какие земли казахстан передал китаю
Какие земли казахстан передал китаю
Назарбаев отдал значительные территории Казахстана Китаю с 1997 года вместе со священным для всего казахского народа, а также братского киргизского народа, пиком «Хан-Тенгри». В этом ему активно помогал тогдашний министр иностранных дел Касым-Жомарт Токаев.
Отдали без какого-либо обсуждения. Единственным, кто тогда выступил тогда против передачи Китаю исконных казахских земель, был депутат Мажилиса коммунист Валерьян Землянов. Все остальные депутаты, чиновники и общественные деятели промолчали… как и придворные национал-патриоты.
Общая площадь переданных казахских земель Назарбаевым Китаю засекречена правительством Казахстана. По официальным данным, в период с 1997 по 2003 гг., Назарбаев передал Китаю 407 км?. А по неофициальным данным, с пиком Хан-Тенгри, с Джунгарским Алатау и озером Казанколь, с землями Чаган-Обо и Джунгарского прохода, с горой Кату, Казахстан отдал Китаю не менее 100 000 км?.
Договор 1997 года строго засекречен и оригинал даже изъяли из личного сейфа Касым-Жомарта Токаева, передав его на хранение в Акорду. Естественно, что Назарбаев не заинтересован в обнародовании этой преступной сделки за спиной народа. Он хочет сохранить подробности и масштаб этой операции по отсечению части территории Казахстана в секрете, чтобы новые поколения забыли об этом.
Оба подельника данного преступления против народа Казахстана покрывают друг друга и поэтому Елбасы двигает своего преданного нукера, а попросту марионетку на пост президента, чтобы, как и в случае передачи казахстанских территорий Китаю, оболванил народ и обеспечил мягкий и незаметный переход к ханскому правлению!
Естественно, что придворные националисты молчат и не скажут об этом. Но об этом должны говорить мы! Касым-Жомарт Токаев совершил преступление против казахстанского народа, передав исконные территории страны Китаю и уничтожив укрепленные районы, построенные во время советской власти.
Какие земли были переданы Казахстаном Китаю в период с 1997 по 2003 годы
Общая площадь переданных казахских земель Казахстаном Китаю засекречена правительством Казахстана
Ниже приводятся цитаты, как государственное китайское телевидение (CCTV) описывает переданные казахские территории, сообщает True Kazakhstan.
Посмотрев фотографии, уже бывшей казахской территории, в плане красоты и уникальности этих земель, трудно с ними не согласиться:
“Последний кусок чистой земли, снежные горы, альпийские луга, горные леса, пустыня Гоби – многомерная красота для вашего наслаждения. Чрезвычайно редкий оригинал горной экосистемы.”
“Ослепительно красочный мир в 1998 году вернулся на родину!”
“Заповедник в Синьцзяне является новым районом Китая, ранее эти территории были спорными. Казахстан в 1998 году, при демаркации границ, вернул эти территории китайскому народу. Это действительно является возвращением китайских земель!”
“Земля здесь богата ресурсами дикой природы, сайгак, архар, бурый медведь, снежный барс и другие ключевые национальные охраняемые дикие животные, всего более 40 видов, около 300 видов наземных животных и птиц, из которых наиболее драгоценным является сайгак. Это концентрированное распределение редких видов, известных как последний бассейн редкого природного гена, последний кусок чистой земли!”
“Мягкий и влажный климат, поэтому пышные травы здесь по колено, земля как огромный зеленый ковёр.”
“Здесь можно услышать струны души, зов дикой природы, оценить настроение Небес, и очистить свой разум.”
Общая площадь переданных казахских земель Казахстаном Китаю засекречена правительством Казахстана. По официальным данным, в период с 1997 по 2003 гг., Казахстан передал Китаю 407 км². А по неофициальным данным, с пиком Хан-Тенгри, с Джунгарским Алатау и озером Казанколь, с землями Чаган-Обо и Джунгарского прохода, с горой Кату, Казахстан отдал Китаю не менее 100 000 км².
Очевидно, что соглашения о передаче земель между Казахстаном и Китаем были подписаны в нарушение пункта 2 ст.2, и пункта 2 ст.91 Конституции РК, согласно которым соответственно:
“Суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию. Государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории.”
“Установленные Конституцией унитарность и территориальная целостность государства, форма правления Республики не могут быть изменены.”
Китай претендует на земли Казахстана наши подробности
Захра Новрузова, специально для haqqin.az 14 апреля 2020, 12:58
Между Казахстаном и Китаем разгорается дипломатический скандал. Публикация статьи в китайском СМИ под названием «Почему Казахстан должен вернуться в Китай» вызвала жесткое неприятие Нур-Султана. В ней говорится о том, что Казахстан располагается на территории, исторически принадлежавшей Китаю. Послу КНР в Казахстане вручена нота протеста. Был заявлен также прямой протест и руководству КНР.
Нервная и жесткая реакция объясняется несколькими причинами, которые казахстанский политолог, директор Группы оценки рисков Досым Саптпаев назвал для haqqin.az.
Во-первых, историческая память. Корни такого настроенного отношения к Китаю можно искать и во времена войны казахов с джунгарами, за которыми какое-то время стояли геополитические интересы Китая, но чуть позже он решил сам избавиться от джунгар, увидев в них угрозу для себя. В статье, этот момент упоминается в качестве основного: «Джунгарское ханство, Империя Цин – это земли на которых сегодня располагается Казахстан – утверждается в статье. Однако Россия воспользовалась возможностью занять земли Империи Цин, таким образом Казахстан вошел в состав СССР, а позднее стал независимым государством. Население Казахстана «имеет смешанное ханьское происхождение» (ханьцы – одна из многочисленных народностей Китая – haqqin.az).
Но можно искать в советском периоде Казахстана, когда у СССР были напряженные отношения с Китаем, перешедшие даже в столкновение на острове Даманский в конце 60-х годов прошлого века. После этого СССР и Китай постоянно вели друг против друга информационную войну. И это не могло не впитаться Казахстаном.
Во-вторых, непрозрачность экономических взаимоотношений между Казахстаном и Китаем. Многие подписанные договора и соглашения между двумя странами не были публично представлены широкой общественности. В принципе, такая привычка в отношениях с инвесторами у властей возникла еще в 90-х годах, когда у Казахстана были такие же отношения с крупными западными компаниями.
В-третьих, существует высокий уровень недоверия граждан Казахстана к тому, что делают компании Китая. При том, что у китайского бизнеса своя специфика, которая его отличает от западных компаний. В частности, большинство китайских компаний прямо или косвенно связаны с государством, которое оказывает им политическую и финансовую поддержку, рассматривая китайский бизнес частью своей политики по укреплению геополитических и геоэкономических позиций Китая в мире. При этом китайский бизнес более адаптивен к специфике экономических систем в других странах, что объясняет довольно активное его проникновение в экономику бедных и проблемных стран Африки и Азии.
В-четвертых, антикитайские настроения являются отголоском общего социального напряжения в казахстанском обществе по причине падения уровня жизни части граждан страны. Нельзя исключать, что в Казахстане во время транзита власти антикитайские настроения могут стать инструментом политической мобилизации людей со стороны тех или иных политических игроков. Речь и о казахстанской элите, которая может попытаться использовать эти настроения в борьбе за власть и для дискредитации своих противников.
В-шестых, многих в Казахстане настораживает, что в Центральной Азии у Китая появились первые крупные должники в лице Киргизии и Таджикистана, и, возможно, недалек тот день, когда главы этих государств будут вынуждены проводить в регионе линию, нужную Пекину. Гарантий того, что это будет справедливая и прогрессивная линия для стран Центральной Азии никаких нет.
Таким образом, причины настороженного или даже нервного отношения Нур-Султана к Пекину есть. А есть чем ответить?
С учетом определенной зависимости Казахстана от кредитной политики, от экономической поддержки Китая, ответить довольно сложно. Разве нотой протеста, что уже сделано. Например, посол Китая в Казахстане Чжан Сяо известен своей активностью и жесткими заявлениями на грани фола. Его выступления в адрес Вашингтона во время пребывания в Казахстане госсекретаря США Майкла Помпео вызвали форменный скандал. Где-либо в другом государстве посол, вероятно, был бы объявлен нежелательной персоной, но в Казахстане ему все сходит с рук. Руководство Казахстана не хочет терять Китай в качестве стратегического партнера, особенно в сфере экономики.
Но тут надо, видимо, немного разграничить – государство и общество. То, что по определенным причинам спускает государство, казахстанское общество может и не спустить. В стране и без того ощущаются синофобские настроения, а такие публикации, затрагивающие чувство национальной гордости, их только могут усилить. До конфликта дело, конечно, пока не дойдет. Но, похоже, что договор о всестороннем партнерстве, подписанный Нур-Султаном и Пекином 11 сентября 2019 года и названный президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым «вечным», качественно может оказаться немного другим. То есть – не вечным.
Как Китай забрал территорию у бывших советских республик
После распада СССР Китай сразу предъявил новым независимым республикам Средней Азии существенные территориальные претензии. Стоит отметить, что если на Дальнем Востоке предметом спора Китая с Россией в свое время служили небольшие речные острова, то в Средней Азии Китай претендовал на все земли, когда-то входившие в состав Джунгарского ханства (XVII-XVIII века). А это большая часть Восточного Казахстана и Северной Киргизии.
Сознавая, что такую территорию им никто не отдаст, китайские власти постепенно умерили аппетиты, но территориальные претензии все равно составляли десятки тысяч квадратных километров. В частности, китайцы претендовали на «спорные» казахстанские 34 тыс. кв. километров.
Договориться, пока не поздно
В 1990-е годы Казахстан решил не дожидаться новых инцидентов на границе и поспешил урегулировать все приграничные вопросы с Пекином. Для этого ему дважды пришлось идти на уступки.
В 1997 году Нурсултан Назарбаев сумел достичь окончательных договоренностей о демаркации казахско-китайской границы. По официальным данным, Китаю была передана территория площадью 407 кв. километров. Но самого договора в открытом доступе никто не видел. Обеспокоенная казахстанская общественность из-за этого выдвигает предположения, что реально китайцам отдали несколько тысяч квадратных километров. В любом случае Казахстан смог решить доставшийся от Советского Союза территориальный вопрос, не испытав при этом политических потрясений, как это случилось в соседней Киргизии. Даже несмотря на то, что среди отданных Китаю территорий была гора Хан-Тенгри, имеющая культовое значение для местных кочевых народов.
Первому президенту Киргизии Аскару Акаеву тоже пришлось договариваться с китайцами. В 1999 году Бишкек и Пекин достигли соглашения по спорному участку Узонгу-Кууш. В итоге Китай получил 161 кв. км, что составило 39% от их первоначальных требований. Стороны остались довольны компромиссом, но киргизское население было возмущено фактом заключения этих соглашений, что стало одной из причин первой революции в стране в 2005 году.
«Все эти территории были предметом пограничных споров еще с советских времен, Китай не признавал существующую по факту границу, – заявил газете ВЗГЛЯД эксперт из Киргизии Марс Сариев. – Киргизия и Казахстан сами были заинтересованы в урегулировании, чтобы решить приграничные проблемы и закрепить это в документах. Вопрос того же участка Узонгу-Кууша не был решен в советское время, СССР демонстративно сам провел границу и поставил там укрепления. Стоит отметить, что большая часть спорных территорий все-таки осталась за постсоветскими республиками. Китай претендовал на гораздо большие земли, но нашли компромиссный вариант, и китайцы согласились на меньшую часть».
«Китай – это растущая сверхдержава, и нам надо было решить с ним пограничные вопросы. Я не думаю, что в будущем у Китая снова возникнут такого рода территориальные претензии. Даже учитывая опасения, что из-за громадного госдолга придется по примеру Таджикистана или Шри-Ланки расплачиваться с китайцами своей территорией, думаю, до этого не дойдет. Пекин уже согласился пролонгировать долг, если мы оплатим проценты», – считает Сариев.
Тема территориальных уступок в Средней Азии является одной из самых болезненных. Во многом из-за повышенной китаефобии среди местного населения, причем чем ближе люди живут к Китаю, тем больше китайцы вызывают опасений. В Казахстане провалились проекты еще на стадии обсуждения по передаче в аренду китайским компаниям сельскохозяйственной земли. В Киргизии споры с китайскими горнодобывающими компаниями местное население и вовсе решает путем митингов и погромов.
Такая реакция отчасти вызвана политикой Пекина по отношению к мусульманским меньшинствам, проживающим в Синьцзян-Уйгурском автономном округе. В западных СМИ постоянно появляются публикации о трудовых лагерях, куда насильно помещают на перевоспитание местные народности. Закрытость Китая не позволяет опровергнуть или подтвердить эту информацию.
Сами среднеазиатские страны попадают во все большую экономическую зависимость от Китая, в частности, постоянно набирая многомиллиардные кредиты, которые не в силах отдать. Население всерьез опасается, что за кредиты их коррумпированные правительства будут расплачиваться землей, либо отдадут в разработку месторождения полезных ископаемых. Подобный прецедент уже произошел в Таджикистане.
Уступчивый Таджикистан
В 1990-е годы соседний Таджикистан был охвачен гражданской войной, поэтому территориальные вопросы с другими государствами таджики отложили на потом. Возможно, поэтому Душанбе пришлось отдать гораздо большие участки земли, по сравнению с Киргизией и Казахстаном. Китай усилился и уже не стал ограничиваться компромиссными вариантами.
В 2011 году, в день образования КНР, Таджикистан торжественно (!) передал часть своей территории Китаю. Китайцы получили 1,1 тыс. кв. км земли, что составляет ни много ни мало – 0,77 процента от общей территории Таджикистана.
Такая щедрость со стороны таджиков обусловлена многими факторами, в том числе и большой зависимостью от Пекина. Кроме того, в Таджикистане до сих пор правит жесткий режим Эмомали Рахмона, вся оппозиция разгромлена и фактически запрещена. В такой ситуации президент может позволить себе пойти на непопулярные решения. К тому же отданные территории находились в Горно-Бадахшанской автономной области. Местное население этнически и религиозно отличается от таджиков и живет в труднодоступных горных районах, поэтому их мнение в Душанбе мало кого интересовало.
На этом «плодотворное» сотрудничество между двумя странами не завершилось. Таджикистан набрал китайские кредиты на постройку дорог, ТЭЦ и другой инфраструктуры. Расплачиваться же бедной стране оказалось нечем. В итоге китайским компаниям отдали в разработку золоторудное месторождение «Верхний Кумарг». Ранее китайцы уже получили в разработку другие золотые, серебряные и угольные месторождения в Таджикистане.
В соседних странах оппозиция кивает на таджикский пример и заранее грозит властям протестами в случае повторения у них подобного сценария. Китайцы еще никому просто так не списывали долги, расплачиваться в любом случае придется, либо на отдаленную перспективу пытаться пролонгировать долги.
Тем временем совсем рядом, в Гималаях, противостояние Китая с индийской армией периодически перерастает в полноценные бои. И если даже Индия не может всегда противостоять Китаю мирными методами, то что могли бы сделать маленькие постсоветские республики? Уступки были неизбежны, но удовлетворится ли ими Китай или вновь вспомнит в будущем?
«У Китая сейчас большая напряженность с Индией, этот конфликт всегда находился в тлеющем режиме. Сейчас там идет накопление вооружений, особенно с китайской стороны, непонятно, как они собираются решать с индусами территориальный вопрос. Также у Пекина большие территориальные споры в Южно-Китайском море. В этой ситуации Китай будет заинтересован в стабильности у своих западных границ со среднеазиатскими странами и Россией, рассматривая их в качестве тыла в условиях противостояния с США», – полагает Марс Сариев. А значит, есть надежда, что никаких новых территориальных претензий к государствам бывшего СССР со стороны Китая больше никогда не возникнет.
Китай жёстко отреагировал на синофобию и антикитайские действия в Казахстане
Похоже для чиновников из высших кабинетов в Нур-Султане (Целинограде) пришло время политически расплачиваться по долгам уже перед Поднебесной.
Не секрет, что Казахстан входит в пятерку самых больших должников Китая, так как правительством было взято кредитов на сумму в 39 миллиардов долларов, но несмотря на это власти проводят в последние годы антикитайскую политику, раздувая синофобию внутри страны.
Сейчас Пекин в виде ответа без объяснения причин попросту перекрыл весь импорт из республики, заставив чиновников правительства РК метаться, ища причины и возможности разрешения проблемы. По оценкам экономистов одностороннее закрытие движения товаров с середины сентября уже привело к серьезным потерям для экономики, превысив отметку в 170 миллиардов тенге (391 миллионов долларов).
Эту тему 24 сентября пришлось поднять даже второму президенту Касым-Жомарту Токаеву, причем на совещании Высшего совета по реформам, ставшего инструментом проведения новых неолиберальных реформ и экономического поворота РК в сторону Запада.
Даже если эти меры китайских властей связаны с опасениями распространения вирусов и опасных заболеваний через казахстанские грузы, то они полностью оправданы. Ведь на территории Казахстана расположены уже шесть объектов, работающих по военно-биологическим программам Пентагона, а недалеко от границы, в Алматы, расположена главная Центральная референс-лаборатория (ЦРЛ) третьей степени защиты, где идет модернизация наиболее опасных заболеваний.
Мы уже писали о том, что ученые Казахстана непосредственно участвуют в американском проекте «Camels as biosurveillance sentinels: Risk at the human-camel interface», что в переводе означает «Верблюды как сторожевые наблюдатели: риск передачи вирусов от верблюда к человеку», который сейчас осуществляется в НИИ на юге республики.
Можно даже предположить, что это сознательные диверсии американских военных по периметру китайских границ, в связи с чем санитарные врачи Поднебесной резонно запретили завоз мяса и живого скота из РК на свою территорию. Даже зерно и другие продукты при соответствующей обработке бактериями и болезнетворными микроорганизмами могут представлять реальную угрозу населению Китая.
Но скорее всего, такая жесткая реакция Китая стала результатом комплекса причин, и одной из них является проамериканский курс руководства Казахстана, наметившийся с января 2018-го года после эпохальной встречи в Вашингтоне Нурсултана Назарбаева и Дональда Трампа.
Он тогда одобрил действия казахстанских властей, решивших не выдавать бежавших из Китая казахов обратно, но в тоже время предложил освободить их из тюрьмы.
Примечательно, но сразу после отъезда американского госсекретаря на юге Казахстана националистами был устроен массовый погром дунган, родственного китайцам этноса, исповедующего ислам. В результате данной резни 24 тысяч человек вынуждены были бежать в соседнюю Киргизию или укрываться на погранзаставах. Эту этническую чистку можно вполне расценить как акцию, направленную и против Китая, а также для запугивания этнических меньшинств внутри страны.
Интересно, что с февраля этого года власти не предпринимали никаких действий против ежедневных пикетов, проводившихся у консульства Китая в Алматы, в которых принимали участие родственники этнических казахов, находящихся в заключении в Синьцзяне. С учётом того, что несанкционированные митинги и пикеты быстро пресекаются и разгоняются в Казахстане, данное послабление выглядит вовсе неслучайным. К этому надо отнести предоставление убежища беженцам из КНР и отказ правительства поддержать Поднебесную в ООН по уйгурскому вопросу.
Данный поворот подтверждает и последний этап приватизации, происходящий сейчас в пользу европейских и американских корпораций, а также механизм внешнего управления, осуществляемый Западом через Высший совет по реформам (аналог украинского, возглавляемого ранее Саакашвили) и через своего ставленника в лице бывшего руководителя Европейского банка реконструкции и развития Сумы Чакрабарти. И эта система выстраивается явно против Китая.
Если так пойдет и дальше, то Китай, претендующий на сырьевые запасы Казахстана с целью индустриального развития СУАР и своих западных провинций, может оказаться обделенным и вообще лишиться уже имеющихся месторождений. Это и заставляет Пекин действовать, применяя методы экономического давления. Причем, никаких официальных претензий Поднебесная руководству Казахстана не высказывает, предпочитая сохранять гордое и одновременно грозное молчание.
Более того, в случае ухода Казахстана в сторону США будет обрушен и геостратегический мост между Россией и Китаем. А Вашингтон может действительно попытаться устроить такой разрыв между Москвой и Пекином, вынув пазлы в лице Казахстана и других бывших советских среднеазиатских республик.
Именно поэтому в КНР выбрали самое эффективное средство давления на Акорду (администрацию президента) и лично на Елбасы (Лидера нации) в целях скорректировать чересчур прозападный курс Нур-Султана. Пекин надавил на больную мозоль казахстанской элиты, прекратив движение товаров.
А ведь только недавно экспертами указывалось, что разница между объемами отгруженной продукции из КНР и зафиксированной на таможне в РК в год составляет от 3 до 3,5 миллиардов тенге. И до сих пор, несмотря на заявления высших казахстанских чиновников, эта проблема не решена. По сути, это контрабанда, идущая на рынок России и стран ЕАЭС, а учитывая, что данным бизнесом занимаются члены правящей семьи Назарбаева, то можно понять, почему раздается столь громкий вой в СМИ и на заседаниях Высшего совета по реформам.
Выдавливая Россию и русских на протяжении целых десятилетий из Казахстана, да и всей Центральной Азии, беря кредиты на Западе и в Поднебесной, распродавая месторождения и земли, нынешние правители сами оказались в эпицентре конфликта между США и Китаем.
Поэтому союз с Москвой остается в этой ситуации единственной спасительной альтернативой для Казахстана, который рискует раствориться в Китае и потерять свою целостность в случае продолжения прежней проституированной линии.