какие земельные участки не признаются объектом налогообложения земельного налога
Какие земельные участки не признаются объектом налогообложения земельного налога
НК РФ Статья 389. Объект налогообложения
С 01.01.2022 в п. 1 ст. 389 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
1. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Не признаются объектом налогообложения:
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) земельные участки из состава земель лесного фонда;
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
(пп. 6 введен Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)
Энциклопедия решений. Земельные участки, не признаваемые объектами налогообложения земельным налогом
Земельные участки, не признаваемые объектами налогообложения земельным налогом
В п. 2 ст. 389 НК РФ указаны земельные участки, которые не признаются объектом обложения земельным налогом:
— изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ (пп. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ). Перечень земельных участков, изъятых из оборота, определен п. 4 ст. 27 ЗК РФ. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности определенными объектами;
— ограниченные в обороте в соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками (пп. 2 п. 2 ст. 389 НК РФ);
— ограниченные в обороте в соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда (пп. 5 п. 2 ст. 389 НК РФ);
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, является Минэкономразвития России. В связи с этим по вопросам применения ЗК РФ в части признания земель ограниченными в обороте либо изъятыми из оборота в целях применения положений п. 2 ст. 389 НК РФ представители контролирующих органов рекомендуют обращаться в Минэкономразвития России (см. письма Федеральной налоговой службы от 25.04.2014 N БС-3-1/11572@, Минфина России от 30.03.2010 N 03-05-05-02/19, от 14.03.2008 N 03-05-04-02/18, от 20.03.2007 N 03-05-05-02/12).
Специалисты Минэкономразвития России в письме от 13.03.2007 N Д08-840 пояснили, что характеристика земельного участка как изъятого из оборота определяется в соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ исходя из того, что на земельном участке расположен объект, находящийся в федеральной собственности и указанный в подпунктах 1-10 п. 4 ст. 27 ЗК РФ. Таким образом, не имеет значения категория земельного участка, его целевое назначение. В целях исключения земельного участка из объектов налогообложения достаточно подтвердить наличие на земельном участке указанных объектов, их принадлежность РФ на праве собственности. Что касается земельных участков, ограниченных в обороте, то их исключение из объектов налогообложения по земельному налогу связано с категорией земель, целевым назначением, а также имеющимися на них объектами.
При этом фактическое использование объектов недвижимости для иных целей, не связанных с целями, позволяющими признать земельный участок исключенным или ограниченным в обороте, является основанием для признания земельного участка объектом налогообложения. См. письма Минфина России от 30.03.2010 N 03-05-05-02/19, Минэкономразвития России от 16.03.2010 N Д23-877.
Статья 389. Объект налогообложения
Статья 389. Объект налогообложения
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 389 НК РФ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ в пункт 1 статьи 389 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу
1. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ в пункт 2 статьи 389 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
2. Не признаются объектом налогообложения:
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ в подпункт 2 пункта 2 статьи 389 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
3) утратил силу с 1 января 2013 г.;
Информация об изменениях:
4) земельные участки из состава земель лесного фонда;
5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ пункт 2 статьи 389 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 6, вступающим в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу
6) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Статья 389 НК РФ. Объект налогообложения (действующая редакция)
1. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
2. Не признаются объектом налогообложения:
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
4) земельные участки из состава земель лесного фонда;
5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
6) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Комментарий к ст. 389 НК РФ
Пункт 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
При этом часть 2 данной нормы устанавливает, что до 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулировались нормативными правовыми актами соответственно автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что объектом налогообложения земельным налогом является земельный участок, под которым в соответствии с ЗК РФ понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Данный земельный участок, чтобы быть объектом налогообложения земельным налогом, должен быть расположен в границах муниципального образования или города федерального назначения, на территории которого введен налог.
В письме Минфина РФ от 02.04.2009 N 03-05-04-02/23 разъяснено, что если земельный участок не сформирован в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и законодательством о градостроительной деятельности, то в отношении указанного земельного участка отсутствует не только налоговая база, но и объект налогообложения.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» также разъяснено, что объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.
Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает те виды земельных участков, которые не признаются объектами земельного налога.
В подпункте 1 пункта 2 комментируемой статьи установлено, что объектом налогообложения не признается земельный участок, изъятый из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень земельных участков, изъятых из оборота и, соответственно, не являющихся объектом налогообложения земельным налогом, закреплен в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ. В соответствии с данной нормой изъятыми из оборота земельными участками являются земельные участки, которые заняты следующими объектами, находящимися в федеральной собственности:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ);
2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
Подпункт 2 пункта 2 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Новая редакция по отношению к предыдущей дополнена словами «музеями-заповедниками». Таким образом, земельные участки, занятые такими объектами, не подлежат налогообложению земельный налогом.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 389 НК РФ также закреплено, что объектом налогообложения не являются земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Категории земельных участков, ограниченных в обороте, закреплены в пункте 5 статьи 27 ЗК РФ. В данной норме закрепляется, что такие земельные участки должны быть в муниципальной и государственной собственности, а также занятыми особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
В практике часто возникает вопрос: является ли объектом налогообложения земельным налогом земельный участок, который перешел в частную собственность, но на котором находится особо ценный объект культурного наследия? В данной ситуации земельный участок, выбывший из государственной или муниципальной собственности, будет являться объектом налогообложения.
Так, в Определении ВАС РФ от 16.07.2013 N ВАС-9192/13 разъяснено, что земельный участок является объектом обложения земельным налогом в силу того, что выбыл из муниципальной собственности, а для исключения земельного участка из числа объектов обложения земельным налогом необходимо, чтобы земельный участок был занят объектами культурного наследия, признанными особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации или включенными в список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия и одновременно находился в государственной или муниципальной собственности.
Пункт 3 комментируемой статьи утратил силу с 1 января 2013 года (Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).
До 1 января 2013 года не признавались объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Подпунктом 4 пункта 2 комментируемой статьи установлено, что земельные участки из состава земель лесного фонда не являются объектом налогообложения земельным налогом.
Зачастую в практике суды ошибочно делают вывод о том, что отсутствие в Государственном кадастре недвижимости сведений о конкретном участке как отнесенном к землям лесного фонда не свидетельствует о том, что такой участок в действительности не является участком лесного фонда. Надлежащим доказательством того, что земельный участок включен в земли лесного фонда и, соответственно, не подлежит налогообложению, являются данные государственного кадастрового учета.
С 23.07.2013 утратила силу норма, которая раньше обязывала орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, или орган, осуществляющий ведение государственного водного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такие реестры сведений соответственно о лесах, водных объектах представлять документы о данных природных объектах в орган кадастрового учета.
Также зачастую возникает вопрос, кто должен предоставлять доказательства о том, что земельный участок включен в состав земель лесного фонда. Бремя доказывания такого факта лежит на налогоплательщике.
Подпункт 5 пункта 2 комментируемой статьи устанавливает, что земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, не являются объектом налогообложения земельным налогом.
В Водном кодексе РФ содержится понятие водного объекта, под которым понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В соответствии со статьей 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
Проблемы, возникающие в судебной практике относительно определения объекта налогообложения данных категорий земельного участков, аналогичны тем, которые мы раскрывали при комментировании предыдущего пункта статьи 389 НК РФ.
Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» пункт 2 комментируемой статьи дополнен подпунктом 6, который освобождает от налогообложения земельным налогом земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Данная норма применяется с 1 января 2015 года.
В части 1 статьи 36 ЖК РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Также в части 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» регламентировано, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Так, в письме Минфина России от 29.12.2014 N 03-05-06-02/68085 рассмотрен вопрос об освобождении от налогообложения земельным налогом земельных участков, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома. Минфин России указал, что если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, то налогоплательщиками земельного налога признаются собственники жилых и нежилых помещений этого дома. С 1 января 2015 года земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не подлежат налогообложению земельным налогом.
При этом в письмах Минфина России от 10.12.2014 N 03-05-04-02/63602, от 02.12.2014 N 03-05-04-02/61589 особо обращается внимание, что исчисление земельного налога и его администрирование в отношении земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, могут осуществляться налоговыми органами только на основании сведений о земельных участках, содержащихся в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Однако, как показывает практика, в подавляющем большинстве многоквартирных домов не определены и не зарегистрированы размеры долей в праве общей долевой собственности на объект недвижимости собственников помещений в многоквартирном доме, что не позволяет налоговым органам в полной мере осуществлять исчисление и администрирование земельного налога в отношении земельных участков, занятых многоквартирными домами.
При этом обращаем внимание на отсутствие механизма привлечения собственников помещений в многоквартирных домах к налогообложению, поскольку не определен на законодательном уровне орган, ответственный за расчет долей земельного участка, приходящихся на каждого собственника помещений многоквартирного дома, в обязанности которого входило бы представление сведений о долях в налоговые органы, а также не установлен порядок актуализации размера долей в праве при изменениях в составе собственников помещений в многоквартирных домах.
Также в письме ФНС России от 06.11.2014 N БС-2-11/795@ содержится разъяснение относительно нововведений в комментируемую статью. Официальный орган указал, что собственники помещений признаются налогоплательщиками земельного налога, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован, данному земельному участку присвоен кадастровый номер. Налоговые органы для исчисления земельного налога физическим лицам применяют размер доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме по информации, поступающей от органов муниципальных образований.
Согласно статье 5 Федерального закона N 284-ФЗ указанное положение, исключающее земельные участки под многоквартирными домами из числа объектов налогообложения по земельному налогу, вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования данного Федерального закона (опубликован 06.10.2014) и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу.
Учитывая изложенное, с 1 января 2015 года собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме не уплачивают земельный налог за находящийся в общей долевой собственности земельный участок, расположенный под многоквартирным домом.
Как работает земельный налог
Сегодня в бухгалтерском ликбезе Алексей Иванов рассказывает о налоге, который платят все собственники земельных участков независимо от режима налогообложения и организационно-правовой формы.
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.
Продолжаем разбирать имущественные налоги. На очереди земельный налог. Его платят все собственники земельных участков: физические и юридические лица. Какая система налогообложения применяется — ОСНО или спецрежим — неважно.
Это местный налог. Поэтому порядок исчисления и уплаты земельного налога регулирует глава 31 НК РФ и для каждого муниципалитета свой нормативный акт представительного органа муниципалитета. Объект налогообложения — земельные участки, расположенные в пределах муниципалитета (ст. 389 НК РФ). Налоговая база — кадастровая стоимость этих участков (ст. 390 НК РФ).
Ставки налога зависят от назначения земельных участков (ст. 394 НК РФ). Максимальных значений два.
Ставка 0,3% применяется для:
Ставка 1,5% — для всех остальных земель. Муниципалитет может снизить эти ставки и вводить дифференцированные ставки внутри групп земель.
Земельный участок площадью 1000 кв. м в Челябинске используется для промышленного производства. Кадастровая стоимость: 800 тыс. руб. Ставка для такой категории земель в Челябинске стандартная — 1,5%. Стало быть земельный налог составит 12 тыс. руб.
Налоговый период по земельном налогу — это год (ст. 393 НК РФ). Отчётных периодов для физлиц нет, для юрлиц — это кварталы, поэтому если муниципалитет не установил иное, организациям ежеквартально нужно платить авансовый платеж. Порядок и сроки уплаты авансовых платежей определяет муниципалитет.
Налоговая декларация с 2020 года не сдаётся (Закон № 63-ФЗ от 15.04.2019). До 2020 года декларацию сдавали только юрлица.
Крайний срок уплаты земельного налога за год юрлицами — не позднее 1 марта следующего года. Физлица вне зависимости от места расположения принадлежащих им земельных участков уплачивают земельный налог до 1 декабря следующего года (ст. 397 НК РФ).
На сайте ФНС можно посмотреть ставки, порядок и сроки уплаты земельного налога для вашего муниципального образования.
Транспортный и земельный налоги показывают главный тренд в области имущественного налогообложения последних лет: налоговая знает всё об имуществе налогоплательщика, поэтому берёт на себя функции расчёта налогов.
На встрече с президентом в ноябре 2018 года тогда ещё глава ФНС Мишустин предложил отменить декларацию по транспортному и земельному налогам для юридических лиц. В апреле 2019 года был утвержден соответствующий закон. С 2020 года земельный и транспортный налоги рассчитываются автоматически без участия налогоплательщика. Декларировать больше ничего не нужно — достаточно уплачивать сумму, которую выставляет ФНС. Правда, есть вопросы к корректности её определения.
Для физиков такой порядок действует уже давно. ФНС обменивается данными о мощности транспортных средств с ГИБДД и о кадастровой стоимости недвижимости с Росреестром. Никакой новой информации налогоплательщик ей не сообщит. Но на всякий случай с 2021 года его обязали делать это, если вдруг налоговая пропустит какое-то имущество и не обложит его.