какие жанры могут быть в аниме
Топ жанров аниме
В данной статье мы рассмотрим наиболее популярные жанры в аниме и познакомимся с их особенностями!
Существует множество интересных жанров аниме, которые могут найти большую и верную армию поклонников и фанатов среди населения нашей страны. Есть ли среди таких жанров направление, которое может быть интересно любителям «клубнички» и одновременно не раздражать тех людей, для которых выражение «моральные нормы» не является пустым звуком? Оказывается, есть. Жанр этти.
Такой жанр аниме похож на хентай. В нём тоже присутствуют эротические сцены. Разница же с хентаем в том, что в жанре этти такие сцены не показываются открыто и бесстыдно. Лишь намёки(разной, впрочем, степени откровенности, в зависимости от возрастов потенциальных зрителей). Такие мультфильмы могут быть интересны большому кругу лиц. И подросткам и их родителям. Последние могут не волноваться за первых. Интерес к эротике — абсолютно нормальное явление в этом возрасте. Волноваться стоит если такового интереса не прослеживается. Ничего лишнего подросток всё равно не увидит. Также этти могут быть интересны тем людям, которые обладают ярко выраженным художественным чувством. Ведь рисовка очень утончённая, продуманная и действительно интересная.
Хотите познакомиться с жанром подробнее? Тогда посмотрите вот эти вот мультфильмы: Sennin Buraku, Золотой парень, Agent Aika, Colorful, Oruchuban Ebichu. Поверьте, вы не будете разочарованы.
Каждый мальчишка любит технику. Любит технику в любом её проявлении. Начиная с древних примитивных, но оттого и величественных механизмов, заканчивая ультрасовременными гаджетами. Конечно, японские мультфильмы аниме не могли пройти мимо этого и породили специфический жанр — меха.
Что это такое? Жанр в аниме, отличительной чертой которого является наличие сложнейших механизмов, которых не существует в реальном мире. Также меха — название самих этих механизмов. Они могут быть исключительно механическими, электронными или биологическими. Последние варианты меха встречаются достаточно редко, но тем не менее, они имеются в природе.
Хотите познакомиться с жанром подробнее? Тогда посмотрите вот эти вот мультфильмы: «Mazinger Z», «Геттер Робо», «Грендайзер», «Комбаттлер Ви», Евангелион. Поверьте, вы не будете разочарованы.
Каждая юная девушка любит романтику. Что может быть лучше того, чтобы с восхищённым взглядом ходить по квартире, городу и всюду видеть лишь самое прекрасное? Что может быть прекрасное, чем мечтания под Луной о настоящем принце, большой и красивой свадьбе, которая поразит всех? Вот и японские мультипликаторы не смогли пройти мимо этого и создали жанр аниме под названием «романтика».
Что такое романтика? Романтика — потрясающее явление. Романтика — своеобразное умонастроение, которое проникнуто идеализацией действительности, ожидания чуда и любовными историями.
Чаще всего героинями аниме в жанре романтика являются молодые девушки, которые переживают свою любовную историю. Это может быть первая в жизни любовь, может быть не первая, но в любом случае, речь идёт именно о ней. О том, что во все времена воспевали поэты, о том, что не могло давать спокойно жить и спать по ночам юным беспокойным сердцам. Речь идёт о любви. Самой настоящей.
Хотите познакомиться с жанром подробнее? Тогда посмотрите вот эти вот мультфильмы: «Nana», «Paradise kiss», «Беспокойные сердца», «Это были мы», «Связанные небом». Поверьте, вы не будете разочарованы.
Многие люди любят мистику. Действительно, интересно почитать или посмотреть увлекательную историю о сверхъестественных явлениях, которые не находят себе объяснения в жизни. Мимо такой популярности жанра не могли пройти и производители аниме. Поэтому, знакомьтесь — аниме в стиле мистика.
Что такое мистика? Мистика — специфический жанр искусства, повествующий о столкновении со сверхъестественными явлениями. Такие явления получают в результате какие-то объяснения, порой даже научные. Но везде и всюду в мистику(несмотря на наличие возможных научных объяснений) таковые явления оказываются чем-то, что не признано официальной наукой. Во всяком случае, современной наукой. Так, например, нередки встречи с привидениями или зомби.
Рисовка указанного жанра чаще всего оказывается достаточно качественной и продуманной в деталях. Или же, напротив — нарочитая небрежность, которая как бы намекает на то, что на экране показывается то, что невозможно познать на нынешнем уровне знаний.
Хотите познакомиться с жанром подробнее? Тогда посмотрите вот эти вот мультфильмы: «Нейро Ногами — детектив из Ада», «Тёмный Дворецкий», «Шики», «Детектив-экстрасенс Якумо», «Тетрадь смерти». Поверьте, вы не будете разочарованы.
Все мы живём в повседневности. Даже те «нонконформисты», которые отвергают само понятие повседневности оказываются заперты в той же самой повседневности. Только в другой. Так или иначе, но от неё не уйти. А раз так, то повседневность представляется гигантским культурным слоем, о котором можно и нужно говорить. Знакомьтесь — аниме в жанре повседневность.
Данный жанр повествует о жизни простых обывателей. Это те, ко работают в офисах или на заводах. За компьютером, станком. Это все те, кто учится в институтах или школах. Другими словами, аниме в жанре повседневность рассказывает обо всех нас — простых людях.
По этой причине, и рисовка аниме данного жанра может оказаться какой угодно. Может быть утончённой, с прорисовкой каждой детали, а может наоборот. Нередко аниме данного жанра можно приписать одновременно и к другому. Например, к сёдзё.
Хотите познакомиться с жанром подробнее? Тогда посмотрите вот эти вот мультфильмы: «Безумные байки девичьей общаги!», «Милый дом Ти», «Хьякко», «Доходный дом Иккоку», «Тамаюра». Поверьте, вы не будете разочарованы.
Кто из настоящих мужчин не любит боевые искусства? Наверное, таких мужчин не бывает. Все мы с детства помним замечательные фильмы, комиксы и прочие произведения искусства о боях. Не могли мимо столь популярной темы пройти и создатели мультфильмов аниме. Знакомьтесь! Аниме в жанре боевые искусства.
Обычно весь сюжет таких мультфильмов завязан не просто на боях, но на противостоянии различных мастеров боевых искусств. Есть хороший мастер или мастера, защищающий угнетённых, бедняков и прочих хороших людей. И есть «плохие» мастера. Такие бойцы, которые служат злу и используют своё мастерство не на благо людей, а против них.
Нередко в мультфильмах поднимаются общефилософские вопросы. Так, например, где провести границу между злом и добром и как вообще определить «что такое хорошо и что такое плохо». Такое аниме будет полезно младшим и старшим школьникам, которые в этом возрасте ищут себя. Которым нужно каким-то образом, так чтобы они сумели понять донести правила моральных норм.
Хотите познакомиться с жанром подробнее? Тогда посмотрите вот эти вот мультфильмы: «Клинок королевы», «Огненный новичок», «Кулак Северной Звезды», «Секрет клана Маню», «Самурай Ган». Поверьте, вы не будете разочарованы.
Фильмы, книги и прочие произведения искусства в жанре приключений давно и прочно вошли в нашу жизнь. Существует много верных поклонников и фанатов данного жанра. Не является исключением и аниме. Его тоже снимают в жанре приключения.
Что такое приключения? Это своеобразное «путешествие» главного героя или героев, в которых он или они встречают огромное количество всевозможных препятствий, успешно преодолевая их все.
Обычно сюжет строится на поиске какого-то древнего артефакта, за которым охотятся также и «плохие парни». Задача героя опередить плохих, найти спрятанный или утерянный артефакт и спасти с его помощью весь мир. Возможно также попутно влюбить в себя «прекрасную юную деву».
Рисовка аниме в жанре приключения отличается высокой продуманностью, а также тем, что идёт учёт мелких деталей. Лица героев не теряются на общем фоне.
Хотите познакомиться с жанром подробнее? Тогда посмотрите вот эти вот мультфильмы: «Карточные бои Авангарда», «А вот и чёрная ведьма!!», «Ёрмунганд», «Зетмен», «Рыцари Зодиака». Поверьте, вы не будете разочарованы.
Кто не любит хорошие комедии? Такие произведения искусства способны поднять настроение, зарядить оптимистичным отношением к жизни и дать силы на то, чтобы продолжать жить и смотреть вперёд с неизменным оптимизмом. Есть и аниме в жанре комедии.
Комедия является специфическим жанром, который характеризуется юмористическим или сатирическим подходом в сюжете. Сюжет же может быть, практически любым. Ведь, всё что угодно можно представить в смешном виде. По этой причине и аниме в жанре комедии практически всегда одновременно является и аниме в каким-то другом жанре. Причём, второй жанр может быть любым. Разве что, не может быть трагедией.
Комедия не является аутентичным жанром аниме, а создавался отчасти искусственно, отчасти под иностранным влиянием. Рисовка в комедиях соответствует по большей части рисовке того самого второго(а порой, и третьего и четвёртого) жанра, в котором создавалось аниме.
Хотите познакомиться с жанром подробнее? Тогда посмотрите вот эти вот мультфильмы: «Шаман Кинг», «Мир Наруэ», «Ракетные девочки», «Уж не зомби ли это?», «Ящик Медаки». Поверьте, вы не будете разочарованы.
Есть в мире несколько жанров искусства, которые объективно являются интеллектуальными и не могут быть никакими иными. Примером такого жанра является драма. В том числе и аниме в жанре драма.
Традиционно драма изображает конфликт одного или нескольких людей с обществом, а также разрешение этого конфликта тем или иным образом. Такое каноническое понимание жанра сохранилось и в аниме. Значит предлагаемые мультфильмы будут интересны всем без исключения людям, которые желают постоянно развивать себя как личность, развивать своё понимание окружающего мира. Аниме в жанре драмы — это подлинное искусство. Такое искусство, целью которого является не только развлечение зрителя, но и художественное осмысление той реальности, в которой мы все живём.
Поскольку жанр драмы пришёл в аниме извне, то и рисовка может значительно различаться от одного мультфильма к другому. Таким образом, вы всегда сможете находить в мультфильмах какие-то новые художественные открытия, которых не было ранее.
Хотите познакомиться с жанром подробнее? Тогда посмотрите вот эти вот мультфильмы: «Дети на склоне», «Чихая — королева Каруты», «Легенда о героях Галактики», «Тока Гэттан», «Ай — девушка с кассеты». Поверьте, вы не будете разочарованы.
Почему Аниме такие популярные
Аниме популярно во всем мире среди людей разных возрастов. Одни жанры находят поклонников среди детей, другие – среди подростков и даже взрослых.
Однако не все понимают, почему эта разновидность мультипликации оказалась столь привлекательной.
Разберемся в том, что представляет собой аниме, каким оно бывает, как возникло и почему нашло своего зрителя.
Что такое аниме-культура
Аниме-культурой можно назвать все, что связано с самим аниме, то есть японской анимацией.
Причины возникновения
Появление аниме стало ответом на возникновение мультипликации как таковой. В начале ХХ века японские художники, вдохновленные западными мультфильмами, начали работать над собственными. Первые картины не вызвали широкого интереса.
Когда анимация вышла на новый уровень (обрела звук и цвет) японские мультипликаторы просто не могли применить это к своим картинам.
Ситуация изменилась после Второй мировой войны. Западные мультфильмы все еще доминировали в Японии, и это побудило местных художников приложить все усилия, чтобы создать собственный качественный продукт.
Первый значительный шаг в этом направлении сделала студия «Тоэй», которая распределяла ресурсы таким образом, чтобы большую детализацию получали важные сцены, в то время как прочие рисовали их более простыми.
В этой же студии начал карьеру художник, который буквально определил судьбу всей японской анимации – Осаму Тэдзука. В 1962 он открыл свою студию, назвав ее «Муши».
Тэдзука – создатель аниме «Астробой», что обрело популярность не только на родине, но и в США.
Мультипликационный фильм «Кимба» стал первой цветной аниме-картиной в Японии. Примечательно, что из последнего сериала компания Дисней многое взяла для «Короля льва».
С 60-х индустрия активно развивалась. Японскую анимацию покупали и заказывали западные кинокомпании. В 80-х начался «Золотой век» аниме – оно стало популярно по всему миру, новые студии появлялись с невиданной скоростью.
В этот же период засияла звезда Хаяо Миядзаки – культовый японский художник, основателя студии «Гибли» и создателя таких известных картин, как «Навсикая из Долины ветров», «Мой сосед Тоторо» и других.
Почему аниме популярные
Главное отличие аниме от западной мультипликации заключается в том, что оно не ограничивается сюжетами для детей. Напротив, большая часть японской анимации рассчитана на подростков и взрослых.
Именно поэтому аниме стало так популярно – оно рассказывает и показывает самые разные истории, которые интересны в любом возрасте.
Здесь и приключенческие «Покемоны» для детей и подростков и киберпанк «Акира», и фэнтезийный детектив-триллер «Тетрадь Смерти», и многие другие.
Свою роль играет и красивая рисовка, присущая большинству картин. Она создает особенную атмосферу и не оставляет эстетов равнодушными.
Жанры в аниме и их значение
Здесь выделяют те же жанры, что и в кино или литературе, однако есть и ряд специфических разновидностей. Для удобства их можно разделить на группы.
Целевая аудитория
Следующие жанры подходят для тех, на кого рассчитано аниме.
Кодомо – анимация для детей младше 12 лет. В нем нет особенного идейного наполнения, нет жестокости и грубости. Кроме того, по стилю рисовки оно значительно отличается от прочих жанров, где западный зритель может и не догадаться, что мультфильм выпущен в Японии, если не будет знать об этом.
Сёнэн рассчитан на юношей 12-18 лет. Ключевые особенности – динамика, изображение мужской дружбы, изобилие юмористических сцен, наличие соперничества, к примеру, в спорте.
Женские персонажи изображаются подчеркнуто привлекательными и сексуальными.
У сёнэн есть несколько поджанров:
Сёдзё предназначен для девушек 12-18 лет. Сюжет чаще всего строится вокруг любовной линии, рисовка нередко отличается гротескной юмористичностью или утонченной романтичностью, развитие персонажей проработано лучше, чем в сёнэн. Юношей наделяют красивой внешностью.
Можно выделить такие поджанры:
Сэйнэн – жанр для взрослых мужчин. Здесь хорошо показано развитие персонажей, присутствует психологизм, эротика и сатира.
Сюжет не завязан любовных отношениях, однако они могут присутствовать. Отличается от сёнэн большей реалистичностью и мрачностью.
Дзёсэй – рассчитан на взрослых женщин. В основе сюжета обычно повседневная жизнь женщины, отдельно уделяется внимание ее школьным годам, когда она знакомится с другими героями истории. Романтические отношения показаны более детально, а рисовка реалистичнее, чем в сёдзё.
Сеттинг и отношения между персонажами
Именно по сеттингу аниме имеет множество общих жанров с другими видами художественных произведений, а именно такими:
Это общеизвестные жанры, потому нет смысла останавливаться на их толковании. Специфичными можно назвать следующие:
По характеру взаимоотношений между персонажами выделяют:
Каждый жанр находит своего зрителя.
Почему аниме – это плохо
У каждого свой взгляд на аниме, и в России он не всегда положительный. Так, до сих пор бытует мнение, что анимационные фильмы и сериалы для детей, а не для взрослых.
Однако, оно как правило, присуще тем, кто не знаком с аниме-культурой вовсе или судит по одной-двум просмотренным картинам.
Аниме – это богатый, по-настоящему разнообразный мир, в котором можно найти, как добрые и жизнеутверждающие истории, так и мрачные или такие, что многим покажутся аморальными.
Однако все это элементы человеческой культуры в целом, и они характерны не только для японской анимации. Впрочем, каждый сам вправе решать, считать ли их хорошим явлением, плохим или нейтральным.
Так, аниме зародилось примерно в одно время с западной анимацией и постепенно приобрело поклонников по всему миру.
Популярность подобных мультипликаций объясняется разнообразием жанров и истории, а также тем, что они ориентированы не только на детей, но и на взрослую аудиторию.
Особенности аниме
Анимация Японии отличается от анимации других стран, в первую очередь, тем, что представляет собою развивающийся замкнутый культурный пласт, включающий в себя множество уникальных сюжетных и идейных символов, шаблонов, стереотипов и типажей. Простейшими примерами могут служить специфические для аниме жанры, вроде меха, живущие по своим собственным законам, или находящие частое отражение в аниме элементы японской культуры.
Аниме выделяется среди мультипликации других стран своей востребованностью в японском обществе. Это обуславливает и общая направленность определённой доли произведений на более взрослую аудиторию, что выражается в большем внимании к философской и идеологической составляющим, преобладании «взрослых» мотивов в тематике, и, в том числе, меньшей табуированностью тем секса и насилия в культуре в целом.
Большая часть аниме создаётся с расчётом на конкретную, временами довольно узкую целевую аудиторию. Критериями деления могут являться пол, возраст, психологический тип зрителя. Выбранный таким образом метажанр задаёт общую направленность произведения, влияя на его сюжет, идеи и даже манеру изображения. Детское (кодомо) аниме составляет большую часть от всей анимационной продукции, выпускаемой на территории Японии, но за пределами страны популярны более «взрослые» произведения.
Рисунок
Малознакомые с аниме люди среди признаков аниме обычно в первую очередь упоминают неестественно большие глаза персонажей. На самом деле, существующий стиль возник под сильным влиянием западных традиций мультипликации и аниме-персонажи выделяются на их фоне не столько размером глаз, сколько вниманием, уделённым детализации глаз по отношению ко всему остальному лицу. Нос и рот обычно изображаются несколькими волнистыми линиями, за исключением моментов, когда персонаж говорит. Тем не менее существуют произведения, в которых используется «реалистичный» рисунок — нос, рот и скулы равно с прочими деталями лица изображаются и затеняются с большей точностью, например, в аниме-фильме 1998 года «Оборотни» («Jin Roh: The Wolf Brigade»).
По глазам часто можно сделать вывод о персонаже в целом. Они обычно отражают возраст и открытость персонажа. Положительные, весёлые, дружелюбные главные герои часто изображаются с большими, блестящими, полными жизни глазами; замкнутые, мрачные или отрицательные имеют глаза суженные, иногда полузакрытые или оттенённые чёлкой — часто их рисуют похожими на глаза какой-нибудь зоркой хищной птицы или змеи; хитрые или подчёркнуто-вежливые персонажи имеют глаза лисицы — как бы всё время закрытые, будто персонаж постоянно улыбается, однако примерно такие же по форме могут иметь и обыкновенные сони; если персонаж не является романтическим, но при этом не злой, хитрый или замкнутый, художники могут снабдить его достаточно большими глазами, но с маленькими зрачками-точками; кроме того, если персонажа вдруг лишают магическим способом воли или даже души, его глаза теряют блеск и становятся безжизненными — из них исчезают все блики. У детей глаза обычно изображены очень большими, старики же (за крайне редким исключением) имеют глаза маленькие, с маленьким зрачком. Очки являются дополнительным средством выразительности, являясь непременным атрибутом эрудитов (в противовес эксцентричным гениям), различных скромниц или парней-отаку. Очки чёрные, цветные или нарочито-блестящие, всевозможных форм и размеров, украшают лица, пожалуй, одной четверти всех известных аниме-персонажей, являясь их самой изюминкой.
Волосы в аниме обычно состоят из прядей. Причёски персонажей могут иметь самые разные, порой диковинные формы и цвета. Волосы, а также детали одежды персонажей, зачастую подчиняют ветру или инерции, заставляя их несинхронно двигаться при перемещениях персонажа. Волосы различных цветов изначально были способом «персонифицировать» героев, сделать их заметно различными. Сегодня, когда образы персонажей прорабатываются вплоть до мельчайших деталей лица и манер поведения, разноцветные волосы не являются необходимостью, скорее — традицией. Кроме того, цвет волос часто отражает характер персонажа. К примеру, рыжие волосы являются характерным индикатором вспыльчивости (Аска из сериала «Евангелион», Лина Инверс из сериала «Рубаки»). Светлые волосы также указывают на иностранное происхождение героя, поскольку большинство японцев имеют тёмные волосы. Отдельно стоит упомянуть осветлённые волосы, как часть стереотипа хулигана или эксцентрика — выше уже упоминалось, что абсолютное большинство японцев имеет тёмные волосы, и осветление — это наиболее эффективный способ для кого-то выделиться из общей массы в школе и на улице.
Поскольку аниме-сериалы обычно демонстрируются на телевидении с частотой около серии в неделю, для их создания задействуют штат из сценариста, режиссёра, дизайнера и нескольких десятков аниматоров. Кроме того, чтобы укладываться в график выхода, по возможности, без потери качества, используются так называемые «приёмы ограниченной анимации». Они включают в себя перерисовку отдельных частей рисунка с сохранением бо́льшей части картинки неизменной, статические задние планы, упрощённые формы передачи эмоций.
Передача эмоций в аниме является поводом для отдельного разговора. Помимо традиционных для аниме видов проявления чувств персонажем — изменением выражения лица или тона его голоса, используется ряд других приёмов. Эмоции могут изображаться подчёркнуто нереалистично, гипертрофированно — персонажи говорят с закрытыми глазами, чтобы передать безапелляционность, или принимают картинно демонический вид, когда проявляют гнев. В комедийных ситуациях, с целью показать несерьёзность чувства, применяются пиктограммы, такие, как картинка «капельки пота» или «вздувшихся вен», возникающие поверх головы героя, либо в рамочке над ней.
Помимо «серьёзного» рисунка существует также популярный стиль «тиби» или «super-deformed» (SD), в котором персонажи изображаются упрощённо, с непропорционально большими головами и глазами в пол-лица. Обычно стиль SD применяется в комедийных ситуациях, поскольку выдаёт явную несерьёзность, пародийность происходящего. Тем не менее, существуют сериалы, целиком сделанные в такой манере; здесь подобный стиль используется, чтобы создать симпатию к «маленьким и пушистым» главным героям. Так, например, в комедийном сериале «Yamato Nadeshiko Shichi Henge» главная героиня 90% экранного времени проводит в своей тиби-форме, ведя себя так, словно совершенно не от мира сего. Другие же персонажи, являясь более адекватными, изображены, соответственно, вполне обычными.
Сюжет
Как и в любом другом виде кинематографа, разнообразие сюжетов аниме ограничено только фантазией сценариста. Наряду с аниме, рассказывающими о параллельных реальностях и космосе, существуют аниме, описывающие исторические события, или даже воссоздающие повседневную жизнь главных героев в самом обычном Токио. Тем не менее, различные жанры накладывают различные отпечатки на сюжеты аниме, и зачастую определяют общую манеру построения или ключевые вехи сюжетной линии сериала.
Так, например, произведения, называемые «сёнэн-адвенчер» (shounen-adventure — приключения для парней) зачастую имеют предсказуемый канонический вид: большую часть сериала главный герой собирает команду сторонников и учится новым приёмам ведения боя, преодолевая при этом мелкие возникающие проблемы, чтобы в конце концов победить превосходящего по силам противника. После этого сериал либо заканчивается, либо возвращается к началу: обозначается более сильный, более опасный враг. Один такой цикл иногда называют аркой (от англ. arc). Примером классической shounen-adventure может служить «Rurouni Kenshin» — эпос о Химуре Кэнсине, самурае времён реставрации Мэйдзи, умеющем, но не желающем больше убивать.
Распространено также нестандартное скрещивание привычных шаблонов. Например, комедия/боевик «Стальная тревога» повествует о молодом, но бравом вояке Сагаре Сосуке, которого определили на учёбу в школу — охранять потенциальную жертву. Гармоничное переплетение школьных комедийных сценок и серьёзного военизированного сюжета компенсирует недостатки обеих линий по отдельности.
Вселенные, в которых происходит действие сериалов, могут принимать любые формы, от классических фэнтези-миров до популяризованных американскими авторами киберпанка («Ghost in the Shell», «Serial Experiments Lain») или стимпанка («Fullmetal Alchemist», «Стимбой»). Истории фантастических миров могут серьёзно отличаться от привычной нам: так, в аниме «Fullmetal Alchemist» вместо физики развито искусство алхимии, в Аниме «Trigun» действие происходит в далёком будущем, на пустынной планете, среди останков потерянных технологий. Сериал «Волчий дождь» рисует постапокалиптический мир, в котором люди однажды проиграли сами себе и оставили огромные поля сражений, усеяные скелетами боевых механизмов.
Большая часть аниме-сериалов обладает ярко выраженным эмоциональным и идейным подтекстом и служит не просто для развлечения. Режиссёр образами создаёт подходящий эмоциональный фон для передачи своих мыслей. Популярными идеями являются: идея стойкости, нежелания сдаваться сколь угодно могущественным людям или обстоятельствам, идеи самоопределения и выбора жизненного пути, мораль человека. Различный возраст целевой аудитории зачастую влияет на идейный подтекст произведения: shounen-adventure, обычно адресуемые юношам старше двенадцати лет, чаще содержат «простой» эмоциональный ряд (не сдаваться, защищать друзей, и т. д.) с меньшей проработкой деталей, чем философские или психологические произведения для взрослых. «Простота», однако, не означает, что идеи таких сериалов «детские» или даже «наивные», «максималистские» — или что такие сериалы не рассчитаны на старшее поколение. В более серьёзных сериалах рассматриваются вопросы смысла жизни, морали, проблемы эскапизма, одиночества и разделённости людей, религии.
Часто сюжет и стилистика аниме заимствуются из экранизируемого произведения, обычно — манги или «лёгкой новеллы». Иногда при этом сюжет аниме может достаточно сильно отличаться от сюжета экранизируемой манги: так, в аниме могут быть добавлены герои, отсутствующие в манге, изменена концовка и тому подобное.
Музыка и звук
Для передачи эмоциональных оттенков и управления настроением зрителя в аниме, как и в кино, активно используется звуковая и музыкальная составляющие. Аудиодиски с музыкальным сопровождением после выхода сериала издаются отдельно, и зачастую могут конкурировать по популярности с обычными альбомами певцов. Поэтому исполнением песен и созданием музыки для аниме обычно занимаются известнейшие и талантливейшие певцы, группы и композиторы.
Активнее всего в аниме используется так называемая «атмосферная музыка» — тематические композиции, используемые для задания тона сцены. Например, в сериале «Евангелион» композиция «Decisive Battle» («Решающее сражение»), звучащая во время подготовки персонажей к битве, представляет собой активную, пафосную, с глухим узорным ритмом барабанного боя, мелодию, подготавливающую зрителя к предстоящей схватке.
Открывающая и закрывающая песни обычно исполняются известными поп-звёздами или музыкальными группами и являются неотъемлемой частью аниме-сериала. Открывающая композиция создаёт у зрителя нужное настроение для просмотра сериала, восстанавливает в памяти его общий настрой. Закрывающая композиция может подчёркивать ключевые моменты аниме, его идеи в целом, и обычно заметно спокойней, чем открывающая. Обе композиции являются в некотором роде «визитной карточкой» аниме: первая знакомит зрителя с сериалом, а вторая подводит итоги серии.
Актёры, озвучивающие роли в аниме, называются японским словом «сэйю». Профессия сэйю популярна и развита в Японии, благодаря чему озвучка аниме-сериалов выгодно отличается от аналогичных работ других стран. Многие сэйю по совместительству также являются эстрадными исполнителями — например, сэйю Мэгуми Хаясибара, участвовавшая в создании более чем полусотни сериалов, невероятно популярна и как певица. Она же и записывала тематические песни для некоторых из снятых при её участии аниме.
Кроме обычных альбомов («OST», англ. Original Soundtrack) с музыкой из сериала, сэйю иногда издают коллекционные наборы дисков, посвящённых конкретным персонажам, так называемые «альбомы персонажей». В них включаются композиции, посвящённые в аниме этим персонажам, песни этого исполнителя и аудиовставки — благодаря которым у зрителя складывается впечатление, что песни исполняет сам персонаж. Также издаются «диски с аудиопостановками», содержащие небольшие аудио-дополнения к сериалу, обычно не связанные с главной сюжетной линией или пародийной направленности.