какие здания построены в эпоху средневековья
Самые известные каменные сооружение Средневековья
За эпоху Средних веков, длившуюся более тысячи лет, человечество создало бесчисленное множество великолепных и грандиозных строений из камня, сохранившихся до наших дней, ставших настоящими шедеврами архитектуры. Поражают взор такие сооружения, как храм Святой Софии в Константинополе (Стамбуле), Тауэр в Лондоне, Нотр-Дам де Пари, аббатство Мон-Сен-Мишель во Франции, Покровский собор в Москве и многие другие. Разумеется, при возведении и отделке многих памятников средневековой архитектуры использовались станки для резки камня.
Константинопольский храм Святой Софии
Его воздвигли в начале эпохи Средневековья в столице Восточной Римской империи в пору ее наивысшего могущества, в годы правления Юстиниана I Великого. Софийский собор был призван символизировать истинность и силу христианской веры, мощь и непобедимость империи. Строительство храма велось в 532-537 годах архитекторами Исидором Милетским и Анфимием Тралльским, под контролем которых ежедневно работало по 10 тысяч рабочих. При возведении собора употребили лучший мрамор, колонны из языческих храмов Рима, Эфеса и Египта, для его украшения использовали большое количество золота, серебра, слоновой кости и самоцветов. На постройку собора Святой Софии было истрачено три годовых дохода империи. Храм увенчан громадным куполом, ставшим шедевром архитектурной мысли своего времени. Внутри он украшен высокохудожественными мозаикой и фресками.
Захватив в 1453 году столицу пришедшей в полный упадок Византии, турки-османы превратили бывший некогда главным храмом христианского мира собор в мечеть, пристроив к нему четыре минарета. Сейчас это грандиозное сооружение является музеем.
Лондонский Тауэр
Аббатство Мон-Сен-Мишель
Этот величавый монастырский комплекс на острове и горе Святого Михаила у берегов Нормандии постепенно строился на протяжении нескольких столетий – с XI по XVI век. Возведение на вершине горы монастырской церкви, увенчанной остроконечной башней, началось в 1023 году и продолжалось более столетия. В архитектуре сооружений на острове Святого Михаила господствуют романский и готический стили. В годы Столетней войны англичане, покорившие значительную часть территории Франции, так и не смогли захватить аббатство Мон-Сен-Мишель с его мощными стенами. Оно неоднократно частично разрушалось, восстанавливалось и перестраивалось. В 1879 году остров был соединен с материком дамбой, по которой в наше время к шедевру средневековой архитектуры можно проехать на автомобиле.
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари)
Этот символ Франции возводился в 1163-1345 гг. под руководством многих архитекторов. Грандиозный и величавый фасад данного готического сооружения разбивается пилястрами по вертикали на три части. По горизонтали галереи делят его на ярусы, в нижнем из которых имеются большие порталы: «Страшного суда» в центре, «Богородицы» с одной стороны и «Святой Анны» с другой. Выше них сооружена аркада («Галерея Царей») с двадцатью восемью изваяниями, изображающими правителей ветхозаветной Иудеи. В Нотр-Дам де Пари, как и в различных соборах, созданных в готическом стиле, отсутствует живопись на стенах, но его украшают впечатляющие витражи высоких стрельчатых окон. Этот памятник архитектуры был отреставрирован в середине XIX столетия по проекту архитектора Виолле-ле-Дюка, когда к нему были добавлены шпиль и знаменитая галерея с причудливыми химерами.
Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве
Он был возведен на исходе Средневековья в ознаменование присоединения к Русскому государству Казанского царства в пору правления царя Ивана IV Грозного, в 1555-1561 годах. Этот удивительное сооружение, официальное название которого – собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, а неофициальное – храм Василия Блаженного, является одним из символов Москвы и России. Сведения об осуществлявших его проектирование зодчих легендарны. Историки до сих пор спорят о том, кто же руководил созданием данного храма. Но очевидно, что этот собор отличается эклектичным стилем, соединяющим в себе мотивы и приемы как русского зодчества, так и западной архитектуры эпохи Возрождения. Он состоит из девяти церквей, носящих разные названия. Восемь из них собраны в группу вокруг возвышенной над ними и имеющей форму столпа центральной церкви. Они увенчаны пестрыми, отличающимися друг от друга по цвету куполами в форме луковиц. Между составляющими собор церквями расположены сводчатые переходы. Храм Василия Блаженного много раз ремонтировался и дополнялся новыми элементами. Так, в конце XVIII века пол церкви Николы Великорецкого покрыли белыми плитами, для изготовления которых использовался камнерезный станок. Сейчас Покровский собор является филиалом Государственного исторического музея.
Сохранившиеся до наших дней известные сооружения Средневековья – это уникальные ценности в духовной сокровищнице человечества, созданные талантом и мастерством архитекторов и каменщиков.
Продолжим..
Средневековой принято считать архитектуру Европы IX—XVI веков. В период времени от развала Римской империи до становления культуры и архитектуры Ренессанса Европа была самым динамично развивающимся ареалом жизни и обитания человека в мире, поэтому эталоном развития искусства и культуры средневековья считается именно Европа того времени.
Средневековая культура тяготела к духовной жизни в ущерб земной, поэтому в архитектуре предпочтение отдается строительству церквей и монастырей.Этому способствовали также многочисленные крестовые походы и паломничества. Из светских построек того периода главными были замки постоянно враждовавших друг с другом королей и феодалов. Собственно, постоянные междоусобные войны послужили основной причиной того, что многие замки, монастыри и городские сооружения более походили на крепости, а легко горящее дерево быстро было заменено в строительстве камнем.
1. Романский стиль получил свое название из-за того, что первые сооружения этого периода очень напоминали римские здания. Отличались они уделением особого внимания строительству огромных башен-крепостей с толстыми, массивными стенами, приспособленностью к военным целям, в частности, к обороне, твердостью, крепостью стен и фундамента.Каменные арки и своды полукруглой формы получили широкое применение, т.к позволяли перекрывать гораздо большее пространство, чем деревянные крыши, ограниченные длиной бревен. В эпоху феодальной раздробленности толстые стены, сравнительно невысокий купол, толстые и приземистые колонны, узкие и небольшие окна романских сооружений были необходимостью, не смотря на то, что сам по себе этот стиль имел своей целью возвеличение значимости христианского мира и господства христианской религии.
Ярким представителем Романского стиля в Италии, например, является «Площадь семи чудес» в ПИзе.
Типичные представители :
Нотр-Дам да Пари
Сайт методиста дополнительного образования поповой Ольги Владимировны
«Сердце, Воображение и разум»
Архитектура западноевропейского Средневековья
Романский стиль (XI–XII вв.)
Возрождение античных архитектурных традиций и появление новых стилей зодчества характерны для архитектурного облика западноевропейского Средневековья. Одним из самых распространенных сооружений X–XII вв. становится античная римская базилика, положившая начало так называемому романскому стилю архитектуры.
Характерный элемент романики – арочная форма дверных и оконных проемов. В период расцвета романской архитектуры, в конце XII в., входы соборов стали оформляться в виде расположенных одна за другой, уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны, так называемыйперспективный портал.
Внутри перспективного портала располагался тимпан — полукруглая или треугольная ниша над входом.
В очертаниях преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура зданий внешне выглядит четкой и ясной. Толстые стены, создающие впечатление массивности и мощи, прорезаны узкими оконными и дверными проемами.
Основными типами архитектурных построек этого времени становятся монастырские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома.
Важнейшим типом культового здания была монастырская церковь, в большей степени отразившая дух романской эпохи, ее представления о «модели мира». Господствующим типом храма становится вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви – идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов.
В романских храмах стали использовать цилиндрические (над центральным залом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий. К числу новшеств следует также отнести второй поперечный неф (трансепт) и увеличение восточной части храма (хора), предназначенной для духовенства. Для освещения центрального нефа, затрудненного крестовыми перекрытиями боковых нефов, стали использовать высокие своды с многочисленными окнами. Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная крупная на средокрестье и боковые – квадратные и восьмигранные.
| |
Цилиндрический свод | Крестовый свод |
Центром средневековой романской архитектуры была Франция. Церковь Петра и Павла в монастыре Клюни, разрушенная во время Французской революции в конце XVIII в. (в настоящее время сохранился лишь ее фрагмент), являлась самым крупным храмом в Европе и служила прототипом для ряда других церквей. Согласно описанию н рисункам, это была пятинефная базилика с 30-метровым по высоте центральным нефом. Церковь имела пять высоких башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну на средокрестье и две – на большом трансепте. В строительстве этой церкви впервые был применен новаторский прием, имевший большое значение для всего последующего развития архитектуры, – использование слегка заостренной (стрельчатой) арки свода.
Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и Италия. Знаменитую «падающую башню» в итальянском городе Пизе сегодня знает каждый. Пизанский собор (XI–XII вв.) представляет собой грандиозную и в то же время простую в плане пятинефную базилику.
Готический стиль(XIII–XV вв.).
Готические соборы средневековья: 6 шедевров Европы, которые нужно знать
Готические соборы средневековья находятся во многих городах Европы и все достойны внимания. В период расцвета готики с 1180 по 1270 г.г. только во Франции возвели около 80 грандиозных кафедральных соборов. Но мы представим Вам 6 наиболее известных, необычайно красивых и выразительных, строительство которых длилось не одну сотню лет. Вы узнаете, что именно принесло славу каждому из них. Увидите фото и видео. Итак, вот они — реликты.
Страсбургский собор (Франция)
Собор Богоматери в Страсбурге строился с 1015 до 1439 года. На этом месте до начала нашей эры находилось римское святилище. Затем ещё несколько религиозных зданий. Сегодня это шестая по высоте церковь в мире и самое высокое сохранившееся сооружение, построенное полностью в Средние века.
Виктор Гюго описывал его как «гигантское и тонкое чудо», а Иоганн Гёте — как «величественно возвышающееся, широко раскинувшееся дерево Бога». Собор виден далеко за равнинами Эльзаса. Песчаник горного массива Вогезы, из которого он построен, придает собору характерный розовый оттенок.
Имеет только Северную башню высотой 142 метра. Южная остаётся не достроенной. Это придаёт зданию особую асиметричную форму.
Страсбургский Нотр-Дам
Страсбургский собор Нотр-Дам несколько раз был поврежден: в 1870 году и во время Второй мировой войны. Несмотря на разнообразие его архитектурных стилей и асимметричный фасад, здание весьма гармонично.
Строительство началось в романском стиле с восточной части и южного портала. Но в 1225 году, прибывшие из Шартра мастера, предложили революционный готический архитектурный стиль. Созданный ими западный фасад и продольный неф с тысячами скульптур, по мнению ЮНЕСКО, стали шедевром готики. Большинство статуй, которые сейчас можно увидеть в соборе, являются копиями. Оригиналы перенесены в музей Парижской Богоматери.
Северный боковой неф освещен уникальным набором из пяти окон, датируемых в основном 12-м и 13-м веками. Они имеют изображения 19 императоров Священной Римской Империи.
В Южном трансепте собора находятся 18-метровые астрономические часы, одни из самых больших в мире. Механизм завершает один полный оборот в новогоднюю ночь и вычисляет дату Пасхи по сложному христианскому календарю. На Первом Никейском Соборе (325 г.) Пасха была определена как «воскресенье, которое следует за четырнадцатым лунным днем, приходящимся на 21 марта или сразу после него».
Анимированные персонажи запускаются в движение в разное время суток. Один ангел звонит в колокол, а второй переворачивает песочные часы. Есть персонажи, представляющие парад смерти: разные возрасты жизни с младенчества до старости. На последнем уровне находятся апостолы, проходящие перед Христом.
Часы показывают намного больше официального времени: солнечное время, день недели (каждый представлен мифологическим богом), месяц, год, знак зодиака, фазу Луны и положение нескольких планет.
Шартрский собор (Франция)
Шартрский собор, также известный как собор Богоматери Шартрской, является римско-католической церковью и находится примерно в 80 км к юго-западу от Парижа.
Собор Богоматери Шартрской
Его частично построили в 1145 году, а затем, после пожара 1194 года, реконструировали и достраивали в течение сотен лет. Более поздние дополнения
не изменили чистоты ансамбля. Он знаменует собой вершину французского готического искусства.
все в замечательном состоянии.
Шартрский собор оказал огромное влияние на развитие искусства средневекового христианства, поэтому он предстает важной вехой в истории архитектуры этой эпохи. Выдающийся витражный ансамбль, монументальная скульптура и роспись, чудом сохранившиеся от разрушения, делают Шартр одним из самых замечательных образцов готической архитектуры.
Архитекторы соборов Реймса, Амьена и Бове только обогатили фундаментальный дизайн Шартра, которому подражали собор в Кельне в Германии, Вестминстер в Англии и Леон в Испании.
Монументальные скульптуры собора ценятся как из за их обилия (около 10 тысяч), так и качества: они показывают панораму перехода от романского к готическому стилю, достигают тонкого баланса идеализма и реализма.
Наконец, Шартрский собор почти полностью сохранил свой однородный декор витражей, выполненный примерно между 1210 и 1250 годами. К этому следует добавить три витража 12-го века над Королевским порталом и большие розы 13-го века на трех фасадах:
Освятили собор в 1260 году. Гармоничный, даже в незавершённом виде силуэт здания (из 8 запланированных башен есть только 2), делает его одним из наиболее почитаемых в мире.
Шартрский собор занимает замечательное положение на равнине Бос (фр. Beauce). Построенный на месте святилища друидов, он не нарушил баланса архитектурного искусства с ландшафтом.
Посмотрите короткое видео, чтобы иметь лучшее представление об этом шедевре готического искусства средневековья.
Кёльнский собор (Германия)
В Северной Европе нет большей готической церкви, чем величественный собор Святых Петра и Марии в Германии. Первоначальный проект Герхарда фон Риле полностью воплощён строителями в течение 632 лет.
Получив мощи Трёх Волхвов (Трёх Королей у западных христиан), архиепископ Райнальд фон Дассель задумал строительство более достойного собора для такой значительной реликвии, чем старый романский. Историю реликвии читайте в статье Три короля: сознательный обман 13 века?
В 1248 году началась грандиозная, даже по нашим временам, стройка. Она продолжалась с небольшими остановками до 1560 года. За основу был взят образ французского Амьенского собора.
Затем из-за финансовых и социальных проблем в обществе возведение собора «заморозили». Армия французской революции в 1790 году вошла в Кёльн и отобрав у духовенства собор, устроила там конюшню. Прусский король Фридрих Вильгельм IV в 1842 году на волне патриотизма и возрождения интереса к готике, постановил завершить начатое дело.
Окончательный вид собор в Кёльне приобрел в 1880 году. Установленный колокол, отлитый из захваченных французских пушек, своим звоном возвестил о наступлении новой истории города.
Площадь витражных окон составляет 10000 кв.м. Это в три раза больше, чем в Шартре. Снаружи украшенный изящными аркбутанами, пилястрами, галереями, сквозными решетками, пластичными скульптурами, он заставил плакать от восхищения Ф.М. Достоевского.
Собор святого Вита (Прага, Чехия)
По повелению Карла IV на месте древней базилики романского типа в 1334 г. (по другим данным 1344 г.) заложили этот великолепный памятник готической архитектуры. Прошло 585 лет до освящения собора в 1929 году, но строительство ещё продолжалось. Говорят, что стоит он на месте древнего святилища Свентовита — бога победы и земледелия у западных славян. Поэтому и название носит созвучное с ним.
Первый архитектор собора, француз Матье из Арраса (чеш. Matyáš z Arrasu) начал работу в раннем готическом стиле: базилика, аркбутаны, короткий трансепт. Когда он умер, через восемь лет после начала строительства, пригласили 24-летнего мастера Петра Парлержа, строителя Кёльнского собора. Он в основном завершил восточную часть конструкции в позднеготическом стиле, окружив её боковыми часовнями.
Самый большой и самый красивый придел часовни Св. Вацлава. Его стены украшены позолоченными панелями с полированными плитами из полудрагоценных камней. Настенные росписи начала 16 века изображают сцены из жизни покровителя Чехии, в то время как еще более старые фрески показывают сцены из жизни Христа.
После Петра работы продолжили его сыновья. К моменту начала гуситских войн (1419 г.) главную башню собора уже почти завершили. В это время королю Вацлаву IV предсказали, что он умрёт «перед башней на площади». По высочайшему велению её снесли. Но король всё равно умер… от сердечного приступа в том же году.
Восстанавливали башню 143 года. В последующие века собору были добавлены детали ренессанса и барокко. Но только в 1861 году во время чешского Национального Возрождения были предприняты согласованные усилия для завершения строительства.
Западный фасад собора, который выглядит впечатляюще готическим, датируется 1953 годом. Собор Св. Витта являет собой панораму развития готической архитектуры в Европе:
Смотрите короткое видео о соборе Св. Витта в готическом стиле
Домский (Дуомский) собор в Милане (Италия)
Миланский кафедральный собор посвящён Святой Деве Марии Нашенте. Строился с 1386 по 1965 годы.
Дуомо является пятым по величине христианским храмом в мире после
Миланский собор покрывает площадь в 10 186 кв.м.. Это целый городской квартал. Украшают его около 4000 статуй, горгулий и других фигур. На самом высоком шпиле возвышается знаменитая скульптура Мадонны высотой более 4 метров, выполненная из позолоченной бронзы.
Возле главного входа в 1768 году астрономы академии Брера установили на полу солнечные часы. С тех пор они являются эталоном для сверки часов по всему городу. Над апсидой (арочной частью над алтарем) есть место, отмеченное красной лампочкой. Здесь хранится гвоздь с распятия Иисуса. Каждый год в ближайшую к 14 сентября субботу архиепископ Миланский выставляет гвоздь у алтаря до понедельника.
Все здание построено из розоватого белого мрамора. Чтобы вывести его из карьеров Кандольи, были вырыты каналы, ведущие к строительной площадке. К возведению Миланского собора были привлечены тысячи художников, скульпторов и специалистов со всей Европы.
В начале XIX века по распоряжению Наполеона закончили фасад и приступили к завершающим этапам строительства, которые проводятся и сегодня.
Начали строить собор под руководством инженера Симоне да Орсениго на месте церкви 9 века Санта Марии Маджоре. Единство стиля, лёгкость и гармоничность форм делают Дуомо великолепным образцом пламенеющей готики.
Собор Парижской богоматери (Нотр Дам)
Французский король Людовиг VII и специально прибывший в Париж римский папа Александр III заложили первый камень собора Нотр Дам в 1163 году на месте христианской базилики Св.Стефана. В свою очередь базилику воздвигли на фундаменте римского храма Юпитера. Много веков спустя, в 1804 году, тоже в присутствии папы, в Нотр-Даме короновался Наполеон.
Собор Парижской Богоматери, завершенный к 1351 году, считают важным примером французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Это только начало готики, поэтому видим много горизонтальных линий.
После завершения собора, в последующие века, он часто менялся. В 1790-х годах Нотр-Дам подвергся осквернению во время Французской революции. Большая часть его религиозных образов была повреждена или уничтожена.
Собор Парижской Богоматери. Фото Nicolas Sanchez
Величавая ясность и размеренность архитектуры вдохновила Виктора Гюго на написание одноимённого романа в 1831 году. Вскоре после его публикации интерес к зданию возродился. Крупный реставрационный проект под руководством Эжена Виоле-ле-Дюка начался в 1845 году и продолжался двадцать пять лет. Начиная с 1963 года фасад собора был очищен от вековой сажи и грязи, вернув ему первоначальный цвет. Очередная кампания по очистке и реставрации велась с 1991-2000.
Со времён средневековья сохранились витражи только в розе главного входа и двух розах трансепта. Нотр Дам является местом хранения Тернового Венца Спасителя. В начале 13 века король Франции Людовик IX за половину годового бюджета страны выкупил заложенную в Венецианский банк святыню. Оказалась она в таком положении, потому что константинопольскому императору Балдуину II требовались деньги, чтобы расплатиться с кредиторами.
В первую пятницу каждого месяца совершается торжественный вынос Тернового венца Христова.
Причины столь долгого строительства готических соборов средневековья
Готические соборы средневековья возводились в основном в период с конца XII по начало XVI века. Шестёрку самых известных «долгостроев» мы назвали в этой статье.
А причинами были банальная нехватка денег, эпидемии и войны, смена власти и политические интриги. Основным финансовым источником строительства культовых сооружений и в те времена были пожертвования.
Если вспомнить неоготику, то можно назвать «свежий» долгострой — не законченная церковь Саграда ла Фамилия (арх. Антонио Гауди). С начала строительства прошло более 120 лет.
Какие ещё готические соборы Европы достойны быть в ТОП 10? Пишите, пожалуйста, комментарии.
О сознательном обмане 13 века, Ковчеге Трёх Королей в Кёльском соборе, читайте на Дзен канале Архитектура.
Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях