
Даже в XVIII веке таблички с названиями улиц так часто срывали по ночам, что названия решили высекать в камне.
Со стороны площади доносится музыка.
Всё верно, в городах всегда ошивались жонглёры, менестрели, вертепщики, стремившиеся заработать на жизнь своими талантами.
Планировка
Многие города имели примерно однотипную планировку.
В центре главная площадь, на которой находились самые главные здания: центральный собор, ратуша или зал заседаний, дом (или замок) правителя.
От площади по радиусам разбегались улочки. Они не были прямыми, петляли, пересекались, образуя маленькие площади, их соединяли проулки и проходы.
Все это образовывало настоящий лабиринт, в котором приезжему нетрудно заблудиться.
Улицы города… Сюда редко проникает солнце.
Преградой для него служит прежде всего узость улиц, а также и довольно далеко, иногда на несколько футов, выступающие над нижними этажами верхние этажи.
Очень многие дома, кроме того, снабжены выдвигающимися вперед этажами. Недостаточная ширина улиц и эти этажи-выступы оставляют мало места для обитателей.
Город, не будучи в состоянии разрастаться в ширину, успешно растет вверх.
В нижних этажах домов помещаются лавки, сараи, погреба.
А ведь еще недавно, не смотря на свои внушительные стены, город представлял огромное село с маленькими, крытыми соломою домишками.
Село и город
И долго горожанин не расставался со своими сельскими привычками.
Бывало, по всем улицам разгуливали свиньи и всякий домашний скот.
Сами улицы были далеко не чистыми. Мостовая сначала появилась только перед домами знатных и богатых граждан.
Въезд английского сеньора в город
Люди, выходя на улицу, одевали деревянные башмаки, надетые прямо на обувь.
Эти „башмаки» играли роль современных галош.
Собственно говоря, эта дополнительная обувь вовсе не была башмаками, хотя и называлась так: она представляла собою просто деревянные подошвы,
прикреплявшиеся ремнями к обычному башмаку.
Выглядело это вот так
Уличная грязь увеличивалась еще оттого, что, не смотря на строгие постановления и требования городского совета, жители города никак не могли расстаться со своими привычками: все лишнее, все ненужное, без зазрения совести, выбрасывалось ими на улицу.
Вот как описывается город Гансом Саксом(1530г.) в его произведении «Похвальное слово городу Нюрнбергу»
«Ворот же ровным счетом шесть,
Притом еще два малых входа;
Десяток рынков для народа.
Прилавки не бывают пусты:
Хоть отбавляй зерна, капусты,
Плодов и сала и вина;
На всяк товар своя цена,
Обилен торг – куда ни глянь!
Еще тут есть тринадцать бань
Общественных и храмов восемь,
Где Богу мы хвалу возносим.
Река по городу бежит,
Семь дюжин жерновов вертит…
Здесь трудятся под каждой кровлей;
Иные заняты торговлей,
И бойко их идут дела!
А большинство от ремесла
Приобретает свой доход
И припеваючи живет.
А сколько в городе ремесел –
Я было стал считать, да бросил»
Торговые площади
Город Нюрнберг на средневековой миниатюре
Ближе к центру города располагались богатые дома, дальше — дома и мастерские ремесленников, совсем на окраинах — трущобы.
Недалеко от городских ворот располагались купеческие подворья, где останавливались проезжие купцы. Там же были склады товаров.
Обычай выставлять свои товары за дверьми лавок, на самой улице, был очень распространен среди торговцев средневекового города.
С этой целью у очень многих лавок устроены навесы над частью улицы, прилегающей к лавке.
В большом городе могло быть несколько торговых площадей.
Некоторые из них были «специализированными» местами торговли определенным товаром и носили соответствующие названия (Рыбная, Железная, Зерновая, Гончарная и пр.).
На ремесленных улочках тоже шла торговля. Дом ремесленника был одновременно и его мастерской, и магазинчиком, где продавались товары.
Горожане на миниатюре 13 века
Улицы
В средние века улица была использована как мясницкий рынок.
Убой скота и продажа мяса тушами, создал целый ряд опасностей для здоровья, что побудило такие внести указ (1301), который запрещал мясникам продавать тушки или куски мяса.
Которая уже была выставлена на продажу с их киосков и подвергавшимся солнечному свету на полный день (если конечно, мясо не был тщательно очищено и просолено).
Мало что изменилось вообще-то…
Характерной особенностью средневекового ремесла в Европе была его цеховая организация — объединение ремесленников определённой профессии в пределах данного города в особые союзы — цехи.
Цехи появились почти одновременно с возникновением городов.
В Италии они встречались уже с X в., во Франции, Англии, Германии — с XI—XII вв.
Каждый цех имел особые «секреты мастерства», которые ревностно хранились.
За открытие оных секретов постороннему (не ученику или подмастерью) мастер мог быть исключен из цеха или даже изгнан из города.
мастеровые и рабочие различных профессии 15 век
Торговцы. Возможно подсчитывают прибыль /миниатюра15 в./
Продавцы-покупатели. По видимому идёт какая-то сделка., миниатюра 14 в.
Система сбора налогов в те времена тоже существенно отличалась от современной. Такого понятия как «подоходный налог» не существовало.
Налог
Реальный доход человека никого не интересовал и никак официально не учитывался. Налоги брали с имущества (реально существующего на данный момент) и налогами облагались конкретные действия.
Так, налог взымался за проезд по мосту, за ввоз в город товаров, за торговлю на рыночной площади, за право вывешивать над своей мастерской вывеску и т.д. и т.п.
При определении налога на имущество сборщик налогов проводил… ну не обыск, конечно, но близко к тому: подробный досмотр имущества и составление его описи.
За неуплату налога часть имущества горожанина могла быть конфискована и продана с торгов.
Выплата ренты. Прорисовка с миниатюры 15 века.
А это портовый город Брюгге на изображении 15 в.
Город Париж на изображении 15 века.