какие жанры народной музыки напоминает песня об александре невском и хор вставайте люди русские
Какие жанры народной музыки напоминает песни об Александре Невском и хор Вставайте люди русские музыка
В кантате 7 частей:
«Русь под игом монгольским».
«Песня об Александре Невском».
«Крестоносцы во Пскове».
«Вставайте, люди русские».
«Ледовое побоище».
«Мёртвое поле».
«Въезд Александра во Псков».
Сейчас можно только догадываться, какой была по форме и содержанию наша песня до 17 века. Впрочем, о шутливых песнях упоминается уже в Домострое, хотя там они осуждаются и наряду с прочими забавами называются бесовскими. Во времена Алексея Михайловича воевода Всеволожский наказывал своему приказчику настрого: «Где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всяки гудебны бесовски сосуды, и тебе б то все велеть выимать и, изломав, те бесовские игры велеть сжечь».
По старинке пели и в петровскую эпоху. Занятому прорубанием окна в Европу царю было не до песен. Реформы начались позже.
С Запада хлынула на Русь незнакомая, порой чуждая ей литература. Конечно, русскую народную песню уже никто не считал бесовской, как в прежние времена, но интерес к ней заметно ослабел, вытесняемый новыми иностранными образами и мотивами. Правда, репертуар русской народной песни после Петра I несколько расширился благодаря солдатским песням. Расширился и сам горизонт песни, так как медленно, но неотвратимо стал меняться жизненный уклад, культурные отношения, взгляд на женщину. Но эстетическая цельность русской песни разрушалась, ибо для народной лирики нужна целостность мировоззрения, которое с западным влиянием стало утрачиваться, теряя самобытность.
Но все же, несмотря на начинающиеся разрушения, русская народная песня в 18 веке все еще определяла весь семейный и бытовой уклад. У каждого уважающего себя барина был свой крепостной хор, любовно набранный из самых голосистых девок и разудалых парней; тщательно собирались рукописные сборники.
Возвращались в села и служилые люди, успевшие побывать за границей и попробовать тамошней «красивой жизни». Они тоже становились героями песен вместе с молодыми баричами, кабацкими и фабричными молодцами. Постепенно старые образы и символы стирались, новые песенные сюжеты стали напоминать анекдот, старинные типы заменили пестрые лубочные герои.
Русская народная песня умирала.
Какие жанры народной музыки напоминает песня об александре невском и хор вставайте люди русские
Героические образы в музыке, изобразительном искусстве.
Послушай знакомые фрагменты из кантаты «Александр Невский».
Вспомни, ка ким героическим страницам истории России посвящена эта музыка, и спой главные темы этих фрагментов.
Имя Александра Невского хорошо известно на Руси. Прославился он своими ратными подвигами в начале 13 века, когда одержал победу над шведами на Неве – реке и разбил рыцарей – тевтонцев в Ледовом побоище на Чудском озере.
Образ защитника Отечества Александра Невского воплощён в различных произведениях искусства: в музыке и живописи, в архитектуре и кино.
Рассмотри икону «Святой князь Александр Невский».
Святой Александр Невский. Фреска Архангельского собора Московского Кремля. 1666 г.
кад ры из фильма «Александр Невский»,
Александр Невский канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.
Память 6 декабря и 12 сентября по новому стилю (перенесение мощей из Владимира-на-Клязьме в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь (с 1797 — лавра) 30 августа 1724 года).
Вслушайся ещё раз в музыку вступления к хору «Вставайте, люди русские!» и передай (изобрази) движением руки характер звучания набатного колокола.
Посмотри фрагмент фильма «Александр Невский», где звучит хор «Вставайте, люди русские».
Выполни задание: сравни обе части, попробуй определить их форму.
2. П.Корин триптих «Александр Невский»
Исторические события, связанные с именем русского святого, князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств. Владимирский художник из города Палех Павел Дмитриевич Корин (1892-1967) создал триптих «Александр Невский», который состоит из трёх самостоятельных картин-частей, образующих единое целое.
Этой же теме посвящены еще два выдающихся одноименных произведения: кинофильм С. Эйзенштейна и кантата С. Прокофьева для меццо-сопрано, хора и симфонического оркестра. Оба произведения, появившиеся накануне Великой Отечественной войны (1941-1945), прозвучали как решительное предупреждение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, решившегося напасть на нашу Родину.
Для легендарного фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский», созданного в 1938 г. сочинил музыку С. Прокофьев. Позднее она легла в основу его кантаты — многочастного музыкального произве дения для хора, меццо-сопрано и симфонического оркестра. Зримость образов музыки Прокофьева позволит нам обратиться к восприятию другого произведения искусства — живописно го триптиха художника П. Корина «Александр Невский».
На цент ральной части триптиха — могучая фигура воина, грозный лик и гневный взгляд защитника Отечества, уверенный жест рук, сжимающих рукоять меча. Холодной голубизной отливают его доспехи.
1.Какая идея лежит в основе этих картин художника П.Корина?
2.Почему фигура Александра Невско го занимает центральную часть?
3.Какие сюжеты воплощены на правой и левой частях триптиха?
4. Как они связаны с об разом великого русского полководца?
5. Современно ли «зву чание» картины для нас — людей XXI века?
4. Тема защитников Родины в музыке
Вспомни известные тебе (из уроков музыки) музыкальные произведения, в которых ярко раскрывается тема защиты Родины.
Послушай ЗДЕСЬ ещё раз:
5. Русские народные песни и песни современных композиторов.
5. Родство кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева с живописными образами
Кантата «Александр Невский», в основу которой легла музыка к одноименному кинофильму, стала новым, самостоятельным музыкально-драматическим произведением на стихи поэта В. Луговского и самого композитора С. Прокофьева.
ВИДЕО «ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ»
Рассмотри «Ледовое побоище» Н.Зиновьева. Палех.
Рассмотри картину В. Серова «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища»
Монументальные кадры фильма по своей суровости, величественному народному характеру созвучны картинам П. Корина и В. Серова.
Посмотри ВИДЕО » Въезд Александра Невского во Псков»
Когда же звучит музыка кантаты С. Прокофьева, родство с живописными образами становится еще более ярким.
Спой главные темы этих частей.
1.. Какие особенности мелодики, ритма использовал С. Прокофьев для характеристики величавого облика русского народа?
2.Какие жанры народной музыки напоминает «Песня об Александре Невском» и хор «Вставайте, люди русские»?
3.Какой прием развития лежит в основе композиции этих частей кантаты? В какой форме они написаны?
4.Что, кроме сюжета, роднит эти замечательные творения композитора, художников, кинорежиссера?
5. Контрольное задание
Послушай музыкальную викторину Кантата «Александр Невский» Ссылка ЗДЕСЬ
Презентация к уроку
Цель урока: Показать, что кроме сюжета замечательные творения композитора, художника и кинорежиссёра, роднит воспетые в этих произведениях чувство патриотизма и любви к Родине.
Задачи урока:
Тип урока: комбинированный.
Методы:
Оборудование:
Материалы:
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд 1 (Тема урока)
Звучит Праздничный трезвон. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.
II. Работа по теме урока
Учитель: Очень часто наш город, Санкт-Петербург, называют музеем под открытым небом. И, несмотря на то, что история нашего города начала своё летоисчисление с 1703 года, сегодня мы с Вами посетим музей, который хранит память о событиях, произошедших за несколько веков до основания нашего города. Итак, о каком музее в нашем городе идёт речь? Первая подсказка сейчас появится на экране. (На слайде в качестве подсказок выведены четыре фотографии Александро-Невской Лавры. Если кто-то из ребят догадается, о каком музее идёт речь после первой подсказки, предложить сохранять эту информацию втайне и подождать остальных учащихся)
Ученики: Это Александро-Невская Лавра.
Учитель: Совершенно верно, но если быть более точным, то Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. И вот здесь возникает следующий вопрос. Первая часть названия лавры: Свято-Троицкая связана с названием собора, который расположен на территории лавры, а вот с чем или с кем связано название второй её части: Александро-Невская?
Ученики: С князем Александром Невским, который прославился своими победами над шведами в 1240 году на Неве, за что и получил прозвище Невский и над ливонскими рыцарями на Чудском озере в 1242 году.
Ученики: Да, об Александре Невском.
1. Беседа по теме урока
Учитель: Я предлагаю обратить наши взоры в далёкое прошлое. Но, как Вы думаете, откуда нам известно всё то, что происходило много веков назад?
Ученики: За это мы должны благодарить народных сказителей, которые слагали песни и былины о подвигах русского воинства, передавая их из уст в уста.
Учитель: Давайте попробуем озвучить картину Виктора Михайловича Васнецова «Баян», вложив в его уста следующие строки:
А и было дело на Неве-реке,
На Неве-реке, на большой воде.
Там рубили мы злое воинство,
Злое воинство, войско шведское.
Учитель: Как Вы думаете, прозвучавшие стихи написаны современным автором или это фрагмент былинных напевов?
Ученики: Очень похожи на былинные напевы, но если предположить, что эти стихи написаны современным автором, то они передают дух старины.
Учитель: Как Вы точно заметили. Эти строки, действительно были написаны в XX веке поэтом В. Луговским и композитором С.Прокофьевым, которые стремились воссоздать в своём произведении характерные черты былинных напевов. Послушайте и отметьте, какие это черты? (Звучит «Песнь об Александре Невском», из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева).
Ученики: Неторопливое, размеренное движение. Мелодия строгая и величественная, с широким дыханием.
Учитель:Фрагмент, который только что прозвучал «Песнь об Александре Невском», был написан композитором С.С.Прокофьевым и является частью крупного произведения, состоящего из 7 частей. Называется это произведение каната «Александр Невский».
Слайд 8 (Определение кантаты)
Кантата – (латинское canto, буквально – пою). Музыкальное произведение торжественного или лирико-эпического характера, состоящее из нескольких законченных номеров и исполняемое певцами-солистами, хором в сопровождении оркестра.
Возникшая из музыки к кинофильму, кантата напоминает ряд проносящихся контрастных кадров. Музыка кантаты очень образна и живописна. Я предлагаю посмотреть фрагмент из кинофильма «Александр Невский» режиссёра С.Эйзенштейна, где Вы ещё раз услышите «Песнь об Александре Невском» и сможете соотнести услышанное и увиденное. (Просмотр видеофрагмента)
А какова основная мысль этой части?
Ученики: Рассказ о недавней победе русских над шведами.
Учитель: Правильно. А может быть кто-то готов дополнить ответ?
Ученики: И о готовящемся новом испытании: «Не уступим мы землю русскую».
Учитель: Я Вам очень благодарна, что Вы были внимательными слушателями и процитировали одну из основных идей, но мне бы хотелось дополнить: «Кто придет на Русь, будет насмерть бит». Эту идею продолжил в своём творчестве народный художник СССР Павел Дмитриевич Корин.
Самым известным его произведением военных лет является триптих «Александр Невский».
2. Обсуждение картины П.Д. Корина «Александр Невский».
А что такое триптих?
Ученики: Это картина, которая состоит из трёх частей.
Учитель: И что очень важно заметить – все три части объединены общей идеей, темой или сюжетом.
Слайд 11 (Определение триптиха)
Три части картины объединены сюжетной линией — это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками.
На левой части триптиха, которая называется «Северная баллада», изображен русский воин-богатырь из народа, которого провожает на войну женщина — мать, жена или сестра.
В правой части Корин обыграл былинный мотив — эта часть получила название «Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре русского народа.
На центральной картине триптиха изображен Александр Невский. Каким Вы видите Александра Невского на этом полотне?
3. Знакомство с кантатой С.С. Прокофьева «Александр Невский» (продолжение)
Учитель: А если бы Вам предложили озвучить эту часть картины, то интонации каких жанров Вы бы предпочли?
Учитель: Пришло время продолжить разговор о кантате С.С.Прокофьева, и сейчас мы послушаем фрагмент, который, возможно, Вам знаком. Это хор «Вставайте, люди русские»
Как начинается этот фрагмент. Какие изобразительные интонации использует композитор?
Ученики: Эта часть кантаты начинается с колокольного звона.
Учитель: С какой целью композитор вводит в звучание оркестра колокольный звон?
Ученики: На Руси был обычай обо всех событиях оповещать людей колокольным звоном. Если нужно было сообщить о приближающейся опасности, то звонари ударяли в набатный колокол. А хор, как отклик, звучит очень активно и призывно.
Учитель: Весь фрагмент звучит активно и призывно?
Ученики: Нет, в средней части характер меняется. Здесь композитор как бы создаёт образ Родины-Матери, поэтому музыка звучит неторопливо, но при этом величественно.
Учитель: Отголоски каких жанров русских народных песен напоминает средняя часть хора «Вставайте, люди русские»?
Ученики: Протяжные, былинные напевы.
Учитель: Мы уже говорили о том, что появлению кантаты предшествовала работа в кино, поэтому ряд музыкальных фрагментов кантаты С.С. Прокофьев дополнил и сейчас у Вас будет небольшая творческая работа, в которой Вы после просмотра видеофрагмента, должны будете отметить, что же изменилось в звучании хора из кантаты. (Просмотр видеофрагмента. Выполнение творческой работы и её обсуждение ).
4. Заключение
Учитель: Как Вы думаете, почему этот xoр был очень любим в годы Великой Отечественной войны?
III. Домашнее задание
Учитель. О самом живописном центральном фрагменте кантаты «Ледовое побоище» мы поговорим на следующем уроке, но у Вас будет очень интересное домашнее задание. (Если позволит время, то послушать фрагмент на уроке).
Слайд 20 (Домашнее задание)
Учитель: Прослушать фрагмент «Ледовое побоище» из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» и написать киносценарий, согласно развитию событий, о которых композитор рассказал нам с помощью изобразительных и выразительных средств музыки. Музыкальный файл выложен на сайте.
IV. Показ песни. Работа над песней.
Учитель. Возвращаясь к теме урока, мне ещё раз хочется обратить Ваше внимание на то, что без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Тем более, если это прошлое героическое. И я хочу напомнить Вам, что в нашем городе таких документальных свидетельств о героическом прошлом ленинградцев немало. Одно из таких мест находится на Невском проспекте. Именно об этом песня, которую я написала на слова и хочу Вас с ней познакомить. Называется песня «На Невском проспекте»
Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом.
Список литературы:
Урок музыки по теме «С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Образ Александра, образ русского народа.»
УРОК : С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Образ Александра,
образ русского народа.
СОДЕРЖАНИЕ урока: вокальные жанры, жанр кантата, история создания произведения,
особенности музыкального языка кантаты;
— закрепить понятия: «кантата», «контраст», «музыкальная живопись», «выразительность и
— оценить значение творчества великого русского композитора С. Прокофьева в воплощении
целостного образа русского народа как защитника Родины;
-провести анализ музыкального языка произведения, используя выразительные средства музыки:
темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика.
-формировать умения и творческие навыки каждого ученика;
-прививать бережное отношение к истории своего народа;
-показать многомерность и гармоничность различных видов искусства для создания образа
-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
-совершенствовать вокально-хоровые навыки.
-пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества;
продолжить знакомство с жанрами вокальной музыки;
развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;
формировать умение анализа музыкального произведения.
• С. Прокофьев Кантата «Александр Невский»
2 часть – «Песнь об Александре Невском»,
4 часть – «Вставайте люди русские»,
5 часть – «Ледовое побоище»,
6 часть – «Мёртвое поле».
Оборудование: компьютер, CD диск, портреты С.Прокофьева и С.Эйзенштейна,
презентация, раздаточный материал: таблица для заполнения,
1 этап: организационный момент, повторение пройденного материала:
Здравствуйте, ребята. (слайд 1)
Перед вами на экране названия разных жанров, которые можно объединить в одну тему, тему с которой вы работаете уже не первый урок. Как вы думаете, что это за тема?
— Совершенно верно – вокальные жанры. Что ещё вы можете добавить, глядя на эту страницу?
Конечно, одним цветом выделены жанры кантаты и оратории. Что вы о них знаете? Назовите характерные признаки этих жанров.(слайд 2)
Посмотрите, пожалуйста, на экран(слайд 3): перед вами фотографии гениальных людей ХХ века. Один из них – композитор, другой – кинорежиссёр. Как вы думкете, что их может объединять?
— Конечно же общая работа над произведением, совсем не трудно догадаться, что это работа над кинофильмом. (слайд 4)
В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Прокофьева, с которым был хорошо знаком еще с 20-х годов. «Будучи давнишним поклонником его замечательного режиссерского таланта, я с удовольствием принял предложение», — вспоминал композитор. Прокофьев принялся за работу. Она протекала в самом тесном содружестве с Эйзенштейном. Работа шла двумя путями: либо режиссер показывал композитору законченный кусок отснятой пленки, предоставляя ему самому решать, какова должна быть музыка к нему, либо Прокофьев заранее писал тот или иной музыкальный эпизод, и Эйзенштейн строил зрительный ряд, основываясь на этой музыке. Бывало и так, что режиссер рассказывал Прокофьеву о каком-то эпизоде, иллюстрируя его карандашными рисунками, а потом делал съемки, исходя из готовой музыки.
«Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех. Этот успех натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату. Из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического цикла. Работа шла очень быстро и 17 мая 1939 года прошла ее премьера в Большом зале Московской консерватории.
Перед вами знак вопроса (слайд 5). Что бы вы хотели узнать об этом произведении?
2 этап: Ребята формируют цель урока. Цели урока обозначаются на доске.
Тема записывается в тетради.
Итак, мы хотим знать:
— как представлен образ русского народа в кантате;
— как характеризуется в музыке образ князя Александра Невского.
3 этап: изучение нового материала
Кантата, а именно этот жанр выбрал композитор для своего произведения, состоит из семи частей (слайд 6), — откройте ваши распечатки –
«Русь под игом монгольским»,
«Песня об Александре Невском»,
«Крестоносцы во Пскове»,
«Вставайте, люди русские»,
«Въезд Александра во Псков».
Несомненно, это образ русского народа, возглавляемый князем Александром Невским, и образ врагов –захватчиков, это и монголы и крестоносцы. В своём произведении С. Прокофьев дал яркие музыкальные характеристики этим образам, используя различные средства выразительности.
Как же представлен образ Александра невского в произведении? (слайд 7)
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно прослушать музыку второй части кантаты «Песнь об Александре Невском». Подумайте, каким перед вами предстает Александр Невский в этой музыке? Определите его музыкальный портрет.
Звучит музыкальный фрагмент
-Каков характер прозвучавшей музыки?
Ответы детей. Повествовательная, величавая, размеренная, похожа на древнерусскую былину, распев разносится далеко над просторами русской земли.
— Каким предстал А. Невский перед вами, каким вы его видите в музыке? мужественным, сильным, надежным, уверенным защитником – богатырем. Перед нами былинный герой. Музыка величавая и строгая (подражание народным величальным песням). Она похожа на фреску древнего русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине.
Может ли эта музыка являться одновременно и характеристикой русского народа? Конечно же.
Присоедините свои голоса к хору из кантаты. Ваша задача спеть в характере, мужественно, решительно, уверенно и четко.
Звучит музыкальный фрагмент
Какой образ у этой песни? С чего начинается эта часть?
Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в его первой части. На Руси этот тревожный колокольный звон называют набат. Что такое набат? Сигнал к сбору людей в случае бедствия, подаваемый ударом колокола. звоном колокола сзывали на помощь, поднимали тревогу.
В «Александре Невском» нельзя выделить какую-либо одну сквозную русскую тему, проходящую через всю кантату. Таких тем несколько. Характеристика русских многотемна. По ходу развития в связи с новыми моментами действия возникают новые темы.
Пятая часть кантаты «Ледовое побоище» (слайд 9). В ней Прокофьев представляет два войска, каждому из них он написал свою музыку, свою тему:
— Я предлагаю вам послушать фрагменты кантаты и определить музыкальную характеристику войска немецких рыцарей и войска русских воинов. Для этого необходимо заполнить таблицу, точнее определить средства выразительности, которыми пользуется композитор.