какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого

Презентация по литературе. Толстой А.К. Баллада «Василий Шибанов»(7 класс))

какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Смотреть фото какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Смотреть картинку какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Картинка про какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Фото какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого

Описание презентации по отдельным слайдам:

А.К.Толстой «Василий Шибанов» 1840-е годы

Цель урока показать определяющее влияние эпохи на судьбу и характер человека на примере баллады А.К.Толстого «Василий Шибанов»

Историческая эпоха Самой значительной из ранних баллад А.К. Толстого является «Василий Шибанов», в которой поэт впервые обращается к наиболее волновавшей его исторической эпохе — эпохе Ивана Грозного. Эпоха Грозного поразила Толстого своей трагичностью и сложностью. «При чтении источников, — отмечал писатель, — книга не раз выпадала у меня из рук и я бросал перо в негодовании не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования». Поиск положительных героев, которые могли противостоять деспотизму Грозного, привел А.К. Толстого к созданию таких характеров, как Василий Шибанов, князь Михайло Репнин, князь Серебряный…

Царь Иван Васильевич Грозный Худ. М.В.Васнецов Худ. И.С.Глазунов

Царский гнев В 1560 году прекратила своё существование Избранная Рада, активным участником которой был Курбский. Последовали аресты и казни людей, входивших в Раду. Началась опала, Курбский был отправлен на воеводство в Юрьев. Понимая, какая участь его ждёт, Курбский решил бежать. Побегу Курбского предшествовали секретные переговоры с царём Сигизмундом II. Сигизмунд – Август II

Побег в Литву Пробыв год в Юрьеве, Курбский 30 апреля 1564 года бежал в литовские владения. Причиной спешки было то, что московские друзья тайно предупредили боярина о грозящей ему опасности, что в последствии подтвердил и сам Иван Грозный.

«Недаром дивится литовский народ, И ходят их головы кругом: «Князь Курбский нам сделался другом».

Письмо царю Готовится Курбский царю перечесть Души оскорбленной зазнобы: «Что долго в себе я таю и ношу, То все я пространно к царю напишу, Скажу напрямик, без изгиба, За все его ласки спасибо».

«Послание, полное яду» В послании содержится решительный протест князя против начавшихся в России беззаконных гонений и казней государственных и военных деятелей на пороге опричнины.

Гонец князя Вдруг входит Шибанов в поту и в пыли: «Князь, служба моя не нужна ли? Вишь, наши меня не догнали!«… … А я передам и за муки Письмо твое в царские руки».

«Опрични кромешная тьма»

Гонец от Андрея Курбского

Василий Шибанов перед царем К царю Иоанну подходит пешой И молвит ему, не бледнея: «От Курбского князя Андрея!» … И очи царя загорелися вдруг: «Ко мне? От злодея лихого? Читайте же, дьяки, читайте мне вслух Посланье от слова до слова! Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!»

Послание Курбского «Царю, прославляему древле от всех, Но тонущу в сквернах обильных! Ответствуй, безумный, каких ради грех Побил еси добрых и сильных? Ответствуй, не ими ль, средь тяжкой войны, Без счета твердыни врагов сражены? Не их ли ты мужеством славен? И кто им бысть верностью равен? Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас, В небытную ересь прельщенный? Внимай же! Приидет возмездия час, Писанием нам предреченный, И аз, иже кровь в непрестанных боях За тя, аки воду, лиях и лиях, С тобой пред судьею предстану!» Так Курбский писал к Иоанну.

Текст первого послания (май 1564 года) «Зачем, царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным князям предал. В чём провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане – соратники твои? Не сдались ли тебе крепости немецкие. За это ли нам, несчастным, воздал ты, истребляя нас со всеми близкими нашими? Полки твои водил и никакого бесчестия не принес, одни лишь победы одерживал для твоей же славы… а как часто ранен был варварами в различных битвах, что все тело мое покрыто ранами. Но тебе, царь, до всего этого и дела нет. И не надейся, что буду я молчать обо всем: до последнего дня жизни моей буду беспрестанно со слезами обличать тебя. …казненные тобой, у престола Господнего стоя, взывают об отмщении тебе, несправедливо изгнанные тобой из страны взываем день и ночь к Богу обличая тебя».

Шибанов и царь «Был мрачен владыки Загадочный взгляд…»

Шибанов и царь «Гонец, ты не раб, но товарищ и друг, И много, знать, верных у Курбского слуг, Что выдал тебя за бесценок. »

Стойкость Шибанова И царь вопрошает: «Ну что же гонец? Назвал ли он вора друзей наконец?» «Царь, слово его все едино: Он славит свого господина!»

«Услышь меня, Боже, в предсмертный мой час…» «О князь, ты, который предать меня мог За сладостный миг укоризны, О князь, я молю, да простит тебе бог Измену твою пред отчизной!

«Услышь меня, Боже, в предсмертный мой час» «Язык мой немеет, и взор мой угас, Но в сердце любовь и прощенье, Помилуй мои прегрешения!»

«Услышь меня, Боже, в предсмертный мой час…» Язык мой немеет, и взор мой угас, Но слово мое все едино: За грозного, боже, царя я молюсь, За нашу святую, великую Русь…»

Вопросы: Какие характеры героев раскрываются автором и что он хочет сказать о людях и времени, в которое происходят эти события? В чем упрекает царя князь Курбский? Как вел себя Шибанов под пытками? О чем он просит Бога?

Жанровые особенности произведения Какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в «Василии Шабанове»? Какие сравнения, эпитеты встречаются в тексте баллады и что они подчеркивают?

Домашнее задание: Выразительно прочитать балладу Составить письменную характеристику Василия Шибанова Подтвердить свои мысли цитатами из текста

какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Смотреть фото какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Смотреть картинку какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Картинка про какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Фото какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого

Номер материала: ДБ-1603799

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Смотреть фото какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Смотреть картинку какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Картинка про какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Фото какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Смотреть фото какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Смотреть картинку какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Картинка про какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Фото какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого

В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей

Время чтения: 1 минута

какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Смотреть фото какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Смотреть картинку какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Картинка про какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Фото какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Смотреть фото какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Смотреть картинку какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Картинка про какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Фото какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Смотреть фото какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Смотреть картинку какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Картинка про какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Фото какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого

Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой

Время чтения: 2 минуты

какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Смотреть фото какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Смотреть картинку какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Картинка про какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Фото какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Баллады: особенности жанра, характерные черты, главные отличия

Содержание:

Балладами называют лирические, эпические произведения. Они имеют выраженный бытовой или исторический сюжет. Зачастую можно встретить мифических героев, тематики мифического характера. Название появилось в эпоху средних лет, дословный перевод – танцевальные песни. Происхождение жанра относится к народным легендам, преданиям, объединяющим в себе песню с рассказом.

В русскую культуру произведения вошли очень давно, но особую страсть к ним развил Жуковский В.А. До этого направление особенно выделяли романтики в Западной Европе. Благодаря Жуковскому жанр баллада совместил в себе поэтическую красоту, романтизм, эстетику.

Характерные черты баллады

Главными темами, рассматриваемыми в творчестве Жуковского, являются сравнение добра со злом, наказание, преступление, любовь и страсть. В качестве главного героя поэт выбирает сильную личность, которая не ограничивается нравственными рамками.

В основе действий героя – личная воля, он стремится к своей личной цели. Такие личности эгоистичные, целеустремленные. Сюжет строится не столько вокруг преступного акта, сколько на его последствиях. Автор отдельно выделяет нравственный аспект, позиционируя источник наказания в качестве совести, природы, чувств.

какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Смотреть фото какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Смотреть картинку какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Картинка про какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого. Фото какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях толстого

Особенности жанра баллады:

Примеры известных баллад

Балладный жанр в творчестве Жуковского занимает отдельное место. Самыми известными произведениями являются:

В данном жанре писал не только Жуковский. Пушкин А.С. известен своими балладами «Утопленник», «Жених», «Песнь о вещем Олеге». Лермонтов написал увлекательные произведения «Морская царевна», «Воздушный корабль».

Источник

Баллада и ее жанровые признаки. Баллада и ее жанровые признаки

Баллада (окс. balada/ballada, от balar танцевать, плясать) — многозначный литературоведческий и музыковедческий термин.

1) cредневековая поэтическая и текстомузыкальная форма;
2) лирический жанр англо-шотландской народной поэзии XIV—XVI вв.;
3) поэтический и музыкальный жанр в XVIII и XIX вв., популярный у романтиков и их позднейших эпигонов.

Слово «баллада» применительно к поэзии впервые регистрируется в рукописях с провансальскими стихами XIII в. Судя по немногим (шести) сохранившимся образцам слово употреблялось описательно (как синоним «танцевальной песни»). Какой-либо особенной формальной структуры и закрепленной семантики жанра в провансальской «балладе» не было.

В Средние века словом «баллада» (фр. balade, ballade) называлась стихотворная (так называемая твёрдая) и текстомузыкальная форма, жанр куртуазной лирической поэзии и музыки. Возникла во Франции в конце XIII века; к числу первых авторских образцов жанра относятся одноголосные баллады Жанно де Лекюреля (около 1300 г.)

Стихотворная форма включающая три строфы на одинаковые рифмы (ababbcc для семистрочной, ababccdd для восьмистрочной, ababbccdcd для десятистрочной строфы; возможны и другие схемы рифмовки) с рефреном в конце строфы. Музыкальная форма разбивает каждую строфу текста на три части: AAB. Иногда вторая половины строфы повторяется (AABB). Классические образцы жанра XIV в. оставил Гийом де Машо — автор 200 баллад, из которых 42 он положил на музыку (наиболее знаменита «De toutes flours» — «Из всех цветов»). Многоголосные баллады Машо — профессиональные сочинения любовно-лирического жанра, без каких-либо элементов танцевальности (несмотря на название). Особенно сложны для восприятия его политекстовые баллады (несколько текстов распеваются одновременно), написанные по аналогии с политекстовыми мотетами. Одна из баллад Машо написана на два текста (такие баллады называют «двойными»), две — на три текста («тройные» баллады). В дальнейшем политекстовые баллады практически не встречаются.

В классической балладе число стихов в строфе варьировалось от 7 до 10. В XV веке мы видим тяготение к квадратной строфе: восемь восьмисложников или десять десятисложников. С конца XIV века (например, в балладах Эсташа Дешана) обычно завершается полустрофой-«посылкой», которая, как правило, начинается со слова «Prince» (или «Princesse»), восходящего к этикетному титулу «Пюи» поэтических состязаний XIII века, но может приобретать различный смысл в зависимости от обстоятельств. В «двойной балладе» та же схема развертывается в шести строфах. В силу своей относительной длины баллада может включать любые описательные и дидактические амплификации.

Известный автор поэтических баллад (стихи не предназначены для распевания) — Кристина Пизанская, автор «Книги ста баллад» (Le Livre des cent ballades, ок. 1399); по другой версии, около 1390 г. эту книгу составили стихотворцы из окружения Людовика Орлеанского, на основе первого сборника Сенешаля Жана д’Э. Последним крупным автором (поэтической) средневековой баллады, существенно расширившим тематику этой формы, был Франсуа Вийон.

Начиная с XVIII века распространились песни на тексты поэтических баллад. Образцы песенной баллады оставили видные представители австро-немецкого романтизма: К. Лёве, Ф. Шуберт (особенна знаменита его баллада «Лесной царь»), Р. Шуман, Г. Вольф. В России песенная баллада появилась в XIX веке под влиянием немецкой. Таковы, например, баллады А. Н. Верстовского «Чёрная шаль» (на стихи А. С. Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Море» А. П. Бородина, «Забытый» М. П. Мусоргского.

Источник

Баллада и ее жанровые признаки. Баллада и ее жанровые признаки

Баллада (окс. balada/ballada, от balar танцевать, плясать) — многозначный литературоведческий и музыковедческий термин.

1) cредневековая поэтическая и текстомузыкальная форма;
2) лирический жанр англо-шотландской народной поэзии XIV—XVI вв.;
3) поэтический и музыкальный жанр в XVIII и XIX вв., популярный у романтиков и их позднейших эпигонов.

Слово «баллада» применительно к поэзии впервые регистрируется в рукописях с провансальскими стихами XIII в. Судя по немногим (шести) сохранившимся образцам слово употреблялось описательно (как синоним «танцевальной песни»). Какой-либо особенной формальной структуры и закрепленной семантики жанра в провансальской «балладе» не было.

В Средние века словом «баллада» (фр. balade, ballade) называлась стихотворная (так называемая твёрдая) и текстомузыкальная форма, жанр куртуазной лирической поэзии и музыки. Возникла во Франции в конце XIII века; к числу первых авторских образцов жанра относятся одноголосные баллады Жанно де Лекюреля (около 1300 г.)

Стихотворная форма включающая три строфы на одинаковые рифмы (ababbcc для семистрочной, ababccdd для восьмистрочной, ababbccdcd для десятистрочной строфы; возможны и другие схемы рифмовки) с рефреном в конце строфы. Музыкальная форма разбивает каждую строфу текста на три части: AAB. Иногда вторая половины строфы повторяется (AABB). Классические образцы жанра XIV в. оставил Гийом де Машо — автор 200 баллад, из которых 42 он положил на музыку (наиболее знаменита «De toutes flours» — «Из всех цветов»). Многоголосные баллады Машо — профессиональные сочинения любовно-лирического жанра, без каких-либо элементов танцевальности (несмотря на название). Особенно сложны для восприятия его политекстовые баллады (несколько текстов распеваются одновременно), написанные по аналогии с политекстовыми мотетами. Одна из баллад Машо написана на два текста (такие баллады называют «двойными»), две — на три текста («тройные» баллады). В дальнейшем политекстовые баллады практически не встречаются.

В классической балладе число стихов в строфе варьировалось от 7 до 10. В XV веке мы видим тяготение к квадратной строфе: восемь восьмисложников или десять десятисложников. С конца XIV века (например, в балладах Эсташа Дешана) обычно завершается полустрофой-«посылкой», которая, как правило, начинается со слова «Prince» (или «Princesse»), восходящего к этикетному титулу «Пюи» поэтических состязаний XIII века, но может приобретать различный смысл в зависимости от обстоятельств. В «двойной балладе» та же схема развертывается в шести строфах. В силу своей относительной длины баллада может включать любые описательные и дидактические амплификации.

Известный автор поэтических баллад (стихи не предназначены для распевания) — Кристина Пизанская, автор «Книги ста баллад» (Le Livre des cent ballades, ок. 1399); по другой версии, около 1390 г. эту книгу составили стихотворцы из окружения Людовика Орлеанского, на основе первого сборника Сенешаля Жана д’Э. Последним крупным автором (поэтической) средневековой баллады, существенно расширившим тематику этой формы, был Франсуа Вийон.

Начиная с XVIII века распространились песни на тексты поэтических баллад. Образцы песенной баллады оставили видные представители австро-немецкого романтизма: К. Лёве, Ф. Шуберт (особенна знаменита его баллада «Лесной царь»), Р. Шуман, Г. Вольф. В России песенная баллада появилась в XIX веке под влиянием немецкой. Таковы, например, баллады А. Н. Верстовского «Чёрная шаль» (на стихи А. С. Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Море» А. П. Бородина, «Забытый» М. П. Мусоргского.

Источник

Исследовательская работа Тема: «Балладно- былинные мотивы в творчестве А.К.Толстого»

Данная исследовательская работа о жизни и творчестве А.С.Толстого

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа Тема: «Балладно- былинные мотивы в творчестве А.К.Толстого»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

им. С. Орджоникидзе г. Клинцы Брянской области

«Балладно- былинные мотивы в творчестве А.К.Толстого»

Дмитроченко Максим, 7 «г» класс

Васильева Мария, 7 «г» класс

Пожарская Светлана Владимировна

1) Биография А.К.Толстого 5-6

2) Истоки балладно- былинного творчества А.К.Толстого 7

3) Первые произведения балладно- былинного цикла 8-9

4) Фольклорные сюжеты в творчестве А.К.Толстого 10-12

5) Исторические баллады А.К.Толстого 13-14

6)Связь творчества поэта с народной поэзией 15-16

Список используемой литературы 18

Недавно на уроке литературы мы изучали жизнь и творчество А.К.Толстого. К сожалению, материала учебника оказалось мало для основательного изучения творчества нашего прославленного земляка. Особенно нас привлекло то, что в творчестве поэта мы увидели корни русского народного творчества. Вот мы и решили подробнее изучить творчество замечательного автора.

Тема работы достаточно актуальна, так как расширяет читательский кругозор, помогает выявлять особенности творчества А.К.Толстого, его связь с устным народным творчеством, воспитывает чувство гордости за свою родную землю.

Предметом данного исследования является жизнь и творчество А.К.Толстого.

Материалом для анализа послужили поэтические контексты поэта. В список исследуемых текстов включены баллады и былины, содержащие в себе признаки устного народного творчества. Из них методом выборки были выделены для исследования несколько произведений балладно- былинного цикла.

Цель данного исследования: исследовать жизнь и творчество А.К.Толстого, выявить балладно- былинные мотивы в творчестве писателя. Эта цель определила постановку исследовательских задач:

1) познакомиться с биографией писателя- земляка и его творчеством;

2) познакомиться с балладами и былинами, не изучаемыми в курсе литературы;

3) выделить основные мотивы народного творчества в поэзии А.К.Толстого.

Методы: Поставленные цели и задачи определили методы исследования. В исследовательской работе были использованы частные научные методы: описательный, сравнительно-сопоставительный, методы комплексного анализа.

Новизна: исследования заключается в том, что мы постарались дать достаточно полное описание балладно- былинному творчеству А.К.Толстого.

Значимость: Практическая значимость исследования состоит в том, что принципы анализа и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы при дальнейшем изучении поэтического наследия А.К.Толстого, могут применяться при анализе произведений на уроках литературы. Материалы исследовательской работы могут послужить основой для работы над сочинением по творчеству поэта.

Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 года в Санкт-Петербурге. Мать его, красавица Анна Алексеевна Перовская, воспитанница графа А.К.Разумовского, вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа Константина Петровича Толстого. Брак был несчастлив; между супругами скоро произошел открытый разрыв.

Вместе с Перовским Толстой путешествовал по Германии и Италии, посетил летом 1827г знаменитого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте, подарившего мальчику кусок бивня мамонта с собственноручно сделанным на нем рисунком. Благодаря Перовскому первые стихотворные опыты Толстого были переданы на суд В.А.Жуковскому. У Перовского в Петербурге он видел Пушкина, запомнив на всю жизнь его удивительный смех.

По признанию Алексея Константиновича, он с самого раннего детства чувствовал влечение к искусству – музыке, живописи, поэзии, но его родные прочили ему блестящую карьеру. По их настоянию в 1834г Толстой поступил на службу в Московский архив Министерства иностранных дел, затем служил при русском посольстве в немецком городе Франкуфурте-на-Майне. В 1843г Толстой стал камер-юнкером. А после Крымской войны, в которой он участвовал, записавшись добровольцем в Стрелковый полк, Александр II произвел его в чин флигель-адъютанта.

Хотя светская жизнь нравилась Толстому, служба при царском дворе мешала ему почувствовать себя «вполне художником». В начале 50-х годов Толстой сетовал: «Я родился художником, но все обстоятельства и вся моя жизнь до сих пор противились тому, чтобы я сделался вполне художником». Он хотел всецело отдаться творчеству, но не мог – «как работать для искусства, когда слышишь со всех сторон слова: служба, чин, вицмундир, начальство и тому подобное». Несколько раз Толстой пытался получить отставку, но безрезультатно.

2) Истоки балладно- былинного творчества А.К.Толстого

Значительное место в поэтическом наследии А.К. Толстого занимают исторические баллады и былины. Причины, которые заставили поэта обратиться к историческим темам, многогранны. В юные годы Толстой работал в архивах Москвы и познакомился с реальными, живыми документами исторического прошлого России. «. Многое доброе и злое, что как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах минувшего», — считал Толстой.

Творчество Толстого проникнуто единством мотивов, великих идей, лирических эмоций. Интерес к национальной старине, проблемам истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края — эти особенности Толстого как человека и мыслителя нашли отражение в его произведениях всех жанров. Идеальным государственным устройством, соответствующим национальному характеру русского народа, он считал Киевскую Русь и древний Новгород. Высокий уровень развития искусства, особое значение культурного слоя аристократии, простота нравов, уважение князя к личному достоинству и свободе граждан, широта и многообразие международных связей, особенно связей с Европой, — таким представлялся ему уклад жизни Древней Руси.

Баллады и былины, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Канут» и др. образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления. По системе художественных средств эти баллады близки некоторым лирическим стихотворениям Толстого («Благовест», «Коль любить, так без рассудку», «Край ты мой, родимый край» и др.)

3)Первые произведения балладно- былинного цикла

Первые баллады Толстого появляются в 1840-е годы. Самые ранние из них — «Курган», «Князь Ростислав». В балладе «Курган» нарисован романтически условный образ русского богатыря древнейших времен, о котором сохранились лишь смутная молва и легенды. Однако для поэта «ничто на свете не пропадает, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает, как дерево ». В другой балладе поэт обращается к судьбе князя Ростислава, но его интересуют не исторические подробности, а трагическая судьба героя. В первых балладах А.К. Толстого сильно влияние баллад Лермонтова. Мотивы « Воздушного корабля » можно отметить в балладе « Курган », мотивы « Русалки » — в балладе « Князь Ростислав ».

В балладе «Курган» Толстой размышляет о непрочности славы, а одновременно и о смысле человеческой жизни:

Кто был он? Венцами какими

Свое он украсил чело?

Чью кровь проливал он рекою?

Какие он жег города?

И смертью погиб он какою?

В этой балладе автор анализирует бытовавшее в Средневековье среди дворянства представление о высшей ценности славы, добытой в воинских подвигах:

И если курган твой высокий

Сровняется с полем пустым,

То слава, разлившись далеко,

Была бы курганом твоим!

Толстой полностью развенчивает эту идею: курган по-прежнему стоит, хотя прошли века, но имя похороненного в нем героя стерлось из памяти народа. Однако почему-то Илью Муромца помнят до сих пор, а церковь даже канонизировала его! В чем же здесь дело? Почему сын крестьянина из небольшой деревушки под Муромом живет в памяти народа, а «державный наездник» и его «славное имя» позабыты?

И здесь мы сталкиваемся с вопросом о цели подвигов героя. Илья Муромец всегда выходил на битву ради спасения невиновных, ради свободы и счастья родного народа, а не ради княжеской награды. Его награда — это неумирающая слава в веках: никакой курган не возвеличит так подвигов героя, как песни народа. А во имя чего сражался богатырь из баллады «Курган»? Просто ради подвигов, ради славы? После его гибели сказители из его окружения слагают ему хвалебные песни, но они скоро забываются, ведь приходят новые воители, подобные павшему, так же, как и он, жадные до славы и войны.

Война ради войны — разве это может вызвать какие-либо теплые чувства в сердцах простых людей, которые хотят жить в мире? Илья Муромец сражался именно ради мира, и потому его помнят. «. Витязя славное имя / До наших времен не дошло. » — бесстрастно замечает Толстой, выражая этими словами свою позицию. Но это не только его позиция — это суд народной памяти, которая бережно хранит имена тех, кто действительно свершил великие деяния.

4) Фольклорные сюжеты в творчестве А.К.Толстого.

Двор мне, княже, твой не диво!

Я мужик неприхотливый,

Но обнес меня ты марой

Так шагай же, мой чубарый,

Тема воли, простора, свободы то и дело повторяется в балладе. Илья признается, что ему не по сердцу обычаи при дворе князя Владимира, «от царьградских от курений / Го­лова болит». Богатырю, вышедшему из среды простого народа, привольнее дышится свежим воздухом полей и лесов; он не привык кланяться никому, кроме земли, из которой все рождается и в которую все уйдет в свой черед:

Вновь изведаю я, старый,

В балладе «Илья Муромец» Толстому удалось не только показать образ народного богатыря; автор отразил в этом произведении представления о свободе, о воле, почерпнутые из устного народного творчества. Мечта о воле всегда была одним из самых сильных стремлений человеческой души, и Толстой нарисовал образ героя, в котором эта мечта нашла живое воплощение. Ясно ощущается, что автор разделяет позицию своего героя.

Как одно-то на небе красно солнышко,

А один-то на Руси Илья Муромец!

Илья Муромец согласно былине тридцать три года просидел в избе своих родителей, не в силах подняться с места. Никто и помыслить не мог, что он станет богатырем. Число тридцать три отнюдь не случайно. Это одно из чисел, традиционно связываемых с Христом. Тридцать три года — это символический возраст, к которому человек должен понять, в чем его призвание. Для Ильи оно оказывается внезапным озарением. Возможно, даже правильнее сказать, что будущий богатырь переживает перерождение: благодаря странникам Илья понимает, что он не безнадежный калека, а здоровый человек. Пожалуй, его первый шаг был и его первым подвигом — победой над немощью, зачастую существующей лишь в воображении человека.

Илья Муромец — это реальная личность; церковью он причислен к лику святых. Как рассказывает былина, родился он в небольшом селе Карачарове, расположенном неподалеку от города Мурома, в семье простых крестьян. Родители уже были немолоды, а Илья был их единственным сыном. В этом тоже есть особый знак, напоминание о библейских сюжетах.

Время действия былин довольно условно- это правление Владимира Красного Солнышка.

Победа над Соловьем-разбойником — один из первых подвигов Ильи на пути в «стольный Киев-град», ко двору Владимира. Характерно, что герой должен прокладывать свою дорогу’, сражаясь с врагами: подъехав к городу Чернигову, Илья в одиночку побеждает целое войско. Следует отметить, что Илью не прельщает возможность стать воеводой в освобожденном городе: он разгромил врагов не ради награды, а из сострадания к осажденным людям. Но, оказав им помощь, он продолжает свой путь, потому что это его предназначение — сражаться со злом.

Илья Муромец совершает свои подвиги не ради награды, а ради Руси и русского народа; и в этом он находит себя и свое счастье. Потому-то, очутившись па перекрестке трех дорог, он и не едет в ту сторону’, где ожидает богатство — он едет в ту сторону, где грозит гибель. Но Илье Муромцу «смерть в бою не писана». Не воля князя и его бояр, а любовь к родной земле движет поступками богатыря: «Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь Великую да за русский народ!».

Так заканчивается «сказ» о «могучем богатыре Илье Муромце». Вернее, он так и не заканчивается, и в стране легенд богатырь Илья вечно сражается со злом, воплощенным в разных обличьях, как и множество прославленных воинов, героев легенд и сказаний всех пародов мира.

Большая часть былины А. К. Толстого пред­ставляет собой монолог Ильи Муромца. Это разверну­тое высказывание от лица Ильи Муромца. Его речь заключена в кавычки, и перед ней находятся слова автора. Восклица­тельные предложения передают эмоцио­нальное состояние героя, испытывающего обиду оттого, что князь Владимир забыл одного из лучших своих богатырей, не пригласив на пир, забыл о его былых за­слугах. Речь Ильи построена на многочис­ленных образных антитезах: богатство и роскошь княжеского двора — жизненная неприхотливость Ильи; молодые богаты­ри — старый Илья; служба у князя — сво­бода, к которой стремится богатырь; душ­ная жизнь в Киеве — просторы природы.

Илья привык к волюшке и простору и не сожалеет об оставленной службе у кня­зя — в этом заключена жизненная пози­ция героя. Сначала богатырь гневается, сердится, но, поразмыслив, приходит к выводу, что воля и свобода дороже, и, просветлев ли­цом, с наслаждением вдыхает запахи при­роды, воздух свободы, дикой воли и про­должает свой путь.

Поэт воспевает в былинном герое муд­рость, внутреннюю сдержанность, соче­тающуюся с богатырской мощью и силой.

А.К. Толстой написал ряд баллад, названия которых соответствовали названиям русских былин: «Илья Муромец», «Садко» и др. Эти произведения, особенно баллада «Илья Муромец», имели широкий резонанс в публике. Так, Н.С. Лесков, создавая образ Ивана Флягина из повести «Очарованный странник», отмечает, что его герой напоминает Илью Муромца с картины Верещагина и из баллады А.К. Толстого.

В последнее десятилетие жизни Толстой пишет и публикует исторические баллады и былины. Они во многом связаны с традициями устного народного творчества, хотя отнюдь не являются стилизациями. Здесь поэт развертывает свою концепцию русской истории: на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской.

5) Исторические баллады А.К.Толстого.

Во второй половине 1860-х — начале 1870-х годов появляются новые баллады на героические сюжеты из истории Новгородской и Киевской Руси. В 1867 г. поэт написал балладу, по его собственному признанию, «лучшую из своих исторических баллад» — «Змей Тугарин». Действие баллады происходит во время правления киевского князя Владимира. Змей Тугарин, принявший облик поэта, пророчит страшную судьбу Руси:

Но дни, погодите, иные придут,
И честь, государи, заменит вам кнут.
А вече — каганская воля!
. И вот, наглотавшись татарщины всласть,
Вы Русью ее назовете!

Владимир и его богатыри не верят в предсказания змея, но, с позиции А.К. Толстого, все пророчества сбылись в будущем, «. во всей этой пьесе сквозит современность, — отмечал автор — а потому я позволю себе не быть строгим историком и археологом».
Былины насыщаются злободневным содержанием («Змей Тугарин»), а иногда оборачиваются сатирой на вполне конкретные явления современности («Поток-богатырь»).

В старой Руси Толстого привлекает, однако, не московский период, омраченный жестокостью Грозного, а Русь Киевская, вечевая. Когда Поток-богатырь, проснувшись после пяти векового сна, видит раболепие толпы перед царем, он «удивляется притче» такой: «если князь он, иль царь напоследок, что ж метут они землю пред ним бородой? мы честили князей, но не этак! Да и полно, уж вправду ли я на Руси? От земного нас Бога Господь упаси! Нам писанием велено строго признавать лишь небесного Бога!» Он «пытает у встречного молодца: где здесь, дядя, сбирается вече?»

В «Змее Тугарине» сам Владимир провозглашает такой тост: «За древнее русское вече, за вольный, за честный славянский народ, за колокол пью Новграда, и если он даже и в прах упадет, пусть звон его в сердце потомков живет».

В этих исторических балладах раскрывается внутренний мир произведений писателя, раскрывается сама сущность, сам внутренний мир Толстого как «певца красоты».

Самой значительной из исторических баллад А.К. Толстого является «Василий Шибанов», в которой поэт впервые обращается к наиболее волновавшей его исторической эпохе — эпохе Ивана Грозного. На эту тему затем появятся баллада «Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», трагедия «Смерть Ивана Грозного».

В балладах, как часто и в других исторических жанрах, А.К. Толстой, подчиняясь художественным задачам, нарушает ряд исторических фактов. Например, в балладе «Князь Михайло Репнин » он переносит сцену убийства Репнина из церкви в царские палаты, убийство совершено не опричником, а самим царем.

Толстой смел и лишен подобострастия, он не соглашается с любым проявлением деспотизма. Такова позиция автора в балладе «Василий Шибанов». Казалось бы, автору проще было построить конфликт на контрасте поведения главных гepoeв: показать деспотизм Ивана Грозного и оправдать бунт князя Курбского. Но автор ищет правдивого изображения исторической картины: он утверждает, что и царю, и мятежному боярину при всей их важности свойственны такие качества, как гордость, заносчивость, бесчеловечность, неблагодарность.

6) Связь творчества поэта с народной поэзией

В своей лирике Толстой любит обращаться за образами, словесными формулами к народной поэзии. Отсюда частое сравнение явлений природы с человеческой жизнью, отсюда особый язык, близкий к народной песне:

И не знаю я, и не ведаю,

Как назвать тебя, как прикликати.

Много цветиков во чистом поле,

Много звезд горит по поднебесью,

А назвать-то их нет умения,

Распознать-то их нету силушки.

Многие баллады и былины звучат задушевно, а их персонажи привлекательны, как, например, богатырь Алеша Попович, сумевший песней завоевать взаимность прекрасной царевны:

Звуки льются, звуки тают,

То не ветер ли во ржи?

Не крылами ль задевают

Медный колокол стрижи?

Толстой пишет баллады и былины не только по мотивам народного былинного эпоса, обращается он и к русской истории. В балладах поэт любуется старыми обрядами и обычаями («Сватовство»), воспевает русский характер, который не могло изменить даже монголо-татарское иго («Змей Тугарин»).

Толстой использует характерные для былины художественные средства: посто­янные эпитеты (добрые молодцы, братья удалые, море синее), гиперболы (не объ­ехать тебя сто лет), повторы.

Исследование произведений А.К. Толстого позволило обнаружить примеры народной поэзии, восходящие к фольклору.

Прекрасные по своей простоте, глубокие по своему содержанию, произведения народного творчества до сих пор радуют и волнуют нас, потому что они близки характеру русского человека, родной природе. Поэтому не случайно, что они являются неисчерпаемым источником богатства произведений писателя.

Мы остановились лишь на нескольких приемах использования Толстым произведений русского народного творчества. Писатель, так тонко чувствовавший народную поэзию и прекрасно знавший ее, создал немало ярких произведений, перекликающихся с устным народным творчеством.

IV. Список используемой литературы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *